Получить участок под ИЖС бесплатно в Крыму

Где берется «неформат»?

Получить приостановку в Госкомрегистре РК при осуществлении кадастрового учета и госрегистрации права из-за несоответствия размера надела нормам можно в нескольких случаях. Например, если вы с украинских времен имеете разрешение на разработку проекта отвода «неформатного» земельного участка и долгие годы не оформляете его. Дело в том, что, в соответствии с российским законодательством, участки, выделяемые гражданам из государственной или муниципальной собственности, имеют предельные размеры. То есть их площадь не должна быть больше или меньше той, которая прописана в республиканском законе о предоставлении земельных участков, а потом — в утверждаемых городами и районами градостроительных регламентах.

В частности, в законе установлено, что для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа может быть выделено от 0,05 до 0,08 гектара, а в поселках и селах — от 0,08 до 0,25 гектара. Если речь идет о предоставлении земли под садоводство, то можно выдать 0,06-0,12 гектара, под огородничество — 0,06-0,2, под дачу — 0,06-0,1 гектара. Муниципалитеты, утверждая регламенты, зачастую эти цифры просто копируют, не учитывая то, что в украинскую бытность минимальные размеры участков, например, под ИЖС в городе законодательно вообще не очерчивались, а максимальные составляли 10 соток. Вот и выделяли тогда городские власти по три-четыре сотки.

В те годы «неформатные» участки появлялись также, если репатрианты на пустующих землях строили свои дома, не имея на это разрешений от властей. О размерах тогда, конечно, никто не думал. Теперь власти пошли навстречу людям и в большинстве случаев готовы легализовать эти участки и дома.

Еще один повод получить приостановку — пытаться узаконить землю под принадлежащим вам много лет домом. Такая ситуация сложилась у симферопольца Николая Григорьевича. В 1987 году он получил в наследство дом с хозпостройками на участке в 271 квадратный метр. На дом у него правоустанавливающие документы есть, а на землю под ним — нет и не было. При этом в соответствии с законом он имел право получить землю под своим домом бесплатно. Сейчас, спустя почти 32 года, пожилой человек решил это сделать.

Симферополец обратился в горадминистрацию. Ведь сначала право собственности регистрируется за муниципалитетом, а затем он передает надел гражданину. Сотрудники администрации направили документы в республиканский Госкомрегистр. Процедура постановки на кадастровый учет в этом случае при отсутствии проблем с размерами участка должна была занять не более 10 дней. Но процесс растянулся более чем на три месяца, осуществление кадучета было приостановлено.

«Малышу» нужна справка

— Государственные регистраторы вынуждены принимать такие решения практически ежедневно, — говорит первый заместитель Госкомрегистра РК Алексей Костин. — В основном, при осуществлении кадучета и регистрации права собственности на участки, образуемые из земель муниципальной собственности и расположенные в границах населенных пунктов. Увеличение количества подобных решений в последнее время связано с утверждением в 2018-2019 годах органами местного самоуправления правил землепользования и застройки (ПЗЗ) территорий. В ПЗЗ установлены требования к минимальным и максимальным размерам образуемых участков, но не учтено фактически сложившееся там землепользование. Кроме того, органы местного самоуправления не всегда соблюдают установленные ими же требования к размерам образуемых участков при утверждении схем расположения наделов на кадастровом плане территории.

Проблема наиболее остро стоит в населенных пунктах, в частности, в крымской столице. Симферопольская администрация только в начале года получила около шестисот приостановок одновременно. Цифра значительная, так как в среднем за год выделенные муниципалитетом участки в крымской столице оформляют 2,5 тысячи граждан. И, по данным управления земельных ресурсов горадминистрации, 60-70 процентов имеют «неправильные» размеры. В подавляющем большинстве случаев, они маленькие (участки по 10 соток в городе встречаются редко).

Сейчас, для того чтобы снять приостановку, крымчане, оформляющие землю через МФЦ, вынуждены идти в орган местного самоуправления и брать заключение, подтверждающие, что фактические границы сложились до принятия ПЗЗ, и отсутствует возможность увеличения площади до нормативной. Крымчанам, которые оформляют землю через муниципалитет, проще — за них эту справку горадминистрация предоставляет в рамках межведомственного взаимодействия.

— Это заключение можно включать в текст решений об утверждении схем расположения участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления участка, — советует Костин.

Выход есть

Полноценным выходом из сложившейся ситуации может стать внесение изменений в действующие ПЗЗ, предусматривающих возможность отклонения от предельных размеров. Таким образом проблема уже урегулирована в Алуште. По этому же пути идет Симферополь.

— Администрация Симферополя подготовила предложение о внесении изменений во временные правила землепользования и застройки территории, — рассказала заместитель главы администрации города Инна Смаль. — В документе указано, что предельные размеры не будут распространяться на участки, образуемые на основании решений, выданных с 14 октября 2008 до 21 марта 2014 года. Кроме того, они не будут касаться участков с постройками, самовольно возведенными до 18 марта 2014 года, которые можно признать объектами ИЖС. Также нормы не будут распространяться на участки с объектами капстроительства, на которые до 21 марта 2014 года оформлено право собственности (то есть, если площадь оформляемой земли всего 250 квадратных метров, но человек имеет документы на жилой дом на ней, то нормы ПЗЗ его не коснутся). Этот проект решения сейчас находится на согласовании в горсовете. Полагаю, что документ примут на одной из ближайших сессий.

При этом Инна Смаль подчеркнула, что людям, у которых документы украинского образца в полном порядке, при переоформлении их в соответствии с российскими стандартами, волноваться не стоит. Вопрос предельных размеров земельных участков их не касается.

Александр Спиридонов, председатель Госкомрегистра РК:

— Мы выступаем за выработку правового механизма. Комитет рекомендует всем органам местного самоуправления предусматривать в ПЗЗ возможность отклонения от минимальных размеров земельных участков, образуемых из земель государственной или муниципальной собственности в границах сложившейся застройки. Примеры, когда ПЗЗ позволяет формировать участки меньше установленного минимального размера, уже есть.

Тем временем

Крымчане стали чаще проводить межевание. Сейчас в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о 882 тысячах участков, расположенных в республике. При этом 553 тысячи имеют координаты. Только с июня 2018 года в Крыму установлены границы более 60 тысяч наделов. По данным Росреестра, в этом году республика вошла в шестерку регионов РФ, демонстрирующих наибольший прирост участков с установленными границами. Действующее законодательство не предусматривает обязательного межевания, но любой собственник будет чувствовать себя спокойней, когда точно знает, где проходят границы его территории, считают в Госкомрегистре РК. Установленные границы помогут избежать споров с соседями или, по крайней мере, при самовольном занятии части надела соседом доказать неправомерность его действий. Межевание востребовано и при разделе имущества, когда владелец доли хочет ее выделить для дальнейшего распоряжения.

Контакты

Чем ценна эта статья: в одной консультации мы собрали всю важную информацию – вы узнаете, какие документы нужно иметь для законного размещения киоска и на какие нюансы обратить внимание при их получении.

Общие правила

Очень часто мы можем услышать, что лотки и киоски относятся к малым архитектурным формам (далее – МАФ). Однако это не так. К МАФам относятся элементы благоустройства: павильоны, навесы, лавки, вывески, размещение которых регулируется Законом от 06.09.05 г. № 2807-IV (ст. 21). Лотки и киоски, используемые в предпринимательской деятельности, были исключены из перечня МАФ и стали называться временными сооружениями согласно ст. 28 Закона от 17.02.11 г. № 3038-VI (далее – Закон № 3038).

Временное сооружение может быть только одноэтажным, оно изготавливается из облегченных конструкций и устанавливается, как ясно из названия, на какое-то время, без возведения фундамента, с учетом основных требований к сооружениям, которые определены техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений. Временное сооружение может иметь закрытое помещение для временного пребывания людей (павильон площадью не более 30 м2 по внешнему контуру) или не иметь такого помещения.

Несмотря на временный статус, поставить киоск самовольно – нельзя. Даже если вам кажется, что «здесь он никому не мешает». Запрет на самовольное размещение киосков устанавливают местные советы своим решением. Это дает основание для их демонтирования в случае незаконной установки.

Кроме того, местные советы могут устанавливать ограничения на расположение киосков. Например, в г. Днепропетровске нельзя располагать киоск ближе чем за 20 м от окон жилых домов, а также вблизи школ и дошкольных учреждений (решение Днепропетровского городского совета от 02.02.11 г. № 208/8 «Об утверждении Временного порядка размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности в г. Днепропетровске, Градостроительной концепции и типовой формы договора личного срочного земельного сервитута»).

Рассмотрим, какие документы нужны для размещения и начала работы киоска.

Документы на землю

Киоск будет стоять на земельном участке. Значит, вам надо иметь:

Правоустанавливающие документы на земельный участок

Земельный участок у субъекта хозяйствования может находиться в собственности, в постоянном пользовании или в аренде.

На сегодня для подтверждения права собствен-ности на земельный участок или права пользования им нужно иметь:

  • либо государственный акт на право собственности на земельный участок (такие акты выдавались до 01.01.13 г. и остаются в силе),
  • либо свидетельство о праве собственности (этот документ стали выдавать с 01.01.13 г.),
  • либо выписку о регистрации права на земельный участок,
  • либо договор аренды земельного участка.

Возможно, вы только собираетесь арендовать участок, заключив договор аренды земельного участка с местным советом. Тогда обратите внимание на важные нюансы.

Договор аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности заключается в письменной форме и по желанию одной из сторон может быть нотариально удостоверен (ст. 14 Закона от 06.10.98 г. № 161-XIV, далее – Закон № 161). Договор составляется по типовой форме, утвержденной постановлением КМУ от 03.03.04 г. № 220. В ст. 15 Закона № 161 определены существенные условия такого договора.

Кроме того, неотъемлемой частью договора аренды земли являются:

  • план или схема земельного участка, который передается в аренду;
  • акт определения границ земельного участка в натуре (на местности);
  • кадастровый план земельного участка с отражением ограничений (обременений) в его использовании и установленных земельных сервитутов;
  • акт приемки-передачи объекта аренды;
  • проект отвода земельного участка в случае его разработки по закону.

Следует знать, что отсутствие в договоре аренды земли одного из существенных условий, а также вышеперечисленных документов может послужить основанием для признания договора недействительным. Отметим, что регистрация договора аренды не производится, поскольку с 01.01.13 г. право аренды подлежит госрегистрации в Госреестре вещных прав на недвижимое имущество в соответствии с Законом № 1952.

Обратите внимание! При утверждении проекта отвода земли или проекта землеустройства, а также при передаче земельного участка в собственность или в аренду органы исполнительной власти или органы местного самоуправления своим решением устанавливают целевое назначение земельных участков. Киоск можно установить на участке, назначение которого – «ведение хозяйственной деятельности».

Получаем паспорт привязки

Процедура получения заветного документа состоит из двух этапов. Конечно, ко второму этапу переходим, если первый завершился успешно.

Этап 1. Подаем заявление на выдачу паспорта привязки в исполнительный орган местного совета (сельского, поселкового, городского совета, районной государственной администрации). Такое заявление составляется в произвольной форме, к нему следует приложить (п. 2.3 Порядка № 244):

  • графические материалы с указанием желаемого места расположения временного сооружения, выполненные заказчиком в произвольной форме на топографо-геодезической основе М 1 : 500 чертежами контуров временного сооружения с привязкой к местности (обычно заказчик обращается к специалистам, выполняющим эти работы);
  • реквизиты заказчика (наименование, Ф. И. О., адрес, контактная информация).

Вопросами выдачи паспорта привязки занимается исполнительный орган при местном совете – орган по вопросам градостроительства и архитектуры. Данный орган в течение 10 рабочих дней (в отдельных случаях – 15) рассматривает заявление и проверяет, соответствует ли место расположения киоска строительным нормам и комплексной схеме его размещения (при наличии). О результатах такого рассмотрения заявителя должны уведомить письменно в течение трех рабочих дней по окончании рассмотрения заявления (п. 2.5 Порядка № 244).

Этап 2. Оформляем паспорт привязки. Для этого подаем дополнительное заявление в орган по вопросам градостроительства и архитектуры (п. 2.6 Порядка № 244). К такому заявлению следует приложить:

  • схему размещения киоска (по форме приложения 1 к Порядку № 244);
  • эскизы фасадов киоска в цвете М 1 : 50 (для стационарных временных сооружений). Эскизы должны быть изготовлены специалистом: субъектом хозяйствования, который имеет лицензию на выполнение проектных работ, или архитектором, который имеет соответствующий сертификат (форма приведена в приложении 1 к Порядку № 244);
  • схему благоустройства прилегающей территории, составленную заказчиком или субъектом хозяйствования, который имеет соответствующую лицензию, или архитектором, который имеет соответствующий квалификационный сертификат, в соответствии с Законом от 06.09.05 г. № 2807-IV;
  • технические условия относительно инженерного обеспечения (при наличии), полученные заказчиком у балансодержателя соответствующих инженерных сетей.

Указанные документы заявитель должен получить самостоятельно.

Орган по вопросам градостроительства и архитектуры оформит паспорт привязки в течение 10 рабочих дней. Конечно, при условии, что поданы все необходимые документы и они правильно оформлены (п. 2.7 Порядка № 244). Паспорт привязки выдается по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 244.

Следует знать, что если киоск не будет установлен в течение 6 месяцев с даты получения паспорта привязки, такой паспорт привязки аннулируется (п. 2.7 Порядка № 244).

Декларация соответствия материально-технической базы требованиям законодательства

Прежде чем киоск начнет работать, субъект хозяйствования должен подать две декларации: пожарного надзора и СЭС. Декларации подаются госрегистратору либо непосредственно в разрешительный орган.

Декларация по вопросам пожарной безопасности

Начинать работу без разрешения органов государственного пожарного надзора запрещается (ст. 57 Кодекс гражданской защиты, далее – КГЗ). Процедура выдачи разрешения на начало работы установлена Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 05.06.13 г. № 440 (далее – Порядок № 440).

Декларация соответствия материально-техни­ческой базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности подается по форме приложения к Порядку № 440.

Субъект хозяйствования может подать декларацию лично (через нарочного) или отправить заказным письмом по месту нахождения киоска – государственному администратору (при органе местного самоуправления) или территориальному органу государственной службы чрезвычайных ситуаций (далее – ГСЧС) (п. 2 Порядка № 440).

Обратите внимание: декларацию подавать не нужно, если вы намерены разместить киоск на рынке и схема его расположения согласована с органом государственного пожарного надзора (ч. 4 ст. 57 КГЗ).

Декларация по вопросам пожарной безопасности регистрируется ГСЧС (бесплатно) в течение 10 рабочих дней со дня ее поступления. Датой поступления декларации считается дата ее регистрации в качестве входящей корреспонденции государственным администратором или органом пожарного надзора, а в случае направления заказным письмом – дата, указанная на почтовом штемпеле предприятия связи.

Если декларация подана непосредственно государственному администратору, тогда он в течение одного рабочего дня после поступления декларации передает ее ГСЧС. Данный орган проверяет поданную декларацию на соответствие установленной форме и в случае соответствия – регистрирует.

Первый экземпляр декларации хранится в ГСЧС, второй экземпляр не позднее следующего рабочего дня после регистрации передается субъекту хозяйствования или государственному администратору с отметкой о дате и номере регистрации декларации (п. 10 Порядка № 440).

Если подданная декларация оформлена с нарушением установленных требований, тогда будет отказано в ее регистрации, ее вернут для доработки (ст. 57 КГЗ). После доработки декларации субъект хозяйствования имеет право вновь ее подать.

Декларация для СЭС

Субъект хозяйствования подает государственному администратору или соответствующему территориальному органу СЭС декларацию соответствия материально-технической базы требованиям законодательства. Форма и процедура подачи такой декларации установлены Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 17.05.06 г. № 685 (далее – Порядок № 685).

Обратите внимание: начинать деятельность (открывать киоск) можно с даты регистрации декларации в журнале учета субъектов хозяйствования органом СЭС (п. 6 Порядка № 685).

Лицензии на алкоголь и табак

Если в киоске будет продаваться алкоголь или табак, необходимо получить соответствующую лицензию (ст. 15 Закона от 19.12.95 г. № 481/95-ВР, далее – Закон № 481). А если в киоске будут продаваться алкогольные напитки и табачные изделия, необходимо получить две отдельные лицензии.

Обратите внимание! С 1 июля 2015 года вступают в силу нормы Закона от 28.12.14 г. № 71-VIII (далее – Закон № 71), согласно которым пиво с содержанием этилового спирта от 0,5 % будет считаться алкогольным напитком. Следовательно, если вы намерены продавать только пиво, то с указанной даты необходимо будет получить лицензию на розничную продажу алкоголя.

Если вы намерены продавать в киоске алкоголь, для этого необходимо выполнить ряд условий (абзац четырнадцатый ст. 1 Закона № 481), а именно:

  • помещение киоска должно иметь торговую площадь не менее 20 м2;
  • в киоске должен быть РРО.

Отметим, что требование относительно площади киоска не распространяется на случай торговли только пивом.

Лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями выдаются Департаментом контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий при ГФС (п. 5.4 Положения, утвержденного приказом Минфина от 13.10.11 г. № 1289).

Лицензия выдается по заявлению субъекта хозяйствования, в котором надо указать (ст. 15 Закона № 481):

  • адрес места торговли;
  • вид хозяйственной деятельности (розничная торговля алкогольными напитками или табачными изделиями);
  • дополнительно приводится перечень РРО (книг учета расчетных операций), а также информация об их моделях, модификациях, заводских номерах, производителе, дате изготовления, регистрационных номерах удостоверений РРО (КУРО), находящихся в месте торговли, и дате начала их учета в органах ГФС.

Требовать представления других документов, кроме указанных в Законе № 481, запрещается. Указанные документы подаются в одном экземпляре в копиях, заверенных нотариально или органом, который выдал оригинал документа, либо должностным лицом органа лицензирования.

Заявление о выдаче лицензии подаются уполномоченным лицом заявителя или направляются заказным письмом. Если заявление и документы подаются лично, их должны принять по описи. Копия описи выдается заявителю с отметкой о дате приема заявления и документов и с подписью лица, их принявшего.

Лицензия или решение об отказе в ее выдаче выдается заявителю не позднее 10 календарных дней со дня получения всех документов. Срок действия такой лицензии – 1 год.

На руки лицензия выдается после фактической оплаты 1/4 части установленной годовой платы за лицензию (п. 34 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 13.05.96 г. № 493, далее – Порядок № 493). Плата за лицензию взимается ежеквартально равными частями (п. 35 Порядка № 493).

Сейчас размер платы за лицензию (в границах города):

  • на розничную торговлю алкогольными напитками, кроме сидра и перри (без добавления спирта) – составляет 8 000 грн. на каждый отдельный указанный в лицензии РРО, находящийся в месте торговли;
  • на розничную торговлю табачными изделиями – 2 000 грн. на каждое место торговли.

ВЫВОДЫ

Для того чтобы законно установить и открыть киоск, вам необходимо:

  • узнать, какие требования к размещению временных сооружений установлены местной властью в вашем населенном пункте;
  • иметь правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором будет расположен киоск (например, договор аренды земли);
  • получить паспорт привязки;
  • подать декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства через госрегистратора либо непосредственно в органы пожарного надзора или СЭС;
  • если в киоске вы намерены продавать алкоголь и табачные изделия – получить две отдельные лицензии. Помните, что с 1 июля на торговлю пивом также необходимо будет получать лицензию.

Напоминаем также, что с 1 января 2015 года не нужно получать торговый патент (Закон № 71).

В РФ все участки, находящиеся в собственности, разделяют по целевому назначению. Среди видов использования, доступных гражданам, чаще всего оказываются индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и личное подсобное хозяйство (ЛПХ). Вопрос о том, как перевести ЛПХ в ИЖС, стоит достаточно остро, поскольку земель, подходящих для возведения капитальных жилых строений, с каждым годом становится меньше, особенно в Москве. Обе разновидности земель предназначены для некоммерческих целей, однако между ними есть существенные различия:

  • Участок ИЖС предназначается для строительства жилья, а участок ЛПХ – для выращивания сельскохозяйственных культур, разведения скота, содержания пасеки и других с/х нужд.
  • Земля ЛПХ может располагаться в границах поселения и за его пределами. В первом случае на этой земле разрешается строительство и хозяйственных, и жилых строений, во втором случае запрещено любое капитальное строительство. Земля ИЖС находится только в границах поселения и дает не только право строить жилой дом, но гарантию его подключения к коммуникациям и наличие социальной инфраструктуры возле него.
  • Кадастровая стоимость земли ЛПХ ниже, чем у земли ИЖС, соответственно, земельный налог за землю ЛПХ тоже будет ниже.

Вопрос, как перевести ЛПХ в ИЖС, чаще всего возникает у граждан, которые хотят возвести на участке жилой дом. Благодаря смене целевого использования участка удастся не только построить здание, в котором можно будет зарегистрироваться, но и получить на его строительство кредит в банке, обналичить материнский капитал. С участками под ЛПХ сделать этого не удастся.

ИГОРЬ ЕСЕНКОВ, ВЕДУЩИЙ ЮРИСТ КОМПАНИИ SMART CHOICE

К нам часто обращаются с вопросом, можно ли перевести ЛПХ в ИЖС. Ответить на него однозначно не получится, поскольку допустимость процедуры зависит от ряда обстоятельств. Прежде чем узнавать, как перевести ЛПХ в ИЖС, придется проанализировать градостроительную документацию. Дело в том, что данная процедура — смена вида разрешенного использования — доступна лишь в двух случаях: если участок ЛПХ расположен в пределах городского поселения или если земли сельхозназначения, на которых расположен участок, планируется в ближайшее время присоединить к городу.

Можно ли перевести ЛПХ в ИЖС? Разбираемся в особенностях использования участков

Как мы уже упоминали выше, земли ЛПХ могут быть расположены как в пределах городских поселений, так и на землях сельхозназначения. По действующему с 2015 года классификатору такие участки будут относиться к разным категориям и иметь разные виды разрешенного использования (ВРИ) — код 1.16 (для с/х земель) и 2.2 (для городских поселений).

Такое разделение имеет критически важное значение, если речь идет о том, как перевести ЛПХ в ИЖС в 2018 году. Проще всего дело будет обстоять с участками, расположенными в черте города. Перевести земли ЛПХ в ИЖС можно и даже достаточно просто, если речь идет просто об изменении вида разрешенного использования в рамках одной категории. По законодательству, владельцы земли имеют право сами выбирать основной ВРИ. Достаточно написать заявление — и если нет противоречий в рамках градостроительной документации, решение будет положительным.

Как перевести ЛПХ в ИЖС, если участок расположен за пределами города? Возможность будет только в одном случае: городское поселение планируется расширять за счет сельхозземель. Статус ИЖС накладывает обязательства не только на собственника земли, но и городскую администрацию. Она обязана обеспечивать земли городских поселений коммуникациями, инфраструктурой и т.д. Естественно, этого невозможно сделать для отдельного участка среди сельскохозяйственных земель. Поэтому вопрос о том, можно ли перевести ЛПХ в ИЖС, будет напрямую зависеть от того, как далеко участок расположен от границы города и планируется ли по правилам землепользования и застройки, развития поселения и других документов расширять пределы.

ИГОРЬ ЕСЕНКОВ, ВЕДУЩИЙ ЮРИСТ КОМПАНИИ SMART CHOICE

Раздумывая, как перевести участок из ЛПХ в ИЖС, имейте в виду, что целевое использование — не просто запись в ЕГРН. За нарушение ВРИ, самовольные постройки или, напротив, неиспользование земли по назначению положены штрафы. Они могут достигать 10 % от кадастровой стоимости для индивидуальных предпринимателей и 1,5 % — для физических лиц. Также при обнаружении нецелевого использования собственника или арендатора обяжут снести незаконные строения или заняться деятельностью, для которой земля предназначена. Если землевладелец проигнорирует требования, на него снова наложат штраф до 50 тыс. р., а впоследствии могут изъять землю. Это нужно учитывать перед тем, как перевести ЛПХ в ИЖС в 2018 году: придется выполнять требования законодательства и использовать участок по назначению.

Особенности использования земель ЛПХ и ИЖС

Узнавая, можно ли земли ЛПХ перевести в ИЖС, рекомендуем внимательно ознакомиться с особенностями видов разрешенного использования. Так, на землях ИЖС обязательно нужно начать строительные работы в течение трех лет после присвоения нового ВРИ. Сведения об особенностях каждого вида использования мы собрали в таблице.

ИЖС ЛПХ в пределах города ЛПХ на сельхозземлях
Обязательство возвести постройки Да, причем обязательно нужно получить разрешение на строительство. Строительство жилого дома разрешено, но не является обязательным. Возведение капитальных построек запрещено.
Возможность зарегистрироваться по адресу Да. Да (иногда процедура связана со сложностями). Нет.
Проведение коммуникаций, подключение к инженерным сетям За них отвечает местная администрация. При строительстве обязательно выдаются технические условия для инженерной инфраструктуры. Подключение разрешено, но, как правило, собственникам участков приходится самостоятельно подключаться к коммуникациям. Возможности нет.
Какие работы разрешено проводить? Малоэтажная жилая застройка — дома не выше 3-х этажей. Возможно выращивание сельскохозяйственных культур и возведение дополнительных построек. Производство с/х продукции, выращивание с/х животных, возведение жилого дома не выше трех этажей, размещение дополнительных построек. Ведение личного подсобного хозяйства, производство любой с/х продукции. Без права возведения капитальных строений.

Перед тем как перевести землю из ЛПХ в ИЖС, вы должны четко понимать, что придется отказаться от производства сельскохозяйственной продукции и начать строительство в течение трех лет. При этом обязательно нужно будет разработать и согласовать проект, получить разрешение на строительство, затем — разрешение на ввод в эксплуатацию и т.д. Если же вы узнаете, как изменить ИЖС на ЛПХ, то имейте в виду, что придется обязательно заниматься фермерской деятельностью.

Как перевести ЛПХ в ИЖС в 2018: пошаговая инструкция

Земли ЛПХ переводится в ИЖС поэтапно:

  1. Первым делом собирается пакет документов и вместе с заявлением подается в земельный отдел местной администрации.
  2. Заявление и документы принимаются уполномоченным лицом под расписку. В ней указывается дата, когда будет вынесено решение. Обычно рассмотрение вопроса занимает не более двух месяцев, по истечении которых заявитель получает либо отказ в письменной форме, либо акт о переводе земли. На основании акта Росреестр вносит изменения в документы и выдает новую выписку из ЕГРН.

Какие документы потребуются?

  • Копия и оригинал паспорта или реквизиты для предприятия.
  • Документ, который мог бы подтвердить право пользования землей.
  • Копия и оригинал кадастрового паспорта или выписка из ЕГРН с кадастровым номером.
  • Письменное согласие владельца земли на перевод, если заявление подает арендатор.
  • Справка с координатами земельного участка.
  • Справка о нахождении земельного участка в поселении.
  • Заключение экологической экспертизы.

Заявление подается по установленной форме как ходатайство. В нем указываются номер участка по кадастру, настоящая категория земли и та, в которую ее хотят перевести, основания для перевода земли, выписка из ЕГРН с указанием прав на землю.

ИГОРЬ ЕСЕНКОВ, ВЕДУЩИЙ ЮРИСТ КОМПАНИИ SMART CHOICE

От правильности составления заявления в большой степени зависит решение администрации, можно ли ЛПХ перевести в ИЖС. Земля — ценный ресурс, особенно если речь идет о плодородных участках сельхозназначения. В заявлении необходимо привести веские аргументы, объясняющие, почему необходима процедура смены ВРИ или категории.

Как перевести ЛПХ в ИЖС в 2018 году и не получить отказ?

Перевести ЛПХ в ИЖС не всегда можно. Отказ администрация, как правило, выдает в следующих случаях:

  • Заявление о переводе было подано лицом, не имеющим на это права.
  • Поданные документы неверно оформлены или не соответствуют законодательству РФ (подача поддельных документов уголовно или административно наказуема).
  • Перевод противоречит законодательству РФ: земля расположена за границами поселения, а градостроительный план не предусматривает его расширения.
  • Получено отрицательное заключение экологической экспертизы, то есть строение на этой земле сможет нанести вред экологической обстановке на стадии возведения или в процессе эксплуатации.
  • Земля ЛПХ относится к особо ценным земельным угодьям.

1. Для получения муниципальной услуги заявитель представляет:

– документ, удостоверяющий личность заявителя, – паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации в качестве удостоверяющего личность гражданина (копию документа в случае обращения по почте);

– заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства (при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению) (далее также – заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление) либо

– заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка) (далее также – заявление о предоставлении земельного участка, заявление).

1.1. В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

­ фамилия, имя, отчество (последнее ­– при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;

– кадастровый номер испрашиваемого земельного участка – в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению;

– реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

– кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, схемой расположения земельного участка предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, – в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

– вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок;

– цель использования земельного участка;

– реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории – в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

– почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем;

– способ получения результата предоставления муниципальной услуги.

В случае если в заявлении указан способ получения результата предоставления муниципальной услуги в виде электронного документа, в заявлении дополнительно указывается способ предоставления результата рассмотрения заявления в виде бумажного документа при личном обращении либо почтовым отправлением.

1.2. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

– схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) – в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

– документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя), – доверенность, удостоверенная нотариально либо иным предусмотренным законодательством Российской Федерации способом (копия документа – в случае обращения посредством почтовой связи).

Схема расположения земельного участка, подготовленная кадастровым инженером либо заявителем самостоятельно с использованием технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в сети Интернет, должна соответствовать требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 (в действующей редакции).

Предусмотрено получение заявителем схемы расположения земельного участка в форме электронного документа.

Список нотариусов города Калининграда и Калининградской области размещен на официальном сайте нотариальной палаты Калининградской области.

1.3. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются:

­ фамилия, имя, отчество (последнее ­– при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;

– кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

– вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок;

– цель использования земельного участка;

– реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории – в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

– почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем;

­ способ получения результата предоставления муниципальной услуги.

В случае если в заявлении указан способ получения результата предоставления муниципальной услуги в виде электронного документа, в заявлении дополнительно указывается способ предоставления результата рассмотрения заявления в виде бумажного документа при личном обращении либо почтовым отправлением.

1.4. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагается:

– документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя), – доверенность, удостоверенная нотариально либо иным предусмотренным законодательством Российской Федерации способом (копия документа – в случае обращения посредством почтовой связи).

Список нотариусов города Калининграда и Калининградской области размещен на официальном сайте нотариальной палаты Калининградской области.

Заявления составляются от руки (чернилами или пастой) или машинописным текстом, примерные образцы заполнения заявлений приводятся в приложениях №№ 1, 3 к настоящему Административному регламенту, примерные образцы заявлений приводятся в приложениях №№ 2, 4 к Административному регламенту.

Заявитель получает примерный бланк заявления у специалиста МФЦ, при личном обращении либо самостоятельно в электронном виде на Портале или на официальном сайте Администрации.

Заявление и комплект документов заявитель представляет:

­ при личном обращении к специалисту МФЦ;

­ по почте;

­ по электронной почте в форме электронных документов по адресу: mfc@klgd.ru;

– в электронной форме посредством заполнения интерактивной формы Портале.

В случае направления заявления и комплекта документов по электронной почте заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается по выбору заявителя:

– электронной подписью заявителя (представителя заявителя);

– усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (представителя заявителя).

В случае если заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью, представление копии документа, удостоверяющего личность заявителя (удостоверяющего личность представителя заявителя, если заявление представляется представителем заявителя), в виде электронного образа такого документа не требуется.

Заявления, направленные по электронной почте, должны представляться в виде файлов в одном из форматов: doc, docx, txt, xls, xlsx, rtf.

Электронные документы (электронные образы документов), прилагаемые к заявлению, в том числе доверенности, направляются в виде файлов в формате PDF или TIF.

Качество представляемых электронных документов (электронных образов документов) в форматах PDF, TIF должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать реквизиты документа.

Заявление, подаваемое в электронной форме через Портал, формируется посредством заполнения интерактивной формы на региональном сегменте Портала, после чего заявление и прилагаемые к нему документы направляются в Администрацию в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

Идентификация заявителя, подавшего заявление в электронном виде, регистрация заявления осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Калининградской области, нормативными правовыми актами городского округа «Город Калининград».

2. Документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить:

– выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее – выписка из ЕГРН об объекте недвижимости);

– утвержденный проект планировки и утвержденный проект межевания территории.

Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости получается заявителем в Управлении Росреестра при личном обращении.

Сведения из утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории получаются заявителем в Агентстве по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Комитете архитектуры и строительства.

Предусмотрена электронная форма получения заявителем перечисленных в п. 2.7 Административного регламента документов.

Непредставление заявителем документов, указанных в п.2.7 не является основанием для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *