Порядок аттестации военнослужащих

По собственному желанию

Если военный сам желает расторгнуть контракт, он должен предпринять ряд определённых действий.

Рапорт

Если военный хочет разорвать контракт, он должен подать командиру части рапорт. Типовой формы для него не предусмотрено, и потому важно лишь, чтобы в документе указано было следующее:

  • Личные данные должностного лица, которому рапорт адресован (имя, звание и должность).
  • Те же данные для заявителя.
  • Причины, мешающие заявителю дослужить до окончания срока. Часть эта не обязательная, но веские причины ускорят процесс увольнения.

Рапорт подаётся либо непосредственно командиру части, либо в строевой отдел. Подаётся два экземпляра: один остаётся у заявителя с отметкой о приёме, второй приобщается к личному делу.

  • Дополнительно к рапорту приобщаются документы, которые подтверждают причины для увольнения. К примеру, если причиной является семейное положение, приобщаются копии свидетельства о браке и рождении детей, если тяжёлое материальное положение – документы о выплате по довольствию и т. д.

    Отказ в приёме рапорта законодательством не предусмотрен. Даже необоснованный рапорт должен быть рассмотрен.

    Все подробности о рапорте на увольнение военнослужащего можно узнать .

    Рассмотрение

    После того, как документ получен, а командир части провёл беседу (оформляемую листом беседы), рапорт рассматривает аттестационная комиссия. В неё входят:

    • заместитель командира части;
    • представитель кадровой службы;
    • представитель юридического отдела;
    • представитель службы по воспитательной работе;
    • командир заявителя;
    • иные заинтересованные лица (в первую очередь из числа офицеров части).

    Главная задача комиссии – разобраться, насколько обоснован рапорт. Результаты заседания комиссии фиксируются в протоколе и вносятся в аттестационный лист военнослужащего.

    Важно: Если военный увольняется из-за того, что отслужил полный срок контракта и не хочет его продлять, то комиссия не собирается. Тут нужен лишь приказ командира части.

    Решение командира

    Исходя из содержания рапорта и решения аттестационной комиссии, командир принимает решение. Он может:

    • согласиться и начать увольнение;
    • отказать в досрочном расторжении контракта.

    По инициативе командования части

    Уволить военнослужащего может и командование его части. Перечень оснований, разрешающих досрочное расторжение контракта, зафиксирован в ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». К причинам, разрешающим досрочно уволить военного, относятся как виновные действия (например, утрата доверия), так и организационные причины (например, ликвидация должности без возможности перевода военнослужащего).

    Аттестационная комиссия

    Комиссия проводится согласно пп. 3 Порядка организации и проведения аттестации (утверждён приказом МО РФ №444 от 2012 г.). Эта норма требует, чтобы не позже 14 дней до заседания комиссии аттестационный лист был составлен и предъявлен для ознакомления увольняемому. Увольняемый военнослужащий может ознакомиться с листом и предоставить комиссии дополнительные объяснения и документы, касающиеся его службы. Кроме того, он может:

    • присутствовать на заседании комиссии;
    • давать объяснения;
    • опротестовывать принятые решения.

    Комиссия решает, есть ли основания для увольнения. При этом она собирается на уровне не ниже отдельного батальона или же полка.

    В состав комиссии должны входить:

    • Председатель – один из заместителей командира части.
    • Секретарь – любой офицер части.
    • Члены комиссии – заместители командира, начальники подразделений, представители юридического и кадрового отдела и т. д.
    • Иные лица, которые заинтересованы в результатах рассмотрения.
    • Иные лица, участие которых требуется по сути дела.

    Ответственность за правильность проведения аттестации и за обоснованность её проведения несёт непосредственно командир части.

    Ознакомление с результатами

    Аттестационный лист с заключением комиссии доводится до военного не позднее 10 дней с момента проведения комиссии. При этом аттестованное лицо должно поставить свою роспись в подлинном экземпляре листа. При желании военнослужащий может получить на руки копию листа.

    Если увольняемый военный с ним не согласен, он может обжаловать документ как по инстанции (то есть вышестоящему командиру), так и в судебном порядке, обратившись в соответствующий военный суд. Срок на обжалование – месяц.

    Если же военнослужащий отказывается подписать документ, то об этом делается особая отметка в листе («От подписи отказался» или аналогичная).

    Документальное оформление процедуры

    Приказ

    После беседы и аттестации составляется представление об увольнении. Оно направляется должностному лицу, которое имеет право увольнять военнослужащих:

    • Для высших офицеров – лично Президенту РФ.
    • Для офицеров в ранге от полковника или капитана 1 ранга – министр обороны. Он же подписывает приказы для тех, кто увольняется в связи с переходом на службу в МВД или иные гражданские ведомства.
    • Для младших офицеров – главком рода войск или же командующий военным округом.
    • Для рядовых, сержантов и старшин – должностные лица МО РФ, которые вправе подписывать и расторгать контракты.
    • Если увольнение связано с нарушением контракта – командир части.

    При оформлении приказа следует ориентироваться на указание ГУ кадров и военного образования МО РФ №173/2/599 от 1998 года.

    В приказе должно быть указано:

    1. имя, звание и личный номер военнослужащего;
    2. срок выслуги;
    3. основание для расторжения контракта;
    4. срок увольнения;
    5. заключение ВВК о годности к службе;
    6. иная необходимая информация.
    • Окончательно увольнение закрепляет приказ об исключении военнослужащего из списков части. Он оформляется по правилам, установленным Инструкцией по делопроизводству (утверждена приказом МО РФ №170 от 2017 года).

      Важно: Пока приказ об исключении не готов, контрактник должен исполнять обязанности. За самовольный отказ увольняемый будет нести ответственность.

      Заполнение трудовой книжки и личной карточки

      Ни ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ни ФЗ «О статусе военнослужащих» не требуют, чтобы в трудовую книжку вносились записи, а на увольняемого заполнялась личная карточка. Больше того, ст. 11 ТК РФ прямо указывает, что на военную службу нормы трудового права не распространяются.

      Следовательно, все записи будут вноситься уже после увольнения первым «штатским» работодателем, к которому бывший военный устроится на работу.

      Выдача документов и расчёт После увольнения военнослужащий на руки получает:

      • Выписку из приказа об увольнении (обычно приказ содержит список тех, кто увольняется – и на конкретно человека нужна выписка).
      • Военный билет с записями о службе.
      • Учётно-послужная карточка.
      • Перевозочные документы на имущество к месту жительства.

      Также в зависимости от конкретных обстоятельств могут выдаваться и иные документы. Они выдаются в последний день службы.

      Если увольнение происходит по желанию самого заявителя или по истечению сроков контракта, он получает выплаты:

      • Пособие. Размер зависит от срока. Если увольняемый прослужил более 20 лет – ему положено 7 окладов, если менее 12 лет – 2 оклада. Кроме того, дополнительный оклад может быть выплачен за государственные награды.
      • Премия. Если к военнослужащему нет претензий, а он добросовестно и эффективно исполнял свои обязанности, то ему может быть выплачена премия размером до четверти оклада. Она не выплачивается тем, кто служил в частях или организациях, где действует иная система премирования, либо если на момент увольнения военный получал довольствие за рубежом не в рублях.
      • Матпомощь. Её размер зависит от конкретных обстоятельств.

      Если же увольнение состоялось из-за нарушения условий контракта, эти выплаты не производятся.

      Подробнее о том, какие выплаты положены военнослужащему после увольнения и как их рассчитать, вы узнаете .

      Увольнение военнослужащих по контракту может происходить по разным причинам и при разных обстоятельствах. В наших статьях разобраны ещё некоторые нюансы процедуры.

      1. Что такое увольнение по предельному возрасту военнослужащего?
      2. Нюансы профессиональной переподготовки при увольнении.
      3. Обеспечение жильём военнослужащего после увольнения.

      Увольнение военных имеет свои особенности. Их надо соблюдать заинтересованным лицам, иначе придётся нести ответственность в административном, а то и уголовном порядке. Нормативные акты в данном случае утверждаются применительно именно к военнослужащим, а не в общем порядке, предусмотренном ТК РФ.

      >Видео по теме

      Предлагаем посмотреть видео о порядке увольнения военнослужащего:

      Аттестационная комиссия. Правовые последствия обжалования ее решения

      Н.А. Новиков, подполковник юстиции запаса.

      В практике органов военного управления часто возникают вопросы о правовых последствиях обжалования военнослужащими решений аттестационных комиссий, а именно:

      1. Допускается ли обжалование военнослужащим решения аттестационной комиссии при прохождении военной службы и каков данный порядок?
      2. Является ли действующим и подлежащим исполнению решение аттестационной комиссии в случае обжалования до окончания срока рассмотрения жалобы по существу вышестоящим должностным лицом или военным судом?
      3. Какое должностное лицо может во внесудебном порядке отменить решение аттестационной комиссии или это возможно только по решению суда?

      Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» в контракте о прохождении военной службы закрепляются: добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта (п. 2 ст. 32). Условия контракта включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах в течение установленного контрактом срока (ст. 32).

      Для правильного ответа на поставленные вопросы необходимо рассмотреть правовую природу военной службы по контракту на основании принципа добровольности и недопустимости злоупотребления правом.

      Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» под прохождением военной службы имеется в виду изменение служебно — правового положения военнослужащих, обусловленное определенными юридическими фактами (событиями), установление которых предусматривается в строго определенном порядке, в том числе в установленных случаях с участием коллегиального органа — аттестационной комиссии, регламентация действий которого содержится в Положении о порядке прохождения военной службы (далее — Положение) (Приказ Министра обороны РФ 1999 г. N 500), Инструкции о порядке применения в СА и ВМФ Положения о порядке прохождения воинской службы (Приказ Министра обороны СССР 1985 г. N 100) и т.д.

      В период военной службы возникают различные юридические факты, существенно изменяющие содержание условий прохождения военной службы военнослужащими, а в некоторых случаях влекущие прекращение военной службы. При заключении нового контракта, при утверждении аттестации, при поступлении рапорта о зачислении кандидатом на учебу, рапорта об увольнении по собственному желанию и т.д. законодатель значительную роль в принятии командованием окончательного решения по различным вопросам служебно — правового положения военнослужащих отводит аттестационной комиссии, несмотря на принцип единоначалия и окончательность принятия решения командиром (начальником) органа военного управления, т.е. в целях избежания субъективного волюнтаристского решения одного должностного лица необходимо обязательное предварительное рассмотрение вопроса коллегиальным органом — аттестационной комиссией. Поскольку решение аттестационной комиссии является также выражением субъективного мнения группы назначенных по приказу должностных лиц по рассматриваемому вопросу, то в силу его рекомендательного характера право принятия окончательного решения принадлежит военнослужащему и командиру воинской части.

      Каковы компетенция аттестационной комиссии, порядок обжалования и правовые последствия обжалования ее решения?

      Для правильного ответа необходимо проанализировать правовые нормы различных актов.

      При заключении контракта о прохождении военной службы военнослужащему (гражданину) может быть отказано в его заключении на основании:

      • решения аттестационной комиссии воинской части, утвержденного командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
      • решения аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата требованиям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», для поступающих на военную службу по контракту.

      Решение аттестационной комиссии о невозможности заключения нового контракта о прохождении военной службы может быть вынесено только при наличии подтвержденных обстоятельств, перечень которых законодательно закреплен в целях обязательного ограничения доступа определенных социальных групп граждан на военную службу по контракту (п. 3 ст. 4 Положения, абз. 5 п. 5 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), и возможного ограничения — при наличии иных обстоятельств, указанных в п. п. 5 и 15 ст. 5 Положения.

      Копия решения аттестационной комиссии должна быть выдана гражданину по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения. В данных случаях решение аттестационной комиссии о невозможности заключения контракта о прохождении военной службы (в том числе первого контракта) может быть обжаловано, но это нецелесообразно, так как правовые последствия заранее определены — эти действия правомерные, поскольку основания для отказа прямо закреплены в законе.

      В случае подачи рапорта военнослужащим об увольнении по собственному желанию (п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») его рапорт в обязательном порядке подлежит рассмотрению аттестационной комиссией. Положением (пп. 13 ст. 34) предусмотрено, что для увольнения с военной службы по основаниям:

      в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (пп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта (пп. «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») может быть дано заключение аттестационной комиссии. Кроме того, командир воинской части имеет право передать на рассмотрение аттестационной комиссии рапорта военнослужащих о досрочном увольнении с военной службы и по другим основаниям (пп. «е» п. 2 ст. 26 Положения).

      Аттестационной комиссией и командиром воинской части выраженное в рапорте об увольнении волеизъявление военнослужащего должно быть рассмотрено и может быть утверждено без судебного разбирательства. При положительном решении военнослужащий представляется к увольнению с военной службы.

      Решение аттестационной комиссии об утверждении результатов аттестации, о нецелесообразности представления военнослужащего к присвоению досрочно очередного воинского звания, невозможности досрочного увольнения по собственному желанию или в связи с нарушением условий контракта в отношении военнослужащего и т.д. в случае несогласия с ним может быть обжаловано военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в военный суд.

      В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист.

      Копия решения аттестационной комиссии должна быть выдана военнослужащему по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения. Решение аттестационной комиссии, только утвержденное начальником, в чью номенклатуру назначения входит должность аттестуемого, о невозможности досрочного увольнения с военной службы может быть обжаловано в военный суд, так как только суд может признать эти действия правомерными, поскольку основания для отказа в досрочном увольнении по собственному желанию и т.д. прямо не закреплены в законе, не имеют исчерпывающего перечня и оценка их уважительности принадлежит военнослужащему при подаче рапорта.

      Решения аттестационной комиссии как коллегиального органа носят рекомендательный характер и независимо от вынесенного заключения не являются окончательными, так как в обязательном порядке подлежат утверждению соответствующим органом военного управления. Без утверждения решение аттестационной комиссии не имеет юридической силы.

      Законодатель, подчеркивая рекомендательный характер решения аттестационной комиссии в п. 3 ст. 11 Положения, прямо указывает, что преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу.

      В связи с изложенным необходимо различать понятия «аттестация» и «решение аттестационной комиссии», на которой рассматриваются результаты аттестации, и рассмотреть вопрос о том, подлежит ли исполнению заключение аттестационной комиссии в случае его обжалования до окончания срока рассмотрения жалобы по существу вышестоящим должностным лицом или военным судом.

      В ст. 27 Положения изложены вопросы организации деятельности аттестационных комиссий и их подотчетности командиру воинской части, в подп. «а» — «и» п. 3 указаны основные вопросы, рассматриваемые аттестационной комиссией с вынесением письменного заключения, в частности, в подп. «ж» п. 3 ст. 27 Положения указано, что аттестационной комиссией рассматриваются представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию.

      Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно — учебного заведения (п. 4 ст. 26 Положения). На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист.

      В определенных случаях предусмотрен упрощенный порядок аттестования. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

      Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе (п. 6 ст. 26 Положения). Аттестационные листы на присвоение первого офицерского звания составляются прямыми начальниками от командира роты и выше на специальном бланке. Аттестации на присвоение первого офицерского звания аттестационными комиссиями не рассматриваются. Аттестационные листы на присвоение первого офицерского звания утверждаются: на выпускников военно — учебных заведений Министерства обороны РФ — начальниками военно — учебных заведений, на других военнослужащих — командующими войсками округов, флотами, отдельными армиями (флотилиями).

      Аттестации на военнослужащего с выводами непосредственного начальника, старшего начальника или аттестационной комиссии о несоответствии аттестуемого занимаемой должности, о необходимости перемещения на низшую должность в порядке дисциплинарного взыскания или увольнения в запас (кроме увольнения в запас по возрасту или болезни) утверждаются начальником, в чью номенклатуру назначения входит должность аттестуемого.

      Аттестационные листы, составленные на военнослужащих, представляются для рассмотрения в аттестационные комиссии.

      Аттестационные комиссии изучают и рассматривают аттестационные листы, затем дают по ним заключения с оформлением протокола заседания аттестационной комиссии. Заключение переносится из протокола во все экземпляры аттестационных листов и заверяется секретарем комиссии.

      Для военнослужащего и органа военного управления после вынесения решения аттестационной комиссии с отрицательным для военнослужащего заключением наступают определенные правовые последствия.

      Аттестационные комиссии создаются в воинских частях от отдельного батальона, подотчетны в своей деятельности командиру воинской части. По указанным в подп. «а» — «и» п. 3 ст. 27 Положения вопросам, рассматриваемым аттестационной комиссией, обязательно выносится письменное заключение.

      Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам (п. 4 ст. 27 Положения), которые подлежат утверждению командиром воинской части.

      Как уже указывалось, аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд (п. 10 ст. 26 Положения). Решение о составлении нового аттестационного листа на военнослужащего принимается начальником, имеющим право утверждать аттестацию, если при аттестации было допущено нарушение требований установленного порядка ее проведения.

      По мнению автора, в период рассмотрения жалобы военнослужащего на решение аттестационной комиссии в военном суде или вышестоящим органом военного управления действие вынесенного решения аттестационной комиссии с отрицательным для военнослужащего заключением приостанавливается.

      Исходя из содержания ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах» в военный суд могут быть обжалованы как неправомерные, ущемляющие права военнослужащих коллегиальные действия (решение аттестационной комиссии воинской части), так и единоличные действия (решения) воинских должностных лиц, утвердивших это необоснованное решение.

      При подаче жалобы военнослужащим в военный суд на неправомерные действия аттестационной комиссии и должностного лица, утвердившего это решение, они совместно, а также вышестоящее в порядке подчиненности должностное лицо, рассматривавшее жалобу в служебном порядке и отказавшее в ее удовлетворении, в соответствии со ст. ст. 35 — 38 ГПК РСФСР подлежат обязательному привлечению к участию в деле, поскольку предметом судебного разбирательства фактически являются действия данных воинских должностных лиц и решение аттестационной комиссии.

      Независимо от того, проходит ли военный обучение либо привлечен к труду на основании контракта, ему рано или поздно придется столкнуться с необходимостью прохождения оценки своих профессиональных навыков и умений. Учитывая, что аттестация военнослужащих организовывается по строго утвержденному графику, это случится уже в первые 5 лет службы. Знание требований, предъявляемых к таким проверкам, а также правил ее осуществления позволит предотвратить нарушение и ограничение собственных прав, незаконное понижение должности и даже увольнение.

      Введение в тему

      Необходимость оценки деятельности каждого служащего зафиксирована нормами отечественного законодательства. В частности, предстоит руководствоваться следующими документами.

      Таблица №1 «Правовое регулирование вопроса»

      Наименование и дата принятия НПА Основные положения закона
      Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» №53, вступивший в юридическую силу 28.03.1998 года Устанавливает правила и порядок привлечения к труду военных, а также фиксирует условия перемещения по службе и прекращения контракта
      Приказ Минобороны России «Об утверждении порядка прохождения аттестации» от 29.02.2012 года №444 Фиксирует правила и основания осуществления проверки военнослужащих, а также устанавливает требования к учету результатов и порядок их фиксации
      Приказ Президента Российской Федерации «Порядок прохождения военной службы» 16.09.1999 года №1237 ст.26 документа устанавливает обязанность осуществления целевых, плановых и неплановых проверок несения службы каждым отдельным военным

      Кроме того, на территории каждого субъекта Федерации разрабатываются индивидуальные Методические рекомендации касательно порядка проведения такой проверки. Это связано с тем, что в каждом регионе имеются свои особенности несения службы.

      Основные задачи аттестации военнослужащих

      Выполняется оценка только тех граждан, которые работают по контракту, на срочников действие этой нормы не распространяется. Обязательно, чтобы оценка была объективной и всесторонней, не допускается частичная проверка.

      Так, аттестация проводится в целях всестороннего изучения профессиональных и личных качеств лица, которые могут сказаться на успешности службы в дальнейшем. К другим задачам относится:

      • осуществление конкурса на замещение свободной вакансии и выбор максимально подходящего кандидата;
      • установление соответствия занимаемой воинской должности испытуемого;
      • оценка перспектив дальнейшего развития военного и его продвижения по карьерной лестнице;
      • формирование списка претендентов на переподготовку ил повышение квалификации;
      • распределение выпускников ВУЗов на основании личной подготовки и выполнения ими тестовых заданий;
      • выявление причин, что могут стать основанием досрочного и принудительного прекращения контракта.

      Кроме того, обязательна такая проверка, если возникла необходимость в награждении лица государственными отличительными знаками.

      Порядок проведения аттестации

      Согласно требованиям к проведению проверок, они должны быть организованы не реже, чем один раз в 5 лет. Дополнительно обязательна аттестация при перемещениях между должностями, присвоением званий, переводом в другие части и увольнением.

      На практике часто допускаются существенные ошибки при выполнении проверки аттестуемого. Выявленные нарушения являются основанием для аннулирования вывода тестирования. К таковым причисляется:

      • поздняя подача листа проверки в аттестационную комиссию (согласно общему правилу бумаги должны поступить в распоряжение минимум за 2-е недели до даты проверки);
      • отсутствие отметок о самоличном ознакомлении военнослужащего с содержанием листа, а также прилагаемых к нему документов (при отображении неполных сведений касательно профессиональной деятельности допускается внесение правок в документ);
      • формальное проведение проверки;
      • организация заседания без участия самого аттестуемого или других членов комиссии (независимо от оснований отсутствия лица это строго запрещено).

      Внимание! Если по результатам проверки было решено уволить военного, а затем выяснилось, что имели место существенные нарушения порядка аттестации, то заключение комиссии аннулируется, и гражданин восстанавливается на службе.

      Аттестация при увольнении

      Есть несколько оснований прекращения трудового контракта с военнослужащим. Это может быть собственное желание военного либо же принудительное прекращение службы в силу допущенных нарушений или несоответствия занимаемой должности. Если договор расторгается по желанию нанимателя, то есть воинского формирования, то аттестация военнослужащего при принудительном увольнении обязательна.

      Воинская часть готовит надлежащее письмо в вышестоящие органы, в котором уведомляет о необходимости увольнения со службы военного. Дополнительно формируется соответствующий отзыв о личностных и профессиональных качествах лица. Рассмотрев обращение части, формируется аттестационная комиссия, а также составляется аттестационный лист.

      Лист передается в в/ч не позднее, чем за 14 дней до проведения проверки. Это необходимо для того, чтобы сам военный мог в полной мере ознакомиться с предъявляемыми к нему претензиями, а также внести правки в лист, если таковые требуются.

      Проведение оценки военного необходимо для того, чтобы подтвердить или опровергнуть жалобы на него, узнать, действительно ли есть необходимость уволить контрактника. Если по результатам испытания будет принято согласие прекратить контракт с лицом, то оформляется Приказ об увольнении.

      Надобность осуществления такой проверки практикуется во всех фирмах, не только в ВС. Это необходимо для того, чтобы установить профессиональные навыки и умения лица, проследить за его развитием, а также стимулировать работу подчиненных.

      Приказ Министра обороны РФ от 29 февраля 2012 г. N 444 «О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

      Утвержден Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ.

      Аттестация всех военнослужащих или отдельных их категорий назначается решением Министра.

      Лица, проходящие службу на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, аттестуются ежегодно с составлением соответствующих листов. Офицеры проходят эту процедуру не реже чем через каждые 5 лет прохождения службы, но не менее чем за 4 месяца до истечения ее срока, а также по окончании военных учреждений профобразования, адъюнктуры, военной докторантуры.

      Аттестации подлежат лица, направляемые к новому месту службы в порядке плановой замены.

      В ряде случаев листы не составляются. Это не нужно при рассмотрении на аттестационных комиссиях вопросов о назначении лица на высшую воинскую должность, направлении на учебу, включении в кадровый резерв, представлении его к госнаграде России, присвоению ему воинского звания досрочно или на ступень выше занимаемой должности.

      Чтобы провести аттестацию с составлением листов в воинской части от отдельного батальона, ему равной и выше, организации ВС РФ ежегодно составляется список аттестуемых.

      Он утверждается командиром (начальником) до 1 августа года, предшествующего аттестации. Список доводится до сведения каждого аттестуемого под роспись не позднее чем за месяц до начала этой процедуры.

      Приказ о порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) ВС РФ признан утратившим силу.

      VI. Порядок аттестации военнослужащих аттестационные комиссии

      Статья 26. Порядок аттестации военнослужащих

      1. В целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация.

      2. Основными задачами аттестации военнослужащих являются:

      а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;

      б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

      в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;

      г) определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;

      д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

      е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.

      3. Порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором проводится аттестация.

      4. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры.

      Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Указ Президента РФ от 20.08.2007 N 1084.

      5. В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, вправе назначить время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, или отдельных их категорий.

      6. На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист.

      При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

      Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

      7. Командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с порядком аттестации обязан:

      а) всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;

      б) определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;

      в) представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения.

      8. При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:

      а) проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;

      б) провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;

      в) дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей.

      9. Командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

      Непосредственные начальники должны требовать от подчиненных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспечивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.

      10. Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд.

      В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист.

      Статья 27. Аттестационные комиссии

      1. Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии.

      Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.

      2. Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части.

      В состав аттестационной комиссии входят:

      а) председатель аттестационной комиссии — первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;

      б) члены аттестационной комиссии — заместитель (заместители) командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

      в) секретарь аттестационной комиссии — один из офицеров воинской части;

      г) иные лица в целях рассмотрения отдельных вопросов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

      3. На заседании аттестационной комиссии рассматриваются:

      а) результаты аттестации военнослужащего;

      б) кандидаты для поступления на военную службу по контракту;

      в) кандидаты для назначения на воинские должности, а также целесообразность заключения новых контрактов, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе;

      г) кандидаты для направления на учебу;

      д) представления к награждению государственными наградами Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала воинских частей;

      е) представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

      ж) представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию;

      з) иные вопросы, для решения которых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами требуются заключения аттестационной комиссии;

      и) иные вопросы, связанные с прохождением военнослужащими военной службы, в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, или по решению командира воинской части.

      4. Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

      5. На заседания аттестационной комиссии воинской части в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые военнослужащие, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, и другие должностные лица.

      6. В Министерстве обороны Российской Федерации (федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в котором предусмотрена военная служба) создается центральная аттестационная комиссия.

      Порядок работы, состав и задачи центральной аттестационной комиссии определяются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *