Порядок осмотра места ДТП

Осмотр места происшествия можно определить как неотложное, первоначальное следственное действие, состоящее в непосредственном изучении следователем обстановки места происшествия, находящихся на нем следов и иных объектов, их фиксации и изъятия с целью получения фактических данных, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления.

Успех осмотра места происшествия в значительной степени зависит от того, насколько хорошо следователь подготовился к его проведению. Однако необходимо отметить, что времени на его тщательную подготовку обычно нет, поскольку выезд на место происшествия должен осуществляться сразу же после получения сообщения о случившемся.

Стадия подготовки к осмотру места происшествия разграничивается на два этапа, предусматривающих:

    1. действия следователя до выезда на место происшествия;
    2. действия следователя по прибытии на место происшествия.

Действия следователя до выезда на место происшествия

На первом этапе, приняв сообщение о происшествии, следователь прежде всего должен:

    • уточнить, что и где произошло,
    • принять меры по оказанию помощи постра­давшим, если она еще не была оказана,
    • принять меры по восстановлению порядка и безопасности граждан на прилегающих к месту происшествия участках;
    • принять неотложные меры по ох­ране места происшествия, обеспечить до при­бытия следователя присутствие очевидцев;
    • готовясь к выезду прове­рить укомплектованность технических средств;
    • заказать (обеспечить наличие) транспортных средств, необходимых для выезда на место происшествия, для отправки пострадавшего в больницу, трупа — в морг, для доставки изъятых с места проис­шествия вещественных доказательств;
    • определить круг лиц, которые должны участвовать в осмотре (оперативные работники полиции, специалисты в области криминалистики, судеб­ной медицины, пожарной охраны и др.).

Место происшествия должно быть со­хранено в первоначальном, неизменном виде. Охрана его может быть осуществлена лицами, обнаружившими про­исшествие и сообщившими о нем, работниками милиции, администрацией предприятий и учреждений, работника­ми местных органов власти и др.

Действия следователя по прибытии на место происшествия

По прибытии на место происшествия следователь:

    • убеждается, оказана ли помощь пострадавшему;
    • проверя­ет, не изменена ли обстановка на месте происшествия (на основе краткого опроса пострадавшего, очевидцев и иных лиц, оказавшихся там);
    • удаляет посторонних лиц;
    • оп­ределяет роль каждого участника осмотра, разъясняет им их права и обязанности;
    • дает распоряжения работникам полиции о проведении оперативно-розыскных мероприятий (выявления подозреваемых в совершении преступле­ния, очевидцев, свидетелей, установления мест сокрытия похищенного, орудия преступления и т. п.).

По окончании подготовительных мероприятий следо­ватель приступает к осмотру места происшествия. В целях лучшей организации работы на месте происшествия составляются и активно применяются типовые программы — алгоритмы действий членов следственно-оперативной группы.

Главная » Новости
09:39, 19 августа 2014 года Вчера в Советском районе города Орла произошло дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадал пешеход.
Водитель автомобиля «Шевроле Круз» двигался по улице 60 лет Октября со стороны ул. Октябрьской в направлении ул. М. Горького. На ул. Октябрьской водитель автомобиля «Шевроле Круз» совершил наезд на пешехода – женщину, переходившую проезжую часть вне пешеходного перехода.
В результате ДТП пешеход получила телесные повреждения.
За рулем автомобиля находился инспектор ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД. Полицейский находился в форменной одежде, не при исполнении служебных обязанностей.
Сотрудник сразу вызвал для пострадавшей «скорую помощь» и сообщил о случившемся в Дежурную часть.
Женщине была оказана медицинская помощь. На месте аварии работали сотрудники полиции.
Согласно акту медицинского освидетельствования сотрудник ДПС был трезв.
В настоящее время устанавливаются все обстоятельства случившегося. По факту ДТП начальником УМВД области назначено проведение служебной проверки.
Пресс-служба УМВД РФ по Орловской области

При проведении аварийно-спасательных работ при ДТП личный состав АСФ обязан строго руководствоваться принципом «ключевой фигуры». Данный принцип устанавливает, что АСР организуются, в первую очередь, в интересах пострадавших, с учетом их состояния и, соответственно, с медицинскими показаниями.

Правила общения с пострадавшим

1. Будьте готовы к любым ситуациям.
2. Используйте только те приемы помощи, которые вы лучше знаете.
3. Ваше поведение должно быть уверенным и спокойным.
4. Представьтесь пострадавшему.
5. Обращайтесь к пострадавшему по имени.
6. Внимательно выслушайте жалобы пострадавшего.
7. Постоянно беседуйте с пострадавшим, слушайте его активно.
8. Пострадавший испытывает страх. Объясняйте Ваши действия и цель помощи.
9. Дайте конкретные задания людям, которые Вам мешают (например, принести аптечку, записать анкетные данные пострадавшего, оградить место ДТП, позаботиться о вещах пострадавшего).
10. Не отвечайте на возможную агрессию и оскорбления, они относятся не к Вам, это способ пострадавшего избавиться от собственного страха.
11. Объясните пострадавшему и его близким, в какую больницу его отвезут.
12. Предотвращайте споры между Вами и Вашими помощниками.
13. Старайтесь делать все как можно лучше.
Осмотр пострадавшего в автомобиле
При ДТП первичный, беглый осмотр пострадавшего проводится без извлечения его из автомобиля (оцениваются жизненные функции, признаки клинической и биологической смерти). Помните о необходимости использования одноразовых защитных перчатках при оказании ПП (ПМП) пострадавшему.
1. Внешний вид пострадавшего.
— состояние одежды, следы волочения, загрязнение (грязь, масло, бензин), следы крови, желудочного содержимого;
— следы уколов в локтевых сгибах, ножевые, огнестрельные ранения, следы копоти, электрометки на коже;
2. Оценка витальных функций.
— признаки биологической смерти (трупные пятна, окоченение мышц, тусклые сухие глазные яблоки)
— травмы, не совместимые с жизнью (ампутация части туловища, размозжения черепа и др.);
— признаки клинической смерти (отсутствие дыхания, сердцебиения)
— признаки острой сердечной и легочной недостаточности (частое, прерывистое дыхание или очень редкое дыхание, резкая бледность кожи);
— признаки массивной кровопотери (множественные раны, видимое продолжающееся кровотечение, лужа крови под пострадавшим или массивное пропитывание одежды кровью, бледные кожные покровы).
3. Оценка уровня сознания (отсутствие сознания, в сознании но резко заторможен, возбуждение, нарушения памяти, нарушение координации, нарушение ориентации).
При оценке состояния пострадавшего большое значение имеют два вопроса: «Что случилось?» и «Что болит?».
Из ответа на вопрос «Что случилось?» можно получить следующую информацию:
— Не отвечает – отсутствие сознания (тяжелая черепно-мозговая травма, тяжелое отравление или клиническая смерть).
— Не помнит – амнезия (легкая черепно-мозговая травма, подумать об отравлении, в том числе алкоголем или наркотиками).
— Отвечает правильно, но односложно, замедленно – шок (искать источник кровотечения или тяжелую скелетную травму).
— Отвечает правильно, но короткими, отрывистыми фразами – проблемы с дыханием (травма грудной клетки, возможно, с повреждением легких).
— Отвечает возбужденно, слишком подробно – начинающийся шок (искать источник кровотечения, хотя, возможно, это лишь следствие эмоционального стресса).
Если пострадавший отвечает на первый вопрос, по второму ответу «Где болит?» можно оценить следующее:
— Есть ли у пострадавшего грубые нарушения чувствительности в поврежденных конечностях (есть или нет у пострадавшего травма спинного мозга).
— Может ли пострадавший точно указать источник боли (то есть подтвердить найденное явное повреждение).
— Пострадавший сможет обратить ваше внимание на невидимое глазом повреждение, причиняющее наибольшее страдание.
Постоянно держите под контролем состояние пострадавших, не оставляйте их одних.
Если извлечение затягивается, для поддержания температуры тела пострадавших используйте одеяло, термопокрывало, каталитические и химические грелки, емкости с горячей водой, обогреватели, тепловентиляторы и т.п. во избежание гипотермии.

Аннотация. Данная статья посвящена изучению особенностей осмотра места происшествия, в частности – места дорожно-транспортного происшествия. Исследуются такие детали, как обстановка, предшествовавшая созданию аварийной ситуации, а также типичные объекты, подлежащие осмотру на месте ДТП, анализируются существующие на сегодняшний день недостатки в проведении осмотра.

Ключевые слова: осмотр места происшествия, дорожно-транспортное происшествие; следователь, следственное действие, протокол, схема дорожно-транспортного происшествия.
В любом деле для эффективного расследования и раскрытия преступления одно из ведущих мест занимает такое следственное действие, как осмотр места происшествия. Поскольку данное действие является очень сложным, то если его провести небрежно, это приведет к утрате важных доказательств – например, следов. И, что самое плачевное, такая утрата будет невосполнимой, так как повторный осмотр не дает уже тех результатов, которые были бы получены при эффективном первичном осмотре.
Основными задачами осмотра места происшествия является составление наиболее четкой картины произошедшего события, а также определение механизма самого происшествия. Особенно необходимо это при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Безусловно, только проведение осмотра не всегда способно решить указанные задачи, но, тем не менее, если осмотр произведен грамотно и квалифицированно, то это дает возможность верно квалифицировать действия всех участников ДТП.

Большое значение при осмотре места ДТП имеет не только правильность проведения осмотра, но и его своевременность. Значительное внимание уделяется при проведении следствия по делам о ДТП осмотру места происшествия, особенно со стороны криминалистов, а также представителей иных, смежных наук. Важно, чтобы тот, кто осуществляет осмотр, достаточно глубоко разбирался в вопросах Правил дорожного движения, а также имел навыки по пространственному измерению, мышлению и фиксации на бумаге результатов проведенных измерений. При подавляющем числе осмотров необходимы специальные познания, так как осмотр места происшествия – это довольно специфическое следственное действие, которое ставит перед собой конкретные задачи и цели. Это неминуемо отражается на тактике проведения осмотра, а также на особенностях фиксации обстановки места ДТП. Следует отметить, что осмотр места ДТП – неотложное следственное действие, которое необходимо провести на первом этапе расследования. Это обусловлено тем, что результаты осмотра напрямую влияют на раскрытие и расследование преступления.
Несмотря на то, что в Уголовно-процессуальном кодексе РФ не названы задачи осмотра места происшествия, их можно выделить, основываясь на научных источниках. Если мы говорим о ДТП, то здесь важны следующие моменты:
— выяснить, в какой обстановке произошло событие, установив конкретное место, а также последствия;
— обнаружить, зафиксировать и изъять следы, а также вещественные доказательства;
— выяснить, в каком техническом состоянии находится транспортное средство, чтобы установить причины и условия, вследствие которых произошло ДТП;
— найти информацию о транспортном средстве: о его марке, модели, а также аналогичные данные о других транспортных средствах, которые отсутствуют на месте ДТП, определить траекторию их движения;
— выдвинуть и проверить различные версии, касающиеся непосредственно происшествия.
Согласно вышеназванным задачам осмотра, модно выделить объекты, подлежащие осмотру на месте ДТП: это часть улицы, либо участок дороги, а также прилегающая к нему территория, транспортное средство, его части, трупы, а также следы возможных действий, которые предпринимались с целью сокрытия произошедшего. Перед тем, как начать осмотр, необходимо определить границы места происшествия: они должны располагаться непосредственно в пределах участка улицы (дороги), где сохранились какие-либо следы ДТП.
Но при неправильно или небрежно проведенном осмотре места, где произошло ДТП, возникают различные недостатки, самыми распространенными из которых считаются следующие:
1) протоколы не всегда содержат важные данные о направлении движения ТС до момента, когда создалась аварийная ситуация;
2) определяя величину тормозного пути, лицо, производящее осмотр, не указывает, до каких колес ТС – передних или задних производилось измерение;
3) упускается такой важный момент, как изъятие микрочастиц;
4) допускается довольно существенный пробел в виде отсутствия масштабной схемы ДТП, что приводит к необходимости проверки показаний на месте, проведению следственного эксперимента, однако данные следственные действия не во всех случаях способны восполнить данный пробел;

5) дорожная обстановка описывается не полностью: так, могут отсутствовать сведения о положении транспортных средств на дороге, а также описание самой дороги (ее участка) – сколько полос имеется для движения, какова ее ширина, присутствует ли разметка, дорожные знаки, имеется ли дорожное покрытие и какое оно, и пр. .
Особенность следов, которые присутствуют на месте ДТП, является их изменяемость – они могут очень быстро исчезнуть (вот почему так важно проводить осмотр как можно скорее), что обусловлено изменчивостью обстановки места. Среди объективных причин такого положения можно назвать закономерности изменения и исчезновения следов, как естественного (природного) характера, так и связанные с человеческой деятельностью (антропогенные), которая может осуществляться как случайно, таки намеренно .
Учитывая специфику осмотра места ДТП, предполагающую, что до того, как на место происшествия прибудет следователь, на месте возможно проводить на законных основаниях изменения обстановки, которые могут оказаться существенными, важно в первую очередь исследовать участки со следами, которые меньше всего устойчивы. К таким следам могут относиться: следы от шин, обуви, следы крови и пр. Далее исследуются наиболее устойчивые следы: повреждения транспортных средств, неподвижных предметах местности .
Ранее уже упоминалось о тех недостатках, которые могут возникать при проведении осмотра места происшествия, полагаем, что можно дополнить указанный перечень еще некоторыми, которые являются постоянными по своему характеру и могут негативно сказываться на результате работы следственных органов и их подразделений. Такими недостатками могут быть: оперативно-следственная группа выехала на место происшествия не в полном составе или не вовремя, осмотр места ДТП проведен некачественно, поверхностно, схема ДТП, которая составлена сотрудником дорожно-патрульной службы, противоречит схеме, которую составил прибывший на место следователь. Также недостатком может считаться отсутствие специалистов различного профиля при осмотре места ДТП и пр. Данными обстоятельствами определяется необходимость наиболее детально рассмотреть базовые вопросы, касающиеся осмотра места ДТП.
Учитывая тот факт, что на месте происшествия всегда хранится множество самой разнообразной информации, его осмотр – это сложное, многоэтапное следственное действие, которое состоит в том, что следователь тщательно изучает материальную обстановку места события, транспортные средства, различные следы и иные объекты. Цель такого изучения – установить и зафиксировать фактические данные, которые имеют значение выяснения обстановки ДТП, и в целом – для раскрытия и расследования преступления .
В осмотре места происшествия всегда важна быстрота прибытия на место ДТП следователя для оценки обстановки и составления плана последующих действий. Чем скорее прибудет на место происшествия следственно-оперативная группа, тем выше гарантии сохранения обстановки ДТП в первозданном виде. Это объясняется быстрой повреждаемостью важных следов из-за погодных условий (дождя, града, ветра и т.п.), а также иных внешних факторов.

Началом осмотра должен служить постоянный ориентир (в качестве такового может выступать, например, дорожный разъезд). Необходимость установления начального ориентира обусловлена тем, что при изучении записей в протоколе осмотра места происшествия не всегда можно точно определить место обнаружения тех или иных объектов. Условно на месте ДТП выделяют следующие зоны:
1. Исходную, т.е. то место, где водитель фактически воспринимал возникшую ситуаицю;
2. Промежуточную – т.е. такую точку, откуда водителем спустя время, принимаются меры по предотвращению аварии (изменение направления движения, снижение скорости и т.п.);
3. Место совершения ДТП, на котором произошло столкновение или удар, также оно содержит следы торможения, разбросанные части автомобилей, на нем можно увидеть особенности дорожного покрытия – это ямы, царапины и т.д. .
Если следователь знает и умеет правильно использовать последовательность вышеуказанных зон, то он с легкостью определяет границы проведения осмотра места аварии, ограждая их правильно. Это позволяет сохранить все вещественные доказательства, без потери их свойств. Что касается порядка проведения осмотра места ДТП, то желательно, чтобы его началом была зона совершения ДТП, а заканчивался бы он на исходном месте. Проведение осмотра в заданной последовательности дает возможность исключить из поля внимания следователя ненужные следы, т.е. следы тех транспортных средств, которые не имеют отношения к ДТП.
Первоочередным действием должно быть измерение и фиксация тех данных, которые более всего способны к скорым изменениям. Нельзя обойти вниманием и такую важную особенность, как фиксация дорожных знаков, которые установлены на исследуемом участке. Необходимо, на наш взгляд, зафиксировать расположение дорожных знаков, а также степень их видимости с различных участков дороги, важно отмечать в протоколе состояние дорожного покрытия, а именно – указывать на имеющиеся ямы, неровности и т.д.
Важно принимать во внимание тот факт, что иногда совершению ДТП способствует неосторожность самих пострадавших, а также водителей других транспортных средств. Но нередки ситуации, когда водители небрежно относятся к мерам безопасности, даже заранее зная об опасных участках дороги.
В подтверждение вышесказанному приведем официальную статистку ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям за последние годы. Так, в 2018 году, как отмечает ГИБДД, произошло чуть более 198 тысяч ДТП, что практически на 1% меньше, чем за 2017 год. Конечно, снижение количества аварий на наших дорогах весьма незначительно, но все же оно есть: меры, которые принимает государство, вполне действенные и результативные, оказывают влияние на безопасность участников дорожного движения. За позапрошлый, 2017 год было зарегистрировано 169000 дорожно-транспортных происшествий, а в 2-16 году эта цифра была на 2.5% больше. Но, тем не менее, по итогам 2018 года, к сожалению, приходится констатировать рост числа аварий и пострадавших в них по вине водителей из-за нарушения ПДД именно водителями, на 3.3%. При этом значительная доля происшествий приходится на тех водителей, которые в момент ДТП находились в состоянии опьянения (более 12000 человек), а это выше почти на 1,5 % по сравнению с 2017 годом.

Число аварий с участием грузовых автомобилей достигло за прошедший год почти 11000. Учитывая, что 429 водителей большегрузов пребывали в состоянии опьянения, складывается отнюдь не радужная картина, поскольку, как показывает практика, именно многотонные автомобили чаще всего являются участниками наиболее опасных и разрушительных аварий.
Еще больший рост показала статистика с января по декабрь 2018 года у водителей автобусов. Хоть ДТП по их вине было совершено меньше – 5.8 тыс., но рост явно опережает другие категории – плюс 3.7% по сравнению с 2017 годом. При этом пьяных за рулем пассажирских автобусов стало меньше на 18.4% (всего 62 человека), однако количество жертв все так же велико – в таких ДТП было ранено почти 9 тысяч человек.
В заключение отметим, что среди наиболее острых и актуальных тем на сегодняшний день по-прежнему остается качественное раскрытие и расследование дорожно-транспортных происшествий. Данный вопрос постоянно должен находиться в центре внимания органов предварительного расследования. Для правоприменителей крайне важно помнить о той роли, которую способен сыграть качественный и детальный осмотр места происшествия в том, чтобы следствием были установлены все обстоятельства случившегося, ведь от того, насколько грамотно проведен осмотр места ДТП, полностью будет зависеть итог расследования и раскрытия преступления.
Список литературы
1. Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия: учеб. пособие / Н.А. Моисеев, В.И. Коваленко, В.Л. Шапошников, В.В. Сергеев. Белгород: Белгородский ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина, 2015.
2. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учеб. пособие / А.В. Булыжкин . М.: ДГСК МВД России, 2014.
3. Абрамочкин В.В., Николаев О.Э. Схемы дорожно-транспортных происшествий: учеб.-нагляд. пособие. Старотеряево: Московский областной филиал Московского ун-та МВД России им. В.Я. Кикотя, 2016.
4. Полянцев А.С. Особенности осмотра трупа на месте происшествия при ДТП / А.С. Полянцев // Проблемы научно-технического обеспечения раскрытия, расследования и предотвращения преступлений : материалы межвуз. науч.-практ. конф. — Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2012. — С. 62–66.
5. Демидова Т.В. Участие специалистов в осмотре мест происшествий при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Вестник криминалистики. 2009. N 4.
6. http://www.1gai.ru/publ/522047-gibdd-opublikovala-godovuyu-statistiku-dtp-za-2018-god.html
7. Владимиров, С. В. Расследование наезда транспортного средства на пешехода: дис. … канд. юрид. наук / С. В. Владимиров. — Владимир, 2011. — 217 c.
8. Алтухов И.М. Особенности проведения осмотра на месте дорожно-транспортного происшествия // Актуальные вопросы науки и практики: Сборник научных статей. — Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. — С. 18-22.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *