Порядок признания малоимущими

Содержание

Закон Московской области от 30. 12. 2005г. №277/2005-оз «О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»

Проект
Административный регламент
по предоставлению муниципальной услуги (функции)
«Рассмотрение заявлений о признании граждан малоимущими в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»
1. Общие положения
1.Настоящий регламент устанавливает стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги (функции): «Рассмотрение заявлений о признании граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – услуга).
2. Стандарт качества предоставления
муниципальной услуги (функции)
2.1.Исполнитель услуги — отдел по социальным вопросам администрации сельского поселения Федоскинское.
2.2.Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление муниципальной услуги «Рассмотрение заявлений о признании граждан малоимущими в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»:
Конституция РФ;
Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
Федеральный закон от 27.07.2010г. №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
закон Московской области от 30.12.2005г. №277/2005-ОЗ «О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»;
решение Совета депутатов сельского поселения Федоскинское от 17.03.2008г. №36/1 «Об утверждении Положения » О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
2.3. Порядок получения доступа к услуге: физические лица — малоимущие граждане (семьи), зарегистрированные на территории сельского поселения Федоскинское, сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества которых ниже или равна величине порогового значения доходов и стоимости имущества (далее — Заявитель). Услуга предоставляется бесплатно.
2.4.Результат предоставления муниципальной услуги (функции): издание постановления о признании (не признании) малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выдача копии документа на руки заявителю.
2.5.Требования к качеству муниципальной услуги (функции), закрепляемой стандартом: срок оказания – один месяц со дня подачи заявления с полным пакетом документов.
Для ожидания приема заявителям оборудуются сидячие места ожидания.
Рабочее место специалиста оборудуется необходимой функциональной мебелью, оргтехникой и телефонной связью.
3. Порядок предоставления муниципальной услуги (функции)
3.1. Порядок информирования о правилах предоставления муниципальной услуги (функции):
3.1.1.Муниципальная услуга предоставляется Администрацией сельского поселения Федоскинское.
Исполнитель услуги: отдел по социальным вопросам.
3.1.2.Местонахождение:
141052, Московская область, Мытищинский район, с. Федоскино, д.32, помещение администрации, тел. 577-99-41.
3.1.3.График приема граждан:
понедельник и среда с 9-00 до 13-00 по адресу: с. Федоскино, д.32.
3.1.4. Адрес электронной почты исполнителя муниципальной услуги: opeka@fedoskinskoe.ru
3.1.5.Информацию по процедуре предоставления муниципальной услуги можно получить в отделе по социальным вопросам Администрации сельского поселения Федоскинское по адресу с.Федоскино, д.32, помещение администрации, по телефону 577-99-41, а также на официальном сайте в Интернете: ( www.fedoskinskoe.ru).
3.1.6.Информирование заявителей о предоставлении муниципальной услуги осуществляется специалистами отдела по социальным вопросам в ходе приема граждан, по телефону, через электронную почту, Интернет-сайт, информационные стенды или по письменному запросу.
В случае отказа заявитель письменно уведомляется о причинах невозможности предоставления данной муниципальной услуги.
3.2.Перечень необходимых для предоставления муниципальной услуги документов, требуемых с заявителя:
3.2.1.Для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет исполнителю услуги заявление по форме (приложение №1) с приложением следующих документов:
1) документы, удостоверяющие личность заявителя
2) документы о составе семьи заявителя;
3) документы, подтверждающие доходы всех членов семьи заявителя;
4) документы об оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
5) документы об оценке стоимости имущества всех членов семьи заявителя;
и другие документы.
3.2.2.Заявителю выдается расписка – уведомление о приеме документов по форме (приложение №2).
3.3.Срок предоставления муниципальной услуги:
Решение о признании или отказе в признании граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма принимается в месячный срок.
Копия решения (Постановления) о признании или отказе в признании граждан малоимущими направляется заявителю не позднее чем через три дня со дня принятия соответствующего решения.
3.4. Отказ от предоставления услуги допускается в случае:
1) предоставления заявителем неполных сведений;
2) предоставления заявителем недостоверных сведений
Заявитель несет ответственность за достоверность и полноту предоставленных сведений. Органы местного самоуправления вправе осуществить проверку сведений, указанных в документах, представляемых заявителем.
4. Административные процедуры предоставления
муниципальной услуги (функции)
Порядок предоставления муниципальной услуги (приложение №3 – Блок-схема):
4.1.Для получения муниципальной услуги заявитель представляет исполнителю услуги (отдел по социальным вопросам) заявление по форме (приложение №1) с приложением документов, указанных в п.3.2.1, лично, либо через своего полномочного представителя.
4.2.Поданное заявление регистрируются в Журнале регистраций заявлений на «Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
4.3.Заявителю выдается расписка в получении документов по форме (Приложение №2) с датой приема документов.
4.4.Поданный пакет документов проверяется и готовится к представлению на заседании Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
4.5.Комиссия по рассмотрению заявлений граждан о признании их малоимущими, в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, рассматривает предоставленные заявление и пакет документов заявителя, определяет соответствие размера среднедушевого дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, или дохода одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества пороговому значению доходов и стоимости имущества, и принимает решение о признании или отказе в признании гражданина малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решение комиссии оформляется протоколом.
4.6. На основании решения Комиссии, которое носит рекомендательный характер, отдел по социальным вопросам готовит проект постановления Главы сельского поселения Федоскинское о признании или отказе в признании гражданина малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
4.7. После принятия Постановления Главы сельского поселения Федоскинское, заявителю отправляется заверенная копия документа в срок не позднее трех рабочих дней.
5. Порядок и формы контроля за предоставлением
муниципальной услуги (функции)
5.1. Контроль за предоставлением муниципальной услуги возложен на заместителя главы администрации сельского поселения Федоскинское, курирующего направление деятельности «Социальная защита населения сельского поселения Федоскинское».
5.2. Персональная ответственность специалистов, исполняющих муниципальную услугу, закрепляется в должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства.
5.3. В случае выявления нарушений прав заявителей осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
6. Порядок обжалования действий (бездействия)
должностного лица, а также принимаемого им решения
при предоставлении муниципальной услуги (функции)
6.1. Заявитель имеет право на обжалование действий (бездействия) специалистов, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, а также решений, принятых в ходе выполнения административного регламента по предоставлению муниципальной услуги в досудебном и судебном порядке.
6.2. Действия (бездействие) и решения ответственного муниципального работника, осуществляемые (принимаемые) в ходе исполнения муниципальной услуги, могут быть обжалованы главе администрации сельского поселения Федоскинское.
6.3. Обращение (жалоба) подается в письменной форме и направляется по почте (в т. ч. по электронной почте chief@fedoskinskoe.ru) или передается лично.
6.4. При обращении в письменной форме, заявитель в обязательном порядке указывает:
1) должность лица, которому подается жалоба;
2)фамилию, имя, отчество заявителя или его уполномоченного представителя (в случае обращения от имени юридического лица — полное наименование юридического лица);
3) контактный почтовый адрес (или адрес электронной почты);
4) суть жалобы с указанием должности, фамилии, имени, отчества соответствующего муниципального работника, чьи действия (бездействия) и решения обжалуются;
5)сведения о способе информирования заявителя о принятых мерах по результатам рассмотрения обращения;
6)подпись и дату подачи обращения.
Дополнительно могут быть указаны:
1) причины несогласия с обжалуемым действием (бездействием) или решением;
2) обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права и законные интересы, созданы препятствия к их реализации;
3) иные сведения, которые заявитель обращения считает необходимым сообщить.
6.5. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. В таком случае в обращении приводится перечень прилагаемых документов.
Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения обращения, отсутствуют или не приложены к обращению заявителя, рассмотрение обращения и принятие решения осуществляются без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены.
6.6.Основанием для отказа в рассмотрении обращения являются:
1) в письменном обращении отсутствуют сведения о заявителе и контактный почтовый адрес (или электронный адрес), по которому должен быть направлен ответ на обращение;
2) текст обращения не поддается прочтению, о чем заявитель или его уполномоченный представитель уведомляются в письменном виде, если их контактный адрес поддается прочтению;
3)наличие в письменном обращении нецензурных, либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица, а также членам его семьи.
В случае, если в обращении содержится вопрос, на который неоднократно давался письменный ответ по существу и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, принимается решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем или его уполномоченным представителем по данному вопросу. Заявитель или его уполномоченный представитель, направивший обращение, уведомляются о принятом решении.
6.7.Обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры и дан письменный ответ заявителю или его уполномоченному представителю по существу обращения.
6.8.Рассмотрение жалобы и подготовка ответа по ней осуществляется в порядке и в срок, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
6.9. Заявитель или его уполномоченный представитель вправе оспорить в суде действия (бездействие) и решения должностных лиц администрации сельского поселения Федоскинское в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Приложение №1
к Административному регламенту
«Рассмотрение заявлений о признании граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»
Главе сельского поселения Федоскинское
Балакиреву Е.А
от_________________________________________
___________________________________________
паспорт: серия _________№ _________________
кем выдан _________________________________
___________________________________________
адрес регистрации по месту жительства:
___________________________________________
тел . _______________________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу признать меня и членов моей семьи малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Сведения о составе семьи
Супруг (супруга) (Ф.И.О., год рождения, адрес проживания)
__________________________________________________________________________________
Дети: (Ф.И.О., год рождения, адрес проживания)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кроме того, в состав моей семьи также включены (Ф.И.О., адрес проживания)
__________________________________________________________________________________
Дата _____________________________
Подпись заявителя __________________________________________________
Подписи совершеннолетних членов семьи_______________________________
Приложение №2
к Административному регламенту
«Рассмотрение заявлений о признании граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»
Расписка в получении документов
от ______________________________________________________________


п/п
Наименование документа Кол — во страниц Примеча-ние
копии
1 Заявление заявителя
2 Документы, удостоверяющие личность заявителя и личность каждого из членов его семьи (все страницы паспорта) копия
3 Документы о составе семьи заявителя:
— свидетельство о расторжении брака;
— свидетельство о заключении брака
— перемена фамилии
копия
4 Выписка из домовой книги по месту жительства
Финансовый лицевой счет
5 Документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер или решение о предоставлении жилого помещения и т.п.) копия
6 Свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, подлежащее налогообложению (для собственников) копия
7 Извлечение из технического паспорта на жилое помещение
строение, сооружение на текущее время
(для собственников жилья)
8 Выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним (на всех членов семьи) копия
9 Кадастровая стоимость земли (для собственников) копия
10 Документы, подтверждающие доходы членов семьи за расчетный период, равный одному календарному году (помесячные сведения) непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления
11 Трудовая книжка (для не работающих, 1-й и посл. лист) копия
12 Справка из ГИБДД о наличии автотранспорта,
справка о его стоимости (на всех членов семьи)
13 Квитанции об оплате жилого помещения и коммунальных услуг за расчетный период, равный одному календарному году (помесячно) копия

Документы приняты к рассмотрению «___»_______________ 2010 г.
Специалист отдела
по социальным вопросам ____________ /________________/
(наименование должностного лица (подпись) (Ф.И.О.) принявшего документы)
Предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущим.
Приложение № 3
к Административному регламенту
«Рассмотрение заявлений о признании граждан малоимущими
в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»
Обращение гражданина
Блок-схема
Официальный сайт
Лично
Факс
Электронная почта
Почта
Прием, обработка, регистрация обращения
Прием документов, регистрация обращения
Проведение проверки, предоставленных гражданами сведений
Проведение проверки, предоставленных гражданами документов и содержащихся в них сведений
Нехватка документов, недостоверные сведения
Полный пакет документов, достоверные сведения
Полный пакет документов, достоверные сведения
Нехватка документов, недостоверные сведения
Рассмотрение на комиссии, Подготовка постановления о признании или об отказе в признании
Отказ в рассмотрении, уведомление в отказе
уведомление об отказе
Выдача копии постановления на руки или высылка по почте заявителю

Закон Московской области от 30.12.2005 n 277/2005-ОЗ (ред. от 30.06.2007) «О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (принят постановлением Мособлдумы от 21.12.2005 n 14/163-П)

30 декабря 2005 года N 277/2005-ОЗ
Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 21 декабря 2005 г. N 14/163-П
ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
МАЛОИМУЩИМИ В ЦЕЛЯХ ПРИНЯТИЯ ИХ НА УЧЕТ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА
(в ред. Закона МО от 30.06.2007 N 95/2007-ОЗ)
Настоящий Закон устанавливает порядок определения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее — органы местного самоуправления) размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
пороговое значение доходов и стоимости имущества — предельная величина, в соответствии с которой орган местного самоуправления принимает решение об отнесении граждан к категории малоимущих;
члены семьи гражданина — супруг (супруга), несовершеннолетние дети, независимо от раздельного или совместного проживания, проживающие совместно с гражданином родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях другие граждане могут быть признаны членами семьи гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи;
(в ред. Закона МО от 30.06.2007 N 95/2007-ОЗ)
расчетный период накопления — период времени, необходимый для накопления средств, достаточных для приобретения жилого помещения.
(абзац введен Законом МО от 30.06.2007 N 95/2007-ОЗ)
Статья 2. Определение размера среднедушевого дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, или дохода одиноко проживающего гражданина
1. Перечень видов доходов и порядок их учета в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда устанавливается Правительством Московской области.
2. Учет доходов одиноко проживающего гражданина и определение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина, указанных в документах, представляемых для признания граждан малоимущими.
3. Доход определяется за расчетный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления (далее — расчетный период).
4. Размер среднемесячного дохода каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина исчисляется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев, в течение которых он имел эти доходы.
Сумма среднемесячных доходов каждого члена семьи составляет среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде.
5. Для исчисления среднедушевого дохода, приходящегося на каждого члена семьи в расчетном периоде, среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде делится на количество членов семьи гражданина.
Статья 3. Определение стоимости имущества
1. Перечень видов имущества, находящегося в собственности членов семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина, и подлежащего налогообложению (далее — имущество), учитываемого в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда, а также порядок учета стоимости такого имущества, устанавливается Правительством Московской области.
2. Учет имущества и определение его стоимости производится на основании сведений о составе семьи, имуществе членов семьи или одиноко проживающего гражданина, указанных в документах, представляемых для признания граждан малоимущими.
3. Для исчисления расчетной стоимости имущества, приходящейся на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина за один месяц расчетного периода накопления, стоимость имущества членов семьи делится на количество членов семьи гражданина и расчетный период накопления.
Расчетный период накопления устанавливается Правительством Московской области.
(часть третья в ред. Закона МО от 30.06.2007 N 95/2007-ОЗ)
Статья 4. Определение порогового значения доходов и стоимости имущества
1. Порядок определения порогового значения доходов и стоимости имущества устанавливается Правительством Московской области.
2. Величина порогового значения доходов и стоимости имущества устанавливается органами местного самоуправления не чаще одного раза в год.
Статья 5. Условия признания граждан малоимущими
1. Малоимущими признаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Московской области, сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества которых ниже или равна величине порогового значения доходов и стоимости имущества.
2. К гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими, не применяются пороговые значения, размер которых в последующем расчетном периоде изменился в сторону уменьшения.
3. Органы местного самоуправления не реже, чем один раз в три года, проводят перерегистрацию граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В ходе перерегистрации при необходимости производится расчет среднедушевого дохода и расчетной стоимости имущества граждан, принятых на учет.
4. В случае повышения размера среднедушевого дохода и расчетной стоимости имущества, учитываемых в целях признания граждан малоимущими, до уровня, превышающего пороговые значения, гражданин снимается с учета в качестве малоимущего, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Статья 6. Порядок признания граждан малоимущими
1. Граждане, проживающие в Московской области, в целях признания их малоимущими для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право обратиться с заявлением от себя лично или от имени своей семьи в орган местного самоуправления по месту жительства.
2. Решение о признании или отказе в признании гражданина малоимущим принимается органом местного самоуправления в месячный срок с даты его обращения с заявлением, на основании представленных гражданином документов для определения размера дохода и стоимости имущества.
3. Перечень документов, являющихся основанием для определения размера дохода и стоимости имущества:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
2) документы о составе семьи гражданина (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи, выписка из домовой книги по месту жительства и другие);
3) свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, подлежащее налогообложению;
4) справка налогового органа, подтверждающая сведения о стоимости принадлежащего на правах собственности гражданину и членам его семьи имущества, подлежащего налогообложению;
5) документы, подтверждающие доходы членов семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина.
4. Документы, указанные в пунктах 1-3 части 3 настоящей статьи, прилагаются в копиях с предъявлением подлинника для сверки.
5. Органы местного самоуправления вправе осуществлять проверку сведений, указанных в документах, представляемых гражданами.
Представление гражданином неполных и (или) недостоверных сведений является основанием для отказа в принятии решения о признании гражданина малоимущим.
6. Решение органа местного самоуправления может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.
Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Губернатор Московской области
Б.В. Громов
30 декабря 2005 года
N 277/2005-ОЗ

Признание граждан малоимущими для целей обеспечения жильем

Максим Астапов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

Напомню, в первой публикации мною были рассмотрены общие основания для того, чтобы граждане могли получить жильё из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату. Следующий необходимый этап для тех, кто на общих основаниях претендует на предоставление бесплатного жилья, – признание граждан малоимущими. Об этом в настоящей публикации.

В соответствии со статьей 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Правовое регулирование признания граждан малоимущими, изложенное в указанной статье, детализируется следующим образом: пороговые максимальные значения по величине доходов и стоимости имущества гражданина и порядок принятия граждан на учет определяются законами субъектов Российской Федерации, право определения конкретного размера доходов и стоимости имущества для целей принятия на жилищный учет, как и сам учет граждан, как правило, передается органам местного самоуправления.

Для этих целей Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 17 (далее – Приказ) утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.

Данным Приказом даны рекомендации об определении категорий граждан, доходы и имущество которых подлежат оценке при оценке граждан к категории малоимущих, примерный перечень доходов, видов имущества, учитываемых при принятии на учет. Приведен также примерный перечень документов необходимый для принятия граждан на учет, даны рекомендации по порядку расчетов доходов и стоимости имущества, разъяснены процедуры признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Учитывая сложность процедуры расчета доходов и стоимости имущества граждан для принятия их на жилищный учет, а также большой объем истребуемой для этих целей информации, приказом рекомендовано до начала расчетов определять нуждаемость граждан в жилых помещениях, т.е. определять обеспеченность жилыми помещениями на одного человека (п. 2.1 Приказа).

Например, порядок признания малоимущими жителей в Москве установлен Законом г. Москвы от 25 января 2006 года № 7 (далее – Закон). Так в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона малоимущими гражданами признаются жители столицы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. В состав имущества учитываемого при расчете имущественной обеспеченности включается расчетная стоимость жилого помещения, в которой нуждаются граждане, а также доходы за расчетный период. Такой расчетный период не может превышать 20 лет. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для москвичей утверждена Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Например, в Приморском крае порядок признания граждан малоимущими установлен Законом Приморского края от 15 мая 2006 года № 360-КЗ «О порядке признания органами местного самоуправления Приморского края граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».

Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (см. об этом п. 7 «Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года).

В следующей части будут рассмотрены правовые аспекты учета граждан для целей обеспечения жильем.

Что входит в доходы?

Расчет дохода для признания малоимущими считается достаточно сложным процессом, который вызывает много трудностей у граждан. Это обусловлено тем, что не всегда понятно, какие денежные поступления должны учитываться. Расчет дохода семьи для признания малоимущими предполагает сложение всех сумм, которые были получены каждым членом семьи за последние три месяца перед обращением для присвоения статуса.

В доходы включаются денежные поступления:

  • зарплата, полученная на месте официального трудоустройства граждан;
  • пособия, назначаемые государством разным людям по различным основаниям;
  • пенсии, причем они могут быть страховыми, трудовыми или государственными;
  • стипендии, назначаемые студентам, обучающимся в разных учреждениях на очной форме и на бюджетной основе;
  • другие преференции из бюджета;
  • поддержка, представленная в натуральном виде, которая оценивается и переводится в деньги;
  • потенциальная прибыль, которая может быть получена, если разное имущество, находящееся в собственности семьи, будет продано.

Таким образом, доход представлен любыми денежными поступлениями граждан, которые могут подтверждаться официальными документами. С них должны уплачиваться налоги или они должны перечисляться государством. Поэтому продажа овощей с огорода соседям, сопровождающаяся получением определенная сумма денег, не причисляется к доходу.

Нюансы при определении доходов

Доход семи для признания малоимущей – это наиболее сложный нюанс, так как все поступления денег должны подтверждаться документально. Для официально работающих граждан определить свой доход не составит труда, так как достаточно запросить за три месяца на месте работы справку 2-НДФЛ.

Также студенты могут взять справку в учебном заведении. Но дополнительно работники ФНС учитывают все имущество, принадлежащее каждому члену семьи. Поэтому требуется предоставлять данные о ценностях:

  • автомобили или иные транспортные средства;
  • квартиры или дома;
  • участки земли, которые могут иметь разную категорию и назначение;
  • дома, оставленные по наследству и находящиеся в деревнях;
  • гаражи и даже места, выкупленные на парковке для собственного автомобиля;
  • общая или корпоративная собственность;
  • дачи и другие аналогичные объекты.

Проверяется наличие оформленных объектов на каждого члена семьи, а скрыть такую информацию не получится, так как работники соцслужбы самостоятельно могут отправить запрос в Росреестр для получения нужных сведений.

Если обращается за признанием малоимущими женщины, находящиеся в разводе с отцом своих детей, то у них должны быть подтверждения того, что они не получают алиментов. В доход может включаться даже бесплатное питание детей в школах, которое предлагается региональными властями на основании разных причин.

Все сведения о разных объектах содержатся в Росреестре, поэтому приходится заказывать выписку из ЕГРН.

Какие нужны другие бумаги?

Дополнительно необходимы документы для признания малоимущими:

  • справки, полученные из детских образовательных учреждений, в которых указывается, какие льготы предоставлялись детям за три месяца;
  • пенсионеры подготавливают копию своих трудовых книжек;
  • если один из членов семьи является официально зарегистрированным ИП, то им формируется декларация о доходах;
  • если воспитанием детей занимается только мать или отец, то готовится справка об отсутствии перечислений алиментов;
  • свидетельство о регистрации или расторжения брака;
  • если какой-либо член семьи получает льготы или выплаты от государства, то дополнительно им подготавливается выписка из банковского счета, в которой указываются все полученные выплаты.

В документы для признания малоимущими дополнительно входят бумаги на все имущество, которое принадлежит гражданам на праве собственности. Поэтому подготавливается:

  • выписка, полученная из Росреестра, в которой указывается, какая недвижимость принадлежит заявителю;
  • свидетельство о праве собственности на определенный объект, представленный недвижимостью или автомобилем;
  • справка, полученная в Бюро инвентаризации, которая указывает, какие дачные участки или гаражи принадлежат членам семьи;
  • сведения из ЕГРН, в которых указывается, какова кадастровая стоимость объектов.

Могут понадобиться и другие документы, если имеются основания у работников соцзащиты полагать, что действительно имеются дополнительные источники дохода у граждан или же им принадлежит определенное имущество.

Какая назначается помощь?

Если будет реализован правильно порядок признания малоимущими граждан, то они получат соответствующий статус, на основании которого смогут пользоваться разными мерами государственной помощи. Они устанавливаются каждым регионом отдельно, поэтому могут значительно отличаться в различных городах.

Стандартно малоимущие семьи могут рассчитывать на помощь:

  • предоставление субсидии при оплате услуг ЖКХ, причем она выплачивается в течение полугода, после чего требуется ее продление, поэтому придется регулярно доказывать, что финансовое состояние семьи не улучшилось;
  • освобождение от уплаты местных налогов;
  • консультации государственного юриста осуществляются на безвозмездной основе или по льготным условиям;
  • членам такой семьи предлагаются льготные путевки в разные санатории или курорты, если это требуется для их лечения;
  • дети могут поступать в разные учебные учреждения без необходимости участия в конкурсе, но для этого требуется, что им не было больше 20 лет, а также при сдаче экзаменов они должны набрать минимальное количество баллов;
  • оказывается помощь в натуральном виде, поэтому предлагается такой семье одежда и питание, учебники и принадлежности для учебы, которыми могут пользоваться дети в разных образовательных учреждениях;
  • бесплатный проезд в разных видах общественного транспорта;
  • предлагаются даже жилищные льготы, на основании которых семья, при наличии веских оснований, может рассчитывать на улучшение условий проживания, для чего необходимо становиться в очередь и ожидать выделения квартиры из муниципального фонда;
  • бесплатное питание для детей в школе и саду, а также могут назначаться другие меры поддержки.

Дополнительно малоимущие семьи могут получать дополнительные пособия. Если ребенок появляется с начала 2018 года, то родители могут рассчитывать на дополнительную выплату, равную прожиточному минимуму. Она выплачивается ежемесячно в течение полутора лет.

Семьи, в которых имеется уже оформленный сертификат на маткапитал, могут получать из него наличные средства.

Как теряется статус?

Предоставляется возможность пользоваться разными льготами и получать вычеты только на один год. По его окончании придется заново подготавливать необходимые документы, чтобы снова подтверждать факт того, что семья по-прежнему считается малоимущей.

Если за этот год изменились разные условия, например, увеличилась зарплата взрослых людей или женщина вышла из декретного отпуска, то получить статус не получится. Все документы тщательно проверяются, поэтому обмануть работников соцслужбы не выйдет.

Таким образом, процесс признания семьи малоимущей – это специфическая процедура, предполагающая подготовку многочисленных документов, подтверждающих определенный доход граждан. Важно разобраться, какие денежные поступления могут включаться в этот доход, а какие не учитываются. Следует подготовить много документов, которые передаются в органы соцзащиты. Они тщательно проверяются, после чего принимается решение.

Семья, признанная малоимущей, может пользоваться многочисленными государственными льготами и пособиями. Обновлять статус надо ежегодно, а если изменяются финансовые условия, то может быть получен отказ в продлении. Это приводит к потере возможности пользоваться разной поддержкой, поэтому придется справляться своими силами с многочисленными платежами.

Кто имеет право на статус малоимущего для получения социального жилья и других преимуществ

Статус малоимущего присваивается одиноко проживающему гражданину либо семье в том случае, если доход на одного члена семьи ниже, чем прожиточный минимум, установленный местными органами власти.

Чтобы рассчитать среднедушевой доход, нужно разделить сумму доходов всех работающих членов семьи за предыдущие три месяца на три, а затем разделить получившееся число на количество всех представителей семьи (ФЗ № 44 от 05. 04 2003 г). При расчете среднего дохода кроме заработной платы учитываются пособия, социальные выплаты, авторские вознаграждения, доходы от сдачи в наем имущества, дивиденды по акциям и пр.

Обязательное условие получения статуса малоимущего — факт, что граждане попали в трудное материальное положение не по своей вине.

Если хотя бы один из трудоспособных членов семьи сознательно не желает работать, она не может быть признана малоимущей. Все взрослые члены семьи обязаны работать, получать образование или быть зарегистрированными в службе занятости.

Права и обязанности малоимущих граждан

Малоимущие граждане получают федеральную и региональную помощь. Предоставляется следующая социальная поддержка:

  • Денежная помощь: пособия, стипендии, субсидии, единовременные выплаты, налоговые льготы.
  • Натуральная помощь: лекарства, обувь, одежда, топливо и пр.
  • Социальные услуги: путевки, медицинское обслуживание, юридическая помощь.
  • Льготы в образовании.

Граждане, получившие статус малоимущих, могут рассчитывать на получение социального жилья от государства. Согласно ст. 49 ЖК РФ семья признается нуждающейся в жилье, если размер жилплощади на каждого ее члена меньше учетной нормы — минимума квадратных метров жилого помещения, рассчитанного на одного жильца. Каждый субъект РФ разрабатывает свою учетную норму. Все требования к претендентам на социальное жилье установлены в Жилищном кодексе РФ от 1 марта 2005 г.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Находясь в статусе малоимущего, граждане обязаны сообщать о происходящих в семье изменениях, которые могут быть основанием для отказа или продления государственной поддержки, в течение 2 недель. Это касается изменения состава семьи, увеличения доходов и т. д.

Как определить, является ли человек малоимущим

Чтобы определить, являются ли граждане малоимущими и нуждающимися в получении социального жилья, необходимо выяснить:

  • имущественную обеспеченность малоимущей семьи;
  • стоимость необходимой для проживания семьи жилплощади.

Имущественная обеспеченность (С) включает в себя совокупный доход семьи (Дсем), а также полную стоимость имущества, которое подлежит налогообложению (И):

С = И + Дсем

И — это вся стоимость имущества семьи. К нему относятся транспортные средства, земля, гаражи, акции предприятий, паенакопления и пр. Стоимость жилья в этот перечень не включается. Земельные участки учитываются по кадастровой стоимости, а остальное имущество — по рыночной.

Общий доход семьи (Дсем) исчисляется по формуле:

Дсем = (Дсем.сов / Тдох – Числ.чл.сем x Пр.мин) х Т

Дсем.сов — совокупный доход всех работающих членов семьи (с вычетом налогов) за 2 предыдущих года.

Тдох — период (24 месяца), за который учтены доходы.

Числ.чл.сем — количество членов семьи. Ими считаются супруги, дети, родители супругов, усыновители и усыновленные, опекуны и подопечные, а также прочие лица, прописанные на жилплощади как члены семьи, проживающие все вместе, ведя общее хозяйство. При этом, если супруги не зарегистрированы в браке, они не признаются семьей и не могут рассчитывать на государственную помощь.

Пр.мин — величина установленного местными властями прожиточного минимума.

Т — это расчетный период, исчисляемый в месяцах (например, в Москве — это 240 месяцев).

Стоимость общей жилплощади, необходимой для проживания семьи исчисляется по формуле:

Ст.пл.ж = Ц1кв.м x Пл.необх

Ц1кв.м — цена, по которой рассчитывается безвозмездная жилищная субсидия. Как правило, эта цена равна рыночной стоимости 1 кв м в крупнопанельном доме типовой серии.

Пл.необх — это недостающая площадь, которая необходима семье. Она является разницей между жилой площадью, которую должна иметь семья по установленным местными властями нормативам, и общей жилой площадью, которой она владеет на настоящий момент. Она рассчитывается по формуле:

Пл.необх = (Пл.чел x Числ.чл.сем) — Пл.соб.сем

Пл.чел — норматив жилья на каждого члена семьи. Информацию о принятом в регионе нормативе следует искать на сайте регионального исполнительного органа власти.

Числ.чл.сем — количество членов семьи.

Пл.соб.сем — общая жилплощадь, являющаяся собственностью семьи.

Если по расчетам во владении семьи находится жилая площадь в большем объеме, чем по нормативу, такая семья не ставится на учет нуждающихся в получении бесплатного жилья.

Необходимые документы

Чтобы получить статус малоимущего для постановки на учет нуждающихся в соцжилье, необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление по установленному образцу;
  • паспорта и другие документы, удостоверяющие личности всех членов семьи;
  • ИНН всех взрослых представителей семьи;
  • справка о составе семьи;
  • документы, по которым определяется состав семьи (свидетельство о браке, выписки из домовой книги, свидетельства о рождении, решение об удочерении либо усыновлении и т. д.);
  • справки, подтверждающие доходы и размер общего дохода семьи за год либо два года (период уточняется в местной администрации);
  • трудовые книжки взрослых членов семьи;
  • правоустанавливающие документы на жилплощадь, принадлежащую семье;
  • документы о наличии имущества, подлежащего налогообложению (выписка из Госреестра, свидетельства о праве собственности на машину и другие транспортные средства, справка из БТИ о стоимости принадлежащих семье дач, гаражей или других строений, кадастровый паспорт на землю и т. д.);
  • заключение независимых экспертов о стоимости имущества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *