Порядок рассекречивания сведений

Порядок засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну и носителей государственной тайны.

Тема № 9. Правовой режим государственной тайны.

Понятие государственной тайны. Порядок отнесения сведений к государственной тайне.

Государственная тайна — это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства. В Законе «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Информация тесно связана с ее носителями – материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства*. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» – первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу.

Можно назвать такие признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности.

Отнесены к государственной тайне и засекречены могут быть названные в законе сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно-исследовательских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.

Секретность – важное средство обеспечения государственной безопасности. С другой стороны, засекречивание сведений – это предусмотренное Конституцией ограничение закрепленного ее ст. 27 права граждан «свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Порядок засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну и носителей государственной тайны.

Режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Главные элементы режима секретности: правила засекречивания, защиты государственной тайны, рассекречивания.

Не подлежат засекречиванию сведения о:

• чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях;

• состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельскогохозяйства, преступности;

• привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

• фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами;

• размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

• состоянии здоровья высших должностных лиц России.

Должностные лица, засекретившие такие сведения, могут быть привлечены к ответственности, а граждане вправе обжаловать такие акты в суд.

Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения. Правила отнесения информации к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Рассекречивание сведений и их носителей — снятие ранее введенных ограничений на распространение информации и на доступ к ее носителям. Как правило, оно, как и засекречивание, производится в административном порядке, по решению тех должностных лиц, которые признали, что сведения относятся к государственной тайне.

По общему правилу срок засекречивания не должен превышать тридцати лет, и носители государственной тайны рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. В исключительных случаях срок рассекречивания может быть продлен путем принятия специального решения.

Необходимо отметить, что некоторые сведения: об оперативно-розыскной, разведывательной деятельности и др. никогда не должны рассекречиваться.

Рассекречивание может производиться досрочно. Во-первых, в связи с международными обязательствами России. Во-вторых, из-за изменения объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закон обязал органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Досрочное рассекречивание может быть осуществлено руководителями органов государственной власти, предприятия, организаций, если они установят, что их подчиненные необоснованно засекретили носители информации. Граждане вправе обращаться с запросами о рассекречивании в архивы и другие организации. Кроме того, обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Сведения могут быть рассекречены по просьбе гражданина или на основании решения суда.

Основы информационной безопасности в Российской Федерации

^ 1.2.12. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну
Носители сведений, составляющих гостайну рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечении этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.
В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих гостайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенных полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.
Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.
Руководители государственных архивов РФ наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих гостайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией — фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации — фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих гостайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите гостайны.
Статья 14 Закона тесно связана со статьей 12, определяющей в качестве одного из реквизитов носителя сведений, составляющих гостайну, дату рассекречивания. При таком подходе носители сведений, на которых указаны условия рассекречивания сведений, после наступления которого сведения могут быть рассекречены, защищены от процедуры произвольного (без согласования с фондообразователем) рассекречиванием, предусмотренного в ряде действующих документов по линии архивной службы. К примеру, в качестве условия для рассекречивания может быть указана также процедура обязательного согласования с органом государственной власти, предприятием, учреждением, организацией или их правопреемником. Это позволит поставить процедуру рассекречивания носителей, независимо от места их хранения, под контроль должностных лиц, обосновавших в свое время необходимость их засекречивания.
Статьей 14 установлены полномочия руководителей государственных архивов РФ по рассекречиванию материалов, находящихся на хранении в закрытых фондах архивов. Сохранены права фондообразователей по принятию решения на рассекречивание архивных материалов, что обеспечит контроль за этим процессом со стороны должностных лиц, несущих персональную ответственность перед государством за реализацию требований Закона. Статьей также предусматривается возможность делегирования организациями — фондообразователями полномочий по рассекречиванию носителей сведений руководителям государственных архивов. Это положение упрощает рассекречивание архивных носителей, в отношении утраты секретности которыми у организации — фондообразователя не имеется сомнений. В статье сохранено действующее право руководителей по рассекречиванию носителей, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. Эта мера в сочетании с экономическими подходами к процессу засекречивания должна усилить действенность контроля за обоснованностью сохранения носителями сведений, отнесенных к гостайне, а также установленных для них грифов секретности.
Порядок рассекречивания или продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР, находящихся на хранении в архивных учреждениях РФ, определен Постановлением Правительства РФ №170 от 20.02.95г., которым утверждено Положение, определяющее организацию этой работы.

  1. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений

Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти РФ вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия , в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к гостайне.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите гостайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти РФ, подавшие запрос.
Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Обоснованность отнесения сведений к гостайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке.
Статья 15 реализует право граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти на обжалование целесообразности засекречивания сведений в виде запросов в соответствующие органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе и в государственные архивы, или в виде обращения в суд. Описана процедура рассмотрения таких запросов, устанавливаются виды ответственности должностных лиц за не рассмотрение их по существу.

  1. ^ Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну (модуль 7)

  1. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющих совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся эти сведения.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие гостайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими гостайну.
Обязательным условием для передачи сведений, составляющих гостайну, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям является выполнение ими требований, предусмотренных в статье 27 Закона.
Статья 16 устанавливает основной принцип передачи сведений, составляющих гостайну, между органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, — принцип санкционирования такой передачи органом государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 Закона находятся эти сведения. Иными словами, право санкционирования передачи указанных сведений закрепляется за органами государственной власти, включенными в Перечень сведений, отнесенных к гостайне.
Статья содержит еще два принципиальных момента, призванных обеспечить сохранение установленных для передаваемых сведений требований режима секретности:

  1. обязательность сохранения установленных для сведений ограничений по ознакомлению с ними с установлением персональной ответственности за это руководителей органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, запрашивающих указанные сведения;
  2. обязательность выполнения в запрашивающей сведения организации условий, обеспечивающих сохранность этих сведений и предусмотренных в статье 27 Закона. Важнейшим из таких условий является наличие у этой организации (юридического лица) лицензии для работы со сведениями, составляющими гостайну.

  1. ^ Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ

Передача сведений, составляющих гостайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих гостайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степенью секретности, а у граждан — соответствующего допуска.
Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновения в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих гостайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите гостайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих гостайну, обеих договаривающихся сторон.
В договоре на проведение совместных и других работ заключаемом в установленном законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих гостайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих гостайну.
Организация контроля за эффективностью защиты гостайны при проведении совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с положением заключенного сторонами договора.
При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя обязательств по защите гостайны заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях — поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих гостайну, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствии с действующим законодательством.
Статья 17 Закона предусматривает передачу сведений, составляющих гостайну, при проведении совместных и других работ как предприятиям, учреждениям и организациям, так и гражданам, индивидуально выполняющим указанные работы. Основные права, как и прежде, закреплены за заказчиком работ, на которого возложена ответственность за создание кооперации и подбор исполнителей работ.
Учитывая равенство прав предприятий с различными организационно-правовыми формами и формами собственности на получение от государства заказов, введена норма, согласно которой при невозможности или нецелесообразности создания подразделений по защите гостайны руководителю предприятия разрешено заключать с государственными предприятиями, учреждениями и организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите гостайны.
Статьей определен механизм материальной ответственности исполнителей за обеспечение режима секретности при выполнении совместных и других работ, установлены права заказчика по установлению контроля за выполнением исполнителем договорных обязательств. В качестве основной меры воздействия предусмотрена возможность приостановления или прекращения выполнения государственного заказа, отзыв лицензии на право проведения работ с использованием сведений, составляющих гостайну, а при нанесении государству материального ущерба — компенсации его из средств предприятия.

  1. ^ Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам

Решение о передаче сведений, составляющих гостайну, другим государствам принимается Правительством РФ при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите гостайны о возможности передачи этих сведений.
Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).
Статьей 18 Закона устанавливается основной принцип межгосударственных отношений в области передачи сведений, составляющих гостайну, — санкционирование такой передачи Правительством РФ. Статья корреспондируется со статьей 4 Закона, предусматривающей оформление при передаче сведений правового акта, отражающего обязательства принимающей стороны по сохранности в тайне полученных сведений.
Вступивший в силу в 1996 году Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» предусматривает, что возможность вывоза с территории РФ документированной информации, отнесенной к государственной тайне или иной конфиденциальной информации «определяется Правительством РФ в каждом отдельном случае». Следует отметить, что идеальным вариантом является наличие действующего между РФ и страной — получателем сведений, составляющих гостайну, двухстороннего межправительственного соглашения о взаимной защите указанных сведений. Но такой идеальный вариант не всегда реализуем, поэтому в подавляющем большинстве случаев обязательства сторон прописываются в общих договорах или соглашениях, например, о военном или военно-техническом сотрудничестве.
Вместе с тем, такой подход не исключает других возможных вариантов решения, когда оно принимается Президентом РФ. Рядом Указов Президента РФ определены образцы вооружения и военной техники, разрешенные к экспортной поставке в иностранные государства. Указом Президента РФ № 1268 от 26.08.96 г. утвержден список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется. Ответственность за незаконный экспорт, например, технологий, научно-технической информации и услуг, в отношениях которых установлен специальный экспортный контроль, предусмотрено в статье 189 Уголовного кодекса РФ. Постановлением Правительства РФ № 973 от 02.08.97 г. утверждено «Положение о подготовке к передаче сведений, составляющих гостайну другим государствам», подробно регламентирующую эту процедуру.

  1. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, располагающие сведениями, составляющими гостайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих гостайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. При этом носители сведений, составляющих гостайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются:

  1. правопреемнику органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, располагающих сведениями, составляющими гостайну, если этот правопреемник имеет полномочия по проведению работ с использованием указанных сведений;
  2. органу государственной власти, в распоряжение которого в соответствии со статьей 9 Закона находятся соответствующие сведения;
  3. другому органу государственной власти, предприятию, учреждению или организации по указанию межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Статья 19 Закона является одной из основополагающих в регулировании правоотношений между субъектами в вопросах распоряжения сведениями, составляющими гостайну. В соответствии с положениями статьи при изменении функций субъектов правоотношений, изменении формы собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих гостайну, в обязательном порядке должны быть приняты меры по защите этих сведений и их носителей. Законом установлены возможные варианты передачи носителей сведений, составляющих гостайну.
Учитывая развитие процесса приватизации предприятий, настоящая статья создает правооснову решения вопросов защиты сведений, которые скопились на указанных предприятиях за время их функционирования в системе государственного управления. Положения настоящей статьи предоставляют возможность избежать процесса несанкционированной «приватизации» государственной собственности в виде сведений, составляющих гостайну, и их носителей.
Возможность передачи составляющих гостайну сведений должна быть санкционирована, должны быть обеспечены сохранение установленных для передаваемых сведений требований режима секретности и персональная ответственность за их обеспечение.

Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну

Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Закона

Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.

В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.

Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией — фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации — фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

См. Временный порядок рассекречивания и продления сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся в закрытых фондах государственных архивов и центрах хранения документации, утвержденный решением Гостехкомиссии РФ от 28 июня 1994 г. N 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *