Постановление правительства 696

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

Документ утратил силу или отменен

  • Постановление
  • Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
    • Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Введение
      • Цель аудита
      • Общие принципы аудита
      • Объем аудита
      • Разумная уверенность
      • Ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность
    • Правило (стандарт) N 2. Документирование аудита
      • Введение
      • Форма и содержание рабочих документов
      • Конфиденциальность, обеспечение сохранности рабочих документов и право собственности на них
    • Правило (стандарт) N 3. Планирование аудита
      • Введение
      • Планирование работы
      • Общий план аудита
      • Программа аудита
      • Изменения в общем плане и программе аудита
    • Правило (стандарт) N 4. Существенность в аудите
      • Введение
      • Существенность
      • Взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском
      • Существенность и аудиторский риск при оценке аудиторских доказательств
      • Оценка последствий искажений
    • Правило (стандарт) N 5. Аудиторские доказательства. — Утратило силу
    • Правило (стандарт) N 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. — Утратило силу
    • Правило (стандарт) N 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту
      • Введение
      • Определения
      • Обязанности руководителя аудиторской проверки по обеспечению качества проведения аудита
      • Этические требования
      • Решение о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом по конкретному аудиторскому заданию
      • Формирование аудиторской группы
      • Выполнение задания
      • Мониторинг
    • Правило (стандарт) N 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Введение
      • Процедуры оценки рисков и источники информации о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля
      • Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля
      • Оценка рисков существенного искажения информации
      • Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям собственника
      • Документирование
      • Приложение N 1. Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется
        • Отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности
        • Характер деятельности аудируемого лица
        • Общая стратегия аудируемого лица и связанные с ней риски хозяйственной деятельности
        • Оценка и анализ финансовых результатов деятельности аудируемого лица
      • Приложение N 2. Элементы системы внутреннего контроля
        • Контрольная среда
        • Процесс оценки рисков аудируемым лицом
        • Информационная система, связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности
        • Контрольные действия
        • Мониторинг средств контроля
      • Приложение N 3. Условия и события, которые могут указывать на риски существенного искажения информации
    • Правило (стандарт) N 9. Связанные стороны
      • Введение
      • Наличие связанных сторон и раскрытие информации о них
      • Операции со связанными сторонами
      • Проверка выявленных операций со связанными сторонами
      • Заявления руководства аудируемого лица
      • Выводы аудитора и аудиторское заключение
    • Правило (стандарт) N 10. События после отчетной даты
      • Введение
      • События, произошедшие до даты подписания аудиторского заключения
      • Отражение событий, произошедших после даты подписания аудиторского заключения, но до даты предоставления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Отражение событий, обнаруженных после предоставления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Осуществление эмиссии ценных бумаг
    • Правило (стандарт) N 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
      • Введение
      • Факторы, оказывающие влияние на непрерывность деятельности
      • Действия аудитора по планированию и проверке применения допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
      • Дополнительные аудиторские процедуры в случае выявления факторов, касающихся допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
      • Выводы аудитора и аудиторское заключение
      • Подписание или утверждение финансовой (бухгалтерской) отчетности значительно позже отчетной даты
    • Правило (стандарт) N 12. Согласование условий проведения аудита
      • Введение
      • Договор оказания аудиторских услуг
      • Повторяющийся аудит
      • Изменение аудиторского задания
      • Приложение. Пример письма о проведении аудита
    • Правило (стандарт) N 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита. — Утратило силу
    • Правило (стандарт) N 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита. — Утратило силу
    • Правило (стандарт) N 15. Понимание деятельности аудируемого лица. — Утратило силу
    • Правило (стандарт) N 16. Аудиторская выборка
      • Введение
      • Определения, используемые в настоящем правиле (стандарте) аудиторской деятельности
      • Аудиторские доказательства
      • Учет риска при получении аудиторских доказательств
      • Отбор элементов для тестирования с целью получения аудиторских доказательств
      • Статистический и нестатистический подходы к выборочной проверке
      • Построение выборки
      • Объем выборки
      • Отбор подлежащей проверке совокупности элементов
      • Проведение аудиторских процедур
      • Характер и причина ошибок
      • Экстраполяция (распространение) ошибок
      • Оценка результатов проверки элементов в отобранной совокупности
      • Приложение N 1. Примеры факторов, влияющих на объем отобранной совокупности для тестирования средств внутреннего контроля
      • Приложение N 2. Примеры факторов, влияющих на объем отобранной совокупности для проверки по существу
      • Приложение N 3. Характеристика методов отбора совокупности
    • Правило (стандарт) N 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
      • Введение
      • Присутствие аудитора при проведении инвентаризации материально-производственных запасов
      • Раскрытие информации о судебных делах и претензионных спорах
      • Оценка и раскрытие информации о долгосрочных финансовых вложениях
      • Раскрытие информации по отчетным сегментам финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица
    • Правило (стандарт) N 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
      • Введение
      • Связь процедур внешнего подтверждения с оценкой рисков
      • Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении которых могут быть получены внешние подтверждения
      • Подготовка запроса для внешнего подтверждения
      • Позитивные и негативные внешние подтверждения
      • Пожелания руководства аудируемого лица
      • Особенности лиц, предоставляющих ответ на запрос
      • Процедура внешнего подтверждения
      • Оценка результатов полученных ответов
      • Получение внешних подтверждений до отчетной даты
    • Правило (стандарт) N 19. Особенности первой проверки аудируемого лица
      • Введение
      • Аудиторские процедуры при первой проверке аудируемого лица
      • Особенности аудиторского заключения при первой проверке аудируемого лица
      • Приложение. Примерный фрагмент завершающей части аудиторского заключения, включающего оговорку в связи с неучастием аудитора в инвентаризации материально-производственных запасов
    • Правило (стандарт) N 20. Аналитические процедуры
      • Введение
      • Сущность и цели аналитических процедур
      • Аналитические процедуры при планировании аудита
      • Аналитические процедуры как разновидность аудиторских процедур проверки по существу
      • Аналитические процедуры как общая обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Надежность аналитических процедур
      • Действия аудитора при отклонении от ожидаемых закономерностей
    • Правило (стандарт) N 21. Особенности аудита оценочных значений
      • Введение
      • Особенности расчета оценочных значений
      • Аудиторские процедуры при аудите оценочных значений
      • Общая и детальная проверка процедур, используемых руководством аудируемого лица
      • Использование независимой оценки
      • Проверка последующих событий
      • Оценка результатов аудиторских процедур
    • Правило (стандарт) N 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
      • Введение
      • Надлежащие получатели информации
      • Информация, сообщаемая руководству аудируемого лица и представителям его собственника
      • Сроки сообщения информации руководству аудируемого лица и представителям его собственника
      • Формы сообщения информации надлежащим получателям
      • Конфиденциальность
    • Правило (стандарт) N 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
      • Введение
      • Признание руководством аудируемого лица ответственности за финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица
      • Использование заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств
      • Документальное оформление заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица
      • Действия аудитора при отказе руководства аудируемого лица представить заявления и разъяснения
      • Приложение. Образец письма-представления
    • Правило (стандарт) N 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
      • Введение
      • Основные принципы финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Основные принципы аудита и сопутствующих аудиту услуг
      • Уровни уверенности, обеспечиваемой аудитором
      • Аудит
      • Сопутствующие аудиту услуги
      • Ненадлежащее использование имени аудитора
      • Приложение. Сравнительная характеристика аудита и сопутствующих аудиту услуг
    • Правило (стандарт) N 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
      • Введение
      • Вопросы, рассматриваемые аудитором аудируемого лица
      • Заключение аудитора специализированной организации
    • Правило (стандарт) N 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Введение
      • Соответствующие показатели
      • Сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность
      • Приложение. Примеры аудиторских заключений
        • Пример А. Соответствующие показатели: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в абзаце первом пункта 9 федерального правила (стандарта) N 26
        • Пример Б. Соответствующие показатели: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в абзаце втором пункта 9 федерального правила (стандарта) N 26
        • Пример В. Сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в пункте 19 федерального правила (стандарта) N 26
        • Пример Г. Соответствующие показатели: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в пункте 13 федерального правила (стандарта) N 26
        • Пример Д. Сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в подпункте «б» пункта 21 федерального правила (стандарта) N 26
    • Правило (стандарт) N 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
      • Введение
      • Доступ к прочей информации
      • Рассмотрение прочей информации
      • Существенные несоответствия
      • Существенное искажение фактов
      • Доступность прочей информации после даты аудиторского заключения
    • Правило (стандарт) N 28. Использование результатов работы другого аудитора
      • Введение
      • Назначение в качестве основного аудитора
      • Процедуры, выполняемые основным аудитором
      • Сотрудничество между аудиторами
      • Вопросы, требующие рассмотрения при составлении аудиторского заключения
      • Разделение ответственности
    • Правило (стандарт) N 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита
      • Введение
      • Объем и цели внутреннего аудита
      • Взаимоотношения между внутренним аудитом и внешним аудитором
      • Понимание и предварительная оценка внутреннего аудита
      • Сроки взаимодействия и координации
      • Оценка эффективности внутреннего аудита
    • Правило (стандарт) N 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
      • Введение
      • Цель выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации
      • Общие принципы выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации
      • Определение условий выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации
      • Процедуры и доказательства
      • Подготовка отчета
      • Приложение. Пример отчета о фактах, отмеченных при выполнении согласованных процедур по проверке кредиторской задолженности
    • Правило (стандарт) N 31. Компиляция финансовой информации
      • Введение
      • Цель компиляции финансовой информации
      • Общие принципы выполнения компиляции финансовой информации
      • Определение условий компиляции финансовой информации
      • Процедуры
      • Подготовка отчета о выполнении компиляции финансовой информации
      • Приложение. Примеры отчетов о компиляции финансовой информации
        • 1. Пример отчета о компиляции финансовой (бухгалтерской) отчетности
        • 2. Пример отчета о компиляции финансовой (бухгалтерской) отчетности с текстом, привлекающим внимание к существующим отступлениям от основных принципов составления финансовой (бухгалтерской) отчетности
    • Правило (стандарт) N 32. Использование аудитором результатов работы эксперта
      • Введение
      • Определение необходимости использования результатов работы эксперта
      • Компетентность и объективность эксперта
      • Объем работы эксперта
      • Оценка результатов работы эксперта
    • Правило (стандарт) N 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Введение
      • Общие принципы выполнения обзорной проверки
      • Условия проведения обзорной проверки
      • Процедуры и доказательства
      • Подготовка заключения по результатам обзорной проверки
      • Приложение N 1. Примерный перечень процедур, которые могут быть проведены в ходе обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности
        • Процедуры общего характера
        • Денежные средства
        • Дебиторская задолженность
        • Материальные запасы
        • Финансовые вложения
        • Основные средства и амортизация
        • Расходы будущих периодов, нематериальные активы
        • Кредиты и займы
        • Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками
        • Условные факты хозяйственной деятельности
        • Налог на прибыль и прочие налоги
        • События после отчетной даты
        • Судебные дела и претензионные споры
        • Капитал
        • Прочие хозяйственные операции
      • Приложение N 2. Пример заключения по результатам обзорной проверки с выражением безоговорочно положительного мнения
        • Заключение по результатам обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Приложение N 3. Примеры заключений по результатам обзорной проверки, содержащих мнение, не являющееся безоговорочно положительным
        • А. Пример заключения по результатам обзорной проверки, содержащего мнение с оговоркой из-за разногласия между аудитором и проверенным хозяйствующим субъектом относительно ненадлежащего способа бухгалтерского учета
          • Заключение по результатам обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности
        • Б. Пример заключения по результатам обзорной проверки, содержащего отрицательное мнение из-за разногласия между аудитором и проверенным хозяйствующим субъектом относительно ненадлежащего способа бухгалтерского учета
          • Заключение по результатам обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности
    • Правило (стандарт) N 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях
      • Введение
      • Обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией
      • Этические требования
      • Принятие на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества
      • Кадровая работа
      • Выполнение задания
      • Мониторинг
      • Документирование

Открыть полный текст документа

1. Общие положения

1.1. Исходя из пунктов 14-18 ФПСАД № 10 «События после отчетной даты»:

а) если после предоставления пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторской организации (индивидуальному аудитору) (далее — аудитор) становится известно о событии или факте, существовавшем на дату подписания аудиторского заключения, вследствие которого, если бы такой факт был тогда известен, аудитор должен был бы модифицировать аудиторское заключение, аудитору следует рассмотреть вопрос о необходимости пересмотра бухгалтерской (финансовой) отчетности, обсудить его с руководством аудируемого лица и предпринять необходимые в данных обстоятельствах действия. В данном случае имеются в виду бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица и аудиторское заключение до утверждения их акционерами аудируемого лица или иными уполномоченными лицами (органами) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

б) если руководство аудируемого лица пересматривает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудитору следует выполнить необходимые в данных обстоятельствах аудиторские процедуры, проверить предпринятые руководством аудируемого лица действия по информированию о сложившейся ситуации всех, кто получил ранее представленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением по ней, и предоставить новое заключение по пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) новое аудиторское заключение должно включать часть, привлекающую внимание к вопросу, и примечание к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором подробно излагаются основания для пересмотра ранее представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения. Новое аудиторское заключение должно быть датировано датой не ранее даты утверждения пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и соответственно процедуры, предусмотренные в пунктах 4 и 5 ФПСАД № 10 аудиторской деятельности, должны быть распространены до даты нового аудиторского заключения;

г) если руководство аудируемого лица не предпринимает мер по информированию о сложившейся ситуации всех, кто получил ранее представленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение, и не пересматривает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в то время как аудитор считает ее пересмотр необходимым, аудитору следует уведомить лиц, которым подчиняется руководство аудируемого лица, о том, что аудитор самостоятельно предпримет меры для того, чтобы третьи лица не полагались на аудиторское заключение. Предпринятые меры будут зависеть от прав и обязанностей аудитора, а также от рекомендаций юристов аудитора и не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

д) необходимость в пересмотре бухгалтерской (финансовой) отчетности и выдаче нового аудиторского заключения может не возникнуть, если приближается дата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за следующий период, при условии, что в новой бухгалтерской (финансовой) отчетности информация будет надлежащим образом раскрыта.

1.2. В случае, если в указанных ситуациях аудитор ограничивается только выпуском письма, «отзывающего» аудиторское заключение, третьи лица не перестают полагаться на недостоверные бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение. Помимо нарушения ФПСАД № 10, аудитор оказывается в ситуации, когда аудиторская услуга может быть сочтена неоказанной.

2. Действия аудитора при обнаружении события после отчетной даты до даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности

2.1. Исходя из требований и логики ФПСАД № 10, при обнаружении аудитором до даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности события или факта, существовавшего на дату подписания аудиторского заключения, вследствие которого, если бы такой факт был тогда известен, аудитор должен был бы модифицировать аудиторское заключение, аудитор должен выполнить следующие действия:

1) сообщить руководству аудируемого лица и представителям собственника о таком событии или факте;

2) продлить период, охватываемый аудиторскими процедурами, предназначенными для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, до даты нового аудиторского заключения;

3) выпустить новое аудиторское заключение о пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое должно содержать часть «Важные обстоятельства» со ссылкой на примечание в пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащее подробное изложение оснований для пересмотра ранее представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения. Новое аудиторское заключение должно быть датировано датой не ранее даты утверждения пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) проверить предпринятые руководством аудируемого лица действия по информированию о сложившейся ситуации всех, кто получил ранее представленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением по ней.

2.2. Если руководство аудируемого лица не предпринимает мер по информированию о сложившейся ситуации всех, кто получил ранее представленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение, и не пересматривает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в то время как аудитор считает ее пересмотр необходимым, аудитору следует уведомить руководство аудируемого лица и представителей собственника о том, что аудитор самостоятельно предпримет меры для того, чтобы третьи лица не полагались на ранее представленное аудиторское заключение. Предпринятые меры будут зависеть от прав и обязанностей аудитора, а также от рекомендаций юристов аудитора и не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

3. Действия аудитора при обнаружении событий после отчетной даты после утверждения бухгалтерской отчетности

3.1. ФПСАД № 10 не содержит требований к аудитору в случае обнаружения в периоде после утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности события или факта, существовавшего на дату подписания аудиторского заключения, вследствие которого, если бы такой факт был тогда известен, аудитор должен был бы модифицировать аудиторское заключение.

3.2. В указанном случае аудитор должен руководствоваться решением Совета по аудиторской деятельности от 20 декабря 2012 г. (протокол № 7, раздел Ш, пункт 3), согласно которому аудиторским организациям при планировании и осуществлении аудиторских процедур в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц по вопросам (этапам), по которым федеральными стандартами аудиторской деятельности (федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности) не установлены конкретные требования, целесообразно руководствоваться соответствующими МСА.

Исходя из МСА (ISA) 560 «События после отчетной даты» в рассматриваемом случае применяется порядок, аналогичный порядку, предусмотренному для случая обнаружения события или факта в периоде до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, если национальное законодательство не запрещает перевыпуск бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если национальное законодательство запрещает перевыпуск бухгалтерской (финансовой) отчетности, то вместо привлекающей внимание части «Важные обстоятельства», которая должна обязательно указывать на обстоятельства, отраженные в бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудитор должен включить в новое аудиторское заключение часть «Прочие сведения», в которой подробно излагаются основания для пересмотра ранее представленного аудиторского заключения.

3.3. В соответствии с пунктом 10 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру. В связи с этим аудитор, кроме действий, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 2.1 настоящего разъяснения, должен выпустить новое аудиторское заключение о ранее представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности (непересмотренной) и включить в аудиторское заключение часть «Прочие сведения», в которой подробно излагаются основания для пересмотра ранее представленного аудиторского заключения.

4. Действия аудитора при обнаружении событий после отчетной даты в периоде, когда приближается дата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за следующий год

4.1. В случае обнаружения события или факта, существовавшего на дату подписания аудиторского заключения, вследствие которого, если бы такой факт был тогда известен, аудитор должен был бы модифицировать аудиторское заключение, в периоде, когда приближается дата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за следующий год, в соответствии с пунктом 18 ФПСАД № 10 необходимость в выдаче нового аудиторского заключения может не возникнуть при условии, что в новой бухгалтерской (финансовой) отчетности соответствующая информация надлежащим образом будет раскрыта.

Источник публикации

Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 03.07.2013,

«Республика Башкортостан», N 129(27864), 05.07.2013,

«Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», 22.07.2013, N 21(423), ст. 944

Примечание к документу

КонсультантПлюс: примечание.

Начало действия документа (за исключением отдельных положений) — 01.09.2013.

В соответствии со статьей 14 данный документ вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Название документа

Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 696-з

«Об образовании в Республике Башкортостан»

(принят Государственным Собранием — Курултаем РБ 27.06.2013)

1 июля 2013 года N 696-з

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ЗАКОН

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Принят Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан 27 июня 2013 года.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отдельные отношения в сфере образования в Республике Башкортостан (далее — сфера образования).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются основные понятия, установленные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Статья 3. Законодательство Республики Башкортостан в сфере образования

Законодательство Республики Башкортостан в сфере образования основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере образования

1. К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере образования относятся:

1) разработка и реализация республиканских программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Республики Башкортостан;

2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций Республики Башкортостан, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций Республики Башкортостан;

Пункт 3 части 1 статьи 4 вступает в силу с 1 января 2014 года (часть 2 статьи 14 данного документа).

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Республики Башкортостан;

4) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях Республики Башкортостан;

5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Республики Башкортостан;

Пункт 6 части 1 статьи 4 вступает в силу с 1 января 2014 года (часть 2 статьи 14 данного документа).

6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части;

7) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

8) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях Республики Башкортостан;

9) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях Республики Башкортостан;

10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Республики Башкортостан учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

11) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне Республики Башкортостан;

12) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

13) обеспечение организации предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования Республики Башкортостан;

14) учреждение именных стипендий и определение размера и условий выплаты таких стипендий;

15) установление специальных денежных поощрений для лиц, проявивших выдающиеся способности;

16) обеспечение получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования;

17) обеспечение подготовки педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействие привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

18) осуществление иных установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» полномочий в сфере образования.

2. Правительство Республики Башкортостан:

1) участвует в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке;

2) устанавливает порядок признания организаций, указанных в части 3 статьи 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», республиканскими инновационными площадками;

3) устанавливает порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Республики Башкортостан, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений;

4) устанавливает порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан;

5) устанавливает нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан;

6) устанавливает случаи и порядок обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан;

7) устанавливает порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях;

8) создает специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования;

9) создает общеобразовательные организации со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус» и «казачий кадетский корпус»;

10) определяет случаи и порядок организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения;

11) создает отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

12) обеспечивает для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, условия для получения общего образования путем создания по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы;

13) утверждает порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан;

14) устанавливает требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в Республике Башкортостан;

15) определяет размер, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки педагогических работников и других участников образовательных отношений в Республике Башкортостан.

3. Республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования:

1) привлекается к экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);

2) участвует в проведении экспертизы учебников для включения в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке;

3) создает учебно-методические объединения в системе образования и утверждает положения о них;

4) создает государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования при проведении государственной итоговой аттестации на территории Республики Башкортостан;

5) обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Республики Башкортостан;

6) устанавливает формы и порядок государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации;

7) формирует аттестационные комиссии для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Башкортостан, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Информация предоставлена компанией «КонсультантПлюс»

Предоставленные документы включены в Системы КонсультантПлюс

Прикрепленный файл Размер
Приложение Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 696-з 186.5 кб

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *