Повышение пенсионного возраста какой закон

Возраст выхода на пенсию будет увеличен на пять лет

Фото: /vostock-photo

Москва. 27 сентября. INTERFAX.RU — Госдума в четверг приняла в третьем, заключительном чтении закон о пенсионной реформе, предусматривающий поэтапное повышение пенсионного возраста на пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин.

Согласно закону, стаж, который дает право на досрочный выход на пенсию, для мужчин составит 42 года, для женщин — 37 лет. Накопительная пенсия будет выплачиваться, как и в нынешнем пенсионном возрасте, с 55 лет для женщин и с 60 для мужчин.

Норма об индексации пенсий неработающим пенсионерам защищает их интересы и направлена на то, чтобы люди, которые прекращают работу, получали полную индексацию пенсии за прошедший период.

Предусмотрено увеличение пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста. Вводится льготный режим выхода на пенсию многодетных матерей — в 50-57 лет. Для пенсионеров сохраняются налоговые льготы на землю и недвижимость.

Закон направляется на рассмотрение в Совет Федерации. Источник сообщил, верхняя палата рассмотрит документ 3 октября. В случае одобрения его сенаторами документ поступит президенту РФ, который вправе его подписать или отклонить.

В середине июня 2018 года российское правительство одобрило постепенное повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет и для мужчин до 65 лет. Реформу пенсионной системы планируется начать с 2019 года, полностью завершить — к 2034-му.

Новое в пенсионном законодательстве

11 апреля 2016 г. Президентом Республики Беларусь принят Указ № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ).

Указом предусматривается повышение общеустановленного пенсионного возраста с 1 января 2017 г. ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет.

Повышение пенсионного возраста будет осуществляться постепенно, с 1 января каждого года – на шесть месяцев, одновременно для обоих полов, с сохранением действующей пятилетней разницы в пенсионных возрастах у мужчин и женщин (подпункт 1.1 пункта 1 Указа).

Год обращения за пенсией

Общеустановленный пенсионный возраст

для мужчин

для женщин

2017
2018
2019
2020
2021
2022

60 лет 6 месяцев
61 год
61 год 6 месяцев
62 года
62 года 6 месяцев
63 года

55 лет 6 месяцев
56 лет
56 лет 6 месяцев
57 лет
57 лет 6 месяцев
58 лет

Необходимо отметить, что повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан в целях обеспечения одинакового, равного подхода. Одновременно с повышением общеустановленного пенсионного возраста предусматривается повышение:пенсионных возрастов для назначения льготных (досрочных) трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет в соответствии с законами Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», от 6 января 2009г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь», от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь», а также для назначения ежемесячного денежного содержания по Указу Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих». Пенсионные возраста, дающие право на указанные виды пенсий и ежемесячное денежное содержание, повышаются ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности (подпункт 1.2 пункта 1 Указа).

Указом также рекомендуется руководителям организаций (независимо от форм собственности) с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии (пункт 3 Указа).

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено добровольное страхование дополнительной пенсии. Программы добровольного страхования дополнительной пенсии, предоставляемые страховыми организациями на финансовом рынке Беларуси, позволяют формировать дополнительную к государственной пенсии пенсионную выплату, т.е. больший пенсионный достаток. Формирование дополнительной пенсии возможно непосредственно самим гражданином и (или) его работодателем (корпоративное страхование).

Одновременно с вопросом повышения пенсионного возраста Указом регулируются вопрос повышения предельного возраста состояния на военной службе (службе в военизированных организациях), а также отдельные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций) (подпункт 1.3 пункта 1 и пункт 4 Указа). Сопровождение вопросов, касающихся прохождения военной службы (службы в военизированных организациях) и пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций), осуществляется соответствующими силовыми министерствами и ведомствами.

Когда белорусы будут выходить на пенсию

в зависимости от даты рождения

дата рождения

время выхода на пенсию

пенсионный возраст , лет

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

с 1 января по 30 июня 1957 года

с 1 января по 30 июня 1962 года

с 1 июля по 31 декабря 2017 года

60, 6

55, 6

с 1 июля по 31 декабря 1957 года

с 1 июля по 31 декабря 1962 года

с 1 июля по 31 декабря 2018 года

с 1 января по 30 июня 1958 года

с 1 января по 30 июня 1963 года

с 1 июля по 31 декабря 2019 года

61,5

56,6

с 1 июля по 31 декабря 1958 года

с 1 июля по 31 декабря 1963 года

с 1 июля по 31 декабря 2020 года

с 1 января по 30 июня 1959 года

с 1 января по 30 июня 1964 года

с 1 июля по 31 декабря 2021 года

62, 6

57, 6

с 1 июля по 31 декабря 1959 года и младше

с 1 июля по 31 декабря 1964 года и младше

с 1 июля 2022 года

В итоге поэтапное повышение пенсионного возраста закончится во второй половине 2022 года. Далее все будут выходить на пенсию в возрасте 58/63 лет.

Следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.

25 февраля 2015 г. Советом Министров Республики Беларусь принято постановление № 134 «Об утверждении Положения о порядке подтверждения личности граждан Республики Беларусь, не имеющих документа, удостоверяющего личность, для целей пенсионного обеспечения» (далее – постановление). Данное постановление направлено на реализацию решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 9 июля 2014 г. № Р-944/2014 «О правовой неопределенности в правовом регулировании удостоверения личности при назначении пенсии органами по труду, занятости и социальной защите».

Реализация права на государственное пенсионное обеспечение неразрывно связана с личностью гражданина. В связи с этим в целях подтверждения личности гражданина при обращении за назначением пенсии гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Документом, удостоверяющим личность гражданина Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь.

Вместе с тем, некоторые граждане Республики Беларусь не имеют паспорта в связи с отказом от его получения по религиозным и иным мотивам. Это не позволяет им реализовать право на пенсионное обеспечение.

Постановлением предусмотрено, что для целей пенсионного обеспечения в органах по труду, занятости и социальной защите личность гражданина Республики Беларусь, не имеющего паспорта, подтверждается заключением о подтверждении личности гражданина, выдаваемым органом внутренних дел по месту последней регистрации по месту жительства этого гражданина.

Для этого гражданин представляет в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации по месту жительства либо по месту фактического жительства заявление о подтверждении личности по установленной форме, свидетельство о рождении , десять одинаковых цветных фотографий, соответствующих его возрасту (40 x 50 мм), другие имеющиеся документы, которые, по мнению гражданина, могут быть использованы для подтверждения его личности .

На основании представленных документов органом по труду, занятости и социальной защите формируется запрос о подтверждении личности в орган внутренних дел.

При рассмотрении запроса орган внутренних дел проводит процедуру идентификации гражданина с изучением совокупности представленных им документов. Запрос рассматривается в течение месяца со дня его получения с вынесением по результатам рассмотрения заключения о подтверждении (не подтверждении) личности гражданина.

Заявление о назначении пенсии и необходимые для её назначения документы будут приниматься органом по труду, занятости и социальной защите не ранее даты поступления заключения о подтверждении личности.

Выплата пенсии, назначенной гражданину, личность которого подтверждена соответствующим заключением, будет осуществляться объектом почтовой связи по месту фактического жительства гражданина на основании поручения на выплату пенсии органа по труду, занятости и социальной защите. При получении пенсии в объекте почтовой связи гражданином должен предъявляться второй экземпляр данного поручения. В случае утраты (хищения) такого поручения, закрытия (переименования) объекта почтовой связи, перемены места жительства гражданину по его обращению органом по труду, занятости и социальной защите будет выдаваться новое поручение.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2015 г.

С 12 июля 2015 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 8 января 2015 г. № 238 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства крови и ее компонентов», которым внесены изменения в пункт «д» статьи 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в части установления повышения в размере 40 процентов минимальной пенсии по возрасту лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, награжденным нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Ганаровы донар Рэспубл i к i Беларусь» . Документом, подтверждающим право на повышение пенсии по указанному основанию, является удостоверение к нагрудному знаку.

Справочно: До 12 июля 2015г. право на повышение предоставлено только донорам, награжденным знаком почета «Почетный донор Республики Беларусь», знаками «Почетный донор СССР», «Почетный донор Общества Красного Креста БССР».

Новое в пенсионном обеспечении с 1 января 2016 года

31 декабря 2015 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 534 «О вопросах социального обеспечения».

Указом:

закрепляется сложившаяся в последние годы практика проведения перерасчетов трудовых пенсий на основании целевых указов не реже одного раза в год в пределах имеющихся средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда);

c 1 января 2016 года увеличивается с 15 до 15 лет 6 месяцев минимальный стаж работы с уплатой страховых взносов в бюджет фонда (далее – страховой стаж), необходимый для пенсии по возрасту и за выслугу лет. Начиная с 1 января 2017 года страховой стаж постепенно (пошагово) будет увеличиваться ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца сохранены прежние требования по страховому стажу.

Увеличение страхового стажа также не затронет социально уязвимые категории лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетных матерей, инвалидов с детства и др. (статьи 17-22 Закона «О пенсионном обеспечении”). Для назначения им досрочных пенсий по возрасту требуется, как и прежде, 5 лет страхового стажа;

с 1 января 2016 года обязательное государственное социальное (пенсионное) страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь или являющихся индивидуальными предпринимателями, а также на всех физических лиц (граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства), работающих в представительствах иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.

С 1 января 2016 года также вступают в силу нормы Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», предусматривающие:

увеличение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45 год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40 год включительно у женщин на 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 процента среднемесячного заработка (либо 0,7 процента средней заработной платы работников — в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно;

учет при исчислении пенсий (статья 56 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) заработка в пределах от 130 до 500 процентов при стаже работы 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин средней заработной платы работников в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый — третий пункта «а» части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (статья 13 Закона), — в размере 30 процентов.

Пенсии, назначенные до 1 января 2016 г., пересмотрены с учетом приведенных норм Указа № 570. То есть они перерассчитаны в автоматическом режиме без участия пенсионеров.

С 1 августа 2017 года вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

Документ направлен на урегулирование вопроса о повышении уровня пенсионного обеспечения граждан, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности (например, осуществляли уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет‚ а также за лицами, достигшими 80-летнего возраста, и др.) и по этой причине не смогли сформировать стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда, требуемый для назначения пенсии по возрасту.

В связи с этим указом предусматривается возможность назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста при страховом стаже не менее 10 лет гражданам, имеющим общий стаж работы (предусмотренный в статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении») не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин.

Продолжительность стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов также уменьшается для граждан, которые длительное время (не менее 10 календарных лет) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не имеют права на пенсию по законодательству о пенсионном обеспечении военнослужащих. Право на трудовую пенсию по возрасту предусмотрено предоставить этой категории граждан при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Примечание: в требуемые 10 лет военной службы (службу в военизированных организациях) включаются периоды предусмотренные пунктом «а» части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», за исключением периодов военной службы (службы в военизированных организациях), приходящихся на период нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми. В требуемые 25(20 лет) стажа работы – периоды работы и иной деятельности, предусмотренные статье 51 названного Закона.

Напомним, что в 2017 году требуемый страховой стаж для начисления трудовой пенсии составляет 16 лет и постепенно повышается (ежегодно на 6 месяцев) до достижения 20 лет к 2025 году.

Верховная Рада разрешила женщинам, которым исполнилось 55 лет, досрочно выходить на пенсию при наличии страхового стажа не менее 30 лет

За соответствующий законопроект проголосовало 256 народных депутатов, сообщает Интерфакс-Украина.

Закон предусматривает, что до 1 января 2022 года право на досрочный выход на пенсию по возрасту имеют женщины, которым исполнилось 55 лет. При этом нужно уволиться с работы, а страховой стаж должен составлять не менее 30 лет.

Согласно ныне действующему законодательству, досрочный выход на пенсию таким женщинам разрешался до 1 января 2015 года.

Закон также предусматривает, что пенсионер для начисления пенсии по желанию может предоставить справку о заработной плате, подтвержденную первичными документами, за любые 60 календарных дней страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года независимо от перерывов.

Рада продлила возможность воспользоваться этим правом до 1 января 2022 года. Согласно ныне действующему законодательству, этот период был ограничен 1 января 2016 года.

Ранее сообщалось, что Кабмин сократит пенсии прокурорам, чиновникам и нардепам.

Инициированный правительством проект реформы обязательной накопительной пенсии предполагает сделать обязательную накопительную пенсию добровольной. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что преобразование второй пенсионной ступени в добровольную повысит возможности выбора людей и улучшит осведомленность о пенсионной системе. Кроме того, расширятся возможности инвестирования и усилится конкуренция, результатом которой станут большая гибкость управляющих фондами. Ожидается, что это приведет к лучшей доходности пенсионных фондов, что, в свою очередь, обеспечит более высокую пенсию в будущем.

Люди, которые планируют продолжать накопление во II ступени, не должны будут ничего делать и для них все продолжится по-прежнему. В результате изменений присоединение ко второй пенсионной ступени и выход из нее станут добровольными — для этого нужно будет обратиться с соответствующим заявлением в пенсионный центр или банк.

Желающие смогут выйти из второй ступени — прекратить выплаты в нее и предоставить накопленным средствам расти в пенсионном фонде или прекратить выплаты и снять уже накопленные деньги. Заинтересованные в инвестициях смогут самостоятельно инвестировать средства второй ступени.

При выходе на пенсию человек сможет решить, как распорядиться накопленными во второй пенсионной ступени средствами: снять одним платежом, оставить в пенсионном фонде или заключить пенсионный договор. Для тех, кто решит снять деньги в пенсионном возрасте, подоходный налог будет ниже. В случае долгосрочного пенсионного плана выплата денег не будет облагаться налогом вообще, в остальных случаях ставка составит 10%.

Те, кто заберет свои накопления, смогут заново подключиться ко второй пенсионной ступени спустя десять лет после выхода. При повторном подключении снять деньги и еще раз выйти из второй ступени можно будет через десять лет. Те, кто снимет все средства и покинет вторую ступень, при выходе на пенсию будут получить средства только из первой или третьей ступени (при наличии таковой).

Накопленные во второй пенсионной ступени средства планируется выплачивать единоразово, если сумма не превышает 10 000 евро. В случае, если сумма превышает этот лимит, деньги будут выплачиваться частями. Забрать накопленные во второй пенсионной ступени средства можно будет только после уплаты подоходного налога.

По планам, большая часть изменений вступит в силу в январе 2021 года, но заявления о присоединении или выходе из второй ступени после вступления изменений в силу можно было бы подавать с лета 2020 года.

Ведущей комиссией по проекту назначена финансовая комиссия.

Оппозиция считает, что реформа пагубно скажется и на тех, кто выйдет из накопительной системы, и на тех, кто в ней останется

Пенсионная реформа была одним из главных предвыборных обещаний партии «Отечество», и представители этой политической силы всячески подчеркивают, что закон даст людям свободу распоряжаться своими сбережениями, передает «Актуальная камера».

«Примерно половина останется в тех пенсионных фондах, где они были, половина из остальных будет самостоятельно инвестировать, и примерно 25%, наверное, снимет эти деньги и будет тогда или улучшать свое жилье или вкладывать в образование и так далее. Люди умные, не надо думать, что государство самое умное. Думаю, что часто бывает, что люди умнее, чем государство», — сказал председатель экономической комиссии Рийгикогу от партии партия «Отечество» Свен Сестер.

План «Отечества» поддержали и её партнёры по коалиции:

«У тех, кто может быть решил, что он сможет инвестировать намного более эффективно через другие возможности, будь это так называемый инвестиционный счет или другая инвестиция, а может, кто-то хочет вложиться в недвижимость или покрыть свой займ, то у них такая возможность появляется», — считает член финансовой комиссии Рийгикогу от Центристской партии Дмитрий Дмитриев.

А вот представители оппозиции убеждены, что государство, по существу, разрушает сложившуюся систему пенсионного страхования.

«Говорить о свободе здесь — это просто, я сказал бы, туман. Никакую дополнительную свободу тут никто не дает, потому что только два процента жителей Эстонии инвестируют свои деньги. То, что сейчас предлагают — это шаг очень немудрый и безответственный», — пояснил член финансовой комиссии Рийгикогу от Партии реформ Андрес Сутть.

Критики законопроекта полагают, что в конечном счёте реформа обернется тем, что люди, рассчитывающие лишь на государственную пенсию, окажутся в будущем в ещё более плачевном положении, чем нынешние пенсионеры.

«Самое главное: если люди хотят, чтобы в будущем у них пенсии были как в Финляндии, Швеции или Голландии, тогда альтернативы второй ступени нет», — добавил Сутть.

Оппозиция обещает представить ко второму чтению законопроекта множество поправок, но, судя по всему, пока правящие партии полны решимости реализовать задуманное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *