Права педагогических работников

Изучение прав, свобод и социальных гарантий работников образования. Исследование правового статуса педагогов. Обзор профессиональных требований. Обеспечение режимов рабочего времени и отдыха, повышения квалификации. Анализ обязанностей и ответственности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Впервые в новом законе об образовании прописан правовой статус педагогических работников. Законодательно признается их особый статус в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Что такое правовой статус педагогического работника

Правовой статус педагогического работника — это совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Кто относится к педагогическим работникам

Согласно закону об образовании «педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Следовательно, это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, педагог-организатор, учитель-логопед, педагог-психолог и т.д.

Основные требования

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как видим, наряду с известными требованиями для педработника должны быть установлены профстандарты, которым он тоже должен соответствовать.

Академические права и свободы

Для педагогогических работников (далее — педработники) сохранены имеющиеся у них в настоящее время права и свободы, в том числе свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания; на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, право доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности; на участие в управлении образовательной организацией; на объединение в общественные профессиональные организации, на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников и др.

Подчеркнуто, что академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений.

Трудовые права и социальные гарантии

Сохраняются и имеющиеся трудовые права и соцгарантии, в т.ч. такие как право на сокращенную рабочую неделю, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на предоставление педагогическим работникам вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Сохранены льготы и для сельских педработников. Педработники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

За субъектами Российской Федерации законодательно закреплено право устанавливать дополнительные меры государственной поддержки выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, привлекаемых к педагогической деятельности (молодым специалистам).

Рабочее время правовой статус педагог

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Правовой статус педагогических работников

Соотношения частей работы (учебной и другой) определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Режим рабочего времени и отдыха определяется трудовым договором, локальными нормативными актами, графиками работы и расписанием занятий.

Участие в ЕГЭ

Законодательно закреплены и трудовые права педработников, привлекаемых для проведения ЕГЭ. За работу по подготовке и проведению ЕГЭ им выплачивается денежная компенсация, размер и порядок выплаты которой устанавливаются субъектом Российской Федерации.

Повышене квалификации

Теперь педработники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (повышение квалификации) за счет средств работодателя значительно чаще — раз в три года, а не раз в 5 лет, как было раньше.

Обязанности

Педработник, обладая определенными правами, несет и определенные обязанности, в т.ч. он должен осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

При этом он обязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуя при необходимости с медицинскими организациями; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Педработник также обязан систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, медосмотры (при поступлении на работу, периодические, внеочередные), обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты образовательной организации.

Педработнику запрещается:

· оказывать платные образовательные услуги обучающимся образовательной организации, в которой он работает, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника;

· использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Ответственность

Неисполнение или ненадлежащее исполнение педработниками своих должностных обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

Педработники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ.

К сведению. Согласно закону об образовании в оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленный по состоянию на 31 декабря 2012 года.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Правовой статус творческого работника в РФ

    Правовое содержание понятия «творческий работник» в отечественном законодательстве. Права и обязанности творческих работников. Особенности правового статуса и регулирования труда творческих работников. Регулирование рабочего времени и времени отдыха.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2014

  • Правовой статус личности

    Виды правового статуса. Структура правового статуса личности и ее основные элементы. Система гарантий: общая характеристика. Сложные связи, возникающие между государством и индивидом. Юридические гарантии реализации прав, свобод и обязанностей личности.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2013

  • Правовой статус личности

    Раскрытие понятия и структуры правового статуса личности. Изучение принципов, которые лежат в основе осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Российской Федерации. Рассмотрение механизмов ограничения правового статуса личности.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2015

  • Процесс становления и постепенного развития правового статуса личности в России в период с 1861 по 1993 года

    Сущность правового статуса личности, порядок действия основных прав и свобод. Обзор их источников и ограничений. Изменение правового регулирования прав и свобод личности в России. Анализ ее правового статуса в периоды 1861-1918 гг., 1918-1993 гг.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2015

  • Правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации

    Рассмотрение понятия, структуры и элементов правового статуса муниципального служащего. Изучение перечня профессиональных обязанностей, ограничений, запретов и социальных гарантий государственного служащего; реестр регламентированных должностей.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

  • Принципы правового статуса личности

    Понятия правового статуса и принципа равноправия. Непосредственное действие основных прав и свобод, их неотчуждаемость. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод личности. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека.

    реферат , добавлен 25.09.2014

  • Проблема правового статуса личности

    Определение правового статуса личности как ее реального положения в системе общественных отношений, совокупности прав, свобод, обязанностей и законных интересов, признаваемых и гарантируемых государством. Родовой, индивидуальный и общий статус гражданина.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2011

  • Конституционно-правовой статус личности

    Понятие основ правового статуса личности. Концепция прав человека и её отражение в Конституции. Конституционно-правовое регулирование гражданства. Система конституционных прав, свобод и обязанностей. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

    автореферат , добавлен 18.02.2008

  • Правовой статус работника в современном российском законодательстве

    Понятие правового статуса работника в трудовых отношениях. Правовая правосубъектность гражданина как работника. Права и обязанности работника, его ответственность. Практика защиты имущественных прав работников и в случае отказа в приеме на работу.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2012

  • Сравнительный анализ правового статуса работника государственной компании и правового статуса государственного гражданского служащего

    Правовой статус работников государственных корпораций (компаний) и государственного гражданского служащего. Особенности их приема на работу, оплаты труда, обязанности работников и запрещения для них. Специфические ограничения при поступлении на госслужбу.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Правовой статус педагогического работника

Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.07.2018 N 188-ФЗ часть 9 статьи 47 излагается в новой редакции. См. текст в будущей .

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Правовой статус педагога

Поиск Лекций

Нормативно – правовой блок

1. В соответствии с Декларацией прав ребенка, ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в:

· специальной охране, заботе и правовой защите;

2.Ребенку должно принадлежать с его рождения право на:

· имя и гражданство.

3.Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первыми получают:

· защиту и помощь;

4.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина:

· обязанность государства;

5.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является:

· ее многонациональный народ;

6.Основное общее образование в Российской Федерации:

· обязательно;

7.Законодательство устанавливает для педагогических работников:

· сокращенную 36-часовую рабочую неделю;

8.Педагогические работники имеют право на:

· пенсию за выслугу лет;

9.Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном организации, определяется:

· учредителем (учредителями) образовательной организации и (или) уставом образовательной организации;

10.Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

· единство образовательного пространства Российской Федерации;

11.В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

· общеобразовательные (основные и дополнительные);

12.В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя образовательной организации переходят к:

· соответствующим правопреемникам;

13.В Российской Федерации устанавливается следующий уровень общего образования:

· дошкольное образование;

14.Образовательная организация является:

· юридическим лицом;

15.Основным учредительным локальным актом образовательной организации является:

· Устав образовательной организации;

16.При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться следующая форма образовательной деятельности:

· сетевая;

17.Организация образовательного процесса в образовательной организации осуществляется в соответствии с:

· образовательными программами;

18.Освоение образовательных программ основного общего, среднего общего образования и профессиональных образовательных программ завершается:

· обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

19.Общее образование включает в себя:

· четыре уровня.

20.Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи:

· не устанавливается;

21.Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в:

· астрономических часах;

22.Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать:

· для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.;

23.В соответствии со ст.

17 ФЗ РФ «Об образовании в РФ» обучение в форме семейного образования осуществляется:

· с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях осуществляющих образовательную деятельность;

24.Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных организаций и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками педагогических работников, являются для них:

· рабочим временем;

25.Привлечение педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их ежегодным оплачиваемым отпуском, к работе в оздоровительные лагеря и другие оздоровительные образовательные учреждения, находящиеся в другой местности, а также в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность может иметь место:

· только с согласия работников;

26.Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательной организации норм профессионального поведения и (или) Устава данной образовательной организации может быть проведено:

· только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме;

27.Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных органициях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным:

· образовательной организации;

28.Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, устанавливаются на территории РФ:

· законодательными актами субъектов Российской Федерации;

29.Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до:

· одного года;

30.Для педагогических работников образовательной организаций работодателем является:

· данная образовательная организация, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

31.Дошкольная образовательная организация – это:

· образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

32.Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе:

· правила внутреннего трудового распорядка;

33.Обучающиеся не обязаны:

· осуществлять уборку прилежащей территории образовательной организации;

34.К обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

· замечание;

35.По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, допускается отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста:

· 15 лет;

36.Педагогические работники не пользуются следующими академическими правами:

· право на платное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации;

37.Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии, включая:

· право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

38.Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется:

· один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

39.Итоговая аттестация проводится на основе принципов:

· объективности качества подготовки обучающихся;

40.Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю):

· не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

41.Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей):

· оставляются на повторное обучение;

42.Управление системой образования осуществляется на принципах:

· автономии образовательных организаций;

43.Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:

· лицензирование образовательной деятельности.

44.Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с:

· законодательством РФ об образовании в РФ.

45.Срок действия временной лицензии на осуществление образовательной деятельности составляет:

· 1 год;

46.При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам составляет:

· двенадцать лет;

47.В случае выявления нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ орган по контролю и надзору в сфере образования выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность:

· предписание об устранении выявленного нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта;

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Введение………………………………………………………………………………4

Глава 1. Основные права, ответственность и обязанности педагогических работников……………………………………………………………………………6

1.1 Права и свободы педагогических работников…………………………………6

1.2 Ответственность педагогических работников………………………………..8

1.3 Обязанности педагогических работников……………………………………12

Заключение…………………………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………………………16

Введение

Юридическая ответственность педагогических работников является одним из основных и важнейших элементов системы юридических гарантий осуществления ими своих обязанностей и, тем самым, элементом их правового статуса. В самом деле, знание педагогами как своих обязанностей, так и той ответственности, которую они могут понести за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных, служебных (функциональных) обязанностей и, соответственно, правильная, адекватная реакция, есть важнейшая гарантия того, что педагогический работник сможет и дальше осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность, профессионально расти и рассчитывать на эффективное гарантирование своих гражданских и профессиональных прав и законных интересов.

Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах, распространяются на педагогических работников, в равной мере как на любого человека. Вместе с тем в связи со спецификой профессиональной деятельности у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников.

Образование находится в центре первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в «связке» с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности. Проблема прав, обязанностей и ответственности педагогических работников становится наиболее актуальной на сегодняшний день, т. к. в современном обществе возрастает роль качественного образования, что напрямую затрагивает вопрос о профессиональной компетенции, обязанностях и правах педагогических работников, которые непосредственно осуществляют образовательный процесс.

Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой – ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.

Объект данной работы: педагогические работники.

Предмет данной работы: права, обязанности и ответственность педагогических работников.

Целью данной работы является изучить основные права, обязанности и ответственность педагогических работников.

Задачи:

— рассмотреть и проанализировать  понятие правового статуса педагогического  работника;

— рассмотреть и проанализировать  основные права и свободы педагогических  работников;

— рассмотреть и проанализировать  основные обязанности и рамки  ответственности педагогических  работников.

Глава 1. Основные права, ответственность и обязанности педагогических работников

    1. Права и свободы педагогических работников

    Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами в пределах, установленных Федеральным законом об образовании:

    — право на свободу преподавания  и обсуждения, свободу проведения  исследований, распространения их  результатов, свободное выражение  своих мнений в отношении организации — работодателя или образовательной  системы, свободу от вмешательства  в профессиональную деятельность;

    — свобода выбора и использования  педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов обучения, воспитания и оценки освоения  обучающимися программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей;

    — право на творческую  инициативу, разработку и применение  авторских программ и методик  обучения и воспитания в пределах  реализуемой образовательной программы;

    — выбор учебников, учебных  пособий, материалов и иных средств  обучения в соответствии с  образовательной программой и  в порядке, установленном законодательством  об образовании;

    — участие в разработке  образовательных программ, в том  числе учебных планов, календарных  учебных графиков, методических  материалов и иных составных  частей образовательной программы  организации — работодателя;

    — беспрепятственный доступ  к учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам  обеспечения образовательного процесса, необходимым для качественного  осуществления профессиональной  деятельности;

    — бесплатное пользование  библиотеками и информационными  ресурсами, доступ к информационно-коммуникационным  сетям, спутниковым каналам и  базам данных, необходимым для преподавательской, научной или исследовательской деятельности;

    — право на условия труда, в максимальной степени, способствующие  эффективной преподавательской  и воспитательной работе, научной  и исследовательской деятельности, обеспечивающие возможность качественного  выполнения профессиональных задач;

    — бесплатный доступ к  пользованию услугами учебных, учебно-методических, научных, социально-бытовых, лечебных  и других подразделений организации — работодателя;

    — право на осуществление  научной, научно-технической, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и внедрении инноваций в порядке, установленном законодательством и (или) локальными нормативными актами организации – работодателя;

    — участие в управлении  образовательной организацией, в  том числе в коллегиальных  органах самоуправления в порядке, определяемом уставом этой организации;

    — участие в обсуждении  и решении вопросов деятельности  образовательной организации, в  том числе через органы самоуправления  и общественные организации;

    — право на объединение  в общественные профессиональные  организации, педагогические сообщества  в формах и порядке, установленном  законодательством Российской Федерации;

    — занятие индивидуальной  педагогической деятельностью, в  том числе за плату, при условии, если такая деятельность осуществляется во внерабочее время .

    Академические права и свободы не могут осуществляться с нарушением норм профессиональной этики, прав и свобод других участников образовательного процесса. Академической свободе корреспондирует обязанность использовать ее добросовестно и в соответствии с профессиональным долгом педагогического работника, направленным на решение современных задач, стоящих перед обществом, обеспечение сохранения исторического и культурного наследия.

    1.2 Ответственность педагогических работников

    Правовая ответственность применительно к субъектам образовательных правоотношений может быть условно подразделена на образовательно-правовую ответственность (предусмотренную образовательным законодательством) и ответственность «обычную», т.е.

    предусмотренную нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным. Эта относительность и отражает специфику образовательных отношений, проявляющуюся в том, что нормы, прежде всего, трудового и гражданского права, регулирующие эти отношения, приобретают «образовательно-правовой оттенок», т.е. представляют собой «особенную» часть нормы образовательного права.

    Так, образовательно-дисциплинарная ответственность педагогических работников в общем плане предусмотрена Законом РФ «Об образовании», причем эта ответственность во многом близка с ответственностью по трудовом праву. Это с одной стороны. С другой стороны, сама эта ответственность не содержит законодательный перечень оснований и мер ответственности, формулировка их носит, как правило, опосредованный характер.

    Если попытаться обобщить основания юридической (образовательно-дисциплинарной и трудовой) ответственности к педагогическим работникам, то они сводятся к следующему.

    Педагогические работники несут дисциплинарную ответственность за :

    — повторное в течение  года грубое нарушение Устава  образовательного учреждения;

    — применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося;

    — появление на работе  в состоянии алкогольного, наркотического  или токсического опьянения;

    — невнимательность, допущенную  к жизни и здоровью детей  во время проведения уроков (занятий), вне учебных мероприятий;

    — некорректное поведение  по отношению к родителям обучающихся, коллегам;

    — недостойное поведение  на работе, в быту и общественных  местах;

    — несоблюдение требований  техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, противопожарной и экологической безопасности.

    Помимо рассмотренных видов правовой ответственности педагогические работники могут (должны) нести гражданско-правовую и материальную ответственность. Такая ответственность предусмотрена как образовательным законодательством, так и собственно гражданским и трудовым.

    За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

    За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине педагогического работника, на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:

    замечание;

    выговор;

    увольнение по соответствующим основаниям.

    Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого, основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:

    — повторное в течение  одного года грубое нарушение  устава образовательного учреждения;

    — применение, в том числе  однократное, методов воспитания, связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника .

    Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику.

    Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся.

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

    Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет .

    Педагогический работник, как и всякий другой, может и обязан нести в установленном порядке материальную ответственность, предусмотренную ст. 232, 233, 238,241 -244, 246-248 Трудового кодекса.

    Непосредственными мерами такой ответственности возмещение прямого действительного ущерба, причиненного наличному имуществу работодателя образовательного учреждения (уменьшение этого имущества или ухудшение его состояния). При этом размер материальной ответственности работника не может превышать, как правило, его месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст.241 ТК РФ).

    Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может быть принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):

    — когда в соответствии  с Трудовым кодексом или иными  федеральными законами на работника  возложена материальная ответственность  в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при  исполнении работником трудовых  обязанностей;

    — недостачи ценностей, вверенных  ему на основании специального  письменного договора или полученных  им по разовому документу;

    Страницы:12следующая →

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *