Права водителя троллейбуса

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСА

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 7

Явка на работу, приемка троллейбуса в депо и выезд на линию

3.1.Основной обязанностью водителя троллейбуса является обеспечение безопасной перевозки пассажиров и соблюдение регулярности движения.

3.2.Водитель троллейбуса обязан явиться на работу не позднее указанного в наряде времени, пройти предрейсовый медицинский осмотр, предъявить диспетчеру депо, начальнику маршрута (бригадиру водителей) либо лицу, исполняющего их обязанности (ответственному за выпуск), удостоверение на право управления троллейбусом и книжку водителя, получить путевой лист, расписание движения, книгу поезда, получить ящик с инструментом, диэлектрическими перчатками, рукавицами х/б, радиостанцией «Маяк» или GPS-модулем и звукоусилительной установкой (АГУ, ТГУ), аптечкой.

Примечание: Перед началом работы водитель обязан ознакомиться с имеющимися приказами, распоряжениями и иными предрейсовыми инструктажами под роспись и выполнять их на всех временных этапах.

3.3.Перед осмотром (приемкой) троллейбуса водитель должен проверить в книге поезда наличие подписи мастера (бригадира) об устранении заявок на неисправность отдельных узлов и агрегатов, и готовности троллейбуса к работе на линии. При наличии повторной заявки, устранение подтверждается подписью главного инженера депо, а в его отсутствие – лица, уполномоченного на это приказом по депо. При отсутствии указанных подписей выезд троллейбуса из депо запрещается.

3.4.Водитель троллейбуса должен проверить наличие действительного талона государственного технического осмотра, который хранится в книге поезда, и полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

3.5.Документом на право выхода троллейбуса из депо и движения его по маршруту является путевой лист (наряд на работу), подписанный диспетчером по выпуску и имеющий отметку о допуске к работе водителя троллейбуса. Основанием для подписи путевого листа является соответствующая запись о технической готовности в книге поезда и наличие отметки о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра.


3.6.Приемка троллейбуса производится водителем при выезде из депо.

3.7.Войдя в кабину, водитель должен убедиться, что реверсивный вал находится в нулевом, (нейтральном) положении, автоматы выключены, после чего произвести приемку троллейбуса и включение основных и вспомогательных электрических цепей.

3.8. При приемке троллейбуса водитель обязан выполнить и проверить:

3.8.1.полноту и правильность экипировки;

3.8.2.внешнее и внутреннее состояние кузова, качество уборки салона (уборка кабины производится водителем);

3.8.3.исправность запоров всех люков, кожухов, крышек;

3.8.4.наличие калиброванных предохранителей низковольтных и высоковольтных электрических цепей;

3.8.5.исправность штанг, головок токоприемников, отсутствие погнутости и деформации штанг, крепление головок токоприемников, исправность башмакоуловителей, правильность крепления веревок и состояние контактных вставок;

3.8.6.крепление колес и состояние шин;

3.8.7.надежность крепления и целостность лобовых и боковых стекол кабины водителя и салона троллейбуса;

3.8.8.усилие при вращении рулевого колеса;

3.8.9.окружной люфт при работающем гидроусилителе;

3.8.10.исправность освещения салона, в зимнее время – обогрев салона и кабины водителя, работу стеклообогревателя;

3.8.11.работу всех звуковых и световых сигналов (сигнала, звонка из салона, фар, стоп-сигналов, габаритных фонарей, дверных механизмов, сигналов указателей поворота, действие световых сигналов положения дверей салона и т.п.) стеклоочистителей, звукоусилительной установки;

3.8.12.работу контроллера водителя (КВ), реверсора, группового реостатного контроллера;

3.8.13.порядок включения контакторов и реле, плавность хода педалей управления;

3.8.14.работу мотор-компрессора, регулятора давления, манометров, тормозного крана и отсутствие утечки воздуха из пневмосистемы;

3.8.15.напряжение аккумуляторной батареи и зарядный ток по приборам;

3.8.16.правильность установки и исправность кресла водителя, зеркала заднего вида, солнцезащитного козырька;

3.8.17.наличие двух противооткатных упоров (башмаков), средств пожаротушения, медицинской аптечки, знака аварийной остановки.

3.9.В случае обнаружения какой-либо неисправности или видимых повреждений троллейбуса водитель троллейбуса обязан доложить об этом диспетчеру депо и лицу ответственному за выпуск (при пересменке), произвести запись в книге поезда и действовать по их указаниям.

3.10.Перед началом движения водитель должен лично убедиться, что под троллейбусом и на пути следования нет посторонних предметов и людей, подать соответствующий звуковой сигнал (один длинный), а также убедиться, что выезд из ряда безопасен и нет других помех

3.11. При выезде из депо и выполнении нулевого рейса водитель должен проверить:

3.11.1.действие всех видов тормозов;

3.11.2.исправность рулевого управления;

3.11.3.отсутствие утечки тока;

3.11.4.исправность низковольтного генератора;

3.11.5.работу токоприемников при прохождении спец.частей контактной сети;

3.11.6.исправность работы насоса гидроусилителя;

3.11.7.плавность набора скорости по позициям контроллера и наличие свободного хода троллейбуса на выбеге;

3.11.8.отсутствие постороннего шума или стука при движении троллейбуса.

3.12.При выявлении какой-либо неисправности водитель обязан сообщить об этом работнику, ответственному за выпуск, или по радиостанции «Маяк» (либо иным способом) оператору ЦДС, действовать по их указанию с соблюдением требований настоящей инструкции, Правил технической эксплуатации троллейбуса, Правил дорожного движения.

Примечание:

1. Тормозные устройства троллейбуса должны гарантировать безопасность движения на любом участке пути при соблюдении установленного режима работы. Тормозной путь порожнего троллейбуса любого типа на горизонтальном участке пути, имеющем сухое асфальтовое покрытие, при экстренном торможении (одновременном действии электрического и пневматического тормозов) со скоростью начала торможения 40 км/час не должен превышать:

а) для троллейбусов, производство которых начато до 01.01.1981 г.:

— не более 19,9 метров для одиночных;

— не более 19,9 метров для сочленных.

б) для троллейбусов, производство которых начато после 01.01.1981 г.:

— не более 16,8 метра для одиночных;

— не более 18,4 метра для сочленных;

2. Проверка узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, должна производиться без пассажиров на участке пути, определяемым приказом по МУП ПГЭТ.

3.13.В случае обнаружения неисправности водитель троллейбуса, в зависимости от неисправности, обязан:

3.13.1.остановиться у тротуара, снять штанги токоприемников с контактных проводов и вызвать аварийную бригаду;

3.13.2.устранить неисправность на месте или доехать до конечного пункта следования, где водитель устраняет неисправность самостоятельно, либо вызывает бригаду технической помощи.

3.14.По окончании нулевого рейса водитель должен произвести отметку у оператора (диспетчера конечной станции) через радиостанцию «Маяк» или GPS-модуль, расписаться в путевом листе и книге поезда с записью о состоянии всех видов тормозов, колес, токоприемников, наличие выбега, аптечки, работе радиостанции «Маяк» или GPS-модуля. При отсутствии неисправностей отправиться в рейс по маршруту согласно расписанию.

Правила работы на линии

3.15. Во время работы на линии водитель троллейбуса обязан:

3.15.1.соблюдать и выполнять правила дорожного движения;

3.15.2.строго выполнять расписание движения при обеспечении безопасности движения;

3.15.3.обеспечивать сохранность подвижного состава;

3.15.4.экономно расходовать электроэнергию, не допускать лишних включений;

3.15.5.культурно обслуживать пассажиров;

3.15.6.соблюдать и выполнять правила техники безопасности;

3.15.7.соблюдать и выполнять правила технической эксплуатации троллейбуса;

3.15.8.соблюдать и выполнять требования настоящей инструкции, а также иных приказов, распоряжений, инструктажей, в том числе режимов работы, указанных в путевом листе;

3.15.9.после каждого оборотного рейса на конечных пунктах, оборудованных приборами автоматического контроля, производить проверку утечки тока на корпус троллейбуса;

3.15.10.на каждом конечном пункте в течение всей смены производить осмотр салона с целью проверки состояния крепления сидений, поручней, реек на полу, а также выявления наличия посторонних предметов.

3.15.11.периодически на остановках контролировать работу кондуктора в салоне. В случае возникновения конфликтных и нештатных ситуаций, принимать меры по их ликвидации, в том числе и вызов соответствующих органов по связи со службой ЦДС.

Примечание: Выезд из депо, отправление с остановок или конечных станций (остановок), а также работа на линии без кондуктора категорически запрещается.

3.16.В случае прекращения движения на каком-либо участке изменять направление движения разрешается по распоряжению лиц, указанных в п.п. 1.5.1., 1.5.2., 1.5.3. настоящей инструкции, с немедленным сообщением об этом центральному диспетчеру или оператору ЦДС.

Примечание: При изменении маршрута следования из-за прекращения движения на каком-либо участке водитель троллейбуса обязан сообщить пассажирам о причине изменения маршрута следования, а в пути следования по измененному маршруту объявлять особо о направлении движения по громкоговорящей связи (АГУ, ТГУ).

3.17.Водитель троллейбуса обязан производить остановку троллейбуса на всех остановочных пунктах маршрута, в т.ч. и при следовании нулевым рейсом, независимо от наполняемости салона (за исключением случаев следования на технически неисправном троллейбусе, когда перевозка пассажиров угрожает безопасности).

3.18.Водитель троллейбуса при любой задержке в пути следования (скоплении транспорта, неисправности контактной сети (в том числе при отсутствии напряжения), аварии, дорожно-транспортном происшествии и т.п.) обязан немедленно сообщить о происшедшем оператору ЦДС или старшему (центральному) диспетчеру ЦДС, диспетчеру депо, начальнику маршрута, бригадиру водителей, указав причину задержки, номер троллейбуса, маршрут следования и место задержки движения. Сведения о простое (гос. № постороннего транспорта, марку, время начала простоя, время начала движения и т.п.) должны быть записаны водителем в путевой лист.

3.19.В случае скопления троллейбусов по причинам, указанным в п. 3.18. настоящей инструкции, водитель обязан начать движение с места остановки только после удаления стоявшего впереди троллейбуса на расстояние не менее чем на 60 метров.

3.20.При вынужденной остановке вне остановочного пункта, длительностью более 2-х минут, за исключением стоянок у действующих светофоров и медленно движущегося затора транспорта, водитель обязан (по требованию пассажиров) открыть 1-ю дверь салона, предоставив возможность выйти из троллейбуса желающим пассажирам, при этом водитель обязан через громкоговорящую установку обратить внимание пассажиров на опасность со стороны проходящего транспорта.

3.21.Вне зависимости от места задержки движения водитель обязан произвести остановку с посадкой и высадкой пассажиров на ближайшем остановочном пункте маршрута следования.

Примечание: посадка пассажиров после задержки движения может производиться только на остановочном пункте.

3.22.При управлении троллейбусом водитель должен соблюдать следующие правила:

3.22.1.пуск и разгон троллейбуса производить плавно, без рывков, постепенным нажатием педали контроллера, равномерно переводя её с первой на последующие позиции;

3.22.2.не допускать продолжительной езды на первых позициях контроллера во избежание порчи пусковых сопротивлений;

3.22.3.при движении, по возможности, держаться направления под контактными проводами;

3.22.4.при необходимости объезда транспортного средства другого вида, а также при подъездах к остановочным пунктам водитель не должен допускать отклонения в сторону от контактных проводов более чем на 4 метра;

3.22.5.служебное торможение осуществлять плавно, максимально используя выбег;

3.22.6.остановку троллейбуса фиксировать ручным тормозом, после чего сразу же отпускать тормозную педаль;

3.22.7.при исчезновении напряжения в контактной сети немедленно сбросить педаль контроллера и остановить троллейбус.

3.23.При подъезде к остановочному пункту водитель троллейбуса обязан:

3.23.1.включить указатель поворота;

3.23.2.снизить скорость с таким расчетом, чтобы остановка троллейбуса была произведена плавно;

3.23.3.произвести остановку так, чтобы все двери троллейбуса находились напротив посадочной площадки, а расстояние от бордюра до колес не превышало 40 см. Касание бордюра шинами не допускается;

3.23.4.при скоплении воды, грязи, постороннего транспорта и других факторов, препятствующих нормальному подъезду к остановке, троллейбус остановить напротив посадочной площадки так, чтобы вышеперечисленные помехи не препятствовали обеспечению безопасности пассажиров при высадке и посадке в троллейбус;

3.23.5.объявить название остановочного пункта, а при наличии автоинформатора – воспроизвести соответствующую запись названия остановочного пункта;

3.23.6.после полной остановки троллейбуса открыть все двери для высадки и посадки пассажиров.

Примечание: при скоплении воды (грязи) на остановочном пункте водитель обязан остановить троллейбус так, чтобы вода (грязь) не препятствовала выходу и входу пассажиров.

3.24.На остановочном пункте водитель обязан следить за выходом и входом пассажиров.

3.25.На остановочном пункте водитель обязан следить за наполнением троллейбуса в пределах установленной нормы и предупреждать пассажиров об окончании посадки при полном наполнении салона троллейбуса.

3.26.Перед отправлением с остановочного пункта водитель троллейбуса обязан:

3.26.1.объявить пассажирам об окончании посадки: «Осторожно, двери закрываются!», а при наличии автоинформатора – воспроизвести соответствующую запись о закрытии дверей;

3.26.2.закрыть двери салона в следующем порядке: 1-я дверь, 2-я дверь, 3-я деверь (далее последующие, в зависимости от конструкции троллейбуса);

3.26.3.убедиться, что все двери закрыты по контрольным лампочкам и правому зеркалу, никто из пассажиров не находится в дверном проеме;

3.26.4.объявить название следующего остановочного пункта, а при наличии автоинформатора – воспроизвести соответствующую запись названия следующего остановочного пункта;

3.26.5.убедиться по обоим зеркалам заднего вида, что опасности или препятствий для начала движения (выполнения маневра) нет, отсутствует угроза безопасности для пассажиров (пешеходов);

3.26.6.включить указатель поворота;

3.26.7.плавно тронуться с места.

3.27.Водитель троллейбуса обязан останавливать троллейбус:

3.27.1.на всех остановочных пунктах маршрута следования;

3.27.2.на всех остановочных пунктах при следовании нулевым или измененным рейсом;

3.27.3.на технических остановках;

3.27.4.при запрещающем сигнале светофора или регулировщика дорожного движения;

3.27.5.при угрозе наезда или столкновения;

3.27.6.при пропуске транспортных средств, подающих специальные звуковые и световые сигналы, шествии воинских частей (колонн), групп детей, пешеходов с ограниченным зрением;

3.27.7.по требованию лиц, указанных в п.п. 1.5.1., 1.5.2, 1.5.3. настоящей инструкции;

3.27.8.при наличии препятствий для движения;

3.27.9.при внезапном толчке, стуке;

3.27.10.при тревожных сигналах кондуктора, пассажиров, пешеходов;

3.27.11.при срабатывании сигнала отрыва токоприемников от контактной сети;

3.27.12.при обрыве или резком колебании проводов контактной сети.

3.28.В случае возникновения опасности для движения, водитель обязан принять меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки, а в исключительных случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей применить экстренное торможение.

3.29.Внимание водителя во время движения должно быть сосредоточено на дорожном движении, сигналах, состоянии дороги и контактной сети.

3.30.Водитель должен вести троллейбус со скоростью, не превышающей установленные ограничения с учетом интенсивности движения, дорожных и атмосферных условий, наполнения салона троллейбуса.

3.31.При проезде узких улиц, перекрестков, пешеходных переходов, крутых уклонов и подъемов, мостов, набережных, а также мимо школ, рынков и других мест скопления пешеходов и наличия возможности внезапного появления их на проезжей части водитель обязан быть предельно (особо) внимательным и неукоснительно выполнять требования специальных знаков.

3.32.Водитель троллейбуса, в зависимости от скорости движения, должен выбирать такую дистанцию, чтобы избежать столкновения в случае торможения движущегося впереди транспортного средства.

3.33.При недостаточной видимости (менее 300м) водитель троллейбуса обязан вести троллейбус с максимальной осторожностью и пониженной скоростью, обеспечивающей безопасность движения.

3.34.В туман, ливень, град, метель, снегопад, а также в иных условиях недостаточной видимости, водитель троллейбуса обязан включить фары, габаритные фонари и все группы освещения салона троллейбуса и двигаться со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, при необходимости подавая короткие звуковые сигналы. При видимости менее 30 метров водитель обязан прекратить движение троллейбуса, немедленно сообщить об этом центральному (старшему) диспетчеру ЦДС и/или оператору ЦДС и действовать по их указанию.

Примечание: под видимостью из кабины водителя следует понимать максимальное расстояние четкого, без напряжения зрения водителя, распознавания объектов на дороге, встречных и попутных транспортных средств, пешеходов.

3.35.Расстояние между следующими один за другим троллейбусами должно составлять не менее 30 метров при скорости до 20 км/час, а при большей скорости и на уклонах – не менее 60 метров.

3.36.Приближение к впереди стоящему троллейбусу или автобусу разрешается на расстояние не менее 3-х метров на ровном участке, 5 метров на уклонах и спусках.

Примечание: в условиях, указанных в п. 3.34 настоящей инструкции расстояния п.п. 3.35; 3.36 должны быть удвоены.

3.37.В случае необходимости выйти из троллейбуса (на конечной станции или в пути следования, в депо) водитель троллейбуса обязан затормозить троллейбус стояночным (ручным) тормозом, убедиться, что троллейбус удерживается на месте, выключить все высоковольтные и низковольтные цепи, поставить вал реверсора контроллера в нулевое положение, снять и взять с собой реверсивную рукоятку контроллера водителя, надеть сигнальный жилет, закрыть кабину и выйти из троллейбуса.

Примечание: если по возвращении к рабочему месту водителя необходима постановка токоприемников, водитель обязан убедиться, что все высоковольтные цепи отключены, вал реверсора находится в положении «0».

3.38.На уклоне водитель должен поставить противооткатный упор (башмак) под заднее колесо троллейбуса со стороны уклона.

3.39.При проезде спецчастей контактной сети водитель троллейбуса должен соблюдать следующие правила:

3.39.1.снизить скорость до пределов, обеспечивающих безопасность движения и с соблюдением ПТЭ троллейбуса;

3.39.2.не допускать остановки троллейбуса на обесточенных участках контактной сети;

3.39.3.проходить линейный контакт автоматической стрелки по левому направлению движения при включенном тяговом двигателе, а по правому направлению накатом, т.е. при выключенном тяговом двигателе;

3.39.4.после проезда автоматической стрелки контактной сети, со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, водитель обязан убедиться в правильном проходе токоприемников на разветвлениях контактной сети.

Примечание: если автоматическая стрелка не сработала, водитель должен переставить токоприемники вручную. Выход из троллейбуса осуществляется с соблюдением требований п. 3.37. настоящей инструкции.

3.39.5.проезжать обесточенные участки контактной сети только при нулевом положении группового реостатного контроллера;

3.40.При слиянии контактных проводов у сходной стрелки, преимущественным правом проезда пользуется троллейбус, следующий с правой (по ходу движения) стороны.

3.41.При обнаружении неисправности контактной сети (провод вышел из зажима, провисание провода, обрыв растяжки и др. повреждения контактной сети), сходе штанг токоприемников с контактного провода по неизвестной причине, водитель обязан остановить троллейбус, немедленно сообщить старшему (центральному) диспетчеру ЦДС или оператору, предупредить водителя сзади следующего троллейбуса, только после этого следовать дальше (при наличии возможности), а водитель сзади идущего троллейбуса обязан поступить аналогично.

Примечание: водитель обязан лично убедиться в техническом состоянии контактной сети в месте схода и исправности токоприемников.

3.42.В случае обрыва контактных проводов и падения его на землю, водитель обязан предупредить пассажиров, оградить место падения провода (не менее 5 метров) при помощи кондуктора, водителя сзади идущего троллейбуса, немедленно сообщить старшему (центральному) диспетчеру ЦДС или оператору и действовать по их указанию.

3.43.В случае короткого замыкания, вспышки в кабине или в салоне водитель должен немедленно остановить троллейбус, затормозить его стояночным (ручным) тормозом, отключить все электрооборудование, поставить реверсивную рукоятку в нулевое положение и вынуть ее, оттянуть штанги токоприемников от контактного провода, высадить пассажиров, предупредив их о соблюдении осторожности при выходе, приступить к ликвидации огня, а при необходимости вызвать пожарную помощь.

3.44. При дорожно-транспортном происшествии с участием троллейбуса, а также при заявлении пассажира о получении травмы во время движения троллейбуса, водитель троллейбуса обязан:

3.44.1.немедленно остановить (не трогать с места) троллейбус;

3.44.2.включить аварийно-световую сигнализацию;

3.44.3.выставить знак аварийной остановки;

3.44.4.не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

3.44.5.сообщить о случившемся диспетчеру ЦДС;

3.44.6.принять все возможные меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим;

3.44.7.записать фамилии и адреса очевидцев;

3.44.8.заполнить отрывной талон уведомления об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика и вручить пострадавшему данное уведомление, оставив у себя отрывной талон от уведомления с реквизитами и подписью пострадавшего;

3.44.9.ожидать прибытия сотрудников скорой помощи, ГИБДД и работников ревизорского аппарата депо.

3.44.10.после оформления дорожно-транспортного происшествия в ГИБДД прибыть в депо и передать диспетчеру депо отрывной талон от уведомления вместе с объяснительной по данному происшествию.

3.45. В случае обращения пассажира к водителю троллейбуса с заявлением о причинении ущерба имуществу пассажира водитель троллейбуса обязан:

3.45.1. остановить троллейбус на остановке;

3.45.2. осмотреть повреждённое имущество;

3.45.3. выяснить причину случившегося;

3.45.4. заполнить отрывной талон уведомления об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика и вручить пострадавшему данное уведомление, оставив у себя отрывной талон от уведомления с реквизитами и подписью пострадавшего;

3.45.5. продолжить работу на линии, если причиной повреждения имущества пассажира не является техническое состояние троллейбуса;

3.45.6. вызвать через диспетчера ЦДС аварийную бригаду к месту остановки, если причиной повреждения имущества пассажира является техническое состояние троллейбуса;

3.45.7. по окончании смены передать диспетчеру депо отрывной талон от уведомления вместе с объяснительной по данному происшествию.

3.46.При вынужденной остановке на железнодорожном переезде водитель троллейбуса должен действовать в соответствии с инструкцией «О безопасности движения при проезде через железнодорожные переезды», Правилами дорожного движения.

3.47.При вынужденной остановке троллейбуса в туннеле, под мостом, эстакадой или путепроводом, а также в других случаях вынужденной остановки, водитель троллейбуса должен высадить пассажиров, включить аварийную световую сигнализацию, а при её неисправности или отсутствии установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь позади троллейбуса. Знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м. от троллейбуса.

3.48.При обнаружении в пути следования какой-либо неисправности, препятствующей нормальной работе троллейбуса и/или безопасности перевозок пассажиров, водитель должен принять меры к её устранению.

Примечание: При обнаружении неисправности, угрожающей безопасности движения, водитель обязан немедленно поставить троллейбус в сторону от движения, затормозить ручным тормозом, подложить под колесо со стороны уклона противооткатный упор и вызвать техническую помощь.

3.49.Сцепка и буксировка троллейбусов должна производиться в строгом соответствии с инструкцией по сцепке и буксировке троллейбусов, Правилами дорожного движения.

3.50.Движение троллейбуса задним ходом водитель троллейбуса может производить только после того, как лично убедится в безопасности этого маневра, кроме того, на задней площадке троллейбуса должен находиться проинструктированный о правилах маневров человек. Скорость при движении задним ходом не должна превышать 5 км/ч., двери троллейбуса закрыты, действия сопровождающего лица и водителя согласованы.

3.51.Скорость движения на участке дороги, покрытой водой (или мокрым снегом) не должна превышать 5 км/час.

Примечание: водителю троллейбуса запрещается продолжать движение троллейбуса, если, проезжая часть дороги покрыта водой (мокрым снегом) на высоту более 150 мм.

3.52.В случае заболевания и невозможности продолжать управление троллейбусом водитель обязан незамедлительно остановить троллейбус, снять токоприемники с контактных проводов, высадить пассажиров и сообщить об этом немедленно старшему (центральному) диспетчеру или оператору ЦДС, в дальнейшем действовать по его указанию.

3.53. Водитель обязан определять и устранять неисправности и выполнять следующие работы по ремонту троллейбуса на линии, предварительно оттянув токоприемники с контактных проводов, без вызова бригады скорой технической помощи:

3.53.1.смену предохранителей низковольтных и высоковольтных электрических цепей с соблюдением требований по технике безопасности (в диэлектрических перчатках);

3.53.2.устранение неисправностей дверей салона, заедание;

3.53.3.регулировку работы стеклоочистителя, зеркал;

3.53.4.регулировку водительского сидения;

3.53.5.установку и ремонт головок токоприемников с башмакоуловителями, смену (замену) контактных вставок производить только с обоими снятыми токоприемниками с контактных проводов и с использованием предохранительного пояса;

3.53.6.подтягивание клиньев колес и крышек бортовых редукторов.

3.54. В течение смены водитель троллейбуса обязан:

3.54.1.выпускать конденсат из воздушной системы троллейбуса;

3.54.2.производить осмотр троллейбуса, проверяя внешний вид, состояние шин, крепления колес, тормозную систему, состояние редукторов (нагрев и течь смазки), состояние токоприемников и контактных вставок, резинокордных оболочек пневмоподвески, кранов уровня пола (на конечной станции, определенной приказом по депо (предприятию), каждым оборотным рейсом);

3.54.3.при необходимости удалять из протектора острые предметы, а также предметы, застрявшие между сдвоенными шинами;

3.54.4.поддерживать чистоту и читаемость номерных знаков, маршрутных указателей;

3.54.5.поддерживать чистоту в кабине;

3.54.6.производить очистку подножек троллейбуса от грязи, снега и льда;

3.54.7.заменять при необходимости маршрутные указатели.

Экзаменационные билеты по профессии «Водитель троллейбуса 4-го разряда»

Санкт-Петербург ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС»

«Учебно-курсовой комбинат»

Экзаменационные билеты по профессии «Водитель троллейбуса 4-го разряда»

(теория: техника управления и техника безопасности)

Л.В.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Общие должностные обязанности водителя троллейбуса.

3. Порядок проезда стрелок контактной сети.

4. С какими неисправностями вспомогательных низковольтных цепей

троллейбус не допускается к эксплуатации.

5. Как подразделяются несчастные случаи?

6. Предел допустимой утечки тока на корпус троллейбуса.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Явка водителя на работу и обязанности до приемки троллейбуса,

3. Движение в местах повышенной опасности.

4. С какими неисправностями запрещается продолжать движение?

5. Порядок расследования несчастных случаев.

6. Действие электрического тока на организм человека.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Приемка троллейбуса.

3. В каких случаях скорость движения не должна превышать

10км/час?

4. С какими неисправностями карданной передачи троллейбус

не допускается к эксплуатации?

5. Порядок проезда негабаритных мест (в депо и на накопительной

площадке).

6. Правила освобождения пострадавшего от действия электрического

тока.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Порядок включения электрических цепей на троллейбусе.

3. Действия водителя при сходе токоприемников.

4. С какими неисправностями крышевого оборудования троллейбус
не допускается к эксплуатации?

5. Плакаты и знаки безопасности в цехах и на территории

предприятия.

6. Что должен знать и выполнять электроперсонал III группы

по электробезопасности?

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Движение по перегону, подъезд и отъезд от остановки.

3. В каких случаях скорость движения не должна превышать 5 км/час?

4. При каких неисправностях водитель обязан довести троллейбус

до линейного слесаря или парка без посадки пассажиров?

5. Виды инструктажей по технике безопасности, сроки их проведения.

6. Обеспечение электробезопасности в депо.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Обязанности водителя при выходе на проезжую часть.

3. Правила проезда троллейбусных и трамвайных пересечений,
участковых изоляторов.

4. С какими неисправностями рулевого управления троллейбус

не допускается к эксплуатации?

5. Порядок производства маневровых работ.

6. Действия водителя при обнаружении токоутечки.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Дистанция безопасности за впереди идущим транспортом

при хорошем и плохом сцеплении с дорогой.

3. Движение задним ходом, буксировка.

4. С какими неисправностями тормозной системы троллейбус

не допускается к эксплуатации?

5. Основные требования ПТБ при ремонте и осмотре троллейбуса

на линии.

6. Требования к обогревательным приборам в кабине водителя.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Действия водителя при ДТП с пострадавшими.

3. В каких случаях скорость движения не должна превышать

20 км/час?

4. С какими неисправностями кузова троллейбус не допускается

к эксплуатации?

5. Порядок выезда с осмотровой канавы.

6. Порядок тушения пожара в электроустановках.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Обязанности водителя при смене на линии. Техническая стоянка.

3. Особенности работы в осенне-зимних условиях.

4. С какими неисправностями колес и шин троллейбус не допускается
к эксплуатации?

5. Порядок расстановки троллейбусов на площадке отстоя.

6. Требования к диэлектрическим перчаткам, срок их испытания.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Регулярность движения, допуски по ней, льготное и обязательное

время.

3. В каких случаях скорость движения не должна превышать

15 км/час?

4. С какими неисправностями пневматического оборудования

троллейбус не допускается к эксплуатации?

5. Действия водителя, если с ним произошел несчастный случай.

6. Требования, предъявляемые к ручному электроинструменту.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Документы водителя. Положение о книжке водителя.

3. Тормозной путь, остановочный путь, факторы, влияющие на них.

4. Какие неисправности электрооборудования водитель обязан

обнаружить и устранить самостоятельно?

5. Правила безопасности при выполнении работ на крыше

троллейбуса.

6. Требования, предъявляемые к рабочему месту водителя.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Ведомственные дородные знаки троллейбуса.

Особенности работы в часы пик.

3. Правила опробования тормозов. Когда применяется экстренное

торможение?

4. Какие неисправности механического оборудования водитель обязан

обнаружить и устранить самостоятельно.

5. Правила безопасности при ремонте и осмотре троллейбуса в депо.

6. Порядок допуска к работе электроперсонала.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Возврат в парк, сдача троллейбуса в парке.

3. Действия водителя при сходе токоприемников и повреждении

контактной сети.

4. С какими неисправностями кузова троллейбус не допускается

к эксплуатации?

5. Виды инструктажей по ПТБ, порядок и сроки их проведения.

6. Какие надписи должны быть на пусковых устройствах и

на предохранительных крышках?

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Порядок передачи управления троллейбусом и случаи,

когда это разрешено.

3. Действия водителя при сходе токоприемников на пересечении
троллейбуса с трамваем.

4. Экипировка троллейбуса.

5. Основные причины несчастных случаев среди водителей.

6. Величина поражающего тока.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Управление троллейбусом при буксовом состоянии пути и плохой

видимости.

3. Правила подъезда и отъезда от обязательной остановки.

Подъезд к остановке, занятой троллейбусом.

4. Действия водителя при невозможности устранить неисправность

или её не обнаружении.

5. Как подразделяются несчастные случаи и порядок их

расследования.

6. Действия водителя при возникновении токаутечки на корпус

троллейбуса.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. В каких случаях скорость движения не должна превышать 5 км/час?

3. Элементы культуры обслуживания пассажиров.

4. Периодичность и наименование плановых осмотров и ремонтов

троллейбуса.

5. Правила безопасности при выполнении работ на крыше

троллейбуса.

6. Защитные заземления (зануления), принцип их работы.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Дистанция безопасности за впереди идущим транспортом при

хорошем и плохом сцеплении с дорогой. Расстояние за

остановившимся транспортом.

3. Правила пользования троллейбусом в Санкт-Петербурге.

4. Машинная документация, её оформление.

5. Правила безопасности при удалении битых стекол и устранении

неисправности дверей.

6. Индивидуальные средства электрозащиты.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Типы и высота подвеса контактных проводов. Спец. Устройства

мостов.

3. Правила опробования тормозов. Давление в тормозной системе.

4. Возврат в парк по технической неисправности.

5. Плакаты и знаки безопасности, их классификация и применение.

6. Правила техники безопасности при замене предохранителей.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Правила проезда спец. частей контактной сети.

3. Порядок работы на линии.

4. Организация линейного ремонта.

5. С какими неисправностями токоприёмников троллейбус

не допускается к эксплуатации?

6. Действия водителя при возгорании электрооборудования

подвижного состава.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Что водителю запрещается во время движения?

3. В каких случаях скорость движения не должна превышать

20 км/час?

4. При каких неисправностях троллейбуса водитель не имеет право

продолжать движение?

5. Порядок производства маневровых работ.

6. Что должен знать и выполнять электроперсонал III квалифика-

ционной группы.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Пуск троллейбуса. Особенности торможения на дороге с низким

коэффициентом сцепления.

3. Обязанности водителя на конечной станции и при технической

стоянке.

4. При каких неисправностях вспомогательных низковольтных цепей
троллейбус не допускается к эксплуатации?

5. Порядок допуска к работе водителя троллейбуса.

6. Оказание первой помощи пострадавшему от действия

электрического тока.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Правила передвижения троллейбуса при помощи живой силы

(людей).

3. Юз, занос, меры борьбы с ними. Как правильно начать движение

после остановки на подъеме?

4. При каких неисправностях тормозной системы троллейбус

не допускается к эксплуатации?

5. Порядок проезда негабаритных мест в депо и на площадке отстоя.

6. Предел допустимой утечки тока на корпус троллейбуса.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Чем руководствуется водитель при выборе скорости движения?

3. От чего зависит величина тормозного пути? В каких случаях

скорость движения не должна превышать 15 км/час?

4. При каких неисправностях водитель обязан довести троллейбус

до линейного слесаря или парка без посадки пассажиров?

5. Порядок выезда с осмотровой канавы.

6. Факторы, влияющие на тяжесть поражения электрическим током.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Тормозной путь, остановочный путь. Пределы срабатывания

регулятора давления.

3. Действия водителя при возникновении технической неисправности

в пути.

4. Экипировка троллейбуса.

5. Требования к рабочему месту водителя.

6. Действие электрического тока на организм человека. Допустимый

предел токаутечки.

1. Путь следования и особенности маршрута № …

2. Движение на уклонах. Действия при вынужденной остановке

на уклоне.

3. Обязанности водителя на нулевом рейсе.

4. Допустимая утечка воздуха из пневмосистемы.

5. Основные требования правил безопасности при нахождении

на территории парка.

6. Требования к обогревательным приборам в кабине водителя.

1 Общие положения
2 Водитель должен знать
3 Обязанности
4 Общие требования безопасности
5 Водителю троллейбуса запрещается
6 Водитель троллейбуса имеет право
7 Ответственность водителя троллейбуса
8 Оценка работы водителя
9 Перечень приложений
Приложение 1. Подготовка и повышение квалификации водителей
Приложение 2. Обязательство
Приложение 3. Инструкция по эксплуатации троллейбуса
Приложение 4. Перечень обязательных объявлений при работе с микрофоном
Приложение 5. Памятка водителю по работе с автоинформатором
Приложение 6. Инструкция водителя при работе на подвижном составе, оборудованном автоматизированной системой контроля проезда (АСКП)
Приложение 7. Инструкция об организации эксплуатации троллейбуса в особо неблагоприятных погодных условиях
Приложение 8. Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве
Приложение 9. Правила по охране труда на гордском электротранспорте
Приложение 10. Типовая инструкция по охране труда для водителя троллейбуса, работающего на регулярных городских линиях
Приложение 11. Инструкция по контролю за работой водителя на линии, учету и оценке рейсов
Приложение 12. Памятка водителю транспортного средства ГУП «Мосгортранс» по предупреждению террористических актов на подвижном составе
Приложение 13. Порядок действий при возникновении дорожно-транспортного происшествия
Приложение 14. Рекомендации по работе со штангоуловителями
Приложение 15. Инструкция о порядке измерения токов утечки на конечных станциях троллейбусных парков с использованием ПСТ-4
Приложение 16. Инструкция водителю троллейбуса о порядке использования контактных вставок токоприемников различного типа
Приложение 17. Типовая инструкция водителю троллейбуса, открывающему движение на маршруте
Приложение 18. Рекомендации по экономии электроэнергии
Приложение 19. Рекомендации по отоплению салона
Приложение 20. Рекомендации водителю по уходу за шинами
Приложение 21. Требования по противопожарной безопасности
Приложение 22. Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов
Приложение 23. Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств

1. Общие положения

1.1. Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве (далее — Правила) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее — Правила дорожного движения), Законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».

(п. 1.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

1.2. Настоящие Правила определяют порядок пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами), оборудованным устройствами автоматизированной системы контроля проезда и осуществляющим перевозки пассажиров по проездным билетам и тарифам, установленным Правительством Москвы.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 01.03.2016 N 62-ПП)

1.3. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП.

1.4. Настоящие Правила должны находиться в салонах подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамваев, троллейбусов, автобусов).

1.5. Режим работы наземного городского транспорта общего пользования города Москвы устанавливается Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Информация о режиме работы маршрутов наземного городского транспорта общего пользования размещается на остановочных пунктах, расположенных по трассе следования маршрутов, и на официальном сайте Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

(п. 1.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 18.02.2014 N 55-ПП)

2. Предприятия пассажирского транспорта (перевозчики) обязаны:

2.1. Обеспечивать перевозку пассажиров всех категорий, в том числе лиц с ограничениями жизнедеятельности, в пункт назначения согласно установленному маршруту движения.

2.2. Обеспечить наличие на остановочных пунктах трафаретов с информацией о названии остановок, номерах и режиме работы проходящих маршрутов с указанием конечных остановок этих маршрутов, обеспечив доступ к информации для лиц с нарушениями зрения и слуха.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

2.3. Соблюдать установленные графики интервалов движения на маршрутах наземного городского транспорта общего пользования (трамваев, троллейбусов, автобусов).

2.4. В случае планового изменения или закрытия маршрутов оповещать население через средства массовой информации или путем размещения объявлений на остановочных пунктах.

2.5. При оперативном изменении маршрута оповещать население путем размещения объявлений на остановочных пунктах и с помощью оборудования подвижного состава информационными указателями.

2.6. Обеспечить перед выездом на линию надлежащее техническое и санитарное состояние салонов, экипировку, внутреннее и внешнее оформление подвижного состава в соответствии с установленными требованиями.

(п. 2.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

2.7. Обеспечить безопасность перевозки пассажиров. За ненадлежащее выполнение установленных соответствующими нормативными и правовыми актами Российской Федерации и города Москвы условий перевозки ответственность перевозчика наступает в соответствии с действующим законодательством.

3. Обязанности водителя наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса)

3.1. Водитель обязан:

3.1.1. При обнаружении или получении от пассажиров информации о наличии в салоне подвижного состава предметов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья, а также запаха гари, дыма, огня, воздействия электрического тока действовать согласно инструкциям.

3.1.2. Неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения.

3.1.3. Обеспечивать перевозку пассажиров в строгом соответствии с требованиями эксплуатации подвижного состава, безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок.

3.1.4. Отправлять трамвай, троллейбус, автобус от остановочного пункта только при закрытых дверях после завершения посадки и высадки пассажиров.

3.1.5. Информировать пассажиров, в том числе с нарушениями зрения и слуха, о названии каждого остановочного пункта и следующего за ним, передавать другую необходимую информацию с помощью диктофона и специальных средств.

3.1.6. В случае неисправности приборов оповещения, их отсутствия, а также при оперативном изменении маршрута объявлять информацию по микрофону на всем протяжении маршрута до устранения неисправности приборов или установки приборов оповещения и до восстановления трассы следования маршрута.

3.1.7. Осуществлять продажу проездных билетов только на остановках.

3.1.8. Выдавать проездные билеты пассажирам после получения оплаты за проезд по установленному тарифу.

3.1.9. Ограничивать посадку пассажиров в зависимости от заполнения салона трамвая, троллейбуса или автобуса после оповещения пассажиров об окончании посадки.

3.1.10. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП.

3.1.11. Соблюдать трассу следования установленного маршрута и заданный график движения наземного городского пассажирского транспорта общего пользования.

3.1.12. Осуществлять посадку и высадку пассажиров на оборудованных остановочных пунктах, предусмотренных схемой маршрута, за исключением нештатных ситуаций.

3.1.13. При движении по установленному маршруту наземного городского транспорта общего пользования обеспечивать наличие на транспортном средстве информационных указателей о номере маршрута, а также о наименовании начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.

(п. 3.1.13 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

3.1.14. Обеспечивать безопасную посадку и высадку, в том числе через вторую дверь, а также комфортные условия проезда инвалидов-колясочников, инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лиц с нарушениями зрения и слуха.

3.2. Другие обязанности водителя определяются его должностной инструкцией.

4. Порядок входа и выхода

4.1. Вход и выход пассажиров разрешаются только на остановочных пунктах после полной остановки трамвая, троллейбуса, автобуса.

4.2. Пассажиры обязаны соблюдать очередность при входе в трамвай, троллейбус, автобус и при выходе из них.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

4.3. Вход в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, производится через переднюю дверь. При бестурникетной системе проезда вход пассажиров осуществляется через все двери транспортного средства с оплатой проезда посредством устройств контроля и погашения билетов, расположенных у соответствующих дверей.

(п. 4.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

4.4. Выход из трамвая, троллейбуса, автобуса, оборудованных турникетами, производится через все двери, кроме передней. При бестурникетной системе проезда выход из трамвая, троллейбуса, автобуса производится через все двери. Для выхода пассажирам необходимо заранее подать сигнал водителю нажатием кнопки звонка.

(п. 4.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

4.5. Вход пассажиров с детской коляской, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению с собакой-поводырем или имеющих белую трость, в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, разрешается через вторую дверь после выхода пассажиров.

(п. 4.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

4.6. Вход в специально оборудованный для инвалидов трамвай, троллейбус, автобус разрешается инвалидам-колясочникам через вторую дверь после выхода пассажиров.

4.7. При входе, выходе из трамвая, троллейбуса, автобуса пассажир во избежание получения травм обязан держаться за поручни.

4.8. Вход пассажиров с велосипедом в трамвай, троллейбус, автобус разрешается при возможности размещения велосипеда на накопительной площадке салона трамвая, троллейбуса, автобуса. Вход пассажиров с велосипедом в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, разрешается через вторую дверь после выхода пассажиров.

(п. 4.8 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

5. Порядок оплаты проезда и провоза ручной клади

5.1. Оплата проезда в соответствии с действующими тарифами производится при входе в трамвай, троллейбус, автобус путем погашения проездного билета через устройство контроля и погашения билетов. Проездные билеты на носителе с магнитной полосой пропускаются через лоток устройства контроля и погашения билетов. Проездные билеты на носителе без магнитной полосы (далее — бесконтактные проездные билеты) подносятся к мишени устройства контроля и погашения билетов. Не рекомендуется хранить проездные билеты с источниками электромагнитного излучения в местах повышенной влажности и высоких температур, подвергать их химическому и механическому воздействию. При реализации права на бесплатный проезд пассажиры при входе в трамвай, троллейбус, автобус регистрируют свою поездку путем поднесения социальной карты москвича (СКМ), социальной карты жителя Московской области (СКМО), к мишени устройства контроля и погашения билетов. Категории пассажиров, указанные в пунктах 4.5, 4.6 и 4.8 настоящих Правил, при входе в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, через вторую дверь оплачивают проезд (регистрируют поездку) в транспорте через устройство контроля и погашения билетов, установленное у второй двери, а при его отсутствии — через устройство контроля и погашения билетов, установленное у передней двери.

(п. 5.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)

5.1(1). Для оплаты проезда (регистрации поездки) бесконтактный проездной билет, СКМ, СКМО необходимо поднести параллельно мишени устройства контроля и погашения билетов, приложить к ней и удерживать в этом положении не менее 2 секунд.

(п. 5.1(1) введен постановлением Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)

5.1(2). Оплата проезда (регистрация поездки) подтверждается зеленой индикацией световых элементов, расположенных на корпусах турникета и (или) устройства контроля и погашения билетов, и (или) соответствующим сообщением в информационной строке на дисплее устройства контроля и погашения билетов.

(п. 5.1(2) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

5.2. Оплата провоза ручной клади (размер которой в сумме измерений по длине, ширине, высоте превышает 120 см) производится путем погашения билета на провоз ручной клади, не дающего права на проезд пассажира.При провозе оплачиваемой ручной клади пассажир должен сначала погасить через устройство контроля и погашения билетов билет на провоз ручной клади, а затем проездной билет для оплаты своего проезда.Проездные документы для категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или проезд с неполной оплатой проезда, не дают право на бесплатный провоз ручной клади.

5.3. Проездные билеты для оплаты проезда в трамваях, троллейбусах, автобусах приобретаются в специализированных пунктах по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования, у водителей, кондукторов, распространителей, а также в торговых объектах организаций, имеющих договоры на реализацию проездных билетов.

(п. 5.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

5.4. Действительными билетами являются только проездные билеты, предназначенные для проезда в наземном городском транспорте общего пользования в городе Москве.

5.5. Недействительными проездными билетами являются:

5.5.1. Билеты с истекшим сроком действия.

5.5.2. Билеты на ограниченное число поездок с исчерпанным лимитом поездок.

5.5.3. Неправомерно используемые СКМ, СКМО, льготный билет для учащихся и студентов на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования, в пригородном автобусе без лимита поездок (льготный билет для учащихся).

(п. 5.5.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)

5.5.4. Билеты, поставленные в стоп-лист. Стоп-лист — список номеров и серий проездных билетов, СКМ, СКМО, льготных билетов для учащихся, действие которых остановлено перевозчиком в связи с получением от уполномоченного органа государственной власти или подведомственных организаций (государственных учреждений и унитарных предприятий) органов государственной власти сведений о выявленных фактах неправомерного выпуска или выхода из обращения этих проездных билетов, СКМ, СКМО, льготных билетов для учащихся.

(п. 5.5.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

5.5.5. Неисправные билеты — проездные билеты, у которых нарушена магнитная полоса либо запись на магнитной полосе, билеты, имеющие механические повреждения, а также бесконтактные проездные билеты, чтение которых невозможно. Неисправный билет не принимается устройством контроля и погашения билетов.

5.6. Обмен неисправных проездных билетов производится в специализированных пунктах по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в соответствии с действующей инструкцией по обмену проездных билетов, утверждаемой транспортным предприятием.Обмену не подлежат проездные билеты, имеющие внешние повреждения, в том числе механические, термические, химические или иные. Проездной билет без лимита поездок, а также проездной билет «Кошелек», предоставляющий право на совершение поездок в пределах уплаченной суммы, имеющие механические, термические, химические или другие внешние повреждения, восстанавливаются транспортным предприятием после оплаты стоимости их изготовления (с восстановлением оплаченного срока действия) после сдачи их пассажиром в специализированный пункт по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 15.12.2015 N 880-ПП)

Утраченные проездные билеты (в том числе на бесконтактных носителях) восстановлению и блокировке не подлежат.

(п. 5.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

5.7. В случае несрабатывания в трамвае, троллейбусе, автобусе, оборудованных турникетами, СКМ или других документов, на основании которых предоставляется право бесплатного проезда или проезда с неполной оплатой, и не занесенных в стоп-лист, водитель обязан пропустить пассажира в салон транспортного средства через вторую дверь.

(п. 5.7 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6. Порядок проезда

6.1. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или неполную оплату проезда в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах), определяется в соответствии с законами Российской Федерации и города Москвы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

6.2. Пассажир обязан:

6.2.1. Оплатить проезд (зарегистрировать поездку) в порядке, установленном в пункте 5.1 настоящих Правил.Одно погашение проездного билета дает право пассажиру только на один проход для поездки в одном направлении.

(п. 6.2.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.2.1(1). При бестурникетной системе проезда убедиться в прохождении оплаты проезда (регистрации поездки) через устройство контроля и погашения билетов согласно пункту 5.1(2) настоящих Правил.

(п. 6.2.1(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.2.2. Сохранять до конца поездки проездные билеты, погашенные в устройстве контроля и погашения билетов.

6.2.3. Иметь при проезде документы, подтверждающие право пассажира на бесплатный проезд или на неполную оплату проезда.

6.2.4. Предъявлять для проверки (передавать в руки) контролерам наземного городского транспорта общего пользования и кондукторам все виды проездных билетов, а также документы на право бесплатного проезда или на неполную оплату проезда. Контролерами наземного городского транспорта общего пользования в городе Москве являются должностные лица, уполномоченные перевозчиком (контролеры перевозчика), а также должностные лица ГКУ «Организатор перевозок» (контролеры ГКУ «Организатор перевозок»).

(п. 6.2.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.2.5. При выявлении контролерами перевозчика факта проезда без оплаты, провоза без оплаты оплачиваемой в соответствии с пунктом 5.2 настоящих Правил ручной клади, а также факта предъявления недействительных проездных билетов для подтверждения оплаты проезда, провоза оплачиваемой ручной клади пассажир обязан оплатить проезд, провоз оплачиваемой ручной клади путем приобретения проездного билета, реализуемого контролерами перевозчика по установленной цене, и погасить проездной билет через устройство контроля погашения билетов.В случае отказа предъявить контролеру перевозчика для проверки в установленном пунктом 6.2.4 настоящих Правил порядке проездной документ (билет), оплатить проезд и (или) провоз оплачиваемой ручной клади пассажир обязан покинуть салон трамвая, троллейбуса или автобуса на ближайшем остановочном пункте.

(п. 6.2.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.2.6. Во избежание получения травм во время движения трамвая, троллейбуса, автобуса держаться за поручни.

6.2.7. Передние места в салоне, обозначенные специальными надписями или символами, предназначаются для инвалидов, лиц престарелого возраста, пассажиров с детьми и беременных женщин. Другие пассажиры, занимающие эти места, обязаны освободить их для указанных лиц.

6.2.8. Соблюдать в наземном городском транспорте общего пользования общественный порядок.

6.2.9. По прибытии на конечную остановку маршрута освободить салон трамвая, троллейбуса, автобуса.

6.2.10. При приобретении проездного билета у водителя готовить оплату проезда заранее, не задерживать и не затруднять движение других пассажиров.

(п. 6.2.10 введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.3. Пассажир имеет право:

6.3.1. Бесплатно провозить с собой:

6.3.1.1. Детей в возрасте до 7 лет.

6.3.1.2. Детскую коляску.

6.3.1.3. Детские санки.

6.3.1.4. Одно место ручной клади, не превышающее по сумме трех измерений (высота, длина, ширина) 120 см.

6.3.1.5. Одну пару лыж в чехле или другой спортивный инвентарь в чехле или в сумке.

6.3.1.6. Животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробках, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток (корзин, коробок, контейнеров и др.) не превышают размеры ручной клади, установленные в пункте 6.3.1.4 настоящих Правил.

(п. 6.3.1.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.3.1.7. Музыкальный инструмент в футляре или чехле.

6.3.1.8. Один велосипед на накопительной площадке салона трамвая, троллейбуса, автобуса при соблюдении условий, исключающих неудобства для проезда пассажиров (велосипед должен удерживаться пассажиром во время движения, исключая его самопроизвольное передвижение по салону при соблюдении требований пункта 6.2.6 настоящих Правил).

(п. 6.3.1.8 введен постановлением Правительства Москвы от 18.02.2014 N 55-ПП)

6.3.2. Проезжать без дополнительной оплаты проезда в следующем за сошедшим с линии по неисправности трамвае, троллейбусе, автобусе при наличии проездного билета, погашенного в неисправном трамвае, троллейбусе, автобусе.

6.3.3. При выявлении неисправности проездного билета обратиться для его обмена в специализированный пункт по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.3.4. Провозить домашних животных, в том числе собак-поводырей инвалидов по зрению, при соблюдении условий, исключающих беспокойство пассажиров (собаки должны быть в наморднике и на коротком поводке).

(п. 6.3.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.4. Пассажирам запрещается:

6.4.1. Проезжать в трамвае, троллейбусе, автобусе без оплаты проезда.

6.4.2. Проезжать в пачкающей одежде, провозить зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи (предметы), загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров.

(п. 6.4.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.4.3. Курить в салоне.

6.4.4. Находиться в салоне в состоянии опьянения, распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, употреблять наркотические средства или психотропные вещества.

6.4.5. Повреждать подвижной состав и оборудование, находящееся в салоне.

6.4.6. Самовольно приводить в действие механизмы для открытия дверей, средства пожаротушения, рычаги аварийных люков, кольца аварийных выходов и другое оборудование, а также препятствовать закрытию и открытию дверей, если это не требуется для предотвращения несчастных случаев, связанных с угрозой жизни и здоровью пассажиров.

6.4.7. Высовываться из окон, помещать ручную кладь на сиденья и загрязнять сиденья.

6.4.8. Отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

6.4.9. Проезжать по недействительным проездным билетам.

6.4.10. Проезжать по льготному проездному документу или билету, выданному другому лицу.

6.4.11. Провозить ручную кладь, сумма измерений которой по длине, ширине и высоте превышает 180 сантиметров, а также длинномерные предметы свыше 190 сантиметров (кроме лыж в чехле).

(п. 6.4.11 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.4.12. Проезжать на подножках и других элементах кузова подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), не предназначенных для проезда.

6.4.13. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 01.03.2016 № 62-ПП.

6.4.14. Брать в руки забытые или оставленные неустановленными лицами предметы и вещи. При обнаружении в наземном городском транспорте общего пользования (трамвае, троллейбусе, автобусе) забытых (оставленных) предметов, вещей, документов или каких либо ценностей, а также почувствовав воздействие электрического тока, запаха гари, дыма или огня, пассажир обязан незамедлительно сообщить об этом водителю.

6.4.15. Производить профессиональную фото-, видеосъемку в салонах подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса) без разрешения администрации транспортных предприятий.

6.4.16. Нарушать порядок провоза домашних животных, изложенный в пунктах 6.3.1.6 и 6.3.4 настоящих Правил.

6.5. Запрещается наносить надписи, изображения, размещать информационные и рекламные материалы на внешние и внутренние поверхности наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), а также на объектах инфраструктуры городского транспорта общего пользования, кроме относящихся к порядку их эксплуатации и (или) наносимых (размещаемых) в рамках исполнения государственного контракта или иного договора, заключенного с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, государственным унитарным предприятием города Москвы или государственным учреждением города Москвы.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 01.03.2016 N 62-ПП)

7. Осуществление контроля за соблюдением настоящих Правил пассажирами, за оплатой проезда, провозом ручной клади и ответственность пассажиров

7.1. Контроль за соблюдением пассажирами настоящих Правил, а также за наличием у пассажиров трамвая, троллейбуса, автобуса билетов, прошедших погашение в этих транспортных средствах, в течение всего времени работы наземного городского транспорта общего пользования осуществляется контролерами наземного городского транспорта общего пользования.

(п. 7.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

7.2. Безбилетным является проезд лица:

7.2.1. Обнаруженного при проверке в транспортном средстве без проездного билета, за исключением лиц, сопровождающих инвалидов первой группы и детей-инвалидов.

7.2.2. Предъявившего проездной билет без отметки о погашении.

7.2.3. Предъявившего поддельный проездной билет.

7.2.4. Предъявившего проездной билет, срок действия которого истек.

7.2.5. Предъявившего СКМ, СКМО или льготный билет для учащихся, которые не принадлежат этому лицу или срок действия которых истек.

(п. 7.2.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)

7.2.6. Предъявившего ранее использованный проездной билет.

7.2.7. Предъявившего проездной билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, не имеющего при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.

7.2.8. Отказавшегося предъявить проездной документ (билет), подтверждающий факт оплаты проезда.

(п. 7.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

7.3. Проверка оплаты проезда и провоза ручной клади осуществляется в салоне подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса).

7.3(1). При предъявлении пассажиром контролеру наземного городского транспорта общего пользования для подтверждения факта оплаты проезда проездного билета, указанного в пунктах 7.2.3, 7.2.4, 7.2.6, 7.2.7 настоящих Правил, а также СКМ или СКМО или льготного билета для учащихся, которые не принадлежат этому лицу или срок действия которых истек, данные документы подлежат изъятию в установленном порядке.Изъятие проездного билета (документа) оформляется актом в двух экземплярах, первый экземпляр выдается пассажиру, предъявившему указанный проездной билет (документ), а второй экземпляр остается у контролера.

(п. 7.3(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

7.4. За повреждение подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), а также их оборудования и дорожно-эксплуатационного хозяйства (трамвайные пути, контактные линии и т.п.) ответственность наступает в соответствии с законодательством. С виновных также может быть произведено взыскание ущерба в установленном законом порядке.

7.5. Нарушение настоящих Правил влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы. Оплата стоимости проезда, провоза оплачиваемой ручной клади в порядке, предусмотренном пунктом 6.2.5 настоящих Правил, либо отказ от оплаты не освобождает пассажира от уплаты штрафов за безбилетный проезд и провоз неоплаченного багажа в наземном городском транспорте общего пользования, установленных законодательством города Москвы об административных правонарушениях.(абзац введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

Полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.1, 10.5 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», возложены на контролеров ГКУ «Организатор перевозок». (абзац введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *