Правила плавания по северному морскому пути

4. Государственная программа Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014-2020 годы)».

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СУДОХОДСТВА ПО ТРАССАМ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Ельцова К.С.

Ельцова Ксения Сергеевна — магистрант, Высшая школа экономики, управления и права, Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск

Аннотация: в работе рассмотрены основные положения нормативно-правовых актов, регулирующих судоходство в акватории Северного морского пути, назначение Администрации СМП.

Ключевые слова: акватория Северного морского пути, Администрация СМП, Арктическая зона.

Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар (рис. 1).

Рис. 1. Акватория и трассы Северного морского пути

Плавание в акватории Северного морского пути, исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Основным международным договором, регулирующим плавание в Северном Ледовитом океане, является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Она содержит в себе ключевые положения, касаемые правового статуса территориального моря, его границ и прилежащей зоны, мирного прохода в территориальном море для различных судов, а также исключительной экономической зоны. Ее стратегическое значение заключается в установлении всеобъемлющего правового режима мировых океанов и морей, регулировании всех видов использования океанов и их ресурсов, кроме того, она служит основой для национальных, региональных и международных действий и сотрудничества в морском секторе, в том числе и в Арктике. Так, Конвенция 1982 года дает возможность контролировать судоходство, в том числе и в акватории Северного морского пути.

Использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации РФ является одним из приоритетных направлений России в Арктической зоне. Это положение отражено как в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, так и в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

На сегодняшний день в РФ нет единого закона о Северном морском пути, и одним из основных нормативно-правовых актов выступает Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». Так, изменения коснулись следующих законов:

— Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в части регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере ледокольной и ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути);

— Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» по вопросу регулирования плавания судов в акватории СМП;

— Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в отношении торгового мореплавания в акватории СМП. Именно в КТМ РФ на законодательном уровне закреплено понятие «акватории Северного морского пути».

В РФ действуют Правила плавания в акватории Северного морского пути, которые были утверждены приказом Минтранса России от 17.01.2013 № 7. В них содержатся порядок организации плавания судов в акватории СМП, правила ледокольной и ледовой лоцманской проводок судов в акватории СМП, правила проводки судов по маршрутам в акватории СМП, положение о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории СМП, правила осуществления связи по радио при плавании судов в акватории СМП, требования к судам, касающиеся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.

Плавание в акватории Северного морского пути становится возможным после получения соответствующего разрешение, которое выдается Администрацией Северного морского пути, созданной в 2013 году. Основной целью деятельности Администрации СМП является обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории Северного морского пути. Так, она проводит следующие работы:

— осуществляет выдачу разрешений на плавание судов в акватории СМП, предварительно приняв заявление и рассмотрев его;

— выдает удостоверения лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку, о праве проведения такой проводки судов в акватории СМП;

— проводит мониторинг гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории СМП;

— содействует в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории СМП;

— участвует в проведении операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами, сточными водами или мусором;

— предоставляет информационные услуги (применительно к акватории СМП) в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, навигационно-гидрографическому и гидрометеорологическому обеспечению плавания судов, обеспечению осуществления ледокольной проводки;

— дает рекомендации по разработке маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории СМП с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в данной акватории и другие.

Также стоит отметить, что с 2017 года вступил в силу Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс), главной целью которого является повышение безопасности эксплуатации судов и ограничения ее влияния на людей и окружающую среду в удаленных, уязвимых и потенциально отличающихся суровым климатом полярных водах. Он представляет собой свод требований и правил, содержащий требования к судам, их системам и эксплуатации. Сфера применения Полярного кодекса -Арктика и Антарктика с учетом различия юридического и географического характера между двумя этими районами.

Правовой статус Северного морского пути и возможность его регулирования обусловлены неразрывностью и единством этой исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации РФ, а также региональными особенностями Арктической зоны.

Список литературы

1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.

2. Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Боброва Ю.В. Северный морской путь: национальный правовой режим в меняющемся международном контексте // Аналитическая записка № 9. Ноябрь, 2016.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *