Правила поведения на АЗС

Как понять, когда нужно заправить машину?

Низкий уровень топлива определяется по датчику на панели приборов. Лампочка должна загораться, а стрелка опускаться к минимальной отметке. В хорошо отлаженном механизме при условии недолгой эксплуатации это так и бывает. Однако не у всех первый автомобиль из салона, случается учиться и пересаживаться в первое время на изрядно изношенные транспортные средства.

С датчиком топлива могут быть неполадки от неточного индицирования до полной неисправности. В этом случае следует знать о других признаках, которые сигнализируют о снижении бензина, дизельного топлива или газа:

  1. При работе двигатель издает нетипичные постукивания или шумы;
  2. Наличие несвойственных автомобилю вибраций, которые возникают в ответ на уменьшение концентрации топлива и пропускании свечами зажигания ритма. В простонародье это называется «троением мотора»;
  3. Если педаль газа держится на одном уровне, то транспорт может дергаться, ехать не плавно даже на ровном покрытии;
  4. Падение мощности и соответствующие показания тахометра, которые сопровождаются ощущением, будто машине следует помогать двигаться быстрее.

Индикатор топлива с сигнальной лампочкой есть во всех современных автомобилях, именно они дают понять, что необходимо долить горючего. Принцип действия заключается в датчике, расположенном в топливном баке, который фиксирует уменьшение объема жидкости. Как правило, срабатывание об окончании бензина происходит при остатке 6-10 литров (зависит от конструктивных особенностей конкретного ТС). Разработчиками продумано это специально для того, чтобы внезапные остановки на безлюдных участках были как можно реже.

Не стоит паниковать и устремляться в поисках колонки, ведь минимум 5 литров будет достаточно, чтобы совершить небольшие маневры в своих нуждах, а заправиться после этого. Этого достаточно чтобы вести машину еще 50-100 км. Скорее всего, при размеренном подходе можно найти лучшую заправку, с более привлекательными ценами, магазинчиком, прочими преимуществами. Согласно мнениям бывалых водителей, автомобильных специалистов и конструкторов ТС, оптимальное время пополнения топливных запасов при отметке немного меньше половины бака на индикаторе приборной панели.

Как выбрать АЗС для заправки?

При выборе компании, которой стоит доверить своего железного друга, необходимо обращать внимание на много факторов. Часто случается, что в порыве сэкономить, залить любое топливо быстрее, другие мотивы могут привести к ухудшению состояния мотора. Не все АЗС поставляют действительно качественную продукцию. Иными словами, даже одна и та же марка АИ-95 или АИ-92 могут иметь различия в химическом составе, что снижает их качество.

Для выбора заправочной станции стоит обратить внимание на:

  • Отзывы людей, которые уже определенное время пользуются бензином или иным топливом;
  • Наличие отрицательных отзывов, их количество, возможно, это просто недовольные совсем не качеством горючего;
  • Соответствие цены нужной марки среднему показателю по региону. Порой низкая стоимость может быть из-за такого же качества;
  • Наличие у АЗС сертификата на отпускаемую продукцию с четким указанием периода закупки, октановое число и подтверждение качества, производитель.

Малоизвестные заправки, пользующиеся небольшим спросом или предлагающие топливо по заниженным ценам, могут прибегать к искусственному повышению октанового числа. На месте это производится с помощью внесения специальных химических присадок в жидкость. Иными словами, АИ-95 легко может создаваться из АИ-92. Для двигателя это грозит засорением и необходимостью в будущем дорогостоящего ремонта.

Повышенной чувствительностью к горючему низкой пробы подвержены иномарки, работающие на дизельном топливе и сошедшие с конвейеров в последние годы. Чтобы возобновить работоспособность двигателя и топливной системы в целом приходится выкладывать свыше нескольких десятков тысяч рублей. Самыми распространенными поломками становятся:

  • Фильтры забиваются и требуют полной своей замены;
  • Засорение форсунок;
  • Для топливного насоса может потребоваться ремонт разного уровня сложности или полная замена на новый.

Для дорогого автомобиля ремонтные работы обойдутся дороже, для дешевого поставят вопрос о смене автомобиля или вложении немалых средств. Кроме скопления отложений и грязи в топливной системе и движке у транспортного средства могут наблюдаться иные «болезни», а именно увеличение топливного потребления с потерей мощности и динамики разгона.

СПРАВКА: Компания Газпром нефть и Лукойл все топливо реализуют и производят самостоятельно.

Чтобы уберечь себя от подобных неприятностей стоит сделать верный выбор АЗС и придерживаться его по мере возможности. Наиболее популярными на просторах нашей страны считаются автозаправочные компании ТНК, Газпром нефть, Лукойл, Shell, BP. Доверие ими заслужено у многих владельцев автомобилей. Это сэкономит средства на обслуживание автомобиля, продлит его службу и обеспечит качественное использование.

Правила заправки авто на АЗС

Процесс заправки автомобиля довольно простой, как и обычным бензином или дизельным топливом, однако существуют некоторые нюансы и принципиальные различия. Перед заправкой следует определить:

  • Какой вид топлива необходим для конкретной марки автомобиля;
  • Какие действия нужно совершать при отсутствии обслуживающего персонала.

Если заправщика нет на месте или он вовсе не предусмотрен штатным расписанием, все обязанности приходится переложить на себя. Алгоритм заключается в следующем:

  1. Необходимо подъехать максимально близко к колонке с той стороной, на которой находится выход к бензобаку;
  2. На время заправки транспортное средство глушится;
  3. Для предотвращения качения машины следует поставить ее на ручной тормоз;
  4. После выбора нужного горючего с посадочного места снимается заправочный пистолет;
  5. Открывается крышка бака, скручивается или снимается специальная заглушка, помещается пистолет так, чтобы он вошел до упора;
  6. Если это первая в жизни заправка, следует запомнить марку горючего и колонку с ним;
  7. Производится оплата на кассе АЗС в зависимости от нужного количества топлива;
  8. Нажимается на спуск пистолета, ожидается окончания течения бензина в бак;
  9. Шланг достается, пистолет помещается на свое законное место;
  10. Бак закручивается пробкой, закрывается крышкой.

Наиболее распространенная ошибка, возникающая при заправке – движение со вставленным в бак заправочным шлангом. Это не только повредит колонку, но и может разбить заднее стекло ТС. Это потянет за собой существенные расходы, если с собственным автомобилем он вправе повременить, то возместить компании ущерб придется. Заправщики контролируют эти нюансы, поэтому предпочтительнее подбирать АЗС с наличием такого персонала.

Со старыми колонками случаются определенные сбои в работе. Чаще всего требуется поддерживание пистолета и самого заправочного шланга в одном положении, чтобы не сработал возвратный клапан. Он перекрывает поток независимо от того, вылился ли весь оплаченный бензин или нет.

Каким топливом заправляться? Октановое число

Как правило, данные о подходящем для конкретного двигателя горючем содержатся в его технической документации. При отсутствии книжки следует поискать информацию на популярных ресурсах согласно марке, году выпуска, модели и типа ТС, либо в сервисном центре после профилактического осмотра.

Больше всего споров идет вокруг бензина АИ-92 и АИ-95. Часть автолюбителей уверены в том, что второй доводится до такого состояния искусственным путем. С помощью соответствующих присадок стараются продавать горючее с не такими высокими характеристиками. Другие же считают более высокое октановое число предпочтительнее благодаря низкому расходу, езда и динамика разгона качественно отличаются.

Использующие топливо «Премиум» удерживаются от высказываний, поскольку покупают горючее по более высокой цене. Это гарантирует безоблачную эксплуатацию автомобиля и меньшее количество проблем с двигателем и топливной системой. Из-за стоимости данный продукт менее популярный в широких кругах. Таким образом, выбор между АИ-92, АИ-95 и «Премиум» остается за водителем, который самостоятельно определяет что выбрать исходя из финансовых возможностей и технических рекомендаций производителя авто.

Правила заправки автомобиля газом

Для заправки автомобиля газом, прежде всего, нужно найти соответствующую АЗС. Не всегда на классических бензиновых заправках есть возможность «покормить» свою рабочую лошадку метаном. Действия на станции сводятся к следующим шагам:

  1. Автомобиль подгоняется к заправочной колонке в нужное место;
  2. Глушится мотор, устанавливается стойкое положение посредством выжимания ручного тормоза;
  3. Пистолет для подачи топлива вставляется в ВЗУ;
  4. Производится подача газа в зависимости от оплаченного количества;
  5. Устройство отсоединяется после окончания процесса и помещается на привычное место.

Следует понимать, что постоянно придерживать устройство, необходимости нет. Срабатывание отсечки осуществляется примерно на 85% заполнении баллона, что указывается ПТБ. Это значения для газовой установки является максимальным.

Автомобиль можно научиться водить, зазубрить все правила перемещения по проезжей части, однако отсутствие практики в заправке может поставить в неловкое положение. Для новичка необходимо запомнить алгоритм заправки, выбрать АЗС и определиться с маркой бензина, если двигателем поддерживается октановое число 92 и выше. Со временем это запоминается до такой степени, что может воспроизводиться на автоматизме.

BENZOCARD

1. Перемещение по территории АЗС осуществлять в соответствии со схемой движения, размещенной на въезде.

2. Соблюдать требования дорожных знаков, указательных и предупреждающих табличек, размещенных на территории АЗС. По территории АЗС движение – одностороннее, скорость движения – не более 5 км/ч.

3. Не создавать помех для выезда транспорта с территории АЗС.

4. Подъезд к топливораздаточным колонкам (далее – ТРК) осуществлять со стороны топливного бака автомобиля.

5. Заправлять транспортные средства в порядке очереди.

6. Соблюдать расстояние между транспортным средством, стоящим под заправкой, и следующим за ним не менее 3 м, а между последующими, находящимися в очереди, – не менее 1 м.

7. Мотоциклы, мотороллеры, мопеды перемещать к ТРК и от них вручную, с заглушенным двигателем. Пуск и остановка двигателя должны производиться на расстоянии не менее 15 м от ТРК.

8. Заправку транспортного средства проводить находясь в непосредственной близости от ТРК и при заглушенном двигателе.

9. Случайно облитые нефтепродуктами части транспортного средства до пуска двигателя водитель обязан протереть насухо.

10. В случае пролива нефтепродуктов немедленно сообщить оператору АЗС. Пролитые при заправке нефтепродукты силами персонала АЗС должны быть засыпаны песком (сорбентом), а песок собран в металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой.

11. В случае аварийной ситуации с розливом нефтепродуктов не запускать двигатель, транспортное средство удалить на безопасное расстояние вручную.

12. После заправки автомобиля установить топливораздаточный кран в ТРК.

13. В случае возникновения пожара принять меры к удалению транспортного средства с территории АЗС.

14. Перед заправкой высаживать пассажиров в специально отведенном месте (за исключением пассажиров четырехдверных легковых автомобилей).

15. Заправку транспортных средств сжиженным газом осуществлять при открытых капоте и крышке багажника (для микроавтобусов – задних дверок).

16. Перед заправкой транспортных средств сжиженным газом указать персоналу обозначенное место для присоединения заземляющего проводника.

17. На территории АЗС запрещается курить, применять открытый огонь (спички, зажигалки и др.).

18. Запрещается:

заливать нефтепродукты в стеклянную, пластиковую тару без антистатического покрытия и в открытую тару;

заправлять автомобили, перевозящие опасные грузы;

заправлять автомобили во время грозы.

Что можно

Правила пользования АЗС существуют на любой заправке, но читал их, скорее всего, не каждый автомобилист, и уж тем более не каждый помнит всю информацию. Давайте вместе вспомним и запомним, что можно делать на автозаправке.

Пассажиры в салоне автомобиля


Перед тем, как приступать к заправке автомобиля, можно не высаживать пассажиров, но только в том случае, если речь идёт о заправке легкового авто не менее чем с четырьмя дверями. Во всех остальных случаях высаживать пассажиров необходимо.

Соблюдение чистоты и порядка

На автозаправке водитель может требовать от обслуживающего персонала соблюдения чистоты при проведении процедуры заправки. Загрязнённые нефтепродуктами в ходе заправки участки автомобиля должны быть протёрты до того момента, как будет запущен двигатель.

Контроль качества


О плохом качестве бензина на автозаправках нашей страны не слышал только ленивый. Если водитель сомневается в том, что получит за свои кровные качественный бензин, он может проверить его качество прямо на территории АЗС.
Для этого существует ряд способов:

  • если капнуть пару капель бензина на чистый бумажный лист, то неразбавленное топливо высохнет и исчезнет без следа — оставшееся на бумаге пятно свидетельствует о том, что в бензин что-то подмешано;
  • также на заправке можно воспользоваться специально разработанными в Государственном Университете нефти и газа экспресс-полосками, которые меняют цвет при попадании на них бензина с примесями;
  • если даже топливо не разбавлено, оно может быть просрочено, поэтому перед тем, как оплачивать заправку, можно поинтересоваться датой производства бензина.

Металл как способ сбросить статику

На многих АЗС обслуживающий персонал носит униформу из хлопка с включением металлической нити. Это делается для того, чтобы сбрасывалось статическое электричество.
Статика — это угроза безопасности на территории АЗС. Любая искра чревата пожаром. Поэтому персонал заправки защищают. Но что делать водителю?
Можно прибегнуть к элементарному решению: до того момента, как открывать крышку и отвинчивать пробку бензобака, следует прикоснуться к металлу. Например, к дверной ручке. Это сбросит возможный накопленный заряд статического электричества, который может разрядиться искрой.
Накапливают статику, как правило, трущиеся между собой синтетические ткани одежды.

Чего нельзя

Список запретов в правилах поведения на автомобильной заправке существенно длиннее, чем перечень того, что на её территории «можно». Это не удивительно. Будучи местом повышенной опасности, АЗС располагает обширным перечнем запретительных правил, которые написаны не просто так.
Большинство пунктов инструкции поведения водителя на автозаправке выстраданы, что называется, кровью, как и большинство правил поведения, касающихся автовладельцев.

Очередь: расстояние между машинами и расположение автомобилей


Согласно принятым нормам безопасности, расстояние между заправляющимся авто и следующей за ним стоящей в очереди машиной должно составлять не менее трёх метров. Расстояние между не заправляющимися автомобилями в очереди на заправку не должно быть меньше одного метра.
В данном правиле существует один нюанс: некоторые автозаправки в силу особенностей своего расположения могут допускать ситуацию, при которой расстояние между заправляющимся автомобилем и следующим за ним автомобилем в очереди моет быть сокращено до одного метра, но это – скорее исключение.
Въезжая на автозаправку, водитель может (и должен!) расположиться таким образом, чтобы если на территории возникнет аварийная ситуация, и его, и прочие автомобили могли немедленно уехать в безопасное место.

Скорость передвижения

При въезде на автозаправку и передвижению по ней водитель не должен превышать скорость передвижения 5 км/ч. Как правило, максимальная скорость передвижения указана при въезде на территорию АЗС.

«Неправильная» колонка

Пожалуй, это не самое строгое «нельзя» на АЗС, но, тем не менее, оно существует. Зачастую, чтобы сократить время стояния в очереди, автовладелец становится к колонке с другим расположением заправочного пистолета (то есть, отверстие его бензобака располагается с противоположной колонке стороны автомобиля).
Далее водитель предсказуемо начинает тянуть заправочный шланг бензоколонки самыми экзотичными способами: огибая автомобиль сзади или вовсе перебрасывая шланг через верхнюю часть своего авто. Такое обращение с оборудованием является нарушением правил пользования технических средств АЗС и приводит к двум существенным проблемам:

  • преждевременному износу оборудования бензоколонки;
  • затруднению процессу передвижения транспорта по территории автозаправки.

Тем более, нельзя подъезжать к «не своей» колонке с другой стороны. Причина этого правила проста: движение на АЗС одностороннее, и машина, идущая «против шерсти», неизбежно нарушит порядок и создаст экстремальную ситуацию для всех присутствующих на автомобильной заправке транспортных средств.

Курение


Данный запрет, кажется, должен быть известен всем и каждому с самого детства — курить на АЗС строжайше запрещено. Причина проста: горит не сам бензин, а его концентрированные пары, которых на территории АЗС предостаточно. Поэтому одной искры зажигалки или полетевшего горящего пепла сигареты может быть вполне достаточно, чтобы в считанные секунды на автозаправке вспыхнул полноценный пожар.
Оператор АЗС обязан следить за соблюдением этого нехитрого правила. Но следует чётко понимать, что за всеми один оператор может и не уследить, а позаботиться о своей жизни и жизнях окружающих следует самостоятельно.

Тара для топлива

Как правило, заливают топливо в бак автомобиля. Но нередки случаи, когда автомобилист сталкивается с необходимостью приобрести буквально два-три литра бензина, чтобы, например, «дотянуть» до заправки, если неожиданно в бензобаке кончилось топливо.
Это не запрещено, но есть один важный момент: для покупки бензина нельзя использовать пластиковые ёмкости. Причина – в том, что такие ёмкости (к примеру, пластиковые канистры) изготавливаются из материала, который с лёгкостью накапливает статическое электричество и может в любой момент спровоцировать появление искры. Её будет достаточно для того, чтобы ёмкость вспыхнула.
По этой причине водителю стоит иметь в багажнике небольшую металлическую канистру или ёмкость, изготовленную из специализированной пластмассы с антистатическими свойствами.

Пистолет, забытый в горловине бензобака


Вопреки расхожим байкам, женщины – не единственная категория водителей, которые периодически забывают доставать из бензобака заправочный пистолет. По статистике, в среднем на АЗС приключается до пяти подобных случаев в году, причём мужчины «грешат» этим не реже женщин.
Приступая к заправке, следует чётко помнить, что уезжать, не убедившись в том, что пистолет извлечён, а бензобак закрыт и завинчен крышкой, нельзя!

Погодные условия

Во время грозы автомобильные заправки должны быть закрыты. Настаивать на том, чтобы обслуживающий персонал во время грозы отпустил автовладельцу топливо, нельзя!

Ремонтные работы

На территории АЗС запрещено заниматься любым, даже мелким ремонтом автомобиля. Более того, нельзя, находясь на территории заправки, даже заливать в машину стеклоомывающий раствор или любые другие технические составы.
Причины этого запрета также понятны:

  • при ремонте может легко возникнуть заряд статики;
  • если автомобиль неисправен, он может быть опасен;
  • ремонтные работы могут затруднить маршруты эвакуации остального транспорта.

Правило для мотоциклистов


Водители скутеров и мотоциклов при въезде на АЗС обязаны заглушить двигатель за 15 метров до колонки, а заводить двигатель можно после заправки, откатив транспорт от колонки вручную на те же 15 метров.
Данное требование некоторые считают устаревшим, но если вспомнить, что на АЗС заезжают не только новейшие модели байков, но и старые мотоциклы, требование вполне оправдано.

Нельзя заправляться при работающем двигателе!

Помимо риска воспламенения, заправка при работающем моторе может привести к тому, что осадок, который присутствует в баке любого авто, под напором заливаемого в бензобак бензина может подняться и затруднить работу двигателя.

Внимание: мобильный телефон


Запрета на пользование мобильным телефоном в правилах АЗС пока нет. Зато есть в инструкции пользования мобильным телефоном: «не использовать в самолётах и на автомобильных заправках».
Данный пункт является, пожалуй, наиболее спорным во всём приведённом перечне. Существование риска воспламенения топлива вблизи работающего мобильного телефона многократно опровергали и вновь доказывали, так что пока вопрос остаётся открытым. Но, если полной уверенности в безопасности нет, наверное, всё-таки лучше потерпеть пять минут и не отвлекаться на телефонный разговор, находясь на территории АЗС.
Правила поведения на территории АЗС несложные, но их соблюдение может спасти не одну жизнь. Поэтому пренебрегать ими не стоит! Немного внимания, немного корректности — и АЗС будет спокойным и безопасным местом.
Видео приколов на автозаправке:

При заправке транспорта на АЗС соблюдать следующие правила:

расстояние между автомашиной, стоящей под заправкой, и следующей за ней должно быть не менее 3 м, а между последующими автомашинами, находящимися в очереди, — не менее 1 м;

мотоциклы, мотороллеры и мопеды необходимо перемещать к топливораздаточным и смесительным колонкам и от них на расстоянии не менее 15 м вручную с заглушенными двигателями;

все операции по заправке автомашин необходимо производить в присутствии водителя и при заглушенном двигателе. Разрешается заправка автомашин с работающим двигателем только в условиях низких температур, когда запуск заглушенного двигателя может быть затруднен;

облитые нефтепродуктами поверхности автомашин до пуска двигателя водителям необходимо протереть насухо. Пролитые на землю нефтепродукты необходимо засыпать песком. Пропитанный и использованный обтирочный материал собирается в металлические ящики с закрывающимися крышками и вывозится с территории АЗС в специально отведенные места;

не допускается заправлять автомашины (кроме легковых) с пассажирами.

  • 3.9. Заправку автомашин с горючими или взрывоопасными грузами следует производить на специально оборудованной для этих целей площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от территории АЗС.
  • 3.10. Пробы нефтепродуктов хранить в специальном металлическом шкафу вне здания операторной АЗС.
  • 3.11. Не допускается сливать нефтепродукты в резервуары, производить измерение уровня, отбор пробы нефтепродукта и заправлять транспорт на АЗС во время грозы.
  • 3.12. На территории АЗС не допускается:

курить и пользоваться открытым огнем;

производить какие-либо работы, не связанные с приемом, хранением и отпуском нефтепродуктов;

хранить в помещении легковоспламеняющиеся жидкости;

мыть руки, стирать одежду и протирать полы помещений легковоспламеняющимися жидкостями;

в зонах розлива присутствовать посторонним лицам, не связанным с заправкой или сливом нефтепродуктов;

заправлять транспорт, водители которого находятся в нетрезвом состоянии;

отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару;

в помещении АЗС использовать временную электропроводку, электроплитки, рефлекторы и другие электроприборы с открытыми нагревательными элементами.

.. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..

Билет № 8

Правила заправки автотранспортных средств на АЗС

— мотоциклы, мотороллеры, мопеды необходимо перемещать к топливораздаточным колонкам и от них вручную с заглушенным двигателем на расстоянии не менее 15 м от колонок;

— все операции при заправке автотранспорта должны проводиться только в присутствии водителя и при заглушенном двигателе, разрешается заправка автомобильного транспорта с работающим двигателем только в условиях низких температур, когда запуск заглушенного двигателя может быть затруднен;

— облитые нефтепродуктами части транспорта до пуска двигателя водители обязаны протереть насухо; пролитые при заправке водителями автотранспорта нефтепродукты должны быть засыпаны ими песком, а пропитанный песок собран в металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой; песок вывозят с территории автозаправочной станции в специально отведенные места;

— расстояние между автомобилем, стоящим под заправкой и следующим за ним, должно быть не менее 3 м, а между последующими автомобилями, находящимися в очереди, — не менее 1 м;

— при скоплении у АЗС автотранспорта необходимо следить, чтобы выезд с АЗС был свободным и была возможность маневрирования.

2. Порядок проведения проверки ТРК.

При внешнем осмотре колонки устанавливают:

— отсутствие нарушения облицовки корпуса, сборочных единиц и коммуникаций колонки;

— четкость изображения надписей на маркировочной табличке, а также цифр и отметок на указателях разового и суммарного учета;

— отсутствие загрязнений на стеклах указателей разового и суммарного учета.

Опробование

— включают электродвигатель колонки и проверяют ее функционирование путем прокачивания через колонку топлива.

Проверка герметичности и функционирования узлов колонки

— включают насос, заполняют гидравлическую систему топливом и закрывают раздаточный кран.

— после выдержки колонки под давлением при работающем насосе в течение 3 мин останавливают насос и, не открывая раздаточного крана, выдерживают систему в течение 1 мин, после чего осматривают места соединений.

— колонку считают герметичной, если при осмотре соединений колонки и раздаточного крана не обнаружено следов течи топлива.

Обслуживание и возможные неисправности заправочного крана.

Устройство контрольно- кассовых машин на АЗС

— кожух откручивается одним винтом, замазанным мастикой. На мастике нанесен оттиск пломбира — круглого металлического стержня с рельефным торцом, который делается работником ЦТО, где обслуживается ККМ. Не опломбированный кожух ККМ означает, что в устройство ККМ было произведено незаконное вмешательство.

— денежный ящик представляет собой металлический выдвижной ящик с электромагнитным (автоматически открывается при пробитии чека) или механическим замком. Служит для хранения денег, чеков, талонов. Перед началом работы в него закладывается некоторая сумма денег для выдачи сдачи. По окончании работы наличность из ящика инкассируется. Во время работы ящик закрыт и открывается только для приема и выдачи денег. Портативные ККМ не имеют его.

— фискальная память ККМ (в конце марки ККМ ставится литера «Ф» или «F»)- это энергонезависимое запоминающее устройство для долговременного хранения денежной (фискальной) информации. В ФП хранятся датированные и нумерованные записи об изъятиях денег из кассы, информация о владельце ККМ (заголовок чека), заводском номере ККМ и т.д. Она рассчитана на несколько тысяч записей — несколько лет эксплуатации; включается только один раз и не может быть выключена.

— печатающее устройство- служит для печати чеков и контрольной ленты, поэтому часто называется принтером.

Виды принтеров:

— матричные принтеры- распространены и имеют весьма высокую стоимость; изображение на чековой ленте оставляют маленькие иголочки через красящую ленту. Пластмассовая кассета с красящей лентой (обычно она ходит по кругу) называется картридж.

— литерные принтеры- их принцип работы схож с работой печатающей машинки: смоченные краской молоточки (литеры) стукают по бумажной ленте., поэтому при работе издается характерный треск. ЛП просты и надежны, но могут печатать только цифры и некоторые специальные символы (на маленьком барабане трудно уместить много литер), поэтому чеки, трудно читаемые, но печатаются очень быстро. Они почти вышли из применения (ККМ МИКРО 101Ф).

— струйные принтеры- нанесение краски на бумагу происходит путем выталкивания капельки краски из тонкой трубочки (сопла). Все сопла вместе с емкостью для краски собраны в печатающую головку принтера (картриджа). Картридж струйного принтера одноразовый и дорогостоящий, ресурс работы у них велик, и при правильном подборе бумаги, импортной головке и хорошем уходе за ККМ не забиваются бумажной пылью. СП бесшумны, но критичны к бумаге — на неподходящей бумаге краска либо расплывается, либо смазывается. Большого распространения в ККМ не получили.

— термопринтеры- термочувствительная бумага протягивается через полупроводниковые нагревательные элементы, которые оставляют в нужных местах ленты отметки,т.к. от нагревания термобумага темнеет. Из таких отметин складывается изображение чека. Достоинства ТП: большая надежность — мало движущихся маленьких частей, почти нет никаких трущихся частей, нет бумажной пыли, т.к. термобумага не пылит, бесшумность работы — термоэлементы нагреваются бесшумно, режим экономии чековой ленты — шрифт на чеке легко можно сделать сколь угодно малым, а чеки — короткими. Недостатки — необходима специальная термобумага.

Но термопечать постепенно завоевывает все большее количество ККМ.

Замок и пароли- он вделан в кожух электромеханических ККМ и имеет несколько возможных положений, соответствующих разным режимам работы: регистрация продаж, снятие отчетов, программирование. К замку прилагаются несколько ключей. Каждый ключ позволяет повернуть замок в определенное положение.

Когда замок переведен в нужное положение, необходимо с клавиатуры ввести пароль для доступа к режиму: нажать несколько цифровых клавиш с клавиатуры. У электронных ККМ имеется только система паролей, которая позволяет более надежно защитить ККМ от несанкционированного доступа.

Индикаторы- служат для визуального контроля набора суммы оператором и потребителем

Виды: вакуум-люминесцентные (дешевые, недолговечные), жидкокристаллические (наблюдаемы только при определенном угле зрения), светодиодные (долговечны, но дороги).

Клавиатура- состоит из нескольких групп кнопок: цифровые клавиши, клавиши номеров отделов, кнопки протяжки чековой ленты и специальные клавиши. Группы кнопок разделены по цвету и месторасположению на клавиатуре. Для экономии часто совмещают функции клавиш, т.е. нажатие нескольких разных клавиш имеет разный смысл и переводит ККМ в другой режим работы.

Источники питания- электрохимические источники: аккумуляторы (встроенные и внешние), батареи сухих элементов; электросеть 220В; внешние блоки питания (адаптеры, автотрансформаторы с сетевыми фильтрами) в зависимости от модели ККМ. Особое внимание следует уделять заземлению корпуса ККМ — это обеспечивает электрическую безопасность персонала и защищает ККМ от сбоев в работе. При розничной торговле с мобильной АЗС для питания ККМ лучше всего подключаться к бортовой сети автомобиля или использовать специальные малогабаритные герметичные аккумуляторы, изготовленные специально для ККМ совместно со штатными зарядными устройствами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *