Правовой режим земель промышленности энергетики транспорта связи

Глава 16 ЗК РФ: Землями промышленности и землями иного спец. назначения признаются земли, расположенные за чертой поселений; они подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Целевое назначение — используются и предназначены: для обеспечения деятельности организаций; эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности; осуществления иных задач.

Правовой режим земель промышленности подчинен интересам развития промышленных отраслей хозяйства РФ. Предназначены для размещения объектов промышленности (в целях обеспечения деятельности промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения зданий, строений, сооружений, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования). Размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными нормами или проектно-технической документацией. Земельные участки (если они не изъяты из оборота) могут быть предоставлены в собственность всем участникам земельно-правовых отношений для осуществления деятельности в сфере промышленного производства.

Правовой режим земель энергетики — используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики (для обеспечения, прежде всего, атомной и электроэнергетической отраслей). В целях обеспечения деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, тепловых станций; размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных ЛЭП, подстанций, распределительных пунктов. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством РФ. Значительная часть земель атомной энергетики изъята из оборота.

Правовой режим транспорта — в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов транспорта предоставляются земельные участки для:

  • ж/д транспорта (размещения ж/д путей; строений, зданий, сооружений и других объектов; установления полос отвода и охранных зон железных дорог) (земельные участки на полосах отвода могут использоваться для целей, не связанных с функционированием ж/д транспорта (с/х и складские услуги));
  • автомобильного транспорта (размещения автомобильных дорог; автовокзалов, автостанций, других объектов; установления полос отвода автомобильных дорог) (земельные участки на полосах отвода могут использоваться для размещения объектов дорожного сервиса и рекламы);
  • водного и воздушного транспорта (размещения искусственно созданных внутренних водных путей; морских и речных портов; выделения внутренней береговой полосы; размещения аэропортов, аэродромов, ВПП и других наземных объектов) (внутренняя береговая полоса может использоваться для нужд водного транспорта);
  • трубопроводного транспорта (размещения нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов; объектов, необходимых для их эксплуатации; установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков) (в охранных зонах не допускается строительство).

Правовой режим земель связи — определен требованиями по эксплуатации информационных сетей — используются или предназначены для обеспечения деятельности объектов связи (эксплуатационные предприятия связи, линии связи, наземные сооружения и инфраструктура спутниковой связи). Размеры земельных участков определяются в соответствии с нормами отвода земель для этого вида деятельности и проектно-технической документацией.

Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности — используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и объектов космической деятельности (размещения наземных объектов космической инфраструктуры).

Правовой режим земель обороны и безопасности — находятся в федеральной собственности (находящиеся в иной собственности могут быть изъяты). Практически все земли изъяты из оборота или ограничены в обороте. Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны государственной границы, порядок их использования определяются законодательством РФ.

ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004, Статья 9:

1. Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее — земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.

2. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

3. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов гос. власти или органов МСУ.

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется:
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 204-ФЗ)

1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Статья 88. Земли промышленности

1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель.

3. Размеры земельных участков, предоставляемых для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

4. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.

Статья 89. Земли энергетики

1. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 204-ФЗ)

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 204-ФЗ)

3. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 90. Земли транспорта

1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3) установления полос отвода автомобильных дорог.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ)

3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ)

4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

2) размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

3) выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

2) размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

3) установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики

1. Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;

5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности

1. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 93. Земли обороны и безопасности

1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.

4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

5. Исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса.

7. В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Общая характеристика земель промышленности и иного назначения

Под землями промышленности и иного назначения понимаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законодательством (ст. 87 ЗК РФ).

Другими словами, это земли, предоставленные в установленном порядке предприятиям, организациям, учреждениям в пользование или аренду для выполнения ими соответствующих народнохозяйственных функций.

Под правовым режимом земель промышленности и иного назначения следует понимать особую, целостную систему правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования. Элементами правового режима земель промышленности и иного назначения являются:

  • принципы, распространяющиеся на совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу земель промышленности и иного назначения;
  • состав субъектов прав на данные земли;
  • порядок возникновения и прекращения прав и обязанностей данной категории субъектов;
  • санкции за нарушение правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования земель данной категории.

Кроме общих принципов земельного права, на которых основано правовое регулирование любой категории земель, можно выделить и специальные, присущие именно данной категории:

  • общегосударственное значение ряда земель, отнесенных к данной категории;
  • множественность задач (целей) использования земель данной категории;
  • использование земель в качестве пространственного базиса. Это обстоятельство предопределяет более низкие требования к качественному состоянию земельных угодий;
  • земельные участки, используемые для промышленности, должны быть расположены за пределами границ населенных пунктов;
  • объекты промышленности представляют собой повышенную экологическую опасность и обусловливают необходимость создания специальных охранных, запретных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель;
  • земли в основном промышленности ограничены в обороте, следовательно, субъектом права собственности на землю остается государство.

Субъектами прав на земли промышленности и иного назначения являются юридические лица и граждане. В ст. 87 ЗК РФ устанавливается, что данные земли предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. Неиспользуемые земли промышленности и иного назначения могут передаваться в безвозмездное срочное пользование не только юридическим лицам, но и гражданам. Кроме того, из этой категории земель гражданам предоставляются служебные земельные наделы.

К объектам прав на земли промышленности и иного назначения относятся земельные участки соответствующей категории. Главная отличительная черта их правового режима заключается в основном целевом назначении — служить пространственным базисом для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного назначения. Отсюда вытекают и соответствующие требования к этим землям как с точки зрения их размеров, так и особенностей их качественного состояния и хозяйственного использования.

Другая особенность правового режима этих земель связана с вредоносным характером производственной деятельности расположенных на них предприятий, что во многих случаях требует создания специальных защитных зон. Как правило, к нимотносятсяпространственныеразрывы,занятые многолетними насаждениями, в пределах которых устанавливается особый режим использования земель.

В то же время многие из промышленных объектов, особенно линейные (дороги, электрические линии, линии связи и др.), сами нуждаются в охране и защите от вредного воздействия окружающей среды (заносов, оползней и т. п.). С этой целью создаются специальные охранные зоны, размеры, содержание и характер использования которых определяются особенностями и потребностями охраняемых объектов. Земельные участки, попадающие в пределы таких зон, у их собственников или пользователей не изымаются, но на них вводится режим ограничения или полного запрещения отдельных видов деятельности (несовместимых с целью установления защитных зон).

Собственникам земли, землевладельцам и землепользователям, на территории которых устанавливаются зоны с особым режимом, возмещаются все убытки, связанные с ограничением их прав, включая упущенную выгоду. Эти убытки возмещаются теми предприятиями, организациями, учреждениями, деятельность которых влечет необходимость установления таких зон.

Ряд прав и обязанностей имеет общий характер для всех видов земель данной категории: право возводить необходимые постройкиисооружения,использоватьдля внутрихозяйственных нужд имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, рационально использовать предоставленную землю, обязанность использовать землю только в соответствии с целевым назначением, своевременно платить земельный налог и др.

Участки, свободные от использования по целевому назначению, могут передаваться землепользователями во временное пользование другим субъектам для сенокошения, выпаса скота и огородничества.

Правовой режим земель обрабатывающей и добывающей промышленности

Правовой режим земель обрабатывающей промышленности

По признаку существенного различия правового режима земли обрабатывающей промышленности следует рассмотреть отдельно от земель добывающей промышленности.

Земли обрабатывающей промышленности предоставляются для размещения и эксплуатации соответствующих предприятий. Субъектами права на землю являются государственные, кооперативные и частные промышленные предприятия, а также отдельные граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями. Земельные участки предоставляются для государственных предприятий на праве бессрочного пользования, для кооперативных и частных предприятий — на праве аренды или продаются им в собственность. В тех случаях, когда промышленные предприятия приобретаются в порядке приватизации российскими или иностранными гражданами, последние имеют право выкупать земельные участки, необходимые для их обслуживания.

Таким образом, помимо российских граждан и юридических лиц субъектами права собственности или пользования (аренды) могут быть и иностранные граждане и юридические лица.

Размеры участков, предоставляемых предприятиям обрабатывающей промышленности, определяются по проектам их возведения. В случае приватизации предприятий размер выкупаемого или предоставляемого участка устанавливается по материалам отвода земель на момент строительства объекта.

При предоставлении участка должно соблюдаться требование законодательства об охране земель: предоставлять прежде всего земли, не пригодные для сельскохозяйственных целей, а при отсутствии такой возможности — предоставлять сельскохозяйственные угодья худшего качества. В этом случае промышленные предприятия, в пользу которых производилось изъятие земель, обязаны возместить соответствующим сельскохозяйственным предприятиям все убытки, связанные с изъятием, включая упущенную выгоду, а государству — стоимость потерь сельскохозяйственного производства.

Хозяйственное управление землями обрабатывающей промышленности осуществляют те министерства и ведомства, в подчинении которых находятся эти предприятия. Одновременно с предоставлением участка под объект промышленности решается вопрос о выделении охранной зоны. Необходимость и размеры ее определяются проектом или специальным нормативным актом. Этим же актом определяется и правовой режим использования земель охранной зоны. Земли охранной зоны могут изыматься из состава земель предприятия, на территории которого размещается промышленный объект, но могут и не изыматься. Это зависит от того, могут ли они быть используемы для прежних целей или устанавливаемые ограничения исключают такую возможность.

Права и обязанности промышленных предприятий как субъектов права на землю имеют общий для всех собственников земли и землепользователей характер и определяются в ст. 40– 42 ЗК РФ. Они имеют право возводить соответствующие целевому назначению земель постройки и сооружения (определяемые проектом), использовать в установленном порядке для внутрихозяйственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, лес, водоемы и другие.

Правовой режим земель добывающей промышленности

Добывающая промышленность представляет собой совокупность промышленных предприятий, занимающихся разработкой и добычей полезных ископаемых. Отношения в сфере деятельности этих предприятий составляет группу горных отношений. В сферу горных отношений входят отношения по добыче полезных ископаемых, отношения по изучению полезных ископаемых, их разведке, строительству различных подземных объектов и сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (строительство тоннелей, метро и т. п.), а также отношения по охране недр. Отношения по недропользованию тесно связаны с земельными отношениями.

Все полезные ископаемые подразделяются на два вида: общераспространенные (песок, камень, гравий, гипс, известь и др.) и необщераспространенные (рудные и нерудные; твердые, жидкие, газообразные). Такое разграничение полезных ископаемых является юридическим основанием для существенных различий в правовом режиме участков недр. Разработка общераспространенных полезных ископаемых может быть промышленной и непромышленной. Добыча необщераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленной. Она называется горным промыслом и может производиться как государственными, так и кооперативными или частными предприятиями.

Недра в РФ являются государственной собственностью, поэтому они предоставляются на праве пользования, в том числе аренды. Однако земельные участки, в пределах которых залегают полезные ископаемые, могут находиться в частной собственности.

Недра, включая полезные ископаемые, выходящие на поверхность земли, являются объектами государственной собственности во всех случаях. Субъектами права пользования в горнодобывающей промышленности являются отдельные предприятия или граждане, а объектами — участки, предоставленные для горных разработок.

В соответствии со ст. 6 закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» недра предоставляются для геологического изучения, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических и других коллекционных материалов.

Недропользователями могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе иностранные юридические и физические лица. В отдельных случаях это право ограничено законом. Недра предоставляются в бессрочное или срочное (на год, пять, десять, двадцать пять лет, а также на период отработки месторождения полезных ископаемых) пользование. Недра предоставляются в пользование на основе лицензии.

Лицензия — документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью и в течение установленного срока. Допускается выдача лицензий одновременно на несколько видов недропользования. Лицензия выдается одновременно с предоставлением земельного участка в соответствии с нормами земельного законодательства. Порядок предоставления земельных участков для недропользования и порядок использования этих участков регулируется нормами земельного и горного законодательства.

Правовым основанием для возбуждения ходатайства о предоставлении земельного участка для недропользования является горный отвод. Под горным отводом понимается участок недр, предоставленный для разработки полезных ископаемых либо иного вида недропользования. Границами горного отвода считаются проекции на земную поверхность контуров залегания полезных ископаемых. Органами, имеющими право предоставлять горные отводы, являются:

  • территориальные органы Ростехнадзора РФ — для разработки месторождений необщераспространенных полезных ископаемых;
  • органы исполнительной власти районов (городов) — для промышленной разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Правовое оформление предоставления горного отвода осуществляется путем выдачи горноотводного акта и копии топографического плана с нанесением границ горного отвода. Утрата права недропользования в пределах горного отвода влечет за собой утрату права на земельный участок, предоставленный для этих целей.

Одним из обязательных условий предоставления земельных участков для недропользования является проект рекультивации земель, нарушаемых в процессе пользования недрами. Такой проект является обязательным документом в составе материалов по предоставлению земельного участка. Условия пользования земельными участками, предоставленными для горных разработок, а также права и обязанности землепользователей в общем виде установлены земельным (ст. 40–42) и горным (ст. 22 Закона «О недрах») законодательством и концентрируются в решениях о предоставлении земельных участков.

Правовой режим земель транспорта

Существуют различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный. Земли, предоставленные под каждый из этих видов транспорта, имеют соответственно свои правовые режимы и определяются рядом нормативных актов.

Общие правила, касающиеся всех без исключения земель транспорта, содержатся в Земельном кодексе. Специальные нормы для земель каждого вида транспорта содержатся в уставах, кодексах, законах, постановлениях, инструкциях.

К землям железнодорожного транспорта относятся участки, на которых расположены станционные и путевые сооружения, склады, депо, железнодорожные мастерские и заводы, служебные здания, жилые и культурно-просветительные постройки для работников, снегозащитные полосы, питомники снегозащитных насаждений, карьеры, если они обслуживают нужды железнодорожного транспорта. Правовая основа этих земель:

  • приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. № 26 «Об утверждении положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог»;
  • приказ Министерства транспорта РФ от 6 августа 2008 г. № 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог».

Землями автомобильного транспорта признаются участки, отведенные для прокладки и обслуживания автодорог всех типов (шоссейных, грейдерных, профилированных, проселочных и др.). Сюда не входят городские проезды, улицы и дороги, которые относятся к категории городских земель. В состав транспортных земель входят лишь те дороги, которые находятся в ведении республиканских или местных органов дорожного хозяйства, а также небольшие полосы по обе стороны проезжей части, участки, занятые под мостами, путепроводами,трубами,жилыми,служебными, производственнымизданиями,базами,защитными насаждениями, постоянно действующими карьерами, питомниками для выращивания посадочного материала и т. д. Сюда же относятся участки, занятые гаражами, базами, бензоколонками, мастерскими и т. д., т. е. предприятиями и сооружениями, обслуживающими дорожное хозяйство, при условии непосредственного примыкания этих участков к землям, занятым самими дорогами.

Между землями железнодорожного и землями автомобильного транспорта имеется много общего. Это могут быть земли трех видов: постоянного пользования; временного пользования; специальных защитных зон.

Земли постоянного пользования — это полосы отвода под путями сообщения, под разного рода сооружениями и постройками (водопроводные, жилые, служебные, производственные здания и т. д.).

Земли временного пользования отводятся на период строительства (реконструкции) железных и автомобильных дорог (временные карьеры, питомники, подъездные и объездные дороги). Размер и место нахождения участков, отводимых в постоянное и временное пользование, устанавливаются проектом строительства дороги.

Специальные защитные зоны — это участки, не включаемые в полосу отвода, для которых устанавливаются особые условия землепользования; участки, необходимые для обеспечения сохранности, устойчивости и прочности сооружений; полосы леса, прилегающие к железным дорогам; полосы подвижных песков и т. п.

Землями морского транспорта считаются земельные участки, занятые морскими торговыми портами, со всеми находящимися на них техническими сооружениями, площадями, набережными, пристанями, служебными, жилыми, культурно-бытовыми учреждениями и т. п. Кроме того, участки, занятые морскими судостроительными и судоремонтными заводами, а также земли, предназначенные для размещения и обслуживания маяков. Правовой режим земель морского транспорта регулируется положением о землях транспорта и Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1994 г. № 81-ФЗ.

Землями речного транспорта считаются участки, занятые сооружениями и предприятиями, обслуживающими судоходство на реках, озерах, каналах. К ним относятся земли под портами, пристанями, искусственными гаванями, затонами, пескоукрепительными полосами по берегам водных путей, береговые полосы судоходных каналов, переданные в пользование органов управления этими каналами, а также земли, занятые под инфраструктуру, если они непосредственно примыкают к водным путям.

Органы речного транспорта помимо права пользования закрепленными за ними землями обладают некоторыми специальными правами в отношении береговой полосы естественных водных путей (бечевник 20 м от кромки берега). Регулирование осуществляется уставом внутреннего водного транспорта. Берега искусственных водных путей (каналов) не входят в состав береговой полосы и не закрепляются за органами водного транспорта. На береговой полосе внутренних водных путей разрешается (так называемые специальные права):

  • устройство приспособлений для причала судов и плотов, погрузка и выгрузка судов; установка временных устройств для швартовки судов, плотов, временное хранение грузов;
  • хранение твердого топлива для нужд транспорта, временное хранение рыболовных снастей, судовых и плотовых принадлежностей;
  • устройство временных зимовочных помещений и производство других работ, вызванных случайной зимовкой или аварией судна или плота;
  • устройство механической тяги судов и плотов;
  • хранение и сплавка в зимнее время древесины, предназначенной для сплава.

Земли, входящие в состав береговой полосы, не передаются в пользование органов водного транспорта и не относятся к землям специального назначения. Они могут принадлежать сельскохозяйственным предприятиям, фермерам и входить в состав других категорий земель. Органы речного транспорта могут при надобности занимать земли бечевника. В случае аварии судов они вправе временно занимать земли и за пределами береговой полосы. Эти же права, только в несколько меньшем объеме, принадлежат органам водного транспорта и в отношении берегов внутренних водных путей в черте населенных пунктов, хотя береговая полоса здесь не устанавливается. Органы речного транспорта могут требовать ограничения права тех землепользователей, за которыми закреплена территория бечевника. Землепользователи должны возводить строения, разводить сады лишь с согласия соответствующих органов речного транспорта. Предприятия, занимающиеся лесосплавом, располагают такими же правами в отношении береговой полосы, как и органы внутреннего водного транспорта.

В состав земель воздушного транспорта входят участки, занятые аэропортами и аэродромами (в том числе гидроаэропортами и гидроаэродромами), посадочными площадками, причальными точками, вышками, аэромаяками, а также участки, обслуживающие авиастроительные и авиаремонтные заводы и мастерские, летные школы, служебные, жилые, культурно-бытовые постройки воздушного транспорта, если они непосредственно примыкают к аэропортам и аэродромам, и участки, занятые дорогами и подземными путями к предприятиям и сооружениям воздушного транспорта. Правовой режим земель воздушного транспорта регулируется в Воздушном кодексе РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ.

Здесь тоже имеются специальные защитные зоны, на которых ограничиваются права смежных пользователей. Например, строительство высоковольтных линий, других сооружений подлежит согласованию с учреждениями гражданской авиации (вблизи аэропортов), выдерживаются определенные расстояния.

В большинстве случаев право пользования землей, возникающее у транспортных органов, носит бессрочный характер, но для временных надобностей может быть на определенный срок. Если участки, закрепленные за органами транспорта, расположены на территории городов населенных пунктов, то строительство на них должно быть увязано с существующей их планировкой и по согласованию с местными органами власти. Отдельные участки земель, закрепленные за органами транспорта, разрешается использовать для сельскохозяйственного производства (предоставлять своим работникам для сенокоса, пастбища, огородничества).

Законодательство предусматривает право сельскохозяйственных предприятий занимать под посевы и для сенокошения свободные земельные площади в полосах отвода железных и шоссейных дорог. Распределение этих земель между хозяйствами производят местные власти по согласованию с местными органами путей сообщения. За организациями транспорта сохраняется право при необходимости использовать для своих нужд участки, уже занятые посевами или сенокошением, но они возмещают в этом случае убытки и упущенную выгоду.

Органы транспорта, так же как и другие землепользователи, имеют право осуществлять разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, пользоваться лесами, водоемами, находящимися на закрепленных за ними землях. Они могут передавать эти земли во вторичное пользование тем, кто как-то функционально с ними связан и помогает решать задачи органов транспорта. Передача участков в таких случаях оформляется, как правило, путем заключения арендных договоров или договоров безвозмездного срочного пользования. Земли во вторичное пользование могут предоставляться и отдельным гражданам.

Многообразие целей и задач использования и предназначения земель промышленности и иного специального назначения предполагает наличие определенных признаков для объединения их правового режима в составе единой категории земель.

Главная отличительная черта правового режима земель промышленности заключается в том, что их основное целевое назначение — служить пространственным базисом для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного назначения. Отсюда вытекают и соответствующие требования к этим землям с точки зрения их размеров и особенностей их качественного состояния и хозяйственного использования.

Другая особенность правового режима этих земель связана с вредоносным характером производственной деятельности расположенных на них предприятий, что во многих случаях требует создания специальных защитных зон. Как правило, это пространственные разрывы, занятые многолетними насаждениями, в пределах которых устанавливается особый режим использования земель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *