Предельные размеры земельного участка для садоводства

Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа, именуемый в дальнейшем «Организатор аукциона», сообщает о проведении аукциона 27 декабря 2019 года в 10.00 часов.

Предмет аукциона – право на заключение договора аренды земельного участка сроком на 20 лет.

Сведения о предмете аукциона:

местоположение земельного участка – Свердловская область, Пригородный район, село Балакино, улица Ленина, 224.

· площадь – 1712 кв.м

· кадастровый номер – 66:19:1901001:572;

· категория земель – земли населенных пунктов;

· разрешенное использование –для ведения личного подсобного хозяйства;

· обременения – нет;

· ограничения в использовании – нет.

Максимально и (или) минимально допустимые параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства:

Согласно Правилам землепользования и застройки Горноуральского городского округа, утвержденным решением Думы Горноуральского городского округа от 26.10.2017 №4/3 земельный участок расположен в зоне «Ж-1» — зона жилых домов усадебного типа.

Минимальные и максимальные размеры земельных участков и параметры строительства относительно зоны – «Ж-1» — зона жилых домов усадебного типа:

Виды разрешенного использования территории

Предельные размеры земельных участков
и предельные параметры строительства
(реконструкции)

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Для индивидуального жилищного строительства;

Для ведения личного подсобного хозяйства;

Малоэтажная многоквартирная (до 4-х квартир) жилая застройка;

Блокированная жилая застройка;

Коммунальное обслуживание

Максимальные и минимальные размеры земельных участков:

минимальный размер — 0,06 га;

максимальный размер — 0,20 га;

максимальный размер для малоэтажной многоквартирной (до 4-х квартир) жилой застройки – 0,40га.

Минимальная площадь земельного участка объектов коммунального обслуживание – 0,0002 га;

Минимальное расстояние между фронтальной границей участка и основным строением:

— в сохраняемой застройке по сложившейся линии застройки;

— при новом строительстве – 5м.

Минимальное расстояние от границ землепользования до строений, а также между строениями:

— от границ соседнего участка до:

1) основного строения — 3м;

2) постройки для содержания скота и птицы — 4 м;

3) бани, гаража, сарая и других построек и сооружений — 1 м;

— от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (бани, гаража, сарая), расположенных на соседних земельных участках – 6м.

— от жилого дома до душа, бани (сауны), уборной — 8 м.

Минимальный процент застройки в границах участка:

— для жилых домов усадебного типа при минимальной площади участка 600кв.м. не более 0,60;

— для блокированных жилых домов не более 0,70.

Предельное количество надземных этажей основных строений — до двух с возможным использованием (дополнительно) мансардного этажа.

Высота основных строений от уровня земли:

— до верха плоской кровли — не более 9,6 м;

— до конька скатной кровли — не более 13,6 м.

Параметры ограждения земельных участков: прозрачное (светопроницаемое), высотой до 1,8 м; ограждение, выходящее на главный фасад, со стороны дорог и проездов, допускается сплошное.

Допускается размещение палисадников перед основным строением шириной до 3 м, без права выкупа.

Параметры ограждения палисадников: прозрачное (светопроницаемое) высотой до 1,5м;

При предоставлении земельных участков, размеры которых меньше установленных минимальных размеров, площадь принимать в фактических границах при наличии соответствующего заключения Администрации Горноуральского городского округа.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Хозяйственные постройки: гаражи, бани, теплицы, хозяйственные сараи, надворные туалеты, скважины, колодцы, подсобные сооружения;

Магазины (первой необходимости, площадью не более 200 кв.м.);

Спортивные и детские площадки;

Площадки для отдыха;

Парковки;

Площадки для сбора мусора;

Сады, огороды, палисадники

Минимальная площадь земельного участка — 0,06 га;

Максимальная площадь земельного участка – 0,20 га.

Минимальное расстояние между фронтальной границей участка и строением:

— в сохраняемой застройке по сложившейся линии застройки;

— при новом строительстве – 5м.

Минимальное расстояние от границ землепользования до строений, а также между строениями:

— от границ соседнего участка до:

1) основного строения — 3м;

2) постройки для содержания скота и птицы — 4 м;

3) бани, гаража, сарая и других построек и сооружений — 1 м;

— от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (бани, гаража, сарая), расположенных на соседних земельных участках – 6м.

— от жилого дома до душа, бани (сауны), уборной — 8 м.

Минимальный процент застройки в границах участка:

— для жилых домов усадебного типа при минимальной площади участка 600кв.м. не более 0,60;

— для блокированных жилых домов не более 0,70.

Высота вспомогательных строений от уровня земли:

— до верха плоской кровли — не более 4 м;

— до конька скатной кровли — не более 7 м.

Размещение сараев для скота не более чем на 3 головы КРС, 3 головы свиней, 10 голов МРС, 30 голов птицы.

Размещение площадок для мусоросборников следует

предусматривать не ближе 20 м от окон дома

Максимальный процент застройки в границах участка–60%.

Предельное количество этажей — 1.

Примечания:

1. Расстояния измеряются до наружных граней стен строений.

2. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных участках по взаимному согласию домовладельцев и в случаях, обусловленных историко-культурными охранными сервитутами, а также блокировка хозяйственных построек к основному строению. В данных случаях минимальное расстояние от границ землевладения до строений определяется, исходя из целевого назначения постройки (помещения) со стороны границы соседнего землевладения.

3. На земельном участке допускается размещение только одного жилого дома.

4. Вспомогательные строения, за исключением гаражей, размещать со стороны улиц не допускается.

Технические условия:

Водоснабжение: возможность технического присоединения к объектам холодного водоснабжения отсутствует.

Теплоснабжение: возможность технического присоединения к тепловым сетям и сетям горячего водоснабжения отсутствует.

Газоснабжение: газификация в месте присоединения объекта отсутствует.

Электроснабжение: электрические сети (ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» Филиал «Свердловэнерго». Производственное отделение Нижнетагильские электрические сети).

Услуга по технологическому присоединению к сетям электроснабжения оказывается в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 (далее – Правила ТП).

Согласно Правил ТП технические условия являются неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение и могут быть выданы после подачи заявки на технологическое присоединение и оформления документов в установленном порядке.

В соответствии с п.3 Правил ТП возможность технологического присоединения имеется в случае обращения Заявителя:

1) физического лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности);

2) юридического лица или индивидуального предпринимателя в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен законом, исчисляется со дня заключения договора и может составлять от 15 рабочих дней (в случае временного технологического присоединения) до 2 лет (для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт) Конкретные сроки определяются в зависимости от условий заявки и характера энергопринимающего устройства заявителя.

Размер платы за технологическое присоединение подлежит тарифному госрегулированию. Тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» в Свердловской области на 2019 год установлены Постановлением РЭК Свердловской области от 25.12.2018 № 322-ПК «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Свердловской области на 2019 год».

При присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт установлена в размере 550 рублей.

При этом одно и то же лицо может осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, с платой за технологическое присоединение в размере, не превышающем 550 рублей, не более одного раза в течение 3 лет.

При этом согласно п. 17 Правил, условие о размере платы в 550 рублей не распространяются на случаи присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих лицам, владеющим земельным участком по договору аренды, заключенному на срок не более одного года, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства.

Дополнительно сообщаем, в соответствии с п.8 Правил ТП заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

Согласно Правил ТП для присоединения объекта к электрическим сетям владельцу необходимо будет оформить соответствующие документы в установленном порядке.

Осмотр земельного участка производится претендентом самостоятельно.

Начальная цена предмета аукциона составляет 6400 (шесть тысяч четыреста) рублей – в размере ежегодной арендной платы.

Шаг аукциона – 192 (сто девяносто два) рубля.

Размер задатка для участия в аукционе составляет 3200 (три тысячи двести) рублей.

ВНИМАНИЕ! Участниками аукциона в соответствии с п.10 ст.39.11 и п.7 ст.39.18 Земельного кодекса РФ могут быть только граждане.

Проведение аукциона осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 39.12 Земельного кодекса РФ.

Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона.

Договор аренды земельного участка заключается не ранее, чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

Для участия в аукционе необходимо представить:

1. Заявку на участие в аукционе по установленной форме (приложение №2 к постановлению администрации Горноуральского городского округа) с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка.

2. Копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан).

3. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное лицо.

4. Документы, подтверждающие внесение задатка.

5. Доверенность, в случае подачи заявки представителем претендента (в том числе с правом подписи документов).

Дата начала приема заявок на участие в аукционе – 22 ноября 2019 года.

Дата окончания приема заявок на участие в аукционе – 18 декабря 2019 года до 10.00 часов.

Аукцион состоится 27 декабря 2019 года в 10.00 часов по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Красноармейская, 46.

Регистрация участников 27 декабря 2019 года с 9.45 до 10.00 часов.

Реквизиты счета для перечисления задатка:

Наименование получателя: УФК по Свердловской области (КУМИЗО администрации Горноуральского городского округа, л/с 05623002440)

ИНН 6648001277 КПП 664801001

Расчетный счет: 40302810365773026223 в Уральском главном управлении Центрального банка Российской Федерации

БИК 046577001 ОКТМО 65717000 КБК 0

Назначение платежа: Задаток за участие в аукционе ______ (дата)

ВНИМАНИЕ! Задаток должен поступить на указанные реквизиты не позднее 17 декабря 2019 года.

Участникам аукциона, не ставшими победителями, задаток возвращается в течение 3 дней с момента проведения аукциона. Исполнение обязанности по внесению суммы задатка третьими лицами не допускается.

Ознакомиться с формой заявки на участие в аукционе, проектом договора аренды и получить дополнительную информацию о земельном участке у организатора аукциона можно с момента публикации извещения в рабочие дни с 9.00 до 17.00 (перерыв с 12.00 до 13.00), в пятницу в 9.00 до 16.00 по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Красноармейская, 46, кабинет № 112. Информация размещается на официальном сайте Горноуральского городского округа www.grgo.ru и на официальном сайте www.torgi.gov.ru, а также в источниках официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов – в информационном бюллетене «Вестник Горноуральского городского округа». Телефон для справок – (3435) 42-09-80.

Аукционная документация: Загрузить

О минимальных размерах земель сельскохозяйственного назначения

М. Бочаров

начальник отдела земельного законодательства Департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации

В последнее время права на земли сельскохозяйственного назначения все более «насыщаются» имущественным содержанием. Именно поэтому всякое решение, принятое по поводу государственного управления такими землями, имеет для собственника земли имущественные последствия, а следовательно, вызывает у него большой интерес. Одним из наиболее сложных и значительных (с имущественной точки зрения) является вопрос установления минимальных размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения. Цель настоящей статьи -выяснение условий действия положения об установлении минимальных размеров земельных участков, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте земель), а также обоснования их установления.

Пунктом 1 статьи 4 Закона об обороте земель субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать минимальные нормы вновь образуемых земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения (далее — минимальные размеры). Действие требований к минимальным размерам распространяется на земли сельскохозяйственного назначения всех форм собственности. Положениями Закона об обороте земель установлен ряд исключений из действия названного правила. Во-первых, действие указанного закона, а следовательно, и требования к минимальным размерам не распространяются на земельные участки сельскохозяйственного назначения, предоставленные для индивидуального жи-

лищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями (п. 1 ст. 1 Закона об обороте земель). В тексте закона логичнее было бы установить исключение из-под действия названного федерального закона не только земельных участков, предоставленных для соответствующих целей, но и вообще предназначенных для указанных целей. Способ приобретения прав на земельный участок (предоставление, приобретение в порядке сделки от другого лица, выделение земельного участка из состава землепользования того же лица) не должен иметь правового значения.

Установленные требования к минимальным размерам предъявляются только к вновь образуемым земельным участкам. Участки, межевание которых было проведено до установления субъектами Российской Федерации минимальных размеров, могут оставаться в своих прежних границах. Законодательство не предусматривает обязанности собственников таких участков их «укрупнения» или дробления до установленных размеров. Следует отметить, что большинство земель сельскохозяйственного назначения (по России в целом — примерно 4/5) еще не были надлежащим образом размежеваны. Более того, необходимость изменения границы рано или поздно возникает в отношении каждого земельного участка, поэтому можно считать, что требование к минимальному размеру распространяется на большую часть земель сельскохозяйственного назначения.

Пункт 1 статьи 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает три разновидности минимальных размеров таких земель:

1) общий случай, применимый в отношении самых распространенных сельскохозяйственных угодий (пашни, пастбищ) — право установления минимального размера таких земель предоставлено субъектам Российской Федерации. Статьей 19.1 Закона об обороте земель определено, что, если решение субъектом не принято, то минимальным размером является размер, установленный для земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Попутно заметим, в ряде субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется сельскохозяйственное производство, до сих пор не принято никакого решения: ни в отношении минимальных размеров земельных участков для крестьянского хозяйства, ни в отношении минимальных размеров их предоставления;

2) минимальный размер орошаемого земельного участка — право его установления предоставлено субъектам Российской Федерации. Вместе с тем согласно статье 28 Федерального закона «О мелиорации земель» предоставление гражданам (физическим лицам) в собственность, владение и пользование земельных участков в границах мелиоративной системы общего пользования допускается при условии соблюдения технологической схемы эксплуатации сооружений и устройств этой системы, являющихся общими для нескольких граждан (физических лиц);

3) для сельскохозяйственных угодий, на которых осуществляются трудоемкие виды крестьянского труда, минимальный размер определен статьей 4 указанного Федерального закона: любой участок земли, занятый ягодниками, садами, теплицами или виноградниками, а также используемый для семеноводства и разведения декоративных растений, овощеводства и картофелеводства, птицеводства, пчеловодства и рыбоводства, если технология производства сельскохозяйственной продукции допускает использование таких земельных участков.

В идеале возможность выдела земельной доли для образования крестьянского хозяй-

ства определенной специализации должна быть предопределена соответствующей документацией о зонировании территории. В настоящее время отсутствуют не только полноценная документация о зонировании, но и федеральный закон, определяющий порядок ее разработки и принятия в отношении сельскохозяйственных земель. Поэтому минимальный размер земельного участка (как и сама возможность его образования) определяется землеустроителем с учетом следующих обстоятельств:

• технология ведения определенного вида сельского хозяйства и сложившийся вид сельскохозяйственной деятельности на соседствующих землях;

• возможность подъезда к вновь образуемому земельному участку; оснащенность участка противоэрозионными сооружениями;

• возможность использования строений, находящихся на участке и т. п.

С учетом этих положений в некоторых случаях возможно образование участка в счет одной или нескольких земельных долей. Представляется оправданным распространить названное исключение на все случаи межевания, а не только связанные с образованием крестьянского хозяйства, так как невозможно увязывать существование объекта прав с изменчивой организационно-правовой формой деятельности на земельном участке.

Кроме того, в законодательстве некоторых субъектов Российской Федерации (Ставропольский, Краснодарский края) установлены дополнительные исключения в отношении установления минимальных размеров участков. Это особенно необходимо в регионах, в которых минимальный размер выражается значительной цифрой. В законодательстве Ставропольского края, в котором установлено наибольшее значение минимального размера — 300 гектаров, содержится самый длинный перечень исключений в отношении действия правила установления минимального размера вновь образуемого земельного участка. Очевидно, это необходимо для смягчения такого сурового запрета. В этот перечень входят следующие земельные участки:

• образуемые с целью одновременного объединения с существующими соседними земельными участками;

• образуемые с целью изъятия для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании материалов предварительного выбора земельного участка для строительства и (или) существующей землеустроительной (градостроительной) документации;

• образуемые для изъятия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

• предоставляемые из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездном срочном пользовании или краткосрочной (до 5 лет) аренде (статья 26 Закона Ставропольского края «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае»).

Итак, как было показано, практика установления минимальных размеров вновь образуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения отличается значительным разнообразием. Многие субъекты Российской Федерации вообще не устанавливали минимальные размеры в силу различных причин. В регионах, которые все же воспользовались своими полномочиями по установлению минимального размера, величины варьируются от 2 гектаров (Московская, Ленинградская области) и условного размера -земельной доли (Владимирская и Ростовская области) до 70 (Алтайский край), 200 (Краснодарский край и Оренбургская область) и даже 300 гектаров (Ставропольский край). На принимаемые решения, безусловно, повлияла различная трактовка субъектами понятия «минимальный размер вновь образуемого земельного участка». Что же в действительности должен обеспечивать минимальный размер, и в какой величине (твердой или относительной) он должен быть выражен?

В целом существуют два подхода к решению этой задачи. При первом подходе под минимальным размером понимается размер земельного участка, гарантирующий его собственнику приемлемый (по крайней мере, не меньше среднего в данной местности) доход. Второй подход основывается на более узком толковании исследуемого понятия, предполагающем установление минималь-

ного размера исходя из доступности образования земельного участка (например исходя из возможности образовать участок из сложившейся земельной доли), то есть минимальный размер с точки зрения вводимого ограничения прав. Существует и третий подход, при котором учитывается размер участка, необходимый для обработки в «один прием» имеющейся сельскохозяйственной техникой по имеющейся технологии.

Если проанализировать региональные законодательства, то становится очевидным, что субъектами используются все три подхода. В некоторых случаях применение всех трех приемов дает одинаковый результат. Например, гражданин из своей земельной доли образовал земельный участок и занялся садоводством. В этом случае ему обеспечивается и приемлемый доход, и, как правило, сохраняется возможность соблюдения агротехники. Для такого гражданина запрет на дальнейшее дробление земельного участка не является чувствительным.

Вместе с тем приведенный пример — редкое исключение. Как правило, размер одной земельной доли слишком мал, чтобы с выгодой вести зерновое производство. Но при этом установление более высокого порога, позволяющего вести сельское производство с соблюдением правил агротехники, и тем более со значительной выгодой, не позволяет выделить земельную долю и даже несколько земельных долей, принадлежащих одной семье, в отдельный земельный участок. Каковы же обстоятельства, которые необходимо учитывать при принятии решения о конкретном минимальном размере?

Структура доходов сельских жителей

Может быть так: сельские жители работают в городах, в среде собственников земель, предпринимателей, и иных слоев населения, получающих постоянный доход, не связанный с ведением сельского хозяйства, значителен удельный вес пенсионеров. В таком случае крестьянское хозяйство превращается во что-то вроде подсобного хозяйства, не имеющего исключительного значения в структуре доходов сельского населения. А может быть и наоборот — земля является единственной кормилицей крестьянской семьи. Тогда разрешение раздела земельного участка со временем

может привести к образованию малоземелья и обеднению сельской семьи. Уровень занятости сельскохозяйственного населения и наличие свободных государственных земель Чем выше уровень безработицы на селе и чем большее количество свободных и пустующих государственных земель, тем больше становится вероятность установления незначительного минимального размера либо отказа от его установления. Очевидно, что это будет способствовать сокращению безработицы и пустующих земель -ведь не каждому по силе обработать значительные по размеру угодья. Сложившееся землеустройство Если площадь полей позволяет вести независимое земледелие без причинения неудобства соседям, то возможно установление небольшого минимального размера. В случае наличия больших полей (в южных регионах России имеются поля размером до 200 гектаров), наоборот, целесообразно устанавливать значительные минимальные размеры земельных участков, поскольку раздел существующих полей может спровоцировать возникновение земельных споров и создать определенные трудности при ведении сельского хозяйства. Например, различные сельскохозяйственные культуры, возделываемые на одном поле, могут потребовать различных способов и сроков обработки, которые не совместимы друг с другом. В тех случаях, когда поля отделены дорогой и лесополосой, то, очевидно, что трения по данному вопросу между соседними собственниками возникают реже. Структура населенных пунктов В малых и близкорасположенных сельских населенных пунктах разумно устанавливать небольшие минимальные размеры. В крупных, далеко отстоящих друг от друга селах, наоборот, необходимо устанавливать значительные минимальные размеры, так как добираться до своего участка площадью несколько гектаров, расположенного за 30-40 километров от населенного пункта, — экономически нецелесообразно. Рыночная цена на землю При установлении малых размеров вновь образуемых земельных участков потребует-

ся проложить дорогу и обеспечить их обустройство в целом, включая создание проти-воэрозионных сооружений, полезащитных насаждений и т. п. Это значит, что площадь, занимаемая дорогами, другими несельскохозяйственными угодьями, существенно (до 20 %) увеличится, а площадь сельскохозяйственных угодий уменьшится. Этот довод свидетельствует против дробления полей, так как необходимость сохранения сельскохозяйственных угодий провозглашена законодательством. Однако особый урон народному хозяйству будет нанесен в регионах, сельскохозяйственные земли которых имеют высокую рыночную (кадастровую, почвенную) ценность. Прежде всего — это земли Юга России, области российского Черноземья и земли Южной Сибири.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слишком высокая цена земли одновременно свидетельствует и против завышенных минимальных размеров. Значительный участок редко выставляется на рынок и редко находит своего покупателя.

Стоимость оформления прав на землю

Чем выше доля расходов на оформление земельного участка, тем лучше создавать большие участки, поскольку таким образом уменьшатся издержки на оформление прав на землю в расчете на одну единицу продукции. При установлении высоких значений минимальных размеров несомненны экономия непроизводительных общественных расходов и высвобождение средств для сельскохозяйственного производства.

Попутно заметим, что в этом случае также упрощаются и удешевляются ведение государственного земельного кадастра, организация землеустройства, регистрации прав на недвижимое имущество и управление земельными ресурсами в целом (уменьшается протяженность границ земельного участка, потенциально — число земельных споров), что теоретически снижает бремя государственной нагрузки на налогоплательщиков.

Стабильность землепользования

Пока земельные участки не являются собственностью граждан или сельскохозяйственных организаций, непосредственно ведущих сельскохозяйственное производство, значительные размеры могут поме-

шать развитию мелких крестьянских хозяйств и, наоборот, несколько усиливают позиции крупных сельскохозяйственных предприятий. В зависимости от политики региона делается ставка либо на крупные хозяйства, либо на мелкие. Однако до приобретения земли в собственность крестьянскими хозяйствами или сельскохозяйственными организациями, основным правом у конкурирующих сельскохозяйственными организациями на землю является аренда. Соответственно, собственники земельных долей настроены на установление незначительных минимальных размеров, которые позволяли бы узкому кругу собственников земельных долей выделяться, пользуясь конкуренцией между сельскохозяйственными товаропроизводителями или предлагая для покупки небольшие участки, покупателями которых может быть не только крупная сельскохозяйственная организация, но и отдельное крестьянское хозяйство. Также следует учесть и финансовое состояние сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств. По России в целом их значительная часть не в состоянии обрабатывать большие участки.

В свете проводимой в последнее время политики постоянного расширения полномочий собственника земельных долей ограничение прав на выдел земельной доли с минимальным размером выглядит, скажем, непривычным. Однако административное противодействие дроблению сельскохозяйственных угодий — единственно возможный инструмент государства. На введение более мягкого метода экономического поощрения объединения земель и их землеустройства у субъектов Российской Федерации (а именно им переданы полномочия по сельскохозяйственному планированию и рационализации землепользования) просто нет средств. Установление же минимального размера, как было показано, может принести определенную выгоду (особенно в долгосрочной перспективе) при организации рационального земледелия и охраны земель. Это также может способствовать экономии непроизводственных общественных расходов в целом. В пользу установления значительного минимального размера

заставляет свидетельствовать действующая система кадастрового учета и регистрации прав: каждое новое межевание влечет за собой необходимость нового кадастрового учета, новой регистрации прав и новой регистрации сделок с объектами недвижимости. Без установления какого-либо ограничения на раздел участка среднестатистический бывший колхоз по числу собственников можно делить более 1 000 раз. И каждый раз на необходимое оформление прав будет расходоваться немалое количество денежных средств.

Таким образом, можно утверждать, что самой главной причиной установления той или иной величины минимального размера является специализация региона в разделении сельскохозяйственного труда, поскольку за советский период развития сельского хозяйства именно к такой специализации были приспособлены и структура населенных пунктов, и существующее землеустройство. Зерновая специализация Юга России, Южного Урала и Южной Сибири требует использования высокопроизводительной, широкозахватной техники, которую можно окупить и с выгодой использовать только на полях большой площади. Показательно, что к такому выводу пришли законодатели большинства зерновых регионов России (Оренбург, Краснодар, Ставрополь, Алтай) независимо друг от друга. Вместе с тем уместно указать на то, что в некоторых регионах установление большого минимального размера не является соразмерным и не учитывает всех обстоятельств, поименованных в настоящей статье.

Каким же образом должен быть выражен минимальный размер, должны ли быть введены твердые показатели либо может допускаться относительный размер? Практически любое решение этих вопросов имеет как преимущества, так и недостатки.

Указание конкретной площади лишает простора для маневра при образовании земельного участка. В тех случаях, когда площадь полей не совпадает с предписанным минимальным размером, исполнение требований о минимальных размерах приводит к раздробленности полей, так как допускает образование нескольких участков

на едином поле. Более гибкая позиция -увязка требований о минимальных размерах к границам существующих полей. Но и здесь есть слабое место. В любой момент собственник поля может заложить лесополосу или проложить дорогу по середине поля, отделив таким образом его часть, что «откроет дорогу» к разделу земельного участка. Поэтому полагаю, что наилучшим решением будет использование в региональных законах сочетания требований к площади земельного участка с требованиями отождествления границ вновь образуемых земельных участков со сложившимися границами существующих полей.

Установление минимального размера в виде земельной доли кажется наименее удачным способом определения минимального размера. Земельная доля — величина различная для каждого приватизированного колхоза и совхоза, учитывая качество земли и плотность населения. Более того, при приватизации земельная доля была рассчитана и закреплена в правоудостове-ряющих документах как часть бывших угодий колхоза (совхоза), например 10 гектаров пашни и 3 гектара пастбищ. Но в настоящее время земельная доля определена как доля в праве на земельный участок (ст. 15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Соответственно, доля описывается простой дробью, показывающей объем права собственности определенного лица на земельный участок. Это обстоятельство, а также то, что площади земельных участков сельскохозяйственного назначения и распределение долей в праве на них постоянно изменяются, в ближайшем будущем сделают невозможным сколько-нибудь точно указать, какой размер имеет сложившаяся земельная доля, тем более, что порядок расчета размера земельных долей прописан в документах, утративших силу. Однако установление относительного минимального размера является наилучшим способом определения минимального размера орошаемых земель, поскольку каждый орошаемый участок своеобразен, его площадь зависит от способа орошения и устройства оросительной сети. В этом случае целесообразно

установление именно относительного минимального размера, отождествляющего минимальный размер орошаемых земель с границами участка, обслуживаемого единой оросительной сетью.

Обсуждая проблему установления минимального размера земельного участка, следует упомянуть о его взаимосвязи с минимальным размером предоставления земельного участка для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Очевидно, что величина названных размеров не должна быть ниже минимального размера, но юридически возможно предоставление и более крупных участков, в том числе бесплатно.

Литература

1. Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации,

2002, № 30, ст. 3018.

2. Закон Ставропольского края от 1 августа 2003 года № 28-КЗ «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края, 2003, № 17 (119), ст. 2915.

3. Закон Московской области от 17 июня 2003 года № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» // Ежедневные новости. Подмосковье. 2003. № 110.

4. Закон Ленинградской области от 29 октября 2003 года № 83-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности» // Вестник правительства Ленинградской области.

О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ И УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОБСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН

ЗАКОН

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12 декабря 2006 года N 73

О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ И УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОБСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН

Принят Белгородской областной Думой 30 ноября 2006 года

Статья 1. Предмет правового регулирования

1. Настоящий закон устанавливает в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Белгородской области, максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Белгородской области, а также условия указанного предоставления.

2. Действие настоящего закона не распространяется на случаи, если предельные размеры предоставляемых гражданам в собственность земельных участков установлены федеральным законодательством.

Статья 2. Максимальные размеры земельных участков

Максимальный размер площади земельного участка при формировании его как объекта государственного кадастрового учета составляет:

1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 100 га;

2) для садоводства — 0,1 га;

3) для огородничества — 0,15 га;

4) для животноводства — 0,3 га;

5) для дачного строительства — 0,1 га.

Статья 3. Минимальные размеры земельных участков

Минимальный размер площади земельного участка при формировании его как объекта государственного кадастрового учёта составляет:

1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — размера, определенного федеральным и областным законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения;

2) для садоводства — 0,05 га;

3) для огородничества — 0,1 га;

4) для животноводства — 0,1 га;

5) для дачного строительства — 0,04 га.

Статья 4. Максимальные и минимальные размеры предоставляемых земельных участков гражданам в собственность

Земельные участки предоставляются только в пределах размеров, установленных статьями 2 и 3 настоящего закона.

Статья 5. Максимальные размеры бесплатно предоставляемых в собственность гражданам земельных участков и условия их предоставления

1. Максимальные размеры бесплатно предоставляемых в собственность гражданам земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства из земель, находящихся в собственности Белгородской области, соответствуют предельным максимальным размерам, установленным статьей 2 настоящего закона. Максимальные размеры бесплатно предоставляемых в собственность гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности Белгородской области, соответствуют предельным максимальным размерам, установленным нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для этих целей.

2. Предоставление земельных участков в собственность гражданам бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства из земель, находящихся в собственности Белгородской области, осуществляется однократно только для одной цели при условии, что ранее гражданину не предоставлялся бесплатно земельный участок.

Статья 6. Внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Белгородской области

В связи с принятием настоящего закона внести следующее изменение в статью 72 Социального кодекса Белгородской области (Сборник нормативных правовых актов Белгородской области, 2005, N 65, N 67, N 69, N 74(часть I); 2006, N 78, N 83, N 85):

пункт 5 части 2 статьи 72 изложить в следующей редакции: «5) предоставление бесплатно земельных участков в собственность для садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства в размерах, установленных законом Белгородской области «О предельных размерах и условиях предоставления земельных участков в собственность граждан», но не менее 0,08 га в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 га в сельской местности.

Статья 7. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. В случае, если размеры предоставленного до вступления в силу настоящего закона в установленном порядке гражданам земельного участка превышают предельный максимальный размер либо ниже предельного минимального размера, предусмотренных в статьях 2 и 3 настоящего закона, то для данного земельного участка эти размеры являются соответственно максимальными и минимальными предельными размерами.

Губернатор Белгородской области Е. Савченко

23 января 2017

Проект вносится

Правительством

Тюменской области

ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

О внесении изменения в статью 2 Закона Тюменской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования»

Статья 1

«Статья 2. Предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

1. Минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается равным 60 гектарам.

Минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, выделяемого из участка, находящегося в общей долевой собственности, устанавливается равным размеру земельной доли, в счет которой выделяется данный земельный участок.

Минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченного со всех сторон землями других категорий или ранее предоставленными земельными участками, устанавливается равным его фактическому размеру.

2. Требования абзаца первого части 1 настоящей статьи не распространяются на образуемые земельные участки в случаях их предоставления:

на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, когда в соответствии с земельным законодательством такое предоставление допускается без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий;

гражданам по договорам аренды для сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных.

3. Требования части 1 настоящей статьи не распространяются:

на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее, чем минимальные размеры земельных участков, установленные частью 1 настоящей статьи;

на образуемые земельные участки в целях их изъятия для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации;

на образуемые земельные участки в случаях их предоставления для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

4. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, не может быть более чем 50 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории муниципального района в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.».

Внесение проекта закона Московской области на рассмотрение Думы:
Проект закона.
Пояснительная записка.
Финансово-экономическое обоснование.
Перечень законов, которые должны утратить силу, быть приостановлены, изменены или приняты в связи с принятием данного закона.

Рассмотрение проекта закона Московской области в первом чтении:

Постановление Московской областной Думы от 07.12.2017 № 16/38-П (одобрить проект закона).
Одобренный проект закона.

Рассмотрение проекта закона Московской области во втором чтении:

Постановление Московской областной Думы от 07.12.2017 № 17/38-П (принять за основу проект закона).
Проект закона, принятый за основу.

Рассмотрение проекта закона Московской области в третьем чтении:

Постановление Московской областной Думы от 21.12.2017 № 23/40-П (принять закон).
Закон, принятый в целом.

Подписание Закона Московской области: 27 декабря 2017 года, № 252/2017-ОЗ.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О предельных размерах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области и о внесении изменений в Закон Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области»

Статья 1

Настоящий Закон разработан в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Федеральный закон) и устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области.

Статья 2

1. Установить предельные максимальные размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области в размере 1300 га.

2. Установить предельные минимальные размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области в размере
2 га.

3. Требования настоящей статьи применяются с учетом положений пункта 7 статьи 12 Федерального закона и пункта 3 статьи 6 Закона Московской области № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области».

Статья 3

Внести в Закон Московской области № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» (с изменением, внесенным Законом Московской области № 163/2017-ОЗ) следующие изменения:

1) абзац второй статьи 1 признать утратившим силу;

2) абзац второй статьи 2 признать утратившим силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *