Председатель совета дома оплата

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Вознаграждение Совета МКД — забота управляющей организации, или Как мы экономим (Деревицкая И.)

Вознаграждение Совета МКД — забота управляющей организации, или Как мы экономим (Деревицкая И.)

Дата размещения статьи: 02.04.2017

С появлением на свет поправок Федерального закона N 176-ФЗ от 29.06.2015 в сфере ЖКХ появилось много вопросов о том, как оформлять отношения с Советом дома, кто будет платить налоги и какие, что требуется от управляющей организации. На все вопросы я отвечу в этой статье и дополнительно расскажу, как можно сократить расходы, т.е. получить экономию. 

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ, где предусмотрено, что собственники многоквартирных жилых домов обязаны иметь председателя Совета дома/Председателя Правления ТСЖ (при наличии в доме ТСЖ). Ранее часть управляющих компаний шла по пути принципа "Свой дом вы обязаны любить, а любить его за деньги — это проституция", поэтому собственники не оплачивали работу столь важного и главного человека в доме, который решает все проблемы. Другие, напротив, принцип "Каждый труд должен быть вознагражден" ставили в центр своей деятельности. И такие управляющие организации до настоящего времени "рубят дрова" и "закапывают себя заживо".

Разберемся. Решение по оплате вознаграждения с председателем Совета дома должно быть принято большинством голосов на общем собрании собственников жилья, в котором будут обязательно отражены: порядок определения размера вознаграждения, условия и порядок выплаты вознаграждения.

При этом данное вознаграждение является безопасным для управляющей организации только в случае, если управляющая организация не заключает от имени собственников жилья с председателем Совета дома МКД договор, который может иметь, например, наименование "Договор о совместной деятельности". Применяя такую формулировку (достаточно распространенная), управляющей организации грозит уплачивать налоги и все взносы, так как такой вид договора расценивается органами прокуратуры как трудовой, поскольку председатель работает на постоянной основе, контролирует и проверяет свою вотчину, законодатель даже четко определил его полномочия, которые у него достаточно обширные, предусмотрены п. 5 ст. 161.1 ЖК РФ (см. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 02.11.2015 N 33-12092/2015).

Одна жалоба — и управляющая организация начинает получать штрафы: за не оформленный надлежащим образом трудовой договор, неуплаченные взносы и налоги, и это она делает за счет собственных средств управляющей организации, а не из статьи "содержание и текущий ремонт общего имущества", из которой формируется прибыль управляющей организации! Но председатель Совета дома представляет собой представительный орган собственников жилья, и, казалось бы, абсурдно привлекать к ответственности управляющую организацию, так как последняя действует в рамках своих прямых обязанностей, которые указаны в Постановлении Правительства N 416 (Правила деятельности по управлению МКД) и ст. 162 Жилищного кодекса РФ, в которой предусмотрено, что управляющая организация выполняет работы и (или) оказывает услуги по управлению многоквартирным домом, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме… осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Поэтому управляющая организация не может отказать собственникам, потому что собственники нанимают управляющую организацию, но и решение данная компания должна принять правильное, применить правильные инструменты, и это, несомненно, работа юридического отдела, но, как показывает практика, и он ошибается, пока прокуратура и иные надзорные органы не дремлют.

По этому поводу уже высказался суд в своем Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2016 N Ф03-5727/2016 по делу N А51-10495/2016 и указал, что данная выплата председателю Совета дома включается в содержание и текущий ремонт общего имущества, а значит, относится к ответственности управляющей организации. Важно: отражать в платежном документе строку "Вознаграждение председателю" недопустимо.

Начинаем работу над ошибками.

1. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяются собственниками МКД. Очень важно сформулировать правильно вопросы повестки дня, так как многие председатели Советов домов смотрят различного рода программы по ЖКХ и новости и считают, что они знают все. Но часто встречается, что в повестке указаны вопросы, которые вообще не относятся к компетенции общего собрания собственников МКД или вообще содержат непонятную формулировку, из которой невозможно понять, что же хотят собственники. А ведь это риски для бизнеса. Потом из-за этого начинают умные собственники взыскивать неосновательное обогащение с управляющей организации.

В решении собственников жилья обязательно должна быть формулировка: собственники МКД поручают управляющей организации от их имени и за их счет осуществлять выплаты Совету дома в размере и на условиях, которые установлены данным решением общего собрания. Должен быть определен порядок выставления собственникам помещений платы, которая впоследствии будет перечисляться Совету дома в качестве вознаграждения.

Плата может взиматься по отдельному платежному документу, выставляемому управляющей организацией, и это будет правильно. В общем платежном документе в виде отдельной строки вознаграждение Совету дома указывать нельзя.

Важно: не надо прописывать конкретных лиц в протоколе, так как это приведет к тому, что, если председатель Совета дома изменит место жительство, нужно будет срочно выполнять все мероприятия по сбору всех собственников для проведения общего собрания, что не всегда получается сразу.

2. Согласно письму Минстроя от 29.09.2015 N 32395-ОГ/4 вознаграждение председателю Совета многоквартирного дома не представляется без участия управляющей компании, которая будет начислять эту плату в платежных документах, а затем перечислять всю собранную сумму председателю.

При всем этом, как считает Минстрой, управляющая компания не будет являться налоговым агентом по НДФЛ и плательщиком страховых взносов, также управляющая организация не будет являться платежным агентом.

Вопрос: облагается ли страховыми взносами вознаграждение председателю Совета дома по решению общего собрания членов товарищества? Ответ: вознаграждение, выплачиваемое председателю Совета дома по решению общего собрания собственников жилья, не облагается страховыми взносами. Обоснование: в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

3. И тут возникает следующий вопрос. Как правильно оформить отношения между председателями Советов МКД и управляющей организацией?

Управляющие организации разбились на 3 фланга: первые идут через агентский договор, вторые — через договор поручения, и третьи не хотят ничего менять, и у них все как было, так и есть (такие бывают), поэтому они никуда не идут.

Здесь главный вопрос — кто источник выплаты. Если подумать, то, конечно, собственники, но по факту платить будет УК, а значит, налоговики могут признать ее налоговым агентом.

Рекомендуем выплачивать НДФЛ, несмотря на нормы права, управляющим организациям.

Но проще экономить деньги организации и нервы директора, заключив договор поручения.

В ГК РФ указано, что доверитель должен обеспечить поверенного средствами для исполнения договора поручения. Следовательно, если собственники не платят, мы не платим председателям Совета дома. Схема уплаты налогов аналогичная с агентским договором.

Разница в правовой природе договоров. Договор поручения подразумевает, что управляющая организация выполняет услуги лишь по перечислению денежных средств на основании решения собственников. И все. И очень важно указать:

— председатель Совета дома получает ежегодное вознаграждение в размере, например, 100 000 рублей;

— собственники поручают управляющей организации выплачивать ежегодное вознаграждение в размере 100 000 рублей равными частями в течение одного календарного года.

И никак иначе, в противном случае могут признать договор трудовым. Этот вариант наиболее эффективный и с правовой точки зрения безопасный.

Возникающие отношения между собственниками и Советом дома управляющей организации можно рассматривать как Агента от собственников МКД и принципалов (п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обращаю внимание на тот факт, что ст. 1006 ГК РФ не содержит требований об обязательном наличии в агентском договоре условия о размере агентского вознаграждения.

Обязательно указывается в решении собственников МКД размер агентского вознаграждения управляющей организации. Если управляющие организации выступают в качестве агента между собственниками помещений в многоквартирном доме и Советом дома, то налог на прибыль платить нужно только с размера начисленного собственником агентского вознаграждения (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 249 НК РФ). При этом сумма начисленного собственником МКД вознаграждения Совету дома не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

НДС исчисляется и уплачивается только с размера вознаграждения, так как операции по реализации посреднических услуг на территории РФ являются объектом налогообложения НДС (п. 1 ст. 146 ЖК РФ).

Агент определяет налоговую базу и сумму дохода полученного вознаграждения или любых иных доходов агентского договора (ст. 156 НК РФ).

Страховые взносы с сумм выплат Совету дома не исчисляются и не уплачиваются. У управляющей организации, действующей в качестве агента от имени и за счет принципала, не возникает прав и обязанностей перед Советом дома (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в том числе по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг.

Поэтому произведенные агентом (управляющей организацией) выплаты в адрес физического лица не облагаются страховыми взносами, это экономит расходы управляющей организации.

Спорный вопрос и с НДФЛ, так как данный налог обязан выплачиваться непосредственно самим физическим лицом с полученного вознаграждения.

Несмотря на вышесказанное, компетентные органы продолжают считать, что управляющие организации выступают в качестве налогового агента. И выполнение требований действующего законодательства может обернуться в штраф по ст. 123 НК РФ в размере 20% от суммы НДФЛ, подлежащей исчислению, и пени по ст. 75 НК РФ. Даже в случае неудержания налога с налогоплательщика пени могут быть взысканы за счет средств налогового агента (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 16 мая 2006 года N 16058/05). В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или права на распоряжение, которые у него возникли, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ, согласно пп. 6 п.

Вознаграждение председателю совета многоквартирного дома

1 ст. 208 НК РФ, относится к доходам от источников в РФ. При этом организация, в результате отношений с которой физическое лицо получило доход:

— признается налоговым агентом по НДФЛ;

— обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующие суммы НДФЛ, рассчитанные исходя из полученных физическим лицом сумм вознаграждения за услуги посредника (поручение) (п. 1, 2, 4 ст. 226 НК РФ).

Но НДФЛ не может быть взыскан с управляющей организации налогового агента, если налог не удержан при выплате вознаграждения Совету дома (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Зная данные выводы, основанные на практике, вы сможете избежать неловких ситуаций с надзорными органами, а значит, сохранить свой бизнес и приумножить его.

Защищайте свои права законным способом, не злоупотребляя правом.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).

Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов.

Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

В последнее время жители многоэтажек проявляют большую инициативу и участвуют в решении вопросов, связанных с управлением дома. Большая работа ложится на председателей Совета МКД, или, как в народе говорят «старших домов».
— Как может по закону оплачиваться работа Совета дома, в том числе и председателя Совета дома? Как это делают в Благовещенске?
На этот вопрос мы попросили ответить Ирину Сивакову, руководителя Благовещенского центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль»:

— По данному вопросу дается разъяснение в письме Минстроя РФ от 29 сентября 2015 г. N32395-ОГ/04. Привожу в полном объеме текст этого письма:

«Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение о разъяснении отдельных положений жилищного законодательства и сообщает следующее.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в статью 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации введена часть 8.1, устанавливающая право собственников помещений принять решение на общем собрании о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.
На практике существует несколько вариантов выплаты вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома.
Выплата вознаграждения не представляется без участия третьих лиц, в качестве которых выступает управляющая организация. Управляющая организация может быть выбрана в качестве уполномоченного лица по аналогии с выбором лица, уполномоченного на заключение договора с пользователем общего имущества (подпункт 3.1 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ).
По мнению Минстроя России, наиболее приемлемым является следующий вариант выплаты вознаграждения.
Договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:
— начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;
— с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.
Таким образом, фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель. При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома, только собственники помещений (контрагенты по договору управления) вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения (согласно подпункту 5 пункта 8 статьи 161.1 ЖК РФ председатель совета МКД может выступать по таким спорам по доверенности).
При подобной организации правоотношений поступление денежных средств по статье «Вознаграждение председателю совета МКД» при надлежащей организации раздельного учета не подлежит налогообложению на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Управляющая организация не является налоговым агентом по НДФЛ и плательщиком страховых взносов, так как не признается источником выплат, не начисляет вознаграждение. Члены и председатель совета многоквартирного дома самостоятельно уплачивают НДФЛ, объекта обложения страховыми взносами не возникает. Судебная практика подтверждает правомерность освобождения управляющей организации от обложения НДС, поскольку в аналогичной ситуации вознаграждение старшему по дому не является операцией управляющей организации по реализации (Постановление ФАС СЗО от 12.12.2013 по делу N А26-1411/2013).
В части сбора и перечисления вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома на управляющую организацию не распространяются требования Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ, регулирующего деятельность платежных агентов, так как председателя совета дома нельзя рассматривать как поставщика товаров, работ, услуг для собственников помещений в многоквартирном доме.
Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства 
О.Н.ДЕМЧЕНКО»

— А как лучше делать на практике?
— В повестку дня общего собрания собственников (ОСС) жилья необходимо включить вопрос:
Принятие решения о денежном вознаграждении председателю Совета дома на период с __ _______ 20__ г. по __ _______ 20__ г.

ОПЛАТА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА МКД

и источника его финансирования.
В решении собственника и протоколе ОСС указать:
— Назначить председателю Совета дома ежемесячное денежное вознаграждение, источником финансирования определить ежемесячные целевые  взносы собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений  дома из расчета 0,50 руб. за 1 кв. м общей площади этих помещений. Выплату вознаграждения  председателю Совета дома производить ежемесячно в период с __ ____ 20__г. по __ ______ 20__ г. 
Далее копия протокола ОСС передается в УК, которая пишет распорядительное письмо в свой расчетный центр для начисления в платежных документах собственникам целевого взноса в соответствии с решением ОСС.
Председатель Совета дома обращается в бухгалтерию УК с заявлением о перечислении ему денежного вознаграждения на расчетный счет (сберкнижка или карточка). В заявлении указывает о том, что сам будет перечислять подоходный налог и отчитываться перед налоговой инспекцией путем заполнения декларации по итогам года.
По окончанию года в феврале-марте следующего года берет в УК справку о суммах перечисленных денежных средств, перечисляет 13% от общей перечисленной за весь год суммы (подоходный налог) в налоговую инспекцию. Платежные реквизиты для перечисления берет в налоговой инспекции. Заполняет в налоговой инспекции декларацию о полученных таким образом доходах и оплаченном подоходном налоге.
Ежемесячно денежные средства по указанному целевому взносу, уплаченные собственниками, из расчетного центра возвращаются в УК и бухгалтерия УК перечисляет их на расчетный счет председателя Совета дома.
— Спасибо, Ирина Владимировна, за подробные разъяснения по этому вопросу.

Cпособ выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома

Вопрос:

Собственники многоквартирного дома на общем собрание выбирают непосредственный способ управления домом, выбирают представителя собственников — председателя домового совета и заключают договор с ООО для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Также на общем собрании устанавливают плату за содержание и ремонт жилого помещения, утверждают структуру платы. В плату за содержание и ремонт жилого помещения включают вознаграждение представителю собственников. Денежные средства в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения поступают в ООО, а ООО выплачивает их в кассе представителю собственников.

Нарушает ли ООО закон, принимая денежные средства (вознаграждение представителю) от собственников дома, возможно ли таким путем выплачивать вознаграждение представителю, и какие налоги должно уплачивать ООО?

Ответ:

Вышеизложенный способ выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома не соответствует законодательству. Сам факт выплаты указанного вознаграждения закон не запрещает. Однако это необходимо сделать в предусмотренных законом формах.

Жилищный кодекс РФ не регулирует вопрос выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома, но вместе с тем не содержит норм, прямо запрещающих выплату такого вознаграждения. Собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании вправе принять решение о вознаграждении председателя и определить способ выплаты такого вознаграждения (п. 5 ч. 2 ст.44, п.5 ст.161_1, ч.7 ст.156 Жилищного кодекса РФ).

Включение вознаграждения председателю совета дома в размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по договору с управляющей организацией и перечисление денежных средств в счет выплаты такого вознаграждения на счет управляющей организации не соответствует закону по следующим причинам.

При непосредственном управлении многоквартирным домом между собственниками помещений и управляющей организацией заключается договор на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч.1_2 ст.164 Жилищного кодекса РФ). Предметом данного договора является выполнение работ и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Данные услуги ежемесячно оплачиваются собственниками помещений. Сторонами данного договора являются собственники помещений с одной стороны, и управляющая организация, с другой. Деятельность председателя совета многоквартирного дома не является услугой, оказываемой управляющей организацией по договору с собственниками помещений.

Вознаграждение совету дома

В данном случае председатель совета дома является третьим посторонним лицом, не являющимся ни стороной договора, ни сотрудником управляющей организации. Выплата вознаграждения председателю совета дома на счет управляющей компании в данном случае не имеет никаких правовых оснований, поскольку председатель совета дома и управляющая организация не связаны между собой договорными отношениями. Денежные средства, перечисленные управляющей организации в счет вознаграждения председателю совета дома в данном случае являются неосновательным обогащением, поскольку отвечают признакам ст.1102 Гражданского кодекса РФ, а именно является имуществом, которое приобретено лицом без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

Законодательством прямо не предусмотрены возможные способы выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома. Из существующих договорных конструкций в данном случае, на наш взгляд, наиболее приемлемой является следующая:

— принятие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выплате вознаграждения председателю совета многоквартирного дома и определение размера такого вознаграждения;

— заключение агентского договора между собственниками помещений и управляющей организацией, предметом, которого будет являться сбор денежных средств для выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома, сторонами договора будут являться управляющая организация (агент) и собственники помещений многоквартирного дома (принципал);

— включение в квитанцию на оплату ремонта и содержания общего имущества отдельной строки — сбор денежных средств на оплату вознаграждения председателю совета многоквартирного дома.

В описанной выше схеме управляющая организация будет получать денежные средства в счет выплаты вознаграждения председателю на основании агентского договора. Указанные средства не будут входить в налоговую базу при исчислении налога на прибыль организаций (подпункт 9 п.1 ст.251 Налогового кодекса РФ). При уплате НДС налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основании агентского договора определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении указанного договора (ст.156 Налогового кодекса РФ). Таким образом, денежные средства принципала (вознаграждение председателю) освобождены от уплаты НДС. Однако на агентское вознаграждение управляющей компании по агентскому договору данная льгота не распространяется (п.2 ст.156 Налогового кодекса РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *