Президент РФ со скольки лет

Фото: Акорда

Статья 40 в Конституции РК гласит о том, что «Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях». Также указывается, что президент страны — это символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающий согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

В статье 41 указано, что глава государства избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Президентом РК может быть избран гражданин Казахстана по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком, проживающий в Казахстане последние 15 лет и имеющий высшее образование. Конституционным законом могут устанавливаться дополнительные требования к кандидатам в президенты республики.

В Конституции прописаны и сроки проведения выборов. «Очередные выборы Президента Республики проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики», отмечается в основном законе РК.

О проведении внеочередных выборов в Конституции говорится следующее: «Внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом».

Кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным. В случае если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В статье 42 основного закона РК указывается, что президент РК вступает в должность с момента принесения народу следующей присяги: «Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан».

Согласно установленным правилам, присяга приносится во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов парламента, членов Конституционного совета, судей Верховного суда, а также всех бывших президентов Республики. В случае, предусмотренном статьёй 48 Конституции, лицом, принявшим на себя полномочия президента Республики Казахстан, присяга приносится в течение одного месяца со дня принятия полномочий.

Полномочия президента страны прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного президента, а также в случае досрочного освобождения или отрешения президента от должности либо его кончины. Все бывшие президенты республики, кроме отрешённых от должности, имеют звание экс-президента Республики Казахстан.

Одно и то же лицо не может быть избрано президентом республики более двух раз подряд.

Настоящее ограничение не распространяется лишь на первого президента Республики Казахстан.

В статье 43 основного закона указано, что президент РК не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность.

В Конституционном законе о выборах, в главе 10, есть дополнительные требования к кандидату в президенты: он должен иметь не менее пяти лет опыта работы на госслужбе или на выборных государственных должностях. Выдвижение кандидатов в президенты начинается с дня, следующего за днем объявления. И заканчивается в 18.00 по местному времени за два месяца до выборов.

В 2017 был подписан закон, предусматривающий запрет на самовыдвижение кандидатов в президенты. Во второй части Конституционного закона уточняется, что кандидаты выдвигаются республиканскими общественными объединениями в лице их высших органов. Общественное объединение вправе выдвигать кандидатом лицо, не являющееся членом данного объединения. Но лишь одного кандидата. Для этого за кандидата должна проголосовать большая часть от общего числа членов высшего органа республиканского общественного объединения.

  • «Второе предложение, по сути, означает снять ограничение для любого человека, любого гражданина, включая действующего президента, и разрешить в будущем участвовать в выборах. Естественно, в ходе открытых и конкурентных выборов… Разумеется, только если граждане поддержат такое предложение, такую поправку. Скажут «да» в ходе общероссийского голосования 22 апреля текущего года».

Дума приняла поправку Терешковой во втором чтении. Согласно этой поправке для занимавшего или занимающего на момент вступления в силу поправки президента это ограничение снимается.

Согласно ранее внесенным Путиным поправкам в Конституцию количество президентских сроков ограничивается двумя, убирается слово «подряд», позволявшее принять участие в выборах после перерыва.

  • «Сейчас вот мы рассматриваем поправки в Конституцию. Звучит очень много разных предложений: и отменить количество сроков, на которые может избираться президент. Но все-таки, на мой взгляд, для того, чтобы гарантировать сменяемость власти (а для такой страны, как наша, это важно), все-таки лучше, если количество сроков избрания президента будет ограничено», — сказал Путин в интервью для документального проекта «Пролетев над бездной», фрагмент которого показали 8 марта на телеканале «Россия 1». При этом он отмечал, что во многих странах нет ограничений на президентские сроки.

Он отметил, что ничего необычного в неограниченном количестве сроков, на которые может избираться президент, нет. «Во многих странах нет никакого ограничения по срокам избрания президента. На Западе, в тех же Штатах с исторической точки зрения совсем недавно это было отменено», — добавил он.

Кто, как и почему предложил досрочные выборы

Во вторник, 10 марта, Госдума принимает во втором чтении поправки в Конституцию. Перед началом заседания лидер ЛДПР Владимир Жириновский после совещания лидеров фракций со спикером Вячеславом Володиным предложил провести 20 сентября досрочные выборы в Госдуму.

  • «Если обновленная Конституция вступает в силу в апреле, то, наверное, надо в стране провести досрочные выборы в Государственную думу, чтобы уже новый парламент действовал с новыми полномочиями».

Жириновский также сказал, что, «наверное, надо вспомнить и про выборы президента». Он предложил передать полномочия по выборам главы государства Госсовету.

Внести подобные поправки во время второго чтения поправок в Конституцию предложил депутат от «Единой России», сооснователь партии и член ее высшего совета Александр Карелин.

  • «Я считаю, что было бы честным провести новые выборы под такие новые наши возможности».

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов поддержал идею досрочных выборов. КПРФ выступила против. «Инициативы, которые звучат сейчас в Госдуме, я комментировать не буду. Они будут рассмотрены, и в ближайшее время президент даст им оценку», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Вскоре после выступления Карелина депутаты внесли соответствующую поправку:

  • «Государственная дума седьмого созыва в связи с принятием поправки к Конституции РФ, предусмотренной статьей 1 настоящего Закона, вправе двумя третями голосов от общего числа депутатов Госдумы принять решение о сокращении срока полномочий Госдумы данного созыва. В этом случае президент РФ вправе назначить новые выборы Госдумы. Госдума восьмого созыва собирается на первое заседание не позднее чем на тридцатый день после его избрания; полномочия Госдумы седьмого созыва прекращаются в соответствии с частью 4 статьи 99 Конституции России».

Разговоры о досрочных выборах

5 марта президент Владимир Путин провел встречу с лидерами фракций Госдумы и спикером палаты Вячеславом Володиным. «В повестке встречи вопроса досрочных выборов нет. Президент такой вопрос ставить не будет», — говорил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, уточняя, что вопрос могут поднять участники встречи. В стенограмме встречи на сайте Кремля тема досрочных выборов не упоминается.

Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников 23 января заявил, что принятие поправок не предусматривает самороспуска Думы. «Я официально опровергаю слухи: поправки о самороспуске нет и не будет. Этого нет, из текста это не вытекает», — говорил Крашенинников. Он также опровергал, что изменения в Конституции требуют досрочных выборов президента.

4 марта издание «Проект» со ссылкой на пять источников в Кремле, Госдуме, а также близких к администрации президента, сообщило, что в руководстве страны обсуждают идею провести досрочные выборы в Госдуму. По данным источников, если Путин решит поддержать идею, то о досрочных выборах объявят уже в ближайшие дни. Собеседники издания также предположили, что с идеей досрочных выборов выступят представители фракций на встрече с президентом.

Первым из политиков об обнулении президентских сроков Путина в связи с уточнениями президентских полномочий в Конституции заявил экс-помощник главы государства Владислав Сурков. С юридической точки зрения появится необходимость обнулить президентские сроки, заявил он в интервью порталу «Актуальные комментарии» 26 февраля.

  • «С новыми полномочиями это будет уже как бы другой институт президентства. На него не смогут распространяться ограничения нынешнего президентства», — говорил Сурков.

Комментируя его заявление, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал эти слова частным мнением.

О том, что в администрации президента рассматривают вариант провести осенью досрочные парламентские выборы, в январе писал Bloomberg со ссылкой на источник, близкий к «Единой России».

Комментируя тогда публикацию, Володин назвал ее фейком и заявил, что целью публикации было «вмешаться в наши выборы и нести смуту в головах».

Изменение полномочий Госдумы

15 января Владимир Путин выступил с посланием к Федеральному собранию и предложил внести изменения в Конституцию.

  • «Все фракции, представленные в Государственной думе, — а с их лидерами, вы знаете, мы встречаемся регулярно — полагают, что федеральное собрание готово взять на себя большую ответственность за формирование правительства… А если взять большую ответственность за формирование правительства, это значит взять на себя и большую ответственность за ту политику, которую это правительство проводит. Я согласен с такой постановкой вопроса, согласен полностью».

В предложенных президентом поправках в Конституцию предлагается усилить полномочия Госдумы. В случае утверждения поправок нижняя палата получит возможность назначать всех министров правительства, кроме силовых. Также поправки предусматривают изменение полномочий практически всех других органов власти, в том числе президента и Совета Федерации.

Что может быть основанием для роспуска Думы

Согласно действующей Конституции Дума может быть распущена в следующих случаях:

  • президент может распустить Думу в случае трехкратного отклонения палатой предложенной главой государства кандидатуры премьера;
  • президент может распустить Думу, если она отказала в доверии правительству при проведении такого голосования.

В случае роспуска нижней палаты президент назначает дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Дума не может быть распущена при военном или чрезвычайном положении, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента.

Последняя редакция Статьи 81 Конституции РФ гласит:

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Комментарий к Ст. 81 КРФ

1. Конституция 1993 г. установила четырехлетний срок полномочий Президента РФ (до ее принятия он составлял пять лет). В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. было предложено увеличить срок президентских полномочий до шести лет, а Государственной Думы — до пяти лет. Соответствующая поправка была внесена в Конституцию на основе Закона РФ о поправке к Конституции РФ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», проект которого был рассмотрен в соответствии со ст. 136 Конституции и одобрен в ноябре-декабре 2008 г. Государственной Думой, Советом Федерации и законодательными органами субъектов РФ. Предусмотренные поправкой сроки полномочий распространяются на Президента и Государственную Думу, которые будут избраны после вступления данного Закона в силу.

Увеличение срока полномочий обосновывалось прежде всего тем, что оно позволит Президенту и Государственной Думе не только определить направление дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности. Установление более продолжительного срока полномочий Президента по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы связывалось с необходимостью стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики.

Исчисление конституционного срока полномочий Президента ведется со дня вступления его в должность. Начало исполнения полномочий знаменуется принесением торжественной присяги вновь избранным Президентом (см. комментарий к ст. 92 КРФ).

День голосования на выборах нового Президента назначается Советом Федерации. Таким днем является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. При досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения им своих полномочий (ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», ст. 5//СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; 2005. N 30. Ст. 3104; 2006. N 31. Ст. 3427).

Президент избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ может избирать и быть избранным на пост Президента России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ).

Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37) содержат ряд норм об иных ограничениях пассивного избирательного права при выборах Президента, в том числе норму о том, что гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо обладающий правом на постоянное проживание на территории иностранного государства, не имеет права быть избранным Президентом РФ; не имеет такого права и гражданин РФ, занимающий должность Президента РФ второй срок подряд; запрещается регистрация в качестве кандидата в Президенты гражданина, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование состоится до истечения этого срока. Закон запрещает избираться на пост Президента гражданину, осужденному к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, осужденному за совершение преступления экстремистской направленности и имеющему на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость, а также гражданину, подвергнутому административному наказанию за административное правонарушение, выражающееся в пропаганде нацистской символики.

Участие в выборах Президента является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать свободному волеизъявлению; исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. ФЗ от 26 апреля 2007 г. отменил требование о явке на выборы Президента не менее чем половины избирателей для признания таких выборов состоявшимися (СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2118).

Право избирать Президента, а также участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном законом, имеют граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет.

Необходимо отметить существенное изменение нормативного регулирования в сфере выдвижения кандидатов в Президенты по сравнению с периодом проведения выборов Президента, состоявшихся 14 марта 2004 г. В тот период право выдвижения кандидатов принадлежало избирателям, избирательным объединениям и избирательным блокам. В соответствии с действующим избирательным законодательством кандидат на должность главы государства может быть выдвинут лишь политической партией и в порядке самовыдвижения при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление регистрации политических партий, составляет список политических партий, имеющих законное право принимать участие в выборах Президента, публикует данный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, размещает его в сети Интернет, а также направляет его в Центральную избирательную комиссию (ст. 6, 29, 34-36 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).

Подготовку и проведение выборов Президента осуществляют Центральная избирательная комиссия РФ, другие избирательные комиссии, образуемые в соответствии с законом.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; данное число определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.

Официальное опубликование результатов выборов Президента, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов.

2. Конституцией и на ее основе ФЗ «О выборах Президента РФ» установлены дополнительные условия приобретения гражданами пассивного избирательного права — Президентом РФ может быть избран лишь гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Конституция РСФСР 1978 г. (в ред. Закона от 24 мая 1991 г.) устанавливала также требование о максимальном возрасте для избрания гражданина Президентом. Этот возраст составлял 65 лет. Действующая Конституция эту норму не воспроизводит.

Конституция не выдвигает требования о том, чтобы кандидат в президенты был гражданином Российской Федерации по рождению. Понятие «постоянно проживающий» означает, что, во-первых, кандидат в президенты должен постоянно жить в России не менее указанного срока; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. отрезки времени менее 10 лет не могут суммироваться. Требование постоянного проживания, разумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства.

Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента за пределами территории России, обладает на выборах равными правами с иными российскими гражданами. Вместе с тем, как об этом уже говорилось, Закон запрещает гражданину РФ, имеющему гражданство иностранного государства либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, избираться на пост Президента РФ.

Все зарегистрированные кандидаты на должность Президента имеют равные права и несут равные обязанности. Со дня регистрации кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе либо работающий в средствах массовой информации, на время участия в выборах освобождается от должностных или служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Президент РФ, баллотирующийся на второй срок, вправе продолжать выполнять свои полномочия, при этом соблюдение установленных законом ограничений не должно препятствовать осуществлению президентских полномочий.

ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» предоставляет кандидату в президенты ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию без согласия Генерального прокурора РФ. Кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы.

3. Положение ч. 3 комментируемой статьи 81 КРФ ограничивает продолжительность пребывания федерального Президента на своем посту, устанавливая, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

В процессе разработки и принятия Конституции возникал вопрос о правопреемстве президентской власти по отношению к сформированной в соответствии с прежней Конституцией и о допустимости признания сроков полномочий Президента, избранного по ранее действовавшей Конституции, в качестве начала срока полномочий Президента по новой Конституции. В общей форме проблема была урегулирована в п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции, предусмотревшем, что Президент, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации, со дня вступления в силу действующей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.

Эта норма во взаимосвязи с положением ч. 3 рассматриваемой статьи была предметом рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. В Определении Суда от 5 ноября 1998 г. N 134-О о прекращении производства по данному делу в связи с отсутствием неопределенности в понимании названных норм указывается, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 анализируемой статьи 81 Конституции РФ, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция, включая п. 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает; имеющий переходный характер данный пункт раздела второго Конституции в июне — июле 1996 г. был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может (п. 4 мотивировочной части//СЗ РФ. 1998. N 46. Ст. 5701).

Положение ч. 3 комментируемой статьи преследует цель конституционного обновления руководства государством и направлено против возможного установления режима авторитаризма. Вместе с тем названная норма не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост президента неоднократно, но с перерывом — после пребывания на данном посту два срока подряд. Президент, досрочно прекративший свои полномочия в связи с обстоятельствами, перечисленными в ч. 2 ст. 92 Конституции России, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с такими обстоятельствами.

Федеральными законами устанавливаются основные принципы проведения избирательной кампании, регулируется организация выборов путем создания системы избирательных комиссий, предусматриваются статус избирателей, порядок их включения в избирательные списки, порядок участия в выборах политических партий, регулируются отношения по выдвижению и регистрации кандидатов на должность Президента, их равный статус, вопросы информирования избирателей и предвыборной агитации, финансирования выборов, устанавливаются порядок голосования и определения результатов выборов, порядок обжалования нарушений избирательных прав и указывается на ответственность за нарушение законодательства о выборах, а также определен порядок вступления в должность Президента.

Опубликовано5 января 2019 в 10:45

Здравствуйте!

«Конституция Российской Федерации»

(принята всенародным голосованием 12.12.1993)

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ

(ред. от 13.07.2015)

«О выборах Президента Российской Федерации»

Статья 82. Вступление в должность Президента Российской Федерации

Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, — на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

Шхагапсоев Заурби Лелович

доктор юридических наук, профессор, начальник Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик

Президент России в системе разделения власти РФ: место и роль

О

места и роли Президента России в системе разделения власти в РФ. К настоящему времени можно констатировать тот факт, что ни в обществе, ни в законодательстве, ни в документах политических партий нет однозначного понимания в этом вопросе. На наш взгляд, следует согласиться с мнением A.M. Салмина о том, что это, в основном, является следствием двух причин: во-первых, юридической неопределенности, конституционной «непрописанности» самого института президентства; во-вторых, и это гораздо важнее, — ограниченности, и главным образом, нечеткости полномочий других институтов власти в сочетании с их реальной слабостью1.

Попытка разрешить данный вопрос была предпринята еще в самом начале формирования

системы органов государственной власти современной России. В дискуссиях о месте и роли Президента России в системе разделения властей столкнулись две позиции: одни юристы предлагали определить его статус как «высшего должностного лица», функционально возглавляющего исполнительную власть2, другие же — «высшего должностного лица и главы государства»3. На наш взгляд, последний вариант внес бы еще больше неясности в данный вопрос.

В конечном итоге по предложению ряда участников Конституционного совещания положение Президента Российской Федерации было определено через понятие «глава государства». Этот вариант также не позволяет однозначно решить рассматриваемую проблему, хотя определение Президента Российской Федерации как главы государства наиболее адекватно отражает функции и полномочия, которыми он располагает по действующей Конституции России.

Для определения места и роли Президента РФ в системе разделения власти в России

дним из актуальных направлений в области государственно-правовых исследований, несомненно, является анализ

1 См. подробнее: Салмин А. М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной властей в Российской Федерации // Полис. 1996. № 1. С. 7-32.

2 См.: Васильев А. Г. К вопросу о роли президента и истории // Комсомольская правда. 1991. 23 марта.

3 См.: Марченко М.Н. Политико-правовой статус президента // Вестник МГУ. Сер. II. Право. 1992. № 2. С. 3-12.

могут быть использованы различные приемы и подходы. На наш взгляд, наиболее методологически верным является анализ функциональной направленности института президента сквозь призму единства, разделения, взаимного контроля и взаимодействия ветвей государственной власти.

Согласно принятой в России конституционной модели организации государственной власти, Президент РФ не входит непосредственно ни в исполнительную, ни в законодательную, ни в судебную ветвь власти. Данное положение не дает, на наш взгляд, конституционных оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия самостоятельно.

По мнению ряда юристов, отсутствие конституционной нормы жестко привязывающей Президента России к какой-либо из ветвей власти, порождает известную неопределенность в вопросе о правовом статусе и полномочиях Президента РФ и, прежде всего, его права «вторгаться» в сферу формирования и компетенции других ветвей власти1. На наш взгляд, сам по себе факт не включения Президента России ни в одну из трех ветвей власти (ст. 10) не имеет столь категоричного значения в вопросе о правовом статусе Президента. По утверждению В.Е.Чиркина, в мировой конституционной практике нет модели разделения власти в «чистом виде». Классическим вариантом, с точки зрения реализации принципа разделения властейсчитается американская модель республиканской формы правления, но и в ней нет непреодолимых границ между ветвями власти2.

Представляется, что на современном этапе государственного строительства не лучшим вариантом было бы наличие в Конституции, наряду с тремя ветвями власти, еще четвертой ветви -президентской. Это может формально показаться логичным, но тогда институт российской пре-

зидентства действительно в правовом отношении встал бы над ветвями власти. В этом случае Президент РФ автоматически получал бы конституционную возможность легально оказывать на них серьезное давление, что, несомненно, не согласуется с провозглашенным российской Конституцией принципом разделения властей.

Конечно, основываясь на том, что ст. 10 Конституции России не следует рассматривать в отрыве от ч. 1 ст. 11, можно настаивать на отнесении института президентства к одной из трех ветвей власти (тем более, что согласно классической трактовке теории разделения властей, полномочия любого должностного лица в государстве должны относиться к одной из трех ветвей власти). Но к какой?

Формальный анализ статей Конституции России, характеризующих статус и место Президента РФ, как уже было сказано выше, не дает возможности ответить на этот вопрос. Анализ же практики их реализации позволяет утверждать не только о тесной взаимосвязи главы государства с исполнительной властью, но и о фактическом ее возглавлении3. Однако необходимо заметить, что «буква» Конституции не содержит аргументов о «президенциализации» исполнительной власти. Этого мнения придерживаются большинство исследующих правовой статус главы государства ученых. Конституционная модель создает образ президента как главы государства, гаранта всех конституционных институтов, что, в свою очередь, означает: Президент РФ юридически не является главой исполнительной власти и не входит каким-либо образом в ее систему.

Однако у Президента есть существенные и обширные управленческие полномочия. Многие из них касаются непосредственно правительства, федеральных министерств и ведомств, но не распространяются на органы исполнительной власти субъектов федерации. Президент РФ осуществляет мощное воздействие на Правитель-

2 См. подробнее: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 15-23; Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.: Юристъ, 1996. С. 44-55.

ство России путем персональных назначений его членов и принятия важных решений в сфере исполнительной власти; в его непосредственном ведении находится ряд федеральных органов исполнительной власти1. Но все эти полномочия вписываются в модель главы государства, призванного обеспечивать единство государства и государственной власти в целом, устойчивое и согласованное функционирование всех органов государства, а, следовательно, не могут быть оценены как чисто исполнительские. Поэтому юридически грамотнее утверждать, что Президент России обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в нее.

Одновременно Президент РФ обладает полномочиями и других ветвей власти. Он, в частности, участвует в законотворчестве, используя свое право законодательной инициативы, подписания и обнародования законов, а также отлагательного «вето» (ст. 84, ч. 3 ст. 107), т. е. реализует законодательные полномочия. Кроме того, в предусмотренных Конституцией случаях, Президенту России предоставлено право распускать Государственную Думу (ст. 109). Участвует Президент и в организации судебной власти (п. «е» ст. 83, п. «в» ст. 89, ч. П ст.128). Конституция устанавливает право Президента РФ обращаться в Конституционный Суд, а также в суды общей юрисдикции (ст.ст. 85 и 125).

Как известно, современная трактовка принципа разделения властей предполагает совместные усилия и взаимодействие всех ее2 составляющих в пределах, очерченных Конституцией. Именно это положение отрицает многовластие. Излишний акцент только на разделение властей привел, как мы знаем из недавней истории России, к определенному дисбалансу, потере значительной степени управляемости государством. Ветви государственной власти имеют не только единый социальный характер (согласно ст. 3 Конституции, единственным ее источником является многонациональный народ России). Единство государственной власти проявляется также и в организационно-правовом смысле как структура государства, построенная на основе общих принципов, в проводимой государственными органа-

ми единой политике, в принципиально единых методах деятельности3. Без этого обществу грозят хаос, анархия,распад.

Исходя из важности единства государственной власти, главам Конституции России, посвященным трем ветвям власти, предшествует глава о Президенте РФ. С нее начинается изложение в Конституции системы органов государственной власти России, что, помимо прочего, обусловлено особым значением Президента России в организации государственной власти РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Можно говорить лишь о практическом разграничении функций государства между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть. Задача данных властных структур — обеспечить деятельность институтов государства, а задача Президента РФ — гарантировать функционирование Конституции и конституционного строя, защищая при этом суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служа народу (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ.

В силу этого Президент РФ занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам, как уже было сказано, непосредственно не принадлежит ни к одной из ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина», а также того, что Президент России устанавливает основные направления внешней и внутренней политики государства. Эти положения Конституции раскрывают функциональное назначение должности главы государства. В них выражается целевая нагрузка данного органа государства и с ними

1 Барейнбойм П.Д. Никсон против США (1993 г.). К вопросу о доктрине разделения властей // Российская юстиция. 1995. № 10. С. 52-55.

напрямую связан предоставляемый Президенту России объем государственно-властных полномочий.

Несомненно, широкий спектр реализуемых главой государства полномочий позволяет первоначально сделать вывод о том, что Президент России возвышается над Парламентом и Правительством. Но из содержания гл. 1 Конституции России не следует исключительность института Президента РФ в системе органов государственной власти. Содержание этой главы и последующих положений Конституции определяют место Президента России в соответствии с системой разделения властей. В ст. 11 Конституции Президент указан в одном ряду с Федеральным Собранием, Правительством и судами РФ. Его первое место в перечне федеральных органов (ст. 11) вполне соответствует той роли, которая отводится главе государства с полупрезидентской, т. е. смешанной формой правления1. Вместе с тем, ни в ст. 10, провозглашающей разделение властей, ни в ст. 11, определяющей основы государственной власти РФ и ее субъектов, Президент России не исключен из системы разделения властей, на что обращено внимание в решении Конституционного Суда от 31 июля 1995 г.2 Следовательно, несмотря на специфический характер президентской власти, она является составной частью государственно-властной триады.

Используемая в Конституции формулировка — «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», «…определяет основные направления внутренней и внешней политики государства», содержит в себе несколько ключевых положений, характеризующих роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти России. Во-первых, в качестве главы государства Президент России является первым из должностных лиц в государстве, легитимация власти которого прошла через институт всенародных выборов. Благодаря этому власть главы государства верифицирована так же, как Государственной Думы. Во-вторых, возложенные на Президента обязанности реализуются им персонально при помощи,

как конституционного авторитета должности, так и личного авторитета (в идеале должно быть достаточно президентского слова или инициативы для устранения имеющихся нарушений Конституции и федерального законодательства3). В-третьих, деятельность Президента России на занимаемом посту в любых ее проявлениях должна оперировать положением, согласно которому, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их защита — обязанностью государства, а, следовательно, и главы государства. В-четвертых, обеспечивая и направляя деятельность всех государственных органов РФ, Президент России интегрирует российскую государственность. Будучи наделенным Конституцией РФ значительными нормотворческими полномочиями, контролируя исполнительную власть и выполняя некоторые квазисудебные полномочия в качестве арбитра в спорах между органами государственной власти, он определяет эффективность и действенность всех институтов власти в РФ, действуя только в пределах, установленных Конституцией России.

Далее из Конституции следует, что Президент России принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Установлено также, что Президент РФ может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке, т. е. на основании конституционных норм.

Анализ практики применения президентских полномочий за то время, которое данный институт власти функционирует в России, свидетельствует о том, что они, главным образом, связаны с реализацией таких целей, как обеспечение целостности и единства Федерации, устранение имеющихся противоречий нормативных актов субъектов РФ положениям федеральной Конституции и федеральным законам

Особая роль Президента как главы государства проявляется и в том, что он исполняет возложенные на него Конституцией России задачи не только лично, но и инициируя деятельность федеральных органов государственной власти,

2 См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3424.

3 Характерный пример — рассмотрение запроса Президента РФ в Конституционный Суд России о соответствии Устава Тамбовской области Конституции РФ. Тамбовская Дума сразу же после его поступления в Конституционный суд РФ, т. е. еще до его рассмотрения по существу запроса, пересмотрела свой Устав и приняла довольно значительное число поправок // Туманов В. А. Указ. соч. С. 13.

обеспечивая тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие. В реализации этой задачи ему призван помочь институт Представителей Президента, право назначения, которых Президент России реализует в соответствии со ст. 83 Конституции России.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе — новая должность в Администрации Президента РФ, введенная в целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и совершенствования контроля за исполнением их решений. Эта должность учреждена указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» последующими изменениями и дополнениями взамен прежде действовавшего института полномочных представителей в субъектах РФ. Этим же указом утверждены Положение о полномочных представителей президента РФ и перечень федеральных округов с указанием субъектов РФ, входящих в их состав.

Всего образовано семь федеральных округов: 1) Центральный федеральный округ, центр

— г. Новосибирск; 7) Дальневосточный федеральный округ, центр — г. Хабаровск.

Помимо федеральных округов, Представители Президента России имеются в ряде федеральных органов государственной власти (Государственной Думе, Конституционном суде).

С этой же целью Президент вправе использовать согласительные процедуры, а также различные формы контактов с органами законодательной и исполнительной властей. Общеизвестны, в частности, еженедельные встречи Президента с Председателем Правительства, частые встречи с руководителями палат Федерального Собрания.

Необходимо обратить внимание и на то, что

Президенту России принадлежит право определять именно «основные направления» во внутренней и внешней политике. Это означает, что, с одной стороны, Президенту как лицу, избранному на этот пост всем избирательным корпусом страны, принадлежит право формулировать указанные основные направления, а с другой стороны — что реализация внутренней и внешней политики государства остается правом и обязанностью соответствующих органов законодательной и исполнительной властей государства — Парламента и Правительства России. Основным, хотя и не единственным, документом, в котором Президент определяет ключевые направления внутренней и внешней политики, являются ежегодные Послания Президента Федеральному Собра-

нию1.

В ст. 80 Конституции указано, что Президент как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Поскольку Президент действует как глава государства, было бы неправильно ограничивать роль Президента только представительскими функциями, которыми нередко наделяются главы некоторых государств. Реализуемые им при этом полномочия не требуют какого-либо удостоверения. Это, в частности, вытекает из сложившейся практики и международно-правовых норм. Так, в Венской конвенции о праве международных договоров указано, что глава государства считается представляющим свое государство «в целях признания текста международного договора или согласия государства на обязательность для него договора без необходимости предъявления своих полномочий»2.

Кроме того, особенность статуса Президента России проявляется и в том, что в ряде внут-рифедеральных отношений он выступает как от имени федеральных органов государственной власти (например, при заключении договоров между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Федерации), так и как глава государства в целом, в состав которого входят субъекты Федерации (например, при определении задач единой системы исполнительной власти в Российской Федерации).

Таким образом, определения места Президента в системе органов государственной вла-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Необходимо напомнить, что ранее (в советский период) основные направления внутренней и внешней политики государства оформлялись в виде партийных директив, а лишь затем приобретали форму общесоюзного закона, обязательного к исполнению всеми органами и должностными лицами государства. Ныне эта сфера деятельности, хотя и принадлежит Президенту, но одновременно является сферой приложения политических интересов Правительства и Парламента России. Данная практика существует в любом демократическом государстве.

2 См.: Международное публичное право. Т. 1. Сборник документов. М: Изд-во «БЕК», 1996. С. 69.

сти России позволяет сделать следующие выводы:

1. Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у Президента РФ всегда есть нераскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются и могут проявиться в экстраординарных, непредвиденных условиях, получая признание парламента как де-факто или опираясь на судебное толкование Конституции.

2. В системе федеральных органов государственной власти Президент России занимает особое положение. Конституционно он не входит ни в одну из ветвей власти, но конструкция его статуса такова, что позволяет Президенту РФ при реализации полномочий главы государства не только соприкасаться с ветвями государственной власти, но и подавляюще доминировать в структуре власти. На наш взгляд, для нормального функционирования и взаимодействия ветвей власти Президент России должен находиться в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не доминировать над ними.

3. Несмотря на то, что руководящее положение Президента России наиболее активно проявляется в отношении федеральной исполнительной власти, структура которой им определяется, единую исполнительную вертикаль в РФ возглавляет все же федеральное Правительство (ст. ПО). По справедливому замечанию А.Ф. Ноздрачева, юридически исполнительная власть в нашем государстве не является бицефалом.

4. Представляется необходимым на конституционном уровне более определенно закрепить структурную схему разделения государственной власти на три ее классических ветви: законодательную, исполнительную и судебную и более полно определить структурный и функциональный составы исполнительной власти. В частности, долговременным интересам российского государства в большей степени отвечала бы модель президентской республики, где глава государства одновременно является также главой исполнительной власти и, как следствие, несет всю полноту ответственности за ее деятельность. Сегодняшняя ситуация в этом вопросе не предполагает политической ответственности главы государства за деятельность Правительства России даже в тех случаях, когда инициатором проводимых в рамках исполнительной власти мероприятий являлся он сам. Правительство в этом случае представляет собой лишь орудие в руках Президента, выполняя функции своеобразного

«громоотвода» в случае неудачи проводимых реформ. Возможно, такое положение Президента России по отношению к ответственности за деятельность Правительства и является целесообразным на данном этапе развития российской государственности (как стабилизирующий фактор), но в дальнейшем нам представляется необходимым создание модели, в которой ответственность была бы персонифицирована в зависимости от инициатора проводимых реформ. Это способствовало бы повышению качества президентской деятельности.

5. При определении места Президента России в системе органов государственной власти необходимо учитывать функциональное назначение каждой ветви власти. Большинство полномочий Президента Российской Федерации относится к сфере деятельности (как уже было сказано выше) федеральной исполнительной власти, где за ним закреплены нередко и решающие прерогативы. Однако это не исключает — более того, предполагает — активную деятельность Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации при осуществлении функций государственной власти.

Вместе с тем, задачи Президента России как гаранта Конституции неизмеримо ответственнее любого органа. Президент обязан принимать все дозволенные законом меры по защите конституционного строя, реальному обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Несомненно, Президент РФ не единственный страж и хранитель Конституции, но его роль более весома. В случае выявления нарушений, а также при недостаточности принимаемых мер по реализации конституционных положений он обязан обратить на них внимание государственного органа, независимо от его места в системе власти, и потребовать безотлагательного устранения отмеченных нарушений.

6. Усилия Президента России по координации, объединению действий законодательной, исполнительной и судебной структур власти нельзя рассматривать как прямое директивное руководство или ограничение их самостоятельности, так как они не выходят за рамки границ, очерченных Конституцией и федеральными законами. Сказанное, однако, не умаляет роли и деятельности Президента в этом направление. Основным механизмом реализации этого направления являются не только и не столько конкретные

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *