При повторном нарушении

Перед тем как перейти к нашему вопросу, сделаем пару важных уточнений. Прежде всего, в этом материале мы не будем касаться вопроса получения повторного штрафа за одно и то же нарушение в один день – эти случаи мы рассмотрим в отдельном материале. И еще: некоторые нарушения из списка ниже, как первичные, так и повторные, могут быть чреваты еще и задержанием автомобиля и его отправкой на штрафстоянку – об этом тоже стоит помнить. Ну а теперь – к сути.

Какое нарушение считается повторным?

Все суровые наказания, о которых мы поговорим ниже, будут вынесены за «повторное совершение административного правонарушения»: именно так говорит КоАП. В нем же можно уточнить, что считается таким действием. Статья 4.6 гласит, что «лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления». Таким образом, повторным будет нарушение, совершенное между этими начальной и конечно точкой: со дня вступления в силу постановления о нарушении и до истечения одного года со дня его исполнения. Проще говоря, это примерно год с момента получения штрафа.

Ну а теперь по порядку рассмотрим все случаи, когда наказание за повторное нарушение в течение года будет более суровым.

Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке

Часть 1 статьи 12.1 предусматривает наказание за управление незарегистрированным автомобилем – это всего 500-800 рублей штрафа. Но если водитель попадется на этом еще раз (причем это может быть и другой автомобиль), то будет наказан уже по части 1.1 статьи 12.1, которая предусматривает штраф в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев.

Превышение установленной скорости движения на 40-60 км/ч

Превышение скорости менее чем на 40 км/ч не имеет суровых последствий при повторном совершении – водитель просто получает штраф за каждый факт нарушения. А вот превышение на 40 км/ч и больше уже чревато серьезными проблемами. Если превысить скорость более чем на 40, но менее чем на 60 км/ч, то в первый раз наказание будет по части 3 статьи 12.9: это штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей. А вот во второй (и последующие) раз в действие вступит часть 6 статьи 12.9, предусматривающая штраф от 2 000 до 2 500 рублей.

Превышение установленной скорости движения на 60 км/ч и более

Дальше – больше. Если превысить скорость на 60 км/ч и более, то в первый раз наказание может различаться. При превышении от 60 до 80 км/ч водитель наказывается по части 4 статьи 12.9 – это штраф от 2 до 2,5 тысяч или лишение прав на 4-6 месяцев. При превышении на 80 км/ч и более это уже часть 5, где предусмотрен либо штраф в 5 тысяч, либо лишение на 6 месяцев. А вот штраф за повторное нарушение будет общим для превышения уже от 60 км/ч и более: часть 7 той же статьи предусматривает за это лишение права управления транспортными средствами на 1 год, а если нарушение зафиксировано автоматической камерой – то штраф в 5 000 рублей.

Нарушение правил движения через железнодорожные пути

Здесь уточним, что речь идет не обо всех возможных нарушениях, а о тех, кто указаны в части 1 статьи 12.10 КоАП: это «пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде». В первый раз за такие «трюки» водителю либо выпишут штраф на 1 тысячу рублей, либо лишат прав на 3-6 месяцев. А вот за повторное нарушение накажут по части 3, и это уже безальтернативное лишение права управления транспортными средствами на 1 год.

Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика

Если проехать на красный свет на перекрестке без железнодорожных путей или проигнорировать знаки регулировщика, то в первый раз можно отделаться штрафом в 1 тысячу рублей по части 1 статьи 12.12. Если сделать это еще раз, то в дело вступит часть 3, обещающая штраф в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

Выезд на полосу встречного движения либо на трамвайные пути встречного направления

Часть 4 статьи 12.15 предусматривает наказание за выезд в нарушение ПДД на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев объезда препятствия (они относятся к части 3): это либо 5 тысяч штрафа, либо лишение на 4-6 месяцев. Если такое произойдет еще раз, это будет означать лишение права управления транспортными средствами на 1 год, а если нарушение зафиксировано автоматической камерой – то штраф в 5 000 рублей.

Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением

Езда «против шерсти» по односторонней дороге сурово карается по части 3 статьи 12.16: 5 тысяч штрафа или лишение на 4-6 месяцев. Повторное нарушение здесь, как и при несанкционированном выезде на встречку, означает лишение права управления транспортными средствами на 1 год, а если нарушение зафиксировано автоматической камерой – то штраф в 5 000 рублей.

Управление транспортным средством в состоянии опьянения / отказ от освидетельствования

Пьяная езда – это единственный случай, когда за повторное нарушение предусмотрена уже не административная, а уголовная ответственность. Водитель, попавшийся пьяным впервые, будет наказан по части 1 статьи 12.8 КоАП штрафом в размере 30 000 рублей и лишением прав на 1,5-2 года. То же самое будет при отказе от свидетельствования – в соответствии с частью 1 статьи 12.26. Если водитель при этом уже будет лишен прав, то по части 3 статьи 12.8 или части 2 статьи 12.26 ему грозит административный арест на срок от 10 до 15 суток или 30 тысяч штрафа.

Ну а в случае, если он вновь сядет за руль пьяным, в дело вступит уже Уголовный кодекс: для водителей, уже подвергавшихся административному наказанию за пьяную езду, статья 264.1 предусматривает широкий спектр последствий. Повторная пьяная езда наказывается штрафом в размере от 200 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Нельзя повышать размер штрафа за повторное нарушение правил дорожного движения, которое было зафиксировано фото- и видеокамерами. С таким заявлением выступил зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский (координатор партийного проекта «Единой России» «Безопасные дороги»). Депутат также отметил, что камеры фотофиксации не вызывают особого доверия у российских водителей. Ведь проверить чистоту их работы после получения штрафа уже невозможно.

«В инициативах необходимо опираться на мнение общественных организаций и обсуждать их вместе с автомобилистами, а не мучить водителей новыми штрафами”, — подчеркнул он.

Депутат также предложил ввести регламент выбора мест для установки таких камер и ввести строгий государственный контроль за их работой.

Ранее замглавы ГИБДД Александр Быков заявил, что ведомство предлагает повысить размер штрафов за каждое повторное нарушение правил дорожного движения, зафиксированное камерами фото- и видеофиксации. Он объяснил это тем, что ежегодно число нарушений ПДД, зарегистрированных фотофиксацией, растет на 10%. При этом штрафы многие водители воспринимают как плату за проезд, подчеркнул Быков.

По мнению Афонского, такая инициатива не решит проблему безопасного вождения на дорогах. «Очередное предложение ГИБДД — это признание того, что действующая система наказания в виде штрафов не всегда эффективна и ее необходимо корректировать», — подчеркнул он.

В то же время депутат обратил внимание что сегодня уже существует штраф за повторное нарушение правил дорожного движения. «Чаще всего санкции за такое нарушение сегодня применяются за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, проезд на красный свет, существенное превышение скорости и отсутствие у автомобиля регистрации», — сказал он. По его мнению, в отношении тех автомобилистов, которые совершили действительно грубое нарушение правил, нужно рассматривать вопрос о лишении их прав или направление на пересдачу экзаменов.

mmaxer / .com

Норма о замене штрафа предупреждением субъектам МСП за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное надзорным органом (ст. 4.1.1 КоАП), не может применяться в случае повторного нарушения, даже если постановление о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению еще не вступило в силу. Указанная правовая позиция высказана Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в деле по оспариванию штрафа за отсутствие карты маршрута регулярных перевозок (ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ).

ИП-нарушитель не отрицал события правонарушения, но обратил внимание суда на то, что таковое не имеет ни негативных последствий, ни значительной угрозы общественным отношениям, поэтому является малозначительным; кроме того, ИП является субъектом малого предпринимательства, совершил правонарушение впервые, раскаивается, а также имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей (определение ВС РФ от 5 сентября 2018 г. № 303-АД18-5207).

Арбитражные суды всех трех инстанций единодушно пришли к выводу, что в рассматриваемом случае следует применить правила ст. 4.1.1 КоАП РФ и заменить предпринимателю наказание в виде административного штрафа на предупреждение. По мнению судов, совокупность необходимых условий имеется:

  • нарушитель относится к субъектам малого бизнеса, что подтверждено сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства,
  • нарушение выявлено в ходе проведения мероприятий по государственному контролю и надзору за осуществлением перевозок,
  • правонарушение совершено предпринимателем впервые. Во всяком случае, в материалах дела нет сведений о вступивших в законную силу (на дату совершения правонарушения) иных постановлений, которыми ИП ранее привлекался к ответственности за совершение однородных правонарушений.

Надзорный орган обжаловал эти постановления в ВС РФ. В жалобе указывалось на то, что спорное нарушение было вовсе не единственным: оказывается, ровно за три дня до совершения спорного нарушения ИП уже «попадался» на том же самом: использовал автобус без карты маршрута регулярных перевозок и без заказа-наряда. Правда, постановление по этому – более раннему – нарушению еще не вступило в силу: оно обжалуется в рамках другого дела.

На этом основании ВС РФ отменил все нижестоящие акты арбитражных судов и оставил в силе «штрафное» постановление надзорного органа. Вот почему:

  • ИП совершил «первое» однородное административное правонарушение за три дня до «второго», которое являлось предметом рассмотрения по настоящему делу;
  • тот факт, что он его совершил, подтверждается постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности;
  • это постановление пока не вступило в законную силу;
  • однако статьи 4.1.1 и 3.4 КоАП РФ не содержат условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от вступления в силу постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению.

Отметим, однако, что указанная точка зрения может быть подвергнута критике. В частности, ст. 1.5 КоАП РФ, закрепляя презумпцию невиновности в качестве общего принципа административно-деликтного законодательства, прямо указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1); лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2).

Более того, решая сходную правовую задачу, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10 февраля 2017 г. № 2-П раскритиковал «формально-догматический подход», согласно которому для квалификации противоправного деяния по ст. 212.1 Уголовного кодекса вовсе не требуется административной наказанности лица по ст. 20.2 КоАП РФ, а достаточно установления самих фактов его привлечения к административной ответственности на основании данной статьи более двух раз, подтвержденных соответствующими судебными актами, пусть даже и не вступившими в законную силу (Постановление КС РФ от 10 февраля 2017 г. № 2-П).

Как за повторное нарушение ПДД можно налететь на крупный штраф и даже лишиться прав

Все водители, наверное, сегодня уже знают, что в Административном кодексе РФ есть статьи, которые предусматривают более жесткое наказание за повторные нарушения ПДД в течение года с момента первого правонарушения по сравнению с нарушением, совершенным в первый раз. По истечении же года с момента первого нарушения водителя в соответствии с действующим законодательством не могут привлечь к ответственности за повторное нарушение ПДД.

К сожалению, многие автолюбители не до конца понимают, с какого момента начинается отсчет срока, в течение которого к водителю могут применить более жесткую санкцию за повторное нарушение ПДД, и за какие правонарушения в области дорожного движения водителя могут привлечь к ответственности повторно.

Что такое повторное административное нарушение?

Согласно статье 4.3 КоАП РФ повторное нарушение закона – это совершение «однородного» административного нарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административной ответственности в соответствии со статей 4.6 КоАП РФ.

Вот как выглядит статья 4.6 КоАП РФ:

КоАП РФ Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

То есть, исходя из данных норм КоАП РФ, повторным нарушением ПДД считается совершение однородного нарушения ПДД в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за первое нарушение правил дорожного движения.

Однородность административных правонарушений

Но что такое однородность правонарушений в Административном кодексе? Какие нарушения ПДД попадают под однородность?

Обратимся к Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5, в котором детально разъяснено, в каких случаях административное правонарушение является однородным.

Так, однородное административное нарушение – это правонарушение, которое имеет единый родовой объект посягательства. Причем это не зависит от того, установлена ли административная ответственность за совершенные нарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.

Например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение Правил дорожного движения по части 2 статьи 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Из всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод, что за повторное нарушение ПДД вас могут привлечь не только при нарушении в течение года одного и того же ПДД, но и за другие нарушения, описанные в главе 12 Административного кодекса РФ.

Сроки, в пределах которых водителя могут привлечь за повторное нарушение ПДД

Теперь давайте рассмотрим еще один момент, который путает многих водителей. Речь идет о том, когда начинает действовать годовалый срок в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ. И несмотря на то что в этой статье предельно ясно обозначено начало отсчета срока, в течение которого лицо можно привлечь за повторное нарушение, у многих водителей возникают вопросы.

Итак, согласно этой статье началом срока действия административного наказания считается момент вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. Напомним, что если вы получили постановление на руки от сотрудника ДПС, то оно вступит в силу через 10 дней (на 9-е сутки), которые вам даются для обжалования. Если же постановление о назначении административного наказания вы получили почтой, то оно вступает в силу спустя 10 дней с момента получения заказного письма.

Многие водители этого не знают, считая, что постановление вступит в силу, а вместе с тем начнет течь срок привлечения к административной ответственности в соответствии со статей 4.6 КоАП с моменты оплаты штрафа. В итоге многие водители стараются оплатить штраф как можно быстрее. Но, как видите, в соответствии с действующим законодательством отсчет года, в течение которого вас могут привлечь за повторное нарушение, начнется с момента вступления постановления об административном рутинном наказании в законную силу.

Отдельно мы хотели бы обратить внимание тех водителей, которые любят затягивать с оплатой штрафов за нарушение ПДД. Знаете ли вы, что пока вы не оплатите штраф, течь срок привлечения к административной отчетности не начнет, несмотря на формальное вступление в законную силу постановления об административном наказании?

Например, если вас привлекли к ответственности за проезд на красный сигнал светофора в соответствии с частью 1 статьи 12.12.3 КоАП РФ и оштрафовали на 1000 рублей, но вы оплатили штраф только спустя 6 месяцев, то согласно действующему законодательству отсчет срока, предусмотренного статьей 4.6 КоАП РФ, пойдет с того момента, когда вы оплатили штраф. Так что с момента оплаты отсчитывайте год, по истечении которого вас не привлекут за однородное нарушение ПДД (статья 4.3 КоАП).

Многие водители, кстати, умышленно не оплачивают штраф за нарушения ПДД, за которые в течение года могут повторно привлечь к более серьезной ответственности. Дело в том, что многие считают, что раз срок привлечения к административной ответственности начинает течь не только с момента вступления постановления в законную силу, но также с момента оплаты штрафа, то в случае неуплаты штрафа этот срок не начинает отсчитываться, что, соответственно, якобы защищает водителя от привлечения к административной ответственности повторно.

Но это мнение ошибочно. Если вы, будучи привлеченным к административной ответственности, не оплатите штраф, то до момента уплаты штрафа за однородное нарушение ПДД вы будете привлечены к административной ответственности повторно со всеми отсюда вытекающими последствиями.

Смотрите также: Зимние штрафы ПДД: знаете ли вы, за что их можно получить?

Течение срока привлечения к административной ответственности касается и тех, кто был лишен прав. Многие водители полагают, что срок в соответствии со статьей 4.6 начинает действовать с момента сдачи прав в ГИБДД. Но это не так. Срок привлечения к административной ответственности начинает течь с момента возврата водительского удостоверения.

Для справки:

За какие повторные нарушения ПДД предусмотрен крупный штраф или лишение прав?

Часть 1.1 статьи 12.1 КоАП РФ

Повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке:

Штраф 5000 рублей или лишение прав сроком от 1 до 3 месяцев

Часть 7 статьи 12.9 КоАП РФ

Повторное нарушение части 4 и части 5 статьи 12.9 КоАП РФ (превышение установленной скорости 60-80 км/ч и более 80 км/ч соответственно)

Лишение прав сроком на 1 год (или 5000 рублей штраф, если нарушение зафиксировано комплексом фотовидеофиксации)

Часть 3 статьи 12.10 КоАП РФ

Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде

Лишение прав на 1 год

Часть 3 статьи 12.12.3 КоАП РФ

Повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика

Штраф 5000 рублей или лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев

Часть 3.1 статьи 12.16 КоАП РФ

Повторное движение во встречном направлении по односторонней дороге

Штраф 5000 рублей или лишение прав на 1 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *