Причины неисполнения плановых назначений

2.3. Анализ исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности

Целью анализа расходов по статьям плана ФХД является создание норм хозяйственной деятельности организации, что позволяет провести оценку полноты использования плана ФХД, обеспеченности учреждения материальными ресурсами, выявление причин отклонений фактических расходов от предусмотренных планом ФХД, проверка соблюдения установленных норм расходов.Отчеты государственного учреждения об исполнении бюджета (ф. 0503127), об исполнении планов ФХД по приносящей доход дея­тельности (ф. 0503137) можно считать одними из самых простых для составления и контроля. А вот соответствующий им Отчет бюджетно­го учреждения об исполнении плана финансово-хозяйственной дея­тельности (ф. 0503737) оказался значительно сложнее.

В процессе исполнения бюджетной сметы казенными учреждениями, плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетными и автономными учреждениями, государственные и муниципальные учреждения принимают на себя денежные обязательства перед физическими и юридическими лицами.

Принятие денежных обязательств заключается в праве осуществления расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах, доведенных учредителем ЛБО бюджетными сметами до казенных учреждений и плановых назначений, утвержденных учредителем плана финансово-хозяйственной деятельности, до бюджетных и автономных учреждений.

В бухгалтерском учете принятие денежных обязательств отражается в момент совершения хозяйственных операций по признаниюкредиторской задолженности, подлежащей погашению за счет средств учреждения:

— по начислению различных выплат работникам;

— учреждения;

— по начислению различных налогов, сборов и платежей в бюджет;

— по начислению задолженностей поставщикам и подрядчикам за полученные товары (работы, услуги);

— по начислению задолженностей по прочим хозяйственным операциям в соответствии с действующим законодательством.

Принятие денежных обязательств отражается в учете одновременно с признанием кредиторской задолженности учреждения, подлежащей погашению за счет средств учреждения.

Под средствами контроля понимаются конкретные процедуры, установленные руководством учреждения и осуществляемые сотрудниками учреждения на отдельных направлениях и участках финансово-хозяйственной деятельности с целью обеспечения эффективного и надежного управления деятельностью учреждения.

Конкретные действия и мероприятия по управлению финансово-хозяйственной деятельностью учреждения вытекают из разработанной руководством политики бухгалтерского учета учреждения и служат для ее реального воплощения.

Средства контроля, применяемые учреждением, разнообразны и определяются спецификой деятельности учреждения. При этом выделяются наиболее распространенные средства контроля, применяемые во всех учреждениях:

— на бухгалтерских документах необходимы распорядительные подписи руководителя и (или) главного бухгалтера либо других уполномоченных лиц;

— необходимо в определенные периоды проведение внутренних и внешних сверок расчетов;

— проведение встречных взаимопроверок бухгалтерских записей, система контроля со стороны старших бухгалтеров за качеством работы подчиненных им сотрудников;

— проверка правильности осуществления документооборота, в том числе сплошная нумерация создаваемых документов, регистрация документов в специальных журналах, брошюровка документов, порядка хранения и архивирования и т.д.;

— проведение плановых и внезапных инвентаризаций имущества и обязательств учреждения в соответствии с установленным порядком;

— использование для целей контроля информации, полученной из внешних источников;

— осуществление мер, направленных на ограничение несанкционированного доступа к активам учреждения;

— реализация мер, направленных на ограничение доступа неуполномоченных лиц к системе документооборота и ведения бухгалтерского учета;

— исследование динамики хозяйственных показателей, сравнительный анализ фактических показателей с плановыми и нормативными показателями, выявление причин существенных расхождений.

Средства контроля должны обеспечивать достижение следующих целей:

— достаточное разделение обязанностей;

— авторизация (разрешенность) операций;

— правильное документирование операций и их учет;

— обеспечение сохранности активов и бухгалтерских записей;

— независимые проверки деятельности.

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) формируется согласно Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государ­ственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. прика­зом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее–Инструкция № 33н). Данная форма является основной в комплекте квартальной отчетности.25

Большинство учреждений переве­дены в новый правовой статус с начала финансового года, и I квартал 2012 г. для многих стал дебютным в части формирования отчетности по Ин­струкции № 33н. По результатам определился круг проблем в порядке заполнения Отчета (ф. 0503737), которые можно поделить на две группы:

— связанные с порядком отраже­ния операций при переходе на новый тип учреждения в виде остатков про­шлого года. Данные проблемы носят временный характер и в следующем финансовом году будут неактуальны;

— связанные со сложностями по­нимания порядка заполнения отдель­ных разделов Отчета (ф. 0503737) и взаимоувязки показателей.

До перехода в новый статус бюд­жетные учреждения являлись участниками бюджетного процесса как полу­чатели бюджетных средств (ПБС), для которых согласно приказу Казначей­ства России от 07.10.2008 № 7н в орга­нах казначейства открывался счет с ко­дом 03 — лицевой счет ПБС. Со сменой типа изменился и код счета: 20 — лице­вой счет бюджетного учреждения, на котором осуществляется движение субсидии на выполнение государ­ственного задания и средств от прино­сящей доход деятельности (ПДД).26

В связи с закрытием счета 03 органы казначейства в начале 2012 г. осуще­ствили перечисление остатка денежных средств, полученных от ПДД в 2011 г., на счет 20. Таким образом, в учете учреж­дения возникла двойственная ситуация: с одной стороны, входящий остаток на счете 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения в органе казначейства» есть, а с другой стороны в Отчете о со­стоянии лицевого счета бюджетного уч­реждения (лицевого счета автономно­го учреждения) (ф. 0509401) наначало года указан «0».

При формировании Отчета (ф. 0503737) в разделе 1 «Доходы уч­реждения» исходной информацией для графы 5 являются данные по забалансовому счету 17, открытому к сче­там 0 201 11 000, 0 201 13 000. Опера­ции по зачислению на лицевые счета наличных денег, поступивших в кассу учреждения в виде доходов, в графу 5 не включаются. Для графы 7 необхо­димо использовать аналитические данные в разрезе видов доходов по счету 0 201 34 000 «Касса».

Главной особенностью Отчета (ф. 0503737) является то, что в состав кассового исполнения плановых на­значений включаются не только сум­мы доходов и расходов, проведенные безналичным путем, но и осущест­вленные наличными деньгами.

После заполнения разделов 1 и 2 определяется результат исполнения плановых назначений (дефицит/профи­цит), для которого выделена строка 450. Это разность между показателями строки 010 раздела 1 и строки 200 раз­дела 2 по всем графам, кроме графы 10.

Итогом работы по формированию Отчета (ф. 0503737) является составле­ние раздела 3 «Источники финансиро­вания дефицита средств учреждения».В обязательном порядке в Отчете (ф. 0503737) заполняются строки 700 (сумма строк 710 и 720) и 730 (сумма строк 731 и 732). Строки 520, 620, 820 и 830 являются частными случаям, их формирование зависит от особенно­стей деятельности учреждения.

При верном заполнении Отчета (ф. 0503737) данные по строке 450 «Результат исполнения (дефицит/ профицит)» должны совпадать с показателями по строке 500 «Ис­точники финансирования дефици­та средств» с обратным знаком.

Рассмотрим качество исполнения плана ФХД в ГБПОУ СО «Уральский техникум «Рифей» за 2011-2013 годы. Это хорошо просматривается в таблицах 4,5,6,заполненных на основании отчетов об исполнении учреждением плана ФХД (Приложение 9,10,11). Исполнение плановых назначений в бюджетных организациях осуществляется только через лицевые счета этой организации.

Таблица 4– Исполнение плана ФХД за 2011 г.

Наименование показателя

Утверждено плановых назначений, руб.

Исполнено плановых назначений, руб.

Не исполнено плановых назначений

Заработная плата

33 601 256,50

33 601 256,50

Прочие выплаты

70 698,00

70 698,00

Начисления на выплаты по оплате труда

11 354 303,00

11 354 303,00

Услуги связи

74 561,00

74 561,00

Транспортные услуги

242 308,00

242 308,00

Коммунальные услуги

7 331 233,00

4 058 728,00

3 272 505,00

Работы, услуги по содержанию имущества

3 640 474,00

3 606 731,00

33 743,00

Прочие работы, услуги

778 355,00

778 353,20

1,80

Прочие расходы

3 312 767,00

3 264 200,87

48 566,13

Увеличение стоимости материальных запасов

10 977 435,00

10 915 693,84

61 741,16

Пособия по социальной помощи населению

1 275 268,00

1 275 268,00

Увеличение стоимости основных средств

384 710,08

383 931,00

779,08

Расходы бюджета всего

74 104 250,58

69 626 032,41

3 417 336,17

Таблица 5 – Исполнение плана ФХД за 2012 г.

Наименование показателя

Утверждено плановых назначений

Исполнено плановых назначений

Не исполнено плановых назначений

1. Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

45 571 771,11

45 571 771,11

в том числе:

заработная плата

35 410 463,11

35 410 463,11

прочие выплаты

77 502,00

77 502,00

начисления на выплаты по оплате труда

10 083 806,00

10 083 806,00

2. Приобретение работ, услуг

7 610 499,59

6 520 404,62

1 090 094,97

в том числе:

услуги связи

41 923,25

41 923,25

транспортные услуги

150 655,00

150 655,00

коммунальные услуги

4 213 404,03

3 123 309,06

1 090 094,97

работы, услуги по содержанию имущества

2 422 981,46

2 422 981,46

прочие работы, услуги

781 535,85

781 535,85

3. Прочие расходы

2 528 007,42

2 528 007,42

4. Расходы по приобретению нефинансовых активов

12 210 808,88

12 262 650,34

-51 841,46

Окончание таблицы 5

в том числе:

основных средств

909 793,00

909 793,00

материальных запасов

11 301 015,88

11 352 857,34

-51841,46

Расходы всего

67 921 087,00

66 882 833,49

1 038 253,51

Таблица 6 – Исполнение плана ФХД за 2013 г.

Наименование показателя

Утверждено плановых назначений

Исполнено плановых назначений

Не исполнено плановых назначений

1. Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

50 085 539,00

50 085 539,00

в том числе:

заработная плата

38 654 804,00

38 654 804,00

прочие выплаты

53 900,00

53 900,00

начисления на выплаты по оплате труда

11 376 835,00

11 376 835,00

2. Приобретение работ, услуг

8 960 474,11

8 512 920,72

447 553,39

в том числе:

услуги связи

44 377,00

44 377,00

транспортные услуги

176 270,60

176 270,60

коммунальные услуги

5 290 094,97

4 886 576,57

403 518,40

работы, услуги по содержанию имущества

2 499 634,25

2 455 823,46

43 810,79

прочие работы, услуги

950 097,29

949 873,09

224,20

3. Прочие расходы

1 630 000,00

1 629 784,40

215,60

4. Расходы по приобретению нефинансовых активов

13 779 095,86

12 676 051,18

1 103 044,68

в том числе:

основных средств

701 010,00

701 010,00

материальных запасов

13 078 085,86

11 975 041,18

1 103 044,68

Расходы всего

74 455 108,97

73 365 014,00

1 090 094,97

Таблица 7 – анализ финансово – хозяйственной деятельности в 2011-2013 г.

Наименование показателя

Исполнено плановых назначений, руб. 2011 год

Исполнено плановых назначений, руб. 2012 год

Исполнено плановых назначений, руб. 2013 год

Отклонение 2012 к 2011 в %

Отклонение 2013 к 2012 в %

1. Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

45 026 257,50

45 571 771,11

50 085 539,00

35,63

9,91

в том числе:

заработная плата

33 601 256,50

35 410 463,11

38 654 804,00

5,38

9,16

прочие выплаты

70 698,00

77 502,00

53 900,00

9,62

-30,45

начисления на выплаты по оплате труда

11 354 303,00

10 083 806,00

11 376 835,00

-11,19

12,82

Окончание таблицы 7

2. Приобретение работ, услуг

8 760 681,20

6 520 404,62

8 512 920,72

-25,57

30,56

в том числе:

услуги связи

74 561,00

41 923,25

44 377,00

-43,77

5,85

транспортные услуги

242 308,00

150 655,00

176 270,60

-37,82

коммунальные услуги

4 058 728,00

3 123 309,06

4 886 576,57

-23,05

56,46

работы, услуги по содержанию имущества

3 606 731,00

2 422 981,46

2 455 823,46

-32,82

1,36

прочие работы, услуги

778 353,00

781 535,85

949 873,09

0,41

21,54

3. Прочие расходы

3 264 200,87

2 528 007,42

1 629 784,40

-22,55

-35,53

4. Расходы по приобретению нефинансовых активов

11 299 624,84

12 262 650,34

12 676 051,18

8,52

3,37

в том числе:

основных средств

383 931,00

909 793,00

701 010,00

236,97

-22,95

материальных запасов

10 915 693,84

11 352 857,34

11 975 041,18

4,01

5,48

Расходы всего

68 350 764,41

66 882 833,49

73 365 014,00

-2,15

9,69

В 2011 г. не использованы расходы по коммунальным услугам, так как в учреждении были поставлены счетчики на тепло, на горячую воду, на электроэнергию, в связи с этим значительно снизились расходы по сравнению с предыдущим годом. По остальным статьям денежные средства были выделены в конце декабря, на основании чего был скорректирован план, но средства освоить не успели. Остатки перешли на следующий год.

Так как остатки прошлого года перешли на текущий год, пошел перерасход бюджета 2012 и 2013 гг.

Общее финансирование за 2013 г. увеличилось по сравнению с прошлым годом на 9,69 % за счет увеличения:

— стоимости материальных запасов;

— коммунальных услуг;

— транспортных услуг;

— заработной платы;

— начислений на заработную плату.

Это происходит из-за повышения цен, увеличения окладов и минимальной заработной платы в области.

Рассмотрим качество исполнения плана ФХД в ГБПОУ СО «Уральский техникум «Рифей» от внебюджетной деятельности, приносящей доход за 2011-2013 годы.

Таблица 8 – Анализ исполнения плана ФХД от внебюджетной и приносящей доход деятельности за 2011-2013 гг.

Наименование показателя

Исполнено плановых назначений, руб. 2011

Исполнено плановых назначений, руб. 2012

Исполнено плановых назначений, руб. 2013

Отклонение 2012 к 2011, %

Отклонение 2013 к 2012, %

1. Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

533 817,79

737 717,05

551 498,05

38,20

-25,24

в том числе:

заработная плата

416 217,79

572 655,67

427 303,42

37,59

-25,38

начисления на выплаты по оплате труда

117 600,00

165 061,38

124 194,63

40,36

-24,76

2. Приобретение работ, услуг

1 234 426,58

1429 462,26

1 962 096,84

15,80

37,26

в том числе:

услуги связи

12 740,05

3 209,25

12 411,02

-74,81

286,73

транспортные услуги

1 500,00

3 607,00

5 233,50

140,47

45,09

коммунальные услуги

840 751,24

611 605,61

1 054 399,51

-27,26

72,4

арендная плата за пользованием имущества

0,00

306 683,78

242 800,22

-20,83

работы, услуги по содержанию имущества

162 404,87

257 292,12

350 082,95

58,43

36,06

прочие работы, услуги

214 030,42

247 064,50

297 169,64

15,43

20,28

3. Прочие расходы

215 519,95

45 716,26

43 934,95

-78,79

-3,9

4. Расходы по приобретению нефинансовых активов

622 251,99

734 554,15

928 738,60

18,05

26,44

в том числе:

основных средств

59 692,00

0,00

4 832,47

материальных запасов

562 559,99

734 554,15

923 906,13

30,57

25,78

Расходы всего

2 603 016,31

2 947 449,72

3 486 268,44

13,23

18,28

Рассмотревтаблицу 8можно сделать вывод, что по сравнению с прошлыми годами расходы по внебюджетной и приносящей доход деятельности увеличиваются, которые полностью зависят от доходов учреждения. Полученные доходы предприятие использует на свои неотложные нужды.

ФОРМА 0503164 СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА. ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ 0503164 СВЕДЕНИЯ

В графе 5 «Причины изменений» указываются причины внесенных уточнений со ссылкой на правовые основания их внесения (статья Бюджетного кодекса, закона о федеральном бюджете, распоряжение Правительства Российской Федерации и т.п.). При этом казначейские уведомления и справки об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на 2009 финансовый год и на плановый период 2010 — 2011 гг. правовыми основаниями, объясняющими причины отклонений бюджетной росписи от закона о бюджете, не являются.

Форма 0503164 «Сведения об исполнении бюджета»
Обращаем ваше внимание, что в предшествующей редакции Приказа 128н графа 1 заполнялась:
— — по доходам в разрезе кода бюджетной классификации доходов федерального бюджета (20 знаков) с выделением видов доходов (групп, подгрупп, статьи, подстатьи, элемента);
— — по расходам в разрезе кода бюджетной классификации расходов федерального бюджета (20 знаков) с выделением разделов, подразделов, целевых статей расходов;
— — по источникам финансирования дефицита бюджета в разрезе кода бюджетной классификации источников финансирования дефицита федерального бюджета (20 знаков) с выделением групп, подгрупп, статей (подстатья, элемент).
В соответствии с Приказом 115н:
— в графе 1 отражается код бюджетной классификации (20 знаков):
— в разделе «Доходы бюджета» — с выделением кода главы по БК, кодов видов доходов бюджетов по бюджетной классификации Российской Федерации;
— в разделе «Расходы бюджета» — с выделением кода главы по БК, кодов разделов, подразделов и целевых статей расходов бюджетов по бюджетной классификации Российской Федерации;
— в разделе «Источники финансирования дефицита бюджета» с выделением кода главы по БК, кодов групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицита бюджета;
— — в графе 3 соответственно по разделам приложения отражаются:
по доходам бюджета и поступлениям источников финансирования дефицита бюджета — прогнозные показатели доходов бюджета на финансовый год. Кроме того, информация по доходам представляется только по данным, имеющим прогнозные показатели в графе 3.
Строка 450 графы 3 не заполняется.
— В графе 5 — отражается соответственно по разделам приложения разность показателей исполнения по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета и прогнозных показателей на текущий (отчетный) финансовый год (графа 5 = графа 4 — графа 3);
— в графе 6 — отражается процент исполнения по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета (графа 4) от прогнозных показателей на текущий (отчетный) финансовый год (графа 3) (гр. 6 = гр. 4 / гр. 3 x 100%).
Кроме того, напоминаем, что в случае включения расходов, осуществляемых за счет средств, поступающих от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными организациями, отражаемые по виду расходов 039, при описании причин отклонений (графа 7) исполнения от бюджетной росписи с учетом изменений необходимо обособить суммы средств, поступающих от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными организациями и направленных на содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы (далее — дополнительный источник финансирования). Пример: по разделу 07 подразделу 05 целевой статье 4280000 сумма, отраженная в графе 3, составила 20000 рублей, исполнение (графа 4) с учетом дополнительного источника финансирования составило 19500 рублей, отклонение (графа 5) составило (-) 500 рублей, процент исполнения к бюджетной росписи с учетом изменений составляет 97,5 процента (графа 6), сумма дополнительного источника финансирования составила 3000 рублей, процент исполнения за вычетом дополнительного источника к бюджетной росписи с учетом изменений составляет 82,5% = (19500 — 3000) : 20000 x 100% и отражается в графе 7.
Таким образом, в форме 0503164 исполнение в графе 4 следует отразить 19500 рублей, в графе 5 разница отклонения показателя исполнения от планового (-) 500 рублей, а описывать причины отклонений (графа 7) следует исходя из исполнения данного показателя 82,5 процента (графа 7). Кроме того, необходимо указать сумму дополнительного источника финансирования — 3000 рублей (графа 7).
Обращаем ваше внимание, что в графе 7 «Причины исполнения от планового процента исполнения» причины отклонения показателя исполнения от планового показателя по всем разделам формы следует развернуто описать в текстовой части Пояснительной записки ф. 0503160. Кроме того, причины «Длительность сроков заключения государственных контрактов» и «Необходимость резервирования денежных средств для обеспечения выполнения возложенных функций» должны представляться с указанием причин длительности и резервирования.
Итоговые строки по доходам бюджета (строка 010), расходам бюджета (строка 200), результату исполнения бюджета (дефициту/профициту) (строка 450), источникам финансирования дефицита бюджета (строка 500), источникам внутреннего финансирования бюджета (строка 520), источникам внешнего финансирования бюджета (строка 620) должны соответствовать показателям Отчета (форма 0503127) строке 010 — по доходам бюджета, строке 200 — по расходам бюджета, строке 450 — по результату исполнения (дефицит/профицит), строке 500 — по источникам финансирования дефицита бюджета, строке 520 — по источникам внутреннего финансирования бюджета, строке 620 — источникам внешнего финансирования бюджета.
Пример заполнения формы 0503164 «Сведения
об исполнении бюджета» ┌───────────────────────────┬──────┬──────────┬──────┬─────────────────────────────────────────┐ │ Код по бюджетной │ Код │Утверж- │Испол-│ Показатели исполнения │ │ классификации │строки│денные │нено, ├───────┬───────┬─────────────────────────┤ │ │ │бюджетные │руб. │не ис- │процент│ причины отклонений от │ │ │ │назначения│ │полнено│испол- │ планового процента │ │ │ │ │ │сумма, │нения, │ исполнения │ │ │ │ │ │руб. │% │ │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────────────┤ │1. Доходы бюджета, всего │ 10 │ 2000 │ 2500 │ 500 │ 125 │Улучшение результатов │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┤финансово-хозяйственной │ │ из них: │ │ 1500 │ 2000 │ 500 │ 125 │деятельности предприятий │ │092 1 01 01011 01 0000 000 │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┤ │ │ 2. Расходы бюджета, всего │ 200 │ 30000 │25000 │ -5000 │ 83,3 │ │ │ из них: │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┤ │ │ 092 0108 0300000 000 000 │ │ 3000 │ 2950 │ -50 │ 98,3 │ │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────────────┤ │ 092 0504 1040000 000 000 │ │ 200 │ — │ -200 │ 0 │Отсутствие Порядка, │ │ │ │ │ │ │ │регламентирующего условия│ │ │ │ │ │ │ │финансирования расходов, │ │ │ │ │ │ │ │предусмотренных в форме │ │ │ │ │ │ │ │безвозмездных субсидий │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────────────┤ │ 092 0705 4280000 000 000 │ │ 20000 │19500 │ -500 │ 97,5 │Экономия по итогам │ │ │ │ │ │ │ │проведения конкурсных │ │ │ │ │ │ │ │процедур. Кроме того, │ │ │ │ │ │ │ │дополнительный источник │ │ │ │ │ │ │ │финансирования составил │ │ │ │ │ │ │ │3000 рублей. Процент │ │ │ │ │ │ │ │исполнения без аренды │ │ │ │ │ │ │ │82,5 │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────────────┤ │ Результат исполнения │ 450 │ X │-22500│ X │ │ │ │бюджета (дефицит/профицит) │ │ │ │ │ │ │ │ (стр. 010 — стр. 200) │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────────────┤ │3. Источники финансирования│ 500 │ 28000 │22500 │ -5500 │ 80,4 │ │ │ дефицита бюджета │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┤ │ │ из них: │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────────────┤ │Источники внутреннего │ 520 │ -8000 │ 500 │ 7520 │ │ │ │финансирования дефицита │ │ │ │ │ │ │ │бюджета │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────────────┤ │ из них: │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────────────┤ │092 01 01 00 00 01 0005 000│ 520 │ -8000 │ 500 │ 7520 │ │См. пояснительную записку│ │ │ │ │ │ │ │ф. 0503160 стр. _________│ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────────────┤ │ Источники внешнего │ 620 │ -20000 │-22000│ -2000 │ │См. пояснительную записку│ │ финансирования дефицита │ │ │ │ │ │ф. 0503160 стр. _________│ │ бюджета │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────────────┤ │ из них: │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────────┼──────┼──────────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────────────┤ │092 02 04 03 00 01 0000 000│ 620 │ -20000 │-22000│ -2000 │ │См. пояснительную записку│ │ │ │ │ │ │ │ф. 0503160 стр. _________│ └───────────────────────────┴──────┴──────────┴──────┴───────┴───────┴─────────────────────────┘
Страницы: 8 из 27 cодержание следующая —>

>Бюджетная отчетность: особенности составления форм 0503127 и 0503164

Особенности составления отчетности ГРБС, ГАДБ, ГАИФ*

Примечание:
* ГРБС — главные распорядители средств бюджета, ГАДБ — главные администраторы доходов бюджета, ГАИФ — главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

Заполнение рассматриваемых отчетных форм ГРБС, ГАДБ, ГАИФ осуществляется аналогично вышеизложенному порядку с учетом некоторых особенностей.

Отчет (ф. 0503127)

В соответствии с пунктом 55 Инструкции № 191н графа 4 «Утвержденные бюджетные назначения» раздела 1 «Доходы бюджета» Отчета (ф. 0503127) заполняется ГАДБ в сумме утвержденных на текущий финансовый год законом (решением) о бюджете плановых показателей по закрепленным за ним доходам бюджета.

Так, в настоящее время Федеральным законом от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее — Закон № 216-ФЗ) плановые показатели доходов федерального бюджета за администраторами не закрепляются, и поэтому главные администраторы доходов федерального бюджета данную графу не заполняют.

Графу 4 «Утвержденные бюджетные назначения» раздела 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» Отчета (ф. 0503127) ГАИФ заполняют:

  • по поступлениям источников финансирования дефицита бюджета — в сумме утвержденных на текущий финансовый год законом (решением) о бюджете плановых показателей;
  • по выплатам источников финансирования дефицита бюджета — в сумме бюджетных ассигнований согласно утвержденной сводной бюджетной росписи (бюджетной росписи) на основании данных по соответствующим счетам счета 150310000 «Бюджетные ассигнования текущего финансового года».

Пример заполнения ГАДБ, ГАИФ разделов 1, 3 Отчета (ф. 0503127) приведен в таблице 5.

В разделе «Расходы бюджета» Отчета (ф. 0503127) в графе 4 «Утвержденные бюджетные назначения» ГРБС отражает утвержденный (доведенный) в соответствующем порядке объем бюджетных ассигнований на основании данных по соответствующим счетам счета 1 503 10 000 «Бюджетные ассигнования текущего финансового года»; в графе 5 «Лимиты бюджетных обязательств» данного раздела указываются утвержденные (доведенные) объемы лимитов бюджетных обязательств на основании данных по счетам аналитического учета счета 1 501 10 000 «Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года».

Следует подробней остановиться на вопросе отражения показателей бюджетных ассигнований: какие коды должны отражаться в данной графе — группировочные или детализированные?

Бюджетные ассигнования утверждаются Сводной бюджетной росписью.

Так, Порядком № 159н сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется и доводится до ГРБС в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета.

Дальнейшая детализация бюджетных ассигнований по кодам КОСГУ производится ГРБС в бюджетной росписи ГРБС.

Таким образом, если ГРБС в своей бюджетной росписи утверждает доведенные до него бюджетные ассигнования по укрупненным кодам КОСГУ (а именно: 200, 210, 220, 230, 240, 250, 260, 300, 500), соответственно, в такой же структуре бюджетные ассигнования и должны указываться в Отчете (ф. 0503127). При этом не следует забывать, что по этим строкам (с бюджетными ассигнованиями по группировочным кодам КОСГУ) необходимо отражать обобщенные показатели исполнения (так называемое «поднятие» или «подитог»), для того чтобы рассчитать показатель неисполненных бюджетных ассигнований (графа 10, таблица 6).

Если ГРБС ведет свою бюджетную роспись по детализированным кодам КОСГУ, то никаких обобщенных показателей исполнения указывать не следует.

Следует выделить и «смешанный» вариант. Он заключается в том, что бюджетные ассигнования ведутся по детализированным кодам КОСГУ (221-226), а по укрупненному коду КОСГУ (220) утверждается недетализированный остаток (аналогично лимитам бюджетных обязательств).

В таком случае по строкам, в которых по укрупненным кодам КОСГУ отражается недетализированный остаток бюджетных ассигнований, обобщенный показатель исполнения указывать не следует.

Таким образом, заполнение графы 4 зависит от того, как ведется бюджетная роспись ГРБС, а формирование обобщенных показателей исполнения — от наличия в графе 4 бюджетных ассигнований, весь объем которых указан по группировочному коду КОСГУ.

Пример составления ГРБС раздела 2 Отчета (ф. 0503127) приведен в таблице 6.

Сведения (ф. 0503164)

В разделах 1 и 3 (в части поступления источников финансирования дефицита бюджета) Сведений (ф. 0503164) ГАДБ, ГАИФ в графе 3 указываются плановые (прогнозные) показатели доходов бюджета на очередной финансовый год.

Прогнозные показатели указываются в случае, если Законом (решением) о бюджете плановые показатели не утверждаются, а в соответствующий финансовый орган представляется прогноз поступления доходов. Например, Законом № 216-ФЗ не утверждены плановые показатели по доходам, но главными администраторами доходов федерального бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета представляется прогноз поступлений, который и необходимо указывать в графе 3 Сведений (ф. 0503164). В данном случае графа 3 разделов 1 и 3 Сведений (ф. 0503164) не будет аналогичной графе 4 разделов 1 и 3 Отчета (ф. 0503127).

Пример

ГАДБ представил в финансовый орган прогноз поступлений на финансовый год:

— по доходам на общую сумму 140 000,00 руб., в том числе:

по коду 167 1 16 90010 01 0000 140 120 000,00 руб.

по коду 167 2 18 01010 01 0000 151 20 000,00 руб.

— по источникам финансирования дефицита бюджета по коду 167 01 06 01 00 01 0000 630 на сумму 50 000,00 руб.

Кассовое исполнение по данным кодам составило 95 000,00 руб., 20 000,00 руб. и 52 000,00 руб. соответственно.

Будем считать, что в нашем примере финансовый орган не установил критерии определения показателей, подлежащих отражению в Сведениях (ф. 0503164).

Согласно Инструкции № 191н, как уже отмечалось, в Сведениях отражаются те показатели, по которым имеются отклонения между прогнозными и фактически исполненными показателями, то есть из нашего примера — данные по коду 167 1 16 90010 01 0000 140, по которому сложилось недовыполнение прогноза (120 000,00 руб. — 95 000,00 руб. = 25 000,00 руб.) и по коду 167 01 06 01 00 01 0000 630, по которому сложилось перевыполнение прогноза (50 000,00 руб. — 52 000,00 руб. = -2 000,00 руб.), с указанием причины отклонений в графе 7.

По коду 167 2 18 01010 01 0000 151 прогноз выполнен на 100 %, а по кодам 167 1 11 02012 01 0000 120, 167 01 06 08 00 01 0000 640, 167 01 06 03 00 01 0005 171 прогноз отсутствует.

Соответственно, данные показатели не включаются в Сведения (ф. 0503164).

Графы 3 «Утвержденные бюджетные назначений» и 4 «Исполнено» по разделам 2 и 3 (в части выбытий источников финансирования дефицита бюджета) формируются на основании показателей Отчета (ф. 0503127) ГРБС, соответственно граф 4 «Утвержденные бюджетные назначения) и 9 «Исполнено, всего» (по разделу расходы), 8 «Исполнено, всего» (по разделу ИФД), сформированного на отчетную дату.

Пример заполнения Сведений (ф. 0503164) приведен в таблице 7.

В то же время, следует отметить, что принимающие органы могут устанавливать некоторые нюансы заполнения Сведений (ф. 0503164). Так, например, Федеральное казначейство в письме от 05.02.2013 № 42-7.4-05/2.1-77 устанавливает следующие критерии:

  • по разделу 1 формируются показатели (в разрезе кодов главы, видов, подвидов доходов бюджетов по бюджетной классификации Российской Федерации, кодов КОСГУ (в то время как в соответствии с Инструкцией № 191н указывается код главы и вида доходов бюджета)), по которым исполнение на отчетную дату не соответствует прогнозным показателям на отчетный период (а не на финансовый год, как установлено Инструкцией № 191н), а также по которым прогнозные показатели отсутствуют;
  • по разделу 2 формируются показатели, по которым по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября исполнение составило соответственно менее 20 %, 45 %, 70 % от утвержденных годовых назначений.

Например, Сведения составляются по состоянию на 1 октября, следовательно, в разделе 1 отражается прогноз поступлений на 9 месяцев (будем считать приведенные выше прогнозные данные как за 9 месяцев), а раздел 2 формируется по показателям, кассовое исполнение по которым составило менее 70 % от утвержденных годовых назначений.

В разделе 3 отражаются годовые плановые (прогнозные) назначения (в соответствии с Инструкцией № 191н), так как иное Федеральным казначейством не установлено.

При этом в графе 3 по сроке 010 «Доходы бюджета, всего» отражается итоговая сумма по прогнозным показателям доходов, по строке 500 «Источники финансирования дефицита бюджета, всего» отражается показатель графы 4 «Утвержденные бюджетные назначения» раздела 3 ф. 0503127, графа 5 по этим строкам рассчитывается как разница строк 4 и 3 (см. контрольные соотношения к показателям бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, представляемой в Федеральное казначейство — размещены на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru в разделе «Методический кабинет», подразделе «Учет и отчетность»).

По условиям примера, приведнным выше, и с учетом критериев, установленных Федеральным казначейством, Сведения (ф. 0503164) будут заполнены в порядке, приведенном в таблице 8.

>КВАРТАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И РАВНОМЕРНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

КВАРТАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И РАВНОМЕРНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Шихов А.Ю.,
редактор-эксперт ИД «Советник бухгалтера»;

Слепцова М.С.,
главный бухгалтер бюджетного учреждения

С 1 февраля 2011 года при составлении бюджетной отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее — Инструкция № 191н, Приказ № 191н).
О том, какую информацию можно почерпнуть из форм квартальной отчетности в 2011 году не только бухгалтеру, но и руководителю учреждения, мы расскажем в этой статье.

Для кого предназначена бюджетная отчетность в 2011 году?

Обратите внимание, что Инструкция № 191н распространяется на всех участников бюджетного процесса, включая государственные академии наук и созданные ими учреждения, а также на бюджетные учреждения до принятия соответствующими органами исполнительной власти решения о предоставлении им субсидии в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ с учетом положений частей 15 и 16 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Отметим, что с 2011 года казенные учреждения являются получателями бюджетных средств и полноправными участниками бюджетного процесса.
При этом пунктом 4 Приказа № 191н признаны утратившими силу Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденная приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н, а также приказ от 09.11.2009 № 115н, которым были внесены изменения и дополнения в названную Инструкцию.
Напомним, что в соответствии с ч. 13 ст. 33 Закона № 83-ФЗ до 1 июля 2011 года органы исполнительной власти должны принять решение о предоставлении бюджетным учреждениям соответствующих субсидий. Следовательно, бюджетные учреждения будут применять Инструкцию № 191н при составлении отчетности за первый и второй кварталы 2011 года.
Очевидно, до 1 июля 2011 года Минфином будут разработаны и утверждены соответствующие инструкции по составлению и представлению отчетности для бюджетных и автономных учреждений.

Инструкция № 191н и Единый план счетов

Отметим, что в Инструкции № 191н в целом сохранена преемственность от предыдущих инструкций по составлению бюджетной отчетности. При этом общая структура форм отчетности, порядок формирования отчетных показателей практически не изменился. Номера и названия счетов бухгалтерского учета в тексте Инструкции № 191н и формах отчетности, как правило, приведены в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции № 157н бюджетная отчетность, как и прежде, составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами, органами Казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, по состоянию на:
— месяц (месячная) — на первое число месяца, следующего за отчетным;
— квартал (квартальная) — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
— год (годовая) — на 1 января года, следующего за отчетным.
По-прежнему месячная и квартальная отчетности являются промежуточными и составляются нарастающим итогом с начала текущего финансового года.
Обратите внимание, что, согласно пункту 10 Инструкции № 191н, учредителю бюджетных и автономных учреждений в 2011 году при составлении бюджетной отчетности необходимо учитывать показатели сводной финансовой отчетности бюджетных и автономных учреждений.
Состав бюджетной отчетности не изменился. Согласно пункту 11 Инструкции № 191н в состав квартальной отчетности включаются следующие формы:
— Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503114);
— Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
— Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137).
Кроме того, в состав Пояснительной записки к квартальной отчетности включается:
— Таблица № 3 «Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете»;
— Сведения о количестве подведомственных учреждений (ф. 0503161);
— Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
— Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177);
— Сведения о кассовом исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503182).
Напомним, что в соответствии с п. 3.4 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) казенные, бюджетные, автономные учреждения обеспечивают открытость и доступность годовой бухгалтерской отчетности. Поскольку годовая отчетность формируется нарастающим итогом в течение года, то руководителю учреждения, учредителю, главному распорядителю бюджетных средств важно контролировать исполнение бюджета по расходам в течение года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *