Приказ ГП РФ 188

О КОМИССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31.07.2008, предусмотрено принятие мер по соблюдению государственными служащими общих принципов служебного поведения, обеспечению действенного функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.

В целях реализации Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885, повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения служебных обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе и противодействия коррупции, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов», руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

В связи с утратой силы Указа Президента РФ от 03.03.2007 N 269, следует руководствоваться принятым взамен Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821.

1. Создать комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

2. Утвердить Положение о комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов и состав комиссии.

3. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору Фридинскому С.Н. создать комиссию Главной военной прокуратуры по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

4. Настоящий Приказ и утвержденное им Положение опубликовать в журнале «Законность».

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора Фридинского С.Н.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 19.09.2008 N 188

ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), Указами Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» и от 12.08.2002 N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и определяет порядок образования и деятельности комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия).

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и настоящим Положением.

1.3. Основными задачами комиссии являются:

обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими (далее — гражданские служащие) требований к служебному поведению;

урегулирование конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества;

обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения служебных обязанностей гражданскими служащими;

исключение злоупотреблений со стороны гражданских служащих на государственной службе;

противодействие коррупции.

1.4. Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — должности гражданской службы) в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

2. Порядок образования комиссии

2.1. Комиссия образуется приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

В состав комиссии входят уполномоченные Генеральным прокурором Российской Федерации гражданские служащие — представители управления кадров, Главного управления обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры, правового управления, управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и структурного подразделения, где гражданский служащий, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению или об урегулировании конфликта интересов, замещает должность гражданской службы, а также представители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее — научные организации и образовательные учреждения), других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с государственной гражданской службой Российской Федерации (далее — гражданская служба), без указания персональных данных экспертов.

2.2. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

2.3. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

2.4. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.

3. Порядок включения в состав комиссии независимых экспертов

3.1. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, курирующий работу управления кадров, направляет запросы в научные организации и образовательные учреждения, другие организации с предложением направить своих представителей в состав комиссии в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой. Запрос направляется без указания персональных данных экспертов.

3.2. Независимыми экспертами в составе комиссии могут быть работающие в научных организациях и образовательных учреждениях, других организациях граждане Российской Федерации.

Предпочтение при включении в состав комиссии в качестве независимых экспертов представителей научных организаций и образовательных учреждений, других организаций должно быть отдано лицам, трудовая (служебная) деятельность которых в течение трех и более лет была связана с гражданской службой.

Деятельностью, связанной с гражданской службой, считается преподавательская, научная или иная деятельность, касающаяся вопросов гражданской службы, а также предшествующее замещение государственных должностей или должностей гражданской службы в государственных органах.

3.3. Независимые эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе. Оплата труда независимых экспертов осуществляется на основе договора, заключаемого между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и независимым экспертом, участвующим в работе комиссии, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание органов прокуратуры Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

4. Порядок работы комиссии

4.1. Основанием для проведения заседания комиссии является:

полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан информация о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении гражданским служащим требований к служебному поведению, предусмотренных статьей 18 Федерального закона и Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885;

информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

4.2. Информация,указанная в пункте 4.1 настоящего Положения, представляется в письменном виде и должна содержать следующие сведения:

фамилию, имя, отчество гражданского служащего и замещаемую им должность гражданской службы;

описание нарушения гражданским служащим требований к служебному поведению или признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

данные об источнике информации.

4.3. В комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие нарушение гражданским служащим требований к служебному поведению или наличие у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

4.4. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

4.5. Председатель комиссии в 3-дневный срок со дня поступления информации, указанной в пункте 4.1 настоящего Положения, выносит решение о проведении проверки этой информации, в том числе материалов, указанных в пункте 4.3 настоящего Положения.

Проверка информации и материалов осуществляется в месячный срок со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до двух месяцев по решению председателя комиссии.

В случае поступления в комиссию информации о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего работу управления кадров, в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов: усиления контроля за исполнением гражданским служащим его должностных обязанностей, отстранения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов или иных мер.

4.6. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, курирующий работу управления кадров, после получения информации о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в том числе в случае установления подобного факта комиссией, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:

исключить возможность участия гражданского служащего в принятии решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов;

в соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона вправе отстранить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов.

4.7. Председатель комиссии вправе запрашивать дополнительные сведения, необходимые для работы комиссии, от руководителей структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

4.8. Дата, время и место заседания комиссии устанавливаются ее председателем после сбора материалов, подтверждающих либо опровергающих информацию, указанную в пункте 4.1 настоящего Положения.

Секретарь комиссии решает организационные вопросы, связанные с подготовкой заседания комиссии, а также извещает членов комиссии о дате, времени и месте заседания, о вопросах, включенных в повестку дня, не позднее чем за семь рабочих дней до дня заседания.

4.9. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

4.10. При возможном возникновении конфликта интересов у членов комиссии в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом. В подобном случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанных вопросов.

4.11. Заседание комиссии проводится в присутствии гражданского служащего. На заседании комиссии может присутствовать уполномоченный гражданским служащим представитель. Заседание комиссии переносится, если гражданский служащий не может участвовать в заседании по уважительной причине. На заседание комиссии могут приглашаться руководители и работники структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители заинтересованных организаций.

4.12. На заседании комиссии заслушиваются пояснения гражданского служащего, рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня заседания. Комиссия вправе пригласить на свое заседание иных лиц и заслушать их устные или рассмотреть письменные пояснения.

4.13. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

4.14. По итогам рассмотрения информации, указанной в пункте 4.1 настоящего Положения, комиссия может принять одно из следующих решений:

установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения гражданским служащим требований к служебному поведению;

установить, что гражданский служащий нарушил требования к служебному поведению. В этом случае представителю нанимателя рекомендуется указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению, а также провести в структурном подразделении, в котором гражданский служащий замещает должность государственного служащего, мероприятия по разъяснению гражданским служащим необходимости соблюдения требований к служебному поведению;

установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

установить факт наличия личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, курирующему работу управления кадров, предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта интересов.

4.15. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.

4.16. При установлении комиссией обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) гражданского служащего, в том числе в случае неисполнения им обязанности сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению такого конфликта, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, курирующий работу управления кадров, после получения от комиссии соответствующей информации может привлечь гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

4.17. В случае установления комиссией факта совершения гражданским служащим действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в соответствующие правоохранительные органы.

5. Порядок оформления решений комиссии

5.1. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в ее заседании. Решения комиссии носят рекомендательный характер.

5.2. В решении комиссии указываются:

фамилия, имя, отчество, должность гражданского служащего, в отношении которого рассматривался вопрос о нарушении требований к служебному поведению или о наличии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

источник информации, ставшей основанием для проведения заседания комиссии;

дата поступления информации в комиссию и дата ее рассмотрения на заседании комиссии, существо информации;

фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;

существа решения и его обоснование;

результаты голосования.

5.3. Член комиссии, не согласный с решением комиссии, вправе в письменном виде изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии.

5.4. Копии решения комиссии в течение трех дней со дня его принятия направляются заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, курирующему работу управления кадров, гражданскому служащему, а также по решению комиссии — иным заинтересованным лицам.

5.5. Решение комиссии может быть обжаловано гражданским служащим в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5.6. Решение комиссии, принятое в отношении гражданского служащего, хранится в его личном деле.

5.7. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на управление кадров и Главное управление обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Теория и практика прокурорского надзора по вопросам исполнения законов о несовершеннолетних и молодёжи Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 347.9

Т. Н. Островская

доцент, кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЁЖИ

Аннотация: В статье исследуется роль и значение прокурорского надзора в вопросах зашиты прав и свобод несовершеннолетних и молодёжи. Автором приведены конкретные примеры из практики прокурорского реагирования на установленные нарушения прав указанной группы граждан в различных сферах жизни и деятельности: социальное обеспечение, образование и т.д. Статья содержит практические сведения о правозащитной деятельности органов прокуратуры Пензенской области. Информационные материалы, статистические данные, нормативные правовые акты, проанализированные автором, показывают приоритетность задач, поставленных перед прокурорами в сфере защиты прав несовершеннолетних и молодежи. Приведенные в статье примеры взяты из реальной жизни, прокурорской и судебной практики. Они позволяют сделать выводы о том, насколько трудна и ответственна роль прокуратуры в обеспечении эффективности прокурорского надзора: чтобы ни один факт нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних не остался без внимания и ни один нарушитель не ушёл от предусмотренной законом ответственности. В статье указаны результаты применения актов прокурорского реагирования, даны рекомендации о расширении надзорных функций и полномочий прокуроров.

Ключевые слова: прокурорский надзор, защита, права, несовершеннолетние, преступность, законодательство, уголовные дела, средства массовой информации.

T. N. Ostrovskaya

associate professor, department of Criminal Law Penza State University, Penza, Russia

THEORY AND PRACTICE OF THE PROSECUTOR’S SUPERVISION ON EXECUTION OF LAWS ON MINOR AND YOUNG PEOPLE

Abstract: This article examines role and importance of prosecutors’ supervisory activity in protection of rights and

Key words: prosecutor’s supervision, protection, rights, minors, crime, legislation, criminal cases, media.

Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности. Прокуратура Российской Федерации строит свою работу с учётом требований Конституции России и федеральных законов, направленных на соблюдение прав и свобод человека, и гражданина, защиту интересов несовершеннолетних и молодёжи во всех сферах деятельности.

Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами общества. Реализация этих положений предполагает заботу о повышении качества образования, улучшении идеологического и нравственного воспитания молодёжи.

Эффективность решения социальных проблем и проблем воспитания несовершеннолетних и молодёжи во многом зависит от того, насколько грамотно и чётко взаимодействуют государственные и общественные организации, правоохранительные структуры и граждане.

Важная роль в выполнении этих задач отводится прокурорскому надзору. В целях предотвращения нарушений законных прав и интересов несовершеннолетних и молодёжи,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

повышения результативности надзора, Генеральной прокуратурой Российской Федерации издан приказ №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи». Приказ предписывает «прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, поставить дело таким образом, чтобы прокурорский надзор обеспечивал исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодёжи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних» .

При осуществлении надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи прокуратура обладает широкими полномочиями. Прокуроры систематически проводят проверки исполнения законов о социальной защите несовершеннолетних, о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию об охране здоровья и жизни и т.д. Установив факты нарушений прав и законных интересов детей, прокуроры принимают исчерпывающие меры по их восстановлению и привлечению к предусмотренной законом ответственности лиц, нарушивших закон. Эта работа прокуроров Пензенской области систематически освещалась в средствах массовой информации. В 2010 году профилактической работе, направленной на пресечение правонарушений и преступности несовершеннолетних, охране их прав и законных интересов, было посвящено — 1442 сообщения в СМИ. За 2011 — 1596; 2012 — 1735 .

Например: Прокуратурой Вадинского района проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении доступа образовательных учреждений района к информационной сети «Интернет», внедрении средств и устройств, исключающих доступ учащихся образовательных учреждений к сайтам и материалам, несовместимым с задачами обучения.

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено требование о том, что «органы государственной власти России принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» .

Проверкой установлено, что в образовательных учреждениях Вадинского района имеется свободный доступ к материалам экстремистского характера через сеть «Интернет». Так, имеется возможность просмотра и «скачивания» кинофильмов, которые

пропагандируют превосходство одной нации над другими, оскорбляют национальные чувства граждан: «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа», а также других материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов.

Реализация воспитательной функции является неотъемлемой частью образовательного процесса, в значительной степени, определяющей возможность практического достижения целей образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», а также имеющей, наряду с семейным воспитанием, первостепенное значение для развития и становления личности ребенка, как законопослушного гражданина и полноценного члена общества.

В целях устранения выявленных нарушений прокурором района директорам образовательных учреждений внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены.

Другим примером надзорной деятельности прокуратуры является правозащитная функция прокуратуры. Прокуратура г. Кузнецка Пензенской области провела проверку исполнения законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Пензенский дом ребёнка» г. Кузнецка воспитываются 86 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Многие дети тяжело больны. У некоторых имеются родители, лишённые родительских прав или отказавшиеся от детей. Согласно нормам Семейного кодекса РФ, указанная категория «родителей», обязана выплачивать алименты на содержание детей. В доме ребёнка находятся 25 несовершеннолетних, родители которых обязаны выплачивать средства на их содержание. Прокурор г. Кузнецка, осуществляя свои функции, направил в суд исковые заявления в защиту прав детей, о взыскании денежных средств с их родителей. Суд в полном объёме удовлетворил исковые требования прокурора.

Согласно ч.1 ст.38 Конституции РФ, «материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Часть 2 этой статьи возлагает на родителей обязанность заботиться о детях, воспитывать их» .

Однако, как показывают прокурорские проверки, не все родители, честно и ответственно относятся к исполнению своих родительских обязанностей, а чиновники не всегда принципиально реагируют на нарушения законных прав и интересов детей.

Вадинским районным судом 7 июня 2011 года вынесено решение по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора района о лишении Ш. родительских прав. В судебном заседании установлено, что она, являясь матерью 4 несовершеннолетних детей, уклонялась от выполнения своих родительских обязанностей. Воспитанием детей не занималась, неоднократно привлекалась к административной ответственности, отбывала наказание в местах лишения свободы. Ш. не заботилась о здоровье детей их физическом, психическом, духовном развитии. Мать не проявляла к ним должного внимания и заботы, материально не содержала. Ею неоднократно в присутствии детей предпринимались попытки суицида. В состоянии алкогольного опьянения Ш. представляет опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних детей. Суд, с учетом мнения помощника прокурора района лишил Ш. родительских прав в отношении всех 4 несовершеннолетних детей и взыскал с нее алименты в размере УУ части заработка или иного дохода в их пользу.

Прокуратура Лунинского района Пензенской области выявила факт вовлечения родителем в систематическое занятие попрошайничеством своих детей. Установлено, что гр-ка К., являясь матерью малолетних детей, не занималась их воспитанием, не проявляла должной заботы об их здоровье, а посылала их в центр посёлка Лунино просить деньги у прохожих.

Прокурор усмотрел в её действиях признаки состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 151 УК РФ — вовлечение несовершеннолетних в систематическое занятие попрошайничеством.

По результатам прокурорской проверки вынесено постановление о направлении материалов в Следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании. Возбуждено уголовное дело, которое расследовано и направлено в суд. В судебном заседании К. признала свою вину. Однако, она не в полной мере осознала общественную опасность и аморальность своих действий. Суд, с учётом мнения государственного обвинителя, признав К. виновной, назначил ей наказание в виде условного осуждения на 1 год и 6 месяцев, с испытательным сроком 1 год.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Это только небольшая часть примеров из надзорной деятельности прокуратуры по защите и восстановлению прав несовершеннолетних. Однако эта работа более обширна и значительна, поскольку охватывает почти все сферы жизни и деятельности подростков. Приказ Генерального прокурора России №188 предписывает прокурорам «своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и

имущественных прав несовершеннолетних. Принимать исчерпывающие меры к их восстановлению» .

Примером такой работы может служить результат проверки, которую провела прокуратура Лопатинского района Пензенской области. Проверено исполнение Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что Н. является ребёнком-сиротой. Её родители умерли. До поступления на учёбу и вселение в общежитие девушка проживала у бабушки. Своего жилья не имела. Постановлением главы администрации сельского совета от 1 марта 2012 года она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако жилое помещение ей предоставлено не было. Поскольку Н. относилась к социально-незащищённым категориям граждан и не способна защитить свои законные права и интересы, прокурор района обратился в суд с исковым заявлением. В заявлении он просил обязать администрацию района предоставить Н. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам. Суд удовлетворил исковые требования прокурора.

Большое значение в соблюдении законов о несовершеннолетних и молодёжи имеет своевременное реагирование прокуратуры на факты некачественного расследования преступлений, совершённых подростками или с их участием. Нередко допускается волокита и непринятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений и преступлений. Зачастую отсутствуют необходимые сведения об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, влияния на него взрослых.

Согласно Пекинским правилам, «при изучении конкретных уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних прежде всего необходимо обращать внимание на личность подростка. Во всех действиях, связанных с привлечением несовершеннолетних к ответственности, следует обеспечивать конфиденциальность и соответствие Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» .

Информируя представителей прессы о преступности несовершеннолетних, как в целом, так и по конкретным делам, необходимо соблюдать нормы о неразглашении данных о личности подростка, нарушившего закон, так и несовершеннолетнего, который проходит по делу в качестве потерпевшего, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Статья 41 Закона «О средствах массовой информации» устанавливает, что «редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное деяние, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя» .

Аналогичная норма распространяется и на несовершеннолетнего, признанного потерпевшим. Представляется правильным, что эти положения необходимо применять и в отношении несовершеннолетних свидетелей.

Нередко приходится видеть, что представители средств массовой информации, прибыв на место происшествия, в прямом эфире сообщают о подростках, которые стали свидетелями события или видели граждан, возможно причастных к совершению преступления. Для злоумышленников, которые скрылись от следствия и суда, не составит больших трудов найти несовершеннолетних свидетелей и в дальнейшем оказать влияние на их показания.

В судебных заседаниях по делам о преступлениях несовершеннолетних государственные обвинители не должны оставлять без реагирования недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, социальной защиты, общественных организаций и т.д. Установив факты неудовлетворительной профилактической работы указанных служб и ведомств с подростками, государственный обвинитель должен ставить перед судом вопросы о вынесении частных определений. В частных определениях необходимо решать задачи по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления и об ответственности лиц, по вине которых оно стало возможным.

Полномочия и функции прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи указанным не ограничиваются. Как требует Генеральный прокурор России в Приказе № 188: «Учитывая рекомендации Пекинских правил и требования Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, установить постоянный надзор за соблюдением прав осуждённых несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, на получение образования и профессиональной подготовки, защиту иных социальных гарантий, предусмотренных законодательством» . Практика показывает, что только совместные усилия, а не

разобщённые действия правоохранительных ведомств, социальных, культурных, образовательных структур и общественных организаций при координирующей роли прокуратуры будут способствовать снижению безнадзорности, правонарушений и преступности подростков. В свою очередь действенный надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи в отношении чиновников и должностных лиц, обязанных обеспечивать приоритет интересов и благосостояние детей во всех сферах жизни общества и государства, является гарантией соблюдения Конституции Российской Федерации.

Библиографический список

1. Приказ Генпрокуратуры РФ№188 от 26 ноября 2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи». // СПС КонсультантПлюс — май, 2013

2. Сборники прокуратуры Пензенской области за 2010-2012 г. «Статистические данные о состоянии преступности, следственной работы и прокурорского надзора в целом по Пензенской области».

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» №71 от 28 апреля 2009 года Российская газета № 4900 от 30 апреля 2009.

4. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года //СПС КонсультантПлюс — май, 2013.

5. Закон «О средствах массовой информации» №2124-1 от 27 декабря 1991года / / СПС КонсультантПлюс — май, 2013.

6. Пекинские правила (Правосудие в отношении несовершеннолетних) от 29 ноября 1985года // Информационно-просветительское Учреждение «Платформа» Platforma RB.com 16 июня 2011 года.

7. Закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года // СПС КонсультантПлюс — май, 2013.

Информация об авторе

Островская Татьяна Николаевна — доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: tanja.ostrowskaja53@mail.ru.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *