Приказ МВД РФ 389 от 30.04.2012

Содержание

Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» (с изменениями и дополнениями)

Установлен новый порядок обращения с гражданами, доставленными в дежурную часть территориального органа МВД России.

Оперативный дежурный обязан незамедлительно выяснить, при каких обстоятельствах лицо задержано (доставлено). Делается это в специальном помещении. Определены требования к его оборудованию.

Прописаны основные обязанности оперативного дежурного. В целом они не изменились. Как и ранее, доставленному разъясняют основания ограничения его прав и свобод, а также его права и обязанности. В случае неправомерности задержания лицо немедленно освобождают. При этом старший дежурной смены должен извиниться перед ним.

Обоснованно задержанных досматривают, дактилоскопируют, проверяют по учетам. В течение 3 часов с момента задержания им дают возможность позвонить близким, чтобы сообщить о месте своего нахождения.

Оперативный дежурный обязан спросить задержанного, нет ли у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья. Если имеются видимые ранения или требуется срочное медицинское вмешательство, дежурный вызывает скорую помощь, а сам тем временем начинает оказывать первую помощь гражданину. При этом он обязан выяснить обстоятельства получения ранений и отразить их в протоколе задержания.

Задержанных помещают в специальные комнаты. Установлены требования к их оборудованию. В частности, обязательны приточно-вытяжная вентиляция, окно в наружной стене, скамьи.

Определен список вещей, которые задержанные могут иметь при себе, хранить и получать в передачах. Это, в частности, продукты питания, не требующие тепловой обработки (кроме скоропортящихся и алкоголя); нательное белье, одежда (без ремней, поясов, шнурков, подтяжек, галстуков и шарфов), головной убор, обувь (без шнурков и металлических набоек) — по сезону в 1-м комплекте. Также в список вошли носки, носовые платки, мыло, туалетная бумага, зубная щетка, зубная паста, пластмассовые футляры для мыла и щетки, кремы, расческа, комплект пропиленовой посуды, полотенце, комплект постельного белья.

Задержанных в административном порядке обязаны отпустить через 3 часа с момента доставления (находящихся в состоянии опьянения — с момента вытрезвления). По некоторым правонарушениям срок задержания может составлять до 48 часов.

Лицу вручается копия протокола задержания. Доставленный вправе обжаловать действия и решения сотрудников ОВД в суд или вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий территориальный орган МВД России, а также прокурору.

БИЛЕТ № 6

1. В каких случаях полиции предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан:

а) при проходе граждан на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся публичные и массовые мероприятия;

б) при обеспечении безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

в) если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске;

г) в любом случае.

2. Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования нормативных правовых актов Российской Федерации, определяется:

а) федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

б) Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Минюстом России;

в) Правительством Российской Федерации.

г) Президентом Российской Федерации.

3. Могут ли быть на полицию быть возложены иные обязанности, не предусмотренные Федеральным законом «О полиции»:

а) могут, федеральными конституционными законами;

б) могут, только путем внесения изменений в названный Федеральный закон;

в) могут, Президентом Российской Федерации;

г) не могут.

4. Полиция не имеет права задерживать:

а) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

б) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

в) депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России.

5. Имеет ли право полиция задерживать лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения по месту жительства:

а) нет;

б) да;

в) да, но только в присутствии врача-психиатра;

г) да, но только в присутствии прокурора.

6. Имеет ли право полиция задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу:

а) нет, поскольку это полномочие следователя;

б) да, но по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

в) да, но только с разрешения непосредственного начальника;

г) нет, поскольку это полномочие прокурора.

7. В случае задержания сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию:

а) возможность предоставления переводчика после проверки знаний русского языка;

б) обязанность давать объяснения;

в) его право на юридическую помощь;

г) все ответы правильные.

8. На какой срок полиция может подвергнуть задержанию лицо:

а) не более 3-х часов;

б) не более 12 часов;

в) не более 24 часов;

г) не более 48 часов.

9. Полиция имеет право задержать лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, на срок:

а) до выяснения личности, но на срок не более 48 часов;

б) до выяснения личности;

в) до выяснения личности, но на срок не более 3 часов;

г) задерживать таких лиц полиция не имеет право.

10. Срок задержания исчисляется:

а) с момента доставления лица к следователю;

б) с момента фактического ограничения свободы передвижения лица;

в) с момента помещения лица в изолятор временного содержания;

г) после входа в здание органа внутренних дел.

11. Задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката (защитника) и переводчика:

а) с момента доставления к следователю;

б) с момента помещения лица в изолятор временного содержания;

в) с момента задержания;

г) только в суде.

12. Задержанное полицией лицо имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц:

а) в кратчайший срок;

б) в кратчайший срок, но не позднее одного часа с момента задержания;

в) такие сроки не установлены;

г) в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания.

13. Кому из задержанных лиц не предоставляется право на телефонный разговор:

а) лицам, имеющим признаки выраженного психического расстройства;

б) лицам, допустившим нарушение правил комендантского часа;

в) лицам, уклоняющимся от исполнения административного наказания в виде административного ареста.

14. Сотрудник полиции отказал лицу, задержанному за совершение побега из-под стражи, в просьбе осуществить один телефонный разговор:

а) сотрудник полиции превысил свои полномочия, поскольку право на телефонный звонок является конституционным;

б) сотрудник полиции поступил правильно, так как данной категории лиц право на телефонный разговор не предоставляется;

в) сотрудник полиции поступил правильно, поскольку он не имеет право самостоятельно принимать решение о предоставлении телефонного разговора.

15. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом подвергаются:

а) осмотру;

б) обыску;

в) досмотру;

г) освидетельствованию.

16. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет:

а) прокурора;

б) психолога;

в) начальника органа внутренних дел;

г) его родителей или иных законных представителей.

17. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет:

а) посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) Министерство юстиции Российской Федерации;

в) Министерство иностранных дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) такое уведомление не требуется.

18. Что ведется в полиции для учета лиц, подвергнутых задержанию:

а) журнал;

б) реестр;

в) меморандум;

г) табель;

в) книга учета задержанных лиц.

19. Задержанному лицу сотрудником полиции вручается:

а) протокол о задержании;

б) на усмотрение сотрудника полиции либо протокол о задержании, либо копия протокола о задержании;

в) копия протокола о задержании;

г) он не имеет право получать ни протокол о задержании, ни копию протокола о задержании.

20. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол о задержании:

а) протокол о задержании признается недействительным;

б) сотрудник полиции может подписать протокол о задержании за задержанное лицо;

в) сотрудник может подписать протокол о задержании за задержанное лицо в присутствии понятых;

г) в протоколе о задержании делается соответствующая запись.

21. В каких помещениях должны содержаться задержанные лица:

а) в помещениях следственных изоляторов под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью;

б) в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью;

в) в помещениях тюрем под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью;

г) в кабинете лица, осуществившего задержание, под охраной и в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

22. Задержанные лица подвергаются осмотру:

а) перед водворением в специально отведенные помещения;

б) перед водворением в специально отведенные помещения и после окончания срока задержания;

в) после окончания срока задержания;

г) задержанные лица подвергаются только досмотру.

23. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения допускается:

а) для проверки документов, удостоверяющих личность;

б) для проведения мероприятий по изучению обстановки в соседних жилых помещениях;

в) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

г) для любых значимых для полиции целей.

24. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

а) сообщить судье и в течение 3 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение;

б) сообщить прокурору и в течение 3 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение;

в) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение;

г) никакого сообщения не требуется.

25. При проникновении в жилые помещения сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению, в следующем случае:

а) для проверки документов, удостоверяющих личность;

б) для проведения мероприятий по изучению обстановки в соседних жилых помещениях;

в) для пресечения преступления;

г) для любых значимых для полиции целей.

26. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение:

а) 3 часов;

б) 12 часов;

в) 24 часов;

г) такое уведомление не требуется.

27. По каким основаниям полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов:

а) при проведении мероприятий по охране дипломатических делегаций;

б) при розыске лиц, считающихся без вести пропавшими;

в) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи;

г) во всех перечисленных случаях.

28. Кто уполномочен принимать решение об оцеплении (блокировании) участков местности:

а) суд (судья);

б) руководитель структурного подразделения территориального органа;

в) руководитель, курирующий оперативно-разыскную работу;

г) руководитель территориального органа или лицо, его замещающее;

д) прокурор.

29. Сотрудник полиции имеет право применять палки специальные в следующих случаях:

а) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

б) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

в) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.

30. Не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной:

а) по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

б) по голове, шее, ключичной области, почкам, животу, половым органам, в область проекции сердца;

в) по голове, шее, ключичной области, почкам, печени, животу, половым органам, в область проекции сердца.

Административное задержание

Отказ составления обязательного протокола административного задержания является весьма распространенным процессуальным нарушением прав задержанного. К данному правонарушению сотрудники милиции прибегают в случае, если в действиях задержанного фактически отсутствовали признаки состава какого-либо административного правонарушения, либо проведенная с ним оперативная работа не принесла положительных процессуальных результатов. В такой ситуации, при освобождении задержанного протокол административного задержания не составляется вообще, либо фальсифицируется основание задержания человека. Однако и в том случае если протокол задержания составляется, сотрудники милиции допускают нарушения следующего характера:

1. В протоколе задержания указывается время производства задержания и время, когда задержанный был отпущен, не соответствующее действительности.

2. В протоколе задержания не указываются основания и повод административного задержания, а также суть правонарушения, которое вменяется.

3. В протоколе задержания не указывается на наличие у задержанного телесных повреждений.

4. В протоколе задержания не указываются сведения об иных лицах, присутствовавших при производстве задержания (потерпевший, свидетели, понятые).

5. В протоколе задержания не делается отметка о разъяснении подозреваемому его процессуальных прав.

Весьма распространенной является ситуация, когда гражданам, задержанным в административном порядке, вообще не предоставляется копия протокола об административном задержании и административном правонарушении.

Гащенко приводит также реальную общую характеристику порядка и условий содержания лиц, задержанных в административном порядке.

Спецучреждения, в которые могут водворяться люди, задержанные в административном порядке, весьма разнообразны по видам и условиям содержания. Так, задержанных в административном порядке помещают: в дежурную часть отдела внутренних дел, комнату для административно задержанных (КАЗ), спецприемник административно арестованных, ИВС.

В случае помещения правонарушителя в дежурную часть, он содержится либо в клетке внутри дежурной части, либо в расположенной там камере. Клетка/камера представляет собой огороженное пространство площадью от 2 до 3 кв.м. В клетке-камере отсутствует естественное освещение, а искусственное осуществляется круглосуточно. В камере отсутствует санитарный узел, водопровод, отопление и вентиляция. Из предметов мебели в камере имеется лишь скамейка. Как правило, в камере у задержанного отсутствует возможность реализации естественных потребностей (сотрудники ДЧ отказывают ему в сопровождении в санитарное помещение, в предоставлении воды, пищи или прогулки).

Комната для административно-задержанных (КАЗ) может располагаться в изоляторе временного содержания либо в дежурной части. Комнаты для административно задержанных могут быть по площади от 3 до 9 кв.м. (в зависимости от количества человек, для содержания которого она рассчитана). В КАЗе отсутствуют оконные проемы, а значит, естественное освещение и естественная вентиляция. Искусственное освещение производится с помощью одной лампы, расположенной над входом в камеру. Вентиляцией камеры не оборудуются. В КАЗах отсутствуют санитарное оборудование, водопровод, емкость для питьевой воды, а также какая-либо мебель, за исключением скамейки вдоль стены. Питание, вода, и возможность отправления естественных потребностей, как правило, не предоставляется. КАЗы, как правило, находятся в антисанитарном состоянии и пропитаны неприятным запахом. О порядке производства их дезинфекции и уборки неизвестно.

Пример 7. 05.03.2007 г. в ПРПЦ поступила жалоба П., из которой следовало, что примерно с 16 час. 00 мин. 21.02.2007 г. до 23 час. 00 мин. 22.02.2007 г. она была задержана сотрудниками Свердловского РУВД г. Перми. Значительную часть времени задержания П. провела в КАЗе площадью около 4 м.кв., где было холодно и не было никакого оборудования кроме лавки; ночью в течение нескольких часов с П. в камере находилось ещё два человека; за всё время задержания П. ни разу не кормили, в туалет не выводили.

Чаще всего задержание производится в вечернее или ночное время суток. К группе людей, которые задерживаются чаще остальных, в том числе незаконно, следует отнести несовершеннолетних граждан, лиц по внешним признакам и личным данным похожих на иностранных граждан, лиц, ранее привлекавшихся к уголовной или административной ответственности, лиц, систематически обращавшихся в правоохранительные органы с заявлениями или жалобами, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками.

Таким образом, административное правонарушение в сравнении с преступлением, обладает меньшей общественной опасностью. Несмотря на это, права человека в ходе задержания в административном порядке, допускаются чаще. Чаще всего необоснованное административное задержание производится по причине формального, поверхностного отношения блюстителей порядка к обстоятельствам дела или по причине непрофессионализма, низкого образовательного уровня.

16 июня 2009 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление о проверке конституционности норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, регулирующих применение административного задержания, а также норм Гражданского кодекса РФ, регулирующих возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами независимо от их вины.

Ранее гражданин не мог возражать против прекращения дела по данному основанию, если он хотел, чтобы было установлено отсутствие события административного правонарушения или его вины в этом.

КС РФ признал, что оспоренные положения гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях не препятствуют возможности возмещения гражданам вреда, причиненного незаконным административным задержанием, независимо от вины соответствующих органов власти и их должностных лиц.

Теперь суды не вправе отказывать гражданам в проверке обоснованности выводов правоохранительного органа о наличии в действиях гражданина состава административного правонарушения.

Однако чтобы возместить полученный вред, гражданам необходимо доказать его наличие. Если лицо задержано, оно могло потерять заработок, испытать проблемы со здоровьем, которые необходимо подтверждать медицинскими документами, понести транспортные расходы, расходы на оказание юридической помощи.

Заключение

Административное задержание — мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица, совершившего административное правонарушение.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 КоАП РФ) в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание, указан в статье 27.3 КоАП РФ. В него входят полицейские, сотрудники ведомственной и вневедомственной охраны, сотрудники военной автомобильной инспекции и другие.

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, не может быть произвольно расширен. Задержанное лицо может попросить об уведомлении его родственников, защитника либо администрации места работы. Это необходимо сделать в кратчайший срок.

Если задержан несовершеннолетний, необходимо в обязательном порядке уведомить его родителей или других законных представителей. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).

Задержанному нужно разъяснить его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

В случае административного задержания обязательно составление протокола. В нем указывают дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывает должностное лицо, его составившее, и задержанный. Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу только по его просьбе.

Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа.

Лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, если в отношении его ведется производство по делу об административном правонарушении:

— посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;

— совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

— о нарушении таможенных правил в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения.

Также на 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ. Это могут быть изоляторы временного содержания или специальные помещения, например внутри здания районного отдела полиции.

Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, должны содержаться отдельно от взрослых.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовая литература

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 20, ст. 2143; 2001, N 2, ст. 163).

2. Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. (Сборник международных договоров СССР, Вып. XLV. — М., 1991, с. 124 — 147

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ).// Собрание законодательства Российской Федерации. – 26 января 2009 г. — № 4. — Ст. 445.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 20, ст. 2143; 2001, N 2, ст. 163).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011)

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2011) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

7. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, N 17, ст. 594; 1994, N 16, ст. 1861; 1996, N 50, ст. 5610; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2005, N 10, ст. 763).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 382 «О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27 (ч. II), ст. 2805; 2008, N 14, ст. 1412).

9. Решение Европейского Суда по правам человека по делу Бельджуди против Франции от 26.03.92. Серия А. Т. 234-А. С. 27 — 28; Решение Европейского Суда по правам человека по делу Чахал против Соединенного Королевства от 15.11.96. Reports, 1996-V. С. 1853 — 1869.

10. Решение Европейского Суда по правам человека по делу Серинг против Соединенного Королевства от 07.07.89. Серия А. Т. 161. С. 34 — 35.

11. Решение Европейского Суда по правам человека по делу Беррехаб против Нидерландов от 21.06.88. Серия А. Т. 138. С. 15 — 16.

Учебная литература

1. Агапов А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. — М.: Статут, 2009.

2. Агапов А.Б. Административное право. Учебный курс. М.: Статут, 2006. – 388 с.

3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М: БЕК, 2005. – 366 с.

4. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М.. Административное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М.: Зерцало, 2006. – 421 с.

ПОЛОЖЕНИЕОБ УСЛОВИЯХ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЦ, ЗАДЕРЖАННЫХ ЗА АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, НОРМАХ ПИТАНИЯ И ПОРЯДКЕ МЕД. ОБСЛУЖИВАНИЯ ТАКИХ ЛИЦ2019 год

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 года № 627
(текст по состоянию на 06.01.2019 г.)

1. Настоящее Положение определяет порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — задержанные лица).
2. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — специальные помещения).
3. Специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.
4. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205.
В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205.
Указанные лица также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц.
5. Медицинское обслуживание задержанных лиц осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации специалистами государственных или муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в районе расположения органа, осуществившего задержание таких лиц.
6. Перед отправлением задержанного лица в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр (обыск) и досмотр вещей задержанного лица.
Об осуществлении указанных действий составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе административного задержания.
Одновременно производятся опрос и осмотр задержанного лица в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний.
Должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, а также иное специально уполномоченное лицо, находящееся в месте содержания задержанного лица, при необходимости приглашает для консультации и оказания медицинской помощи бригаду скорой помощи или иных специалистов государственных или муниципальных учреждений здравоохранения.
Старший медицинский работник бригады скорой помощи или иной специалист, осуществляющий осмотр задержанного лица и оказание ему медицинской помощи, заполняют «Карту вызова», форма которой утверждается в установленном порядке Министерством здравоохранения Российской Федерации.
7. В специальном помещении раздельно размещаются:
а) лица мужского пола и женского пола;
б) несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица;
в) лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.

8. Запрещается размещать в специальных помещениях:
а) лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое»;
б) лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);
в) беременных женщин;
г) взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.
9. Задержанные лица, указанные в подпунктах «а — в» пункта 8 настоящего Положения, не размещаются в специальном помещении при наличии документов, свидетельствующих о болезни или беременности, либо соответствующего подтверждения, полученного (по телефону или письменно) из государственного или муниципального учреждения здравоохранения, а также на основании заключения, выданного старшим медицинским работником бригады скорой помощи либо специалистом государственного или муниципального учреждения здравоохранения по результатам осмотра задержанного лица.
10. За поведением задержанных лиц, находящихся в специальных помещениях, устанавливается наблюдение должностными лицами органа, в ведении которого находится специальное помещение.
11. Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах). Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров.
Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.
12. Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда органа, в ведении которого находится специальное помещение.

разделы:

13. В отопительный сезон в специальных помещениях поддерживается температура не ниже +18 градусов по Цельсию. Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток до рассвета.
14. Задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам — в том числе протезы или костыли.
15. Задержанные лица при наличии медицинских показаний могут пользоваться лекарственными средствами, порядок хранения и выдачи которых определяется в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, имеющими право осуществлять административное задержание.
16. Передаваемые задержанным лицам предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания проверяются и принимаются должностным лицом органа, в ведении которого находится специальное помещение, а также предъявляются задержанному лицу в присутствии передающего.
Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления.
Использование предметов первой необходимости (гигиенических наборов) задержанными лицами допускается только под наблюдением должностных лиц органа, в ведении которого находится специальное помещение. После использования указанные предметы хранятся вместе с другими предметами, изъятыми у задержанного лица, либо возвращаются передающему.
17. Задержанному лицу по истечении срока задержания возвращаются изъятые у него предметы (вещи, документы, ценности и деньги), за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.
18. При наличии у задержанного лица к моменту освобождения жалоб на состояние здоровья, а также при выявлении у него инфекционного заболевания он направляется в установленном порядке в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения.
19. При убытии задержанных лиц с инфекционными заболеваниями (в том числе туберкулезом) производится заключительная дезинфекция специальных помещений, где они содержались.

или в формате «.pdf» — Adobe Reader

Вы можете оставить свой комментарий или вопрос
Приветствуются замечания и вопросы по существу представленного материала

Материалы по теме «Административный арест»:

Виды административных наказаний и особенности их применения

Особенности привлечения граждан к административной ответственности: срок давности, место и сроки рассмотрения дела, доказательства по делу об административном правонарушении

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении. Порядок пересмотра постановлений и решений

Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное нарушение

Минимальные нормы питания для задержанных, подозреваемых, обвиняемых, осужденных

Федеральный закон — О порядке отбывания административного ареста

Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ ?
Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас !

Сумма указывается по Вашему усмотрению

Выбор источника денег (кошелек Яндекс.Денег, банковская карта или моб.телефон) производится переключением кнопок справа от поля «Сумма»

КОММЕНТАРИЙ
Задерживать и держать взаперти людей до выяснения так называемых обстоятельств полиция отныне должна по строго определенным инструкциям. Эти инструкции регламентированы приказом министерства внутренних дел России, который публикуется сегодня в «Российской газете».
Смысл документа — соблюсти права тех, кого задерживают, и уточнить обязанности сотрудников. По сути, речь идет о том, как избежать так называемых «эксцессов исполнения».
Приказ МВД «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» подробно инструктирует, кого, когда и как можно и нужно сажать в так называемые — в народе — «обезьянники».
Понятно, жизнь в России — такая штука, что от тюрьмы и сумы не застрахован никто. Так вот, этот полицейский документ задуман для того, чтобы хоть как-то минимизировать ущерб тем, кто оказался в полиции. И в данный момент совершенно не важно, прав он или действительно виноват. Это выяснят позже следователи и адвокаты. Главное, чтобы в момент задержания и оформления не были нарушены права задержанного.
А разбираться будут так. Задержанный человек сразу же попадает в дежурную часть местного отделения полиции. И выяснить, почему этого гражданина (а может, и не гражданина) задержали, кто он, где живет и прочие обстоятельства, — обязан оперативный дежурный. И разговор, согласно публикуемой инструкции, должен происходить в специальной комнате.
В документе подробно прописано, как должна быть оборудована эта комната. Так, электропроводка должна быть скрыта штукатуркой, окна — защищены с наружной стороны решеткой. И, самое главное, должна быть специальная «тревожная» кнопка, чтобы вызвать помощь. Ведь именно в этой комнате оперативный дежурный обязан опросить задержанного и выяснить все обстоятельства задержания.
Что любопытно, приказ уточняет, кого можно задерживать, а кого следует отпускать сразу же после выяснения личности. Так, полиция отпустит депутатов, судей, прокуроров, сенаторов, сотрудников ФСБ и ФСО при исполнении. Если, конечно, их не задержали на месте преступления, то есть — с поличным, по горячим следам. Разумеется, неприкасаемыми считаются нынешние и бывшие главы государства и их уполномоченные.
Публикуемый приказ детально поясняет, что можно задержанному взять в камеру, а что — нельзя. Понятно, что у человека однозначно отберут наркотики, алкоголь и оружие. И некоторые другие предметы, если их идентифицируют как улики или вещественные доказательства преступления.
Более того, полицейские обязаны сделать все, чтобы задержанный человек не сумел покончить жизнь самоубийством. То есть у него отберут ремень, шнурки от ботинок, а в камере не должно быть труб и выступов, за которые можно зацепиться, чтобы, скажем, повеситься. Новый приказ ведомства подробно инструктирует сотрудников, как сделать все, чтобы задержанный остался жив и здоров.
Более того, оперативный дежурный, согласно инструкции, обязан немедленно вызвать дежурную бригаду «Скорой помощи», если доставленный в его отделение человек избит, ранен или просто плохо себя чувствует. Даже если он находится в алкогольном или наркотическом опьянении. Все равно — надо лечить или реанимировать. А уж потом разбираться, что он натворил.
Важно, что новый документ обязывает оперативного дежурного детально документировать каждое свое действие при доставлении задержанных в отделение полиции людей. Это — не излишняя бюрократия. Ведь при дальнейшем разбирательстве любая деталь может определить судьбу человека: виновен он или нет в преступлении.
http://www.rg.ru/2012/07/11/zaderjanie.html

>Положение о комнатах для задержанных в административном порядке

Положение о комнатах для задержанных в административном порядке

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
от 9 апреля 1993 года N 170

ПОЛОЖЕНИЕ
о комнатах для задержанных в административном порядке

(Извлечения)

____________________________________________________________________
В дополнение к настоящему документу см. изменения, внесенные:
приказом МВД России от 9 марта 1994 года N 79.

1. Общие положения

1.1. Комнаты для задержанных в административном порядке* являются специальными помещениями дежурной части городского (районного в городе), районного отдела (отделения) внутренних дел; линейного отдела (отделения) внутренних дел на транспорте, отделения милиции** и предназначены для кратковременного помещения в них лиц, доставленных за совершение административных правонарушений.
________________
* В дальнейшем — «комнаты для задержанных» или «КАЗ», если иное не оговорено в тексте.
** В дальнейшем — «горрайлинорганы», если иное не оговорено в тексте.

1.2. В каждом горрайлиноргане с соблюдением требований, изложенных в настоящем Положении, оборудуются не менее трех комнат для задержанных в целях обеспечения установленного режима содержания. Исходя из реальной потребности количество КАЗ может быть увеличено по решению руководителей МВД, ГУВД, УВД, ОВДТ.

1.3. Оперативные дежурные и другие должностные лица горрайлинорганов, принимающие решения об административном задержании правонарушителей и помещении их в комнаты для задержанных, руководствуются действующим законодательством, подведомственными нормативными актами и настоящим Положением.

1.4. Задержанные в административном порядке содержатся в условиях, соответствующих требованиям, предъявляемым к специальным учреждениям органов внутренних дел. Их медицинское обслуживание проводится в соответствии с законодательством о здравоохранении.
Контроль за санитарным состоянием КАЗ осуществляют медицинские отделы (службы) министерств внутренних дел республик, входящих в состав Российской Федерации, ГУВД, УВД края, области, автономного образования.

3. Основания и порядок помещения лиц в комнаты для задержанных

3.1. Основанием для помещения в комнату для задержанных является протокол об административном задержании, составленный в установленном порядке.

3.2. В комнаты для задержанных могут помещаться лица, которые в соответствии с законодательством подвергнуты административному задержанию, только в случаях, когда правонарушитель:

3.2.1. Умышленно препятствует установлению личности либо проявляет буйство и бесчинство.

3.2.2. В связи с установленной законодательными актами РФ особой необходимостью задерживается на срок свыше трех часов до рассмотрения дела в соответствии с предоставленной компетенцией народным судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел, отделения милиции (при отсутствии в месте дислокации горрайлиноргана изолятора органа внутренних дел для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц).

3.2.3. Находится в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (при отсутствии в месте дислокации горрайлиноргана медицинского вытрезвителя).

3.3. Лица, указанные в пункте 3.2 настоящего Положения, могут быть помещены в КАЗ в целях:

3.3.1. Пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия.

3.3.2. Составления протокола об административном правонарушении.

3.3.3. Обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.

3.4. Решение о помещении правонарушителя в комнату для задержанных принимается оперативным дежурным горрайлиноргана самостоятельно либо по указанию начальника горрайлиноргана (лица, его замещающего) после выяснения правомерности и законности административного задержания.

3.5. Иные случаи помещения в комнату для задержанных других категорий правонарушителей.
Для обеспечения охраны арестованных, осужденных, подозреваемых и задержанных граждан при отсутствии в месте дислокации горрайлиноргана специальных учреждений органов внутренних дел, предназначенных для их содержания, в КАЗ на срок не более трех часов помещаются лица:

3.5.1. Подвергнутые административному аресту — на основании постановления народного судьи об административном аресте.

3.5.2. Подозреваемые и заключенные под стражу лица — на основании вынесенного в установленном порядке соответствующего постановления органа дознания, следователя, прокурора, приговора или определения народного суда.

3.6. Время нахождения в КАЗ лиц, указанных в подпунктах 3.5.1-3.5.2 настоящего положения, фиксируется оперативным дежурным в книге учета лиц, доставленных в горрайлинорган. На этих правонарушителей распространяется Положение о комнатах для задержанных, за исключением возможности передачи предметов туалета и продуктов питания, предоставления встреч с родственниками и другими лицами, а также оснований к освобождению, которые регламентируются соответствующими ведомственными актами.

3.7. Подозреваемые и заключенные под стражу лица содержатся изолированно от других лиц, находящихся в комнатах для задержанных.

3.8. Запрещается помещать в комнаты для задержанных правонарушителей:

3.8.1. С травмами и иными видимыми опасными телесными повреждениями, а также другим явно выраженным тяжелым состоянием здоровья.

3.8.2. Больных диабетом (в средней или тяжелой степени).

3.8.3. Женщин с явными признаками беременности.

3.8.4. Взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет.
Лица, указанные в подпункте 3.8.2 настоящего Положения, в КАЗ не помещаются при наличии документов (справка, карточка и т.д.), свидетельствующих о болезни, либо полученного из медицинского учреждения подтверждения (по телефону или письменно).

3.9. Перед помещением в комнату задержанного лица, подвергнутого административному задержанию, оперативный дежурный организует (проводит) личный досмотр, досмотр вещей и документов и их изъятие в необходимых случаях с соблюдением требований ст.ст.243, 244 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

3.10. Срок административного задержания* правонарушителей не должен превышать трех часов, за исключением случаев, когда в связи с особой необходимостью законодательными актами Российской Федерации установлены иные сроки административного задержания.
________________
* Срок административного задержания исчисляется с момента доставления правонарушителя в дежурную часть, а лиц, находящихся в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, — со времени его вытрезвления.

4. Права и обязанности административно задержанных

________________
* Текст, разъясняющий права и обязанности лиц, подвергнутых административному задержанию, вывешивается в рамках в комнате для разбирательства с доставленными, а если указанных комнат нет, то перед входом в КАЗ.

4.1. Лица, подвергнутые административному задержанию, имеют право:

4.1.1. Знакомиться с материалами дела.

4.1.2. Давать объяснения.

4.1.3. Представлять доказательства.

4.1.4. Заявлять ходатайства.

4.1.5. При рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката.

4.1.6. Выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство.

4.1.7. Обжаловать в установленном порядке действия должностных лиц.

4.1.8. Просить уведомить о месте своего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы.

4.1.9. Пользоваться своей одеждой и обувью, а также личными вещами, за исключением предметов, подлежащих изъятию в установленном порядке.

4.2. Административно задержанные обязаны:

4.2.1. Соблюдать установленные правила содержания в КАЗ.

4.2.2. Выполнять законные распоряжения работников органов внутренних дел.

4.2.3. Бережно относиться к оборудованию КАЗ.

4.3. Задержанные в административном порядке несут материальную ответственность за ущерб, причиненный ими государству, должностным лицам или гражданам во время нахождения в комнатах для задержанных, в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

5.Правила содержания в комнатах для задержанных в административном порядке

5.1. Режим содержания в комнатах для задержанных обеспечивается раздельным размещением:

5.1.1. Мужчин от женщин.

5.1.2. Несовершеннолетних от взрослых.
Отдельно от других задержанных помещаются правонарушители, больные туберкулезом легких в открытой форме, венерическими или другими инфекционными заболеваниями.
В исключительных случаях по решению начальника горрайлиноргана (лица, его замещающего), а в его отсутствие — оперативного дежурного — совместно с несовершеннолетними правонарушителями допускается содержание одного-двух взрослых из числа лиц, задержанных за совершение административных правонарушений.

5.3. Лица, помещенные в комнаты для задержанных, санитарную обработку не проходят и располагаются на скамьях (диванах). Постельные принадлежности им не выдаются, норма площади на одного правонарушителя устанавливается не менее двух квадратных метров.
Вывод задержанных для оправки естественных надобностей производится по их требованию поочередно в сопровождении одного работника милиции.
В отопительный сезон в комнатах для задержанных необходимо поддерживать температуру не ниже +18 град. по Цельсию. С наступлением темного времени суток в комнатах включается электрическое освещение, которое обеспечивается до полного рассвета.

5.4. Задержанным в административном порядке разрешается иметь при себе одежду, головной убор и обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, протезы или костыли (инвалидам), они могут пользоваться лекарственными средствами (при наличии медицинских показаний)*, а задержанные на срок свыше трех часов -также предметами первой необходимости и получать продукты питания.
________________
* В необходимых случаях оперативный дежурный приглашает для консультации медицинский персонал или иных специалистов учреждений органов здравоохранения либо медицинской службы МВД, ГУВД, УВД.

Принесенные административно задержанным предметы первой необходимости и продукты проверяются лицом суточного наряда и вручаются задержанному в присутствии передающего. Продукты питания должны быть в безопасной упаковке. Использование этих предметов допускается только под наблюдением работников милиции, после чего они хранятся вместе с вещами, изъятыми у правонарушителя, или возвращаются родственнику задержанного.

5.5. По ходатайству администрации предприятий, учреждений или просьбе родственников правонарушителя с разрешения начальника горрайлиноргана (лица, его замещающего), а в его отсутствие оперативного дежурного предоставляется по 1 встрече с задержанным продолжительностью, как правило, до 10 минут. Гражданам, прибывшим без документов, удостоверяющих их личность, встреча не разрешается; причина отказа доводится до сведения заинтересованных лиц.
Встреча граждан с административно задержанными производится в помещении дежурной части горрайлиноргана в присутствии лица суточного наряда либо другого специально выделенного работника милиции. Прибывшим на встречу и задержанным запрещается передавать друг другу без разрешения оперативного дежурного любые предметы и вещи, переговариваться жестами или условными знаками, допускать неуважительные высказывания; перед началом встречи они предупреждаются о ее прекращении при нарушении предъявляемых требований.

5.6. Задержанным в административном порядке запрещается:

5.6.1. Вступать в пререкания с лицами суточного наряда, отказываться или уклоняться от выполнения их законных распоряжений.

5.6.2. Нарушать порядок и тишину в комнате для задержанных (громко петь, кричать, устраивать ссоры, закрывать смотровое окно на двери и совершать иные действия, затрудняющие наблюдение за поведением содержащихся в КАЗ лиц).

5.6.3. Делать какие-либо надписи на стенах комнат для задержанных.

5.6.4. Играть в азартные игры.

5.6.5. Курить.

6. Основания и порядок освобождения задержанных в административном порядке

6.1. Освобождение из КАЗ находящихся в них лиц производится по истечении установленного законом срока административного задержания вне зависимости от достижения целей применения этой меры, предусмотренных в п.2.3 настоящего Положения.
Кроме того, задержанные освобождаются до истечения срока административного задержания при наличии одного из следующих оснований:

6.1.1. Установления личности и составления протокола об административном правонарушении.

6.1.2. Выявления обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях (ст.227 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и соответствующие статьи кодексов об административных правонарушениях республик, входящих в состав Российской Федерации).

6.1.3. Вынесения начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел, начальником отделения милиции постановления о наложении административного взыскания или прекращении дела производством.

6.1.4. В связи с направлением дела об административном правонарушении и задержанного в народный суд для принятия решения по существу административного правонарушения.

6.1.5. По указанию прокурора, начальника горрайлиноргана, лица, его замещающего, или представителя вышестоящего органа внутренних дел, имеющего право проверки или контроля за деятельностью дежурных частей горрайлинорганов.

6.2. При освобождении административно задержанного оперативный дежурный обязан:

6.2.1. Убедиться в личности освобождаемого.

6.2.2. Сделать соответствующие записи в протоколе об административном задержании, а также в книге учета лиц, доставленных в горрайлинорган.

6.2.3. Возвратить правонарушителю все изъятые вещи, документы, ценности и деньги, за исключением являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу), предметов и вещей, находящихся в розыске, изъятых из гражданского оборота, поддельных документов. За получение возвращенных вещей, документов, ценностей и денег правонарушитель расписывается в протоколе об административном задержании.

6.2.4. Выдать по просьбе лица, подвергавшегося административному задержанию, справку о времени и причинах задержания.

6.3. Если задержанный к моменту его освобождения высказывает жалобы на болезненное состояние, то он передается родственникам или направляется в лечебное учреждение органов здравоохранения.

7. Контроль за законностью административного задержания

7.1. Контроль за соблюдением законности при административном задержании правонарушителей и режима их содержания осуществляют:

7.1.1. Начальник горрайлиноргана (лицо, его замещающее) — не менее двух раз в сутки, как правило, утром и в вечернее время, а также ответственный дежурный от руководства горрайлиноргана.

7.1.2. Работник вышестоящего органа внутренних дел, имеющий право инспектирования или контроля за несением службы лицами суточного наряда горрайлиноргана, а также специальное на то предписание.

7.1.3. Работники органов прокуратуры.

7.2. Должностные лица горрайлинорганов, виновные в необоснованном помещении граждан в комнаты для задержанных, нарушении сроков и режима содержания, привлекаются к ответственности, установленной законами Российской Федерации и правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами республик, входящих в состав РФ.
Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
22 апреля 1993 года,
регистрационный N 233

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
«Сборник нормативных актов
МВД России»
М.: Спарк, 1996 год

Комментарий к Ст. 27.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Лица, подвергнутые административному задержанию, содержатся в специально отведенных для этого помещениях, т.е. отдельно от лиц, задержанных по подозрению и обвинению в совершении преступлений.

Специальными являются помещения органов, которые указаны в ст. 27.3 КоАП РФ. Кроме этого, задержанные лица могут содержаться в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. В любом случае указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

2. Порядок и условия содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, определены Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 N 627.

Согласно названному Положению задержанные на срок более трех часов лица обеспечиваются питанием по норме питания.

Указанные лица также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц. Использование предметов первой необходимости (гигиенических наборов) задержанными лицами допускается только под наблюдением должностных лиц органа, в ведении которого находится специальное помещение. После использования указанные предметы хранятся вместе с другими предметами, изъятыми у задержанного лица, либо возвращаются передающему.

Медицинское обслуживание задержанных лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ специалистами государственных или муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в районе расположения органа, осуществившего задержание таких лиц.

Перед отправлением задержанного лица в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр (обыск) и досмотр вещей задержанного лица.

Должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, а также иное специально уполномоченное лицо, находящееся в месте содержания задержанного лица, при необходимости приглашает для консультации и оказания медицинской помощи бригаду скорой помощи или иных специалистов государственных или муниципальных учреждений здравоохранения.

В специальном помещении раздельно размещаются: лица мужского пола и женского пола; несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица; лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.

Запрещается размещать в специальных помещениях лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как состояние средней тяжести или тяжелое, лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени); беременных женщин; взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах).

Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. м.

Задержанные на срок более трех часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.

Задержанному лицу по истечении срока задержания возвращаются изъятые у него предметы (вещи, документы, ценности и деньги), за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

За поведением задержанных лиц, находящихся в специальных помещениях, устанавливается наблюдение должностными лицами органа, в ведении которого находится специальное помещение.

В целях реализации предписаний ст. ст. 52 и 53 Конституции РФ в ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ закреплено правило, согласно которому вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Например, в случае нахождения лица в течение более чем трех часов в камере для административно задержанных без предоставления питания по установленной норме, постельного белья, спального места исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда могут быть признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом характера и степени причиненных истцу нравственных страданий (ст. ст. 151, 1100, 1101, 1070 ГК РФ). При этом отсутствие в тексте п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ непосредственного указания на административное задержание не может означать, что их действие не распространяется на случаи, когда право на свободу ограничивается в связи с административным задержанием на срок не более 48 часов как обеспечительной мерой при производстве по делам об административных правонарушениях (см. Определение Конституционного Суда РФ от 17.01.2012 N 149-О-О «По жалобам граждан Гудимова Александра Валерьевича и Шуршева Александра Олеговича на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 1070 и статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *