Принципы ведения государственного кадастра недвижимости

Содержание

Принципы ведения ГКН в 2018 году: цели и задачи, порядок ведения, состав сведений, основы ГКН | Жилищный консультант в 2018 году

1199

статьи:

  1. ГКН
  2. Задачи ГКН
  3. Цели ГКН
  4. Принципы ведения ГКН
  5. Заключение

ГКН

Функционирование любого государства базируется на целом комплексе сложных регуляторов и процедур. Одним из таких регуляторов является система учета собственности: объектов жилого комплекса, зданий и других форм недвижимости.

Эта система подразделяется на ряд специализированных государственных институтов, каждый из которых работает исключительно в своей сфере.

Первоначальный учет недвижимости производится федеральным кадастром, куда заносятся данные о любом типе жилой или коммерческой недвижимости, участков и владений.

Подобного рода информация формирует определенную структуру данных, совокупность которых и представляет государственный кадастр недвижимости, что содержит в себе исчерпывающие данные о любом недвижимом объекте страны:

  • Его номер, по которому можно отследить записи в любых других системах.
  • Площадь, размерность, границы.
  • Стоимость.
  • Информация о владельце.

Столь подробная реализация и методология внесения данных в ГКН делают его наиболее важной частью системы учета объектов. Информация, что в нем содержится, требуется практически во всех гражданских сделках и отношениях, начиная от оформления объекта в собственность и заканчивая сделками купли-продажи.

Этим обуславливается необходимость строгой регуляции формирования кадастра. Его правовой основой служит Федеральный Закон №122 (далее по тексту — «Закон», «ФЗ»), а также некоторые подзаконные акты, которые применяются в спорных ситуациях.

Кроме этого применяются федеральные кодексы (гражданский, лесной, земельный) в зависимости от типовой принадлежности учетного объекта.

  • Москва и МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Вся Россия:

Задачи ГКН

Проистекают напрямую из его прямого предназначения как структурированного систематизированного реестра подотчетных государству объектов.

Их основы можно представить в виде следующего списка:

  1. Систематизация сведений об объектах.
  2. Контроль и учет цен на объекты, собирание статистических сведений.
  3. Правовое обеспечение отношений, связанных с правами на землю, жилые помещения, коммерческие здания.
  4. Поддержка и обеспечение правовой неприкосновенности частной собственности.
  5. Контролирование нецелевого использования объектов из государственного фонда (лесных хозяйств, заповедных территорий).
  6. Бессрочное хранение вносимой информации.
  7. Предоставление сведений, что находятся в реестре, для нужд других организаций, структур или физических лиц.

Исходя из поставленных перед государственным реестром требований, можно сформулировать его основную идею (задачу). Реестр создавался не только для того, чтобы записывать и хранить в нем подотчетную информацию.

Первоочередная задача, поставленная перед ГКН — соблюдение общегражданских прав и обязанностей. В этом смысле реестр предназначается для подтверждения фактического владения конкретным имуществом. На этой основе формулируются цели и принципы гос.

кадастра, устанавливаются правила по его заполнению.

Цели ГКН

Для выполнения поставленных задач законом предусматриваются более конкретизированные цели, которые систематизируют функционирование реестра. Можно сказать, что цели напрямую проистекают из основных функций и задач ГКН. Имея в своей основе обусловленную выше необходимость систематизированного контроля и учета сведений, перед реестром возникают следующие цели:

  • Участие в качестве статистической основы для формирования бюджетных фондов.
  • Контроль налоговых ситуаций, обновление сведений о дефиците/профиците сборов.
  • Обеспечение правовой неприкосновенности и прозрачности всех гражданских сделок с учетными объектами (покупка, продажа, аренда).
  • Корректирование государственной ценовой и налоговой политики.
  • Правовое обоснование и помощь другим государственным органам, что занимаются регистрацией вещных прав и обязательств.
  • Обеспечение судебной системы полной и систематизированной документарной базой.
  • Предоставление сведений любому лицу в виде выписки для облегчения нагрузки на другие госструктуры.

В действительности же, вышеуказанными целями (и задачами) необходимость существования ГКН не ограничивается. Данные, которые хранятся в реестре, требуются практически в любых гражданских отношениях, связанных с недвижимостью, в том числе — в судебных разбирательствах, в наследных делах.

Следует также отметить, что подобная информация не имеет конкретных сроков хранения — соответствующие органы обязаны хранить ее бессрочно, обновляя структуру данных и внося необходимые поправки. Это положение установлено законом и является основой функционирования реестра.

Заполнение и обновление сведений, содержащихся в реестре, общий порядокбазируются на принципах, которые установлены в четвертой статье Закона. Принципы ведения кадастра недвижимости регулируют не только правила ведения реестра, но также уточняют его структуру и оформление.

Так определен принцип, обязывающий соблюдать унификацию всего документного оборота, связанного с учетными процедурами. Это касается как формы документов, так и способов их приема и выдачи. Весь документооборот, как электронный, так и бумажный, оформляется в едином стиле в соответствии с уточняющими приказами и подзаконными актами.

Установлено, что реестр ведется исключительно специализированными структурами — кадастровыми учетными органами. Этот принцип исключает возможные неточности и делегирует полномочия, что экономит бюджетные средства и время.

Определяется, что информация, которая находится в кадастре, должна храниться неопределенное время. Этот принцип является основополагающим и дополнительно предусматривает общедоступность и открытость реестровых записей — их можно получить в любой момент по персональному запросу в установленном порядке.

Заключение

Принципы ведения Государственного кадастра недвижимости базируются на следующих пунктах:

  • Государственный реестр создан для систематизации данных об учетных объектах.
  • Имеет обширный список основных целей, для выполнения которых он существует.
  • Реестр служит правовым базисом практически для всех видов гражданских отношений.
  • Реестр имеет строгую типизацию и структуру.
  • Ведение реестра основывается на базовых принципах, которые устанавливаются действующим законодательством.

Вам будут полезны следующие статьи

Получите консультацию по телефонам горячих линий:

  • Москва и МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Вся Россия:

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

2.2 Принципы создания и ведения ГКН

Вещные права лиц, не являющихся собственниками

В составе государственной и муниципальной собственности существуют, с одной стороны, имущество…

Государственная регистрация: понятие, цели, виды, проблемы

1.1 Понятие государственной регистрации и основные принципы ведения государственного реестра

Понятие государственной регистрации находится в ст. 1 Закона о регистрации. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти…

Конституционно-правовые ограничения организации и деятельности общественных и религиозных объединений в целях безопасности Российской Федерации

1.3 Принципы и ограничения на создания и деятельности общественных объединений

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности…

Крестьянское (фермерское) хозяйство и его правосубъективность

f2. Порядок предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства, порядок его создания и регистрации

Порядок предоставления и приобретения земельных участков для ведения фермерского хозяйства предусмотрен Гражданским кодексом РФ (ст.218, 217) (далее ГК), Земельным кодексом РФ (ст.28-34)…

Ограниченные вещные права в гражданском праве

3) права хозяйственного ведения

Отчет о муниципальном Совете Бавлинского района

4. Предметы ведения района

1. К вопросам местного значения района относятся: 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета района и контроль за исполнением данного бюджета; 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов района; 3) владение…

Понятие и виды вещного права

– Право хозяйственного ведения

Порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя

8. Особенности ведения учета

регистрация предприниматель документация учет В соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», принятым ГД ФС РФ 6 июля 2007 г. (далее – ФЗ N 209-ФЗ)…

Правовое регулирование земель, выведенных из сельскохозяйственного оборота

Земельный кодекс РФ подробно не регламентирует вопросы предоставления земель указанным в названии ст. 81 ЗК РФ категориям граждан. Действие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» согласно норме…

Правовое регулирование предпринимательской деятельности

fПринципы и условия ведения предпринимательской деятельности

Предпринимательское право – отрасль российского права. Представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения…

Проблемы конституционного права законодательной власти Российской Федерации

f1. Предметы ведения субъектов РФ

Конституция РФ выделяет предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, и предметы ведения субъектов РФ. В ч…

Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами

f1. Предметы ведения РФ и ее субъектов

Конституция РФ классифицировала предметы ведения на три группы. Статья 71 содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации, статья 72 регулирует вопросы совместного ведения, а предметы ведения субъектов Федерации, согласно статье 73…

Проблемы теории административной эффективности: мировой и российский опыт

fГлава 1. Система государственного управления — история создания и основополагающие принципы

Разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти

fГлава 1. Принципы разграничения предметов ведения, приоритет федеральных законов при решении вопросов разграничения полномочий и проблемы разграничения нормотворческой деятельности

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область…

Сопоставление правовых позиций Конституционного Суда РФ и зарубежных судов по вопросам федерализма

Разграничение предметов ведения

Разграничение предметов ведения, это, пожалуй, главное в идеи федерализма. Сама идея федерализма основана на том, чтобы децентрализовать управление по территориальному принципу…

Принципы государственного кадастра недвижимости

Становясь собственником недвижимости, владелец непосредственно контактирует с государственным органом по кадастру (учету) объектов недвижимости.

Обращаться за регистрацией приходится при каждой юридической сделке, иначе процедура будет недействительной и юридически несостоятельной.

Правила кадастра установлены законодателем на всей территории РФ, должны беспрекословно выполняться сотрудниками и участниками операций с недвижимостью.

Сведения, предоставляемые государственным кадастром недвижимости (ГКН) обладают юридической значимостью, Документы и справки могут потребоваться собственнику на различных этапах обладания объектом недвижимости. Поэтому столкнуться с работой ГКН придется многим гражданам, владеющим недвижимостью.

Основные понятия и положения кадастра

Прежде чем говорить о ведении кадастрового учета, следует понять, что означает сам термин ГКН.

Кадастром обозначают законный и упорядоченный учет объектов недвижимости на основании технических сведений об имуществе, предоставляемых собственником.

Государственный орган хранит и ведет учет границ территорий, отвечает за отметку межевания, проведенных землеустроительных работ на всей территории и в границах нашего государства.

Основной служебной обязанностью сотрудников учреждения является сбор, составление и ведение реестра обо всех объектах недвижимости и их владельцах. В каждом регионе существуют подразделения, ведущие учет на своей территории.

Заносятся сведения в реестр при обращении существующего собственника или при первичном формировании записи.

Сведения хранятся на постоянной основе, по ним можно проследить передачу права собственности или другие юридические действия с объектом учета.

При обращении граждан или организаций для внесения изменений в кадастр. Например, при оформлении сделки по объекту, производится тщательная проверка представленных данных в течение установленного законом периода.

Сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте, являются полной информацией по объекту недвижимости и оформляются по определенным правилам.

Правила ведения кадастрового учета

Специфика работы ГКН отражена в служебном регламенте организации, о котором стоит знать пользователям.

Осуществлять контроль и ведение банка данных по недвижимости должен официальный представитель, сотрудник государственной организации.

Поскольку ответственность, возложенная за грамотное и верное ведение реестра, требует особого внимания, то проверка при занесении и исправлении данных бывает строгой процедурой.

Потребуется провести несколько различных, не соприкасающихся проверок, чтобы занести в реестр однозначные сведения.

Чтобы стать сотрудником кадастрового регистратора, гражданин должен пройти специальное обучение и опыт. Строгие требования к кадастровым инженерам указаны на федеральном уровне, в ФЗ-№221 от 2007 г.

Ответственность сотрудника за некорректные данные, внесенные в реестр, установлена законом.

Деятельность кадастровой палаты осуществляется на основании и при выполнении основных государственных кодексов. Малейшее отклонение и спорное толкование законов не допускается. Учет в реестре должен быть прозрачным и проводиться на основании право устанавливающих документов на собственность имущества.

Федеральная служба кадастра и картографии ведет государственный кадастровый реестр. Пользователи могут получить требуемую выписку, кадастровый паспорт объекта или подать заявление на внесение корректировок в данные по своей собственности.

Принципы организации кадастрового учета

Основные положения по учету недвижимости отображены в федеральном законодательстве. ФЗ-№221 в первых статьях устанавливает основы учета объектов недвижимости, разъясняет права и обязанности собственников имущества. Например, ст.

4 указывает, что кадастр на территории всей федерации ведется едиными способами и по сводным правилам.

Государственный реестр изменяется и обновляется ежегодно, единый реестр на всей территории контролируется исполнительными органами кадастрового учета.

Ранее учет велся исключительно на бумажных носителях, что затрудняло полноценный учет и приводило к ошибкам документов. Сейчас реестр ведется в бумажном и электронном видах, что позволяет осуществлять дополнительный контроль над базой данных. Повышение уровня достоверности сведений о недвижимости сделало современное делопроизводство более объективным и исключающим споры.

Законом устанавливается срок хранения сведений из реестра, порядок внесения изменений и уточнения данных. Изъять сведения из государственного кадастра могут исполнительные и контролирующие государственные структуры. Например, при открытии судебного производства, изъять данные может прокуратура или вышестоящий орган для проверки.

Принцип обязательности изменений состоит в том, что инженеры организации обязаны внести в базу данные, предоставленные собственниками. На внесение корректировок отводятся обязательные сроки, которые следует соблюдать. Не внесенные в срок сведения могут привести к юридической ответственности сотрудников кадастрового органа.

Основными поводами для внесения корректировок в реестр служат смена собственника или изменения в технических данных объекта. Например, после утверждения и проведения перепланировки, собственник обязан подать сведения в кадастровый орган для уточнения первоначальных данных. Важнейшим положением закона является указание на доступ к данным любого желающего.

Открытость и прозрачность государственного реестра позволяет узнать сведения об объекте, просто предоставив свой паспорт. Например, покупатель может получить сведения о покупаемой квартире, выписка из единого реестра является наиболее распространенным документом, отображающим сведения о собственнике и технических характеристиках жилплощади.

Некоторые временные сведения также должны иметь отражение в реестре. Перевод объекта и смена статуса на нежилое также должно отражаться по заявлению собственника.

Информационный статус ГКН

Учет недвижимости на всей территории страны нужен не только для статистического подсчета, отражения владельца или собственника, но, главным образом, для координации юридических действий участников сделок.

Услуга посредничества обеспечивает законность и подтверждение сделок по недвижимости, миссию берет на себя государство.

Информационная помощь заключается в предоставлении сведений по каждой позиции учета, по запросу любого гражданина.

Подобная открытость в информационной поддержке значительно снижает злоупотребления в сфере недвижимости. Поэтому доверие населения к предоставляемым выпискам должно быть безусловным принципом. Обеспечение учета и защита данных от внесения ошибочных и недостоверных сведений является основной профессиональной задачей сотрудников кадастра.

Кадастровое обеспечение состоит из нескольких задач, в том числе сбора и сохранения данных по объектам недвижимости. Кроме того, государственный орган исполняет следующие функции:

  • обеспечение оперативного функционала организации;
  • проведение обязательных работ по кадастру;
  • ведение реестра и прогноз, анализ сведений;
  • предоставление данных по запросу;
  • полная защищенность конфиденциальной информации.

Информационная защита предоставленных гражданами и организациями сведений, безупречное ведение реестра недвижимости являются приоритетными задачами ГКН.

Установленный порядок ведения реестра

Порядок ведения главной государственной базы по недвижимости установлен законодателем. Правила направлены на полноценное и своевременное функционирование аппарата для внесения данных в базу. Минэконом издал приказ №42, который регламентирует деятельность структуры. Свод разработанных и принятых правил должны исполняться всеми кадастровыми структурами страны.

Взаимодействие организации и пользователей также установлены на законодательном уровне, поскольку речь идет о существенных материальных интересах. При бывшем отсутствии электронной базы, сотрудникам приходилось вручную искать и вносить информацию в единый реестр. Человеческий фактор привносил в рутинную работу много ошибок, исправлять которые порой приходилось в судебном порядке.

В настоящее время на поиск информации о совершенных сделках сотрудники время не затрачивают. Задача и обязанность по предоставлению сведений лежит на плечах собственника. Самая важная информационная задача кадастрового органа осуществляется в каждом региональном подразделении.

Учетная организация работает в тесном сотрудничестве с другими государственными органами, ведущими учет недвижимости. Например, сведения о произошедших сделках поступают из Росимущества и Росреестра. Эти организации подают сведения в кадастр по каждому изменению в существующих объектах, или появлению новых записей в государственной базе.

Сведения по государственному имуществу и собственности частных и юридических лиц подаются в установленном порядке сразу после оформления изменений. Регулярное отображение данных позволяет пользователям брать кадастровую выписку с актуальными и всегда обновленными сведениями по интересующему имуществу.

В случаях, когда сведения о владении имуществом необходимы для расследования преступлений, то правоохранительные органы могут рассчитывать на получение достоверной информации.

Для полноценного контакта, сотрудники МВД или прокуратуры составляют служебный запрос и получают данные для исследования. В интересах следствия предоставляются сведения о наличии собственности у подследственного и всех имеющихся характеристиках владения.

Современный уровень автоматизации ГКН

Существующий на нынешнем этапе уровень автоматизации намного облегчил сбор информации, значительно снизил процент погрешности.

Ведение реестра на государственном уровне позволяет минимизировать потери от ошибок сотрудников, увеличить уровни контроля и уменьшить время обязательных проверок.

Применение двух различных способов документооборота (электронного и ручного) позволяет сравнивать полученные результаты и исправлять выявленные неточности на стадии сбора информации.

Появились дополнительные функциональные возможности: например, по данным владельца сопоставляется информация по земельному участку и домовладению, создается единая запись в реестре. С помощью программного обеспечения в настоящее время проверяется и корректируется картографическая информация, касающаяся расположения наделов.

Система автоматического ведения и контроля банка данных устанавливается на компьютерах сотрудников. Работникам предоставляется возможность вводить, и получать сведения из объединенной базы учета недвижимости. Повышается уровень учета, снижается время на обработку запросов, а также присутствуют необходимые для работы условия:

  • базы данных подразделяются по муниципальному признаку;
  • обновление производится систематически и пользователи получают актуальные сведения;
  • свободный доступ пользователей к базе данных;
  • хранящаяся информация дублируется и всегда имеет копии на смежных ресурсах.

Система досконально отлажена, механизм сбора и фиксации информации утвержден законодателем.

В автоматизированной системе случаются сбои, но поскольку речь идет о важных материальных вопросах, то отсутствие актуальной и верной информации имеет для пользователей важнейшее значение.

Порой последние изменения, например, о владельце, не вводятся системой и пропадают. Сотруднику приходится исправлять неточность, вводить корректировку вручную.

Невозможно установить, какие записи изменены, а какие пропущены из-за системной ошибки. Проверить базу данных без техники невозможно, ошибка обнаруживается при обращении собственника или иного пользователя за кадастровой выпиской. Обнаружение технических характеристик, не соответствующих действительности, часто случается при проверке ранее осуществленных землеустроительных работ.

Ошибки на местности, внесенные в документы, могут переходить из документа в документ, пока неточность не будет зафиксирована при выполнении очередной земельной задачи.

Например, понадобится разделить имеющийся участок между владельцами и оформить документы на имя каждого.

Выявленная ошибка в измерениях могла сохраняться длительный период, потребуется внести корректировки и указать грамотные технические данные участка.

Публичная карта в интернете

Во всеобщей сети размещена карта, которая отражает последние изменения и является единой и официальной картой. На ней отмечены общественные объекты, личные владения граждан, адрес и характеристики занесенных в единый реестр позиций учета. На сайте ПКК отображены сведения о муниципальных подразделениях кадастровых отделений, их адреса и условия работы с пользователями.

Обратившись к карте, пользователь может получить сведения о наличии ограничений, например, аресте рассматриваемого объекта. Предоставляются сведения по кадастровой оценке недвижимости, актуальной на момент запроса. У каждого зарегистрированного объекта есть уникальный номер, зная который, можно узнать по интернету большой объем сведений.

Обратившись к ПКК, граждане могут заказать кадастровый паспорт, выписку или план недвижимости. При оформлении юридических действий с имуществом, удобно бывает по интернету заказать и получить необходимые сведения. Пользоваться публичной кадастровой картой, находящейся на сайте Росреестра, просто и удобно. Потребуется зайти на сайт, открыть раздел карты и ввести необходимые данные.

В окне поиска пишется кадастровый номер, который уникален и принадлежит объекту с момента регистрации. Номер является координатами поиска, поэтому такой запрос обрабатывается моментально.

Если есть сведения, то есть имущество зарегистрировано, то это будет отображено на карте. При отсутствии данных о регистрационном номере, найти недвижимость можно по точному почтовому адресу.

С помощью сайта пользователь может заказать необходимые для дальнейших действий документы и справки.

Получение сведений из ГКН

>Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости

Что это такое?

Основное назначение этого госоргана заключается в сборе данных об объектах недвижимости от граждан и составлении реестра на основе этой информации. Дополнительной важной функцией этой организации является проверка и контроль сделок с недвижимостью. Осуществление всех этих действий называется ведением ГКН — это то, что обладает общегосударственной значимостью.

Система имеет иерархическую структуру, включающую подведомственные учреждения. Широта полномочий этих организаций убывает сообразно уменьшению подвластной им территории. В отдельных округах есть кадастровые ведомства. Далее, подведомства в порядке соподчиненности дробятся по населенным пунктам, отвечающим за отдельные участки земли.

Для реализации учета в подобных масштабах требуется кропотливое планирование и поэтапная организация деятельности. Все данные о недвижимости страны зашифрованы и хранятся в цифровом виде. У каждого участка земли есть собственный уникальный код (что такое кадастровый номер объекта?). Более крупные территории, включающие отдельные участки, тоже имеют свои индивидуальные шифры.

Базовую информацию о кадастровом учете, на примере квартиры, можно узнать в данном видео:

Основные положения

Госрегистрация сделок с недвижимостью — это признание с юридической точки зрения наличия недвижимого имущества и прав его владения конкретным юридическим или физическим лицом. Ведение госкадастра осуществляют специализированные госорганы. Для них законодательно введен порядок, в рамках которого они ведут сопровождение госкадастра недвижимости.

Данные, находящиеся в ГКН, обладают законной силой. В госкадастре хранится официальная информация о границах земельных наделов и о том, кто и на каких правах владеет и как ими можно пользоваться. Только уполномоченное лицо может заниматься кадастровым учетом.

Принципы ведения

Следующие принципы заложены в основу ведения госкадастра:

  • единство подходов к учету по всей стране;
  • регулярное обновление данных с поддержкой их актуальности;
  • непротиворечие содержащейся учетной информации с другими источниками;
  • приоритет бумажных над электронными носителей информации;
  • внесение данных на основании документов, имеющих юридическую силу;
  • доступность сведений для проведения следственных мероприятий или судебного разбирательства;
  • сохранность ранее введенных данных после внесения обновлений;
  • общедоступность информации, за исключением некоторых данных с ограничением доступа к ним.

Перечисленные принципы регламентируются гл. 2 закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 о госкадастре.

Каким ресурсом является?

Госкадастр служит интересам граждан всей страны и является инструментом, помогающим госорганам реализовывать свою деятельность.

Это означает, что он является федеральным ресурсом.

Его главная цель — обеспечивать взаимодействие граждан в сфере сделок с землей и другими объектами недвижимости и предоставлять им всю нужную для правового оформления этих действий информацию.

Порядок учета объектов

Заключается в следующих действиях:

  1. Утверждение структуры данных, находящихся в кадастре.
  2. Установление правил составления реестра недвижимости.
  3. Разработка методов реализации кадастровых дел.

Важно! Порядком не регламентируется отображение информации на публичных картах Росреестра, а также он не распространяет свое действие на объекты, занимающие территорию более одного округа.

Госкадастр подразделяется на разделы:

  • кадастровые карты;
  • реестр недвижимости;
  • кадастровые дела.

Реестр — это документ, включающий данные из госкадастра о недвижимом имуществе. Кадастровые дела — комплекты документов, из которых в госкадастр заносилась информация о сделках с недвижимостью. Кадастровые карты представляют собой картографические документы с нанесенными на них в форме текста и графики данными из кадастра:

  • земельными площадями;
  • сооружениями и зданиями;
  • границами между муниципалитетами, субъектами Российской Федерации и Госграницей;
  • территориальным и кадастровым делением страны;
  • зонами, обремененными особыми условиями пользования;
  • расположением пунктов ОМС.

Доступ к публичным кадастровым картам открыт для всех. С ними можно ознакомиться на официальном портале Росреестра.

При вводе информации в реестр сотрудниками кадастровых ведомств производятся следующие действия:

  • внесение данных об имеющихся объектах;
  • постановка недвижимости на учет;
  • обновление данных об объектах;
  • снятие их с учета;
  • ввод сведений из документов, предоставленных госорганами в рамках взаимного обмена информацией;
  • исправление ошибок.

Информационное взаимодействие

При ведении госкадастра (учета объектов) происходит информационное взаимодействие и обмен в законодательно утвержденном порядке. Этот обмен происходит между госкадастром и следующими субъектами:

  • госорганами;
  • местными муниципалитетами;
  • собственниками недвижимости.

Для получения необходимых сведений подготавливается соответствующий документ, в котором указываются причины запроса сведений. Данные должны быть предоставлены не позднее 5 суток после отправления запроса.

Форма ответа на запрос — выписка, являющаяся официальным документом, содержащим следующие сведения:

  • обновление порядка зонирования земельных территорий;
  • изменение назначения, категории или способа использования участков земли;
  • оформление земли в собственность и другие имущественные сделки;
  • пересмотр кадастровой оценки (о том, что такое кадастровая стоимость объекта недвижимости, можно узнать );
  • порядок формирования границ;
  • прочие данные.

Внимание! Пока соответствующие данные не появятся в кадастре, документы о сделках с недвижимостью не получат юридической силы.

Автоматизированная система

Введение автоматизации позволило значительно облегчить сбор данных и снизить процент погрешностей. Это обеспечило рост уровня контроля и понижение временных затрат на обязательные проверки.

Сочетание ручного и цифрового документооборота способствует выявлению погрешностей на этапе сбора информации. Это достигается сравнением полученных результатов. Автоматизация позволила расширить возможности. С ее помощью сейчас проверяют и корректируют сведения по расположению участков земли на кадастровой карте.

Программное обеспечение для введения информации в единую базу устанавливают на всех рабочих местах учреждений госкадастра. Это позволяет сотрудникам кадастровых служб вносить и извлекать данные из единой базы учета недвижимого имущества, следствием чего становится повышение качества учета и уменьшение времени отклика на запросы.

Пользователи получили возможность оценить такие преимущества, как:

  • подразделение информационных баз по муниципальному признаку;
  • регулярное обновление и актуализация данных;
  • доступность информации для всех;
  • сохранение резервной копии содержащихся сведений на отдельных носителях.

Система прошла проверку временем, а механизм сбора данных получил отражение в законодательстве.

Проблемы

  1. Автоматизированная информационная система работает достаточно стабильно, но в ней периодически наблюдаются неполадки. Это следует из имеющегося опыта ведения ГКН. Программное обеспечение нередко выдает сбой. Наиболее частая проблема — исчезновение последних внесенных сведений. Работники вынуждены заново вводить утерянную информацию.
  2. Еще одна проблема ведения ГКН заключается в несоответствии действительности некоторых данных, которые водятся в кадастр. Они могут быть устаревшими. Это связано со сложностью отслеживания обновления информации по отдельным объектам.
  3. Присутствует и человеческий фактор, неминуемо приводящий к возникновению ошибок. Ведь кадастровые замеры производятся не компьютерной техникой, а инженерами.

Таким образом, большинство проблем возникает на стадии внесения информации в госкадастр, что приводит к несовершенству всей системы. Для решения этой задачи затрачиваются большие средства.

Также на нашем сайте мы подробно рассказали о кадастровом паспорте – важном документе, содержащем в себе необходимые сведения из реестра ГКН.

ГКН создан для сбора, обработки и хранения информации о недвижимости. Все действия юридического характера с недвижимостью сопровождаются обязательным занесением изменений в реестр. Учет ведется в соответствии с базовыми принципами, утвержденными законодательно.

2. Цели, задачи и принципы ведения Государственного кадастра недвижимости

1. Основные понятия в области ведения государственного кадастра недвижимости

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Основные понятия, применяемые при ведении ФЗ «О ГКН».

В соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий и иных сведений.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

Осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Земельный участок (п.2 ст.6 ЗК РФ) как объект земельных отношений — часть земной поверхности, границы, которой определены в соответствии с федеральными законами.

Под зданием (строением, сооружением) следует понимать любой искусственно возведенный на земельном участке или под ним (под землей) самостоятельный объект, который фундаментально связан с земельным участком, используется (или может быть использован) по целевому назначению и перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

Определение объекта капитального строительства установлено п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ. Объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий и иных сведений.

Государственный кадастр недвижимости создается и ведется в целях:

  1. Обеспечения признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;

  2. государственного учета, контроля за их использованием и охраной земель и других объектов недвижимости;

  3. планирования и регулирования использования земель и неразрывно связанных с ними объектов недвижимости;

  4. оценки недвижимого имущества и установления обоснованной платы за его использование;

  5. обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

  6. защиты прав граждан и юридических лиц на объекты недвижимости;

  7. информационного обеспечения гражданского оборота земли и других объектов недвижимости .

Задачей государственного кадастра недвижимости является обеспечение заинтересованных лиц признанными государством достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и их местоположении.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов:

1. единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации. Подразумевает согласованность и единство методов и технологий ведения кадастра, формирования системы кадастровой информации и документации как с точки зрения охвата всех объектов недвижимости, так и с точки зрения охвата всей территории.

2. Обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее — кадастровые сведения). Кадастровые сведения должны быть максимально доступны для всех заинтересованных юридических и физических лиц (за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Для обеспечения непрерывности ведения кадастра необходимо систематическое или периодическое, сплошное или выборочное обновление информации.

3. Сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Выполнение этого принципа обеспечивается сбором информации по единой методике, единой степени полноты и детализации.

Соблюдение выше перечисленных принципов позволяет обеспечить правильное ведение кадастра недвижимости.

3. Назвать уровни ведения государственного кадастра недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий и иных сведений.

Государственный кадастр недвижимости ведется на трех уровнях:

  • Муниципальных образований

  • Субъектов РФ,

  • Федеральном.

На уровне муниципального образования в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения обо всех объектах кадастрового учета, расположенных на территории муниципального образования и ведется реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципального образования.

На уровне субъекта РФ в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о границах, входящих в него муниципальных образований, об объектах недвижимости находящихся в границах муниципальных образований в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления, о территориальных зонах, учитываемых на уровне субъекта РФ и также ведется реестр ОН, находящихся в собственности субъекта РФ.

На федеральном уровне в кадастре недвижимости содержатся сведения о государственной границе РФ, границах между субъектами РФ, сведения об ОН в границах субъектов РФ в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления, о территориальных зонах, учитываемых на уровне РФ, а также ведется реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности РФ.

4. Структура (разделы) ГКН

1. Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

1) реестр объектов недвижимости;

2) кадастровые дела;

3) кадастровые карты.

Реестр объектов недвижимости представляет собой документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах. Особенностью ведения реестра объектов недвижимости является то, что его ведение осуществляется только в электронном виде.

Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости. Раздел ГКН — Кадастровые дела — предусматривает наличие в его составе кадастровых дел следующих видов:

— кадастровых дел объектов недвижимости;

— кадастровых дел территориальных зон;

— кадастровых дел зон с особыми условиями использования территорий;

— кадастровых дел кадастрового деления;

— кадастровых дел геодезической основы ГКН;

— кадастровых дел картографической основы ГКН;

— кадастровых дел участков Государственной границы Российской Федерации;

— кадастровых дел границ между субъектами Российской Федерации;

— кадастровых дел границ муниципальных образований;

— кадастровых дел границ населенных пунктов.

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.

Еще в 2001 году на 1 Всероссийском земельном конгрессе, проходящем в Москве, было отмечено, что Государственный земельный кадастр — основа кадастра недвижимости. Основная земельно-кадастровая документация включала в себя единый государственный реестр земель (ЕГРЗ), кадастровые дела, кадастровые карты, дежурные кадастровые карты (ДКК) и журналы кадастровых номеров (ЖКН). Говоря о преемственности сведений государственного земельного кадастра в государственном кадастре недвижимости, то из такого документа ГЗК, как государственный реестр земель кадастрового района в КГН включены сведения о земельных участках и их частях.

Из ДКК (дежурная кадастровая карта, которая в ГЗК велась только в электронном виде) – сведения в графическом виде о прохождении границ единиц кадастрового деления, земельных участков и их частей.

Из ЖКН (журнала кадастровых номеров) – сведения о кадастровых номерах, присвоенных земельным участкам.

Кадастровые дела, оформленные при ведении ГЗК, включены в состав документов ГКН. Эти сведения признаны юридически действительными в ГКН.

5. Состав сведений ГКН

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ земельного участка;

4) описание местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь земельного участка, здания или помещения.

В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости:

1) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер),

2) кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок;

6) адрес объекта недвижимости;

7) сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

8) сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения),

9) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости;

11) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;

12) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;

13) разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок;

14) назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание;

15) назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение и другие сведения.

Помимо сведений об ОН, подлежащих ГКУ, в ГКН вносятся так же иные сведения:

— о прохождении Государственной границы РФ;

— о границах между субъектами РФ;

— о границах муниципальных образований;

— о границах населенных пунктов;

— о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий;

— о кадастровом делении территории кадастрового округа;

— о картографической и геодезической основах кадастра;

— о лесах, водных и иных природных объектах.

Перечисленные выше иные сведения, кроме сведений о кадастровом делении, картографической и геодезической основах, вносятся в ГКН в порядке информационного взаимодействия.

Принцип обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в ГКН сведений

Данный принцип подразумевает возможность заинтересованных лиц получать информацию из ГКН по любому объекту недвижимости, прошедшему государственный учет. На практике эта информация подразумевает, что субъекты правоотношений могут получать необходимую информацию в отношении недвижимости, которая выступает или может выступать в качестве объекта сделок. Также кадастровые сведения, находящиеся в открытом публичном доступе, позволяют обеспечить прозрачность сделок с недвижимым имуществом, в том числе и в целях контроля.

Получение сведений из ГКН осуществляется в бумажной или электронной форме по запросам любых лиц. Для получения выписки по объекту недвижимости заинтересованное лицо обращается в территориальный орган Росреестра, либо заполняет соответствующую форму на портале госуслуг для получения электронной выписки. Сведения о кадастровой стоимости объекта предоставляются бесплатно, за предоставление прочих сведений заинтересованное лицо должно уплатить госпошлину.

В публичном доступе находятся сведения о кадастровой стоимости объекта, кадастровый план территории, копии документов, на основании которого сведения об объекте внесены в ГКН.

Принцип общедоступности реализуется путем получения сведений, содержащихся в кадастре, как в виде письменных выписок, так и с помощью специализированных электронных сервисов. Федеральным законодательством могут устанавливаться ограничения на открытость доступа к сведениям, содержащимся в ГКН.

Непрерывность актуализации сведений, содержащихся в ГКН, заключается в едином процессе внесения информации о совершенных юридически значимых действиях в отношении объектов недвижимого имущества. Административным регламентом установлены точные сроки, в течение которых сведения должны быть размещены в ГКН. Актуализация сведений в ГКН происходит в ежедневном режиме.

При получении субъектами сведений из ГКН предоставленная выписка содержит данные о том, по состоянию на какую дату данная информация актуальна.

Сопоставимость сведений ГКН со сведениями, содержащимися в других государственных информационно-справочных ресурсах

Данный принцип позволяет реализовать взаимосвязь официальных государственных информационно-справочных ресурсов между собой с целью создания единой базы объектов, подлежащих учету. ГКН является неотъемлемой частью единой государственной системы информации, которая включает в себя все государственные реестры и кадастры. Сведения, содержащиеся в каждом из реестров и кадастров должна полностью соответствовать друг другу.

Для целей ведения ГКН важное значение имеет сопоставимость сведений, содержащихся в ГКН, с данными земельного кадастра, так как объекты недвижимости неразрывно связаны с земельными участками. Основанием для внесения сведений в ГКН и земельный кадастр являются документы, предоставляемые физическими и юридическими лицами в уполномоченный орган.

Получение и сопоставление сведений из различных государственных ресурсов (кадастров) осуществляется путем межведомственного информационного обмена. Эта процедура позволяет реализовать на практике принцип «единого окна», который упрощает для физических и юридических лиц совершение сделок с объектами недвижимости.

Развитие ГКН по настоящее время продолжается в соответствие с соответствующей федеральной программой, предусматривающей поэтапный переход исключительно на электронную систему работы с кадастровыми сведениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *