Прирезок к участку

Содержание

Ведь часто люди, помимо основного участка, который когда-то был куплен, достался от родителей или был выделен в дачном кооперативе, используют дополнительные «сотки», оказавшиеся свободными. О том, какие земли можно «прирезать», а какие — не получится, «Российской газете» рассказал председатель Союза дачников Подмосковья, первый зампред Московской областной Думы Никита Чаплин.

Сколько лишних соток можно оформить в собственность?

Если гражданину было предоставлено на основании постановления местной администрации, например, 8 соток (800 кв. метров) земли в поселке или СНТ, а он фактически пользуется большей площадью, то в Единый госреестр недвижимости (ЕГРН) можно внести сведения только в отношении 8 соток.

Излишки площади, как уточняет Чаплин, следует оформлять отдельно. Если земля находится в неразграниченной муниципальной собственности, то она может быть оформлена только через выкуп. В Московской области, к примеру, такие «прирезки» можно выкупить за 50% от кадастровой стоимости. Если участок увеличивается за счёт соседа, необходимо обоюдное согласие и договор о перераспределении земельных участков.

Увеличить участок за счёт земель общего пользования СНТ в настоящее время невозможно.

Изменение площади участков ограничено Земельным кодексом и Правилами землепользования и застройки. Как правило, площадь земельного участка с видом разрешённого использования «ведение садоводства» не может быть меньше 6-ти и больше 15 соток, а с видом «для индивидуального жилищного строительства» — от 3-х до 25 соток. Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков устанавливаются муниципальным нормативным актом — Правилами землепользования и застройки территории.

Поэтому если собственник уже имеет оформленный участок в 15 соток для ведения садоводства, то увеличить площадь он уже не сможет. Также нельзя увеличить площадь участка за счёт земель лесного фонда.

В июне 2019 года вступили в силу изменения в федеральные законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», которые дали возможность оформить в собственность излишки земли, если в результате комплексных кадастровых работ выяснится, что фактически используемая владельцами земли площадь участка превышает уже зафиксированную в ЕГРН.

Однако важно отметить, что инициатором и заказчиком проведения комплексных кадастровых работ может быть только государство. Если местной администрации, например,? требуется земельный участок для строительства или расширения автодороги, то государство должно сначала навести порядок в границах земельных участков всего кадастрового квартала: исправить реестровые ошибки (уточнить координаты и площади земельных участков). Только в этом случае собственнику может быть предложено бесплатное внесение изменений в ЕГРН с возможным увеличением площади.

При этом свободно «прирезать» можно лишь до 10% соседнего участка. А если вдруг человек захочет забрать себе соседний участок, тогда придется выкупать его или брать в аренду через торги.

Какие участки нельзя оформить в собственность?

Далеко не все земельные участки могут быть оформлены в собственность. Например, участки в зонах с особыми условиями использования территорий (охранные зоны ЛЭП и газопроводов, зоны санитарной охраны источников водоснабжения и др.); с особыми условиями охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; земли, зарезервированные для государственных или муниципальных нужд.

Такие земельные участки могут предоставляться только в аренду.

Чем грозит самовольное использование земли?

Если владелец участка фактически занимает площадь больше, чем по документам, это является самозахватом земельного участка, за который предусмотрен штраф. От 10 до 20 тысяч рублей (или от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости) для физических лиц, не менее 20 тысяч рублей (от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости) — для должностных и не менее 100 тысяч рублей (или от 2 до 3% от кадастровой стоимости) — для юридических.

Уплата штрафа при этом не освобождает владельца от сноса построек и забора на самовольно занятой территории.

Лишиться можно и увеличенной площади участка, которая была оформлена по «дачной амнистии». Если в постановлении администрации было указано 6 соток, а при уточнении границ в Росреестре появились 2 «лишние» сотки (в основном в 2006-2009 гг. такие «прирезки» оформлялись), то при отсутствии правоустанавливающих документов к «излишкам» может предъявить претензии сосед, которому этих 2 соток не хватило (осталось 4 сотки вместо 6) либо СНТ, если эту землю прирезали за счёт сужения дороги или разворотной площадки.

Решением суда, с учётом генплана СНТ и результатов землеустроительной экспертизы, таких собственников можно обязать установить в ЕГРН границы по первоначальным 6 соткам.

Существенные поправки коснулись Налогового кодекса в ушедшем году. В их числе — изменение формы и категории получателей вычета по земельному налогу.

До момента внесения поправок картина с налоговым вычетом была следующая. Лица, перечисленные в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса, они же — льготники, имели право на необлагаемую сумму в размере 10 000 рублей от налоговой базы. Эта сумма никак не была связана с площадью участка и являлась фиксированной. При расчете сумма налога просто уменьшалась на эти десять тысяч.

Размер и форма имеют значение

Федеральный закон № 436-ФЗ от 28.12.2017 облегчил жизнь многим среднестатистическим дачникам:

  • Изменился перечень получателей налогового вычета — к списку присоединились пенсионеры.
  • Право на вычет предоставили не только пенсионерам в привычном понимании этого слова. Законом к ним также отнесены граждане, получающие социальные пенсии.
  • Привычная для льготников «несгораемая» сумма в размере 10 000 рублей заменена на 600 кв.м.

Как это? По новым правилам налоговая база будет снижаться на сумму стоимости 600 кв.м. от общей кадастровой стоимости земельного участка. Это значит, что перечисленные обладатели «счастливых» 600 квадратов земли теперь налог могут просто не платить.

Ну не всем же «повезло» иметь 6 соток?

Собственники более крупных участков будут получать вычет по простой схеме.

Налог на участок площадью 8 соток будет рассчитан за вычетом 6 соток, указанных в законе. С учетом этой «скидки» собственник платит налог только за 2 сотки. Какая бы ни была площадь — расчет аналогичный.

Бывает ведь и несколько участков?!

Главное — определиться, какой участок вы хотите избавить от налогового бремени или частично освободить от него. Если вовремя этого не сделать — налоговая примет решение сама. Принцип такой: вычет будет применен к самому большому участку. Вполне логично. Если вы придерживаетесь другого мнения, то обязаны уведомить об этом ФНС.

Обратная сила льготы

Принятые в конце минувшего года поправки предоставят гражданам льготу по уплате налога в 2018 году.

Если у вас в собственности только 6 соток земли или того меньше — можете расслабиться. В 2018 году вам уже ничего не придется платить за отчетный период прошлого года. Налоговая сама сделает перерасчет. Остальным собственникам земли в текущем году будет начислен налог за прошедший период уже с учетом льготных новшеств.

При наличии нескольких участков и желании изменить схему распределения льгот, необходимо уведомить налоговую. Для уведомления сейчас действует переходный период, который продлится до 01 июля 2018 года. Извещение о намерении выбрать другой участок можно подать в любой налоговый орган.

Изменения смело можно назвать положительными, ведь теперь спокойный сон некоторых «налогонеплательщиков» закреплен на законодательном уровне.

Наши дела по теме Земельное право Если у вас похожий случай, то вы можете проконсультироваться по телефону Пенсионерам скидки, или шесть соток бесплатно: изменения в налоговом законодательстве Статья: Пенсионерам скидки, или шесть соток бесплатно: изменения в налоговом законодательстве Рейтинг статьи

Наступление теплого сезона кроме известных прелестей загородной жизни имеет и обратную сторону — увеличение исков, связанных с «дачными» проблемами. Одной из самых болезненных среди них по праву считается незаконное расширение участков, которыми владеют граждане. Иногда «свою» землю увеличивают за счет соседей. Иногда за счет бесхозной муниципальной земли. Когда и в каких случаях такую землю не получится прибавить к своей по закону, объяснил Верховный суд РФ.

Разобрав и проанализировав один из споров, он дал рекомендации своим коллегам, как правильно разрешать подобные дела. Все началось с того, что двое граждан попросили суд обязать местную власть, передать им в аренду участок муниципальной земли, который расположен рядом с их домом.

Верховный суд занимался делом одной семьи. В действительности ситуация весьма распространенная. Если рядом с дачей находится, предположим, пустырь, то желание раздвинуть границы, в чем-то объяснимо. Но прежде чем сделать подобный шаг, надо обратить внимание на соответствующие статьи закона, которые говорят о правилах для граждан, оказавшихся в такой ситуации.

Ведь как таковой бесхозной земли не бывает в принципе. Каким бы запущенным ни казался пустырь, он в юридическом смысле имеет своего хозяина, который в любой момент заявит свои права.

Свою уверенность в том, что им надо отдать землю за бортом их участка, истцы аргументировали следующими доводами. Они владеют на правах собственности участком земли и домом на нем. А на соседнем бесхозном участке они построили два капитальных объекта — бассейн и солидный кирпичный забор. То, что на муниципальной земле находятся их объекты, по мнению истцов, дает им право просить землю под бассейном и забором в аренду на 49 лет. Вот только муниципалитету такое предложение не понравилось, поэтому, решили истцы, будет правильней, если это сделать обяжет суд.

И местный суд с такими доводами согласился. Суд посчитал, что на чужой земле находятся принадлежащие истцам объекты недвижимости. Причем объекты, выражаясь юридическим языком, являются «вспомогательными сооружениями домовладения» и «неразрывно с ним связаны». Именно поэтому, по Гражданскому (ст. 35) и Земельному (ст. 28 и 29) кодексам граждане могут взять спорный участок в аренду. Суд апелляционной инстанции с этим согласился. Обратите внимание на слова в решении местных судов — бассейн и забор «неразрывно связаны» с домом. Именно такая — неразрывная связь оказалась ключевым понятием. Дело дошло до Верховного суда, он заявил, что выводы судов — ошибочны.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС не только отменила разрешение на аренду, но, пересмотрев дело, сама вынесла по нему решение, что случается в практике Верховного суда крайне редко. Вот аргументы окончательного решения по «захватническому» делу.

В Гражданском кодексе (ст. 135) сказано, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней одним предназначением, следует судьбе главной вещи. А в Земельном кодексе (ст. 1) прописан принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов. По этому принципу, все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе участков. В обоих статьях есть исключения, но эти случаи прописаны в федеральных законах и к нашему делу отношения не имеют.

Обе статьи Земельного кодекса, на которые ссылались местные суды, решая спор про соседний участок земли — 28-я и 29-я, содержат лишь общие положения о покупке гражданами или юрлицами участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Причем речь в них идет не только о покупке, но и об аренде. Но никаких доводов, из которых бы вытекало право граждан на соседнюю землю, в прошедших судах даже не приводилось.

Все особенности покупки или аренды участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если на них есть здания или другие сооружения, прописаны в 36-й статье Земельного кодекса. Там четко сказано, что у граждан и фирм есть реальная возможность приобрести муниципальную землю, если на ней есть их собственность — дом или другое сооружение. В нашем случае на спорном участке расположен капитальный забор и бассейн. По мнению Верховного суда, эти сооружения имеют все признаки незаконной постройки, поскольку их возвели на земле, гражданам не принадлежащей. А это уже 222-я статья Гражданского кодекса. Важно, что о праве собственности на забор и бассейн истцы у судов никогда не просили. Как теперь ясно, они это сделали зря.

Из всего сказанного Верховный суд делает вывод — нахождение на спорном участке этих объектов не может служить основанием для возникновения у истцов права на землю.

Как оформить прирезку земельного участка в соответствии с земельным кодексом

Земельный кодекс не содержит такое понятие — прирезка земельного участка. Прирезкой принято называть перераспределение земельных участков. По общим правилам образования земельных участков (Ст. 11.2 Земельного кодекса) есть несколько видов образования новых земельных участков:

  • Выдел;
  • Объединение;
  • Перераспределение;
  • Раздел.

В статье не будем подробно рассматривать каждый из этих видов, но более подробно поговорим о перераспределении, а точнее о том, как происходит прирезка земельного участка в 2020 году за счет площади смежных земель, и как законно можно увеличить размер земельного участка.

В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, перераспределение которого планируется осуществить;

4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;

5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Новый закон о прирезке земельных участков 2020

Законы в сфере землеустройства и кадастра в последние годы претерпели активные изменения. Новый закон о прирезке земельных участков, действующий в 2020 году – это целый пласт норм, затрагивающий образование земельных участков. С начала 2020 года вступил в силу 217-ФЗ о садоводстве, меняющий основные понятия и определения дачных участков. 17 июня 2020 года был принят новый закон 150-ФЗ, вносящий изменения в законы о кадастровой деятельности и регистрации недвижимости (218-ФЗ и 221-ФЗ). Изменения касаются комплексных кадастровых работ: порядок их проведения упрощается, при этом остается возможность увеличить земельный участок до 10 % от его общей площади, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что по факту участок больше, чем на бумаге. Также Госдума рассматривает еще ряд поправок, упрощающих процедуру оформления земельных участков и строений (дачную амнистию продлят до 2022 года).

Что такое прирезка земли

Присоединение земельного участка к основному без торгов официально именуется прирезкой. Ранее аналогичные операции не могли осуществляться в законном порядке, однако, многие граждане не чурались охватывать дополнительные территории благодаря перестановке ограждений. Спустя некоторое время незаконно присоединённых участков стало настолько много, что компетентные инстанции приняли решение об изменении законодательства.

Благодаря этому в Земельном Кодексе Российской Федерации появилась глава №4, регламентирующая порядок перераспределения федеральных, муниципальных или частных участков земли. Стоит отметить, что земля за счет которой проводится процедура, не может относится к категории территорий общего пользования.

Другими словами, границы не могут выходить за так называемые красные линии, ограничивающие участки от дорог или иных объектов. Отдельными территориальными зонами в каждом конкретном случае считаются те территории, для которых определяются специальные границы и устанавливаются градостроительные регламенты.

Каждое заинтересованное лицо может получить актуальную информацию об отношении того или иного участка земли к территориальной зоне на официальном сайте местного муниципалитета. В подавляющем большинстве случаев на соответствующих ресурсах размещается карта с цветовыми обозначениями границ зон. Это позволяет гражданам найти пользователя земли и определить принадлежность к территориальной зоне.

Подать заявление на прирезку может непосредственный собственник участка земли, предназначаемого для ведения подсобного хозяйства, садоводства или строительства индивидуального формата. При этом после распределения площадь земли не может быть больше максимально допустимого размера, установленного нормами статьи действующего Земельного Кодекса РФ.


Образец свидетельства о праве собственности на землю

Установление категории земельного участка происходит в соответствии с действующим законодательством. Узнайте здесь, где взять денег под залог земельного участка.

Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка

Прирезка земельного участка к основному – это увеличение размера земельного участка за счет смежных земель. Не каждый собственник в курсе, что он может на законных основаниях оформить прирезок к земельному участку и бесплатно получить в собственность дополнительные земли. Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка спросите вы? На самом деле, закон разрешает увеличить земельный участок, не более чем на 10% от его площади за счет муниципальных земель. Но тут есть и оговорки. Важно чтобы земля не была в частной собственности и под обременением, кроме того, местные власти вправе законно устанавливать дополнительные ограничения в размерах прирезки земельных участков. В любом случае оформление прирезки земельного участка следует узаконить, предоставив в органы Росреестра необходимые документы.

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;

4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует указанным выше требованиям, подано в иной орган или к заявлению не приложены все необходимые документы.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии соответствующих оснований.

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных Земельным кодексов (читайте 4 случая, описанных в начале статьи)

2) не представлено в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 Земельного Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с Земельным Кодексом, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного Кодекса;

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
  1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
  2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
  3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
  4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
  5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
  6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
  7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса;

  1. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

Какие нужны документы для прирезки земельного участка

Одного желания увеличить земельный участок недостаточно, надо действовать. Для начала, выясните в органах местной власти нюансы по ограничениям в размерах прирезки земельного участка в вашем районе, и какие нужны документы для прирезки земельного участка, в вашем муниципалитете. Основными документами являются:

  • Заявление о прирезке (перераспределении)
  • Соглашение
  • Выписка из ЕГРН
  • Проект межевания или схема расположения участка
  • Правоустанавливающие документы на землю.

С чего начинать процедуру прирезки?

Перед тем, как начинать процедуру увеличения, необходимо оформить свой основной участок в собственность должен образом. Для этого нужно провести межевание надела, в ходе которого будут уточнены его размер и границы. Проводятся эти действия кадастровым инженером, имеющим лицензию на проведение межевых работ.

ВАЖНО !!! При межевании желательно присутствие соседей-землевладельцев, которые подписывают акт согласования границ, чтобы потом не было взаимных претензий.

Следующий шаг – постановка надела на регистрационный учет в Федеральной кадастровой службе. Для этого нужно обратиться с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации прав на землю в МФЦ либо непосредственно в региональное подразделение Росреестра.

После того, как основной участок должным образом оформлен, приступают собственно к присоединению.

Для этого в земельный комитет или иное подобное подразделение при местной администрации должны быть представлены такие документы, как:
  • заявление о прирезке;
  • схема расположения основного участка и добавляемых квадратных метров;
  • копию общегражданского паспорт землевладельца;
  • правоустанавливающий документ на землю. Сюда можно отнести дарственный договор, свидетельство о принятии наследства, договор о купле-продаже, акт о приватизации. Но это только в том случае, если права на землю не зарегистрированы в Росреестре;
  • межевой план;
  • кадастровый паспорт;
  • Квитанция, которая подтвердит уплату пошлины за подачу заявления.

Администрация рассмотрит представленные документы и вынесет решение, будет ли произведено увеличение. Сам пакет документов рассматривают в течение 10 дней. При неправильном заполнении заявления или при недостаточности пакета документов по истечении 10 дней они возвращаются землевладельцу. В целом на принятие решения об увеличении площади надела законом отведено 30 дней.

После получения положительного решения землевладелец вносит необходимую плату (сразу, рассрочка не предусмотрена законом) и опять обращается к кадастровому инженеру за уточнение границ увеличенного участка. Затем осуществляется постановка обновленного надела на учет в Росреестре.

Сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка

Земельный кодекс (ст. 39.29) устанавливает следующие сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка:

  • общий срок 30 рабочих дней
  • увеличение срока до 45 рабочих дней (если нужны дополнительные документы)
  • срок возврата неполного комплекта документов – 10 дней.

После того, как заявление принято заключается соглашение о том, что муниципалитет не против увеличения ваших земель.

Увеличение площади земельного участка – это бесплатно или за деньги?

Бытует мнение, что увеличение земельного участка можно сделать совершенно бесплатно, но это не так. Бесплатно только можно получить прилегающие земли, то есть их не надо выкупать у государства, а само оформление новообразования в виде увеличенного земельного участка после прирезки – процедура, требующая денежных затрат. Ведь для того, чтобы документально оформить вновь созданные владения необходимо подготовить межевой план. Для этого, заключаем договор с кадастровым инженером, естественно на платной основе. Вновь созданный участок необходимо закоординировать и сдать готовый пакет документов на регистрацию в МФЦ. Все это время и деньги, но в результате вы получите законно оформленный участок с увеличенной площадью.

Узнать стоимость межевого плана и других услуг кадастровых компаний вашего региона вы можете при помощи бесплатного сервиса на сайте — онлайн калькулятора кадастровых работ.

Вместо вывода, или мнение Путина о прирезке земельного участка

Владимир Путин разрешил россиянам регистрировать излишки земли. Это на руку как государству, так и обычному гражданину. Подписав 150-ФЗ от 17.06.2019 (закон вступил в силу 16.09.2019), президент тем самым высказал свое мнение о прирезке земельного участка и подтвердил необходимость упрощения кадастровых работ, что по словам замглавы кадастровой палаты Марины Семеновой положительно отразится на собственниках земельных участков. Оформленные прирезки теперь официально будут собственностью граждан – что повысит доходы в казну за счет земельного налога, а граждане, в свою очередь, смогут обладать участками не только в натуре, но и на законных основаниях.

Самовольное занятие земельного участка: законно или нет?

Под самовольным занятием земельного надела понимается его использование индивидами, не имеющими на эту недвижимость никаких прав.

За такие действия Кодекс об административных правонарушениях в статье 7.1 предусматривает штрафы:
  1. от 1% до 1,5 % от кадастровой стоимости надела, если он оценен и состоит на учете в Росреестре; при этом санкция не может быть менее 5000 рублей;
  2. если участок не зарегистрирован и не определена его стоимость, то вилка штрафов составляет от 5 до 10 тысяч рублей.
Для должностных и юридических лиц штрафы выше.

ВАЖНО !!! Но самозахват может быть умышленным и неумышленным. Если человек незаконно использует чужую землю, например, передвинул свой забор на соседскую территорию, тем самым расширив площадь своего надела, то это однозначно умышленное нарушение чужих прав. А вот если не было проведено надлежащим образом межевание участка и не определены его границы, то человек не будет подвергнут административному наказанию.

Более того, при соблюдении определенной процедуры землевладелец имеет право узаконить лишние квадратные метры. Такая законное присоединение земель получило название «прирезка».

По заявлению официального представителя Росреестра, не нужно воспринимать такое узаконивание самовольного занятия как руководство к действиям по захвату земель соседей или муниципалитета. Это – один из хитрых приемов для того, чтобы все земли были надлежащим образом оформлены и учтены. Такая процедура призвана стимулировать землевладельцев провести межевание, уточнить границы участка и поставить его на учет в Регистрационной палате.

При этом упрощенного увеличения надела более чем на 10 процентов закон не предусматривает. До 10 % при соблюдении перечисленных в законе условий можно сделать это по упрощенной схеме. Узаконить можно и те земли, которые пока не используются этим собственником.

Случаи прирезки перечислены в пунктах 2 и 3 ст. 39.28 главы V.4 Земельного кодекса РФ.

Также расширение надела возможно при уточнении границ. С 2020 года такое уточнение обязательно для совершения любых сделок с участком.

Еще площадь земельного участка может увеличиться (и совершенно бесплатно) при исправлении реестровой ошибки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *