Профстандарт преподавателя колледжа

Иван Иванов

В соответствии с Приказом Минтруда России №608н было установлено, что в ходе формирования кадровой политики, при управлении персоналом, заключении трудовых соглашений, проведении аттестаций, либо при разработке должностных инструкций, затрагивающих специальность преподавателя СПО, будет необходимо использовать соответствующий профессиональный стандарт.

Зачем нужен стандарт

Согласно статье 195.1 ТК РФ, профстандарт (ПС) представляет собой характеристику того уровня квалификации, который должен иметь сотрудник организации или учреждения, чтобы осуществлять профессиональную деятельность определённого вида, включая выполнение всех трудовых функций.

Говоря иначе, профстандарт – это документ, отражающий перечень умений, знаний и навыков, которые требуются человеку для того, чтобы справляться со своими обязанностями по работе. Его применение позволяет:

  • Добиться повышения качества образования.

Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегических образовательных задач и даёт специалисту возможность успешно ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Он также помогает добиться повышения уровня отечественного образования до международных стандартов.

  • Адекватно оценить уровень квалификации работника.

Наличие единого профстандарта значительно ускоряет и упрощает процесс оценки квалификационного уровня педагога СПО.

  • Успешно регулировать разрешение кадровых вопросов и значимых моментов в трудовых взаимоотношениях со специалистами.

Все приведённые в стандарте положения следует использовать при отборе педагогов в учреждения образовательного типа. Трудовой договор работника и работодателя также формируется в соответствии с ПС.

Важно! Хотя профессиональный стандарт имеет свою изначальную форму, в местных учреждениях его наполнение может корректироваться путём внесения дополнительных положений и уточнения уже существующих разделов документа.

Обязательно ли его применять

По мнению разработчиков профстандарта, предназначенного для преподавателей СПО, данный документ должен положительным образом сказаться на интересе педагога к сфере его трудовой деятельности и повышению уровня ответственности за достижение требуемых результатов.

Профессиональный стандарт позволяет педагогу не отвлекаться на выполнение функций, не имеющих отношения к его прямым обязанностям. Это позволяет освободить больше сил и времени на повышение педагогической квалификации.

Таким образом, использование профстандарта не является строго обязательным, однако его применение рекомендуется с целью улучшения квалификационных показателей отдельных специалистов и укрепления образовательной системы в целом.

Структура профстандарта

В соответствии с требованиями Приказа №608н от 8 августа 2015 года, утверждённого Министерством труда Российской Федерации, профессиональный стандарт включает в себя следующие данные:

  1. Общая информация. Раздел посвящён указанию общих наименований трудовых функций, а также в нём приведена кодовая классификация рода деятельности специалиста.
  2. Функциональная карта. Вторая часть содержит описания общих функций, которые следует выполнять педагогу. Возможно, что обобщённые направления деятельности будут делиться на более узкие и конкретные, для каждой из которых указывается необходимый уровень квалификации.
  3. Характеристика функций. Все приведённые во втором блоке позиции получают подробную расшифровку. Рядом указывается точный перечень действий, которые потребуется осуществить для реализации каждой из приведённых функций.

В третьем разделе также имеется подробное перечисление, всех умений и знаний, которые потребуются педагогу, чтобы успешно выполнить поставленные перед ним задачи. В последней (4-й) части документа указаны данные об организациях, которые занимались разработкой ПС.

Основные обязанности согласно документу

Преподаватель СПО – это педагог основного и дополнительного профессионального обучения и образования. В соответствии с профстандартом в число его основных обязанностей входит:

  • преподавание в соответствии с программами: профобучения, получения среднего профобразования, прохождения дополнительной профпрограммы, рассчитанной на определённый квалификационный уровень;
  • организация и ведение учебно-производственного процесса в ходе реализации необходимых учебных программ;
  • организационно-педагогическое сопровождение учащихся по программам СПО и высшего образования;
  • организация и проведение мероприятий посвящённых профориентации для учащихся школ и их законных представителей;
  • осуществление педагогического контроля, оценки результатов образовательной деятельности, усвоения программы;
  • подготовка и самостоятельная разработка научно- и учебно-методического обеспечения, необходимого для реализации программ профессионального образования.

Также педагог СПО может заниматься преподаванием по программам бакалавриата, магистратуры, специалиста и аспирантуры в рамках своей специальности.

Установленные требования к преподавателю

Среди основных требований, которые предъявляются специалисту в соответствии с профстандартом можно выделить следующие:

  • наличие соответствующего образования (среднее профессиональное или высшее по соответствующему профилю, возможно наличие профессиональной переподготовки);
  • наличие опыта практической работы;
  • соответствие особым условиям допуска к работе:
    • отсутствие ограничений на ведение преподавательской деятельности;
    • наличие результатов предварительного (проводимого до принятия специалиста на работу) медобследования;
    • своевременное прохождение аттестаций на соответствие занимаемой должности.

В самом ПС приводятся более подробные комментарии по каждому из приведённых пунктов, и все их следует учитывать при осуществлении трудовой деятельности по специальности преподаватель СПО.

Документы для скачивания (бесплатно)

Какими компетенциями должен обладать педагог СПО

Структурными компонентами профессиональной компетенции (компетентности) преподавателя СПО являются следующие её виды:

  1. Профессиональная. Включает в себя все научные знания, навыки и умения, которыми должен владеть педагог. Они обязательно входят в сферу той дисциплины, которую он преподаёт.
  2. Социально-правовая. К этому виду компетенции относятся умения и знания, которые необходимы для того, чтобы взаимодействовать с людьми и общественными институтами. Кроме того, здесь учитывается знание приёмов профессионального общения и поведения.
  3. Психолого-педагогическая. В третью группу входят познания и навыки, затрагивающие сферу: психологии педагогического общения и студенческой учебно-познавательной деятельности, психодиагностики (базовые понятия и приёмы), педагогических и научно-исследовательских способностей.
  4. Коммуникативная. Способность выстраивать общение с учащимися и другими сотрудниками образовательного учреждения, что невозможно без уважительного отношения к окружающим (в сочетании с высоким уровнем требовательности) и наличия способности к состраданию, сочувствию и пониманию.
  5. Персональная. Осуществление непрерывного профессионального роста и регулярное повышение собственной квалификации. Умение реализовывать себя через свою трудовую деятельность.
  6. Креативная. Наличие творческих навыков, ассоциативного мышления, воображения, гибкого и критичного ума, способности находить максимально эффективные решения в нестандартных ситуациях.
  7. Экстремальная. Умение осуществлять необходимые действия в условиях внезапно усложнившейся обстановки.

Помимо этого преподаватель должен быть осведомлён относительной целей и содержания ФГОС СПО, принципах построения процесса обучения, способах применения современных образовательных технологий.

Профстандарт позволяет обеспечить максимальную конкретизацию направленности рабочей деятельности педагога СПО, повысить её эффективность и поддержать квалификационный рост специалиста. Именно поэтому активное использование данного документа является необходимой составляющей рабочего процесса.

Вашему вниманию видео о среднем профессиональном обучении.

Профессиональный стандарт педагога

В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты».

Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.

В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:

  • Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.
  • Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.
  • Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.
  • Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.

Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения):

Образование.

Каждый преподаватель должен:

  • Иметь высшее образование.
  • Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности. Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения.
  • Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности. Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, — лабораторными и иными работами.
  • Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей.
  • Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.

Воспитательная работа.

В рамках выполнения воспитательной работы преподаватель обязан:

  • Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе.
  • Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения.
  • Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся.
  • Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников — культурных, возрастных, психологических и т.п.
  • Создавать в коллективе обучающихся дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами учреждения.

Развитие личностных качеств.

Педагог должен:

  • Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств — успехов в обучении и особенностей поведения.
  • Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении.
  • Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов — логопедов, психологов и так далее.
  • Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка.
  • Владеть методиками коррекционно-развивающей работы.
  • Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.

Все госстандарты разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе №147.

В соответствии с этим приказом все профстандарты преподавателя включают с себя следующие положения:

— Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация.

— Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога.

— Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника.

Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года.

На сегодня все специалисты, осуществляющие процесс обучения на той или иной его стадии, подпадают под действие государственных нормативов — будь это стандарт воспитателя дошкольного учреждения, школы или профстандарт педагога среднего профессионального образования.

Основная цель вида профессиональной деятельности: Организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ.

Трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт:

  • преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации;
  • организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности;
  • организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО;
  • организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО;
  • проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями);
  • научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП.

Требования к образованию и обучению:

  • среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю);
  • дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю);
  • при отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

Профессиональный стандарт: Педагог профессионального обучения.

В 2015 году приказом Минтруда был утвержден профстандарт для преподавателей высшей школы, но до конца 2019 года он носил лишь рекомендательный характер. Согласно стандарту вузовские педагоги, не имеющие ученой степени, были сильно ограничены в преподавательской работе. Например, они не имеют права вести полноценные занятия по программам бакалавриата и дополнительным профессиональным программам, а уж преподавание в магистратуре и специалитете для них и вовсе недоступны. Без всяких ограничений преподавать студентам в вузах могли только доценты. С 1 января 2020 года профстандарт должен стать обязательным для всех вузов страны.

В конце декабря 2019 года Совет Федерации выступил с предложением отменить профстандарт для вузовских педагогов. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на члена комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Ирину Рукавишникову.

«Совфед предлагал отменить профстандарт препoдавателя высшей школы. Мы направили предлoжения в Минобрнауки и Минтруд с прoсьбой переработать соответствующие нормы. И нас услышали. Нoрма будет отменена. И это на самом деле абсoлютно логичное решение, при кoтором в любом вузе страны в учебном прoцессе со студентами смогут полноценно работать не только препoдаватели со степенью, но и педагоги-практики», — сообщила газете Ирина Рукавишникова. Эту новость подтвердил и в Министерстве высшего образования и науки.

По мнению Ирины Рукавишниковой , среди преподавателей есть много людей, которые не являются учеными, но они обладают громадным опытом в практической области и прекрасно владеют профессией. А поэтому они вполне могут быть полноценными участниками учебного процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *