Программа соотечественник заявление

Тем, кто сможет побороть все перипетии на пути к получению зелёной книжечки участника Государственной программы, которую кратко называют «Соотечественники», становится доступной возможность получения подъёмных. Сумма этих подъёмных отличается в зависимости от региона вселения. Деньги выделяются не только участнику программы, но и членам его семьи. Таким образом, в среднем семья переселенцев может получить от 30 000 — 50 000 до 200 000 — 300 000 рублей. Какие документы необходимо собрать для получения подъёмных, в какие сроки подавать эти документы — мы сейчас разъясним.

Подъёмные по программе «Соотечественники»

Все без исключения участники государственной программы переселения «Соотечественники» имеют право получить подъёмные. Средства выделяются в денежной форме, и выдаются не в виде наличных на руки, а перечислением на банковскую карту.

В зависимости от региона вселения сумма подъёмных средств может колебаться от десятков тысяч до сотен тысяч рублей. Участники госпрограммы, выбравшие так называемые приоритетные регионы для вселения, получают заметно большие суммы.

Кроме подъёмных участник и его семья могут получить компенсацию уплаченных госпошлин и компенсацию затрат на переезд.

Кто имеет право претендовать на получение подъёмных

Участником госпрограммы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, может стать как одинокий гражданин, так и семейный. В том случае, когда участник госпрограммы переезжает в Россию вместе с семьёй, он обязательно должен не забыть оформить и всех членов своей семьи в качестве таковых. Информация о членах семьи вносится в «зелёную книжечку» — документ, удостоверяющий участие в госпрограмме.

Если участник по какой-либо причине не укажет кого-то из родственников или членов семьи в заявлении об участии в госпрограмме, то позже он уже не сможет это сделать. Исключением может стать рождение ребёнка, которого ещё не было на момент подачи документов.

Участник госпрограммы обычно получает сумму подъёмных, которая значительно больше сумм, выделяемых на каждого члена семьи.

Какие документы нужны для получения подъёмных

Следует признать, что не все участники госпрограммы занимаются оформлением документов для получения подъёмных средств. Это связано с тем, что требования к документам часто изменяются, а также с тем, что подать их бывает так же сложно, как, например, подать документы на РВП.

Сроки выплаты подъёмных также чётко не определены, поэтому участникам приходится ожидать поступлений по полгода и более.

Ниже приведён ориентировочный список документов для получения подъёмных по программе «Соотечественники». Данный список может изменяться в зависимости от региона.

Перечень документов, необходимых для выплаты единовременного денежного пособия

  1. Картонная папка-скоросшиватель.
  2. Заявление о выплате компенсации установленной формы.
  3. Копии свидетельства участника государственной программы.
  4. Копии документов, удостоверяющих личность участника государственной программы и членов его семьи (паспорт гражданина РФ с регистрацией / копия национального паспорта с переводом, заверенных нотариально / копия иностранного свидетельства о рождении ребёнка с переводом, заверенным нотариально).
  5. Реквизиты расчётного счёта, открытого заявителем в кредитной организации (Сбербанк России).

Следует отметить, что расчётный счёт обязательно должен быть открыт на участника-заявителя, а не на кого-либо из членов его семьи. Под кредитной организацией подразумевается российский банк. Обычно требуют, чтобы счёт был открыт именно в одном из региональных отделений Сбербанка.

Когда лучше подавать документы для получения подъёмных

Документы для получения подъёмных можно подавать сразу же после того, как будет одобрено участие в госпрограмме и выдано на руки свидетельство участника.

Между тем многие участники предпочитают повременить, и подают документы спустя примерно год, когда станут гражданами Российской Федерации и им будут вручены паспорта. Выбор отсрочки связан с тем, что вместе с заявлением в список требуемых документов входят нотариально заверенные копии переводов национальных паспортов и свидетельств о рождении (для несовершеннолетних членов семьи участника). Стоимость переводов с нотариальными заверениями составляет несколько сотен рублей за каждый экземпляр. Поэтому участники часто предпочитают подождать до того момента, когда получат на руки паспорт гражданина Российской Федерации и смогут сэкономить на переводах и нотариальных заверениях.

Ещё одним фактором, который оказывает влияние на выбор момента подачи документов, является неуверенность участников в правильном выборе региона вселения. Неоднократны случаи, когда участники, спустя время, принимали решение перебраться в другой регион. А в этом случае, согласно законодательства, выплаченное денежное пособие требуется вернуть государству.

Некоторые участники подают документы сразу же и на выплату подъёмных средств, и на выплату компенсации госпошлины, тем самым существенно сокращая пакет документов, так как во многих регионах разрешается не дублировать копии при одномоментной подаче заявлений на обе выплаты.

Через какое время выплачивают подъёмные

Денежное пособие участникам программы переселения и членам их семей выплачивается далеко не сразу после принятия заявления. Во-первых, само заявление рассматривают в срок, который составляет фактически около 2-х месяцев.

В случае принятия положительного решения о выплате единовременного пособия участнику госпрограммы и членам его семьи, информация об этом решении передаётся в соответствующие инстанции. После того, как средства будут изысканы и выделены из бюджета, следует ожидать перечисления на банковский счёт участника.

Ранее период от принятия заявления на выплату подъёмных до поступления денег на счёт занимал около 3-4 месяцев. Теперь же (согласно информации, полученной от участников) срок ожидания составляет в среднем 6-7 месяцев, а иногда и долее.

Важно! Участник государственной программы переселения соотечественников обязуется прожить в выбранном им регионе вселения не менее, чем 3 года. Важно помнить, что срок проживания в регионе отсчитывается не от момент приезда, а от даты, когда было одобрено участие в госпрограмме.

Важно! В том случае, если участник госпрограммы решил покинуть выбранный регион вселения до истечения 3-летнего срока, он обязан вернуть сумму подъёмных полностью.

Условия свидетельства «Ля иляха илля Ллах» — свидетельство единобожия «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха /Ля иляха илля Ллах/» не приносит пользы перед Аллахом произносящему его, если он не выполняет семи условий.

Абу аль-Хасан аль-Басри спросил известного поэта аль-Фараздака, когда тот хоронил свою жену: «Что ты приготовил на такой день?» Тот ответил: «Свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, произнесенное семьдесят лет назад». Аль-Хасан сказал: «Да, это припас, но у слов «нет божества, кроме Аллаха» есть условия. Посему остерегайся клеветы в адрес целомудренных женщин».

Однажды аль-Хасану аль-Басри сказали: «Люди говорят, что сказавший «нет божества, кроме Аллаха» попадет в Рай». Он сказал: «Тот, кто сказал: «Нет божества, кроме Аллаха», — отдавал этим словам должное и выполнял их требования, тот попадет в Рай».

Когда Вахба бин Мунаббиха спросили: «Разве «нет божества, кроме Аллаха» не ключ от Рая?» — он сказал: «Конечно, но у каждого ключа есть зубчики, и если ты принесешь ключ с зубчиками, то дверь откроется, если же нет, то не откроется».

Шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан Али Шейх в своей книге «Фатхуль-Маджид», стр. 190 говорил: «В свидетельстве (ля иляха илля Ллах) необходимо семь условий, и произнесение этого свидетельства не принесет пользы, если не будет какого-либо из этих условий!

  1. Первое: Знание, исключающее незнание;
  2. Второе: Убежденность, исключающая сомнение;
  3. Третье: Принятие, несовместимое с отвержением;
  4. Четвертое: Повиновение, исключающее непокорность;
  5. Пятое: Искренность, исключающая многобожие;
  6. Шестое: Правдивость, исключающая лицемерие;
  7. Седьмое: Любовь, несовместимая с ненавистью (неприязнью)».

Также некоторые обладатели знания выделяют и восьмое условие шахады, а это:

  1. Непризнание и отречение от всего, чему поклоняются помимо Аллаха.

Условия свидетельства «Ля иляха илля Ллах» является частью темы «Вера в Аллаха», который подготовил Ринат Абу Мухаммад, да хранит его Аллах.

Прочитать статью «Условия свидетельства»

Скачать контрольные вопросы для самопроверки

1. Урок 1-й

  • Смысл свидетельства «Ля иляха илля Ллах».
  • Это свидетельство недействительно без условий.
  • Почему Абу Бакр воевал с теми, кто не платил закят?
  • Первое условие – знание, несовместимое с невежеством.
  • О договоре со Всевышним.
  • О познании человеком окружающего, причинах и результатах.

http://static.toislam.ws/files/audio/01_aqida/007_osnovi_aqidi/03_usloviya_svidetelstva/01_shurut.mp3

2. Урок 2-й

  • Познание таухида ар-рубубийя путем размышления о созданиях и о Коране.
  • О необходимости изучать вопросы, касающиеся человека.
  • Побуждение к требованию знаний.
  • Истина — тяжелая вещь, и ее не нужно усложнять.

http://static.toislam.ws/files/audio/01_aqida/007_osnovi_aqidi/03_usloviya_svidetelstva/02_shurut.mp3

3. Урок 3-й

  • Второе условие – уверенность, несовместимая с сомнением.
  • О видах невежественных людей.
  • О тех, кто берет религию от Харуна Яхьи и других невежественных людей.
  • Неверующих нужно призывать Кораном и Сунной.
  • «Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами?»
  • Третье условие – принятие несовместимое с отвержением.
  • Три группы людей в отношении принятия религии.

http://static.toislam.ws/files/audio/01_aqida/007_osnovi_aqidi/03_usloviya_svidetelstva/03_shurut.mp3

4. Урок 4-й

  • Иман – это слова, дела и убеждения.
  • О принятии сердцем шахады. Принятие знания и его воплощение.
  • Неверие невежества и опровержения; неверие лицемеров; неверие высокомерия и упрямства.
  • Кто является действительно разумным человеком?
  • Шахада – свидетельство – это не просто знание, однако это убежденность, произношение и донесение до других.
  • Для чего мы изучаем эти вопросы?

http://static.toislam.ws/files/audio/01_aqida/007_osnovi_aqidi/03_usloviya_svidetelstva/04_shurut.mp3

5. Урок 5-й

  • Четвертое условие — подчинение, несовместимое с отказом.
  • О словах «мы нашли на этом своих отцов».
  • Для чего нас создал Всевышний?
  • О важности подчинения Пророку ﷺ.
  • На чем строится настоящий призыв к Аллаху?
  • Все народы всегда признавали существование Аллаха и его господство.
  • Постановления поклонения строятся на пяти вещах: первое — фард.
  • Приказ Пророка ﷺ — это приказ Аллаха.
  • Тот, кто не подчиняется Пророку ﷺ, может впасть в ширк.

http://static.toislam.ws/files/audio/01_aqida/007_osnovi_aqidi/03_usloviya_svidetelstva/05_shurut.mp3

6. Урок 6-й

  • Почему мусульмане сейчас унижены? Это – унижение, а не испытание.
  • Миллионы людей, называющих себя мусульманами, совершают ширк.
  • Знания требуются, чтобы жить в соответствии с ними.
  • Основа любого приказа – обязательность.
  • Постановления поклонения строятся на пяти вещах: мустахаб, запретное, нежелательное, дозволенное.
  • Для чего необходимо изучать, что является обязательным, а что – желательным?
  • О сплетнях, и других смертных грехах.
  • Тот, кто говорит плохо об ученых – воюет с Аллахом.
  • Вся община войдет в Рай, кроме тех, кто не захотел: то есть не подчинился Пророку ﷺ.
  • Каким Исламом доволен Аллах?
  • Дошел ли довод до всех людей?

http://static.toislam.ws/files/audio/01_aqida/007_osnovi_aqidi/03_usloviya_svidetelstva/06_shurut.mp3

7. Урок 7-й

  • Пятое условие – правдивость, несовместимая со лживостью.
  • Различные примеры проявления правдивости.
  • Правдивость – соответствие того, что в сердце, и того, что внешне.
  • Как проявляется правдивость в шахаде?
  • Сподвижники боялись в себе лицемерия.
  • Договор со Всевышним Аллахом.
  • О вере в скрытое.

http://static.toislam.ws/files/audio/01_aqida/007_osnovi_aqidi/03_usloviya_svidetelstva/07_shurut.mp3

8. Урок 8-й

  • Человеческий разум ограничен.
  • Самый важный приказ – это единобожие.
  • После единобожия человек обязан выполнять пять столпов Ислама.
  • Поклонение выполняется так, как его выполнял Пророк ﷺ.
  • Необходимо сторониться запретного.
  • Самый большой грех – это многобожие.
  • О трех видах многобожия.
  • Многобожники признавали господство Аллаха, и поклонялись идолам для приближения к Аллаху.
  • Всевышний Аллах вверху.
  • Об уподоблении неверующим и вреде телевизора.

http://static.toislam.ws/files/audio/01_aqida/007_osnovi_aqidi/03_usloviya_svidetelstva/08_shurut.mp3

9. Урок 9-й

  • Шестое условие – искренность, несовместимая с многобожием.
  • Искренность – это единобожие, а не просто правильное намерение.
  • Кто заслуживает заступничества Пророка ﷺ?
  • Седьмое условие – любовь несовместимая с ненавистью.
  • О приобщении сотоварищей к Аллаху в любви.
  • Как почувствовать сладость веры?
  • О порицаемых видах любви.
  • Как проявляется любовь?
  • О проявлении ревности и видах несправедливости.
  • Люди исправляют меньшую несправедливость, но оставляют самую большую.

http://static.toislam.ws/files/audio/01_aqida/007_osnovi_aqidi/03_usloviya_svidetelstva/09_shurut.mp3

10. Урок 10-й

  • О различных проявлениях любви к Аллаху.
  • О совершении того, что Он любит; поминании Его; подчинении Ему.
  • Не важно что любишь ты, однако важно – любит ли тебя Аллах.
  • Как добиться любви Аллаха?
  • О следовании пути сподвижников.
  • О повторении Корана и прислушивании к нему.
  • Из проявлений ненависти – оставление следованию Исламу и противоречие упомянутому выше.
  • О видах людей, произносящих шахаду.

Верховному суду предстоит оценить правомерность региональных уточнений госпрограммы по приему соотечественников. Фото с сайта www.vsrf.ru

Ряд регионов не принимает в состав участников программ по переселению соотечественников лиц, достигших предпенсионного возраста. Объясняется это нежеланием обеспечивать старость людям, которые всю жизнь платили налоги в других государствах. Правозащитники считают это дискриминацией, которая противоречит Конституции. 11 апреля один из отказов будет рассмотрен в Верховном суде (ВС).

ВС рассмотрит жалобу правозащитников из Калужской области на введенные там «пенсионные» ограничения для переселенцев, пытающихся получить гражданство в упрощенном порядке. За последние несколько лет такие нормы появились в программах уже 11 субъектов РФ. Региональные власти прописали дополнительный критерий «несоответствия» в отношении женщин старше 55 лет и мужчин старше 60. Из-за этого утвержденной на федеральном уровне госпрограммой не могут воспользоваться тысячи человек, многие из которых давно переехали в Россию.

В Калужской области в программу не пустили учительницу английского языка из Луганска, поскольку ей исполнилось 55 лет. Однако чуть ранее свидетельство об участнике программы получила 58-летняя жительница Украины, которая, правда, пенсию будет получать на родине. «Пенсионеров перестали принимать в программу, то есть, введя это унизительное ограничение, людям говорят, что они никуда не годны», – сказала «НГ» правозащитница Татьяна Котляр. По ее словам, происходит это не в единичных случаях, идут массовые отказы, которые «нарушают Конституцию, поскольку речь идет о дискриминации по возрастному принципу». В Основном законе также говорится, что регионы не могут принимать нормы, ухудшающие положение граждан по сравнению с нормами федеральными.

«Если бы президент не хотел принимать пенсионеров в программу переселения, он бы так и написал в своем указе», – заявила Котляр. И действительно, именно президент Владимир Путин утвердил Концепцию миграционной политики до 2025 года, суть которой заключается в собирании в пределах границ РФ максимально возможного числа представителей «русского мира». Но данные с высоких трибун обещания по мере приближения к реальности трансформируются.

Котляр пояснила «НГ», что на местах чиновники якобы недовольны, что выплачивать пенсии придется людям, которые отчисляли налоги в казну других стран. Она такой подход отвергает: во-первых, средства на пенсии идут из Пенсионного фонда РФ, а не региональных бюджетов, а во-вторых, речь идет в основном об украинских беженцах, которые уже живут в РФ. Многие из них получили вид на жительство, который дал им право на пенсию, другие же имеют возможность на него претендовать. Котляр напомнила, что переселенцы обязаны устраиваться на работу, а следовательно, до выхода на пенсию будут платить в РФ налоги и взносы.

Согласно постановлению правительства, регионы должны согласовывать свои программы с МВД «на предмет соответствия» с федеральной госпрограммой. Однако правозащитники заметили, что дополнительные критерии регионами вводятся после утверждения в Москве своих документов. По словам Котляр, «федеральным Центром утверждается одна программа, но на практике действует немного другая». Она напомнила, что около двух лет назад ВС рассматривал похожий случай, когда в Чувашии в программу переселения перестали принимать соотечественников без высшего образования. Тогда это требование было признано незаконным.

Завотделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева отметила, что есть несколько правительственных документов, где говорится, какие позиции должны быть отражены в региональных программах. «Но нигде не сказано, что региональная программа может предъявлять требования к свойствам соотечественников, будь то профессиональные или возрастные параметры», – подчеркнула эксперт. «Также и в последней версии постановления правительства «О порядке согласования проекта региональной программы» от 2018 года нет ни одного положения, которое бы развязывало руки регионам. В федеральной программе четко определено, что соотечественник – это тот, кто попадает под определение соответствующего закона. Он подписан президентом, так что все остальное, что придумывают регионы, незаконно», – подчеркнула Докучаева.

Однако, по мнению члена Общественной палаты Москвы Ольги Кирилловой, которая еще недавно возглавляла Главное управление по вопросам миграции МВД РФ, миграционная политика должна в первую очередь работать в интересах россиян. Поэтому в каждом регионе свое видение целесообразности, исходя из которого субъекты либо вводят, либо отменяют критерии приема в программу. ВС, по ее словам, предстоит найти золотую середину.

Кириллова нынешнюю ситуацию считает неоднозначной: «Если полностью снимем ограничение, а в законе не получится сделать отдельные условия для украинцев из зоны конфликта, получим рост нагрузки на бюджет». Она напомнила, что недавно был принят закон, позволяющий президенту определять категории приезжих, которые могут получить гражданство в особом порядке, так что именно для таких категорий соотечественников им и можно было бы воспользоваться.

Участник Государственной программы — соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой.

Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца;

Член семьи участника Государственной программы — лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся:

а) супруга (супруг);

б) дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);

в) дети супруги (супруга) участника Государственной программы;

г) родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);

е) дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки.

В Украине продолжается своеобразный поединок между правозащитниками и Министерством труда и социальной политики по поводу проверок переселенцев по месту их проживания. Правозащитники изо всех сил пытаются заставить профильное министерство выполнить судебные решения и полностью прекратить проверки. Чиновники, не теряя олимпийского спокойствия, не устают им отвечать, что суд, в сущности, не отменял проверки переселенцев. Во всяком случае, полностью…

Кто в лес, кто – по дрова

Тем временем сами проверки внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) по месту их задекларированного проживания на контролируемой Украиной территории продолжаются в большинстве украинских городов. Это буквально несколько дней назад в очередной раз подтвердила импровизированная «перекличка городов», устроенная переселенцами по интернету.

Впрочем, оказалось, в стране все же есть города и населенные пункты, где такие проверки уже не проводят. Их не так уж много, но тем не менее. Как утверждают сами переселенцы, их уже не проверяют по месту проживания в Харькове, Одессе и Львове.

Тем не менее, в большинстве городов и регионов страны проверки продолжаются. К ним относятся города и населенные пункты Донецкой и Луганской областей.

При ближайшем рассмотрении ситуация выглядит еще более странно. Так, есть общее правило, когда не проверяются по месту проживания ВПЛ, которые находятся на государственной службе. Также практически нигде не проверяют на дому тех переселенцев, которые вообще не получают никаких финансовых выплат от государства. И, наконец, как правило, не проверяют (есть исключения) переселенцев, которые предоставили справки с места постоянной работы.

Это, пожалуй, и все общее, что присуще всем городам и населенным пунктам Украины. В остальном на местах практикуют индивидуальный подход к проверкам переселенцев на дому.

Так, если ВПЛ получают хоть какие-то социальные выплаты от государства (в трактовке этого термина правительством) то, тут возможны варианты. В одних регионах к переселенцам приходят с проверкой домой, в других – их раз в полгода вызывают в местные Управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН) и просто составляют там соответствующий акт.

Опять же в некоторых регионах пенсионеров-переселенцев оставили в покое и не проверяют на дому совсем. Причина – в этих регионах признают, что пенсия не является социальной выплатой. Однако, в остальных областях страны пенсию (по примеру правительства) признают социальной выплатой и активно проверяют пенсионеров-переселенцев по месту жительства.

Но в общем и целом можно констатировать, что проверки ВПЛ по месту проживания в Украине продолжаются.

Не должны, но проверяют

«Из разных регионов идет информация, что чиновники социальных служб продолжают дискриминационную практику проверок переселенцев по месту проживания и останавливают социальные выплаты, если ВПЛ в это время не было дома», – прокомментировал происходящее пару месяцев назад председатель Общественного комитета защиты конституционных прав и свобод граждан Николай Козырев.

«Подчиненные Мисоцполитики на местах в некоторых регионах Украины до сих пор проводят безосновательные проверки домов переселенцев. А потом – незаконно лишают их выплат. Фактически это – незаконные действия. Ведь еще в июне 2017 года Окружной административный суд города Киева вынес постановление по делу № 826/12123/16, которым признал недействительными ряд положений некоторых подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение проверок ВПЛ органами социальной защиты населения. В декабре 2018 года апелляционная инстанция оставила это решение без изменений», – заявил несколько дней назад юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) Евгений Чекарев.

В связи с происходящим правозащитники регулярно бомбардируют Министерство труда и социальной политики письмами и запросами, общий смысл которых сводится к одному слову: «Доколе?». В смысле, сколько еще времени украинская государственная структура будет откровенно игнорировать решение украинского же суда?

И все время «как под копирку» получают один и тот же ответ. Последний такой довольно пространный ответ несколько дней назад обнародовали в УХСПЧ.

Полдокумента осталось действующим

Суть ответа (как и всех других подобных ему), если опустить ничего не значащее жонглирование словами, сводится к нескольким довольно простым тезисам. Вот они:

Действительно, Киевский апелляционный административный суд 4 июля 2018 года оставил без изменений постановление Окружного административного суда Киева от 29 июня 2017 года по делу № 826/12123/16.

В оставленном без изменения решении в самом деле признаны не имеющим законной силы пункты 7, 8, 9 и 13 Порядка назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ и Порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат ВПЛ по месту их фактического проживания (пребывания). Также судом признан незаконным 10-й абзац 1-го пункта Постановления Кабмина №637.

Однако, остались действующими другие пункты того же Порядка назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ, в частности пункты 10, 11, 12 и 15. Эти пункты Порядка «оставляют необходимым условием для назначения или восстановления социальных выплат ВПЛ принятие соответствующего решения комиссией с учетом Акта материально-бытового обследования условий семьи».

Вот собственно и все. Насколько это объяснение соответствует реальному положению дел?

Что пишут?

Согласно отмененному п. 7, для назначения социальных выплат подразделение УТСЗН проверят достоверность заявленных данных о фактическом проживании ВПЛ.

Согласно отмененному п. 8, по результатам проверки в п. 7 составляется Акт обследования материально-бытовых условий семьи.

Согласно отмененному п. 9, ВПЛ обязан в 10-дневный срок письменно сообщать об изменении фактического места жительства.

И, наконец, согласно отмененному п. 13, комиссия может отказать в назначении или возобновлении социальной выплаты, в случае его отсутствия по фактическому месту жительства/пребывания, указанным в заявлении.

А согласно отмененному 10-му абзацу п. 1 постановления Кабмина №637, возобновление или прекращения социальных выплат осуществляется «Ощадбанком» на основании решения комиссии…

Все это так, но в соответствии с оставшимся в силе п. 10 Порядка, «структурное подразделение УТСЗН в течение трех рабочих дней со дня составления Акта обследования материально-бытовых условий семьи… передает на рассмотрение комиссий ходатайство о назначении или возобновлении, или об отказе в назначении или возобновлении соответствующей социальной выплаты.

Также неотмененный п. 11 гласит, что комиссия рассматривает это ходатайство в течение 5-ти рабочих дней.

И наконец, самое главное. Согласно работающему пункту 12, по результатам рассмотрения ходатайства с учетом Акта обследования материально-бытовых условий семьи комиссия принимает решение о назначении или восстановлении, или отказе в назначении или восстановлении социальной выплаты.

Последнее означает, что комиссия не имеет права назначить социальную выплату без наличия Акта обследования материально-бытовых условий семьи ВПЛ. Но этот акт составляется по итогам отмененной проверки данных о фактическом проживании переселенца. Получился замкнутый круг.

Исполнение на собственное усмотрение

Первые две недели после решения Киевского апелляционного административного суда проверки ВПЛ на дому были полностью остановлены. Как следствие отсутствия актов обследования материально-бытовых условий семьи ВПЛ, комиссии решений о назначении или восстановлении социальных выплат переселенцам не выносили. Вообще.

19 июля 2018 года Министерство труда и социальной политики разослало своим подразделениям разъяснение по этому поводу. Результат разъяснений получился крайне интересный.

Одни УТСЗН не проводят проверки ВПЛ на дому, а вызывают их к себе и уже там составляют акт обследования. Процедура исключительно формальная по очевидным причинам. Другие УТСЗН начали требовать от переселенцев дополнительные заявления с просьбой проверить место их фактического проживания. Причина согласия ВПЛ на такие действия также вполне очевидна. Им нужны выплаты…

И, наконец, третьи УТСЗН, вообще не стали заморачиваться и просто возобновили проверки переселенцев на дому. Кстати, таких было явное большинство.

Таким образом, получилось, что одна часть УТСЗН фактически заблокировала назначение и возобновление социальных выплат, но выполняет решение суда. Другая часть – составляет акт обследования прямо в офисе УТСЗН, но, по сути, нарушает Порядок назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ. А третья – продолжает проверки переселенцев, но не выполняет решение суда.

До новых документов будут действовать старые

Правозащитники хотят, чтобы проверки переселенцев по месту проживания были полностью прекращены. Но в этом случае правительство должно полностью изменить механизм назначения социальных выплат ВПЛ. Иначе все ВПЛ банально останутся без социальных выплат. В принципе, что-то подобное сейчас готовится.

Еще в середине января нынешнего года заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука сообщил, что идет подготовка к изменению законодательства о проверках ВПЛ.

«Верховный суд ликвидировал такую норму как верификация, когда комиссии постоянно проверяли наличие переселенца на месте регистрации. Потому, сейчас Минфин предложил новую редакцию этого законопроекта. Она сейчас находится во всех органах центральной исполнительной власти на согласованиях. К ней есть некоторые замечания. После согласования документ поступит в Верховную Раду», – сообщил он. Сам проект закона – до сих пор широкой общественности неизвестен.

Также, по некоторым данным, Минсоцполитики вместе с Пенсионным фондом готовит изменения в Постановление КМУ от 08.06.2016 № 365 «Порядок назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам». О чем именно там будет идти речь и когда правительство их примет – также неизвестно.

Таким образом, пока проверки переселенцев на дому в большинстве регионов Украины продолжаются и будут продолжаться, несмотря на нарастающее возмущение правозащитников и самих ВПЛ. К примеру, пару недель назад пресс-служба Волновахской райгосадминистрации Донецкой области сообщила, что «по состоянию на 5 апреля, на проверку фактического места проживания были предоставлены списки на 62 990 ВПЛ, фактически проверено 62 694 граждан (99,9%). В течение последней недели специалистами управления проверено 287 человек».

Михаил Попов, РПД «Донецкие новости»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *