Проведение технической инвентаризации объектов недвижимости

Техническая инвентаризация объектов недвижимости: порядок, документы, сроки

Как уже отмечалось, объекты недвижимости при регистрации должны быть описаны на основании данных кадастрового учета — для земельных участков, технического учета (инвентаризации) — для зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений, на основании деклараций — для дачных и садовых домов, индивидуальных гаражей, иных объектов недвижимости на земельных участках для дачного хозяйства, садоводства, ИГС. Кадастровый учет объекта в ГКН является необходимым условием регистрации прав, за исключением декларируемых объектов «дачной амнистии» (п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации прав). Заявление о кадастровом учете земельного участка может быть подано одновременно с заявлением о государственной регистрации прав (п. 2 ст. 16 Закона о регистрации прав), поскольку в настоящее время кадастровый учет и государственную регистрацию осуществляет один орган — Росреестр. Кадастровый паспорт иного объекта недвижимости (здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства) до 1 января 2013 г. является обязательным приложением к документам, необходимым для первой регистрации прав и сделок с этим объектом в ЕГРП (п. 10 ст. 33 Закона о регистрации прав). После 1 января 2013 г. кадастровый паспорт данных объектов необходим для регистрации только в случае, если сведения об объекте отсутствуют в ГКН (п. 11 ст. 33 Закона о регистрации прав). Выданные до 1 марта 2008 г. в целях государственной регистрации кадастровые планы земельных участков и технические паспорта иных объектов недвижимости имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами (п. 12 ст. 33 Закона о регистрации прав).
Кадастровый паспорт земельного участка (выданный до 1 марта 2008 г. кадастровый план) должен быть удостоверен органом кадастрового учета (территориальным органом Роснедвижимости, Росреестра), кадастровый паспорт иного недвижимого имущества (выданный до 1 марта 2008 г. технический паспорт) — ОТИ (БТИ), декларации заполняются гражданами самостоятельно*(158). Эти документы представляются в регистрирующий орган только один раз*(159). Для регистрации последующих сделок и (или) перехода права представления кадастрового паспорта данного объекта недвижимости уже не требуется.
Кадастровый паспорт не имеет «срока действия». Как установлено ч. 10 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости, никто не вправе требовать от собственника прошедшего технический учет объекта или иного лица плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и т.п.) в связи с выдачей кадастрового паспорта или государственной регистрацией.
В документах кадастрового и технического учета проверяется наличие наименования организации, удостоверившей паспорт (план), должности, фамилии и подписи должностного лица, печати организации. Также проверяется соответствие наименования и места нахождения (адреса) объекта сведениям, указанным в заявлении о государственной регистрации и в правоустанавливающем документе.
Следует подчеркнуть, что кадастровые паспорта (кадастровые планы участков и технические паспорта иной недвижимости) не являются правоустанавливающими документами. Сведения в них о правообладателях не имеют юридической силы. Поэтому если в этих документах указан прежний собственник (или вообще не указан), это не должно препятствовать государственной регистрации сделки и прав нового собственника. Паспорт (план) — источник сведений об объекте недвижимости, но не о правах на него. Повторного изготовления копии технического паспорта или переоформления его на нового правообладателя не требуется. Для государственной регистрации прав, возникших до 31 января 1998 г., кроме кадастрового плана необходимы сведения о правообладателе и наличии (отсутствии) арестов, запретов, прочих ограничений (обременений) прав, имеющиеся в ОТИ (БТИ) и иных органах, осуществлявших регистрацию недвижимости до начала деятельности учреждения юстиции (его филиала). При отсутствии у заявителя таких документов регистрирующий орган может самостоятельно обратиться за информацией, необходимой для государственной регистрации в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о регистрации прав. После регистрации прав в ЕГРП учреждением юстиции для регистрации дальнейших сделок с данным объектом и перехода прав на него документы организаций, ранее осуществлявших регистрацию недвижимости, о принадлежности имущества и об отсутствии ограничений (обременений) не требуются.
Подлинник кадастрового паспорта (кадастрового плана, технического паспорта) после регистрации должен быть возвращен правообладателю. В дальнейшем при совершении сделок кадастровый (технический) паспорт объекта или выписка из него может передаваться правообладателем приобретателю одновременно с передачей недвижимости в соответствии с п. 2 ст. 456 ГК.
В целом для оформления прав на недвижимость, в том числе для первичной государственной регистрации в ЕГРП, необходимы следующие документы ОТИ (БТИ):

  • кадастровый паспорт регистрируемого объекта (техпаспорт, поэтажный план с экспликацией);
  • справка о правообладателе и об отсутствии ограничений (обременений) (только в случае регистрации прав, возникших до начала деятельности учреждения юстиции в данном регионе);
  • справка об инвентаризационной стоимости объекта (в случае нотариального удостоверения сделки, наследования и дарения недвижимости).

Выписки из ЕГРОКС необходимы только в том случае, если на территории данного субъекта РФ вступили в действие Правила ведения ЕГРОКС.
Для оформления и государственной регистрации прав на земельный участок необходимы следующие документы, описывающие земельный участок:

  • кадастровый паспорт (если ранее права и сделки с данным участком не регистрировались в ЕГРП учреждением юстиции или регистрационной службой, и заявитель одновременно не подает заявление о кадастровом учете участка);
  • справка из земельного комитета о правообладателе и об отсутствии ограничений (обременений) (только в случае регистрации прав на участок, возникших до начала деятельности учреждения юстиции в данном регионе);
  • сведения о кадастровой стоимости участка (в случаях нотариального удостоверения сделки и наследования участка; данные сведения могут быть указаны в кадастровом паспорте).

Инвентаризация – выявление объектов недвижимого имущества и оформление полученных результатов в соответствии с требованиями, установленными законом. Процедура может проводиться в отношении любых объектов недвижимости, независимо от титульного владельца. В статье расскажем, как проводится техническая инвентаризация объектов недвижимости, какие документы оформляются.

Основания и цели проведения инвентаризации

Технический контроль недвижимости преследует такие цели:

  • выявление полной, объективной и достоверной информации об объекте недвижимости. Такие сведения нужны не только государственным органам, но и владельцам;
  • создание единой базы данных, включающей всю недвижимость. Данная цель направлена на систематизацию сведений, а также усовершенствование планировки местности;
  • сбор и передача данных в органы статистического учета;
  • проверка полноты и достоверности сведений, необходимых для правильного исчисления налога на имущество;
  • сбор и передача сведений регистрационным органам.

Процедура важна в связи с тем, что полученные данные используются в работе иных служб и ведомств, на их основе рассчитывается налог, определяется амортизация, осуществляется страхование, а также устанавливается размер иных платежей. Проверка объекта недвижимости проводится в нескольких случаях:

  • возведение нового объекта;
  • капитальный ремонт здания;
  • в отношении неоконченного строительством объекта при оформлении прав на него;
  • совершение юридически значимых действий, объектом которых является недвижимое имущество. К ним относится выдел доли в общей собственности, ее отчуждение, слиянии и иные операции.

Инициатором инвентаризации выступает собственник строения или помещения. Государственные органы подают заявки в установленном порядке, граждане составляют заявление, лично явившись в территориальный отдел или многофункциональный центр.

Объекты недвижимости, подлежащие инвентаризации

Инвентаризация может проводиться только в отношении объекта недвижимости как самостоятельной учетной единицы, обладающей автономной характеристикой и соответствующим правовым статусом. Здание или помещение относится к таковым в том случае, если они имеют технический паспорт, план и экспликацию, а также кадастровый номер.

Иногда за единицу учета принимаются комплексы, включающие в себя несколько объектов недвижимости. В таком случае они вносятся в перечень, а иные дополнительные помещения рассматриваются в качестве вспомогательных характеристик. Различные элементы или помещения, находящиеся в здании, также не являются отдельными объектами, как и те строения, которые не подпадают под определение капитального сооружения. Все они принимаются как характеристика главного сооружения.

Инвентаризация проводится в отношении всех объектов недвижимости как жилого, так и производственного или иного назначения.

К жилым объектам относятся многоэтажные и индивидуальные дома, общежития. Среди нежилых строений можно выделить здания, имеющие административное или общественное назначение, гаражи, дачи и иные постройки. Если строение было возведено в отсутствие оформленного должным образом разрешения на строительство, то инвентаризация также может быть проведена, поскольку наличие этого документа не влияет на результат технической проверки объекта недвижимости.

Порядок проведения инвентаризации

Проверка сооружения осуществляется сотрудниками БТИ. Процедура имеет несколько этапов.

  1. Оформление заявки на проведение инвентаризации. Оставить заявку могут, как физические лица или организации – собственники объектов недвижимости, так и государственные органы.
  2. Создание комиссии, предназначенной для исследования сооружения. Читайте также статью: → » «.
  3. Непосредственное исследование объекта недвижимости. Для реализации этой задачи сотрудники БТИ выезжают по адресу, указанному в заявке, и проводят осмотр, выполняют замеры и иные необходимые работы, фиксируя выявленные данные в перечне. На основании полученных сведений впоследствии составляется акт и дается заключение.
  4. Конечный этап инвентаризации – составление и выдача технического паспорта помещения или иного требуемого документа.

Условно все действия, проводимые в рамках инвентаризации можно разделить на работу на местности, предполагающую выезд специалистов на объект, и проведение осмотра и замеров и камеральную, когда полученные данные анализируются, и на их основе составляется документация. Все сведения, полученные в результате осмотра помещения и выполненных замеров, заносятся в электронную базу и передаются соответствующим ведомствам и службам.

Инвентаризация объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проводится на основании заявки соответствующего органа. Сотрудники БТИ проводят сверку объектов под надзором местных администраций, на территории которых располагается недвижимость. Выявив объекты, входящие в перечень, проводится х обход, на основании которого составляется документ, содержащий характеристики строений.

Физическое лицо может заказать проведение инвентаризации и получение нужного ему документа, обратившись лично в территориальные подразделения БТИ или многофункциональный центр.

Оформление результатов инвентаризации

Чаще всего инвентаризация проводится с целью оформления технического паспорта. Форма, состав сведений, подлежащих отражению, определяется приказом Министерства экономического развития и торговли РФ. Сведения, включаемые в технический паспорт объекта недвижимости:

  • площадь и объем объекта. Нежилая часть и дополнительные пристройки также учитываются и отражаются документально;
  • качественные характеристики: вид недвижимости, ее назначение, состояние отдельных элементов, таких как фундамент, крыша, стены, иные конструкции, имеющие важное значение;
  • в некоторых случаях указывается инвентаризационная стоимость.

Процедура инвентаризации объекта недвижимости является основанием для его включения в соответствующий государственный реестр. Технический паспорт, выдаваемый в качестве результата проведенного исследования, содержит характеристики помещения или строения, предназначенные для его идентификации, и не подтверждает титульного права на недвижимость.

Проведение технической инвентаризации может преследовать цель получения иных документов:

  • выкопировки помещений из техпаспорта;
  • заключений о состоянии объектов, относящихся к капитальному строительству;
  • справок об отсутствии (наличии) объектов капитального строительства, статусе таких объектов.

Типовые ошибки при проверках

Наиболее часто встречаются ошибки в составлении технических паспортов.

Ошибка Как исправить
Ошибка в составлении поэтажного плана. К примеру, могут быть неверно указаны замеры стен, газовая плита перепутана с электрической, ошибочно не указана вентиляция. До сотрудников БТИ следует донести информацию о том, что сведения в документе не соответствуют данным. Обычно назначается повторный выход, в ходе которого ошибки устраняются. В случае отказа можно обратиться в суд, но такого не случается. Все проблемы решаются без привлечения органов правосудия.
Отличие плана БТИ от аналогичных документов, подготовленных застройщиком. После постройки нового дома БТИ должны произвести его обмеры и составить соответствующие документы. На практике этот вопрос решается так. Сотрудники приходят и проводят обмеры первого этажа, затем проецируют полученные данные на все квартиры. В связи с этим могут возникать отклонения. Чтобы исправить положение необходимо истребовать у застройщика проектную документацию и с ней отправляться в БТИ.
Ошибка при внесении данных после перепланировки Если в помещении была проведена перепланировка, должен быть составлен соответствующий акт. Эта задача относится к компетенции специальной комиссии, которая впоследствии передает все данные в БТИ для корректировки имеющихся у них сведений. Случается так, что в результате в новом техпаспорте собственник обнаруживает ошибки. Чтобы устранить их, следует обратиться в БТИ и вызвать специалиста, который произведет осмотр и исправить недочеты.

Несоответствия, выявленные в документах БТИ, рекомендуется исправлять сразу после их обнаружения. Способы зависят от ситуации. Прежде всего, следует указать на наличие ошибки, при отказе в ее исправлении рекомендуется составлять претензию в головной офис БТИ в соответствующем субъекте.

Пример разрешения конфликтной ситуации

При оформлении наследства потребовался паспорт недвижимости. Наследники обратились в территориальный отдел и заказали документ. Сотрудники БТИ осмотрели помещение, однако по прошествии двух недель, паспорт не был изготовлен.

Прежде всего, следует отметить, что все работы выполняются на основании договора, а не жестко установленных законодательных сроков. Перед обращением в БТИ рекомендуется ознакомиться с положениями подписанного договора и выявить сроки выполнения работ. В данной ситуации клиента защищает закон о правах потребителя, который предусматривает возможность уменьшения стоимости работ.

Поэтому в случае нарушения сроков изготовления документов рекомендуется писать претензию, ссылаясь на договор и положения законодательства о правах потребителя, требуя подготовки документа и уменьшения стоимости услуг. После получения письменных требований, БТИ обычно выполняет свои обязанности.

Слово «инвентаризация» имеет латинские корни. В переводе оно означает «опись имеющегося имущества». Порядок технической инвентаризации объектов недвижимости предполагает их выявление в натуре и оформление по установленным правилам. Данная процедура может выполняться в отношении имущества, находящегося в частной, муниципальной либо государственной собственности. Рассмотрим далее основы технической инвентаризации объектов недвижимости.

БТИ

Учет недвижимых объектов возлагается на специализированные структуры (муниципальные/государственные). В качестве одного из таких органов выступает БТИ. Это обособленное подразделение управления по учету, инвентаризации и оценке недвижимости. БТИ реализует соответствующие функции в пределах конкретных административно-территориальных единиц. В своей деятельности Бюро техинвентаризации руководствуется конституционными положениями, отраслевыми нормативными актами и методическими указаниями. БТИ выполняет свою работу во взаимодействии с госорганами и структурами местной власти:

  1. Учреждениями, уполномоченными осуществлять регистрацию имущества и сделок с ним.
  2. Комитетами по землеустройству и земельным ресурсам.
  3. Органами ЖКХ.
  4. Судами, нотариальными конторами, банками.
  5. Органами градостроительства и архитектуры.
  6. Страховыми и пожарными службами.

БТИ в соответствии с техническим учетом недвижимых объектов составляет и предоставляет формы статистического наблюдения в территориальные органы госстатистики в сроки и по правилам, установленным Госкомстатом при согласовании с Госстроем РФ.

Историческая справка

БТИ начало свое существование после принятия постановления, регламентирующего инвентаризацию имущества Советов. В 1930 г. был утвержден другой документ, по которому описи подлежал жилфонд госбюджетных структур, кооперативных объединений и частных лиц. По данным документам техническая инвентаризация объектов недвижимости была направлена на:

  1. Получение информации для составления балансов народно-хозяйственного комплекса.
  2. Обеспечение оценочных показателей для правильного воспроизводства имеющихся основных фондов посредством амортизационных накоплений.
  3. Использование оценок и данных инвентаризации строений и земель.

Издание специальных нормативных актов позволило распространить деятельность БТИ на все города, курортные, дачные и рабочие поселки, сформировать финансовую базу, обеспечить применение единых методов. В качестве основного недостатка оценочных данных, полученных в то время, следует назвать отсутствие системы цен и норм. Налоговые и страховые органы в отдельных областях проводили операции на разной рыночной основе. Оценочная стоимость сооружений зачастую сильно занижалась. Это, в свою очередь, уменьшало страховые выплаты и компенсации за ущерб, причиненный стихийными бедствиями.

Соответственно, в госбюджет поступали меньшие суммы налогов. В балансах домоуправлений занижались амортизационные начисления и объем средств, выделяемых на выполнение капремонта. В результате в 1939 г. было издано новое постановление, предусматривавшее генеральную переоценку сооружений на всей территории страны. Это позволило привести данные разных населенных пунктов к единым нормам и ценам. Впоследствии изменения в систему инвентаризации вносились в послевоенное время. В рамках этой работы была восстановлена и расширена деятельность БТИ. В 1960-1972 гг. была проведена новая переоценка с определением износа существовавших основных фондов государства. Завершающим этапом становления системы инвентаризации считается 1982 г. Тогда была выполнена полная переоценка жилфонда, земных зон, коммуникаций для целей госстрахования.

Проект Федерального закона n 99109349-2 «Об основах технического учета и инвентаризации недвижимости» (ред., внесенная в ГД ФС РФ)

Проект
N 99109349-2
Внесен депутатом
Государственной Думы
П.М. Веселкиным
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕТА
И ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной системы технического учета и инвентаризации отдельных видов недвижимости на территории Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие при сборе, регистрации, обобщении и предоставлении сведений об объектах учета, полученных при описании и индивидуализации недвижимого имущества.
Статья 2. Основные термины и определения
Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия и определения:
технический учет (далее также учет) недвижимости — описание и индивидуализация недвижимой вещи или их совокупности как инвентарного объекта технического учета, в результате чего последний получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов путем осуществления комплекса работ по определению местоположения, технической паспортизации, регистрации и учету текущих изменений объектов;
инвентарный объект технического учета — единица технического учета недвижимости, которой являются объект недвижимости со всеми принадлежностями, имеющими общее назначение, или же обособленный имущественный комплекс, отнесенный Федеральным законом к недвижимым вещам;
техническая инвентаризация — периодическая проверка объекта учета в натуре и его описание, осуществляемые с соблюдением утвержденных технических норм и правил, в целях выявления на конкретную дату наличия, местоположения (адреса), наименования, назначения, фактического использования, состава, технического состояния, стоимостных и иных показателей;
техническая паспортизация объекта — первичная техническая инвентаризация объекта учета, в результате которой на него составляется технический паспорт унифицированной формы и иная стандартизированная учетно-техническая документация;
техническая регистрация (регистрация) объекта учета — запись в реестре о наименовании объекта учета, его индивидуальных признаках и присвоенном ему инвентарном номере, которая является доказательством существования объекта учета и разрешения использования его по конкретному назначению, указанному в записи;
местоположение (адрес) объекта учета — структурированное описание по установленной форме однозначно определяющее расположение объекта на местности в соответствии с установленным для него кадастровым или инвентарным номером;
инвентарный номер — идентификационный номер, присваиваемый объекту учета при его регистрации как объекта учета;
инвентарное дело — комплект технической и правовой документации, характеризующий историю возникновения и изменения недвижимости по данным технического учета и регистрации документов, на объект учета с определенным инвентарным номером;
литера — буквенное или цифровое обозначение входящих в состав инвентарного объекта зданий, строений и сооружений в инвентаризационно-технической документации;
домовладение — единый комплекс недвижимых вещей жилого и гражданского назначения, включающий земельный участок и расположенные на нем одно или несколько зданий основного назначения, а также иные строения и сооружения;
здание (строение) основного назначения — архитектурно-строительный объект, главенствующий по капитальности постройки, архитектурным признакам и назначению, для целей строительства и эксплуатации которого выделялся земельный участок;
сооружение — инженерно-строительный объект, назначением которого является выполнение различных технических функций, самостоятельным объектом технического учета и регистрации является каждое отдельное сооружение основного назначения со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое или законченное функциональное устройство;
помещение — единица комплекса недвижимого имущества, выделенная в натуре и предназначенная для самостоятельного использования. В жилых или нежилых зданиях это может быть этаж или внутренняя изолированная часть этажа строения функционального назначения, отделенная от других помещений стенами без проемов или глухими перегородками, имеющая самостоятельный выход (выходы) на улицу, во двор, коридор общего пользования, вестибюль или на лестничную клетку;
жилая комната — функциональная часть жилого помещения (квартиры, общежития), отделенная от других помещений (жилых и подсобных комнат) перегородками и предназначенная для постоянного проживания.
Статья 3. Законодательство о техническом учете и инвентаризации недвижимости
Законодательство о техническом учете и инвентаризации недвижимости состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения технического учета и инвентаризации недвижимости в Российской Федерации, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.
Статья 4. Понятие государственный технический учет объектов недвижимости
1. Государственный технический учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными действующими нормативными актами единой системы сбора, регистрации и обобщения информации о недвижимом имуществе в целях признания и удостоверения государством факта возникновения, существования или прекращения существования объектов учета.
Записи об объекте недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, признаются в качестве основания для удостоверения юридически значимых документов, содержащих описание основных физических и экономических характеристиках недвижимого имущества.
2. Государственный технический учет недвижимости осуществляется независимо от принадлежности недвижимого имущества по единой системе учета.
3. Государственная система технического учета недвижимости является составной частью единой системы информации о недвижимости, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
4. Основой функционирования государственной системы технического учета недвижимости являются инвентаризационный архив, фонд документированной информации и многоцелевые базы данных об объектах учета, содержащие все необходимые сведения, документы и иную информацию, предназначенные для осуществления технического учета недвижимости.
5. Государственный технический учет недвижимости и предоставление данных этого учета осуществляются на платной основе по месту нахождения недвижимости уполномоченными органами и организациями технического учета и инвентаризации.
Статья 5. Объекты государственного технического учета недвижимости
1. Инвентарный объект, как единое целое, независимо от количества собственников и владельцев, наличия отдельных составных элементов, входящих в его состав, формируется на основе результатов технической инвентаризации в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества.
2. Государственному техническому учету подлежат следующие инвентарные объекты:
единые комплексы недвижимого имущества, в том числе кондоминиумы и домовладения, включающие земельные участки в установленных границах и расположенные на них жилые и нежилые здания, строения и сооружения основного назначения и иные единицы имущественного комплекса;
здания, строения, в том числе жилого, гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, возведенные в массиве квартальной или иной застройки, либо производственной площадке на необособленном земельном участке;
сооружения различных типов, в том числе передаточные устройства и транспортные коммуникации, объекты инженерной инфраструктуры городских и сельских поселений (далее — сооружения);
объекты благоустройства.
3. Инвентарный объект определяется назначением, юридическими (нормативными) и фактическими границами и составом, является самостоятельным объектом учета и объектом права.
4. В составе инвентарного объекта могут учитываться и регистрироваться отдельные объекты вещных прав на недвижимое имущество при условии выделения их в натуре, в том числе функциональные части здания — жилые помещения, нежилые помещения определенного функционального назначения, служебные постройки, гаражные боксы и сооружения вспомогательного назначения.
Статья 6. Основные принципы технического учета недвижимости
1. Технический учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации специализированными организациями технической инвентаризации.
2. Земельные участки, участки недр, леса, обособленные водные объекты, особо ценные объекты культурного и природного наследия, иные объекты недвижимости со специальными отличительными признаками, особо сложные инженерные сооружения могут быть объектами специальных видов учета и регистрации на основе закона или иного правового акта. Их технический учет производится специализированными органами с учетом нормативных требований настоящего Федерального закона.
3. Данные технического учета объекта недвижимости, внесенные в Реестр недвижимости, и присвоенный ему кадастровый номер, считаются установленными с момента их регистрации и являются доказательством существования объекта на дату первичной инвентаризации или дату регистрации текущих изменений.
4. Единство и сопоставимость данных технического учета обеспечивается единством принципов, методов и технологий, а также унификацией учетно-технической документации. Правила и методические указания в части учета и оценки недвижимости, относящейся к основным фондам и нематериальным активам юридических лиц, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
5. Периодичность регистрации текущих изменений происходящих в объектах недвижимости, проводимой правообладателями в плановом порядке, должна составлять не менее одного раза в пять лет. При совершении сделок с объектами недвижимости проведение технического учета объекта является обязательным.
6. Данные технического учета являются основой для организации и ведения налогового, бухгалтерского и статистического учета недвижимости. Технический учет ведется на бумажных и электронных носителях. При наличии расхождений между сведениями, записанными на бумажных и электронных носителях, приоритет имеют записи на бумажных носителях.
Статья 7. Цели технического учета недвижимости
Создание единой государственной системы технического учета недвижимости осуществляется в целях:
систематизации и актуализации данных о недвижимости;
информационного обеспечения органов государственного управления, местного самоуправления, юридических лиц и граждан;
обеспечения градостроительной деятельности, эксплуатации и управления государственной и муниципальной недвижимостью;
обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
осуществления налогообложения недвижимости;
ведения государственного учета жилищного фонда, кадастрового и статистического учета недвижимости;
и иных целях, предусмотренных законом.
Статья 8. Обязательность государственного технического учета недвижимости
Обязательному государственному техническому учету подлежат:
вновь созданные объекты недвижимости, не зарегистрированные ранее в установленном порядке;
ранее учтенные объекты недвижимости, в отношении которых осуществлены реконструкция, перепланировка, капитальный ремонт, изменение состава объекта или назначения;
ранее не учтенные объекты недвижимости, права на которые и сделки с ними подлежат государственной регистрации или обязательному нотариальному удостоверению.
Статья 9. Обязательность применения данных технического учета и инвентаризации недвижимости
Технический учет недвижимости и его данные подлежат обязательному применению в следующих случаях:
осуществление градостроительной деятельности, мониторинга недвижимости;
ведение государственных земельного и градостроительного кадастров;
налогообложение недвижимого имущества физических и юридических лиц;
государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
страхование недвижимого имущества;
ведение реестров государственной федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности;
переоценка основных фондов в части недвижимости предприятий и организаций для целей бухгалтерского учета и налогообложения, включая объекты незавершенного строительства;
создание кондоминиумов, товариществ собственников жилья, садоводческих, дачных товариществ и кооперативов, жилищно-строительных и гаражно-строительных кооперативов;
эксплуатация объектов учета или их частей, оценка их физического износа, функционального и технического состояния;
планирование, осуществление контроля и охрана со стороны государственных органов и органов местного самоуправления по использованию недвижимости, земель и природных ресурсов, принятие управленческих и иных решений.
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ
Статья 10. Полномочия органов государственной власти в области технического учета недвижимости
1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области государственного технического учета недвижимости относятся:
утверждение федеральных программ создания и развития государственной системы технического учета недвижимости в Российской Федерации;
определение состава базовых показателей технического учета недвижимости;
установление общих правил по содержанию и ведению инвентаризационных архивов об объектах учета, порядка создания, ведения и финансирования единой информационной системы о недвижимости на территории Российской Федерации;
утверждение общероссийских нормативов и стандартов по осуществлению технического учета недвижимости;
определение предельных размеров оплаты за осуществление технического учета недвижимости и предоставление сведений об объектах учета;
определение перечня сведений технического учета недвижимости, доступ к которым ограничен, а также порядка их предоставления;
иные, установленные законодательством полномочия в системе технического учета недвижимости.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного технического учета недвижимости относятся:
утверждение программ создания и развития государственной системы технического учета недвижимости, разработка и принятие нормативных правовых

Цели технического учета

Главной целью технического учета в России, по-прежнему, остается сбор и переработка информации об объектах недвижимости. Однако, существует несколько видов целевых направлений, под которые одновременно вырабатываются стратегические задачи государства.
Таким образом, система технического учета, преследует несколько важных целей:

    1. Снабжение органов власти информацией о состоянии объектов недвижимости для осуществления эффективного контроля градостроительной деятельности.
    2. Формирование баз данных об объектах капитального строительства для планирования развития территориальных образований государства.
    3. Получение новых сведений об объектах для сверки и пополнения налоговой базы.

Из этой статьи вы узнаете о публичной форме собственности.

Читайте , как пользоваться публичной кадастровой картой Росреестра.

Возможно, вам будет интересно узнать о функциях и задачах Росреестра.

  1. Сбор сведений о совершаемых имущественных следках и регистрации прав на объекты недвижимости для обеспечения функционирования электронной системы данных.
  2. Сбор текущей информации об объектах для целей статистического учета.

Становление института технической инвентаризации

История развития технической инвентаризации насчитывает несколько этапов реорганизации органов учета. В мае текущего года (2016) системе органов технического учета исполнилось 99 лет. Этот, почти столетний, юбилей говорит о важности и актуальности технического учета объектов недвижимости, несмотря на все политические события, происходившие на территории нашего отечества.

Начало учета было возложено на новоиспеченный Комиссариат местного самоуправления, сразу после октябрьской революции в декабре 1917 года. С тех пор это направление находилось в ведении различных органов и учреждений, начиная от НКВД и заканчивая сегодняшней разветвленной системой БТИ (Бюро технической инвентаризации). Однако, целями предыдущих управленцев являлись исключительно оценка стоимости материалов в объекте и перевод жилья в различные фонды содержания имущества.

Поскольку в системе государственного управления СССР отсутствовал оценочный механизм купли-продажи недвижимости, находящийся в частной собственности, фактически рынка недвижимости (оборота) не существовало.

В наши дни БТИ играет важную роль в экономике страны, регулярно информирует органы всех уровней и частных лиц о рыночной стоимости объектов недвижимости.

Органы технической инвентаризации

Инвентаризацию объектов недвижимого имущества, в том числе и земель разного назначения, проводят территориальные БТИ совместно с правоустанавливающими органами власти:

  • юстиции;
  • администраций органов местного самоуправления.

Фактически и при необходимости органы БТИ имеют право проводить три вида проверок:

  1. Первичные.
  2. Плановые.
  3. Внеплановые.

Обычно только новые объекты исследуются в ходе первичной проверки, где им присваивают уникальный кадастровый номер, а также выдают технический паспорт.

Эксперты давно пришли к выводу на основе статистики, что изменения в конструктиве зданий происходят в среднем раз в 5 лет. Исходя из этого, органы БТИ обязаны каждую пятилетку проводить дополнительно еще и плановую проверку. В ходе ее фиксируются все изменения в учетной документации на объект с обязательным обновлением базы Единого государственного реестра объектов недвижимого имущества в зависимости от его юридического статуса.

Читайте в этой статье, для чего необходим проект межевания линейного объекта.

Возможно, вам будет интересно узнать, для чего нужна кадастровая съемка.

Внеплановые проверки осуществляются при поступлении заявления разных органов контроля, но чаще всего при существенном переустройстве несущих конструкций зданий, срочного перевода земель из одного назначение в другое. При оформлении сделок купли-продажи она является обязательной.

Проведение инвентаризации

Согласно упомянутому выше закону о порядке проведения технической инвентаризации, ее заказчиком могут выступать как физические лица, так и органы власти. Инициировать процесс инвентаризации принято согласно поданного заявления.

На его основе создается комиссия, которая исследует объект инвентаризации, и фиксирует изменения в специальной описи (перечне). После этого составляется акт, дается заключение.

Это важно: если проводиться повторная инвентаризация, предыдущий акт подлежит сверке с новым.

Следующим этапом завершается инвентаризационный процесс:

  • перенос данных в электронный вид
  • включение данных о проверенном объекте в информационные базы министерств и ведомств(Госкомстат, Госстрой и Минземстрой).

Собственнику объекта недвижимости по результатам проверки объектов выдаются технический и кадастровый паспорт, а также соответствующие справки (по запросу). Обычно они являются подтверждением, что проверенный объект действительно находится в государственных реестрах, на нем нет посторонних строений, является конкретным видом недвижимости (строение или земля) и т.д.

Физические лица, осуществляющие сделки купли-продажи жилья или получившие жилье в результате приватизации, часто путают назначение правоустанавливающих документов.
Технический паспорт выдается на возмездных условиях и содержит сведения обо всех ключевых коммуникациях и помещениях строений. Кадастровый паспорт указывает на оценку рыночной стоимости инвентаризационной единицы (объекта недвижимости) в зависимости от стоимости и принадлежности земли в месте нахождения строений.

Из этого видео вы узнаете об инвентаризации имущества:

Внимание! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *