Работа школьного библиотекаря

График работы школьной библиотеки: Понедельник — пятница с 9:00 до 16:00 часов.

Школьные библиотеки воспитывают у учащихся культуру чтения, способствуют возникновению осознанного желания к чтению, поднимают престиж книги. Спасая чтение от гибели, библиотеки вместе с тем поддерживают литературу, ибо какой бы великой и признанной во все мире она не была, если она не читается, то, как говорил С.Маршак: «Все произведения Гомера, Шекспира, Гете, Пушкина – всего лишь немая и мертвая груда бумаг».

Укомплектованность библиотечного фонда

Учебный фонд

Учебно-методическая литература

Художественная литература

9645

Создана локальная сеть, имеется доступ в интернет.

Большое внимание уделяется воспитанию информационной культуре.

В библиотеках оформлены выставки, посвященные главным событиям года: «Служение культуре», «Мы хотим всем рекордам наши громкие дать имена», «Люблю отчизну я, но странную любовью», «Блокада Ленинграда», «Служить Отечеству – великая честь», «Кладовая солнца», посвященная 140 – летию М.М. Пришвина, «Именины книжки детской», «Экстремизм и терроризм – реальная опасность современности», «Первый полет в космос», «Писатель щедрый и радостный» к 100- летию Виктора Драгунского, » Этот удивительный мир – наша планета Земля», «Москва как много в этом звуке….».

На информационных стендах отражены сведения о работе с книгой.

Библиотеки школы стараются развивать у читателей мотивацию к чтению.

Ежегодно читатели библиотек принимают участие в районных, окружных, городских, международных конкурсах. Читатели библиотек ежегодно участвуют в международном конкурсе «Живая классика». Участвовали в городском конкурсе выразительного чтения «Когда летят журавли», посвященном 90 –летию советского и российского поэта Расула Гамзатова и ученица 9 класса стала победителем по призу номинации чтения произведений поэта на родном языке.

Ежегодно читатели библиотек участвуют в городском конкурсе «Книга собирает друзей» и были неоднократно отмечены похвальными грамотами.

Проводя большую массовую работу в школе, приобщая учащихся к искусству слова, к богатствам русской классической и зарубежной литературы библиотеки стремятся помочь учителям – словесникам в осуществлении важнейшей цели школьного литературного образования.

Ежегодно актив библиотеки ставит спектакли по русской классики: Инсценировка пьесы А.П. Чехов «Юбилей», повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Ежегодно устраиваются утренники со спектаклями для учащихся начальной и средней школы, посвященные юбилейным датам русских писателей и поэтов: Барто, Драгунского, Чуковскому, Михалкову, Маршаку. Широко библиотеки отмечали творчество П.П. Бажова, была представлена презентация «Уральских гор сказочник».

Библиотеки тесно связана работой с районной детской библиотекой №58. Учащиеся школы знакомятся с детской районной библиотекой и приобщаются к чтению книг и журналов. Основными задачами, которые стоят перед устроителями совместных мероприятий – осуществление просветительской образовательной и воспитательной функций, оказание помощи в духовном росте учащихся. В течение года детская библиотека совместно проводит встречи с писателем Ананичевым А.С., который руководит работой детского литературного сообщества «Юный поэт». Ежегодно читатели библиотек участвуют в проведении Недели детской книги в доме детского творчества на Воробьевых горах. Неоднократно были победителями состязаний на лучшего читателя года.

Ежемесячно проводя совместно с читательским активом библиотечно-библиографические уроки, библиотеки воспитывают у учащихся культуру чтения, воспитывают осознанное желание к чтению, и как следствие поднимается престиж книги.

График работы школьной библиотеки: Понедельник — пятница с 9:00 до 16:00 часов.

Современная школьная библиотека – это место, где ученики и учителя могут и работать, и проводить свободное время, полистав журналы или книги, или просто общаться. Ведь недаром древние говорили, что библиотека – это аптека для души. Важно, чтобы мы, школьные библиотекари, всегда помнили об этом.

Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
  • Обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
  • Формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.

Школьная библиотека прививает потребность в постоянном самообразовании, воспитывает ответственность, уделяет внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивает и поддерживает в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода.

Школьная библиотека – это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных ( книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных.

Состояние книжного фонда.

Общий фонд библиотеки- 25876 экз.

Из них:

Художественная литература- 10317 экз.

Учебная литература-15559 экз.

Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей.

Расстановка осуществлена по возрастным группам ( 1-4 классы.,5-8 классы, 9-11 классы) в соответствии с таблицами ББК школьных библиотек.

Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Сказки», «Стихи», «В мире приключений», «Былины», «Страна, где мы живем», «О войне», «О природе», «О животных», «Библиотека мировой литературы для детей», «Литература для чтения и 1-2 классах и 3-4 классах». Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельных стеллажах для пользования в читальном зале.

Фонд учебников расположен в отдельном хранилище. Расстановка произведена по классам.

Содержание и организация работы с читателями.

Особенно активно читают ученики 1-4-х классов. Знакомство со школьной библиотекой у учащихся первых классов традиционно проходит на библиотечном уроке «Знакомство с библиотекой» интересно, познавательно со стихами, загадками и записью в библиотеку.

Библиотечный урок в 1 «д» классе.

В библиотеке проходят экскурсии и для воспитанников детских садов. Цель экскурсий: расширение знаний детей о школе, о школьной библиотеке, о содержании труда библиотекаря; воспитание бережного отношения к книге. Библиотекарь показывает детям помещение библиотеки, выставки, рассказывает о том, где живут книги. Ребята знакомятся с правилами поведения в библиотеке, с правилами общения с книгой. После таких экскурсий дети в детском саду охотно играют в профессию библиотекаря.

В период каникул для учащихся нашей школы организуются различные мероприятия (викторины, конкурсы, чтение стихотворений). Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями. Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя.

Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.

В этом помогает, немаловажное направление деятельности библиотеки, раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам.

Особое внимание уделяется выставкам, которые посвящены писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателей, выставляются книги юбиляров, проводятся викторины по произведениям. Выставки — это своего рода диалог библиотекаря с читателем, у каждой выставки есть своя тематика. При помощи наглядной демонстрации можно заинтересовать читателя той или иной книгой, автором. Обратить внимание на определенную дату или немаловажное событие.

В дни весенних каникул проводится «Неделя Детской Книги». Проведение Недели детской книги привлекает читателей, раскрывает их скрытые таланты, позволяет обратить внимание детей на необходимость систематически читать, в целом, поднять культуру пользователя библиотеки.

Библиотека не оказывается в стороне и при проведении массовых мероприятий. Принимает активное участие в проведении школьных и общегородских конкурсах чтецов, в подборе материала для конкурса, организации выступлений.

Конкурс чтецов «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»

В школьной библиотеке организован кружок «Клуб книголюбов».

Занятия проводятся 2 раза в неделю для учеников 3-х классов.

Планируемая работа направлена на расширение и углубление интересов детей, умение работать с книгой, а также на решение проблемы обогащения познавательной деятельности.

Библиотечные уроки проводятся регулярно. Дети с удовольствием посещают их. На уроках используются игровые формы работы, красочные наглядные пособия, технические средства – презентации на компьютере, проведение виртуальных экскурсий.

Проводятся игры в комбинации с чтением и беседами, литературные викторины и конкурсы.

Все формы такой работы способствуют развитию познавательной активности, воспитанию любознательности.

Наша библиотека сотрудничает с районной детской библиотекой №56 и с юношеской библиотекой №91. Нас приглашают на праздники и на экскурсии.

Сотрудники библиотеки и к нам приходят с интересными мероприятиями. В декабре для 2-х классов был подготовлен праздник «Ты по глазам узнаешь фантазера» («Фантазёры» Н.Н.Носов), а во время зимних каникул мы проводили викторину «Веселые герои книг Н.Н.Носова»

Учащиеся 1 «Е» и 1 «Д» классов подготовили праздник к 110 годовщине А. Л. Барто «В стране веселого детства…», а затем приняли участие в игре-викторине по произведениям Агнии Львовны Барто.

Все мероприятия, проводимые библиотекой, нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

График работы школьной библиотеки: Понедельник — пятница с 9:00 до 16:00 часов.

Школьные библиотеки воспитывают у учащихся культуру чтения, способствуют возникновению осознанного желания к чтению, поднимают престиж книги. Спасая чтение от гибели, библиотеки вместе с тем поддерживают литературу, ибо какой бы великой и признанной во все мире она не была, если она не читается, то, как говорил С.Маршак: «Все произведения Гомера, Шекспира, Гете, Пушкина – всего лишь немая и мертвая груда бумаг».

«Благодаря хорошей детской книге,

ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

В.А.Сухомлинский.

График работы библиотеки ШО 3

Понедельник-пятница 9.00-17.30

Обеденный перерыв 13.00-13.30

Библиотека.

График работы библиотеки ГБОУ Школа №962 по адресу ул. Каргопольская, д.13, к.2:

понедельник: 8:30 — 16:15

вторник: 8:30 — 16:15

среда: 8:30 — 16:15

четверг: 8:30 — 16:15

пятница: 8:30 — 16:00

обед: 13:35 — 14:05
суббота, воскресенье выходной

педагог-библиотекарь Пашкова А.Ю.

Воспитание читателя — одна из главнейший задач школы, а ,значит, и библиотеки. У библиотеки и учителя одна цель — научить ребенка читать, любить книгу и понимать её. Особую роль играют чтение и библиотеки в детстве и юности, поскольку книга и другие традиционные материалы, не смотря на внедрение новых информационных технологий, сохраняют приоритетное значение в образовании, приобщении к культуре и искусству.

Библиотека в школе – это информационный, образовательный и культурно-досуговый элемент образовательной среды. Отличительная особенность школьной библиотеки – функционирование ее как социальной системы в рамках образовательной системы.

В соответствии с Федеральным Законом «О библиотечном деле» главными задачами школьной библиотеки как информационного центра являются:

— оказание помощи обучающимся и учителям в учебно-воспитательном процессе;

— предоставление информации, необходимой для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль;

— формирование у школьников потребности в постоянном самообразовании, развитие воображения, воспитание гражданской ответственности, культуры чтения и любви к книге;

— качественное комплектование библиотечного фонда учебной, художественной и методической литературой;

— формирование комфортной библиотечной среды.

В библиотеке постоянно действуют библиотечные тематические выставки, которые ориентированы на удовлетворение определенных потребностей: образовательных, культурных, информационных и развлекательных для привлечения внимания к чтению, облегчения поиска необходимых изданий, увеличения обращаемости, обеспечения эффективности использования книг.

Библиотека ШО4 состоит из основного фонда, который насчитывает 6698 экземпляров и фонда учебной литературы — 29980 экземпляров. Пользователями школьной библиотеки являются 900 учащихся и 50 человек педагогического состава.

Библиотека имеет доступ в интернет. На стендах библиотеки постоянно оформляются книжные выставки, посвященные разным событиям: «2014 — Год культуры»,»2015 — Год литературы», «Дорогая моя столица», «Дорожная азбука», «Книжная фея», «О, спорт — ты мир!» и др. Школьная библиотека тесно сотрудничает с юношеской библиотекой №91, где совместно проводятся массовые мероприятия, посвященные поэтам и писателям. Это: «Весенние чтения», «Москва как много в этом звуке», «Дню конституции посвящается». Начиная с 2007г. школьная библиотека тесно сотрудничает с Домом книги в «Отрадном». В разделе «В кругу семейного чтения» вся работа направлена на приобщение детей к книге, к чтению. Среди других участников наши читатели занимают призовые места. Ежегодно читатели принимают участие в окружных, городских конкурсах. В международном конкурсе «Живая классика» в 2013 году награждались подарками. В городском конкурсе «Читающая Москва» учащиеся 10-го класса заняли 2-ое место. В конкурсе «Книга собирает друзей» награждались грамотами. Большая массовая работа проводится с ГПД. Проводятся библиотечные уроки на разные темы: «Книжкина фея», «Школьные каникулы — веселые деньки», «Этикет и вежливость» и др. Ежегодно проводится мероприятие, посвященное «Неделе детской книги» в школе и с выездом в Дом детского творчества на Воробьевых горах.

Школьная библиотека направляет всю свою работу на воспитание и желание развивать любовь к книге среди учащихся и молодежи.

1.Общие сведения

Этаж – 2

Общая площадь – 50.2

Читательский зал совмещен с абонементом, учебный фонд находится в отдельном помещении.

2.Сведения о фонде на 31 декабря 2017 г.

Учебные пособия 62257шт.

Художественная литература 16304 шт.

3.График работы библиотеки

Пн. – Пт. 8.30 — 17.00

Перерыв на обед 13.30 – 14.00

Обслуживание читателей:

Пн. – Пт. 9.00 — 16.30

14.03.2018 обновлено: 22.03.2018 05.03.2018 обновлено: 06.03.2018 28.02.2018 обновлено: 06.03.2018 18.02.2018 обновлено: 06.03.2018 04.01.2018 обновлено: 06.03.2018 28.02.2016 обновлено: 27.10.2016 12.02.2018 обновлено: 13.02.2018 21.12.2017 обновлено: 22.12.2017 30.03.2017 обновлено: 06.04.2017 13.02.2017 обновлено: 14.02.2017 26.12.2016 обновлено: 27.12.2016 11.10.2016 обновлено: 19.10.2016 24.02.2016 обновлено: 25.02.2016 24.02.2016 обновлено: 25.02.2016 19.02.2016 обновлено: 25.02.2016 19.02.2016 обновлено: 20.02.2016 19.02.2016 обновлено: 20.02.2016

Директорская папка

Инга Кириллова

С первых же слов Альберта Михайловича мне стало ясно, что человек он энергичный, педагог и директор школы – квалифицированный, болеющий за свое дело.
И когда уже после нашей беседы я узнала, что Ручьев считается в области одним из лучших директоров сельских школ, это не удивило.

Корни проблемы

– Начну немного издалека, – говорит Ручьев, – чтобы обнажить корни проблемы, которая у нас возникла.

В нашей школе за последнее время уменьшилось количество учащихся. Во-первых, это объясняется общим демографическим спадом в стране. А во-вторых, тем, что школа гарнизонная. У нас расформировали полк. Часть семей военнослужащих уехала вместе с детьми. Вот и учеников в школе стало меньше.

Раньше, когда было более 30 классов-комплектов, по штатному расписанию в школьной библиотеке было две ставки: заведующий библиотекой и библиотекарь. А в этом году у нас осталось всего 26 классов-комплектов.

– Стандартное число учеников в классе-комплекте, насколько я помню, – 25. Значит, в вашей школе сейчас осталось 600 учеников?

– Примерно так. Число учащихся уменьшилось с 703 до 583 человек. Некоторые классы мы слили. Средняя наполняемость классов сейчас 22–23 человека.

Уменьшение числа учащихся привело и к штатным изменениям. Чтобы дальнейшие мои аргументы были понятны и неспециалистам, хочу напомнить, что расчет ставок в школьном штатном расписании идет только от количества классов-комплектов.

И вообще хочу сказать, что школьное штатное расписание давно устарело. Все расчеты идут только от классов-комплектов. А это не соответствует потребностям современной школы, учебного процесса и вообще всей – и учебной, и хозяйственной работы в школе.

Но вернемся к нашей проблеме. При 26 классах-комплектах по типовому штатному расписанию с 1 сентября текущего учебного года школьной библиотеке полагается не две, а полторы ставки библиотекарей. Полставки пришлось сокращать. А работают в нашей школьной библиотеке специалисты с высшим образованием. Кого и как сокращать?

У меня как директора школы возникла еще одна проблема. Заведующая библиотекой является руководителем структурного подразделения. Она получает заработную плату по 13 разряду, потому что школа отнесена к первой группе оплаты труда. А у библиотекаря, который работает вместе с заведующей, разряд 7 или 8. Разница в зарплате у заведующей и библиотекаря составляет около полутора тысяч рублей. Я, конечно, понимаю, что должности и ответственность у них разные, но ведь именно на библиотекаря ложится основная часть повседневной работы. Так правомерен ли такой разрыв?

В связи с тем, что у меня в школе уменьшился тарифный фонд, стал меньше на 25% и надтарифный фонд, который расходуется на различного рода доплаты, надбавки. Уменьшение доплат и надбавок коллектив воспринял очень болезненно.

Суть проблемы

– И тут, – продолжает Альберт Михайлович, – мы подходим к сути моего конфликта с библиотекарями. Нет, даже не конфликта, а разногласий и взаимного непонимания, которые мешают нам работать. Ссылаясь на какое-то постановление 70-х годов прошлого, ХХ века, библиотекари заявили, что в должностные обязанности школьного библиотекаря входит работа с основным фондом библиотеки и не входит работа с учебниками.

Тогда у меня, директора школы, возникает резонный вопрос: а кто же должен работать с учебниками? Ведь в штатном расписании школы нет должности специалиста, работающего только с учебниками. Конечно, сейчас нет, вернее, почти нет бесплатных учебников. Их покупают родители. Так что, на них свалить всю работу с учебниками?

А как быть с той небольшой частью учебников, которые все-таки остались бесплатными для школьников? У нас в районе их 25% от общего количества. Предназначены они для детей из малообеспеченных семей. Ими-то кто должен заниматься? Если этим не должны заниматься библиотекари, то для этой работы в школьном тарифном расписании должна быть отдельная ставка, отдельная должность. Если учебниками все-таки должны заниматься школьные библиотекари, то я не должен им за эту работу доплачивать. А если доплачивать, то из каких денег? Из мизерного надтарифного фонда? А как же тогда учителя? Им-то ведь тоже полагаются надбавки.

И еще один парадокс. Учебники ведь находятся на хранении в школьной библиотеке у того же библиотекаря. Он их выдает. Я рассуждаю только с точки зрения директора. Для меня нет разницы, что выдает библиотекарь, – экземпляр художественного произведения или справочник, учебник. Думаю, что я прав.

– Но по закону у вас есть относительная свобода в рамках школьного расписания. Может быть, выход найдется именно в этом?

– Вопрос о том, кто должен заниматься учебниками, – частный. Но он выводит нас на другой вопрос – уже общий и очень важный. Мы в школе пользуемся примерным штатным расписанием.
И мне могут сказать, что руководитель может делать свое штатное расписание. Да, может. Но ведь только в рамках тех средств, которые мне определяют. Я не могу ввести новые ставки и должности, когда деньги мне выделяют по старым нормативам. Поэтому работу с учебниками, чтобы я мог за нее доплачивать, следует ввести в обязательные нормативы, как, например, доплаты и надбавки за классное руководство. Или в ту категорию доплат, которые не съедают надтарифный фонд.

– И вы получаете этот надтарифный фонд полностью?

– Да, процента 22–23 из положенных мне 25. И то только потому, что у нашей школы есть собственный расчетный счет. А школы, которые такого счета не имеют, фактически получают 13–17% от этого фонда. Куда уходят остальные деньги, не знаю. Да это и совсем другая проблема.

– Обратимся непосредственно к надтарифному фонду. Как он распределяется?

– Из 25% обязательные надбавки составляют 15%, а необязательные – 10%. Причем обязательные надбавки по закону могут превышать 15%, а стимулирующие надбавки за работу с учебниками не входят в перечень обязательных доплат. Значит, входят в 10%, которые опять же по закону не могут быть превышены. На практике 10% надбавок – очень маленькие и совсем не стимулирующие работника деньги.

Мало того, по закону, если по итогам года образуется экономия фонда оплаты труда, то нам полагается премия. Я возглавляю школу уже 12 лет, и фонд оплаты труда мы экономили неоднократно, а вот премии за это школа не получила ни разу.

– Давайте все же вернемся к вашим разногласиям с библиотекарями.

– За то, что библиотекарь собирает деньги с родителей за учебники и делает централизованный заказ, доплаты ему идут, потому что это привлечение внебюджетных средств и дополнительная работа. Но вот купленный учебник поступил в школу.

Ну, не вижу я разницы! Что купили мы художественную литературу, что учебник. И ту, и другую книгу надо поставить на учет, внести в каталог, расставить по полкам. Я считаю, что это – работа библиотекаря. А меня убеждают, что нет. Но если работа с учебниками не входит в обязанности школьного библиотекаря и он ей не будет заниматься, то что тогда он будет делать?

– Заниматься чисто библиотечной работой – организацией фонда, каталогов, разработкой выставок, составлением картотек…

– А чем тогда школьная библиотека будет отличаться от обычной поселковой? И зачем школе нужная такая школьная библиотека, которая не занимается учебниками? Сейчас из-за отказа моих школьных библиотекарей заниматься учебниками они вообще оказались бесхозными. Поймите меня правильно. Я вовсе не против доплат школьным библиотекарям.
Я очень ценю их труд. Я хочу только ясности и хочу, чтобы эта ясность основывалась на законе.

Что же получается? Специальной должности и ставки или хотя бы полставки для работника, который должен заниматься учебниками, в штатном расписании школы нет. А школьному библиотекарю эту большую и кропотливую работу делать приходится, хотя это не входит в его должностные обязанности. И делать за копеечную оплату. Проблема, которую поставил директор Катунинской муниципальной общеобразовательной средней школы Приморского района Архангельской области Альберт Михайлович Ручьев, действительно существует и касается тысяч и тысяч школьных библиотекарей. Возможно, где-то с ней справились, у кого-то есть уже позитивный опыт решения.

Архангельск – Москва

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЕДИНЫЙ

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ,

РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

от 31 мая 2011 г. № 448н,

зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г. № 21240

Внести изменение в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников об­разования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г. № 18638), согласно приложению.

Министр Т.А. ГОЛИКОВА

Вестник образования России.- 2011.- № 15.- С.66

Приложение

ИЗМЕНЕНИЕ,

вносимое в Единый квалификационный справочник должностей

руководителей, специалистов и служащих,

раздел «Квалификационные характеристики должностей

работников образования»

Раздел III «Должности педагогических работников» дополнить после квалификационной характеристики должности «Тьютор» ква­лификационной характеристикой должности «Педагог-библиотекарь», изложив ее в следующей редакции:

«Педагог-библиотекарь*

Должностные обязанности.

Участвует в реализации основной об­разовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федераль­ными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устой­чивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополни­тельное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информа­ционной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тема­тических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, ис­пользуя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных ин­тересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образо­вательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реа­лизации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организа­ции и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и про­ведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда об­разовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образователь­ной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения инди­видуальных бесед, формы и методы проведения конференций, вы­ставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, Школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; совре­менные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную дея­тельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использова­ния мультимедийного оборудования и ведения электронного доку­ментооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреж­дения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; еди­ную общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; прави­ла внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педа­гогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы».

* Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»

Дополнительная информация:

500 шляп школьного библиотекаря // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2017. — № 1. — С. 22-63. — Блог педагога-библиотекаря.

Тихомирова, И. И. Размышления о стандарте, Всемирном форуме IASL и миссии РШБА / И. И. Тихомирова // Школ. б-ка. — 2014. — № 5.- С. 22-25.

Соколов, А. В. Педагог — библиотекарь и библиотечная педагогика / А. В. Соколов // Школ. б-ка. — 2013. — № 9-10. — С. 39-45.

Погорелова, Т. Педагог-библиотекарь. Есть ли новые права? / Т. Погорелова // Учит. газ. — 2013. — 10 сент. (№ 37). — С. 21.

Должностная инструкция педагога-библиотекаря // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2013. — № 2. — С. 9-12. — Опыт Псковской области.

Тихомирова, И. И. Культуротворческая деятельность педагога-библиотекаря / И. И. Тихомирова // Школ. б-ка. — 2013. — № 4. — С. 20-25.

Иванова, Е. В. Педагог-библиотекарь : дороги, которые мы выбираем / Е. В. Иванова // Б-ка в шк.: Первое сент. — 2012. — № 11. — С. 13-15 .

Тихомирова, И. И. Размышления о стандарте, Всемирном форуме IASL и миссии РШБА / И. И. Тихомирова // Школ. б-ка. — 2014. — № 5.- С. 22-25.

500 шляп школьного библиотекаря // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2017. — № 1. — С. 22-63. — Блог педагога-библиотекаря.

Сумбембаева, Ш. К. Обучай. Мотивируй. Вдохновляй / Ш. К. Сумбембаева // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2019. — № 6. — С. 32-37.

Назад в раздел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *