Расчет отопления в многоквартирном доме

Содержание

Подключение теплоснабжения в многоквартирном доме

Перед тем как организовывать теплоснабжение нежилого помещения нужно произвести первостепенный анализ характеристик строения.

Чтобы правильно выполнить этот этап нужно:

  1. Выбрать тепловой режим работы на основе назначения помещения.
  2. Произвести расчёт теплоснабжения, взяв за основу размерные показатели.
  3. Определиться какой именно теплоноситель будет использоваться.

На основании сведений, полученных в результате упомянутых процедур, выбирается способ, которым будет отапливаться помещение.

Далее всё делается так:

  1. Выполняются мероприятия, в результате которых становиться возможна подача теплоносителя на нежилую площадь, то есть подводятся нужные коммуникации.
  2. Не стоит забывать, что отопление не появиться само собой. Чтобы всё заработало необходимо заключить договор с поставщиками тепла на его подачу.

Важно. Стоит отметить, что именно с анализа возможных разновидностей отопления должен начинаться любой проект здания административного или производственного назначения.

Во время оценки помещения особое внимание стоит уделить его тепловым потерям. Если расчёты покажут, что они слишком велики, то можно прибегнуть к помощи дополнительной теплоизоляции, установив её на отапливаемой площади. Таким образом, можно добиться ощутимого эффекта.

Скачать образец договора на отопление нежилого помещения

Какие законодательные акты и нормативы регулируют плату за тепло?

Поскольку в нежилом помещении, возможно, произвести отопление, то кто – то должен оплачивать тепло. Этот факт чётко прописан в Постановлении Правительства РФ No354.

Ещё в этом законодательном акте чётко прописаны формулы, по которым производятся расчёты сумм, выплачиваемых за отопление помещение, не являющегося жилым.

Ещё в упомянутом законодательном акте прописано, что расчёт размера оплаты отопления по обозначенной формуле может производиться, если речь идёт о нежилой площади в МКД, в котором есть коллективный, то есть общедомовой прибор учёта поступающей тепловой энергии.

Однако в такой ситуации в конкретном здании не все площади, как жилые, так и не жилые, могут быть оборудованы индивидуальными счётчиками. При этом постановление, о котором идёт речь, содержит не только сведения относительно оплаты отопления нежилых помещений.

Оно также включает в себя формулы, по которым при определённых условиях могут быть произведены расчёты по оплате отопления жилых площадей. Еще описанный документ содержит информацию относительно расчёта оплаты других услуг ЖКХ таких, как горячее и холодное водоснабжение, электроэнергия и т.д.

Формула расчета

Как уже упоминалось выше, формула, по которой осуществляется расчёт отопления помещения, не являющегося жилым, например подвала, чётко прописана в Постановлении Правительства РФ No354.

Формула выглядит так: P = S x V x T.

Где:

  • S – общая площадь определённого помещения, расположенного в МКД.
  • V – объём тепловой энергии, потребляемый в среднемесячном режиме и рассчитанной за прошедший год. Он рассчитывается как отношения показаний общедомового счётчика к числу календарных месяцев в году и общей площади как жилых, так и нежилых площадей, располагающихся в МКД.
  • T – тариф на поступающую теплоту, чётко обозначенный так, как велят законы РФ.

Стоит отметить, что результат, полученный по прописанной выше формуле, может корректироваться, когда наступит первый квартал следующего года. Таким образом, расчёт отопления в нежилом помещении чётко регулируется законодательством РФ.

Все возможные корректировки чётко прописываются в упомянутом выше постановлении. Благодаря ему, любое отклонения от формул, установленных законом, является незаконным деянием. Если какой – то гражданин случайно или специально совершил подобную ошибку, то его вполне можно привлечь к ответственности, соответствующей законодательству.

Как работает на практике?

Как упоминалось выше, подобный расчёт производится по формуле: P = S x V x T. Это значит, что если площадь помещения равна 34 квадратных метра, объём тепловой энергии, потребляемой в среднем составляет 0,085 Гкал, а тариф на отопление, поступающее в помещение равен 1371, то 34 x 0,085 x 1371= 3962,1 руб.

Не стоит забывать, что если в здании установлен счётчик тепла, то управляющая компания должна производить все расчёты показанным способом и не как иначе.

В такой ситуации порядок начисления оплаты должен составляться из нескольких шагов. Сначала следует согласовать общую площадь недвижимого объекта с величиной конкретного нежилого помещения.

Потом всё делается так:

  1. Производиться сверка показаний общедомового прибора учёта в начале и конце оплачиваемого отрезка времени.
  2. Полученную разницу следует считать общим энергопотреблением МКД.
  3. Далее, рассчитывается соотношение площади помещения и величины всего строения.
  4. Узнаётся величина тарифа на тепло. Подобную информацию можно получить у уполномоченного сотрудника управляющей компании.

Внимание. Если не выполнить описанные шаги и не получить упомянутые сведения, то произвести расчёт по обозначенной формуле будет невозможно.

Как происходит отключение тепла?

По действующему законодательству ни собственник помещения, ни ТСЖ не может прекратить отопление нежилого помещения в МКД. Тепло не будет отключено, даже если у собственника имеется огромная задолженность по его оплате. В этом случае по закону поставщик тепла должен в судебном порядке взыскивать с хозяина площади долги, а не отключать отопление.

Такое явление обусловлено тем, что прекращение подачи тепла может повлиять на работу помещения, не предназначенного для проживания. Таким образом, прекращение подачи теплоносителей, обеспечивающих благоприятную температуру добиться очень сложно, особенно если учесть тот факт, что подобное деяние считается незаконным и влечёт за собой уголовную ответственность.

Если собственник помещения добровольно хочет отключить отопление нежилого помещения в МКД, то у него тоже ничего не выйдет, так как это противоречит Постановлению Правительства РФ No354.

Оплата отопления, как и его расчёт мало отличается тех, что установлены для жилых площадей, особенно если учитывать то, что расчётные формулы для них прописаны в одном законодательном акте.

Однако некоторые отличия всё – таки имеются и владельцам площадей, не предназначенных для проживания, лучше всего ознакомиться с ними во избежание возможных проблем и трудностей в будущем.

Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края город Красноярск

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 года N 137-п
Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края город Красноярск

(с изменениями на 29 января 2019 года)

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 29.04.2016 N 216-п, от 05.07.2016 N 332-п, от 29.01.2019 N 20-п)

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», статьей 103 Устава Красноярского края, Законом Красноярского края от 11.10.2012 N 3-551 «Об отдельных полномочиях Правительства Красноярского края в области предоставления коммунальных услуг» постановляю:

(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 29.01.2019 N 20-п)

1. Утвердить нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края город Красноярск на отопительный период, определенные расчетным методом, согласно приложению N 1.

(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 29.04.2016 N 216-п)

2. Утвердить нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края город Красноярск на отопительный период, определенные методом аналогов, согласно приложению N 2.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 29.04.2016 N 216-п)

2.1. Для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края город Красноярск, утвержденных на отопительный период, указанных в пунктах 1, 2 настоящего Постановления, продолжительность отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных) определить в количестве 9 месяцев.

(п. 2.1 введен Постановлением Правительства Красноярского края от 29.01.2019 N 20-п)

3. Опубликовать Постановление в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края», газете «Наш Красноярский край» и на «Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края» (www.zakon.krskstate.ru).

4. Постановление вступает в силу с 1 мая 2014 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.

Первый заместитель
Губернатора края —
председатель
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО

Приложение N 1

Приложение N 1
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 15 апреля 2014 г. N 137-п

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 29.04.2016 N 216-п, от 05.07.2016 N 332-п)

Нормативы потребления, применяемые при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета с учетом повышающего коэффициента 1,5 с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года. — Исключены

Исключены. — Постановление Правительства Красноярского края от 05.07.2016 N 332-п.

Нормативы потребления, применяемые при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета с учетом повышающего коэффициента 1,6 с 2017 года. — Исключены

Исключены. — Постановление Правительства Красноярского края от 05.07.2016 N 332-п.

Приложение N 2

Приложение N 2
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 15 апреля 2014 г. N 137-п

(введено Постановлением Правительства Красноярского края от 29.04.2016 N 216-п; в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 05.07.2016 N 332-п)

НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ОТОПЛЕНИЮ В ЖИЛЫХ И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ГОРОД КРАСНОЯРСК НА ОТОПИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕТОДОМ АНАЛОГОВ (ДАЛЕЕ — НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ)

N п/п

Категория многоквартирного (жилого) дома

Норматив потребления (Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц)

многоквартирные и жилые дома со стенами из камня, кирпича

многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков

многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов

Этажность

многоквартирные и жилые дома до 1999 года постройки включительно

3 — 4

0,0246

5 — 9

0,0246

0,0244

0,0170

Этажность

многоквартирные и жилые дома после 1999 года постройки

0,0151

0,0181

12 и более

0,0147

Исключены. — Постановление Правительства Красноярского края от 05.07.2016 N 332-п.

Исключены. — Постановление Правительства Красноярского края от 05.07.2016 N 332-п.

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

В настоящей статье рассмотрен миф о неправомерности предъявления к оплате стоимости отопления за неполные начальный и конечный месяцы отопительного периода в таком же размере, как и во все прочие полные месяцы отопительного периода в случае, если оплата производится в течение отопительного периода и в доме отсутствует общедомовой прибор учета теплоэнергии.

Суть лжетеории

Если субъект РФ принял решение об оплате коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, при этом многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета теплоэнергии, оплата производится по нормативу потребления теплоэнергии в те месяцы, в которые услуга по отоплению фактически предоставляется. Отопительный период может начаться не в первый день начального месяца отопительного периода, а закончиться не в последний день конечного месяца отопительного периода, при этом за указанные начальный и конечный месяцы отопительного периода, в которые услуга по отоплению предоставлялась в течение неполного месяца, исполнители коммунальных услуг предъявляют к оплате тот же объем потребленной теплоэнергии, что и за полные месяцы предоставления услуги по отоплению. Вместе с тем, по аналогии с расчетами по другим видам коммунальных услуг плата за отопление в неполные месяцы предоставления такой услуги должна быть пересчитана исходя из фактического количества дней потребления услуги.

Правильный порядок расчета

При кажущейся логичности мнения сторонников лжетеории о том, что за неполные месяцы предоставления коммунальной услуги по отоплению размер платы за эту услугу должен быть снижен, такое мнение не основано на законе.

Порядок расчета стоимости отопления утвержден Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354). В случае выбора органами госвласти субъекта РФ способа оплаты отопления в течение отопительного периода и при отсутствии общедомового прибора учета (далее — ОПУ) теплоэнергии в многоквартирном доме (далее — МКД) размер платы за отопление в i-том помещении определяется по формуле 2 Приложения 2 Правил 354:

Pi = Si × NT × TT,

где:
Si — общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
NT — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку речь идет о случаях оплаты отопления именно в отопительный период, то приведенная формула применяется для определения стоимости отопления, подлежащей оплате в месяцы именно отопительного периода (в межотопительный период стоимость отопления будет равна нулю). При этом важно понимать, что расчет стоимости отопления производится за расчетный период, которым в соответствии с пунктом 37 Правил 354 является календарный месяц. То есть, по формуле 2 Приложения 2 ведется расчет стоимости отопления за месяц, если в этот месяц предоставлялась коммунальная услуга по отоплению (то есть, какая-либо часть данного месяца входит в отопительный период). Необходимо особо обратить внимание, что законодательством не предусмотрен учет фактического количества дней, в течение которых предоставлялась услуга по отоплению в течение конкретного месяца — стоимость потребленной коммунальной услуги рассчитывается исходя из площади помещения, норматива потребления теплоэнергии на отопление и тарифа на теплоэнергию.

И вот тут-то лжетеоретики и заявляют, что формула для расчета стоимости такой коммунальной услуги, как, например, холодное водоснабжение (ХВС), при отсутствии индивидуального прибора учета этой услуги выглядит схожим образом, разве что вместо площади помещения в расчете применяется количество проживающих в жилом помещении граждан. При этом если в течение месяца в какие-либо дни услуга по ХВС не предоставлялась, ее стоимость за месяц должна быть снижена, то есть должен быть произведен перерасчет. А поскольку формула расчета стоимости ХВС очень похожа на формулу расчета отопления, делается вывод, что аналогичный перерасчет (снижение стоимости услуги) положен и для отопления в том случае, если часть месяца не входит в отопительный период, а следовательно, в течение тех дней месяца, которые не вошли в отопительный период, услуга по отоплению не предоставлялась.

И именно в таком мнении кроется ключевая ошибка рассматриваемой ложной теории.

Абзац 2 пункта 98 Правил 354 устанавливает: «Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам».

И если в отношении ХВС пункт 1 Приложения 1 к Правилам 354 устанавливает требование «бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года» и утверждает порядок перерасчета за нарушение указанного требования (перерасчет за каждый час непредоставления услуги по ХВС свыше допустимого перерыва), то в качестве требования к коммунальной услуге по отоплению пункт 14 Приложения 1 к Правилам 354 устанавливает «бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода».

Таким образом, если отопительный период начался не с первого числа месяца или окончился не в последнее число месяца, то перерасчет за период непредоставления коммунальной услуги по отоплению в те дни, которые не входят в отопительный период, действующим жилищным законодательством не предусмотрен. Следовательно, стоимость коммунальной услуги будет одинаковой как за месяц, во все дни которого предоставлялась коммунальная услуга по отоплению, так и за тот месяц, часть дней которого не вошла в отопительный период, и в указанные дни отопление не предоставлялось.

Логика расчета стоимости отопления по нормативу

Казалось бы, в формулах расчета стоимости отопления допущена какая-то ошибка — ведь одинаковая стоимость отопления в месяцы, в которые услуга предоставлялась каждый день, и в те месяцы, когда услуга предоставлялась лишь часть месяца в связи с началом или окончанием отопительного периода в такие месяцы, выглядит нелогичной. Очевидно, что фактический объем потребления теплоэнергии в «полные» и «неполные» месяцы будет различным.

Однако, необходимо обратить внимание, что теплоэнергия на отопление на самом деле потребляется неравномерно в течение всего отопительного периода. Очевидно, что объем потребления теплоэнергии прямо зависит от температуры наружного воздуха — чем холоднее на улице, тем больше теплоэенергии требуется для отопления помещений в МКД. То есть, например, в декабре и январе теплоэнергии расходуется больше, чем в октябре и апреле. Почему же тогда в течение всего отопительного периода ежемесячный размер платы за отопление одинаков? Интересно, что такой вопрос лжетеоретиков не волнует, и они не требуют утверждения различных нормативов потребления теплоэнергии для каждого месяца отопительного периода.

Для понимания логики утвержденного Правилами 354 порядка расчета стоимости отопления необходимо понять смысл норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Для этого обратимся к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным ПП РФ от 23.05.2006 № 306 (далее — Правила 306).

Порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению установлен формулой 5 Приложения 1 Правил 306 для метода аналогов и формулой 18 Приложения 1 Правил 306 для расчетного метода обе эти формулы выглядят одинаково:

Nо = Qо / (Sоб × nот),

где:
Qо — количество теплоэнергии, потребленной на отопление за один отопительный период всем МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД (кв.м);
nот — период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

В случае применения метода аналогов Qо измеряется с помощью приборов учета, в случае применения расчетного метода Qо рассчитывается, и при таком расчете учитывается множество параметров, в числе которых конструктивные и технические параметры МКД, средняя температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, продолжительность отопительного периода (в сутках).

В обоих случаях смысл приведенной формулы заключается в том, что количество тепловой энергии, необходимой для отопления всех помещений МКД в течение отопительного периода, делится на общую площадь помещений МКД и на количество месяцев отопительного периода (полных и неполных). То есть, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению — это среднемесячное в течение отопительного периода потребление теплоэнергии на отопление, приведенное к квадратному метру площади помещения. Таким образом, оплата отопления по нормативу отопления в течение отопительного периода производится равными частями (в одинаковом размере) за каждый месяц отопительного периода (как полный, так и неполный).

Выводы

В настоящей статье развенчан миф об обязанности исполнителя коммунальной услуги по отоплению снижать размер платы за отопление за те дни месяца, которые не входят в отопительный период и в которые услуга по отоплению фактически не предоставлялась. Объем отопления, рассчитанный по нормативу потребления, является среднемесячным объемом потребления коммунальной услуги и не отражает фактически потребленный за конкретный расчетный период (месяц) объем теплоэнергии. Требования об изменении размера платы за отопление по причине непредоставления коммунальной услуги в течение начальной или конечной части месяца неправомерны при условии, что указанная часть месяца не входит в отопительный период.

Нифонтов Д.Ю. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

Юлия Ермилова, начальник службы эфира Общественного телевидения России:

А вы знаете, что самый теплый регион России — Чукотка? И еще субтропики в Ямало-Ненецком АО и на Колыме. Это если верить нашим коммунальщикам.

Самая дорогая строка в платежных квитанциях – отопление. С января оно еще подорожало, и нашу редакцию засыпали жалобами: в некоторых регионах люди за январь должны заплатить в три раза больше, чем за декабрь. Мы решили выяснить, а кто сколько платит?

Каждый регион самостоятельно устанавливает тарифы на отопление. Казалось бы, чего проще: на севере холодно, топить надо сильнее и платить, соответственно, больше. На юге – меньше. Но в коммунальных расчетах своя математика.

Меньше всего в нашей стране за отопление платит Чукотка – почти 800 рублей в месяц. А, например, Ростовская и Липецкая области – 4400 р. В пять с половиной раз больше. При этом средняя температура января в Ростовской области составляет — 4 градуса, а на Чукотке — 30.

Ставрополь – 5200, Ямало-Ненецкий автономный округ – 2800. Краснодар платит больше, чем Якутия, 3400 и 3100 соответственно. Ну, климат и сравнивать не буду.

Есть цифры понятные – самое дорогое отопление в Забайкалье – 6900, Еврейской АО – 6100, Коми – 5800, Камчатка 5500. Одно из самых недорогих в Северной Осетии и Адыгее – по 1100.

Наша зрительница из Иркутска Лидия Корчевская в декабре платила полторы тысячи рублей. А за январь должна отдать 6200. Коммунальщики сделали перерасчет, мол, зима оказалась слишком суровая, потребление отопления выросло на 8%. Потребление выросло – на 8 %, счет за него – в четыре раза. Зрительница говорит, что в квартире при этом было слишком жарко.

И это общая тенденция по стране. «Волгоград. Отопление задрали в 3 раза, как будто квартира в 3 раза увеличилась в площади».

При этом жители жалуются что за такие большие деньги батареи ледяные , и наоборот, что отапливают небо: из-за жары все время открыты форточки.

«Липецк 4500 за трешку 64 квадрата. Все время холодно, зиму проводим в носках и кофтах. Соседи электрический обогреватель покупают – так еще и за электричество платить больше!»

Вот пишет человек из Санкт-Петербурга, с улицы Стойкости – название, кстати, соответствующее: «В квартирах 27 градусов, за декабрь 45 кв. м натопили на 1800 руб! А за жалобы на перетоп наказывают: отключают на неделю, чтоб не жаловались».

«Вологда, отопление 3,5 тыс, рублей за 55 кв м. Батареи часто перекрываем, нам такая жара не нужна, но приходится платить очень много».

Город Мураши, Кировская обл. «Укутываем батареи в одеяло, форточки открыты постоянно, и все равно жарко, цветы от духоты гибнут».

Есть еще одна тенденция: чем меньше населенный пункт, тем дороже отопление.

«Владимирская область, п. Андреево 6700 р. 2 комн, 53 кв.м».

«Общ. пл. 49кв. м., отопление 3000 руб. Нижегородская обл. Тоншаевский район пос. Пижма, топят опилом бесплатным!»

«Башкирия, с. Верхние Киги. За отопление 49 кв.м-2400 руб.»

При тех небольших зарплатах и пенсиях, которые мы уже считали,получается либо согрелись, либо поели.

«ТВЕРЬ ОТОПЛЕНИЕ 2600 рублей ЗА 43кв.метра.ЗАРПЛАТА 9800 рублей».

«Пожалуйста, помогите! Наша управляющая компания Урал-СТ г. Екатеринбурга — просто безумствует — за кв. в 46 м за отопление берут 6000 рублей!»

«Козельский район Калужская Обл с.Озерское. пенсионер кв.56кв.м.отопление 5800.Это грабеж и безобразие».

Согласна. За маленькие квартирки в поселках брать столько же, сколько за большие столичные квартиры, действительно, грабеж и безобразие. Средняя пенсия в Калужской области по нашему опросу — 12000. Значит, только за отопление пенсионер отдает половину пенсии? Еще за прочие коммунальные услуги, за лекарства — и получается, ему либо побираться, либо воровать. Как раз в пятницу пенсионерке из Ивановской области дали год условно — воровала у соседей хлеб и макароны, от голода. Потому что из пенсии 7800 ей на еду оставалась тысяча рублей. На месяц.

По нашим подсчетам средняя плата за отопление в целом по стране стране – 3200 рублей. И опять смешно: в половине южных российских регионов платят за отопление больше, чем на Колыме – там средняя стоимость 3000 рублей. Волгоград и Кострома – по 3800, а Колыма – 3000.

Вот зритель из города Энгельс спрашивает: «Удивительно, что в одном городе в одинаковых по площади квартирах в разных ресурсоснабжающих компаниях разная цена: за январь 3600 и 2700. Интересно, почему…»

Такое ощущение, что регионы, устанавливая свои тарифы, руководствуются не реальными расходами на отопление – климатом, топливом для котельных, обслуживанием сетей, а… ммм… иными параметрами.

Зритель из Еврейской автономной области предлагает: «Надо подготовить единый по стране закон о размере нормативов по отоплению. Чтобы они не зависели ни от чьих аппетитов».

Maanimo помогает разобраться в том, как осуществляется теплоснабжение в домах украинцев, как происходит расчет стоимости тепловой энергии и какие тарифы актуальны на сегодняшний день.

Здесь Вы найдете ответы на другие не менее важные вопросы: кто устанавливает и контролирует тарифы, какие расценки действуют в отопительном сезоне 2019/20, как отличаются тарифы в зависимости от регионального расположения потребителя и многое другое.

Тарифы на отопление: методика формирования

Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) с 1 января 2019 года повысила тарифы на теплоэнергию для населения в ряде регионов Украины. При этом в 2017 году НКРЭКУ разрешила водоканалам, теплоэнерго, теплосетям и другим поставщикам коммунальных услуг самостоятельно определять тарифы. Тем не менее, комиссия оставила за собой право окончательно утверждать стоимость тепловой энергии.

На 2020 год Кабмин планировал установить рыночную стоимость голубого топлива для населения с января, чтобы избежать изменения цены, однако внедрение новшества пока отложили до середины весны (конец отопительного сезона).

Тарифы формируются согласно следующей схеме:

На первом этапе местные органы самоуправления определяют ряд показателей:

  • Плановые объемы производства, транспортировки и потребления тепловой энергии
  • Нормы расходования горюче-энергетических ресурсов
  • Нормы качества теплоснабжения
  • Температурный график теплосетей

Второй этап — компании-теплопоставщики осуществляют расчеты, учитывая ряд нормативных актов:

  • О природных монополиях
  • О ценах и ценообразовании
  • О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг
  • О теплоснабжении
  • О жилищно-коммунальных услугах

На третьем этапе теплопоставщики направляют эти расчеты в НКРЭКУ, и комиссия утверждает их.

Примеры расчета стоимости тарифа на тепло, а также расценки, которые действовали в отопительном сезоне 2018\19 :

Тариф: формула расчета

Тарифы на отопление в Украине рассчитываются по такой формуле:

ТАРИФ = ЗПС + ЗПП + ПП / ОР тэ , где

  • ЗПС – затраты полной себестоимости
  • ЗПП – затраты на покрытие потерь
  • ПП – плановая прибыль
  • ОР тэ – объем реализации тепловой энергии

Формула на первый взгляд кажется сложной, но рядовым потребителям следует понимать главный принцип формирования тарифа: соотношение суммы затрат к объему теплоснабжения.

Затраты полной себестоимости состоят из:

  • Затраты на топливо – 83%
  • Затраты на оплату труда – 7%
  • Налоги – 5%
  • Амортизация оборудования – 2%
  • Ремонтные и профилактические работы – 2%
  • Плановая прибыль – 1%

Объем реализации тепловой энергии устанавливается в соответствии с требованиями отраслевых нормативов. Этими же нормативами устанавливается удельный вес допустимых потерь теплоснабжения.

По состоянию на октябрь 2019 года средневзвешенный тариф на тепловую энергию для населения в отопительном сезоне 2019/20 составляет 1654,41 грн/Гкал.

Экономически обоснованная себестоимость составляет 1154,30 грн/Гкал.

Тарифы отопления по городам Украины

Формирование тарифов на теплоснабжение происходит по одной и той же формуле, однако, стоимостное выражение тарифа различается в разных регионах и населенных пунктах Украины. Почему так происходит и что оказывает влияние на размер тарифов?

Обратимся к комментариям регулятора, роль которого выполняет Нацкомиссия (НКРЭКУ). На официальном сайте ведомства можно найти объяснения, почему тарифы в разных уголках страны существенно отличаются, что вызывает недоумение, а порою, и недовольство потребителей тепловой энергии.

Согласно данным теплоснабжающей организации «Киевэнерго», тариф для киевлян составляет 1355,83 грн. за 1 Гкал (гигакалории) з учетом НДС.

Такой тариф применяется для жилых домов, в которых установлен счетчик потребления тепловой энергии. Для домов, где таких счетчиков нет, расчет производится по 31,55 грн. с НДС за 1 квадратный метр отапливаемой площади помещения.

Например, общая площадь квартиры 45 квадратных метров, из которых исключается 2 квадратных метра, приходящиеся на балкон. Оставшаяся величина площади умножается на установленный тариф. При этом оплата производится за период, приходящийся на отопительный сезон. Ранее оплата производилась равными частями в течение всего года.

Сделаем более детальный расчет для таких исходных данных:

  1. Дом, обслуживается компанией «Киевэнерго» и в нем установлен счетчик учета теплоэнергии;
  2. 4850 кв.м. — это общая отапливаемая площадь дома;
  3. 120 Гкал — затраты в месяц на отопление;
  4. 45 кв.м. — отапливаемая площадь Вашей квартиры.

Сначала считаем количество Гкал, которое было потрачено на 1 кв.м. дома: 120 Гкал / 4850 кв.м. = 0,02474 Гкал/кв.м.

Полученное значение умножаем на отапливаемую площадь Вашей квартиры и на тариф теплоснабжающей компании, в данном случае «Киевэнерго»: 0,02474 Гкал/кв.м x 45 кв.м. х 1355,83 грн./Гкал = 1844,37 грн.

В домах, в которых счетчик учета тепла не установлен расчет производится по формуле: отапливаемая площадь Вашей квартиры умножаем на тариф (в данном случае 31,55 грн./кв.м. и умножаем на коэффициент, который включает среднемесячную температуру и фактическое количество дней предоставления услуги.

Если исходить из составляющих формулы для расчета тарифа на тепло, то главными показателями, которые могут и фактически отличаются в разных областях и городах Украины, являются:

  • стоимость приобретаемого топлива
  • затраты на обслуживание оборудования
  • потери тепла при транспортировке
  • объемы поставки тепловой энергии

Сравнительно одинаковыми остаются такие показатели, как

  • Расходы на оплату труда
  • Налоговые платежи
  • Плановая прибыль

Отсюда вывод:

  • если стоимость приобретенного и используемого топлива выше среднерыночной
  • если состояние магистральных сетей находится в состоянии, допускающем потери тепла
  • если объемы поставки тепловой энергии небольшие

то тариф на теплоснабжение будет выше. Например, теплоснабжающие компании, осуществляющие поставки для небольшого количества потребителей (тепловой пункт или индивидуальный тепловой пункт) будет предлагать своим потребителям более высокие тарифы по сравнению с таким гигантом как «Киевэнерго». Ниже приведены тарифы по различным городам Украины с указанием наименования поставщика услуг:

Тариф на отопление в Киеве

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

ПАО «Киевэнерго»

1654,41

38,50

ООО «Евро-Реконструкция»

1341,53

35,63

Тариф на отопление в Киевской области

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

КП «Броварытепловодоэнергия»

1479,01

35,01

КП СМР «Белоцерковтеплосеть»

1530,83

33,66

ПАО «Центрэнерго» СО «Трипольская ТЭС»

632,48

14,36

Тариф на отопление в Одессе

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

КП «Теплоснабжение города Одессы»

1229,20*

30,76*

Тариф на отопление в Харькове

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

КП «Харьковские тепловые сети»

1539,50

39,38

ПАО «Центрэнерго» СО «Змиевская ТЭС»

632,48

14,36

Тариф на отопление во Львове

Тариф на отопление в Днепре

Тариф на отопление в Запорожье

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

Концерн «Городские тепловые сети»

1481,07

34,56

ООО «Мелитопольские тепловые сети»

1322,17

31,47

Тариф на отопление в Мариуполе

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

ККП «Мариупольтеплосеть»

1386,38*

33,90*

Тариф на отопление в Николаеве

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

ОКП «Николаевоблтеплоэнерго»

1257,11

33,25

ЧАО «Николаевская ТЭЦ»

1524,04

31,71

Тариф на отопление в Полтаве

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

ПОКВПТГ «Полтаватеплоэнерго»

1596,93

35,78

Тариф на отопление в Сумах

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

ПАО «Сумское машиностроительное научно-производственное объединение»

1240,95*

33,99*

ООО «Сумытеплоэнерго»

1559,67

43,48

ООО «Шосткинское предприятие «Харьковэнергоремонт»

1314,60

36,01

Тариф на отопление в Херсоне

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

ГКП «Херсонтеплоэнерго»

1621,08

34,37

Тариф на отопление в Виннице

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

КП «Винницагортеплоэнерго»

1375,27

35,24

Тариф на отопление в Ровно

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

ООО «Ривнетеплоэнерго»

1795,53

42,73

Тариф на отопление в Ивано-Франковске

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

ГГП «Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго»

1312,11

32,28

Тариф на отопление в Хмельницком

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

ГКП «Хмельницктеплокоммунэнерго»

1222,09

27,93

КП «Юго-западные теплосети»

1137,80*

25,25*

КП «Гортепловодэнергия»

1597,73

52,80

Тариф на отопление в Черкассах

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

ПАО «Черкасское химволокно» (Черкасская ТЭЦ)

1423,76

35,64

КПТМ «Черкассытеплокоммунэнерго»

1606,05

38,40

Тариф на отопление в Черновцах

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

ГКП «Черновцытеплокоммунэнерго»

1201,29*

27,83*

Тариф на отопление в Чернигове

Теплоснабжающая компания

Тариф с приборами учета, грн. с НДС за 1 Гкал

Тариф без приборов учета, грн. с НДС за 1 м2

ПАО «Облтеплокоммунэнерго»

1737,61

41,02

ООО фирма «ТехНова» (Черниговская ТЭЦ)

1598,94

42,23

Приведенные тарифы действуют с 1 января 2019 года согласно постановления НКРЭКУ №1171 от 31.03.2015 «Об установлении тарифов на услуги по централизованному отоплению и услуги по централизованному снабжению горячей воды, которые предоставляются населению субъектами хозяйствования, которые являются исполнителями этих услуг» и в соответствии с последними изменениями, введенными изменениями в постановлении в 2018 году.

Тарифы на отопление для юридических лиц

Тарифы на отопление для населения, при всей своей «внушительности», все же ниже тарифов, установленных для потребителей, являющихся юридическими лицами. Для них тарифы более высокие, что обусловлено спецификой расчета и расходов на поставку. Впрочем, для некоторых категорий юридических лиц применяются льготные тарифы. Например, для учреждений и организаций бюджетной сферы тарифы могут быть ниже, чем для населения. В льготную категорию юридических лиц-потребителей тепловой энергии также входят религиозные учреждения.

Категории потребителей

Тарифы на тепловую энергию (без НДС, грн/Гкал)

Бюджетные учреждения

1382,48

Религиозные учреждения

Другие потребители

1521,21

В таблице представлены средневзвешенные показатели по Украине для юридических лиц. Подробные показатели как для юридических, так и физических лиц в разрезе теплоснабжающих компаний Украины можно посмотреть на сайте Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. Для этого, кликните по ссылке www.nerc.gov.ua и перейдите в раздел «Тепло».

Льготный тариф на отопление

Выше упоминались некоторые категории юридических лиц-потребителей тепловой энергии, для которых установлены льготные тарифы. Теперь рассмотрим, кто пользуется льготами при оплате за тепловую энергию среди населения:

  • Участники боевых действий, ветераны АТО
  • Родственники погибшего во время боевых действий
  • Инвалиды войны
  • Чернобыльцы (1 и 2 категория)
  • Ветераны военной службы, органов внутренних дел, пожарной охраны

Важно понимать, что применение льготы производится пропорционально к количеству проживающих в квартире льготников. Например, если в квартире проживает три человека, один из которых имеет право на льготу при оплате тепловой энергии, то льготная тарификация будет применена только к третьей части всей потребленной теплоэнергии. Кроме льготников, есть еще одна категория потребителей тепла, которые могут оформить субсидию, и тем самым компенсировать затраты на оплату теплоснабжения.

Перерасчет за некачественное отопление

В некоторых случаях Вам могут сделать перерасчет за некачественное предоставление услуги отопления. Для этого должно быть невыполнение нормативных показателей:

Количественные и качественные показатели

Отклонение показателей

Уменьшение платы за предоставленные услуги в случае превышения допустимого срока отклонения от их показателей

своевременное начало и окончание отопительного сезона (в течение трех суток со среднесуточной температурой 8 ° C)

предоставление услуг по централизованному отоплению позже установленного срока или досрочное окончание отопительного сезона

на 3,3 процента месячной платы за каждые сутки превышения допустимого срока отклонения от показателей (в случае оплаты услуг ежемесячно в течение года учитывается то, что месячная плата разделена на год)

бесперебойное предоставление услуг по централизованному отоплению в течение всего отопительного сезона

перерыв в предоставлении услуг по централизованному отоплению (12 часов в сутки, 1 раз в месяц)

на 3,3 процента месячной платы за каждые сутки превышения допустимого срока отклонения от показателей (в случае оплаты услуг ежемесячно в течение года учитывается то, что месячная плата разделена на год)

температура воздуха в жилых помещениях (при условии их утепления) соответствует действующим нормам и правилам — 18 ° C (в угловых комнатах — 20 ° C)

фактическая температура в помещениях ниже чем нормативная (12 часов в сутки, 1 раз в месяц)

на 5 процентов за каждый градус отклонения от 18 ° C до 12 ° C в жилых помещениях (в угловых комнатах — от 20 ° C до 14 ° C) платы за период отклонения (в течение всего срока отклонения); при температуре в жилых помещениях ниже 12 C (в угловых комнатах — ниже 14 C) плата за централизованное отопление не справляется

Перерасчет выполняется только для домов и квартир без установленных счетчиков учета тепла.

Если Вам предоставляют услуги отопления некачественно, т.е. вышеуказанные показатели не соответствуют нормам либо не могут объяснить начисления в выставленном счете за отопление — звоните по номеру горячей линии 1545 и оставляйте жалобу, которая попадет на рассмотрение в Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Калькулятор расчета

Для пользователей сети Интернет есть возможность самостоятельно провести расчет стоимости потребленной тепловой энергии или других платежей по ЖКХ, воспользовавшись онлайн калькулятором. Такие сервисы предлагают специализированные сайты, помогающие населению разобраться в хитросплетениях тарификации. Калькулятор позволяет в режиме онлайн произвести расчет стоимости услуг по тарифам: за тепло, за газ, за электроэнергию. Удобство сервиса заключается еще и в том, что расчет производится с привязкой к региональным (областным) тарифам.

Тарификация вызывает жесткую критику у выступающих за снижение стоимости тепла для населения. Однако, разобравшись в схеме, по которой происходит расчет тарифов, можно сказать следующее: на сегодняшний день тарификация максимально приблизилась к реальной цене. Пересмотр тарификации оказался болезненным для большинства потребителей: кто-то принципиально перестал платить за потребленное тепло, а кто-то был не в состоянии этого сделать. Статистика платежей свидетельствует о том, что задолженность по платежам наблюдается среди тех, кто воспользовался возможностью оформить субсидию. Потребители тепловой энергии, которые не пользуются льготами и субсидиями, оказались более дисциплинированными плательщиками.

☝ Чтобы вовремя оплачивать услуги отопления, очень часто нужны деньги срочно. Услуга кредит онлайн без отказа поможет получить финансовые средства на свою банковскую карту моментально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *