Расстояние от опоры освещения до бордюрного камня

Источники света, установка осветительных приборов и опор

6.3.1. Для наружного освещения могут применяться любые источники света (см. п. 6.1.11).
Для охранного освещения территорий предприятий применение разрядных ламп не допускается в случаях, когда охранное освещение нормально не включено и включается автоматически от действия охранной сигнализации.

6.3.2. Осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для такого освещения опорах, а также на опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600 В, стенах и перекрытиях зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо от отметки их расположения, могут быть подвешены на тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.

6.3.3. Установка светильников наружного освещения на опорах ВЛ до 1 кВ должна выполняться:

1. При обслуживании светильников с телескопической вышки с изолирующим звеном, как правило, выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ при размещении светильников и проводов ВЛ с разных сторон опоры. Расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода ВЛ должно быть не менее 0,6 м.

2. При обслуживании светильников иными способами — ниже проводов ВЛ. Расстояние по вертикали от светильника до провода ВЛ (в свету) должно быть не менее 0,2 м, расстояние по горизонтали от светильника до опоры (в свету) должно быть не более 0,4 м.

6.3.4. При подвеске светильников на тросах должны приниматься меры по исключению раскачивания светильников от воздействия ветра.

6.3.5. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м.
При установке светильников над контактной сетью трамвая высота установки светильников должна быть не менее 8 м до головки рельса. При расположении светильников над контактной сетью троллейбуса — не менее 9 м от уровня проезжей части. Расстояние по вертикали от проводов линий уличного освещения до поперечин контактной сети или до подвешенных к поперечинам иллюминационных гирлянд должно быть не менее 0,5 м.

6.3.6. Над бульварами и пешеходными дорогами светильники должны устанавливаться на высоте не менее 3 м.
Наименьшая высота установки осветительных приборов для освещения газонов и фасадов зданий и сооружений и для декоративного освещения не ограничивается при условии соблюдения требований п. 6.1.15.
Установка осветительных приборов в приямках ниже уровня земли разрешается при наличии дренажных или других аналогичных устройств по удалению воды из приямков.

6.3.7. Для освещения транспортных развязок, городских и других площадей светильники могут устанавливаться на опорах высотой 20 м и более при условии обеспечения безопасности их обслуживания (например опускание светильников, устройство площадок, использование вышек и т.п.).
Допускается размещать светильники в парапетах и ограждениях мостов и эстакад из негорючих материалов на высоте 0,9-1,3 м над проезжей частью при условии защиты от прикосновений к токоведущим частям светильников.

6.3.8. Опоры установок освещения площадей, улиц, дорог должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от лицевой грани бортового камня до внешней поверхности цоколя опоры на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением и не менее 0,6 м на других улицах, дорогах и площадях. Это расстояние разрешается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия маршрутов городского транспорта и грузовых машин. При отсутствии бортового камня расстояние от кромки проезжей части до внешней поверхности цоколя опоры должно быть не менее 1,75 м.
На территориях промышленных предприятий расстояние от опоры наружного освещения до проезжей части рекомендуется принимать не менее 1 м. Допускается уменьшение этого расстояния до 0,6 м.

Глава 6.3. ПУЭ-7. НАРУЖНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Содежание

Источники света, установка осветительных приборов и опор
Питание установок наружного освещения
Выполнение и защита сетей наружного освещения

ИСТОЧНИКИ СВЕТА, УСТАНОВКА ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ И ОПОР

6.3.1. Для наружного освещения могут применяться любые источники света (см. 6.1.11).
Для охранного освещения территорий предприятий применение разрядных ламп не допускается в случаях, когда охранное освещение нормально не включено и включается автоматически от действия охранной сигнализации.
6.3.2. Осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для наружного освещения опорах, опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600 В, стенах и перекрытиях зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо от отметки их расположения, могут быть подвешены на тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.
6.3.3. Установка светильников наружного освещения на опорах ВЛ до 1 кВ должна выполняться:
1. При обслуживании светильников с телескопической вышки с изолирующим звеном, как правило, выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ при размещении светильников и проводов ВЛ с разных сторон опоры. Расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода ВЛ должно быть не менее 0,6 м.
2. При обслуживании светильников иными способами — ниже проводов ВЛ. Расстояние по вертикали от светильника до провода ВЛ (в свету) должно быть не менее 0,2 м, расстояние по горизонтали от светильника до опоры (в свету) должно быть не более 0,4 м.
6.3.4. При подвеске светильников на тросах должны приниматься меры по исключению раскачивания светильников от воздействия ветра.
6.3.5. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м.
При установке светильников над контактной сетью трамвая высота установки светильника должна быть не менее 8 м до головки рельса. При расположении светильников над контактной сетью троллейбуса — не менее 9 м от уровня проезжей части. Расстояние по вертикали от проводов линий уличного освещения до поперечин контактной сети или до подвешенных к поперечинам иллюминационных гирлянд должно быть не менее 0,5м.
6.3.6. Над бульварами и пешеходными дорогами светильники должны устанавливаться на высоте не менее 3 м.
Наименьшая высота установки осветительных приборов для освещения газонов и фасадов зданий и сооружений и для декоративного освещения не ограничивается при условии соблюдения требований 6.1.15.
Установка осветительных приборов в приямках ниже уровня земли разрешается при наличии дренажных или других аналогичных устройств по удалению воды из приямков.
6.3.7. Для освещения транспортных развязок, городских и других площадей светильники могут устанавливаться на опорах высотой 20 м и более при условии обеспечения безопасности их обслуживания (например, опускание светильников, устройство площадок, использование вышек и т. п.).
Допускается размещать светильники в парапетах и ограждениях мостов и эстакад из несгораемых материалов на высоте 0,9—1,3 м над проезжей частью при условии защиты от прикосновений к токоведущим частям светильников.
6.3.8. Опоры установок освещения площадей, улиц, дорог должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от лицевой грани бортового камня до внешней поверхности цоколя опоры на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением и не менее 0,6 м на других улицах, дорогах и площадях. Это расстояние разрешается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия маршрутов городского транспорта и грузовых машин. При отсутствии бортового камня расстояние от кромки проезжей части до внешней поверхности цоколя опоры должно быть не менее 1,75м.
На территориях промышленных предприятий расстояние от опоры наружного освещения до проезжей части рекомендуется принимать не менее 1 м. Допускается уменьшение этого расстояния до 0,6 м.
6.3.9. Опоры освещения улиц и дорог, имеющих разделительные полосы шириной 4 м и более, могут устанавливаться по центру разделительных полос.
6.3.10. На улицах и дорогах, имеющих кюветы, допускается устанавливать опоры за кюветом, если расстояние от опоры до ближайшей границы проезжей части не превышает 4 м.
Опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью.
6.3.11. Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1,5 м от начала закругления тротуаров, не нарушая линии установки опор.
6.3.12. Опоры наружного освещения на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах, транспортных эстакадах и т. п.) следует устанавливать в створе ограждений в стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам инженерного сооружения.
6.3.13. Опоры для светильников освещения аллей и пешеходных дорог должны располагаться вне пешеходной части.
6.3.14. Светильники на улицах и дорогах с рядовой посадкой деревьев должны устанавливаться вне крон деревьев на удлиненных кронштейнах, обращенных в сторону проезжей части улицы, или следует применять тросовую подвеску светильников.

ПИТАНИЕ УСТАНОВОК НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

6.3.15. Питание установок наружного освещения может выполняться непосредственно от трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и вводно-распределительных устройств (ВРУ).
6.3.16. Для питания светильников уличного освещения, а также наружного освещения промышленных предприятий должны прокладываться, как правило, самостоятельные линии.
Питание светильников допускается выполнять от дополнительно прокладываемых для этого фазных и общего нулевого провода воздушной электрической сети города, населенного пункта, промышленного предприятия.
6.3.17. Осветительные установки городских транспортных и пешеходных тоннелей, осветительные установки улиц, дорог и площадей категории А по надежности электроснабжения относятся ко второй категории, остальные наружные осветительные установки — к третьей категории.
6.3.18. Питание светильников освещения территорий микрорайонов следует осуществлять непосредственно от пунктов питания наружного освещения или от проходящих вблизи сетей уличного освещения, исключая сети улиц категории А, в зависимости от принятой в населенном пункте системы эксплуатации. Светильники наружного освещения территорий детских яслей-садов, общеобразовательных школ, школ-интернатов, больниц, госпиталей, санаториев, пансионатов, домов отдыха, пионерлагерей могут питаться как от вводных устройств этих зданий или от трансформаторных подстанций, так и от ближайших распределительных сетей наружного освещения при условии соблюдения требований 6.5.27.
6.3.19. Освещение открытых технологических установок, открытых площадок производства работ, открытых эстакад, складов и других открытых объектов при производственных зданиях может питаться от сетей внутреннего освещения зданий, к которым эти объекты относятся.
6.3.20. Охранное освещение рекомендуется питать, как правило, по самостоятельным линиям.
6.3.21. Питание осветительных приборов подъездов к противопожарным водоисточникам (гидрантам, водоемам и др.) следует осуществлять от фаз ночного режима сети наружного освещения.
6.3.22. Светильники, установленные у входов в здания, рекомендуется присоединять к групповой сети внутреннего освещения и, в первую очередь, к сети освещения безопасности или эвакуационного освещения, которые включаются одновременно с рабочим освещением.
6.3.23. В установках наружного освещения светильники с разрядными источниками должны иметь индивидуальную компенсацию реактивной мощности. Коэффициент мощности должен быть не ниже 0,85.
6.3.24. При применении прожекторов с разрядными источниками света допускается групповая компенсация реактивной мощности.
При групповой компенсации необходимо обеспечивать отключение компенсирующих устройств одновременно с отключением компенсируемых ими установок.

ВЫПОЛНЕНИЕ И ЗАЩИТА СЕТЕЙ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

6.3.25. Сети наружного освещения рекомендуется выполнять кабельными или воздушными с использованием самонесущих изолированных проводов. В обоснованных случаях для воздушных распределительных сетей освещения улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов и населенных пунктов допускается использование неизолированных проводов.
6.3.26. По опорам контактной сети электрифицированного транспорта напряжением до 600 В постоянного тока разрешается прокладка кабельных линий для питания установленных на опорах осветительных приборов наружного освещения, допускается использование самонесущих изолированных проводов.
6.3.27. Воздушные линии наружного освещения должны выполняться согласно требованиям гл. 2.4.
Пересечения линий с улицами и дорогами при пролетах не более 40 м допускается выполнять без применения анкерных опор и двойного крепления проводов.
6.3.28. Нулевые проводники сети общего пользования, выполненные неизолированными проводами, при использовании их для наружного освещения следует располагать ниже фазных проводов сети общего пользования и фазных проводов сети наружного освещения.
При использовании существующих опор, принадлежащих электросетевым организациям, не занимающимся эксплуатацией наружного освещения, допускается располагать фазные провода сети наружного освещения ниже нулевых проводников сети общего пользования.
6.3.29. В местах перехода кабельных линий к воздушным рекомендуется предусматривать отключающие устройства, установленные на опорах на высоте не менее 2,5 м. Установка отключающих устройств не требуется в местах кабельных выходов из пунктов питания наружного освещения на опоры, а также переходов дорог и обходов препятствий, выполняемых кабелем.
6.3.30. В целях резервирования распределительных кабельных линий или линий, выполненных самонесущими изолированными проводами, между крайними светильниками соседних участков для магистральных улиц городов рекомендуется предусматривать нормально отключаемые перемычки (резервные кабельные линии).
При использовании указанных перемычек, в отступление от 6.1.19, снижение напряжения у осветительных приборов допускается увеличивать до 10 % от номинального.
6.3.31. Воздушные линии наружного освещения должны выполняться без учета резервирования, а провода их могут быть разного сечения по длине линии.
6.3.32. Ответвления к светильникам от кабельных линий наружного освещения рекомендуется, как правило, выполнять без разрезания жил кабеля.
При прокладке указанных кабельных линий на инженерных сооружениях следует предусматривать меры для удобной разделки ответвлений от кабеля к опоре и возможность замены кабеля участками.
6.3.33. Ввод кабеля в опоры должен ограничиваться цоколем опоры. Цоколи должны иметь размеры, достаточные для размещения в них кабельных разделок и предохранителей или автоматических выключателей, устанавливаемых на ответвлениях к осветительным приборам, и дверцу с замком для эксплуатационного обслуживания.
Допускается использовать специальные ящики ввода, устанавливаемые на опорах.
6.3.34. Электропроводка внутри опор наружного освещения должна выполняться изолированными проводами в защитной оболочке или кабелями. Внутри совмещенных опор наружного освещения и контактных сетей электрифицированного городского транспорта должны применяться кабели с изоляцией на напряжение не менее 660 В.
6.3.35. Линии питающие светильники, подвешенные на тросах, должны выполняться кабелями, проложенными по тросу, самонесущими изолированными проводами или неизолированными проводами, проложенными на изоляторах при условии соблюдения требований раздела 2.
6.3.36. Тросы для подвески светильников и питающих линий сети допускается крепить к конструкциям зданий. При этом тросы должны иметь амортизаторы.
6.3.37. В сетях наружного освещения, питающих осветительные приборы с разрядными лампами, в однофазных цепях сечение нулевых рабочих проводников должно быть равным фазному.
В трехфазных сетях при одновременном отключении всех фазных проводов линии сечение нулевых рабочих проводников должно выбираться:
1. Для участков сети, по которым протекает ток от ламп с компенсированными пускорегулирующими аппаратами, равным фазному независимо от сечения.
2. Для участков сети, по которым протекает ток от ламп с некомпенсированными пускорегулирующими аппаратами, равным фазному при сечении фазных проводников менее или равным 16 мм2 для медных и 25 мм2 для алюминиевых проводов и не менее 50 % сечения фазных проводников при больших сечениях, но не менее 16 мм2 для медных и 25мм2 для алюминиевых проводов.
6.3.38. Прокладку линий, питающих прожекторы, светильники и другое электрооборудование, устанавливаемое на конструкциях с молниеотводами открытых распределительных устройств напряжением выше 1 кВ, следует выполнять согласно требованиям гл. 4.2.
6.3.39. Коэффициент спроса при расчете сети наружного освещения следует принимать равным 1,0.
6.3.40. На линиях наружного освещения, имеющих более 20 светильников на фазу, ответвления к каждому светильнику должны защищаться индивидуальными предохранителями или автоматическими выключателями.

Безопасность движения транспортных средств и комфортность передвижения пешеходов в условиях недостаточной видимости обеспечивается надлежащим уровнем освещенности дорожного полотна и пешеходных тротуаров. В настоящее время нормы освещения для городских и дорог с регулярным транспортным потоком регламентируются СП 52.13330.2011. В данном документе улично-дорожная сеть городских поселений классифицируется по нескольким категориям. К каждой из которых предъявляются соответствующие нормы по размещению осветительных устройств. Соблюдение норм освещенности зависит от типа и мощности светильника, высоты его расположения, отражающей способности дорожного покрытия, расстояния между столбами освещения, а также интенсивности транспортного потока.

Расстояние между опорами освещения на центральных улицах

Для дорог общегородского значения, к котором относятся центральные улицы поселения с интенсивностью движения до 7 тысяч единиц транспорта в час, норма освещения составляет 20 люкс. Т.е. на 1 кв. метр площади дорожного покрытия должен поступать световой поток мощностью не менее 20 лм.

Для соблюдения данного норматива необходимо учитывать:

— мощность осветительной установки;

— высоту расположения светильников;

— расстояние между опорами освещения;

— способ прокладки кабеля электропитания.

Так как первые два параметра могут регулироваться непосредственно в процессе эксплуатации, то последние практически всегда остаются неизменными величинами. Если в редких случаях подземную линию энергоснабжения можно заменить на воздушный вариант и наоборот, то изменить расстояние между столбами освещение намного сложнее и экономически нецелесообразно.

На практике, не вдаваясь в сложные расчеты, принято устанавливать осветительные опоры, в зависимости от высоты крепления светильника. Так при осевом, двустороннем и одностороннем расположении опор соотношение высоты подвеса и шага их установки, как правило, не превышает 5:1. Таким образом, если фонарь находиться на уровне 6 метров от поверхности дороги, то максимальное расстояние между столбами освещения будет составлять 30 метров. При шахматном расположении опор соотношение может достигать 7.

В крупных городах, где интенсивность на центральных улицах, значительно превышает 10 тысяч единиц транспорта в час соблюдение нормы освещенности достигается увеличением мощности светильников, комбинированными схемами расположения опор и применением дополнительных источниками света. Так, например, если поинтересоваться сколько метров между столбами освещения в Москве на Кутузовском проспекте, то можно найти значения 30, 45, 60 и более метров.

Расстояние между столбами освещения на магистралях районного значения

Под определение магистралей районного значения попадают улицы с интенсивностью движения до 5000 автомобилей в час, если они находятся в центральной части города. К этой же категории относятся транспортные и пешеходные связи, расположенные в других районах при условии, что количество автомобилей на них не превышает 3000 единиц в час (СП 52.13330.2011, табл. 14). Этим же документом, в таблице 15 определяется и норма освещенности для данного типа улиц, она составляет 10-15 люкс.

На данных территориях применение высоко мачтовых опор для размещения фонарей нецелесообразно из-за большой плотности застройки и наличия на близком расстоянии от трасс многоэтажных домов. Как правило, применяются железобетонные столбы квадратного или многогранного сечения длиной до 11 м. Правильное их наименование – «стойка вибрированная» (СВ). Буквенный индекс дополняется цифрами, которые обозначают длину в дециметрах.

Соответственно расстояние между бетонными опорами освещения при ее высоте 11 метров не может превышать 55 метров (соблюдение условия соотношения 5:1). И это при условии, что фонарь будет размещен на самой вершине столба.

Освещение парковых территорий

При организации освещения территорий, предназначенных для пешеходных прогулок и отдыха, определяющей характеристикой размещения осветительных устройств является функциональность. Строгих норм освещенности для парков и скверов практически не придерживаются, но однозначно она не должна быть ниже 5 люкс, особенно при наличии велосипедных дорожек.

Освещение таких территорий принято разделять на 2 яруса. Нижний, когда светильника располагаются на уровне поверхности земли и верхний для которого применяются опоры из металла или других материалов. В первом случае освещение носит декоративные функции и используется для выделения определенных зон территории. Во втором варианте светильники на опорах обеспечивают общее освещение площадей.

В зависимости от планировки и ландшафтного дизайна расстояние между опорами освещения в парке может изменяться в широком диапазоне.

Подведя итог, можно отметить, что для приблизительного определения расстояния между фонарными столбами в городе достаточно знать высоту опоры.

Разновидности и материал опор

Одна из основных характеристик осветительных столбов – материал, который используется при их изготовлении. Для производства этих устройств обычно применяются:

  1. Бетон — оптимальный вариант для городских условий.
  2. Дерево нередко можно увидеть в сельских и лесных районах. Существенным недостатком таких опор является неустойчивость к обледенениям и сильным ветрам. Столбы постоянно ломаются, а жители остаются без света. В последнее время деревянные конструкции стараются заменить изделиями из железобетона, стекловолокна или металла.
  3. Железобетон – очень распространен в больших городах.
  4. Стекловолокно считается композитным материалом. Его используют для установки осветительных систем в деревнях и маленьких городах.
  5. Металлические приспособления – производят как из простых, так и из оцинкованных металлов. Зачастую их размещают в условиях города.

В этом видео вы узнаете о нюансах установки фонарных столбов:

Конструкции из дерева и бетона

Деревянные конструкции первыми использовались при установке уличного освещения. Обычно для этих целей выбирали сосновые породы деревьев. Они характеризуются малым весом, вследствие чего удобны в транспортировке и установке. Монтаж осуществляется без использования специальной техники.

Несмотря на подверженность к воздействию ветров и низких температур, деревянные столбы устойчивы к высокой влажности почвы. Дерево характеризуется высокими изоляционными свойствами, благодаря которым пешеходы защищены от поражения электрическим током. Кроме этого, лишнее электричества уходит в грунт, что важно для экономии средств.

Конструкции из бетона широко распространены на территории РФ. Для их производства важным фактором является качество бетона и способ изготовления. Такие изделия отличаются низкой стоимостью, а также длительным сроком эксплуатации (до 50 лет), им не нужен особый уход.

Бетонные столбы освещения наиболее распространены на территории России

Бетонные опоры прочны из-за арматурного каркаса внутри. Многие специалисты склонны думать, что у них гораздо больше плюсов, чем минусов: они устойчивы к воздействию высоких нагрузок, ржавчины, могут выдержать значительные перепады температур. К недостаткам можно отнести порчу под действием грунтовых вод и неэстетичный вид. Кроме того, установка и транспортировка обходятся очень дорого.

Металлические и железобетонные изделия

Зачастую такие конструкции производят из цинка, стали или алюминия. Металлические изделия появились не так давно, но уже приобрели популярность. Они обладают рядом преимуществ: выглядят ярко и привлекательно, удобны в доставке и монтаже из-за малых объемов и легкости.

К недостаткам можно отнести высокую стоимость, по сравнению с оборудованием из других материалов, а также необходимость регулярного окрашивания изделий, чтобы избежать появления ржавчины.

Железобетонные опоры прочны и устойчивы к атмосферным воздействиям, являются одним из видов бетонных конструкций, которые армированы металлическими прутьями. Изделия не привлекают внешним видом, а также сложны в установке: во время монтажа требуется помощь специализированной техники. Столбы стоят дешево, но при авариях и обрушениях могут серьезно пострадать люди.

Основные принципы размещения

Для ночного освещения улиц многие годы используют столбы. Постоянный свет необходим на различных участках дорог в любых районах. Некоторые из них:

  • тротуары и пешеходные дорожки;
  • проезжие части;
  • места расположения различных учреждений;
  • заправки;
  • автостоянки и прочие.

При проектировке систем следует изучить суть и назначение самих осветительных конструкций. Они состоят из двух частей:

  1. Главная — представлена в виде столбика, который может отличаться по высоте. Это связано с его функциональностью и местом размещения. Высоту подбирают так, чтобы падающие лучи света образовывали на земле пересекающиеся конусы.
  2. Источник света. Эти приборы устанавливаются на осветительных опорах и отличаются по мощности в форме и так далее. Показатели зависят от места расположения линии. Например, при проектировании подсветки автодорог нужно использовать мощные светильники, что чревато увеличением расходов на сам прибор. Для иллюминации скверов и других мест отдыха допустимы опоры меньшей высоты, оснащенные декоративными источниками света.

Основные параметры

Расстояние между соседними опорами принято называть пролетом. Для контроля этих дистанции существуют требования, установленные ГОСТ и СНиП.

Зачастую трудно определить, какое именно расстояние должно быть между столбами в городе, деревне или труднодоступной местности. Для каждого конкретного случая в СНиП прописаны пункты. Дистанцию между опорами уличного освещения следует рассчитывать, учитывая такие параметры:

  1. Требуемый уровень освещения для конкретной местности, где нужно установить фонари. В условиях города и деревни эти значения существенно отличаются.
  2. Количество светильников на опоре.
  3. Тип и мощность устройств.
  4. Высота расположения фонарей на столбах.
  5. Виды ламп, используемых для освещения – люминесцентные, светодиодные или другие.

По установке опор важно знать, какое расстояние между столбами освещения предусмотрено нормами. Среднее значение варьируется от 35 до 45 м (максимальное — 50 м) при напряжении 1 кВ. Показатели зависят от номинального напряжения электрической сети. Подробные значения для каждого конкретного случая приведены в таблице.

Расстояние между осветительными столбами зависит от их характеристик

Вспомогательные факторы

Во время монтажа осветительных опор следует учитывать не только расстояние между соседними опорами, но и дистанцию до объектов архитектурного и дорожного назначения по всей улице. Поэтому следует обращать внимание на прописанные требования перед тем, как планировать размещение фонарных столбов. К этим нормативам относятся следующие факторы:

  1. Во время установки освещения вдоль магистральных дорог дистанция от столба до бордюра должно быть не менее одного метра. Для всех остальных трасс этот параметр составляет 50 см. Разрешается устанавливать опоры на разделяющей полосе при ее ширине не меньше 5 метров.
  2. При отсутствии бордюра допустимо не менее 1,75 м от столба до дороги.
  3. По автомобильным трассам, на которых не ездят крупногабаритные машины, допустима дистанция в 30 см.
  4. При подводке электрокабеля к фонарям посредством воздушных ЛЭП требуется промежуток от столбов до балконов не менее одного метра.

Осветительные столбы на трассах не должны быть ближе 1-го метра к бордюрам

Нормативная документация устанавливает требования касательно загруженности движения на городских и магистральных улицах. Это значение составляет 3 тыс. человек/ час. Если этот показатель превышается, средняя освещенность участка должна быть не менее 20 люкс.

При уменьшении значения до 1 тыс. человек допустимая освещенность 15 люкс. При проходимости не более 500 человек показатель составляет 8 пунктов. На городских площадях и мостах требуется освещение не менее 25 люкс. Во дворах жилых домов – 3-4 люкс.

Если соблюдать все эти требования, далеко не всегда получается выдержать требуемую дистанцию между опорами, на которых размещается уличное освещение. Если столбцы смещаются, изменяется пропорциональность радиусов световых потоков, следовательно, возникает необходимость в перерасчете значения пролетов.

Для придерживание регламентированного расстояние между осветительными столбами на улице
следует чётко следовать правилам и схеме установки

В городских условиях высота столбов должна быть 20 метров. Прежде чем начинать монтаж, следует убедиться в наличии специальной техники и обслуживающего персонала. Кроме этого, необходимо экономически и технически обосновать надобность такой высоты конструкций.

Прежде чем начинать установку осветительных опор, следует произвести все требуемые расчеты и замеры. Некоторые из них:

  1. Расстановка фонарных столбов с учетом их отдаления от близкорасположенных зданий и объектов. Такие вычисления проводятся для каждой конструкции отдельно.
  2. Длина пролета, значение которой рассчитывается от одной опоры к другой.

Основным параметром осветительных установок является степень освещения, которое измеряется в люксах

Изменить дистанцию расположения опор не получится: их установка должна быть выполнена в соответствии с установленными требованиями. Могут появиться трудности при вычислении длины пролета. Это обусловлено тем, что конструкции могут смещаться ввиду некоторых нюансов:

  • количество ламп на опоре;
  • мощность осветительных устройств;
  • высота установки.

Если при вычислении использовать специальные таблицы с установленными значениями согласно ГОСТ, значительно упрощается процедура проведения расчетов. Каждая осветительная линия обладает характерными особенностями, которые могут оказать влияние на конечные значения расчетов.

Это интересно: установка электрического столба на даче.

При расчетах с использованием этой таблицы следует учитывать, что данные в ней приближены к максимальным значениям, утвержденным нормативными актами касательно размещения систем освещения.

Если правильно определить расстояние между столбами на трассе, это поможет уменьшить количество ДТП, улучшить безопасность пешеходов во время движения по тротуарам. Кроме этого, освещение будет более качественным и эффективным.

О понуждении к оборудованию автобусных остановок дорожными знаками и освещением

Решение Комментарии Российская Федерация Решение от 13 августа 2010 года По делу № Принято Димитровградским городским судом (Ульяновская область)

  1. Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе
  2. председательствующего судьи Володиной Л.А.,
  3. при секретаре Манаховой Е.Н.,
  4. с участием прокурора Салахутдиновой Г.И.,
  5. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Димитровграда, Комитету по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г.Димитровграда, индивидуальному предпринимателю Есипенко А.А., индивидуальному предпринимателю Кирееву А.Е., индивидуальному предпринимателю Лазаревой Н.В., индивидуальному предпринимателю Марьясову Н.Н., индивидуальному предпринимателю Рожковой Т.В. о понуждении к оборудованию автобусных остановок дорожными знаками и освещением,
  6. Установил:

  7. Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь в обоснование требований на то, что прокуратурой г. Димитровграда проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения в деятельности Администрации г. Димитровграда и его отраслевого (функционального) органа – Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству, в ходе которой выявлены следующие нарушения. Согласно акту проверки автомобильных дорог г. Димитровграда от 11.06.2010 года установлено, что на автомобильной дороге по пр. Димитрова, на остановочных павильонах, расположенных возле дома *, южнее жилого дома № *, юго-восточнее магазина в доме *, севернее здания кафе в доме *, в 70 метрах в юго-западном направлении от жилого дома * отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». Кроме того, на автобусных остановках отсутствует освещение в соответствие с требованиями ГОСТ 52766-2007.
  8. В соответствии с требованиями ГОСТ 25869 знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне над его ближайшим по ходу движения краем.
  9. В соответствии с п.2.5.4 Требований к автомобильным дорогам с регулярным автобусным сообщением от 19.01.1999 расположение и оборудование остановок в пределах населенных пунктов должны отвечать требованиям п. 10.5.2. ВСН 25-86 и СНиП 2.07.01-89. В темное время суток остановочные пункты в городах и населенных пунктах должны освещаться. В соответствии с п.3.15.1 «Стандарта отрасли автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» (ОСТ 218.1.002-2003), утвержденных Распоряжением Министерства транспорта РФ от 23.05.2003 г., автобусные остановки на дорогах 1-3 категорий, находящиеся в пределах населенных пунктов, должны иметь электрическое освещение. Нормы освещения автобусных остановок должны соответствовать требованиям СНиП 23-05-95.
  10. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
  11. В соответствии со ст. 21 указанного закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
  12. Установлено, что автомобильная дорога по пр. Димитрова в г. Димитровграде находится на балансе Комитета жилищно-коммунального комплекса и строительства на праве оперативного управления, к полномочиям которого, в соответствии с Уставом муниципального образования «Город Димитровград», относятся организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
  13. Проведенной проверкой установлено, что Комитет по управлению имуществом г. Димитровграда заключил договоры аренды земельных участков под торговые объекты в комплексе с указанными остановочными павильонами: *.05.2009 г. – договор аренды на земельный участок, примыкающий с северо-западной стороны к земельному участку по пр. Димитрова,* с ООО ПКФ «Символ»; *.12.2004 г. – договор аренды на земельный участок, расположенный южнее жилого дома №* по пр. Димитрова с ИП Есипенко А.А.; *.03.2007 г. – договор аренды на земельный участок юго-восточнее магазина по пр. Димитрова, * с ИП Киреевым А.Е.; *.01.2009 г. – договор аренды на земельный участок севернее здания кафе по пр. Димитрова, * с ИП Лазаревой Н.В.; *.07.2009 г. – договор аренды земельного участка, расположенного в 70 метрах в юго-западном направлении от жилого дома по пр. Димитрова, * с ИП Марьясовым Н.Н.
  14. Обеспечение знака 5.16 на остановочном пункте павильона, а также освещения остановки является, в том числе, обязанностью владельцев киоска.
  15. Поскольку бездействие ответчиков, выражающееся в непринятие мер к установлению дорожного знака 5.16, освещения на автобусных остановках, может привести к созданию аварийных ситуаций на дорогах муниципального образования, в результате чего нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения, просит признать незаконным указанное бездействие и обязать ответчиков — Администрацию г. Димитровграда, Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству, ООО ПКФ «Символ», ИП Есипенко А.А., ИП Киреева А.Е., ИП Лазареву Н.В., ИП Марьясову Н.Н. установить на соответствующих остановочных павильонах по пр. Димитрова дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», а также освещение в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52755-2007.
  16. Производство по делу по иску к ООО ПКФ «Символ» в полном объеме и иску к ИП Лазаревой Н.В. в части обязания установить освещение на остановочном павильоне севернее здания кафе по пр. Димитрова, *, прекращено судом, поскольку прокурор г. Димитровграда отказался от исковых требований в этой части в связи с добровольным удовлетворением ответчиками исковых требований.
  17. Впоследствии прокурор г. Димитровграда дополнил свои исковые требования, предъявив их к ИП Рожковой Т.В. в части обязания установить дорожный знак 5.16 и освещение на остановочном павильоне юго-восточнее магазина по пр. Димитрова, *.
  18. В судебном заседании помощник прокурора Салахутдинова Г.И. поддержала заявление по изложенным в нем доводам.
  19. Представитель ответчика Администрации г. Димитровграда Гадальшин А.Р., действующий на основании доверенности от 12.05.2010 года, исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что Администрация не является надлежащим ответчиком по данному спору, поскольку в соответствии со ст. 42 Устава Муниципального образования «Город Димитровград» дорожная деятельность относится к компетенции Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству.
  20. Представитель ответчика Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Дунаев М.Ю., действующий на основании доверенности л.д. 49), исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что содержать остановки в надлежащем состоянии обязаны индивидуальные предприниматели, взявшие в аренду земельные участки, на которых расположены остановочные павильоны, они несут за них ответственность, обязаны следить за прилегающей территорией и приводить павильоны в надлежащее состояние. Кроме того, Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству свои полномочия в организации указанной деятельности переключил на подрядчиков, заключающих с ним контракты. *.08.2010 г. прошел аукцион по размещению заказов, уже установлена цена и имеется подрядчик, в 20-х числах августа дорожные знаки будут установлены.
  21. Представитель ИП Есипенко А.А. Климин Ю.В., действующий на основании доверенности от 01.06.2010 года, исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что в аренду Есипенко А.А. площадь с павильонами не предоставлялась, павильон находится в управлении Администрации города. Организация установки дорожных знаков и освещения относится к вопросам местного значения города.
  22. Ответчики И.П. Марьясов, ИП Киреев А.Е., ИП Рожкова Т.В., ИП Лазарева Н.В. в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке.
  23. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора г.Димитровграда подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
  24. В силу ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечении безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
  25. Статьей 12 данного закона установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
  26. В соответствии со ст. 21 указанного закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
  27. В силу п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по содержанию дорог, находящихся в их ведении.
  28. Судом установлено, что земельный участок, расположенный юго-восточнее магазина «В*» по пр. Димитрова, *, передан Комитетом по управлению имуществом г. Димитровграда в аренду ИП Рожковой Т.В. и ИП Кирееву А.Е. для двух торговых киосков в комплексе с остановочным павильономл.д. 7-15); земельный участок, расположенный севернее здания кафе по пр. Димитрова, *, передан Комитетом по управлению имуществом г. Димитровграда в аренду ИП Лазаревой Н.В. для эксплуатации торгового киоска по продаже продовольственных товаров, построенного в комплексе с остановочным павильоном л.д.16-22); земельный участок, расположенный в 70 метрах в юго-восточном направлении от жилого дома по пр. Димитрова, *, передан Комитетом по управлению имуществом г. Димитровграда в аренду ИП Марьясову Н.Н. для проектирования и установке торгового киоска по продаже продовольственных товаров в составе остановочного павильона л.д. 31-40).
  29. Факт отсутствия на указанных остановочных павильонах дорожного знака 5.16 и освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52755-2007 (за исключением остановочного павильона севернее здания кафе по пр. Димитрова, *), не оспаривается ответчиками и подтверждается актами проверки от 05.07.2010г. и актом проверки от 06.07.2010 года л.д.54-63).
  30. Доводы прокурора о нарушении ответчиками законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения суд находит обоснованными. В результате бездействия ответчиков нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения, поскольку создается реальная угроза для жизни и здоровья неопределенного круга людей.
  31. Понуждение к совершению действий, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, создающих угрозу нарушения чужого права на здоровье и жизнь граждан согласно ст. 12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав. Возможное наступление в будущем вредоносного результата является достаточным основанием для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований.
  32. Из письма председателя Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда С.И. Саржанова заместителю прокурора г. Димитровграда Н.Ю. Муллину «О предоставлении информации по автомобильной дороге по пр. Димитрова» следует, что в реестре муниципальной собственности города значится автомобильная дорога по пр. Димитрова протяженностью 1915*13,4 м, идентификационный номер 73-405 ОП МГ 1-6. Данный объект закреплен на праве оперативного управления за Комитетом по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации города на основании постановления Главы города от 08.09.2008 г. л.д. 64).
  33. На основании вышеизложенного суд полагает, что исковые требования прокурором г.Димитровграда заявлены в порядке ст.45 ГПК РФ и подлежат удовлетворению, что будет соответствовать как интересам неопределенного круга граждан, так и интересам Российской Федерации, а поскольку судом установлено, что автомобильная дорога по пр. Димитрова находится в муниципальной собственности и закреплена на праве оперативного управления за Комитетом по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации города Димитровграда, обязанность по установке дорожного знака 5.16, а также освещения на остановочных павильонах, расположенных на указанной улице следует возложить на Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации города Димитровграда.
  34. Поскольку в соответствии с п.п.2 п.3 ст.42 Устава муниципального образования «Город Димитровград» организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Комитета ЖККС, спорная дорога находится в ведении указанного комитета, в удовлетворении исковых требований, заявленных к Администрации г.Димитровграда и к остальным ответчикам суд считает необходимым отказать.
  35. Ни договорами аренды земельных участков для торговых киосков с остановочными павильонами, ни действующим законодательством не предусмотрена обязанность их владельцев осуществлять дорожную деятельность в части установления дорожных знаков и содержания остановок общественного транспорта. Законом эти обязанности установлены для лиц, в ведении которых находится дорога.
  36. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
  37. Решил:

  38. Исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить частично.
  39. Обязать Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г.Димитровграда установить на остановочных пунктах южнее жилого дома № * по пр.Димитрова, юго-восточнее магазина по пр.Димитрова *, в 70 метрах юго-западнее жилого дома № * по пр.Димитрова и севернее здания кафе по пр.Димитрова * г.Димитровграда дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» в срок до 1 декабря 2010 года.
  40. Обязать Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г.Димитровграда оборудовать остановочные пункты южнее жилого дома № * по пр.Димитрова, юго-восточнее магазина по пр.Димитрова *, в 70 метрах юго-западнее жилого дома № * по пр.Димитрова г.Димитровграда освещением в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52755-2007 в срок до 1 декабря 2010 года.
  41. В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору г.Димитровграда отказать.
  42. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения – 18 августа 2010 года – в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд.
  43. Судья Володина Л.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *