Разрешение на использование земельного участка, образец

Содержание

Платность процедуры изменения ВРИ в Москве и Московской области

Изменение вида разрешённого использования земельных участков практически во всех регионах России – процедура бесплатная. В Москве и Московской области подход к этому вопросу несколько иной.

Постановлением Правительства Москвы №69-ПП от 24 февраля 2015 года и Постановлением Правительства Московской области №1165/52 от 30 декабря 2014 года определено, что изменение видов разрешённого использования в целях строительства или реконструкции ОКС происходит за плату, пополняющую бюджеты Москвы и Московской области. Средства направляются на развитие инфраструктуры территорий.

Плата за изменение ВРИ касается только тех участков, что находятся в собственности физических или юридических лиц. Плата не взимается, если участки находятся в государственной или муниципальной собственности. Платность процедуры распространяется на ситуации, связанные с жилищным строительством, а выбор нового ВРИ делается в соответствии с Классификатором ВРИ, введённым Приказом Минэкономразвития в 2019 году.

Расчётные формулы. Что учитывается при расчёте платы?

В Москве и в Московской области для расчёта платы за изменение ВРИ земельного участка применяются формулы, учитывающие соотношение кадастровых стоимостей земельного участка – будущей (новой), которой станет обладать участок после изменения его ВРИ, и существующей (старой), определяемой на дату подачи заявления об изменении ВРИ:

  • для расчётов платы за изменение ВРИ земельных участков в Москве:

Р = СМ х (K2 – K1)

  • для расчёта платы за изменение ВРИ земельных участков в Московской области:

P = СМО х

P = ( / SЗУ) х SЗСТР х КЭ — формула применяется при наличии утвержденного или согласованного проекта планировки территории (ППТ), проекта межевания территории (ПМ) и градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ),

где

  • Р – размер платы за изменение ВРИ земельного участка
  • К1 – кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении ВРИ земельного участка «старая» кадастровая стоимость)
  • K2 – кадастровая стоимость земельного участка с изменённым ВРИ земельного участка («новая» кадастровая стоимость)
  • С – ставка
  • D = (K2 – K1) – дельта (разница) между новой и старой кадастровыми стоимостями земельного участка (исчисляется отдельно по каждому случаю изменения ВРИ земельного участка, так как «старая» стоимость устанавливается на дату обращения с заявлением об изменении ВРИ)
  • SЗУ – площадь земельного участка
  • SЗСТР – разрешённая площадь застройки земельного участка
  • КЭ – коэффициент этажности зданий на участке.

Введение дельты D = (K2 – K1) в расчёт платы за изменение ВРИ земельного участка в Московской области позволяет привести расчётные формулы к более простому виду:

Р = 2 х СМО х (K2 – K1)

P = ( / SЗУ

Основное различие приведенных выше формул, применяемых в Москве и Московской области, заключено в используемых в них коэффициентов С (ставок), установленных разным порядком для выбираемых ВРИ в Москве (СМ) и в Московской области (СМО):

  • в Москве – на основе показателя плотности застройки земельного участка, указанном в утверждённом градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ)
  • в Московской области – на основе показателя разрешённой застройки земельного участка, устанавливаемой в соответствии с ПЗЗ и градостроительным регламентом территориальной зоны.

Пояснения:

  • Коэффициент плотности застройки

Это расчётная величина.

Вычисляется как отношение предельной площади объектов капитального строительства к общей площади земельного участка, указанным в утверждённом градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ).

  • Разрешённая площадь застройки SЗСТР

SЗСТР – расчётный параметр

Регламентирует максимально допустимый процент застройки в пределах одного земельного участка и вычисляется как отношение всей площади застройки, в которую включаются абсолютно все планируемые строения, к площади всего земельного участка в целом

Разрешённая площадь застройки SЗСТР указывается в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ)

  • Коэффициент этажности КЭ

КЭ учитывает допустимую этажность зданий, расположенных в границах земельного участка.

Если на земельном участке будет вестись строительство (реконструкция) зданий переменной этажности, коэффициент этажности КЭ принимается равным максимальному значению, соответствующего наибольшей этажности здания.

Этажность здания зависит от его назначения, экономических соображений, градостроительных требований, природных условий — определяется количеством наземных этажей, в том числе мансардных.

Цокольный этаж входит в расчёт этажности, если верх его перекрытия возвышается над уровнем тротуара не менее чем на 2 м.

Ставки С

Ставки С, используемые в расчёте платы за изменение ВРИ земельных участков, определяются не собственниками участков, а Департаментом городского имущества города Москвы (ДГИ) и Министерством имущественных отношений Московской области.

Ставки устанавливаются в процентах. Соответствуют новому виду разрешённого использования земельного участка, выбираемого по Классификатору ВРИ.

Для разных ВРИ земельных участков в Московской области они сведены в таблицу, представленную в приложении №2 к Постановлению Правительства Московской области №1165/52, а для участков в Москве используется таблица ставок, рассчитанных с учётом показателей плотности застройки земельных участков (в данной статье она также представлена ниже).

Кадастровые стоимости K1 и K2

Значение кадастровой стоимости K1 на момент подачи заявления об изменении ВРИ предоставляется Росреестром (ЕГРН) по запросам ДГИ города Москвы и Министерства имущественных отношений Московской области.

Самостоятельно уточнить значение K1 можно одним из следующих способов:

  1. на публичной кадастровой карте Росреестра
  2. заказав Выписку из ЕГРН (в МФЦ, непосредственно в отделении Росреестра или на интернет-ресурсе Росреестра)

Оценить значение K2 (размер кадастровой стоимости земельного участка с изменённым ВРИ) для земельных участков в Москве

Чтобы самостоятельно оценить значение K2, можно воспользоваться данными, представленными в Постановлении Правительства Москвы «Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.», распространяющимися на отношения с 1 января 2017 года (№ 791-ПП от 29.11.2016).

Значение K2 (размер кадастровой стоимости земельного участка с изменённым ВРИ) в Московской области

В Московской области значение K2 (размер кадастровой стоимости земельного участка с изменённым ВРИ) устанавливает Министерство имущественных отношений Московской области.

Для случаев, когда K1 > K2, то есть значение К1 превышает значение К2, размер платы P за изменение ВРИ земельного участка устанавливается в размере:

  1. 10% от значения К2
  2. 20% от значения К2 – для случаев каждого последующего изменения ВРИ земельного участка

Особенности в порядке платы за изменения ВРИ земельных участков в Москве

Кроме введения платы за изменение ВРИ земельного участка, Постановлением Правительства Москвы № 69-ПП введён ряд дополнительных положений:

  • определён перечень объектов, имеющих важное социально-экономическое значение, при строительстве/реконструкции которых плата за изменение ВРИ земельного участка не взимается
  • установлено освобождение от платы за изменение ВРИ, если на земельный участок был наложен и своевременно не снят запрет на строительство иди реконструкцию
  • предоставлена возможность получения беспроцентной рассрочки по внесению платы за изменение ВРИ земельного участка

Условия проведения платежей за изменение ВРИ земельного участка

Плата за изменение ВРИ должна быть проведена в течение 30 дней после внесения изменений в ГКН. До этого, в течение 45 дней, выполняется расчёт новой кадастровой стоимости и постановка на кадастровый учёт произведённых изменений.

О необходимости внесения платы собственник участка оповещается через уведомление, в котором указана сумма платежа.

Собственник земельного участка может получить беспроцентную рассрочку по внесению платы за изменение ВРИ земельного участка на срок, не превышающий срок строительства и/или реконструкции объекта капитального строительства, для чего он должен подать соответствующее заявление.

Периоды рассрочки зависят от размера платы, установленной при расчёте:

  • 1 год – при размере платы, не превышающей 100 млн. руб.
  • 3 года – при размере платы в пределах от 100 — 500 млн. руб.
  • 6 лет – при размере платы свыше 500 млн. руб.

Платежи должны вноситься ежеквартально равными долями, но в случае образования задолженности в сумме, подлежащей уплате за 2 последовательных этапа оплаты, решение об изменении ВРИ аннулируется и участку возвращается прежний ВРИ.

Отмена решения об изменении ВРИ и установление прежнего ВРИ земельного участка произойдёт:

  • в случае невыполнения платежей:
    • при невнесении платы не исключается судебный порядок её взимания
    • следствием судебного разбирательства может стать решение ДГИГМ о снятии уже произведённых изменений с кадастрового учёта и возвращение участку прежнего ВРИ
  • при отказе заявителя от платы:
    • отказ должен быть официальным (по заявлению)

Претендовать на рассрочку по оплате аренды за первый год срока аренды земельного участка после изменения его ВРИ в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 69-ПП могут и арендаторы земельных участков.

Особенности в порядке платы за изменения ВРИ земельных участков в Московской области

Постановлением Правительства Московской области №1165/52 от 30.12.14, кроме введения платы за изменение ВРИ земельного участка, установлены:

  • перечень объектов, имеющих важное социально-экономическое значение, при строительстве которых плата за изменение ВРИ земельного участка не взимается
  • перечень муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение ВРИ земельного участка не взимается
  • освобождение от платы за изменение ВРИ, если на участках возведены индивидуальные жилые дома, право собственности на которые возникло до введения в действие Земельного кодекса РФ
  • освобождение от платы за изменение ВРИ, если на землю был наложен и своевременно не снят запрет на строительство иди реконструкцию

По информации на сайте Министерства имущественных отношений Московской области, в случае, когда при изменении ВРИ старая кадастровая стоимость превышает новую, то размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается в размере 10 % от новой кадастровой стоимости участка.

Алгоритм действий по изменению ВРИ участка в Москве и Московской области

  • Подача заявления собственника ЗУ в ДГИГМ с указанием кадастрового номера надела
  • Решение об изменении ВРИ принимается ДГИГМ на основании ГПЗУ
  • Внесение изменений в сведения ГКН ( 45 рабочих дней)
  • Расчёт размера платы за изменение ВРИ земельного участка и направление соответствующего уведомления заявителю
  • Внесение заявителем платы за изменение ВРИ в течение 30 дней со дня получения уведомления, по результатам которого:меняется ВРИ ЗУ, осуществляется постановка изменений на кадастровый учёт (изменение на ВРИ, установленный на день подачи заявления)

Алгоритм действий по изменению ВРИ земельного участка в Московской области аналогичный, только заявление подаётся в Минмосимущество.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2017 года N 184

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ «ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА», БЕЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЕРВИТУТА» ПО ПРИНЦИПУ «ОДНОГО ОКНА» В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

В целях исполнения пункта 20 Плана мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Забайкальском крае на 2016 — 2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2016 года N 316-р, постановляю:

1. Утвердить технологическую схему предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Чита», без предоставления земельных участков и установления сервитута» по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации городского округа «Город Чита» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещенном по адресу www.admin.chita.ru.

Руководитель администрации
О.В.КУЗНЕЦОВ
Приложение
к постановлению администрации
городского округа «Город Чита»
от 7 июля 2017 года N 184

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ «ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА», БЕЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЕРВИТУТА» ПО ПРИНЦИПУ «ОДНОГО ОКНА» В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Раздел I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГЕ

Параметр

Значение параметра/состояние

Наименование органа, предоставляющего услугу

Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» (далее — Комитет)

Номер услуги в федеральном реестре

Полное наименование услуги

Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Чита», без предоставления земельных участков и установления сервитута

Краткое наименование услуги

Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Чита», без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги

Постановление администрации городского округа «Город Чита» от 27.07.2016 N 241

Перечень «подуслуг»

Нет

Способы оценки качества предоставления муниципальной услуги

Телефонная связь

Радиотелефонная связь (смс-опрос — в Краевом государственном автономном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края») (далее — КГАУ «МФЦ»)

Единый Портал государственных и муниципальных услуг Забайкальского края (далее — ЕПГМУ) — www.gosuslugi.ru

Региональный Портал государственных и муниципальных услуг Забайкальского края (далее — РПГМУ) — www.pgu.e-zab.ru

Официальный сайт администрации городского округа «Город Чита» — www.admin.chita.ru

Раздел II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О «ПОДУСЛУГАХ»

Наименование «подуслуги»

Срок предоставления в зависимости от условий

Основания отказа в приеме документов

Основания для отказа в предоставлении «подуслуги»

Основания приостановления предоставления «подуслуги»

При подаче заявления по месту жительства (месту нахождения юридического лица

При подаче заявления не по месту жительства (по месту обращения)

Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в собственности городского округа «Город Чита» без предоставления земельных участков и установления сервитута

25 дней с момента регистрации обращения заявителя

25 дней с момента регистрации обращения заявителя

нет

— заявление подано с нарушением установленных требований;
— в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка, или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса РФ;
— земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лиц

нет

Срок приостановления «подуслуги»

Срок приостановления «подуслуги»

Способ обращения
за получением «подуслуги»

Способ
получения результата «подуслуги»

наличие платы (государственной пошлины)

реквизиты нормативного правового акта, являющегося основанием для взимания платы (гос. пошлины)

КБК для взимания платы (государственной пошлины), в том числе для МФЦ

нет

Муниципальная услуга предоставляется на бесплатной основе

нет

нет

— лично в комитет;
— почтой (в т.ч. электронной, факсимильная связь;
— через ЕПГМУ;
— через РПГМУ;
— через КГАУ «МФЦ».

— лично в комитете;
— почтой (в т.ч. электронной, факсимильная связь);
— через КГАУ «МФЦ»

Раздел III. СВЕДЕНИЯ О ЗАЯВИТЕЛЯХ «ПОДУСЛУГИ»

N
п/п

Категории лиц, имеющих право на получение «подуслуги»

Документ, подтверждающий правомочие заявителя соответствующей категории на получение «подуслуги»

Установленные требования к документу, подтверждающему правомочие заявителя соответствующей категории на получение «подуслуги»

Наличие возможности подачи заявления на предоставление «подуслуги» представителями заявителя

Получателями муниципальной услуги являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, либо их уполномоченные представители, заинтересованные в предоставлении муниципальной услуги

Копии документов удостоверяющих личность заявителя и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя

Заявление должно содержать: наименование органа, Ф.И.О. заявителя, паспортные данные, адрес, телефон, электронную почту (при наличии), цель обращения.

имеется

Исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на подачу заявления от имени заявителя

Наименование документа, подтверждающего право подачи заявления от имени заявителя

Установленные требования к документу, подтверждающему право подачи заявления от имени заявителя

От имени физических лиц заявление о предоставлении муниципальной услуги (далее -заявление) могут подавать, в частности:
— законные представители (родители, опекуны, усыновители) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет; несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может подать заявление только с согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителей (за исключением случаев объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) или его вступления в брак в порядке, установленном законодательством Российской Федерации);
— опекуны недееспособных граждан;
От имени юридического лица заявление может быть подано лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, либо представителем, действующим на основании доверенности, оформленной в установленном законом порядке
От имени индивидуального предпринимателя заявление может быть подано лицом, имеющим право действовать от имени индивидуального предпринимателя на основании доверенности, оформленной в установленном законом порядке.

Доверенность, распорядительный акт юридического лица, решение общего собрания.

1. Тексты документов, представляемых для оказания услуги, должны быть написаны разборчиво.
Фамилии, имена и отчества (последнее — при наличии) физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью. 2. Доверенность должна быть оформлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Доверенность, выданная заявителем-юридическим лицом своему представителю должна быть заверена печатью заявителя и подписана руководителем заявителя или
уполномоченным этим руководителем лицом.

Раздел IV. ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ЗАЯВИТЕЛЕМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ «ПОДУСЛУГИ»

N п/п

Категория документа

Наименование документов, которые представляет заявитель для получения «подуслуги»

Количество необходимых экземпляров документа с указанием подлинник /копия

Документ, предоставляемый по условию

Установленные требования к документу

Форма (шаблон) документа

Образец документа/заполнения документа

Заявление на получение муниципальной услуги

Заявление, в письменной форме или форме электронного документа, оформленного по образцу

1 экз. (подлинник) Формирование в дело

нет

Не имеет подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений, не исполнено карандашом.

Форма заявления (Приложение N 1 к технологическим схемам)

Образец заявления (Приложение N 2 к технологическим схемам)

Документ, удостоверяющий личность заявителя или личность представителя заявителя

Паспорт гражданина Российской Федерации

1 экз. (копия) Установление личности заявителя, формирование в дело

нет

нет

Документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя физического лица или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя

1. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1 экз. (копия) формирование в дело

Для физических лиц

Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации

2. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом.

1 экз. (копия) формирование в дело

Для юридических лиц, если представитель не обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности

Доверенность, заверена печатью заявителя и подписана руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом

3. Копия решения о назначении или об избрании, либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

1 экз. (копия) формирование в дело

Для юридических лиц, если представитель не обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности

Нет

N п/п

Категория документа

Наименование документов, которые представляет заявитель для получения «подуслуги»

Количество необходимых экземпляров документа с указанием подлинник
/копия

Документ, предоставляемый по условию

Установленные требования к документу

Форма (шаблон) документа

Образец документа/заполнения документа

Заявление

Заявление в письменной форме или форме электронного документа, оформленное по образцу

1 экз. (подлиник) Формирование в дело

нет

Не имеет подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений, не исполнено карандашом.

Форма заявления (Приложение N 1 к технологическим схемам)

Образец заявления (Приложение N 2 к технологическим схема)

Документ, удостоверяющий личность заявителя и представителя заявителя

Паспорт гражданина Российской Федерации

1 экз. (копия) Установление личности заявителя, формирование в дело

нет

нет

Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя

1. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

1 экз. (копия) формирование в дело

Для физических лиц

Оформленная в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации

2. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом;

1 экз. (копия) формирование в дело

Для юридических лиц, если представитель не обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности

Заверена печатью заявителя и подписана руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом

3. Копия решения о назначении или об избрании, либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

1 экз. (копия) формирование в дело

Для юридических лиц, если представитель не обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности

Нет

Документ, подтверждающий наличие согласия доверителя или его законного представителя на обработку персональных данных

Документ, подтверждающий наличие согласия доверителя или его законного представителя на обработку персональных данных

1 экз. (копия) формирование в дело

нет

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных»

Схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории

Схема границ предполагаемых к использованию земель, земельного участка или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории — в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости)

1 (оригинал)

нет

Должна быть выполнена с указанием координат характерных точек границ территории с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости МСК 75

Раздел V. ДОКУМЕНТЫ И СВЕДЕНИЯ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ПОСРЕДСТВОМ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Реквизиты актуальной технологической карты межведомственного взаимодействия

Наименование запрашиваемого документа (сведения)

Перечень и состав сведений, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия

Наименование органа (организации), направляющего (ей) межведомственный запрос

Наименование органа (организации), в адрес которого (ой) направляется межведомственный запрос

SID электронного сервиса

Срок осуществления межведомственного информационного взаимодействия

Форма (шаблон) межведомственного запроса

Образец заполнения формы межведомственного запроса

Нет

Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок

Характеристики объекта недвижимости;
— правообладатель;
— вид, номер и дата государственной регистрации права;
— ограничение (обременение) права;
— договоры участия в долевом строительстве;
— правопритязания;
— заявленные в судебном порядке права требования; — отметка о возражении в отношении зарегистрированного права;
— отметка о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд. Кадастровый номер;
— номер кадастрового квартала;
— предыдущие номера;
— дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости;
— кадастровые номера объектов капитального строительства;
— адрес;
— категория земель;
— разрешенное использование;
— площадь;
— кадастровая стоимость;
— сведения о правах;
— особые отметки;
— сведения о природных объектах;
-дополнительные сведения;
— характер сведений государственного кадастра недвижимости;
— сведения о кадастровых инженерах.

Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита»

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю

5 дней

нет

нет

Нет

Иные документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса:
Выписка из ЕГРЮЛ

— наименование юридического лица / Ф.И.О. индивидуального предпринимателя,
— место нахождении (юридический адрес),
— состав учредителей,
— размер уставного капитала,
— статус действия,
— руководитель,
представительства и филиалы,
— виды экономической деятельности,
— регистрация в фондах,
-регистрации изменений,
— лицензии и т.д.

Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита»

Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю

3 рабочих дня

Нет

Копия лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр

— наименование недропользователя;
— цель использования и назначение работ;
— адрес земельного участка.

Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита»

Филиал по Забайкальскому краю ФГУ «ТФГИ по СФО»

Раздел VI. РЕЗУЛЬТАТ «ПОДУСЛУГИ»

Документ/ документы, являющиеся результатом «подуслуги»

Требования к документу/документам, являющимся результатом «подуслуги»

Характеристика результата (положительный/отрицательный)

Форма документа/ документов, являющихся результатом «подуслуги»

Образец документа/ документов, являющихся результатом «подуслуги

Способ получения результата

Срок хранения невостребованных заявителем результатов

В органе

В МФЦ

Выдача разрешения на использование земель или земельного участка

Документ готовится по утвержденной форме, подписывается первым заместителем руководителя.
В решение отражается:
Местоположение участка, цель использования, площадь, Ф.И.О. пользователя, паспортные данные;
В графической части: схема границ участка, координаты поворотных точек.

Положительный

Приложение N 3

Приложение N 4

— лично в Комитете;
— через КГАУ «МФЦ»;
— почтой (в т.ч. электронной, факсимильная связь).

5 лет

30 дней

Отказ в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка

Документ готовится на бланке Администрации городского округа «Город Чита», подписывается первым заместителем руководителя администрации
В документе должны содержаться сведения с указанием мотивированной причины отказа

Отрицательный

— лично в Комитете;
— через КГАУ «МФЦ»;
— почтой (в т.ч. электронной,
факсимильная связь).

5 лет

30 дней

Раздел VII. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ «ПОДУСЛУГИ»

N п/п

Наименование процедуры процесса

Особенности исполнения процедуры процесса

Срок исполнения процедуры (процесса)

Исполнитель процедуры процесса

Ресурсы необходимые для выполнения процедуры процесса

Формы документов, необходимые для выполнения процедуры и процесса

1. Прием, регистрация и рассмотрение заявления, поступившего, в том числе в электронной форме, о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута и прилагаемых к нему документов

Прием и регистрация заявления

— личное обращение заявителя в комитет;
— поступление документов по почте;
— КГАУ «МФЦ» направление заявления в форме электронного документа;
— направление документов в электронном виде с использованием порталов.

1 рабочий день

— Комитет;
— КГАУ «МФЦ»

Документационное обеспечение (бланки заявления), технологическое обеспечение (сканер, принтер, ключ электронной подписи)

Приложение N 1

Проверка документов, предоставленных заявителем;

проводит проверку достоверности представленных документов и готовит предложения о возможности предоставления муниципальной услуги по данному заявлению

5 рабочих дней

— Комитет;
— КГАУ «МФЦ»

Технологическое обеспечение (наличие доступа к автоматизированным системам, наличие принтера, МФУ)

Устранение противоречий и неточностей в документах

В случае выявления противоречий, неточностей в представленных на рассмотрение документах либо факта их недостоверности, специалист ответственный за отработку документов должен уведомить заявителя о неточности, назвать недостоверные данные и указать на необходимость устранения данных недостатков в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня уведомления.

3 рабочих дня

— Комитет;
— КГАУ «МФЦ»

Возврат заявления, если оно не соответствует установленным требованиям

В течение 10 дней со дня поступления заявления Комитет возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует установленным требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены необходимые документы. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка

10 рабочих дня

— Комитет;
— КГАУ «МФЦ»

2. Запрос документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций

Направление межведомственных запросов

Межведомственное взаимодействие включает в себя направление специалистом Комитета запросов в уполномоченные органы и получение от указанных органов документов, необходимых для предоставления заявителю муниципальной услуги

5 рабочих дней

— Комитет;
— КГАУ «МФЦ»

Документационное обеспечение. Технологическое обеспечение: наличие доступа к автоматизированным системам и сервисам, защищенным каналам связи, а также наличие необходимого оборудования (принтер)

3. Принятие решения о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута

Принятие решения о предоставлении муниципальной услуги

Решение Администрации о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка либо принятое решение Администрации об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка

15 рабочих дней

— Комитет;
— КГАУ «МФЦ»

нет

Выдача документов об оказании муниципальной услуги или письма об отказе

Результат предоставления муниципальной услуги выдается заявителю через КГАУ МФЦ, лично заявителю или его законному представителю либо направляется почтой по адресу, указанному в заявлении

3 рабочих дня

— Комитет;
— КГАУ «МФЦ»

Документационное обеспечение; Технологическое обеспечение (наличие доступа к автоматизированным системам, наличие принтера)

Раздел VIII. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ «ПОДУСЛУГИ» В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

N п/п

Способ получения заявителем информации о сроках и порядке предоставления «подуслуги»

Способ записи на прием в орган

Способ приема и регистрации органом, предоставляющим услугу, запроса и иных документов, необходимых для предоставления «подуслуги»

Способ оплаты заявителем государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление «подуслуги»

Способ получение сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении «подуслуги»

Способ подачи жалобы на нарушение порядка предоставления «подуслуги» и досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа в процессе получения «подуслуги»

— сайт администрации городского округа «Город Чита» www.admin.chita.ru;
— ЕПГМУ — www.gosuslugi.ru
— РПГМУ — www.pgu.e-zab.ru
— по электронной почте

нет

Через порталы ЕПГМУ — www.gosuslugi.ru
— РПГМУ — www.pgu.e-zab.ru;
регистрация в ГИС ПРИСе; проставление входящего штампа.

Нет

На порталах:
ЕПГМУ — www.gosuslugi.ru
— РПГМУ — www.pgu.e-zab.ru

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, электронной форме. Жалоба может быть направлена по почте, через КГАУ МФЦ, с использованием информационно-телекоммуника-ционной сети «Интернет». Жалоба может быть направлена заявителем в администрацию городского округа «Город Чита» в электронной виде на официальном сайте: www.admin.chita.ru, по электронной почте info@admin.chita.ru.
Жалоба может быть направлена через
— ЕПГМУ — www.gosuslugi.ru,
— РПГМУ — www.pgu.e-zab.ru.

Приложение N 1. Заявление физического лица о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков

Приложение N 1
к технологической схеме предоставления муниципальной услуги
«Выдача разрешений на использование земель или земельных
участков, находящихся в собственности городского округа
«Город Чита» без предоставления земельных участков
и установления сервитута»

Заявление физического лица о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков

<*> заполняется в случае подачи заявления представителем физического лица.

Приложение N 2. Заявление физического лица о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков

Приложение N 2
к технологической схеме предоставления муниципальной услуги
«Выдача разрешений на использование земель или земельных
участков, находящихся в собственности городского округа
«Город Чита» без предоставления земельных участков
и установления сервитута»

Заявление физического лица о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков

<*> заполняется в случае подачи заявления представителем физического лица.

Приложение N 3
к технологической схеме предоставления муниципальной услуги
«Выдача разрешений на использование земель или земельных
участков, находящихся в собственности городского округа
«Город Чита» без предоставления земельных участков
и установления сервитута»

Разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в собственности городского округа «Город Чита», для размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300, без предоставления земельных участков и установления сервитута

Приложение N 4
к технологической схеме предоставления муниципальной услуги
«Выдача разрешений на использование земель или земельных
участков, находящихся в собственности городского округа
«Город Чита» без предоставления земельных участков
и установления сервитута»

Разрешение N 1 на использование земельного участка, находящегося в собственности городского округа «Город Чита», для размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, без предоставления земельных участков и установления сервитута

«___» ____________ 2017 г.г. Чита
1. Разрешить ООО «Золотая осень» ИНН/КПП 11111111/222222222; ОГРН 1123654987 использование земельного участка площадью 20 кв. м согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 75:32:000000:2593 в кадастровом квартале 75:32:030651, местоположение которого определено: Забайкальский край, г. Чита, ул. Осенняя, 8 для благоустройства (озеленение).
2. Настоящее разрешение действует до дня предоставления иным гражданам или юридическим лицам земель (земельного участка), границы которых (-ого) пересекаются с границами земельного участка, используемого ООО «Золотая осень».
3. Настоящее разрешение не дает право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства в границах используемых земель. В случае если использование земель привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы, ООО «Золотая осень» обязано привести их в пригодное состояние для использования и выполнить работы по рекультивации таких земель.
4. Комитету по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита»:
— в трехдневный срок со дня подписания настоящего решения направить его письмом в адрес ООО «Золотая осень»;
— в десятидневный срок со дня подписания настоящего решения направить его письмом в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю;
— в течение семи дней уведомить ООО «Золотая осень» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю со дня прекращения действия настоящего разрешения.

И.о. заместителя руководителя
администрации городского округа
«Город Чита» — председателя комитета
градостроительной политики

Письмо № ОГ-Д23-4621 от 20 апреля 2017 г. относительно изменения назначения здания, раздела здания, жилых домов блокированной застройки.
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее − Департамент недвижимости), рассмотрев Ваше обращение, сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее. В отношении изменения назначения здания сообщаем, что в соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества в кадастр недвижимости вносятся сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение). В настоящее время вопрос об изменении назначения зданий на комплексной и системной основе на уровне федерального законодательства не урегулирован. На основании вышеизложенного, по мнению Департамента недвижимости, в целях урегулирования порядка изменения назначения здания требуется внесение изменений в законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности и жилищное законодательство Российской Федерации. При этом следует учитывать, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем, в части, не противоречащей федеральному законодательству, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное регулирование до принятия федерального закона (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября
2 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). В этой связи до установления порядка изменения вида жилого помещения на уровне федерального закона соответствующие правоотношения, по мнению Департамента недвижимости, могут быть урегулированы законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, является Минстрой России, в связи с чем, полагаем возможным рекомендовать направить обращение относительно порядка изменения назначения жилого здания в Минстрой России. Дополнительно отмечаем, что порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков определен статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Относительно раздела здания отмечаем. Согласно части 7 статьи 41 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») не допускаются. В силу положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся самостоятельные целые вещи, такие как здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, исключение предусмотрено только в отношении помещений и машино-мест (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 14 части 2 статьи 2 Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Часть жилого дома не поименована в гражданском законодательстве в качестве объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации. При этом сведения о части объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости только в связи с установленным (устанавливаемым)
3 ограничением прав, обременением объекта недвижимости (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ. Таким образом, часть жилого дома представляет собой не что иное, как помещение (совокупность помещений – комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной частью здания (его неотъемлемой частью). При этом отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такового, не наделяет его признаками отдельно стоящего здания и не дает оснований для осуществления его государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в силу положений части 7 статьи 41 Закона № 218-ФЗ. Следует учитывать, что разрешение на строительство (реконструкцию) в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации выдается в целом в отношении всего объекта капитального строительства, даже если в результате такой реконструкции будет изменена только его часть. Относительно жилых домов блокированной застройки отмечаем, что следует учитывать, что жилые дома блокированной застройки создаются в общем порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации для создания объектов капитального строительства (статьи 48, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Размещение на земельном участке жилого дома блокированной застройки должно допускаться видом его разрешенного использования, а также требованиями к минимальному размеру земельного участка. При этом действующее законодательство Российской Федерации не содержит однозначного определения понятия «жилой дом блокированной застройки». Таким образом, а также принимая во внимание пункт 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, в зависимости от архитектурно-планировочных решений жилые дома блокированной застройки могут являться либо многоквартирными домами либо совокупностью одноквартирных жилых домов. Двойственную природу домов блокированной застройки подтверждает судебная практика. Так, Верховным Судом Российской Федерации (определение от 19 мая 2015 г.
4 № 127-КГ15-6) при рассмотрении вопроса о передаче в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом, сделан вывод о том, что жилой дом блокированной застройки не является многоквартирным. В то же время, Верховным Судом Российской Федерации (определение от 19 мая 2015 г. № 13-КГ15-2) при рассмотрении вопроса о признании квартиры частью жилого дома напротив, сделан вывод о том, что основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества; при этом наличие отдельного входа и капитальных перегородок не являются критериями для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.

В течение последних нескольких лет на аграрном рынке Украины наблюдается тенденция, согласно которой аграрии и зарабатывающие на сельском хозяйстве бизнесмены все больше стараются вкладывать в развитие и расширение. Происходит это путем покупки новой техники, обучения молодых и перспективных специалистов, использования новейших технологий посева и сбора урожая, строительства новых объектов недвижимости, а также увеличения земельного банка. Именно увеличение земельного банка является одним из самых сложных процессов для агрария.

В погоне за землей

Под понятием «земельный банк» подразумеваются все права, позволяющие обрабатывать землю и собирать урожай. Конечно, самым ценным и желанным является право собственности, в погоне за которым ловкие аграрии не без помощи образованных консультантов используют все дозволенные и прямо не запрещенные средства и методы. В нашей практике были случаи, когда в отсутствие в течение нескольких дней моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения было переоформлено около 500 га земли в собственность юридического лица.

Одним из таких механизмов, достаточно долго применяемых разными лицами для обхода моратория, является договор мены. Так, в соответствии с пунктом 15 раздела Х «Переходные положения» Земельного кодекса (ЗК) Украины до вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2017 года, не допускается: а) купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд; б) купля-продажа или отчуждение иным способом земельных участков, изменение целевого назначения (использования) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) собственникам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей, кроме передачи их по наследству, обмена земельного участка на другой земельный участок в соответствии с Законом и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд, а также кроме изменения целевого назначения земельных участков с целью их предоставления инвесторам — участникам соглашений о разделе продукции для осуществления деятельности по таким сделкам.

Купля-продажа или отчуждение иным способом земельных участков и земельных долей (паев), определенных подпунктами «а» и «б», возможна при условии вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2017 года, в порядке, определенном настоящим Законом.

Соглашения (в том числе доверенности), заключенные во время действия запрета на куплю-продажу или отчуждение иным способом земельных участков и земельных долей (паев), определенных подпунктами «а» и «б» настоящего пункта, в части их купли-продажи и другого отчуждения, а также в части передачи прав на отчуждение этих земельных участков и земельных долей (паев) в будущем являются недействительными с момента их заключения (удостоверения).

Как видим, мораторий содержит определенные исключения, одним из которых является возможность обмена одного земельного участка на другой в соответствии с законом.

Пользуясь случаем

Воспользовавшись такой формулировкой (к слову, она содержалась в разных редакциях переходных положений ЗК Украины), предприимчивые лица заключали договоры мены земельных участков, долей (паев). При этом такие договоры нотариально удостоверялись и в дальнейшем служили основанием для переоформления права собственности на земельные участки путем изготовления новых государственных актов. Следует сказать еще об одном важном признаке таких договоров мены: обычно земельные участки, которые обменивались, располагались в разных районах и даже в разных областях Украины. Более того, их площадь и нормативная денежная оценка отличались в десятки, а то и в сотни раз. То есть человек, имея 0,05 га земли для ведения личного крестьянского хозяйства где-то в песках Черниговской или Житомирской области, обменивал ее на 4–5 га плодородных черноземов в Черкасской или Кировоградской области обычно с доплатой. Кроме того, происхождение права собственности на такие земельные участки разное. Как правило, участки большей площади были получены безвозмездно (земельная доля, пай), а малой площади — приобретены или приватизированы с целью ведения личного крестьянского хозяйства. Таким образом, используя не совсем четкую формулировку в законодательстве, многие обменивали свои земельные паи.

Исключение из правила

Для того чтобы понять суть проблемы с заключением договоров мены, сначала нужно подробнее разобраться с целью, для которой было предусмотрено такое исключение из моратория на продажу.

Как и в большинстве случаев, преследовалась благородная цель. В частности, механизм обмена был разработан для того, чтобы пайщики, получившие свои земельные участки во время приватизации и изъявившие желание выйти из коллективного сельхозпредприятия и обрабатывать землю самостоятельно, могли обменяться с лицами, участки которых расположены не внутри массива, а на краю поля.

Так, статьей 14 Закона Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» предусмотрено, что в случае если собственник земельного участка, находящегося внутри единого массива и используемого совместно собственниками земельных участков или иными лицами для ведения товарного сельскохозяйственного производства, изъявляет желание использовать принадлежащий ему земельный участок самостоятельно, то он может обменять его на другой земельный участок на границе этого или другого массива. Обмен земельными участками осуществляется по согласию их собственников в соответствии с законом и удостоверяется нотариально. В соответствии с пунктом 2 заключительных положений этого Закона Кабинет Министров Украины обязан разработать рекомендации по обмену земельными участками, полученными собственниками земельных долей в натуре (на местности).

Во исполнение этой нормы Закона приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 17 ноября 2003 года № 288 были утверждены рекомендации по обмену земельными участками (сейчас документ утратил силу). Согласно подпунктам 3, 5 приказа, собственник земельного участка, расположенного внутри единого массива и совместно используемого владельцами земельных участков или другими лицами для ведения товарного сельскохозяйственного производства, обращается устно или письменно к владельцу другого земельного участка на границе этого или другого массива, на который он желает обменять свой земельный участок, с предложением заключить договор мены. Поскольку обмен земельными участками осуществляется по согласию их собственников, то в случае отклонения предложения о заключении договора мены собственник, изъявивший желание обменять участок, вправе обратиться с указанным выше предложением к собственнику другого земельного участка на границе этого или другого массива.

То есть законодатель в данных рекомендациях даже ограничил возможность обмена — лишь в пределах одного массива или соседних массивов и только при условии отказа в пределах другого массива. На практике это происходило в пределах земель одного сельского совета или соседних советов.

Однако особо изобретательные лица все же находили нотариусов и убеждали их в законности заключения договоров мены независимо от места расположения земельных участков, размера, вида использования и оценки. И такая практика существовала в течение долгого периода времени. Точная статистическая информация отсутствует, однако анализ судебного реестра позволяет говорить о заключении договоров мены, начиная еще с 2006 года и заканчивая настоящим временем.

Требует исправления

Сложившуюся ситуацию нужно было исправлять, чем и занялся Верховный Суд Украины (ВСУ). Так, 5 ноября 2014 года Судебная палата по гражданским делам ВСУ, рассмотрев дело № 6-172цс14 по иску прокурора Козелецкого района Черниговской области о признании договора мены недействительным и отмене государственной регистрации права собственности на земельные участки, отметила, что анализ статьи 14 Закона «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» и пунктов 3, 5 Рекомендаций по обмену земельными участками, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 17 ноября 2003 года № 288, позволяет сделать вывод о том, что обмен земельных участков может происходить по схеме «пай на пай». Поскольку спорные договоры мены заключены в период действия запрета на отчуждение земельных участков и земельных долей, то в силу положений закона имеются основания для признания их недействительными. Такой вывод ВСУ поддержал и 11 февраля 2015 года в споре по делу № 6-5цс15.

Возникает вопрос: кто же сегодня может оспорить договор мены, заключенный в 2006 году, если стороны полностью удовлетворены его условиями. Таким истцом может быть в первую очередь прокурор, что подтверждается судебной практикой, которая сейчас приобрела массовый характер. Так, суды говорят, что в соответствии с частью 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Украины с целью представительства интересов государства в суде прокурор в пределах своих полномочий, определенных Законом Украины «О прокуратуре», вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании договора мены земельного участка недействительным, если нарушение интересов государства заключается в незаконном отчуждении земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Резюмируя вышеизложенное, хочется отметить, что, несмотря на сложившуюся судебную практику и законодательные ограничения обмена паями, сегодня находятся люди, которые таким образом хотят обойти мораторий и получить право собственности на землю. Поэтому перед заключением каких-либо договоров, касающихся перехода права собственности на землю сельхозназначения, следует получить консультацию специалистов, дабы средства и силы не были потрачены впустую.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *