Разрешения на строительство

От идеи до ввода в эксплуатацию!

3 443 Оформление жилой недвижимости Поделиться (6 оценок, среднее: 4,50 из 5)

ЗАПРОСИТЬ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА И ПРОСЧЕТ СТОИМОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ

Пожалуйста, заполните эту небольшую форму и
мы свяжемся с Вами в кратчайшие сроки

Эта информация нужна, чтобы предварительно определиться по Вашему вопросу!
Специалист проанализирует ее и свяжемся с Вами максимально быстро.

100% защита от спама

Как оформить документы для строительства частного дома?

«Я думаю, что оформить документы на дом можно и после постройки: земля-то моя, а дом не снесут! Если делать всё по закону, устанешь ходить по кабинетам и собирать бумаги. Слишком много времени тратится на всю процедуру, а строить когда?» – рассуждает очередной советчик на популярном сайте.

Да, оформление дома – процесс непростой и хлопотный. А если вы на первоначальном этапе пренебрегли документами, разрешающими начать строительство, то еще и весьма дорогой.

Специалисты Центра сопровождения строительства «Арма Херсон», ежедневно сталкивающиеся с необходимостью оформления множества документов, касающихся строительства, рекомендуют идти по пути, который предусмотрен законом – оформить разрешение на строительство дома. Но для начала необходимо выяснить, какие именно документы вам необходимы, ведь в зависимости от величины дома они будут разными. Давайте рассмотрим пошаговое оформление дома и выясним все нюансы, связанные с этим процессом.

В зависимости от площади дома (меньше 500 кв. м или больше), будет меняться процедура и пакет необходимых документов

Получение разрешения на строительство дома до 500 кв.м. Новые правила 2020

Прежде всего, рассмотрим самый распространенный вариант – оформление документов на дом до 500 кв.м. Обращаем Ваше внимание, что с 01.01.2020 изменилась площадь домовладения которое можно строить с получением строительного паспорта — с 300 кв.м. до 500 кв.м. Более подробно об изменениях читайте .

Вот эти две обязательные бумаги, которые позволят вам беспрепятственно начать строительство жилого дома на земельном участке:

  1. Строительный паспорт застройки. Чтобы его получить, понадобится разработать проект частного дома либо эскизные намерения (мини-проект). На основании этих документов в архитектурно-градостроительном управлении в Херсоне оформляется строительный паспорт.
  2. Уведомление о начале строительных работ. Этот документ подается в местное отделение ГАСК (Государственная архитектурно-строительная инспекция), рассматривается там и, в случае положительного решения, регистрируется. Если же по истечению срока вы не получили отказа в регистрации, то считается, что разрешение на строительство частного дома получено и можно приступать к строительным работам. Обращаем внимание что формы и порядок рассмотрения документов для строительства существенно изменился с 01.07.2020. Образцы последних актуальных бланков и документов вы найдете в этом разделе.

Разрешение на строительство дома на участке – это ваша гарантия того, что процесс постройки не будет задерживаться, вы избежите штрафов, без проблем подключите коммуникации и оформите дом в собственность.

Интернет переполнен готовыми типовыми проектами, но не спешите брать понравившийся и на его основе пытаться оформить документы на дом. Такие проекты скорее превратят строительство дома и оформление бумаг на него в головную боль, чем позволят сэкономить время и деньги. Готовые проекты не учитывают всех нюансов топографии вашего участка, коммуникационных магистралей, соседние участки и здания, да и планировка обычно оставляет желать лучшего.

Индивидуальный проект, разработку которого в Херсоне можно недорого заказать в ЦСС «Арма Херсон», будет выполнен именно «под вас», учтет все тонкости и строительные нормы. В результате вы получите комфортный, красивый дом и с легкостью получите разрешение на строительство жилого дома и выполните ввод дома в эксплуатацию. Запишитесь на консультацию 095-488-55-76 и получите подробную информацию!

Документы для строительства частного дома более 500 кв.м. Новые правила 2020

Большой дом или комплекс зданий на одном участке потребует:

  1. Градостроительных условий и ограничений для застройки участка земли. Документ выдается архитектурно-градостроительным управлением и потребует подготовки бумаг, которые выполняются сертифицированными проектировщиками. Таких специалистов вы найдете в ЦСС «Арма Херсон». Обращаем внимание, что порядок получения этого разрешительного документа также изменился с 01.01.2020.
  2. Разработанной проектной документации и договоров с проектировщиком и техником на выполнение надзора, авторского и технического.
  3. Зарегистрированного в местном отделении ГАСК уведомления о начале строительных работ (объект с последствиями класса СС1).

Индивидуальный проект, разработку которого в Херсоне можно недорого заказать в ЦСС «Арма Херсон», будет выполнен именно «под вас», учтет все тонкости и строительные нормы. В результате вы получите комфортный, красивый дом и с легкостью получите разрешение на строительство жилого дома и выполните ввод дома в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию жилого дома. Новые правила 2020

Если разрешение на строительство индивидуального дома было своевременно получено, то ввод частного дома в эксплуатацию пройдет без проблем. Необходимо:

  1. Провести техническую инвентаризацию и получить техпаспорт.
  2. Подать в ГАСК декларацию о том, что объект готов и зарегистрировать ее. Для домов до 500 кв.м и домов от 500 кв.м этот документ будет отличаться – образцы вы найдете на сайте нашей компании ЦСС «Арма Херсон».
  3. Зарегистрировать право собственности на построенный дом. Для этого нотариусу (или госрегистратору) нужно представить документы на право собственности на участок, полученный техпаспорт, регистрационный номер декларации.

Построили дом и не оформили никаких документов? Есть выход! В 2020 году действует строительная амнистия! Сейчас легально можно оформить самовольные постройки в том случае если они отвечают определенные требованиям.

Правильное начало строительства частного дома – это гарантия того, что ваше новоселье не задержится. А опытные сотрудники ЦСС «Арма Херсон» с удовольствием помогут вам оформить все требуемые документы и разрешения, быстро и без лишних затрат.

Единственным законным основанием для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, за исключением случаев, установленных Градостроительным кодексом РФ, является разрешение на строительство. Это не просто документ, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, но и документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. В то же время отсутствует необходимость получать разрешение на строительство для благоустройства территории.

С 1 января 2010 г. не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

ГрК РФ четко разграничил полномочия органов различных уровней власти по выдаче разрешений на строительство.

Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

В качестве примера можно привести ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которой выдача разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на ремонт и реставрацию, осуществляется:

— в отношении объектов культурного наследия федерального значения — федеральным органом охраны объектов культурного наследия или его территориальными органами либо в порядке, определяемом договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ. Разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия выдает Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;

— в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия — в порядке, установленном законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом.

Согласно ст. 76 Кодекса торгового мореплавания РФ выдача разрешений на проведение строительных работ в порту осуществляется капитаном морского рыбного или торгового порта.

В остальных случаях разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В соответствии со ст. 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство на территории поселения или городского округа осуществляется соответственно органами местного самоуправления поселения или городского округа, на межселенных территориях — органами местного самоуправления муниципального района.

Из этого правила есть еще одно исключение: разрешение на строительство для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, выдается соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Перечень таких объектов, для размещения которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, определен ст. 49 ЗК РФ; к ним относятся: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов.

Градостроительный кодекс РФ установил исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка (форма которого установлена Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 840);

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в установленных ГрК РФ случаях;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (если такое отклонение имеет место);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Градостроительный кодекс РФ закрепил порядок действий органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, с момента поступления заявления о выдаче разрешения на строительство до момента выдачи такого разрешения. При этом установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым застройщику может быть отказано в выдаче разрешения на строительство: при отсутствии перечисленных выше документов, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Одним из оснований отказа в выдаче разрешения на строительство является несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Подобная формулировка приводила к неоднозначному пониманию и позволяла трактовать ее таким образом, что это основание применимо и для случаев выдачи разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. В целях устранения неоднозначного толкования норм ГрК РФ на практике п. 20 ст. 1 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» сделано уточнение: при поступлении заявления о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган должен проверять на соответствие требованиям градостроительного плана не проектную документацию, а схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта.

Важное значение имеет закрепление в ГрК РФ возможности выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции. При этом под этапами строительства, реконструкции следует понимать достаточно широкий круг работ. Это могут быть подготовительные работы, например связанные со сносом сооружения для нового строительства, или демонтаж отдельных конструкций при реконструкции, земляные работы по устройству котлованов, устройство фундаментов, строительство отдельных блоков объекта и т.д. Определить, что конкретно относится к этапу строительства, реконструкции, должно Правительство РФ, закрепив требования к составу и содержанию проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции.

Следует учитывать, что не во всех случаях можно допускать подготовку проектной документации на отдельные этапы строительства, а только при условии, что последующий этап не будет влиять на характеристики надежности и безопасности результатов работ, выполненных на предыдущих этапах строительства.

Также Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» введена обязанность органа, выдавшего разрешение на строительство, направить копию такого разрешения в соответствующий орган государственного строительного надзора.

Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. № 698 утверждена форма разрешения на строительство. Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 г. № 120.

Градостроительный кодекс РФ значительно расширил перечень тех случаев, когда разрешение на строительство не требуется:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (сараи, бани, летние кухни, иные надворные постройки, теплицы, парники, навесы);

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Однако даже в тех случаях, когда разрешение на строительство не требуется, строительство или реконструкция не могут осуществляться хаотично, по собственному усмотрению застройщика. Прежде всего, любое строительство, реконструкция, ремонт должны осуществляться в соответствии с техническими регламентами (до их принятия строительными нормами и правилами и иными нормативными правовыми актами), а также градостроительными регламентами, в том числе предельными параметрами допустимого строительства.

Следует отметить, что перечень объектов, для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых не требуется разрешение на строительство, указанный в ГрК РФ, не является исчерпывающим. Субъекты РФ могут определять и иные объекты, для строительства которых не требуется разрешение на строительство.

Градостроительный кодекс РФ отменил регистрацию органами местного самоуправления разрешения на строительство. В то же время он устанавливает обязанность застройщика в течение 10 дней передать в орган, выдавший разрешение на строительство, документы, необходимые для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (в дело о застроенных или подлежащих застройке земельных участках) (гл. 7 ГрК РФ).

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» указанный перечень документов был уточнен. Передаче подлежат не все материалы инженерных изысканий и не вся проектная документация, а только общие сведения об объекте, копии результатов инженерных изысканий и копии разделов проектной документации, имеющих наиболее важное общественное значение (мероприятия по охране окружающей среды, по обеспечению доступа инвалидов к объектам и т.д.), или копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Невыполнение этой обязанности приводит к тому, что застройщику будет отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию до того момента, пока указанные документы не будут переданы в орган, выдавший разрешение на строительство (ч. 7 ст. 55 ГрК РФ).

ГрК РФ закрепил, что разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. В связи с тем что для индивидуального жилищного строительства не разрабатывается проектная организация, а следовательно, и проект организации строительства, то в таких случаях разрешение на строительство выдается на десять лет. Разрешение на строительство может быть продлено на основании заявления заказчика. Но в целях пресечения возможных злоупотреблений со стороны застройщика в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении такого срока (т.е. не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения).

Аннулирование разрешения на строительство приводит к невозможности осуществления работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.

Информацию о порядке получения разрешения на строительство можно получить на

Справочно-информационном портале «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ».

Источник: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства

Согласно Градостроительному кодексу, основанием для начала производства работ по строительству или реконструкции объекта является разрешение на строительство. В части 12 статьи 51 этого кодекса указывается, что по заявлению застройщика ему может быть выдано разрешение на отдельные этапы строительства или реконструкции, в частности при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Так же в некоторых регионах РФ на законодательном уровне закреплена строительная практика в выдаче так называемого «временного разрешения» на строительство.

Чаще всего «временное разрешение» используется для начала работ по подготовке строительной площадки до получения основного разрешения на строительство.

Эта практика выполнения строительно-монтажных работ позволяет сократить сроки строительства объекта, совместив во времени подготовку строительной площадки с получением разрешения на строительство. В этот период, на основании временного разрешения на строительство, выполняется целый комплекс работ. Среди них:

  • геодезическая разбивка объекта строительства;
  • разбивка инженерных сетей и дорог;
  • снос существующих зданий или строений;
  • очистка территории с удалением зеленых насаждений (см доп.файл).

В этот период выполняется вынос инженерных коммуникаций с территории строительства, прокладка новых сетей.

Разрешение на строительство в Москве

В Москве для начала комплекса подготовительных работ необходимо получить Ордер на их выполнение. Для получения Ордера требуются следующие документы:

  • Решение окружной комиссии по упорядочению разрытий.
  • Документы, удостоверяющие право на использование земельного участка.
  • Утвержденная проектная документация.
  • СРО на выполнение функция Заказчика, Генподрядчика и право производства земляных работ.
  • Проект на установку средств наружной рекламы и информации (при необходимости).
  • Разрешение Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах их достопримечательных мест и зон объектов культурного наследия (при необходимости).
  • Справка от эксплуатационных организаций и балансодержателя (при необходимости).
  • Разрешение Геонадзора города Москвы.
  • Разрешение Комитета по культурному наследию города Москвы (при необходимости).
  • Градостроительный план застройки участка.
  • Разрешение Комитета по культурному наследию города Москвы на проведение противоаварийных мероприятий (при необходимости).
  • Разрешение Комитета по рекламе на размещение средств наружной рекламы (при необходимости).
  • Стройгенплан в составе ПОС.
  • Положительное согласование ФСО России (при необходимости).
  • Список сотрудников по установленной форме (при необходимости).
  • Разрешение владельца подземного коллектора (при необходимости).
  • Исполнительная документация по объектам аварийно-восстановительных работ (при необходимости).
  • Разрешение на размещение (складирование) грунта.
  • Разрешение на перемещение строительных отходов по городу Москве и Московской области.
  • Договор на складирование природных массивов приборами «ТР-ГЕО-01-99» (при необходимости).
  • Разрешение Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, заключение по проекту.
  • Договор с ГУП «Мосгоргеотрест» на выполнение контрольно-геодезической съёмки.
  • Разрешение на строительство, реконструкцию, выданное Мосгосстройнадзором для объектов нового строительства, реконструкции.
  • Приказ о назначении ответственного работ на объекте.
  • Договор с Заказчиком на выполнение подрядных работ.
  • Проект производства работ.

Проект производства работ (ППР) на подготовительный период

Весь комплекс работ на подготовительный период последовательно отражён в определённых документах и планах. ППР на подготовительный период включает в себя:

  • календарный план производства работ;
  • стройгенплан с указанием расположения временных и других объектов;
  • технологические карты по выполняемым в подготовительный период видам работ;
  • графики движения рабочей силы и строительной техники;
  • график поступления строительных материалов, конструкций изделий и оборудования;
  • схемы размещения геодезических знаков;
  • пояснительную записку.

На строительном генеральном плане указываются места расположения временных и инвентарных (мобильных) зданий и сооружений, внеплощадочные и внутриплощадочные инженерные сети с указанием мест потребления и подключения. Если для нужд строительства необходимо возведение постоянных объектов, то такие объекты наносятся на стройгенплан с указанием работ, выполняемых в подготовительный период.

График поступления стройматериалов разрабатывается для количества, необходимого для использования в подготовительный период.

На схеме геодезических знаков должны быть указания о необходимой точности и технических средствах геодезического контроля.

При необходимости выполняется водопонижение, водоотведение, планировка территории с устройством временных и постоянных дорог.

Ограждение территории строительства, возведение временных зданий и сооружений и другие необходимые работы подготовительного цикла также могут выполняться до получения разрешения на строительство.

Пояснительная записка разрабатывается в объеме, предусмотренном нормативно-технической документацией.

В соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

  1. строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  2. строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  3. строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  4. изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
  5. капитального ремонта объектов капитального строительства;
  6. иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В соответствии со ст. 4-5 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 98-ОЗ «О градостроительной деятельности» на территории Кемеровской области получение разрешения на строительство кроме случаев, установленных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется также в случае строительства и реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к электроустановкам напряжением до 20 киловольт включительно (по каждому отдельному объекту капитального строительства):

  • линий электропередачи (воздушных, кабельных, кабельно-воздушных, одно-, двух- и многоцепных линий электропередачи, комбинированных линий электропередачи, компактных линий электропередачи, отпаек и ответвлений от линий электропередачи);
  • электрических подстанций (в том числе открытых, закрытых, встроенных, опорных, трансформаторных, преобразовательных, инверторных подстанций, мачтовых трансформаторных подстанций, комплектных трансформаторных подстанций, столбовых трансформаторных подстанций);
  • электрических распределительных устройств (в том числе электрических распределительных пунктов, комплектных распределительных устройств, открытых и закрытых распределительных устройств);
  • трансформаторных пунктов, пунктов секционирования, реклоузеров, переключательных пунктов, щитов управления.

Строительство (реконструкция) объектов, указанных в пункте 1 данной статьи, допускается без получения разрешения на строительство при условии, если в отношении таких объектов осуществляется государственный энергетический надзор и если строительство (реконструкция) таких электроустановок осуществляется на земельных участках, предоставленных для строительства (реконструкции) в установленном федеральным законодательством порядке, и не запрещено документами территориального планирования соответствующих муниципальных образований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *