Реадмиссии

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Волгоград 08 августа 2017 года

Дзержинский районный суд г.Волгограда в составе:……

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГУ МВД России по Волгоградской области о продлении срока пребывания подлежащего реадмиссии гражданина Республики Узбекистан А.Н.Аш., в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Волгограду,

установил:

ГУ МВД России по Волгоградской области обратилось в суд с административным иском о продлении срока пребывания гражданина Узбекистан А.Н.А. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Волгограду до исполнения решения о реадмиссии.

В обоснование административного иска указано, что административный ответчик приговором Фроловского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ был осужден по ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

29.07.2013г. Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы №-рн, согласно которому пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан А.Н.А. признано нежелательным до ДД.ММ.ГГГГ. С данным распоряжением А.Н.А. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> вынесено решение о возбуждении процедуры реадмиссии в отношении А.Н.А., направлен запрос о реадмиссии в соответствии со ст. 2 Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии от 15.04.2013г. Решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ А.Н.А. был размещен в Центре временного содержания УМВД России по <адрес>, до исполнения решения о реадмиссии сроком до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении А.Н.А. адрес Управления выезда, въезда и оформления гражданства МВД Республики Узбекистан направлен запрос о реадмиссии. ДД.ММ.ГГГГ Центральным компетентным органом Республики Узбекистан запрос о реадмиссии удовлетворен, 31.05.2017г. оформлено свидетельство на возвращение № сроком действия до 30.06.2017г. 28.06.2017г. был запланирован выезд вышеуказанного иностранного гражданина до пункта пропуска «КПП Аксарайский» через государственную границу, однако решение о реадмиссии в отношении А.Н.А., исполнить не представилось возможным, в связи с вынесенным постановлением о временном ограничении на выезд из Российской Федерации в отношении А. Н.А. В целях проверки наложенного ограничения на выезд, был направлен соответствующий запрос. 24.07.2017г. в адрес Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> из ФССП России по <адрес> получен ответ о том, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании уголовного штрафа в размере 10000 руб. с А.Н.А., в отношении него вынесено постановление о временном ограничении на выезд из Российской Федерации сроком на 6 месяцев.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в отношении А.Н.А., отменено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа. В связи с истечением срока действия свидетельства на возвращение, в адрес ГУВМ МВД России направлен повторно запрос о реадмиссии, с целью оформления повторного свидетельства на возвращение вышеуказанному иностранному гражданину.

В связи с окончанием срока пребывания в специальном учреждении, необходимостью подготовки документов, дающих право на выезд за пределы территории Российской Федерации, а также с целью исполнения решения о реадмиссии, ГУ МВД России по <адрес> просит продлить срок пребывания гражданина Республики Узбекистан А.Н.А. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> до исполнения решения о реадмиссии, на срок, не превышающий 180 дней.

В судебном заседании представитель административного истца К.А.С., действующая на основании доверенности, административный иск поддержала и просила удовлетворить. Пояснила, что для исполнения решения о реадмиссии в настоящее время необходимо получить свидетельство о возвращении А.Н.А., приобрести проездные документы, для чего необходим срок от одного до полутора месяцев.

Административный ответчик А.Н.А. в судебном заседании оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда, пояснив, что длительное время находится в Центре временного содержания, штраф по уголовному делу был оплачен им еще в местах лишения свободы, о наложенном судебными приставами запрете на выезд в связи с неоплатой штрафа ранее не знал.

Суд, заслушав стороны, заключение помощника прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, а также исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее — территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции) в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

В соответствии с ч. ч.2,4 статьи 32.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут быть временно размещены в специальном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, предназначенном для временного размещения иностранных граждан, подлежащих реадмиссии.

Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении по реадмиссии на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя данного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя. За исключением случая, предусмотренного ч. 4 названной статьи, временное размещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальном учреждении по реадмиссии может осуществляться только на основании решения суда (часть 5).

В силу положений ч. 6. ст. 32.2 Закона содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.

По настоящему делу судом установлено.

А.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является гражданином Республики Узбекистан.

Приговором Фроловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ А. Н.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.30, п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ с назначением наказания в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Распоряжением первого заместителя министра юстиции РФ N 2971-рн от ДД.ММ.ГГГГ пребывание (проживание) в РФ гражданина Республики Узбекистан А.Н.А. признано нежелательным сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28). С указанным распоряжением А.Н.А. ознакомлен под роспись.

Данное распоряжение не оспорено, не отменено.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по<адрес> вынесено решение о возбуждении процедуры реадмиссии в отношении А.Н.А., направлен запрос о реадмиссии в Управление выезда, въезда и оформления гражданства МВД Республики Узбекистан.

Решением Дзержинского районного суда<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ А. Н.А. помещен в специальное учреждение до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем до ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

ДД.ММ.ГГГГ запрос о реадмиссии А.Н.А. Управлением выезда, въезда и оформления гражданства Министерства внутренних дел Республики Узбекистан удовлетворен.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> вынесено последнему было вручено.

ДД.ММ.ГГГГ Консульским отделом Посольства Республики Узбекистан оформлено свидетельство на возвращение № сроком действия до 30.06.2017г. на имя А.Н.А.

28.06.2017г. был запланирован выезд вышеуказанного иностранного гражданина до пункта пропуска «КПП Аксарайский» через государственную границу, однако решение о реадмиссии в отношении А.а Н.А., исполнить не представилось возможным, в связи с вынесенным постановлением о временном ограничении на выезд из Российской Федерации в отношении А.Н.А.

20.07.2017г. УВМ ГУ МВД России по <адрес> в адрес УФССП России по <адрес> направлен запрос с целью проверки вышеуказанного гражданина по имеющимся учетам, и получения информации о наличии временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, а также обо всех возбужденных в отношении него исполнительных производствах.

24.07.2017г. получен ответ, согласно которому установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании уголовного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей с А.Н.А. в отношении него вынесено постановление о временном ограничении на выезд из Российской Федерации сроком на 6 месяцев.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в отношении А.Н.А., отменено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.

Согласно данным подсистемы АИС ФССП России (МВВ-СМЭВ) указанное постановление включено в реестр лиц, в отношении которых вынесены постановления об отмене временного ограничения на выезд временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, от 18.07.2017г.

ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 2 Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении А.а Н.А., запрос о реадмиссии, в адрес ГУВМ МВД России направлен повторно, с целью оформления повторного свидетельства на возвращение вышеуказанному иностранному гражданину.

Согласно ч.1 ст. 269 Кодекса административного судопроизводства суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

В данном случае суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения административного искового заявления. Суд учитывает, что на территории Российской Федерации у А.Н.А. нет постоянного места жительства, нет разрешения на работу и самой работы, которая предоставляла бы ему необходимый минимум для обеспечения себя всем необходимым, он постоянного места жительства на территории Российской Федерации не имеет, не имеет документа, удостоверяющего личность и признаваемого в этом качестве в Российской Федерации. Кроме того, в отношении него принято распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, которое до настоящего времени не оспорено, недействительным не признано.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, административным истцом принимаются все возможные меры в целях исполнения решения о реадмиссии, возможность исполнения которого не утрачена.

В связи с окончанием срока, на который А.Н.А. помещен в специальное учреждение временного содержания, отсутствие у административного ответчика постоянного места жительства на территории Российской Федерации и документа, удостоверяющего личность, в связи с необходимостью получения повторного свидетельства на возвращение, дающего право на выезд за пределы РФ, приобретения проездных документов, в целях осуществления контроля его пребывания на территории РФ, суд находит административный иск ГУ МВД России по <адрес> о продлении срока пребывания А.Н.А. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 268 Кодекса административного судопроизводства в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части — конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Исходя из пояснений представителя административного истца об окончательном сроке исполнения решения о реадмиссии, в целях исключения неопределенности в вопросе продолжительности пребывания А.Н.А. в специальном учреждении, суд устанавливает срок пребывания до ДД.ММ.ГГГГ включительно, в течение которого ГУ МВД России по Волгоградской области сможет обеспечить реальное исполнение решения о реадмиссии, учитывая необходимость получения документов на возвращение в страну гражданской принадлежности, приобретения проездных документов за счет средств федерального бюджета.

При этом, уполномоченный орган не лишен возможности исполнить решение о реадмиссии в более короткий срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 268-269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск ГУ МВД России по Волгоградской области о продлении срока пребывания подлежащего реадмиссии гражданина Республики Узбекистан А.Н.А., в специальном учреждении — удовлетворить.

Продлить срок пребывания гражданина Республики Узбекистан А.Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежащего реадмиссии, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Волгограду, до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г.Волгограда в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Е.В.Г.

ЕС выделит Беларуси семь миллионов евро для реализации проекта международной технической помощи в решении проблемы роста количества нелегальных мигрантов. Программа предусматривает модернизацию центров временного содержания для мигрантов. Об этом сотрудничестве уже высказались МВД, МИД и Президент Беларуси. Свое мнение выразила и другая сторона, участвующая в соглашении. О содержании проекта, интересе ЕС и обязательствах Беларуси подробно рассказали в представительстве Евросоюза в Беларуси.

Предоставление Беларуси финансирования предусмотрено так называемой Ежегодной программой действий за 2016 год. В документе говорится, что ЕС и Беларусь сейчас находятся на заключительном этапе переговоров о трех связанных с мобильностью соглашениях: об упрощении визового режима, о реадмиссии и о мобильности. Чтобы ускорить процесс переговоров, Европейская комиссия решила выделить около 10% средств программы «Многолетняя поддержка Евросоюзом Беларуси (2014–2017)», чтобы оказать поддержку для реализации обязательств, вытекающих из возможных будущих соглашений с ЕС.

– Какие обязательства накладывает этот проект на Беларусь? На что, согласно проекту, должны быть потрачены выделенные средства?

– Подписав финансовое соглашение об осуществлении проекта «Оказание помощи Беларуси в решении проблемы роста количества нелегальных мигрантов», Беларусь продолжит решать задачи в области управления миграцией, которые поставила перед собой и в решении которых она предложила Европейскому союзу поучаствовать. ЕС и Беларусь определяют приоритеты сотрудничества в процессе двусторонних консультаций на основе национальной программы Беларуси па международно-техническому сотрудничеству.

В течение последних двух десятилетий Европейский союз системно помогает Беларуси в вопросах управления границами, в том числе в противодействии нелегальной миграции. Например, ЕС помог построить в Бресте центр временного размещения нелегальных мигрантов, в котором могут проживать до 30 человек (в рамках проекта «БОМБЕЛ 1»). Одним из трех компонентов будущего проекта, который называется «Оказание помощи Беларуси в решении проблемы роста количества нелегальных мигрантов», является предоставление Беларуси помощи в создании нескольких новых центров размещения нелегальных мигрантов. В рамках проекта также планируется сосредоточиться на программно-нормативных и законодательных вопросах, связанных с управлением миграцией, в том числе на разработке стратегии управления миграцией и создании системы предоставления нелегальным мигрантам помощи в добровольном возвращении и реинтеграции.

– Проект предусматривает строительство или модернизацию центров для размещения мигрантов?

– Да, строительство и (или) реконструкция (модернизация) центров для временного размещения мигрантов – это один из трех компонентов проекта. Что именно и где конкретно будет построено, еще предстоит определить окончательно. Финансирование всех трех компонентов проекта предусмотрено в объеме 7 млн евро.

– В МВД сообщили, что в миграционных центрах будут размещать незаконных мигрантов, задержанных в нашей республике. Сирийские либо иные беженцы из ЕС в них размещаться не будут. Действительно ли это так и соглашение не накладывает на Беларусь обязательства принимать мигрантов из ЕС?

– О размещении каких-либо беженцев из ЕС в центрах временного размещения нелегальных мигрантов никакой речи не идет. Как уже действующие, так и будущие центры временного пребывания нелегальных мигрантов предназначены для размещения лиц, прибывших в Беларусь нелегально, и, как уже отметили в МВД Беларуси, размещаться они будут на время, необходимое для установки их личности и последующей депортации либо добровольного возвращения в страну происхождения.

Когда ЕС и Беларусь подпишут соглашение о реадмиссии, Беларусь будет иметь возможность размещать в этих центрах также и тех нелегальных мигрантов, которые нелегально проникнут на территорию ЕС с территории Беларуси и будут возвращены в Беларусь в соответствии с положениями этого соглашения. Соответственно, лица, незаконно проникнувшие в Беларусь с территории ЕС, также будут подлежать возвращению в ЕС (реадмиссии). Суть реадмиссии в том, что каждая из сторон обязуется принимать обратно на свою территорию граждан, незаконно проникнувших с ее территории на территорию другой стороны. Такие соглашения уже на протяжении нескольких лет действуют между ЕС и соседями Беларуси – Россией и Украиной.

– Отсюда вытекает еще один вопрос: почему в таком случае Европейский союз выделяет эти средства, если это никак не отразится на ситуации с беженцами в Европе?

– Чтобы пояснить, в чем здесь интерес Европейского союза, следует напомнить, что ЕС придерживается так называемого всеобъемлющего подхода к безопасности. Это означает, в том числе и то, что безопасность каждой из сторон зависит от того, обеспечена ли безопасность всех остальных сторон. ЕС заинтересован в том, чтобы помочь Беларуси решить те задачи, которые она ставит перед собой в области управления миграцией. Европейский союз стремится сотрудничать с Беларусью в духе партнерства и сопричастности, на основе взаимных интересов в рамках обновленной Европейской политики соседства.

– Когда ожидается начало реализации проекта?

– Ожидается, что осуществление проекта начнется в текущем, 2017 году.

– Повлияет ли каким-либо образом это соглашение на упрощение визового режима между Беларусью и ЕС?

– Напрямую проект не связан с переговорами ЕС и Беларуси о заключении соглашений об упрощении визового режима и реадмиссии. Он осуществляется в рамках Партнерства для мобильности, подписанного ЕС и Беларусью в октябре 2016 года. Важная функция как существующих, так и будущих центров временного пребывания мигрантов – размещение нелегальных мигрантов, выявленных и задержанных на территории Беларуси белорусскими правоохранительными органами. В то же время, когда ЕС и Беларусь подпишут соглашение о реадмиссии (ожидается, что это произойдет одновременно с подписанием соглашения об упрощении визового режима), безусловно, центры временного пребывания мигрантов пригодятся и для размещения нелегальных мигрантов, которые попадут в ЕС нелегально с территории Беларуси и будут возвращены в Беларусь в случаях, предусмотренных соглашением о реадмиссии.

– Какую работу в рамках проекта будет оказывать МОМ?

– Представительство Международной организации по миграции, которая является ассоциированной организацией ООН, выступит в качестве администратора проекта, основного исполнительного партнера белорусской стороны.

Ранее

Евросоюз связывает вопрос об упрощении визового режима с заключением соглашения о реадмиссии. Ранее начальник главного консульского управления МИД Игорь Фисенко заявил, что Беларусь пока не готова выполнить соглашение о реадмиссии в том смысле, который в него вкладывает Европейский союз:

– У нас просто нет для этого соответствующей инфраструктуры. То есть надо быть готовыми реально принимать людей, которые будут возвращаться к нам в рамках процедуры реадмиссии. Для этого необходимы время и деньги.

Чтобы ускорить процесс переговоров, Европейская комиссия решила выделить 7 млн евро для реализации проекта «Оказание помощи Беларуси в решении проблемы роста количества нелегальных мигрантов».

После появления информации о финансовой помощи Беларуси от Евросоюза начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун подробно рассказал , каких иностранцев будут размещать в миграционных центрах Беларуси, на что потратят выделенные ЕС деньги и как это отразится на визовом режиме.

Глава российского МИД Сергей Лавров выразил обеспокоенность договоренностями между Евросоюзом и Беларусью. На это подробный ответ дал пресс-секретарь МИД Беларуси Дмитрий Мирончик:

– У российских партнеров нет ни малейшего повода для озабоченности в связи с договоренностью Беларуси и Международной организации по миграции создать в республике центры временного содержания иностранных граждан. Ведь мы делаем то же самое, что и Россия еще десять лет назад. Тогда Международная организация по миграции и Евросоюз реализовывали аналогичный проект «Содействие правительству Российской Федерации в укреплении административного потенциала и законодательной базы в рамках реализации соглашений о реадмиссии».

Единственное отличие – на тот момент Российской Федерацией уже было заключено соглашение о реадмиссии с ЕС и, соответственно, у нее имелось обязательство принимать нелегальных мигрантов, попавших в Евросоюз через российскую территорию. У нас сейчас такого обязательства нет, то есть мы работаем с учетом российского опыта и на упреждение возможных проблем.

Позже о модернизации центров временного содержания мигрантов высказался Александр Лукашенко:

– Если кто-то в этом заинтересован, то деньги должны выделяться не только под создание подобных пунктов и поселений для незаконных мигрантов, но и их дальнейшую экстрадицию. Нам они здесь не нужны. Это надо иметь в виду.

В настоящее время белорусская сторона рассматривает проект «Оказание помощи Беларуси в решении проблемы роста количества нелегальных мигрантов». Белорусская делегация из сотрудников МВД и МИД сейчас находится в Брюсселе и уже к вечеру завершит переговоры, сообщил 26 января начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун.

Алина Янчур, «Советская Белоруссия», 26 января 2017 г.
(фото – «Советская Белоруссия»)

28 мая Совет Европейского Союза принял два решения о заключении соглашения об упрощении визового режима и соглашения о реадмиссии с Беларусью.

Соглашение об упрощении визового режима облегчит и удешевит поездку граждан Беларуси в Шенгенскую зону, и граждан ЕС, направляющихся в Беларусь для получения визы. Соглашение упрощает документацию, необходимую для определенных категорий граждан, а также выдачу многократных виз для частых путешественников. Это также снижает общую плату за обработку визовых заявлений до 35 евро. Обладатели дипломатических паспортов освобождаются от виз. Настоящее соглашение распространяется на краткосрочные поездки продолжительностью не более 90 дней в любой 180-дневный период.

Соглашение о реадмиссии лиц, проживающих без разрешения, устанавливает четкие обязательства и процедуры для государств-членов ЕС и Беларуси в отношении реадмиссии нелегальных граждан, проживающих на территории другой стороны. Соглашение распространяется как на реадмиссию своих граждан, так и граждан третьих стран и лиц без гражданства, если они имеют четкую связь с запрашиваемой страной (например, виза или вид на жительство).

Соглашение обеспечивает полное соблюдение прав человека и других обязательств по международным договорам.

Узнать больше

Пресс-релиз

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. № 1

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Л.А. Сутормина*

РЕАДМИССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (на примере соглашения о реадмиссии с Россией)

Реадмиссия означает согласие государства на возвращение на свою территорию собственных граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно въехавших на территорию другого государства непосредственно с территории первого государства. Данный механизм включен в инструментарий иммиграционной политики Европейского союза и имеет целью борьбу с нелегальной миграцией. Соглашение о реадмиссии между Россией и ЕС, подписанное на саммите в Сочи 25 мая 2006 г., является ключевым инструментом сотрудничества в рамках Общего пространства свободы, безопасности и правосудия. Цели статьи — показать нынешнее состояние дел по выполнению соглашения о реадмиссии и оценить перспективы взаимодействия между Россией и ЕС по миграционным вопросам в целом.

Ключевые слова: Европейский союз, Россия, иммиграционная политика, Общее пространство свободы, безопасности и правосудия, Постоянный совет партнерства, реадмиссия, безвизовый режим.

Одним из наиболее зримых проявлений усиления глобальной взаимозависимости стало многократное увеличение масштабов трансграничного передвижения людей (речь идет как о краткосрочных поездках, так и о более длительных миграционных процессах). Пример Европейского союза подтверждает универсальность данной тенденции. По данным Международной организации по

* Сутормина Лидия Александровна — аспирантка кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова (lidia.sutormina@gmail.com).

миграции за 2010 г., число иммигрантов1 в ЕС достигло 31 млн человек , составив более 6% общего населения ЕС (501,1 млн человек по состоянию на 1 января 2010 г.) . Проблемы, связанные с миграционной политикой, приобретают в ЕС особое значение, в том числе потому, что необходимость регулирования иммиграционных потоков ставит вопрос о соотношении национальных интересов государств — членов ЕС и интересов наднациональных европейских институтов.

Политика в области миграции традиционно проводилась на государственном уровне и не входила в сферу компетенции международных институтов: данная сфера, относящаяся к так называемой высокой политике («high politics»), является неотъемлемой частью и одним из важнейших условий легитимности государственной власти в рамках национального государства . Однако в эпоху глобализации наблюдается эрозия, «размывание» национального суверенитета, что характеризуется передачей полномочий в мировой политике от государств к наднациональным образованиям . Европейский союз — наиболее интегрированное на сегодняшний день объединение на международной арене, своеобразное «международное государство принципиально нового образца» . С момента вступления в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора ЕС проводит общую, наднациональную иммиграционную политику (ст. 79, § 1 Договора о функционировании Европейского союза — ДФЕС) и стремится к выработке единой стратегии в данной области .

Борьба с нелегальной иммиграцией путем сотрудничества с третьими странами — важнейшее направление иммиграционной политики Европейского союза . Ее ключевым инструментом является заключение соглашений о реадмиссии с соответствующими государствами .

Соглашение о реадмиссии между Россией и ЕС было подписано на саммите в Сочи 25 мая 2006 г. Сотрудничество в области его реализации стало одним из основных направлений двустороннего взаимодействия в рамках «Дорожной карты» по Общему пространству свободы, безопасности и правосудия2, принятой на саммите в Москве 10 мая 2005 г. .

1 Отметим, что в настоящей статье термин «иммигранты» обозначает граждан третьих стран, т.е. государств, не являющихся членами Европейского союза. Таким образом, миграция внутри ЕС не входит в область анализа.

2 На саммите Россия—ЕС в Санкт-Петербурге 31 мая 2003 г. стороны приняли решение о совместной работе по созданию четырех «Общих пространств»: Общего экономического пространства, Общего пространства свободы, безопасности и правосудия (внутренней безопасности), Общего пространства внешней безопасности, а также Общего пространства исследований и образования, включая культурные аспекты. Вопросы, связанные с пограничным управлением и миграцией, упрощением поездок и контактов между людьми, а также сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел, были отнесены ко второму «Общему пространству».

Таким образом, анализ реализации соглашения о реадмиссии между ЕС и Россией имеет, несмотря на кажущуюся узкую специализацию данного вопроса, стратегическое значение для оценки перспектив их взаимодействия. Исследование сотрудничества в области реадмиссии, неразрывно связанного с другими аспектами партнерства России и ЕС в сфере миграционной политики, такими как диалог об отмене виз, позволит сформировать более полное представление об общем векторе развития их взаимодействия по

вопросам контроля над миграционными потоками.

* * *

Понятие «реадмиссия» (от англ. to readmit — принимать назад) существует в международном праве со второй половины XX в. и означает согласие государства на возвращение на свою территорию собственных граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно въехавших на территорию другого государства непосредственно с территории первого государства. Данный механизм облегчает регулирование миграционных потоков и нацелен на борьбу с нелегальной миграцией.

В Европейском союзе вплоть до вступления в силу в 1999 г. Амстердамского договора заключение соглашений о реадмиссии находилось в компетенции государств-членов. В настоящее время это право делегировано наднациональным структурам ЕС (ст. 79, § 3 ДФЕС).

На данный момент на основании типового соглашения о реадмиссии, одобренного Советом ЕС в 1994 г. , Евросоюз заключил 13 таких соглашений с третьими странами: Шри-Ланкой, Гонконгом, Макао в 2003 г., балканскими государствами (Албанией в 2005 г., Бывшей Югославской Республикой Македония, Сербией, Черногорией, Боснией и Герцеговиной в 2007 г.), Россией в 2006 г., Молдовой и Украиной в 2007 г., Пакистаном и Грузией в 2010 г. С 2008 г. на повестке дня находится заключение соглашения о реадмиссии с Кабо Верде , а в январе 2011 г. после возобновившихся в конце 2010 г. переговоров был одобрен предварительный текст соглашения с Турцией .

Российская Федерация также использует этот механизм регулирования миграционных потоков при взаимодействии с третьими странами . Процедура заключения соглашений о реадмиссии установлена Федеральным законом 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» . Текст соглашений представляется Федеральной миграционной службой РФ (ФМС РФ), согласуется с Министерством иностранных дел РФ и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Соглашения заключаются от имени Правительства РФ, подписываются директором ФМС РФ или его заместителем, подлежат ратификации федеральным законом РФ и являются составной частью российского права.

Первое соглашение о реадмиссии было заключено Россией в мае 2003 г. с Литовской Республикой в связи с необходимостью обеспечения транзита через Калининградскую область в преддверии вступления Литвы в Европейский союз. Аналогичные соглашения были подписаны с европейскими странами, не входящими в ЕС, но являющимися членами шенгенской зоны: Норвегией в 2007 г., Данией и Исландией в 2008 г., Швейцарией в 2009 г., а также с государствами бывшего СССР и неевропейскими странами: Украиной в 2006 г., Узбекистаном в 2007 г., Социалистической Республикой Вьетнам в 2008 г., Арменией в 2010 г. , Турцией в январе 2011 г. . При этом со всеми государствами, кроме Украины, помимо соглашений о реадмиссии были подписаны исполнительные протоколы о порядке их реализации. Ведутся переговоры о заключении аналогичных соглашений с Казахстаном и Индией .

Соглашение о реадмиссии между Россией и ЕС вступило в силу 1 июня 2007 г. , ФМС РФ приступила к его реализации с 1 октября 2007 г. .

Ст. 1 соглашения определяет реадмиссию как «передачу запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными в соответствии с положениями настоящего Соглашения» . Целями подписания данного документа стали противодействие незаконной миграции и установление механизма общепризнанности возврата незаконных мигрантов.

Для создания конкретных условий выполнения соглашения и взаимодействия компетентных органов Российская Федерация и государства — члены ЕС заключают двусторонние исполнительные протоколы по реализации соглашения, от которых и зависит эффективность его имплементации. Это связано с тем, что, согласно ст. 79 § 1 ДФЕС, Европейский союз проводит «общую иммиграционную политику» («a common immigration policy»), однако пространство свободы, безопасности и правосудия относится к сфере не эксклюзивной компетенции ЕС, а смежной компетенции ЕС и государств-членов (ст. 4, § 2, «j)» ДФЕС). На сегодняшний день Россия подписала 10 исполнительных протоколов по реализации соглашения 2006 г. со странами Евросоюза : Испанией, Португалией, Францией3, Латвией (в июле 2009 г.), Бельгией (в декабре

3 Исполнительные протоколы, касающиеся установления сроков ответа на ходатайство о реадмиссии, были подписаны с Испаний, Португалией, Францией 1 февраля 2007 г., а более общий исполнительный протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о порядке реализации соглашения о реадмиссии был подписан в ходе государственного визита Президента России Дмитрия Медведева во Францию 1 марта 2010 г. .

2009 г.), Словакией (в апреле 2010 г.), Кипром (в октябре 2010 г. в Никосии). В декабре 2010 г. были подписаны исполнительные протоколы с Италией , Финляндией , Австрией . Ведутся переговоры с Нидерландами, Люксембургом, Мальтой: тексты документов одобрены МИД РФ и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и согласованы с ев-роп ейской стороной; приняты распоряжения Правительства РФ о подписании исполнительных протоколов с этими странами. Планируется также подписание исполнительных протоколов с Польшей и Венгрией, ведутся переговоры с Германией, Литвой, Румынией; намечено обсуждение данного вопроса со Швецией, Болгарией, Грецией.

Для реализации соглашения о реадмиссии необходимо создать соответствующую инфраструктуру: подведомственные ФМС РФ центры временного размещения лиц, подлежащих депортации из других стран. Так, первый центр был создан в Пскове; идет реорганизация центров временного размещения мигрантов «Дон» в Ростовской области и «Серебряники» в Тверской .

Другим важным направлением реализации соглашения о реад-миссии является совершенствование нормативно-правовой базы в данной области . Сам термин «реадмиссия» появился в российском праве совсем недавно, с принятием 6 мая 2008 г. Федерального закона № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Внедрение в российскую практику процедуры реадмис-сии потребовало пересмотра существующей нормативной базы для инкорпорирования данного института в российское законодательство. Была проведена большая работа по подготовке соответствующих нормативно-правовых актов, которые позволят в полном объеме реализовать международные договоры Российской Федерации о реадмиссии. В ряд федеральных законов были внесены изменения и дополнения, в том числе в Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В Гражданский процессуальный кодекс РФ были внесены изменения, касающиеся временного размещения иностранных граждан, подлежащих реадмиссии4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Так, раздел III ГПК РФ был дополнен главой 26 «Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении», регламентирующей порядок и сроки подачи заявлений о временном размещении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении, а также порядок рассмотрения судом соответствующих заявлений и вынесения решений.

Для наблюдения за реализацией соглашения был создан Совместный комитет по реадмиссии, проводящий заседания два раза в год, а координирующим органом является Постоянный совет партнерства Россия—ЕС по вопросам свободы, безопасности и правосудия. Тринадцатое заседание Постоянного совета партнерства прошло в Брюсселе 18—19 ноября 2010 г. Российскую сторону на нем представлял Александр Коновалов, специальный представитель Президента Российской Федерации по сотрудничеству с Европейским союзом в вопросах свободы, безопасности и правосудия, министр юстиции РФ.

Процедура реадмиссии прописана в соглашении 2006 г.; более четко ее порядок регулируется двусторонними исполнительными протоколами между Россией и государствами — членами ЕС. Так, в отношении собственных граждан доказательством гражданства могут быть любые указанные в приложении к соглашению документы: паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство на возвращение в Российскую Федерацию, национальные удостоверения личности граждан государств — членов Европейского союза, свидетельство о гражданстве или другие официальные документы, в которых упоминается или указывается гражданство (например, свидетельство о рождении, служебные книжки и удостоверения личности военнослужащих), даже с истекшим сроком действия. В соглашении определен также перечень документов, являющихся косвенным доказательством гражданства: водительские удостоверения, любой другой официальный документ, выданный властями запрашиваемого государства, служебные удостоверения или их фотокопии, письменные заявления свидетелей. Реадмиссия граждан третьих государств и лиц без гражданства осуществляется, если такое лицо на момент направления ходатайства о реадмиссии имеет действительную визу, выданную Российской Федерацией, и въехало на территорию государства — члена ЕС непосредственно с территории Российской Федерации; или на момент направления ходатайства о реадмиссии имеет действительное разрешение на проживание, выданное Российской Федерацией; или незаконно въехало на территорию государства — члена ЕС непосредственно с территории Российской Федерации. Документы, являющиеся доказательством оснований для реадмиссии граждан третьих государств и лиц без гражданства, — действительная виза и/или разрешение на проживание, выданные запрашиваемым государством, а также штампы о въезде/выезде или аналогичные отметки в проездном документе лица либо иные доказательства въезда/выезда.

С 1 июня 2010 г. соглашение применяется в отношении не только граждан Российской Федерации, но и граждан третьих стран 154

и лиц без гражданства, незаконно пребывающих на территории государств Европейского союза и въехавших туда через Россию. Согласно данным ФМС РФ, за 2010 г. поступило 1432 ходатайства о реадмиссии от российских граждан, из них удовлетворено 769; по 2 ходатайства о реадмиссии от иностранных граждан и лиц без гражданства и 23 ходатайства о транзите через Российскую Федерацию от иностранных граждан (все ходатайства о транзите были удовлетворены, в том числе граждан в порядке реадмиссии — 355, в порядке транзита — 19). Всего было осуществлено 9874 проверки в отношении лиц по ходатайствам о реадмиссии .

Пока недостаточно данных о реадмиссии граждан третьих стран и лиц без гражданства, так как действие соглашения распространяется на них лишь в течение последних шести месяцев. На настоящий момент стороны констатируют, что соглашение 2006 г. работает достаточно эффективно, и в целом удовлетворены его реализацией .

Для понимания значения соглашения о реадмиссии между Россией и ЕС следует иметь в виду, что заключение договоров о реад-миссии является составной частью двустороннего взаимодействия по проблемам миграционной политики, одним из инструментов регулирования миграционных потоков. Наиболее тесно данный механизм связан с переговорами об упрощении передвижения

граждан на двусторонней основе и облегчении визового режима.

* * *

По устоявшейся практике соглашения о реадмиссии зачастую заключаются Евросоюзом с третьими странами параллельно с соглашениями об упрощении или полной отмене визового режима. По мнению правящих кругов ЕС, речь идет об обоюдной выгоде: с одной стороны, соглашения о реадмиссии позволяют интегрированной Европе эффективнее бороться с нелегальной иммиграцией из менее развитых стран, с другой — последние «в обмен» получают упрощенный или безвизовый режим . Так, третьи страны, с которыми ЕС заключил соглашения о реадмиссии, в большинстве своем получили безвизовый режим для своих граждан: балканские страны (Македония, Сербия и Черногория, а с середины декабря 2010 г. — также Албания, Босния и Герцеговина ), Гонконг и Макао; граждане Молдовы, Украины и России пользуются облегченным визовым режимом с ЕС; с Пакистаном и Шри-Ланкой пока заключены только соглашения о реадмиссии, но для них вопрос об упрощении выдачи виз стоит не так остро.

Соглашение об упрощении выдачи виз для граждан России и ЕС, заключенное на саммите в Сочи 25 мая 2006 г. параллельно с соглашением о реадмиссии , касается только краткосрочных

поездок, т.е. с суммарным сроком пребывания не более 90 дней в течение полугода. Оно облегчает процедуру выдачи виз для предпринимателей, журналистов, спортсменов, студентов, научных работников и деятелей культуры. При этом конечной целью на данном направлении изначально ставился переход к безвизовому режиму.

На юбилейном 25-м саммите Россия—ЕС, прошедшем 31 мая — 1 июня 2010 г. в Ростове-на-Дону, Россия передала Евросоюзу свой проект соглашения об отмене визовых требований для граждан России и ЕС , однако официальной реакции на документ со стороны Евросоюза так и не последовало . Отмена виз стала одним из основных вопросов повестки дня на саммите Россия— ЕС в Брюсселе 7 декабря 2010 г., на котором сторонам удалось достичь некоторого компромисса . Было решено двигаться к безвизовому режиму поэтапно и предварительно снять существующие препятствия, вызывающие у сторон определенные опасения; однако конкретные сроки отмены виз так и не были определены .

Следует понимать, что в основе этой проблемы лежат два аспекта: технические, организационные моменты (защищенность документов, в том числе биометрия, создание отлаженной системы контроля на границах и т.д.) и соображения политического характера. И если технически и организационно безвизовый режим между Россией и ЕС представляется возможным уже сегодня, а вопросы безопасности границ во многом решаются благодаря успешной реализации соглашения о реадмиссии 2006 г., то при анализе причин «пробуксовывания» безвизового диалога на первый план выходят соображения политического характера . Во-первых, конкретный вопрос отмены виз нельзя рассматривать в отрыве от общего контекста взаимоотношений между Россией и Европейским союзом. Так, неоднократно высказывалось мнение, что ЕС не собирается отменять визы для российских граждан раньше, чем для стран «Восточного партнерства» (Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины) . Во-вторых, безвизовый режим зачастую изображается как «игра с нулевой суммой», поскольку российские граждане от отмены виз якобы приобретут больше, чем европейцы. Однако ЕС не стоит недооценивать вклад, который Россия может внести в европейский рынок туризма: отмена виз благоприятно отразится на двусторонних отношениях, развитии торговли, деловых и туристических поездках, повышении конкурентоспособности туристического бизнеса5.

5 Так, положительно на двустороннем туризме отразилась отмена виз между Россией и Израилем (соответствующее соглашение было подписано в марте 2008 г.), Турцией (соглашение, подписанное 12 мая 2010 г. во время официального визита Президента России Дмитрия Медведева в Анкару, вступило в силу 27 июля 2010 г.), Аргентиной, Колумбией (с 2009 г.), Бразилией (с 2010 г.) и другими странами .

Представляется, что многочисленные «политические» отговорки, которые использует ЕС для обоснования откладывания перехода к безвизовому режиму с Россией, на самом деле обусловлены комплексной проблемой, связанной с взаимоотношениями между европейскими и национальными институтами в ЕС и многоуровневым характером управления Евросоюза. Вопрос регулирования миграционных потоков является особенно чувствительным, поскольку затрагивает как внешнюю, так и внутреннюю политику государств. Следует иметь в виду, что для принятия решения об установлении безвизового режима с Россией необходимо достижение консенсуса между странами ЕС, где одни государства (Испания, Франция) выступают за отмену виз для граждан РФ ,

тогда как другие (Германия, Австрия) всячески противодействуют ей.

* * *

В целом на примере соглашения с Россией можно отметить общую эффективность механизма реадмиссии как инструмента иммиграционной политики Европейского союза. При этом следует иметь в виду, что реадмиссия является лишь одним из аспектов сотрудничества ЕС с третьими странами в сфере иммиграционной политики. Наиболее тесно взаимодействие в области реадмиссии связано с вопросами содействия свободе передвижения людей на законных основаниях. Соглашение между Евросоюзом и Россией также необходимо рассматривать в непосредственной взаимосвязи с диалогом по либерализации визового режима: данные направления являются взаимодополняющими в контексте партнерства России и ЕС в сфере миграционной политики, поскольку продвижение одного вопроса во многом становится залогом успеха другого.

При решении конкретной проблемы перехода к безвизовому режиму сторонам следует понимать, что отмена виз будет с энтузиазмом воспринята населением и, облегчив жизнь миллионам людей в России и Европейском союзе, поможет создать более благоприятный климат двустороннего сотрудничества.

Эффективное взаимодействие в области реадмиссии и облегчения свободы передвижения граждан является залогом успеха совместного регулирования легальной миграции. Стабильное партнерство в важнейшей области миграционной политики, основанное на равноправии и взаимном доверии, отвечает интересам обеих сторон. Представляется необходимым включение вопросов, связанных с миграцией, в число приоритетных сфер будущего Договора о стратегическом партнерстве между Россией и Европейским союзом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Гринин Л.Е. Национальный суверенитет и процессы глобализации (вводные замечания) // Полис. 2008. № 1. С. 123—134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Кокошин А.А. Реальный суверенитет. 3-е изд. М.: ЕВРОПА, 2006.

15. Открытие Европы // Ведомости (со ссылкой на источник в МИД России и Еврокомиссии). 14.01.2011 г.

16. Подписан Исполнительный протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о порядке реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии от 25 мая 2006 года // ФМС России . URL: http://www.fms.gov.ru/press/ news/news_detail.php?ID=40095 (дата обращения: 07.02.2011).

28. Стрежнева М.В. «Трансправительственные сети» в ЕС // Международные процессы. 2008. Т. 6. № 1(16). C. 121—134.

29. Федеральный закон от 03.03.2007 г. № 26-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии» (принят ГД ФС РФ 14.02.2007).

33. Я способен жать на газ: Интервью премьер-министра Франции Франсуа Фийона // Российская газета. 08.12.2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Hix S. The Political System of the European Union. 2nd ed. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2005.

11 ВМУ, международные отношения и мировая политика, № 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *