Регистрация воздушных судов

Содержание

Таможенное оформление воздушных судов

Если Вы задумываетесь о приобретении воздушного судна или уже находитесь в процессе покупки, важно будет вспомнить наиболее важные юридические моменты, связанные с таким значимым приобретением.

Первое, с чем придётся столкнуться после заключения сделки, это — таможенное оформление воздушных судов в РФ. На таможенное оформление уходит немало времени и, что ещё более важно – средств. Но эта процедура неизбежна, без неё будет невозможно легально эксплуатировать воздушное судно на территории России.

Однако, грамотное выполнение всех процедур, связанных с таможенным оформлением, поможет избежать лишних расходов и максимально сократить сроки процедуры. Если Вы не уверены, что сможете сразу самостоятельно правильно оформить таможенные документы и задекларировать Вашу покупку, рекомендуем обратиться к нашим специалистам.

Мы имеем огромный опыт работы с таможенными органами, и поможем Вам выполнить таможенное оформление воздушных судов в РФ максимально быстро и с наименьшими финансовыми и временными затратами.

Сертификат летной годности воздушного судна

Однако успешная регистрация это ещё не всё, что нужно, чтобы летать на своём самолёте. Ни одно воздушное судно не может подняться в воздух, если не имеет сертификат лётной годности (СЛГ). И это не простая формальность, требуемая чиновниками, это действительно важный вопрос, в первую очередь, безопасности полёта. Сертификат лётной годности воздушного судна подтверждает то, что на воздушном судне:

  • проводятся все необходимые технические работы,

  • агрегаты и компоненты имеют необходимый остаток ресурса,

  • лётно-технические характеристики соответствуют заявленным в руководстве по лётной эксплуатации (РЛЭ).

СЛГ выдаётся уполномоченными органами Росавиации на основе существующего сертификата. Возможно: признание сертификата, выданного другими авиационными администрациями или сертификация ВС, как единичного экземпляра воздушного судна.

Обязанность владельца воздушного судна – своевременно продлевать сертификат лётной годности.

Владение воздушным судном – это не только радость от полётов, но ещё и большая ответственность, связанная с безопасностью. Именно требованиями гарантии безопасности обусловлено множество юридических процедур, с которыми приходится сталкиваться владельцам воздушных судов.

Получить и вовремя продлить сертификат лётной годности, регистрация воздушных и судов и их таможенное оформление – лишь небольшой список процедур, с которыми приходится сталкиваться владельцам самолётов и вертолётов. Мы понимаем, что не у каждого владельца есть время, знания, возможность для быстрого прохождения юридических процедур. Поэтому наши специалисты всегда готовы помочь Вам, подготовить все необходимые документы, пройти все необходимые процедуры. Обращаясь в компанию Финнам Аэро, Вы экономите своё время и средства, не экономя на безопасности.

Согласно изложенным в ГК РФ положениям, самолеты относятся к категории недвижимого имущества. Положения эти прописаны в ст. 130 в том числе и касательно аспектов регистрации подобных объектов. Стоит отметить, что несмотря на всю комичность подобного утверждения, юристы никоим образом не относят воздушные суда к категории тех, которые могут перемещаться в пространстве. Дело в том, что объекты подобного характера входят в категорию тех, которые имеют особую важность для государственных интересов, вследствие чего регистрация воздушных судов подчинена особым аспектам правового режима. Во многом они аналогичны тем, которые актуальны в отношении сооружений, зданий и прочего. Помимо прочего все эти объекты обязательны к обязательному государственному регистрированию.
Впрочем, подобное государственное регистрирование проводится по самым разным правилам для различных категорий недвижимого имущества. Так, правила регистрирования судов гражданской юрисдикции в РФ имеют утверждение Минтранса от 02.07.2007 г. N 85. Согласно данному Приказу информация о самолетах и их владельцах обязательна к занесению в Госреестр с выдачей владельцу специального свидетельства о регистрировании и присваиванием самолету опознавательных знаков. Без их нанесения полеты в пределах России запрещены. Для воздушных судов государственной юрисдикции, в том числе военных и сверхлегких общей предназначенности, актуальны другие правила, рассмотрение которых в этом материале не предусмотрено.

Регистрация и его суть
По сравнению с истинной недвижимостью, факт наличия акта о государственном регистрировании для самолета вовсе не означает наличие у владельца прав на этот объект с возможностью проведения сделок по нему. Главная предназначенность регистрирования заключается в том, что по итогу проведения этого процесса у воздушного судна обретается принадлежность на национальном уровне к РФ. Это в полной мере соотносится с теми требованиями, которые актуальны для Конвенции о гражданской авиации на международном уровне, которая именуется также Чикагской Конвенцией и датирована 07.12.1944 г.
Можно сделать заключение, что страна, в пределах которой прошла регистрация воздушных судов и обеспечивает поддержку летной пригодности самолета. Если он полностью соответствует актуальным требованиям на государственном уровне, происходит выдача сертификата о летной пригодности, отсутствие которого исключает возможность эксплуатирования. В РФ все эти аспекты прописаны в Распоряжении Минтранса от 16.05.2003 N 132. Последующее обслуживание судна также проводится согласно правилам, которые актуальны для страны его регистрирования. В Российской Федерации все они нашли свое отображение в Приказе ФАС от 19.02.1999 г. N 41. Америка обладает своими правилами, которые скрываются под маркировкой FAR 145, действующие на территории Европы носят название EASAPart 145. Правила имеют довольно весомую схожесть, но полностью идентичными их назвать нельзя, поскольку самолет, который получил доступ к полетам в одном государстве, вполне может не соответствовать тем стандартам, которые действуют в другой стране.
Вместе с тем каждый из участников Чикагской Конвенции, состав которой насчитывает свыше 190 участников, признает все выданные в рамках своей юрисдикции сертификаты. Впрочем, это не является подтверждением того, что, имея иностранное регистрирование самолет может в автоматическом порядке получить разрешение на эксплуатирование в любой из стран-участников Конвенции. Даже при наличии сертифицирования воздушное судно иностранной юрисдикции может рассчитывать исключительно на право проведения нерегулярных рейсов в пределах этого государства. Что до регулярных рейсов, в рамках страны или за ее границами, то их осуществление возможно лишь по факту наличия специальным образом изготовленного разрешения, представленного уполномоченными структурами государства. Что до каботажа, то регистрация воздушных судов при иностранной протекции так и вовсе исключает проведение подобной деятельности за пределами своей страны, что четко прописано в ст. 5-7 Чикагской Конвенции.
Впрочем, зачастую это не более чем условности – довольно часто имеет место проведение тем или иным государством политики «открытого неба», согласно которой открывается частичный или полный доступ для ведения каботажной деятельности для всех без исключения судов в независимости от их юрисдикции. Так, не вызывает удивления факт, что в пределах ЕС авиакомпании из разных стран беспроблемно проводят свою деятельность, как в рамках своих границ, так и за их пределами. Впрочем, РФ пока что не спешит следовать этой практике, удерживая свое воздушное пространство под запретом для иных судов.
Согласно действующей с 1997 года поправке к Чикагской Конвенции возможно заключение двусторонних соглашений между странами касательно зарегистрированных на их территории самолетов, эксплуатирование которых проходит в пределах иного государства. Из него следует, что часть функций может быть передана в ведение государства эксплуатанта. Изначально при этом речь идет о поддерживании на должном уровне летной пригодности и выдаче всей требуемой разрешительной документации. Сюда же можно отнести выдачу разрешений на пользование радиоприборами и выдачу документации по летному составу. Определенные самолеты при этом переходят под управление иного государства согласно того списка, который включен в согласование и обязателен к периодическому пересмотру. Важность подобной документации заключена в возможности пользования самолетом, регистрация которого проведена вне пределов государства, но сертифицирование и обслуживание при этом проведено у него дома.

Актуальность регистрации за границей
Не имеет предварительного определения специфика воздушных судов касательно мобильности характера подобной разновидности объектов недвижимости и государства в котором проведено его регистрирование. Если дом, построенный в РФ, может принадлежит только этой стране, то находящийся на ее территории самолет может иметь любую регистрацию без малейших географических ограничений.
Но для чего требуется зарубежная регистрация воздушных судов? Ведь наверняка проще провести этот процесс по месту расположения компании, избавив себя от множества проблем. На это есть свои причины, согласно которым множество компаний, как нашей страны, так и прочих государств предпочитают иностранное регистрирование отечественному. В первую очередь речь идет о ценнике на таможенное оформление объекта, которое поступает в страну на постоянной основе. Только в определенных странах предусмотрена регистрация воздушных судов, не прошедших процедуру растомаживания на их территории. Стоит сказать, что ставки эти по состоянию на 2007 год в России были снижены по некоторым категориям гражданских самолетов. Впрочем, ставка таможенного НДС все также актуальна и подлежит обязательным отчислениям в бюджет. В теории, конечно, должно проходить возмещение НДС в пользу импортера, вот только в реальности с этим возникают определенные вопросы. Исходя из этого последующее перерегистрирование в рамках иностранного реестра зачастую не такое и простое, как может показаться. Также для некоторых категорий самолетов в России нет никаких условий по обслуживанию, что обусловлено отсутствием требуемых техцентров. Кроме этого, довольно часто покупка самолета российской компанией происходит не на ее имя – все проходит в рамках лизинга, при этом зарубежный владелец преимущественно оставляет за своим объектом иностранное регистрирование.

Где проходит процесс регистрации самолетов
Исходя из того, что было изложено выше, отечественные компании довольно часто задействуют самолеты с иностранной регистрацией. Как правило, это пребывающие в лизинговом залоге «Боинги» или «Аэробусы». Более весомую географическую популярность для регистрирования имеет Ирландия или Бермуды, что обусловлено наличием соглашений о летной годности между этими странами.
Впрочем, во избежание путаницы и недоразумений, связанных с налоговыми отчислениями, самолету важно пребывать в пределах РФ в таможенном формате по временному ввозу. Исходя из положений Таможенного кодекса, проведение временного ввоза в страну проводится на беспошлинной основе и в рамках общих правил лишь в ситуации, когда имеет место неиспользование самолетов на внутригосударственных рейсах (ст. 271 ТК РФ).
Получается, что временно доставленные воздушные суда доступны к задействованию исключительно на международных направлениях. Впрочем, Правительством предусмотрены определенные исключения, что делает возможным внедрение иностранного самолета на внутренние рейсы. Чего только стоит дело компании «Сибирь», которая вела безуспешную тяжбу с государством, пытаясь доказать незаконность освобождения от выплаты пошлин компании «Трансаэро» и сопутствующим отказом в этом непосредственно для «Сибири» (Постановление ВАС РФ)
Прежде шла речь об авиакомпаниях из РФ. Но в этой стране имеются и прочие пользователи воздушных судов. Это так называемая «деловая авиация» или «бизнес-джеты» со всеми своими пользователями, среди которых большие отечественные компании, топ-менеджмент, управляющий ими, и иные лица с весомым капиталом. Для ведение официальной деятельности по перевозкам в РФ требуется обязательное растомаживание самолета деловых авиалиний непосредственно в России с последующим регистрированием в отечественном госреестре. Крупные компании преимущественно и действуют в подобном ключе. Впрочем, самолеты для совершения деловых рейсов, курсирующие между РФ и иными странами, вполне могут пребывать на территории этого государства исключительно по праву временного ввоза, имея при этом регистрирование в пределах иной страны. Имеет место и официальный запрет на ведение каботажной деятельности. Хотя о «сером каботаже» забывать не стоит – его никто не отменял.
В практике же частные воздушные суда весьма нередко имеют регистрирование в пределах Ирландии или Бермудов, либо же в одном из офшоров Карибского бассейна, где представлены более чем выгодные условия по регистрированию самолетов. Это может быть Ангилья, Монтсеррат и ряд прочих юрисдикций. Так, Р. Абрамович, бывший ранее губернатором Чукотки, более предпочитает самолеты, имеющие регистрирование на территории Арубы. Получение воздушными судами сертификации по летной пригодности проходит по месту регистрирования объекта с обслуживанием в техцентрах. Да и сертифицирование проводит определенная страна. Впрочем, центры техобслуживания расположены ни в пределах самих островов, а находятся в США или Европе, что обусловлено принятием их обслуживающих правил островными юрисдикциями. Весьма часто имеет место и базирование самолета вне пределов РФ с прилетом в Россию только лишь для проведения запланированного рейса.

Как проходит зарубежная регистрация самолета
На планете представлено довольно значимое число офшорных зон для постановки самолетов на учет. Так, кроме упомянутых ранее можно отметить Багамские, Виргинские и даже Британские острова, Гибралтар и ряд прочих. Начиная с 2007 года открыт и действует реестр самолетной техники на Острове Мэн. Высокая актуальность и востребованность офшорных реестров обусловлена во многом той экономией на налоговых отчислениях, которые они предоставляют. Не стоит игнорировать и аспект конфиденциальности, а также ряд прочих нюансов, среди которых регистрация воздушных судов различных вариаций, которые вследствие определенных факторов не получили допуска на регистрирование в рамках «домашнего реестра».
Как правило, Карибские реестры имеют ориентир на американского потребителя, хотя и европейским здесь всегда рады. Во внимание принимаются действующие на их территориях правила по самолетному обслуживанию, что позволяет проводить его в той стране, где клиенту это более всего выгодно и удобно.
Имеет место различие в правилах регистрации исходя из конкретной юрисдикции. Большая часть из указанных выше имеет отношение к британским или же «заморским» территориям, хотя представлены в том списке и некоторые из бывших британских колоний, законодательная база которых основана на британском уставе. Аруба – полная автономия в составе Нидерландов с законами на голландский манер. Некоторые реестры предусматривают регистрирование самолета исключительно на лицо, проживающее в пределах этой страны, что обуславливает потребность инкорпорации компании. Иные же юрисдикции имеют дело исключительно с частными самолетами, в других же доступ открыт только для пассажирских судов. Имеют место порой довольно значимые различия по ставкам госпошлин со сборами. При этом большая часть основных требований по всем офшорам более-менее схожи и не несут обременительности для пользователей.
Так, Бермуды допускают возможность регистрирования, как частных, так и пассажирских судов, а кроме этого и авиационных работ. Две трети самолетов тут относятся к частным, треть идет в категории пассажирских, под грузовые оставлено совсем немного. При этом любой перевоз на платной основе, груза или людей, частными судами пребывает под строжайшим запретом. При регистрации в транспортной категории, допустимо задействование самолета исключительно лицом с удостоверением эксплуатанта. Страна выпуска – сами Бермуды или то государство, с которым представлено определенное соглашение. Роль владельца могут играть подданные Британии, ирландские граждане, компании, входящие в страны британского Сообщества и прочие. Впрочем, преимущественно под эти цели организуется бермудская компания, имеющая освобождение от налоговых выплат. Инкорпорация оной предусматривает раскрытие соответствующим органам лица бенефициара, но данные эти остаются в приватном доступе.
Заявление о регистрировании при подаче должно содержать полные данные о самом самолете, исчерпывающую информацию о бенефициаре, место базирования судна и его эксплуатирования, данные о том, кто будет проводить обслуживание, его предполагаемый характер и прочее. При условии отсутствия физического ввоза объекта на территорию Бермудов и не использование его для перевозок на внутренних рейсах, он не подлежит обложению налогами и пошлинами. Регистрация воздушных судов требует подтверждения, что эта разновидность самолета допущена к регистрированию в пределах страны. Регистрирование подержанного воздушного судна требует дополнительно предоставления сертификата о летной пригодности, выданного государствам последней регистрации. На основании представленных данных власти страны проводят инспектирование объекта и при условии удовлетворительного его исхода осуществляет процедуру постановки на учет, присваивая судну регистрационный номер. Тут же выдается и сертификат о летной пригодности. На Бермудах представлен и отдельный реестр по регистрированию залоговых обязательств на самолеты.
На территории Бермуд актуальны сертификаты, изготовленные в Европе, США и Канаде. Регистрирование подразумевает дальнейшее содержание и обслуживание объекта в пределах требований той страны, которая этот самый сертификат предоставила. Это позволяет избежать проблем с последующей реализацией самолета в ту страну, где ранее было проведено его регистрирование. Власти Бермуд признают также и лицензии пилотов, которые выпущены в целом ряде иностранных государств.
По мере эксплуатирования властями проводится периодическое инспектирование судна. Свидетельство по летной пригодности подлежит выдачи раз в год с последующим продлением на тот же период при условии отсутствия проблем с самолетом и документами по нему. Ценник на выдачу и перевыдачу сертификата имеет зависимость от массы самолета – 10000 долларов США за судно в 30 т. При заключении с третьим лицом договора об эксплуатировании самолета, копия его обязательно передается уполномоченному органу.

Неприятности и как их предотвратить
Эксплуатирование самолета с регистрированием его в пределах офшорного реестра определяет потребность в ограничениях, которые действуют касательно перевозок, проводимых иностранными судами в определенных странах. Исключительно перевозки на международной арене никаких сложностей не имеют, но ведение каботажных операций иностранным самолетам, как правило, запрещен. Так, в РФ даже владелец бизнес-джета официально не имеет возможности проводить внутренние перелеты, имея при этом иностранное регистрирование.
Впрочем, иные страны предлагают более приемлемые правила. Допускается перевозка владельца и лиц, которые его сопровождают, а также ряд прочих полетов некоммерческой предназначенности. Но стоит понимать, что ведение коммерческого каботажа может иметь весьма существенные последствия. К проблемам по месту регистрирования могут добавиться санкции со стороны государства, где была проведена эта деятельность. Закончится все может даже арестом судна с обязательной выплатой штрафов и прочих санкционных отчислений и пошлин. Аналогичные неприятности могут подстерегать объект и при условии его длительного пребывания в стране без оформленного при этом его импорта.
Во время пребывания в ЕС самолет подлежит освобождению от оформления по таможне и уплаты пошлин при его регистрировании за пределами союза на имя нерезидента и пользовании лицом, которое не подпадает под категорию резидента ЕС. Но длительность пребывания самолета не должна превышать полугода – продление срока выполняет таможня, но лишь в исключительных ситуациях. Резиденты ЕС не могут задействовать судно, хотя могут иметь место и некоторые ограничения. Так, во Франции ведут активную борьбу с нарушителями, осуществляя максимально тщательную проверку документов, опрашивая не только экипаж, но и пассажиров.
Транспортирование резидентов ЕС внутри союза предусматривает импортирование самолета в любую из его стран с выплатой при этом пошлин и НДС. Регистрация воздушных судов, при условии некоммерческого каботажа, может оставаться иностранной. При прилете в иные страны ЕС потребуется предоставить должным образом оформленную декларацию. Стоит помнить, что некоторые самолеты в различных странах (Дания) могут быть в полной или частичной мере быть освобождены от выплат пошлины или налогов. Тот таможенный НДС, который был проплачен по факту импорта при ряде ситуаций, среди которых пользование им коммерческим лицом с регистрированием плательщика НДС, может быть принят к вычету или полностью возвращен. Коммерческая прибыль от эксплуатирования самолета в пределах ЕС должна облагаться налогами в той стране, где пребывает эксплуатант. Именно по этой причине столь важен грамотный подбор государства для прохождения таможни. Да и на аспекты юридической формы владения этим объектом следует обращать повышенное внимание. Это, равно как и последующее его эксплуатирование, имеет весьма немаловажное значение.

Как проще войти в ЕС
Если предполагается последующее задействование самолета в рамках ЕС, весьма серьезную привлекательность может иметь открывшаяся буквально недавно возможность по регистрации самолетов частной предназначенности на территории Острова Мэн. Активация реестра состоялась в 2007 году. Основу действующих там законодательных норм составляет британская база, впрочем, и ведение самого реестра проходит в юрисдикции Великобритании, которая выступает при этом в роли участника Чикагской конвенции. Именно этому острову выданы права в отношении префикса «М», который задействуют на выдаваемых регистрационных знаках ответственные структуры Острова Мэн.
Остров хоть и выступает в роли типичного офшора, но имеет при этом радикальное отличие от множественных карибских аналогов. И пускай территория его на официальном уровне не относится к ЕС и членом его полноправным не является, но согласно заключенного с Великобританией соглашения входит в пространство союза с позиции фискальной и таможенной деятельности. Следует, что прошедший процесс растомаживания здесь самолет может совершенно беспроблемно летать в пределах ЕС без риска быть задержанным в какой-либо стране.
Местная регистрация воздушных судов предусматривает их оформление в личное пользование компании с регистрацией на Острове. Прямое обложение налогами прибыли тут не предусмотрено, ставка отчислений по НДС, в том числе на импортные операции, достигает отметки в 17,5%. Но в отношении судов, вес которых превышает 8 т, ставка эта опускается до нулевой позиции. Пошлина таможенного сбора для самолетов от 2 т равняется 2,7%. Из этого следует, что с точки зрения затратности проведение таможенного оформления может быть совершенно беспроблемным и не причинять особого ущерба. Особенно если проводить сравнение со ставками, действующими в РФ. Если же имеет место приобретение воздушного судна в рамках ЕС, то исходя из действующих на его территории правил, ставка по НДС не подлежит взиманию, если покупатель имеет регистрацию в пределах Острова Мэн. Естественно, что при этом отсутствует и таможенная пошлина. То есть следует, что владелец самолета на Острове Мэн чувствует себя максимально уверенно, комфортно и выгодно с финансовой позиции для попадания в зону ЕС.

Итог
Стоит сказать, что полноценное задействование самолета в РФ требует обязательного его регистрирования в рамках отечественного реестра воздушных судов . При условии его зарубежного приобретения обязательным выступает проведение таможенного оформления с выплатой всех требуемых пошлин. Во избежание подобных трат, многие компании и частные владельцы задействуют в своих целях те самолеты, которые имеют регистрирование в иностранных реестрах.
Лизинговая техника, используемая отечественными авиакомпаниями и изготовленная за рубежом, нередко обладает ирландской или бермудской регистрацией, что обусловлено наличием у этих стран соглашения о поддержке летной годности. Но и такая техника при использовании в пределах нашей страны нуждается в обязательной выдаче разрешения со стороны правительства.
У частных владельцев летной техники подобные условности отсутствуют, что открывает перед ними несоизмеримо большие возможности касательно регистрации самолетов. Довольно часто процесс этот протекает на территории любого из карибских островов, условия регистрирования на которых приемлемы и необременительны. Весьма востребован вариант Аруба. Но задействовать подобные самолеты можно исключительно на международных направлениях – официального разрешения, официального по крайней мере, для ведения каботажной работы в пределах РФ, у них нет.
Полноценное задействование на территории ЕС требует обязательного растомаживания на территории одного из государств союза. При этом допускается сохранение иностранной регистрации. Но коммерческие полеты в пределах ЕС требуют регистрации самолета в его пределах. С точки зрения затратности вход в ЕС более всего предпочтителен при таможенных процедурах на Острове Мэн.

Справка

В соответствии со статьями 33 и 34 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 29) приказываю:

Утвердить прилагаемые Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Министр И. Левитин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 сентября 2007 г.

Регистрационный N 10142

I. Общие положения

1. Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее — Правила) определяют порядок государственной регистрации и выдачи свидетельств о регистрации гражданских воздушных судов (далее — свидетельство о регистрации), предназначенных для выполнения полетов, ведения Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее — Государственный реестр) и внесения в него изменений, выдачи свидетельств об исключении гражданских воздушных судов из Государственного реестра (далее — свидетельство об исключении), присвоения государственных и регистрационных опознавательных знаков и нанесения их на гражданские воздушные суда, нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда.

Настоящие Правила не применяются в отношении сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, метеорологических шаров-пилотов и беспилотных неуправляемых аэростатов.

2. Зарегистрированное в соответствии с настоящими Правилами гражданское воздушное судно приобретает национальную принадлежность Российской Федерации с вытекающими из этого обязательствами государства регистрации в соответствии с требованиями Конвенции о международной гражданской авиации от 07 декабря 1944 г. (Международные воздушные сообщения СССР, Сборник документов, Москва, 1970, том 3).

3. Гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре с выдачей свидетельств о регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

4. Государственный реестр содержит данные о гражданских воздушных судах и их собственниках.

Неотъемлемой частью Государственного реестра являются дела гражданских воздушных судов, включающие документы, послужившие основанием для государственной регистрации, и копии выданных свидетельств о регистрации.

5. Акт регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре не является актом регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним.

6 Ведение Государственного реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее — орган регистрации) в установленном настоящими Правилами порядке.

7. При включении данных о гражданском воздушном судне в государственный реестр ему присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на гражданское воздушное судно.

8. Дело гражданского воздушного судна хранится в течение всего срока эксплуатации гражданского воздушного судна и через три года после его исключения из Государственного реестра уничтожается в установленном порядке.

II. Порядок проведения государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации

9. При проведении государственной регистрации гражданского воздушного судна органом регистрации осуществляются следующие действия:

прием и регистрация документов, необходимых для государственной регистрации гражданского воздушного судна;

оценка полноты заявляемых собственником (далее — заявитель) сведений о гражданском воздушном судне и правильности оформления представляемых заявителем документов;

внесение сведений о гражданском воздушном судне в Государственный реестр и присвоение ему государственного и регистрационного опознавательных знаков;

оформление и выдача заявителю свидетельства о регистрации.

10. Государственная регистрация гражданского воздушного судна проводится органом регистрации в течение не более 10 рабочих дней со дня поступления предусмотренных настоящими Правилами документов.

За государственную регистрацию гражданского воздушного судна в Государственном реестре и внесение в него изменений уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

11. Для внесения данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр заявитель представляет в орган регистрации следующие документы:

заявление в произвольной форме, содержащее данные о воздушном судне и сведения о его собственнике;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского воздушного судна;

документы или их заверенные копии, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно;

документ, подтверждающий (при необходимости):

снятие воздушного судна с эксплуатации в государственной или экспериментальной авиации,

исключение из реестра гражданских воздушных судов иностранного государства или экспортный сертификат летной годности.

12. Данные о воздушном судне, которые необходимо включить в заявление:

тип (наименование) воздушного судна;

серийный (идентификационный) номер;

дата изготовления;

наименование изготовителя;

максимальная взлетная масса;

тип и количество установленных двигателей;

мощность (тяга) двигателя;

адрес места базирования.

13. Данные о воздушном судне, указанные в пункте 12 настоящих Правил, подтверждаются представителем подразделения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта или его территориального органа по месту базирования воздушного судна, уполномоченного осуществлять контроль и надзор за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов (далее — представитель), на основании результатов его осмотра или эквивалентной ему оценки заявленных данных.

Отметка представителя, о подтверждении заявленных данных делается на заявлении в орган регистрации и заверяется подписью с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности.

14. Сведения о собственнике воздушного судна должны включать следующую информацию:

полное наименование организации (для физических лиц — фамилия, имя, отчество и данные документа, удостоверяющего личность);

юридический и почтовый адрес (для физических лиц — адрес места жительства);

номер телефона/телефакса;

ОГРН, ИНН/КПП (для физических лиц — ИНН (при наличии).

Название организации или фамилия, имя, отчество собственника, а также адрес его местонахождения (жительства) указываются на русском и английском (для гражданских воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки или авиационные работы за рубежом) языках.

15. На основании представленных документов данные о гражданском воздушном судне включаются в Государственный реестр и заявителю выдается (направляется) свидетельство о регистрации согласно образцу (приложение N 1 к настоящим Правилам), имеющее степень защиты.

При получении свидетельства о регистрации физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность или документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени другого лица. Представитель юридического лица предъявляет документ, удостоверяющий его личность и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица.

16. В случае отказа в государственной регистрации гражданского воздушного судна заявителю направляется письменно уведомление в течение не более 10 рабочих дней.

Решение об отказе в государственной регистрации гражданского воздушного судна заявитель может обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

III. Порядок внесения изменений в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации и замены свидетельств о государственной регистрации гражданских воздушных судов

17. Внесение изменений в Государственный реестр производится органом регистрации в следующих случаях:

изменение собственника гражданского воздушного судна;

изменение адреса собственника гражданского воздушного судна;

изменение модификации (наименования) гражданского воздушного судна, связанное с его переоборудованием.

18. В случае изменения собственника гражданского воздушного судна или его адреса, непригодности к дальнейшему использованию свидетельства о регистрации, при изменении модификации (наименования) гражданского воздушного судна, связанного с его переоборудованием, органом регистрации производится замена свидетельства о регистрации.

19. При внесении изменений в Государственный реестр органом регистрации осуществляются следующие действия:

прием и регистрация документов, необходимых для внесения изменений в Государственный реестр;

оценка полноты заявляемых сведений о гражданском воздушном судне и правильности оформления представляемых заявителем документов;

внесение представленных сведений в Государственный реестр;

оформление и выдача заявителю в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, нового свидетельства о регистрации в порядке, установленном пунктом 15 настоящих Правил.

20. При изменении собственника гражданского воздушного судна или его адреса заявителем представляются в орган регистрации следующие документы:

заявление, составленное в произвольной форме и содержащее сведения, указанные в пункте 14 настоящих Правил;

свидетельство о регистрации;

документы или их заверенные копии, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за внесение изменений в Государственный реестр.

21. При изменении модификации (наименования) гражданского воздушного судна в связи с его переоборудованием, заявителем представляются в орган регистрации следующие документы:

заявление, составленное в произвольной форме и содержащее сведения, указанные в пункте 12 настоящих Правил;

свидетельство о регистрации;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за внесение изменений в Государственный реестр.

22. В случае непригодности для дальнейшего использования свидетельства о регистрации заявителем представляются в орган регистрации следующие документы:

заявление, составленное в произвольной форме и содержащее сведения, указанные в пунктах 12 и 14 настоящих Правил;

свидетельство о регистрации, пришедшее в негодность.

23. В случае утери свидетельства о регистрации заявителем представляется в орган регистрации заявление о факте утери, составленное в произвольной форме и содержащее сведения, указанные в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил.

На основании заявления органом регистрации заявителю выдается дубликат свидетельства о регистрации, на бланке которого в левом верхнем углу делается запись «Дубликат».

Информация о выдаче дубликата свидетельства о регистрации направляется в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

IV. Порядок исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации

24. Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра в следующих случаях:

списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации;

продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации;

нарушение требований к государственной регистрации гражданского воздушного судна;

внесение воздушного судна в государственный реестр гражданских воздушных судов иностранного государства согласно пункту 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации.

25. При исключении гражданского воздушного судна из Государственного реестра осуществляются следующие действия:

прием и регистрация документов, необходимых для исключения гражданского воздушного судна из Государственного реестра;

оценка полноты и правильности оформления представленных заявителем документов;

внесение необходимых изменений в Государственный реестр в соответствии с представленными документами;

оформление и выдача заявителю свидетельства, подтверждающего исключение гражданского воздушного судна из Государственного реестра согласно образцу (приложение N 2 к настоящим Правилам) в порядке, установленном пунктом 15 настоящих Правил.

26. Для исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра в случае его списания заявителем представляются в орган регистрации следующие документы:

заявление, составленное в произвольной форме и содержащее данные о воздушном судне и его собственнике;

свидетельство о регистрации (дубликат свидетельства о регистрации в случае, указанном в пункте 23 настоящих Правил);

акт списания гражданского воздушного судна;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского воздушного судна.

27. Для исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра при продаже или переходе на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации или для последующей регистрации в реестре воздушных судов иностранного государства заявителем представляются в орган регистрации следующие документы:

заявление, составленное в произвольной форме и содержащее данные о гражданском воздушном судне и его собственнике;

свидетельство о регистрации (дубликат свидетельства о регистрации в случае, указанном в пункте 23 настоящих Правил);

документы или их заверенные копии, подтверждающие переход на законных основаниях права собственности на гражданское воздушное судно к иностранному государству, гражданину, юридическому лицу или лицу без гражданства;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского воздушного судна.

28. Для исключения гражданского воздушного судна из Государственного реестра в связи со снятием его с эксплуатации в гражданской авиации в целях передачи в государственную или экспериментальную авиацию заявителем в орган регистрации представляются следующие документы:

заявление, составленное в произвольной форме и содержащее данные о гражданском воздушном судне и его собственнике;

свидетельство о регистрации (дубликат свидетельства о регистрации в случае, указанном в пункте 23 настоящих Правил);

документы или их заверенные копии, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского воздушного судна;

документ, подтверждающий согласие уполномоченного органа в области государственной (экспериментальной) авиации на государственную регистрацию (государственный учет) передаваемого гражданского воздушного судна.

29. В случае исключения гражданского воздушного судна из Государственного реестра за нарушение требований к государственной регистрации, свидетельство об исключении выдается заявителю при представлении документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского воздушного судна.

Информация об исключении гражданского воздушного судна из Государственного реестра направляется в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

V. Порядок нанесения на гражданское воздушное судно государственных и регистрационных опознавательных знаков, товарных знаков

30. При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр органом регистрации присваиваются ему государственный и регистрационный опознавательные знаки (далее — опознавательные знаки), которые наносятся на гражданское воздушное судно.

Без опознавательных знаков, нанесенных в соответствии с требованиями настоящих Правил на элементы конструкции гражданского воздушного судна, полеты не производятся.

Одновременное нанесение на гражданское воздушное судно опознавательных знаков разных государств не допускается.

31. Опознавательные знаки гражданского воздушного судна состоят из:

государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита «RA»;

регистрационного знака, состоящего из пяти арабских цифр или сочетания арабских цифр и букв латинского алфавита.

Государственный знак отделяется от регистрационного знака дефисом.

32. Опознавательные знаки наносятся черным цветом на светлом фоне или белым цветом на темном фоне.

Типы символов, применяемых для нанесения опознавательных знаков, а также рекомендации по их расположению на элементах конструкции гражданского воздушного судна приведены в приложении N 3 к настоящим Правилам.

33. На гражданское воздушное судно, помимо государственного и регистрационного опознавательных знаков должно наноситься изображение Государственного флага Российской Федерации, могут наноситься изображение флага субъекта Российской Федерации, а также товарные знаки — символы, надписи, эмблемы и иные зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке знаки.

Изображение Государственного флага Российской Федерации должно располагаться выше изображения флага субъекта Российской Федерации и по размеру должно быть больше изображения флага субъекта Российской Федерации.

Изображение Государственного флага Российской Федерации наносится на киль или фюзеляж гражданского воздушного судна параллельно строительной горизонтали.

Форма и размеры Государственного флага Российской Федерации установлены Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52 (часть 1), ст. 5020).

34. На гражданские воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, может наноситься изображение красного креста или красного полумесяца (далее — красный крест).

На самолетах красный крест наносится на крыло и киль гражданского воздушного судна.

На крыло красный крест наносится снизу и сверху посередине концевой части каждой плоскости там, где нет опознавательных знаков, на киль с обеих сторон посередине его высоты. Одна из осей красного креста при этом располагается параллельно продольной оси фюзеляжа.

На киль красный крест наносится с обеих сторон киля посередине его высоты, а при многокилевом оперении — на внешние стороны килей.

На вертолетах изображение красного креста наносится посередине обоих бортов и на днище фюзеляжа.

35. Внешняя раскраска гражданского воздушного судна осуществляется на основании разработанного владельцем эскиза, представляющего собой изображение гражданского воздушного судна с элементами раскраски и наносимых символов, надписей, эмблем и знаков, включая зарегистрированные в соответствии с Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 42, статья 2322) товарные знаки.

36. При внешней раскраске гражданских воздушных судов все эксплуатационно-технологические надписи и знаки, нанесенные на гражданское воздушное судно заводом-изготовителем, а также аварийно-спасательная маркировка сохраняются.

Приложение N 1
к Правилам (п. 15)

Образец

————————————————————————. . РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ . . МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА . . . . СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ . . гражданского воздушного судна* . . N ______ . . . +———————-T————————T————————+ . . . . . 1. Изготовитель, . 2. Государственный и . 3. Серийный . . тип (наименование) . регистрационный . (идентификационный) . . воздушного судна . знаки . номер . . …….. . . . …………………… RA — …. . ……………. . . . . . +———————-+————————+————————+ . . .4. Собственник воздушного судна ……………….. . . . . . .5. Адрес собственника ………………………… . . . . . .6. Настоящим удостоверяется, что данное воздушное судно должным образом. .занесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов. .Российской Федерации в соответствии с Воздушным кодексом Российской. .Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации от. .07.12.1944. . . . . . .7. Данное Свидетельство выдано только для целей регистрации и не. .является документом, удостоверяющим право собственности на воздушное. .судно. . . . . . . . . . . ………………………… . . (подпись, Ф.И.О.) . . __________________г. М.П. ………………………… . . (дата выдачи) (должность) . . . L———————————————————————— ______________________________ * Справочно: бланк Свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна содержит подстрочный перевод текста с русского языка на английский язык в соответствии с пунктом 7.2 Приложения 7 к Конвенции о международной гражданской авиации от 07.12.1944.

Приложение N 2
к Правилам (п. 25)

Образец

————————————————————————. . . . РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ . . МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА . . . . СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ* . . . . N _______ . . . . Настоящим удостоверяется, что гражданское воздушное судно . . . . . . ___________________________________________________________________ . . тип/модель серийный/идентификационный номер . . . . принадлежащее _____________________________________________________ . . . . исключено из Государственного реестра гражданских воздушных судов . . Российской Федерации . . . . . . Примечание_________________________________________________________ . . . . . . . . . . . . . . ………………………… . . (подпись, Ф.И.О.) . . М.П. ………………………… . . (должность) . . . . . . __________________г. . . (дата выдачи) . . . L————————————————————————

* Справочно: бланк Свидетельства об исключении может содержать подстрочный перевод текста с русского языка на английский язык в соответствии с пунктом 7.2 Приложения 7 к Конвенции о международной гражданской авиации от 07.12.1944.

Приложение N 3
к Правилам (п. 32)

Типы символов, применяемых для нанесения опознавательных знаков, и рекомендации по их расположению на элементах конструкции гражданского воздушного судна

1. Для цифровых обозначений используются арабские цифры без орнамента. Для буквенных обозначений — заглавные буквы латинского алфавита без орнамента.

Ширина каждого символа и длина дефиса составляют две трети высоты символа. Все символы и дефисы выполняются сплошными линиями и таким цветом, который обеспечивает хорошую контрастность с фоном. Толщина линий составляет одну шестую высоты символа.

Каждый символ отделяется от предыдущего или последующего символа расстоянием, составляющим не менее одной четвертой ширины символа. В таких случаях дефис считается отдельным символом.

2. Государственный и регистрационный опознавательные знаки наносятся на крыло самолета, на боковые поверхности хвостовой части фюзеляжа самолета или на киль.

На вертолетах государственный и регистрационный опознавательные знаки наносятся на боковые поверхности фюзеляжа или хвостовой балки, не занятые элементами конструкции воздушного судна.

3. Опознавательные знаки наносятся на обе стороны фюзеляжа, имеют высоту не менее 250 мм и не более 1000 мм и сориентированы в одном направлении со строительной горизонталью фюзеляжа. Буквы и цифры наносятся перпендикулярно строительной горизонтали фюзеляжа.

4. В случае недостатка свободного места на боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа опознавательные знаки могут быть нанесены на боковые поверхности нижней части киля.

Опознавательные знаки наносятся на обе боковые поверхности киля в одну сторону параллельно строительной горизонтали фюзеляжа воздушного судна, а на многокилевых воздушных судах — на внешние стороны крайних килей.

Символы, наносимые на киль воздушного судна, имеют высоту не менее 250 мм и не более 1000 мм.

5. На правой половине нижней поверхности крыла самолета наносится государственный опознавательный знак, на левой половине нижней поверхности крыла самолета регистрационный опознавательный знак, который располагается посередине нижней поверхности крыла, занимая примерно 1/3 его размаха свободного от гондол двигателей или основных стоек шасси.

Символы, наносимые на крыло и относящиеся к одной группе знаков, имеют высоту не менее 400 мм и не более 1500 мм и направлены своей верхней частью к передней кромке крыла.

6. На дирижабль опознавательные знаки наносятся на его оболочку в трех местах: сверху — вдоль образующей, полученной сечением вертикальной продольной плоскостью, и по бокам — под наибольшим горизонтальным сечением оболочки.

Символы, наносимые на оболочку дирижабля, имеют высоту не менее 1000 мм и не более 2000 мм. Символы, наносимые вдоль верхней образующей, направляются своей верхней частью в сторону правого борта дирижабля.

7. На сферический аэростат опознавательные знаки наносятся на его оболочку под наибольшим горизонтальным ее сечением, в двух диаметрально противоположных местах.

Символы, наносимые на оболочку сферического аэростата, имеют высоту не менее 1500 мм и не более 2000 мм.

8. На несферический аэростат опознавательные знаки наносятся, как на дирижабле, если ось наибольшей длины аэростата расположена в горизонтальном полете под углом не более 45 градусов к горизонту. Если названная ось в горизонтальном полете расположена под углом более 45 градусов к горизонту или вертикально, знаки на оболочку несферического аэростата наносятся, как и на сферическом аэростате.

9. Опознавательные знаки наносятся на наружную поверхность борта корзины (гондолы) свободного аэростата с двух противоположных сторон.

Символы, наносимые на корзину (гондолу), имеют высоту не менее 250 мм и не более 1000 мм.

Приказ Минтранса РФ от 2 июля 2007 г. N 85 “Об утверждении Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 сентября 2007 г.

Регистрационный N 10142

Текст приказа официально опубликован не был

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *