Регламент оптового рынка электроэнергии

2.4.2 Регламенты оптового рынка — приложения к Договору о присоединении к торговой системе

  • •15Вк 978-5-91781-001-0 . © зао «ук кэу», 2009
  • •2.4. Договорная конструкция оптового рынка. Предмет торговли на
  • •2.5. Порядок разрешения разногласий и решения споров на
  • •Глава 3 Оптовый рынок электрической энергии в
  • •Глава 4 Рынок мощности в ценовых зонах………………………………………….114
  • •Глава 5 Рынок электроэнергии и мощности в «неценовых» зонах……..146
  • •Глава 6 Учет фактического производства и потребления на оптовом рынке. Финансово-расчетная система…………………………………………………….155
  • •Глава 7 Розничные рынки……………………………………………………………………..173
  • •Глава 8 Сетевая инфраструктура рынков электроэнергии………………….251
  • •Глава 9 Государственное регулирование электроэнергетического рынка —
  • •Глава 10 Рынки тепловой энергии. Актуальное состояние и возможности развития……………………………………………………………………………………………………364
  • •Глава 1. Общее устройство рынка
  • •1.2. Становление рынка
  • •1.3 Общее представление об отраслевом законодательстве, регулирующем функционирование рынка
  • •Глава 2. Оптовый рынок. Структура, субъекты, договоры
  • •2.1. Оптовый рынок электроэнергии (мощности) как организованная торговая площадка
  • •2.2. Инфраструктурные организации оптового рынка
  • •Глава 4. Рынок мощности в ценовых зонах 118
  • •Глава 10. Рынки тепловой энергии. Актуальное состояние и возможности развития 358
  • •2.2.2. Технологическая инфраструктура оптового рынка электроэнергии (мощности)
  • •2.3. Участники оптового рынка
  • •2.4. Договорная конструкция оптового рынка. Предмет торговли на оптовом рынке
  • •2.4.1. Договор о присоединении к торговой системе: роль, значение, структура, порядок заключения
  • •2.4.2 Регламенты оптового рынка — приложения к Договору о присоединении к торговой системе
  • •2.4.3. Предмет торговли на оптовом рынке: электроэнергия и мощность
  • •2.4.4. Структура договоров оптового рынка
  • •2.5 Порядок разрешения разногласий и решения споров на оптовом рынке
  • •Глава 3. Оптовый рынок электрической энергии в ценовых зонах
  • •3.1. Двусторонние договоры
  • •3.1.1. Общие свойства двусторонних договоров
  • •3.1.2. Регулируемые договоры
  • •3.1.3. Свободные договоры
  • •3 .2. Рынок на сутки вперед
  • •3.2.1. Принцип маржинального ценообразования
  • •3.2.2. Возможные типы аукционов в рынках электроэнергии
  • •Аукцион с учетом пропускной способности зональные пены
  • •3.2.3 Аукцион с учетом всех системных ограничений
  • •3.2.4. Свойства цен рынка на сутки вперед
  • •3.2.5. Конкурентные и регулируемые механизмы торговли электроэнергией в плановом режиме
  • •3.3. Балансирующий рынок электроэнергии
  • •3.4. Рыночные механизмы выбора состава включенного генерирующего оборудования
  • •3.6. Заключение
  • •Глава 4. Рынок мощности в ценовых зонах
  • •4.1 Основы рынка мощности. Цели введения рынка мощности
  • •4.3. Обязательства поставщиков и пуловое соглашение поставщиков мощности
  • •4.4. Обязательства покупателей по покупке мощности
  • •4.5. Способы торговли мощностью оптового рынка в ценовых зонах
  • •4.5.1. Регулируемые договоры купли-продажи мощности
  • •4.5.2. Свободные договоры купли-продажи электрической энергии и мощности (сдэм)
  • •4.5.3. Покупка и продажа мощности атомной и гидрогенерации.
  • •4.5.4. Покупка и продажа мощности через централизованного контрагента.
  • •4.6 Биржевая торговля как механизм заключения свободных двусторонних договоров на мощность и электроэнергию
  • •1 Месяц
  • •Глава 5. Рынок электроэнергии и мощности в «неценовых» зонах
  • •5.1. Особенности функционирования оптового рынка на территории Дальнего Востока
  • •5.2 Особенности функционирования оптового рынка на территориях Республики Коми и Архангельской области
  • •5.3. Особенности функционирования оптового рынка на территории Калининградской области
  • •Глава 6. Учет фактического производства и потребления на оптовом рынке. Финансово-расчетная система
  • •6.1. Финансово-расчетная система оптового рынка
  • •6.2 Коммерческий учет электроэнергии (мощности) на оптовом рынке
  • •Глава 7. Розничные рынки
  • •7.1. Основы модели розничного рынка переходного периода
  • •7.2 Субъекты розничного рынка
  • •7.2.1. Гарантирующий поставщик Требования к гарантирующему поставщику
  • •7.2.2. Энергосбытовые организации, не относящиеся к гарантирующим поставщикам
  • •7.2.3. Энергоснабжающие организации
  • •7.2.4. Особый порядок принятия потребителей на обслуживание
  • •7.2.5. Производители электрической энергии
  • •7.2.6. Территориальные сетевые организации
  • •7.2.7. Исполнители коммунальных услуг
  • •Система договорных отношений розничного рынка
  • •7.3.1. Договоры энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии)
  • •1) Договорные величины потребления электроэнергии (мощности): в зависимости от принадлежности потребителя к той или иной классификации определяются следующие договорные величины:
  • •7.3.2. Договоры поставки (купли-продажи) электрическом энергии, заключаемые производителями электрическом энергии
  • •7.4. Ответственность за надежность энергоснабжения потребителей
  • •7.5. Ценообразование на розничных рынках
  • •7.5.1. Регулируемые и свободные цены на розничных рынках в ценовых зонах
  • •7.5.2. Регулируемые тарифы
  • •1 Группа. Базовые потребители
  • •2 Группа. Население
  • •3 Группа. Прочие потребители
  • •7.5.3. Нерегулируемые цены
  • •7.5.4. Система ценообразования в неценовых зонах
  • •7.5.5. Система ценообразования в технологически изолированных электроэнергетических системах
  • •7.6. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике
  • •7.6.1. Виды перекрестного субсидирования
  • •7.6.2. Пути решения проблемы
  • •7.7. Основы организации коммерческого учета на розничных рынках
  • •7.7.1. Требования к организации коммерческого учета у потребителей
  • •7.7.2. Бездоговорное и безучетное потребление
  • •7.8. Развитие розничных рынков
  • •Глава 8. Сетевая инфраструктура рынков электроэнергии
  • •8.1 Услуги по передаче электроэнергии
  • •8.1.1. Содержание услуги
  • •8.1.2. Магистральные (передающие) и распределительные сети
  • •8.1.3. Договоры на оказание услуги по передаче
  • •8.1.4. Система договоров на услуги по передаче в субъекте рф
  • •8.1.5. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии
  • •8.1.6. Особенности системы отношений по оказанию услуги по передаче электрической энергии
  • •8.2.1. Содержание услуги
  • •8.2.2. Проблемы технологического присоединения потребителей и производителей
  • •8.2.3. Процедура технологического присоединения
  • •8.2.5. Стандарты раскрытия информации по технологическому присоединению
  • •8.2.6. Присоединение к сетям, которыми владеют лица, не являющиеся сетевыми организациями
  • •8.2.7. Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям
  • •8.2.8. Законодательство рф об электроэнергетике и законодательство рф о тарифах организаций коммунального комплекса
  • •8.2.9. Принципы формирования платы за технологическое присоединение по группам потребителей услуг
  • •8.3. Потери электроэнергии
  • •8.3.1. Классификация потерь в электрических сетях
  • •8.3.2. Покупка сетевыми организациями электроэнергии для компенсации потерь в сетях
  • •8.3.4. Учет нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность, приобретаемую для целей компенсации потерь
  • •Глава 9. Государственное регулирование электроэнергетического рынка — прогнозирование, тарифное регулирование, антимонопольное регулирование.
  • •9.1 Государственная система прогнозирования
  • •9.1.1. Значение прогнозирования и планирования в отрасли
  • •9.1.2. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики
  • •9.1.3. Инвестиции и согласование программ развития
  • •9.1.4. Планирование строительства сетевых объектов
  • •9.2. Система тарифного регулирования в электроэнергетике рф
  • •9.2.1. Нормативная база тарифного регулирования
  • •9.2.2. Текущая система ценообразования
  • •9.2.3. Роль ежегодного сводного баланса
  • •9.2.6. Особенности тарифного регулирования для неценовых зон и технологически изолированных энергетических систем
  • •9.3 Антимонопольное регулирование
  • •9.3.1. Органы антимонопольного регулирования и их полномочия в энергетике
  • •9.3.2. Особенности антимонопольного регулирования на оптовом и розничном рынках
  • •9.3.3. Рыночная сила
  • •9.3.4. Обеспечение недискриминационного доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электроэнергии, к услугам администратора торговой системы
  • •9.3.5. Меры антимонопольного регулирования
  • •9.3.6. Государственное регулирование в условиях ограничения или отсутствия конкуренции
  • •Глава 10. Рынки тепловой энергии. Актуальное состояние и возможности развития
  • •10.1. Актуальное состояние рынков тепловой энергии в Российской Федерации
  • •10.1.1. Предпосылки и потенциальные возможности для развития рынков тепловой энергии
  • •10.1.2. Система отношений между субъектами теплоэнергетики и потребителями тепловой энергии
  • •10.1.3. Тарифообразование в теплоэнергетике
  • •10.2. Основные направления развития рынков тепловой энергии
  • •10.2.1. Цели и задачи развития рынков тепловой энергии
  • •10.2.2. Инструменты и механизмы решения задач развития рынков тепловой энергии
  • •10.3. Законодательная база рынков тепловой энергии
  • •Функционирования рынков электроэнергии

Наблюдательный совет НП «АТС» утвердил регламенты, необходимые для запуска новой модели оптового рынка электроэнергии (мощности)

Некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы» (НП «АТС») сообщает, что 14 июля 2006 года, на заседании Наблюдательного совета НП «АТС» было утверждено Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности и Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, а также соответствующие регламенты и формы договоров, необходимые для запуска новой модели оптового рынка электроэнергии (мощности).

Данные договоры и регламенты вступят в силу одновременно с постановлением Правительства РФ об утверждении новой редакции Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода.

Таким образом, НП «АТС» уже с 17 июля начинает договорную кампанию с участниками рынка в рамках для подготовки запуска новой модели (НОРЭМ).

«Участники рынка на сегодняшний день оказываются более организованными и понимающими, чем Правительство, которое, приняв формальное решение, никак не может уже почти 2 месяца завершить согласительные процедуры, – отметил Председатель Наблюдательного совета НП «АТС» Валентин Завадников. — Очевидно, что это оказывает сильное негативное воздействие на рынок, вводя неопределенность для его участников. Поэтому участники рынка, осознавая свою ответственность при принятии данного решения, хотят подтолкнуть Правительство к скорейшему принятию Постановления и запуску НОРЭМ».

История

Одновременно с созданием РАО «ЕЭС России» была организована оптовая торговля электрической энергией на Федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). ФОРЭМ представлял собой систему договорных отношений множества его участников (субъектов), связанных между собой единством технологического процесса производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии в ЕЭС России. Правовой основой функционирования ФОРЭМ являлись Федеральный закон от 14 апреля 1995 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 года № 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)».

Началом функционирования существующей модели оптового рынка электроэнергии в Российской Федерации считается 1 ноября 2003 года, дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24 октября 2003 года № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».

1 сентября 2006 года Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)» введена в действие новая модель оптового рынка электроэнергии и мощности переходного периода, получившая название НОРЭМ — новый оптовый рынок электроэнергии и мощности (сейчас употребительной является аббревиатура ОРЭМ). В настоящее время правила функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности регулируются Постановлением Правительства РФ №1172 от 27 декабря 2010 года.

Особенности электроэнергии как товара

Электроэнергия обладает особенностями, обусловленными её физическими свойствами, которые необходимо учитывать при организации рынка:

  • совпадение во времени процессов производства и потребления электроэнергии и равенство объема выработанной и потреблённой электроэнергии в каждый момент времени;
  • невозможность запасания электроэнергии в достаточных в масштабе энергосистемы количествах;
  • невозможность заранее точно оговорить объемы генерации и потребления электроэнергии;
  • невозможность с физической точки зрения определить, кто произвёл электроэнергию, использованную тем или иным потребителем.

На других рынках товарной продукции кратковременный дисбаланс между производством и потреблением не приводит к потере устойчивости рынка, поскольку может быть устранён за счет складских запасов или товаров-заменителей. Рынок электроэнергии может нормально функционировать только при условии, что в каждый момент времени обеспечивается баланс производства и потребления.

На практике производители и потребители электроэнергии допускают отклонения от своих обязательств по генерации и потреблению электроэнергии. Наличие не только краткосрочных (в пределах часа, суток и т. п.), но и сезонных (в течение года) колебаний нагрузки в сочетании с тем обстоятельством, что располагаемая мощность электростанций должна превышать с требуемым резервом величину годового максимума нагрузки, приводит к тому, что в течение года некоторый объем генерирующей мощности недогружен. Диспетчер, управляющий работой энергосистемы, не в состоянии регулировать в режиме реального времени отпуск электроэнергии потребителям в соответствии с договорами на поставку, и потребитель может отбирать электроэнергию с существенными отклонениями от договорных обязательств. Необходимость оперативного балансирования энергосистемы в условиях переменной нагрузки требует наличия определенного числа маневренных электростанций, способных быстро и в широких пределах менять величину выработки электроэнергии. В последнее время также применяются различные модели управления спросом на электроэнергии, позволяющие привлекать потребителей к обеспечению баланса производства и потребления.

Невозможность создания запасов готовой продукции приводит к необходимости создания резервов генерирующих мощностей, пропускной способности электрических сетей и запасов топлива на электростанциях. Величина резервов нормируется, а затраты на поддержание резервов включаются в стоимость электроэнергии.

Основные принципы организации оптового рынка

Мощность и электроэнергия, несмотря на несомненную взаимосвязь, рассматриваются как отдельные товары. Реализация мощности представляет собой обязательство и возможность поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объёме, необходимом для удовлетворения потребности потребителя в электроэнергии, в то время как реализация электроэнергии представляет собой физическую поставку электроэнергии потребителю.

Новая модель рынка электроэнергии предполагает существование трёх секторов торговли электроэнергией:

  • долгосрочных двусторонних договоров;
  • рынок на сутки вперёд (РСВ);
  • балансирующий рынок (БР).

На рынке долгосрочных двусторонних договоров торговля электрической энергией осуществляется по регулируемым договорам (РД) и свободным двусторонним договорам (СДД). В секторе регулируемых договоров Федеральная служба по тарифам устанавливает тарифы на электроэнергию, поставляемую на оптовый рынок и покупаемую с рынка. Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, продаются по свободным ценам в рамках свободных двусторонних договоров и рынка «на сутки вперед». В рамках свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Основой рынка «на сутки вперед» является проводимый ОАО «Администратор торговой системы» конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. При возникновении отклонений от запланированных на сутки вперед объемов поставки, участники покупают или продают их на балансирующем рынке.

В новой модели рынка регулируемые договоры фактически заменили существовавший ранее регулируемый сектор рынка электроэнергии. Одномоментная либерализация оптового рынка электроэнергии могла привести к существенным изменениям уровня цен на электроэнергию, влияющим на конкурентоспособность как потребителей, так и производителей электроэнергии. Поэтому либерализация рынка проводилась постепенно до 2011 года путём снижения объемов двухсторонних регулируемых договоров два раза в год. С 1 января 2011 года в пределах ценовых зон оптового рынка регулируемые договоры заключаются только в отношении объёмов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению категориям потребителей, а также гарантирующим поставщикам, действующим на территории республик Северного Кавказа, Республики Тыва и Республики Бурятия.

Ценовые и неценовые зоны

Оптовый рынок разделён на две ценовые зоны:

  • Европейская часть России и Урал;
  • Сибирь.

Территории Российской Федерации, на которых по тем или иным причинам функционирование конкурентного рынка невозможно, отнесены к неценовым зонам (Архангельская область, Калининградская область, республика Коми были отнесены к первой неценовой зоне, энергосистема Востока на территории Дальневосточного федерального округа — ко второй неценовой зоне). Торговля электроэнергией в неценовых зонах осуществляется исходя из регулируемых цен и имеет ряд специфических особенностей, к примеру, наличие модели единого закупщика. Есть перечень территорий РФ, на которых оптовый рынок отсутствует, т. н. изолированные территории. К ним относят Камчатку, Сахалин, Магаданскую область. На данных территориях энергетические компании не разделены по видам бизнеса и организованы в АО.

Рынок электроэнергии

Рынок двусторонних договоров

На рынке двусторонних договоров торговля электрической энергией осуществляется по регулируемым (РД) и свободным двусторонним договорам (СДД). В секторе регулируемых договоров ФАС России устанавливает тарифы на электроэнергию, поставляемую на оптовый рынок и покупаемую с рынка. Поставщиков и покупателей — контрагентов по регулируемым договорам определяет Администратор торговой системы.

При заключении свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объёмы поставки. Поставщики электроэнергии обязаны поставить объём электроэнергии, предусмотренный договором, либо произведя его на собственных генерирующих объектах, либо приобретя его по свободным двусторонним договорам или на РСВ.

Рынок на сутки вперёд

На РСВ продаются (покупаются) лишние (недостающие) объёмы планового почасового производства/потребления электроэнергии относительно объёмов регулируемых договоров.

На РСВ торговля электроэнергией происходит по цене, устанавливающейся под влиянием спроса и предложения. Равновесная цена электрической энергии определяется на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии соответствующей ценовой зоны с учётом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии. Проведение конкурентного отбора заявок и определение планового производства и потребления электроэнергии участниками рынка включает три основных этапа. На первом этапе Администратор торговой системы получает от Системного оператора актуализированную расчётную модель энергосистемы, включающую в себя схему, выбранный состав работающего оборудования, ограничения и другие параметры. На втором этапе поставщики подают ценовые заявки для каждого часа операционных суток, в которых указана цена, по которой он может продавать объём электроэнергии не выше указанного для каждой группы точек поставки поставщика. Допускается подача ценопринимающих заявок, в которых поставщики не указывают цену электроэнергии, соглашаясь продавать электроэнергию по сложившейся в результате конкурентного отбора заявок цене. Покупатели также для каждого часа операционных суток подают заявки, отражающие их готовность купить в группе точек поставки электроэнергию по цене и в объеме, не выше указанных в заявке. Покупатели также могут подавать ценопринимающие заявки. Подавая ценопринимающие заявки, поставщики и покупатели могут увеличить вероятность того, что их заявки будут приняты. Администратор торговой системы на основании данных, полученных от Системного оператора, и заявок участников рынка определяет для каждой ценовой зоны почасовые равновесные цены и объемы выработанной и потреблённой электроэнергии, формируя торговый график. При проведении конкурентного отбора Администратор торговой системы включает в торговый график объёмы электроэнергии поставщиков, на которые в заявках указана наиболее низкая цена, и объёмы электроэнергии покупателей, на которые указана наиболее высокая цена. Равновесную цену определяет максимальное ценовое предложение электростанции, заявленные объемы электроэнергии которой ещё востребованы рынком. На третьем этапе Администратор торговой системы передаёт сформированный торговый график Системному оператору для ведения режима энергосистемы. Производители электроэнергии, ценовые заявки которых оказались выше равновесной цены, и потребители, ценовые заявки которых оказались ниже равновесной цены, в торговый график не включаются. В случае если в результате конкурентного отбора часть или весь объём планируемого производства (потребления) не включён в торговый график, участник может либо ограничить своё производство (потребление) на уровне торгового графика, либо выработать (потребить) недостающий объем на балансирующем рынке.

Балансирующий рынок

Балансирующий рынок представляет собой рынок отклонений фактического почасового производства и потребления электроэнергии от планового торгового графика и предназначен для обеспечения баланса производства и потребления в реальном времени. Генераторы, изменившие производство электроэнергии по инициативе Системного оператора, получают премию. Генераторы, снизившие производство по собственной инициативе, и потребители, увеличившие нагрузку, нагружаются дополнительной платой. На балансирующем рынке поставщики подают заявки Системному оператору на загрузку (отклонение «вверх») и разгрузку (отклонение «вниз») своих мощностей по сравнению с плановыми объёмами, сформировавшимися на РСВ. В заявках указываются цены и возможные объемы увеличения производства электроэнергии, а также цены за отклонение «вниз» по инициативе Системного оператора. Заявки потребителей на возможное снижение нагрузки рассматриваются наравне с заявками генерирующих компаний на увеличение производства. При возникновении небаланса в энергосистеме Системный оператор увеличивает производство электроэнергии или ограничивает нагрузку потребителей-регуляторов, начиная с указавших минимальные цены в заявках.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Рынок мощности

Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требовать от продавцов мощности поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке электроэнергии.

Рынок мощности позволяет избежать дефицита мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сформировать у собственников генерирующего оборудования обязательства по поддержанию мощностей в состоянии готовности к работе, а также возместить часть условно-постоянных издержек при эксплуатации генерирующих объектов. За счет функционирования рыночных механизмов, учитывающих доходность на инвестированный капитал, повышается инвестиционная привлекательность строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики.

Целью формирования рынка мощности является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику, обеспечивающих создание новых генерирующих мощностей в объёме, достаточном для удовлетворения спроса на электроэнергию и поддержания необходимого уровня надёжности энергоснабжения. Отбор поставщиков мощности производится Системным оператором на основе конкурентного отбора ценовых заявок на продажу мощности. Поставщики, отобранные в результате конкурентного отбора, получают гарантию востребованности их мощности. В период действия этой гарантии продажа мощности может осуществляться по свободным двусторонним договорам с одновременной продажей электроэнергии на конкурентном рынке либо тарифным способом по цене, указанной поставщиком в ценовой заявке с одновременной продажей электроэнергии по тарифу, устанавливаемому ФСТ.

Долгосрочный рынок мощности предусматривает:

  • покупку/продажу мощности, отобранной по итогам конкурентного отбора мощности (КОМ), по договорам купли-продажи мощности, заключённым по итогам КОМ;
  • покупку/продажу мощности по свободным договорам купли/продажи мощности, в том числе на бирже (СДМ);
  • покупку/продажу мощности новых объектов тепловой генерации по договорам о предоставлении мощности (ДПМ) и по договорам купли-продажи мощности новых атомных электростанций и тепловых электростанций, аналогичным ДПМ.
  • покупку/продажу мощности генерирующих объектов, отнесённым к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме (вынужденные генераторы);
  • покупку/продажу мощности по регулируемым договорам (РДМ) (в отношении поставок населению и приравненным к населению категориям потребителей);
  • покупку/продажу мощности генерирующих объектов, определённых по результатам конкурсов и отборов инвестиционных проектов.

В долгосрочном рынке КОМ производится исходя из формируемого системным оператором ЕЭС прогноза спроса на соответствующий период поставки. В случае превышения фактического спроса на мощность над прогнозным возможно проведение корректирующего конкурентного отбора.

В ходе КОМ в первую очередь отбираются мощности, введённые по ДПМ с объектами тепловой генерации, а также по аналогичным ДПМ договорам с атомными электростанциями и гидроэлектростанциями. Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается, за исключением мощности генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы). Мощность вынужденных генераторов оплачивается по тарифу, установленному ФСТ.

В декабре 2010 года закончилась первая кампания по подписанию ДПМ. Объект тепловой генерации, введённый по ДПМ, получает гарантию оплаты мощности на 10 лет, обеспечивающую возврат капитальных затрат и оговорённых эксплуатационных расходов. Для договоров, аналогичных ДПМ, заключаемых с атомными электростанциями и гидроэлектростанциями, гарантия оплаты мощности составляет 20 лет.

Рынок системных услуг

Рынок системных услуг используется в качестве механизма обеспечения надежности функционирования энергетической системы и качества электрической энергии. В разных странах рассматривают различные типы системных услуг. Основными из них являются следующие:

  • первичное и вторичное регулирование частоты электрического тока;
  • регулирование напряжения;
  • поддержание резервов мощности;
  • возможность запуска генерирующего объекта без внешнего источника электрической энергии;
  • регулирование нагрузки потребителей;
  • противоаварийное управление.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 117 от 3 марта 2010 г. утверждены правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг. Данным постановлением определены 4 вида услуг по обеспечению системной надежности:

  • услуги по нормированному первичному регулированию частоты с использованием генерирующего оборудования электростанций;
  • услуги по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций (за исключением гидроэлектростанций установленной мощностью более 100 МВт);
  • услуги по регулированию реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, на котором в течение периода оказания соответствующих услуг не производится электрическая энергия;
  • услуги по развитию систем противоаварийного управления в Единой энергетической системе России.

Организация отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оплата таких услуг, а также координация их действий по оказанию услуг по обеспечению системной надежности осуществляются Системным оператором.

Участники оптового рынка

Участники оптового рынка —

  • поставщики электрической энергии и мощности (генерирующие компании или организации, имеющие право продажи производимой на генерирующем оборудовании электрической энергии (мощности), организации, осуществляющие экспортно-импортные операции) и
  • покупатели электрической энергии и мощности, получившие статус субъектов оптового рынка и право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке (Постановление Правительства РФ № 1172 «Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности»):
    • энергосбытовые организации,
    • крупные потребители электрической энергии (мощности),
    • гарантирующие поставщики(энергоснабжающие организации),
    • организации, осуществляющие экспортно-импортные операции

Субъекты оптового рынка

В состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности —

  • поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и
  • покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике»,
  • «Совет рынка»,
  • коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка,
  • организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

По состоянию на 01.01.2012 г. в реестр субъектов оптового рынка внесены:

  • 113 генерирующих организаций,
  • 134 гарантирующих поставщика,
  • 113 энергосбытовых организаций,
  • 113 крупных потребителей,
  • 1 организация с экспортно-импортными функциями (ПАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»),
  • 4 инфраструктурные организации (АО «СО ЕЭС», ПАО «ФСК ЕЭС», НП «Совет рынка», АО «АТС»).

Для сравнения, по состоянию на 31.12.2007 г. в реестре субъектов оптового рынка были зарегистрированы среди гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций 71 и 32 организации соответственно.

Примечания

  1. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями)
  2. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  3. Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)» (с изменениями
  4. 1 2 Постановление Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода»
  5. Суточные индексы и объемы (Первая ценовая зона) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2016. Архивировано 30 мая 2009 года.
  6. «Теоретические и практические основы рынка электроэнергии»: учеб. пособие / Б. К. Максимов, В. В. Молодюк. — М.: Издательский дом МЭИ, 2008. — 292 с., ил.
  7. Системный оператор Единой энергетической системы: Обеспечение работы рынков. so-ups.ru. Дата обращения 15 мая 2016.
  8. Реестр субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) (недоступная ссылка). Дата обращения 7 июля 2009. Архивировано 30 июня 2009 года.
  9. Рейтинг гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, журнал «Энерго Рынок», № 05(54) май 2008г.

> См. также

  • Энергетика России
  • Совет рынка
  • Системный оператор
  • Администратор торговой системы (компания)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *