Роль государства в образовании

1.1 Принципы государственной политики в области образования

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует:

1) право каждого жителя РФ на образование;

2) общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях;

3) право бесплатно получить на конкурсной основе высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии;

4) обязательность основного общего образования; родители или лица, их заменяющие, обеспечивают его получение детьми;

5) установление Российской Федерацией федеральных государственных стандартов, поддержку основных форм образования и самообразования.5

Основной субъект социальной политики, государство, осуществляет декларированные Конституцией РФ социальные гарантии через следующие функции:

1) обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;

2) обеспечение политической устойчивости власти;

3) определение законодательной и нормативной базы социальной политики;

4) разработка целостной концепции, включающей в свою структуру ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (имеются в виду нормы, принципы, ресурсы, методы, координация, контроль, прогноз);

5) непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность иных субъектов социальной политики.

И все это невозможно осуществить без учета основополагающих ориентиров и принципов.

На сегодняшний день образовательная политика в России строится на принципах, сформулированных в ФЗ «Об образовании»:

– гуманистический характер образования с приоритетом таких общечеловеческих ценностей, как жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; привитие черт трудолюбия, гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма, любви к природе, семье;

– единство федерального образовательного и культурного пространства; защита и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве;

– общедоступность образования, соответствие его системы уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;

– светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

– свобода и плюрализм;

– демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;

– толерантность по отношению к социально незащищенным группам населения.6

Основополагающим моментом в условиях демократического общества становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и т.д. Ребенка следует признать субъектом права. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

Признав диктатуру личности ребенка, многие из творчески работающих педагогов органично вписались в новые образовательные процессы, направленные, прежде всего, на создание условий для востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умение выстраивать успешный личный маршрут развития личности.

И в целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако, к сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Целью средней школы является лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в обыденной жизни, при общении с другими людьми, для получения необходимой профессии.

Тем не менее, современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своей креативности (творческих способностей).

Основная цель образования сегодня – создание адаптивной окружающей среды для развития природосообразных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования.

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Одно из ее проявлений – интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.7

Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. К примеру, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего поступать в случае набора нужного числа баллов в любой вуз, вызывает споры, но соответствует тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

Апробированы альтернативы государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

В реализации прав граждан на бесплатное общее образование, в основном, выражаются государственные социальные гарантии обучающимся.

Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

Не стал исключением и приоритетный национальный проект «Образование».

Роль государства в сфере образования. Система государственных органов управления образованием

Введение

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Основные принципы образовательной политики в России определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования

Согласно статьи 24 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» управление системой высшего и послевузовского профессионального образования относится к компетенции следующих органов.

Федеральное Собрание Российской Федерации;

Президент Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, как структурный элемент системы высшего и послевузовского профессионального образования обладают необходимым качеством обособленности по отношению ко всей системе. Их деятельность регулируется разнообразными законодательными и подзаконными правовыми актами.

Исследование этих актов позволит выявить существующие недостатки в правовом регулировании деятельности государственных органов управления образованием.

В ФЗ «О ВППО» содержится глава IV «Управление системой ВППО», закрепляющая полномочия Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования. Вместе с тем в указанной главе законодатель никак не отразил полномочия Президента РФ. Исходя из конституционно-правового статуса, Президент РФ является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина (права на образование), определяет основные направления внутренней политики государства, наделен широкими полномочиями в отношении Правительства РФ. Это позволяет ему оказывать управленческое воздействие на сферу образования: давать поручения Правительству РФ, издавать правовые акты управления, а также осуществлять иные полномочия, установленные в действующем законодательстве. Так, в сфере ВППО Президент РФ непосредственно осуществляет следующие полномочия: назначает руководителя образовательного учреждения, в том числе назначает и освобождает от должности ректоров МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета; утверждает перечень федеральных государственных образовательных учреждений, которые вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 24 ФЗ «О ВППО» Президент РФ осуществляет разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, посредством утверждения положений об указанных органах. В целях улучшения качества ВППО Президентом РФ за последнее время были приняты Указы «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ» и «О стипендиях Президента РФ для студентов, аспирантов, адъюнктов, слушателей и курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования». Систематизация полномочий Президента РФ в сфере управления системой ВППО в соответствующей главе ФЗ «О ВППО» позволит в полной мере отразить структуру органов управления в действующем законодательстве.

В п. 1 ст. 24 ФЗ «О ВППО» говорится о полномочиях Федерального Собрания в области высшего и послевузовского образования. По Конституции РФ самостоятельной компетенцией наделяется не Федеральное Собрание, а его палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, поэтому такая формулировка является некорректной. Являясь законодательными органами, палаты Федерального Собрания сами разрабатывают, принимают законы об образовании и вносят в них изменения, а также ратифицируют международные договоры. Такие полномочия позволяют органам федеральной законодательной власти контролировать и влиять на решения остальных органов законодательной инициативы (Президента РФ, Правительства РФ, отдельных депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации и других) посредством внесения изменений в предлагаемые этими органами законопроекты или их отклонения.

В наиболее общем виде полномочия Правительства РФ в сфере образования закреплены в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Так, в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования. На основании Федерального конституционного закона Правительство РФ в сфере образования обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования. Полномочия Правительства РФ были конкретизированы п. 2 ст. 24 ФЗ «О ВППО».

Сегодня вузы находятся в ведении различных министерств и ведомств. Распределение однородных управляемых объектов, которыми являются образовательные учреждения, по различным системам органов управления (Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и др.) осуществляется Президентом РФ и Правительством РФ и обусловливает наличие надведомственных полномочий органа управления высшим образованием.

В п. 3 ст. 24 ФЗ «О ВППО» говорится о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также закрепляется перечень полномочий этого органа. Таким органом, имеющим надведомственные полномочия, является Министерство образования и науки Российской Федерации (далее — Минобрнауки). Правительство РФ наделило Минобрнауки полномочиями, закрепленными в Положении о нем. В соответствии с п. 1 раздела I Положения Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Функция по нормативно-правовому регулированию в сфере образования в Положении представлена наиболее широко. Так, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты по установленному перечню вопросов, состоящему из 81 пункта. Если его внимательно проанализировать, то непосредственно к регулированию в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся вопросы об установлении: перечня профессий и направлений подготовки (специальностей), по которым осуществляется образование, а также показателей деятельности вуза; вступительных испытаний и порядка приема в вуз; федеральных государственных образовательных стандартов; типовых положений об образовательных учреждениях и их филиалах, положений о докторантах, аспирантах и соискателях; проведения государственной (итоговой) аттестации, проверки экзаменационных работ и применения системы оценки результатов, а также порядка подачи и рассмотрения апелляции и другие.

Таким образом, в современной России сложилась такая правовая ситуация, когда управленческие полномочия одного и того же органа исполнительной власти регламентируются двумя разными по юридической силе правовыми актами — федеральным законом и постановлением Правительства РФ, при этом нормы последнего не должны противоречить первому, а могут лишь раскрывать их содержание. Например, в соответствии с п. 3 ст. 24 ФЗ «О ВППО» в перечень полномочий Минобрнауки входит утверждение положения о подготовке научно-педагогических работников, в том числе научных работников, и утверждение положения о порядке замещения должностей научно-педагогического персонала. Указанные полномочия отражены в разделе II Положения о Минобрнауки и вместе с тем расширены указанием на возможность принятия нормативно-правовых актов о проведении аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников (п. 5.2.70), а также о порядке, видах и формах повышения квалификации научно-педагогических работников (п. 5.2.72).

Однако при сравнении указанных правовых актов замечаем, что многие полномочия закреплены лишь в Положении о Минобрнауки, а некоторые, закрепленные первоначально в Законе, не находят продолжения в Положении. Таким примером может послужить законодательно установленное полномочие Минобрнауки по содействию развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области ВППО, которое не встречается в тексте Положения. Становится понятно, что перечень полномочий Минобрнауки в силу постоянного обновления его функций может продолжить изменяться, что в сложившейся ситуации заставит вносить поправки в действующее законодательство. Это может быть также следствием событий начала весны 2010 г., когда Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию, длительное время находящиеся в ведении Министерства, на основании Указа Президента РФ были упразднены, а их функции переданы самому Министерству. Это обстоятельство в итоге и послужило принятию нового Постановления Правительства о Минобрнауки, в котором перераспределенные функции были учтены. Выходом из этой ситуации может послужить отказ законодателя от закрепления в ФЗ «О ВППО» полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с обязательным указанием в тексте Закона на наличие Положения об этом органе. В самом Положении все полномочия органа управления образованием должны быть отражены и систематизированы.

Минобрнауки имеет в своем ведении Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор), в отношении которых в соответствии с п. 2 раздела I указанного Положения осуществляет функцию по координации и контролю деятельности. Рособрнадзор, исходя из возложенных на него функций, наделен широкими полномочиями по контролю и надзору в сфере высшего и послевузовского образования, а также иными полномочиями в данной сфере. В п. 4 ст. 24 ФЗ «О ВППО» законодатель по аналогии с Минобрнауки, раскрывая полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, не дает названия федеральной службы. Однако, как и в случае с Минобрнауки, в Положении о Рособрнадзоре эти полномочия раскрываются более подробно и зачастую дублируют содержащиеся в Законе.

Помимо вышеуказанных универсальных органов управления, некоторые другие федеральные органы исполнительной власти также имеют полномочия в сфере управления ВППО. Как мы уже отмечали, многие образовательные учреждения в России находятся в ведении различных министерств и ведомств (МВД, Минобороны, Минюст, Минкульт, Минздрав, МИД и др.), которые в соответствии со ст. 11 Закона РФ «Об образовании» являются их учредителями. Такие образовательные учреждения принято называть ведомственными, т.е. вузами, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти. Существующая отраслевая система управления ведомственными образовательными учреждениями в наибольшей степени отвечает задачам подготовки специалистов для органов исполнительной власти, поскольку обучение в них связано одновременно с прохождением службы и подчинением соответствующим уставам, позволяет успешно решать вопросы с организацией практики и последующим трудоустройством выпускников и т.д.

В соответствии с п. 5 ст. 24 ФЗ «О ВППО» разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся вузы, устанавливается положениями о соответствующих органах, утвержденными Президентом РФ или Правительством РФ. В реальности выясняется, что в положениях о федеральных органах исполнительной власти фактически отсутствуют нормы, посвященные разграничению полномочий в отношении высших учебных заведений. Так, в Положении об МВД России <10> непосредственно не говорится о наделении последнего функцией в области образования. В нем лишь упомянуто о том, что МВД России организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России. Эту деятельность МВД России осуществляет через входящие в его систему научно-исследовательские и образовательные учреждения.

Заключение

Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение предусмотренных на образование ассигнований, утверждает Федеральную программу развития образования в стране, контролирует основные этапы ее реализации, осуществляет международные связи. Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают разработку и реализацию стратегии государственной политики в образовательной области, ее законодательного закрепления и иного организационного и правового оформления.

К компетенции Правительства РФ отнесено установление порядка лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; определение порядка разработки, утверждение и введение государственных образовательных стандартов, и ряд других функций и полномочий, вытекающих из норм и требований Конституции РФ, федеральных законов и соглашений высших органов управления России и субъектов Федерации по вопросам государственной организации системы, структуры и содержания образования в Российской Федерации.

Отраслевыми органами в системе государственного управления образованием в Российской Федерации являются: Министерство образования и науки РФ и все иные федеральные министерства и ведомства, имеющие в своей системе образовательные учреждения отраслевого профиля; государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) органы управления образованием, которые создаются по решению органов местного самоуправления.

Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координирующим в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными и субъектов Федерации государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, Российской академией образования, иными отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, научными организациями, молодежными и детскими общественными объединениями и организациями. В ведении Министерства образования и науки РФ состоят действующие на основе специальных Положений, утвержденных постановлениями Правительства РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию.

Таким образом, существующая и рассмотренная нами законодательная система призвана обеспечивать все уровни управления ВППО, и особенно их ориентацию на решение задач социального, государственного значения.

Однако слабым местом в построении и деятельности государственных органов управления образованием остаются неопределенные и зачастую расплывчатые юридические характеристики их функций и полномочий, а также взаимоотношений между собой. Налицо дублирование полномочий в разных нормативно-правовых актах у одних из них, у других же фактическое отсутствие или незначительное отражение.

В последнем случае требуется расширение перечня полномочий федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении учебные заведения, с отражением их в тексте положений об этих органах.

Предложенные нами меры по систематизации законодательных и подзаконных актов должны послужить более качественному выполнению органами управления образованием возложенных на них функций.

Список литературы

государственный управление образование власть

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Парламентская газета», N 4, 23-29.01.2009.

2. ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (в ред. от 30.12.2008) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712. Ст. 17.

3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // «Собрание законодательства РФ», 26.08.1996, N 35, ст. 4135

4. Указ Президента РФ от 26.05.2009 N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 22. Ст. 2698.

5. Указ Президента РФ от 14.02.2010 N 182 (в ред. от 22.06.2010) «О стипендиях Президента РФ для студентов, аспирантов, адъюнктов, слушателей и курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования» // СЗ РФ. 2010. N 8. Ст. 837.

6. Указ Президента РФ от 04.03.2010 N 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1057.

7. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 337 «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» (вместе с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации) // СЗ РФ. 2010. N 21. Ст. 2603.

8. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» (в ред. от 08.08.2009) // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2670.

9. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (постатейный) под ред. А.Н. Козырина / Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009.

10. Васильев Ф.П., Большаков М.С. Функционирование государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием // Административное право и процесс», 2010, N 6.

Роль государства в становлении и развитии системы образования

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине

«Нормативно – правовое обеспечение образования»

Принципы государственной политики в области образования.

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образованияв государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании(проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций);

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Роль государства в становлении и развитии системы образования

Государство оказало существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы.

Создание условий для повышения качества общего образования

Базовое звено образования — общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом.

3. Конституция РФ как основа правового регулирования сферы образования.

В сфере образования Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование. Однако не исключается платное образование, как в государственных, так и в негосударственных, частных учебных заведениях. Статья 43 Конституции РФ. устанавливает право граждан на образование в российских вузах так же определяет право каждого гражданина на получение образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях устанавливает наличие муниципальных образовательных учреждений с целью обеспечения государственных гарантий личных прав граждан на образование.
обеспечения конституционных прав граждан на получение образования является государственная образовательная политика – как направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения соответствующих стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Объектом образовательной политики является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее, высшее и т.д.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *