Содержание
- Требования к помещениям и оборудованию
- Требования к организации учебного процесса
- В начале 2018 года были внесены изменения в СанПин для школы
- Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
- Аналитическая справка по соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-воспитательном процессе и обеспечению охраны жизни и здоровья
Требования к помещениям и оборудованию
СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:
- что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся
- между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;
школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников;
- кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
- классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
- температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
- часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.
Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.
Требования к организации учебного процесса
Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.
Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.
СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.
Допускается:
- для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
- для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
В начале 2018 года были внесены изменения в СанПин для школы
Изменения затронули требования к помещениям и оборудованию:
- на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
- если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
- не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).
Школьный общепит также должен соответствовать определенных требованиям:
- свободный доступ к водоснабжению;
- питьевая вода и продукты питания должны проходить контроль качества;
- работники столовой дважды в год должны проходить медицинский осмотр и т.д.
Специфика образовательного процесса:
- количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
- документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
- учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
- учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.
Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.
Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования — на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1-4 классов
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) |
Математика | 8 |
Русский (национальный, иностранный язык) | 7 |
Природоведение, информатика | 6 |
Русская (национальная) литература | 5 |
История (4 классов) | 4 |
Рисование и музыка | 3 |
Труд | 2 |
Физическая культура | 1 |
Таблица 2
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) | ||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Химия | — | — | 13 | 10 | 12 |
Геометрия | — | — | 12 | 10 | 8 |
Физика | — | — | 8 | 9 | 13 |
Алгебра | — | — | 10 | 9 | 7 |
Экономика | — | — | — | — | 11 |
Черчение | — | — | — | 5 | 4 |
Мировая художественная культура (МХК) | — | — | 8 | 5 | 5 |
Биология | 10 | 8 | 7 | 7 | 7 |
Математика | 10 | 13 | — | — | — |
Иностранный язык | 9 | 11 | 10 | 8 | 9 |
Русский язык | 8 | 12 | 11 | 7 | 6 |
Краеведение | 7 | 9 | 5 | 5 | — |
Природоведение | 7 | 8 | — | — | — |
География | — | 7 | 6 | 6 | 5 |
Граждановедение | 6 | 9 | 9 | 5 | — |
История | 5 | 8 | 6 | 8 | 10 |
Ритмика | 4 | 4 | — | — | — |
Труд | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Литература | 4 | 6 | 4 | 4 | 7 |
ИЗО | 3 | 3 | 1 | 3 | — |
Физическая культура | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Экология | 3 | 3 | 3 | 6 | 1 |
Музыка | 2 | 1 | 1 | 1 | — |
Информатика | 4 | 10 | 4 | 7 | 7 |
ОБЖ | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Таблица 3
Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) | Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) |
Физика | 12 | Информатика, Экономика | 6 |
Геометрия, химия | 11 | История, Обществознание, МХК | 5 |
Алгебра | 10 | Астрономия | 4 |
Русский язык | 9 | География, Экология | 3 |
Литература, иностранный язык | 8 | ОБЖ, Краеведение | 2 |
Биология | 7 | Физическая культура | 1 |
Аналитическая справка по соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-воспитательном процессе и обеспечению охраны жизни и здоровья
Аналитическая справка
по соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-воспитательном процессе и обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся КГУ «Днепропетровская средняя школа»
в 2018-2019уч. году
Цель: проверить качество работы по соблюдению санитарно-гигиенических норм и обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
Сроки: 5-11 сентября 2018 года
Проверку осуществляли:
Искакова Г.Е. – заместитель директора по УВР;
Сахьяа А.А. – заместитель директора по ВР;
Ермакович Т.А. – заместитель директора по АХЧ.
В ходе проверки осуществлялся контроль за:
-
подготовкой кабинетов к новому учебному году;
-
санитарным состоянием учебных кабинетов и рекреаций, обеспечением влажной уборки кабинетов и рекреаций;
-
регулярностью проветривания учебных кабинетов и помещений;
-
обеспечением необходимого освещения, подбором школьной мебели в зависимости от возраста учащихся;
-
организацией работы педколлектива по предупреждению несчастных случаев и травматизма;
-
составлением расписания уроков, за соблюдением режима учебы и отдыха учащихся, наличием динамических пауз на уроках.
Выводы:
На момент проверки санитарное состояние помещений школы соответствует требованиям СанПиН. Кабинеты и рекреации ежедневно поддерживаются в чистоте и порядке, проводится ежедневная влажная уборка. Температура воздуха в классных кабинетах, спортивном зале, библиотеке, актовом зале, столовой, рекреациях, поддерживается в пределах 18 – 240С. Необходимый воздушно-тепловой режим классов не обеспечивается качественным проветриванием классов из-за отсутствия форточек, рекреационные помещения и коридоры обеспечиваются сквозным проветриванием. Для контроля температурного режима некоторые учебные кабинеты оснащены бытовыми термометрами.
Благоприятный световой режим способствует сохранению общей и зрительной работоспособности. Во всей школе освещение соответствует требованиям СанПиН. Одним из основных гигиенических требований к
учебному процессу является соответствие размеров мебели росту ребенка. Не во всех кабинетах это выполняется. Вся мебель в кабинетах промаркирована.
В целях обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического, теплового, светового и противопожарного режима в школе проводятся следующие мероприятия:
-
Инструктаж сотрудников и учащихся школы по технике безопасности и правилам пожарной безопасности.
-
Систематический контроль состояния теплового, светового и противопожарного режима школы.
-
Обеспечение школы противопожарным инвентарем в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности.
-
Обеспечение выполнения светового режима в соответствии с нормами СанПиН.
-
Обеспечение школы моющими средствами инвентарем для проведения уборок в школе.
-
Контроль администрации за деятельностью по поддержанию надлежащего санитарно-гигиенического состояния школы.
В целях сохранности имущества школы и поддержания его в надлежащем состоянии в школе систематически проводится инструктаж учащихся и рейды по проверке состояния учебных кабинетов. Проводится работа по поддержанию ТСО в рабочем и безопасном для окружающих состоянии.
В целях укрепления безопасности учащихся и сотрудников школы, а также в целях предотвращения террористических актов, в школе осуществляется круглосуточная охрана. Классными руководителями ежемесячно проводятся занятия по правилам дорожного движения.
Организация учебно-воспитательного процесса соответствует правилам и нормам СанПиНа. Строго соблюдаются нормативы максимальной аудиторной нагрузки и нормативы времени, отводимого на выполнение обязательной части домашней работы, а также иные гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса, установленного санитарными правилами.
В школе функционируют 10 учебных кабинетов:
— кабинет биологии
-кабинет физики
— кабинет географии
-кабинет русского языка и литературы
— кабинет математики
— кабинет ЛМК
-кабинет НВП
— кабинет казахского языка и литературы
— 3 кабинета начального звена
— кабинет предшкольного класса
— кабинет материальных технологий (мастерская)
— спортивный зал,
При расстановке мебели в учебных кабинетах соблюдены размеры проходов между рядами и расстояний от стены.
Из 10 учебных кабинетов 7 кабинетов оборудованы интерактивными досками, проекционным оборудованием.
Работают столовая, в которых организовано разовое горячее питание учащихся.
В школе работает медработник, которые организуют медицинский и мониторинг состояния здоровья детей. Психологическая служба отсутствует по причине отсутствия специалиста
Рекомендации:
1. Администрации школы отметить высокую ответственность по обеспечению санитарно-гигиенических условий для осуществления образовательного процесса учителей и классных руководителей: Долгополову Д.В., Коровко Н.А., Лысак Л.С., Зайцеву И.И.
2. Классным руководителям провести разъяснительную, санитарно-просветительскую работу среди учащихся, их родителей об организации противоэпидемиологических, профилактических мероприятий в связи с сезонным подъёмом заболеваемости гриппом.
3. Всем заведующим кабинетами усилить контроль за соблюдением техники безопасности в кабинетах.
Зам. директора по УВР: Искакова Г.Е.