Санитарно гигиенические нормы в школе

Требования к помещениям и оборудованию

СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:

  • что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся
  • между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;

школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников;

  • кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
  • классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
  • температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
  • часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.

Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.

Требования к организации учебного процесса

Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.

СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

Допускается:

  • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
  • для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

В начале 2018 года были внесены изменения в СанПин для школы

Изменения затронули требования к помещениям и оборудованию:

  • на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
  • если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
  • не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).

Школьный общепит также должен соответствовать определенных требованиям:

  • свободный доступ к водоснабжению;
  • питьевая вода и продукты питания должны проходить контроль качества;
  • работники столовой дважды в год должны проходить медицинский осмотр и т.д.

Специфика образовательного процесса:

  • количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
  • документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
  • учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
  • учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.

Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования — на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Математика 8
Русский (национальный, иностранный язык) 7
Природоведение, информатика 6
Русская (национальная) литература 5
История (4 классов) 4
Рисование и музыка 3
Труд 2
Физическая культура 1

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Химия 13 10 12
Геометрия 12 10 8
Физика 8 9 13
Алгебра 10 9 7
Экономика 11
Черчение 5 4
Мировая художественная культура (МХК) 8 5 5
Биология 10 8 7 7 7
Математика 10 13
Иностранный язык 9 11 10 8 9
Русский язык 8 12 11 7 6
Краеведение 7 9 5 5
Природоведение 7 8
География 7 6 6 5
Граждановедение 6 9 9 5
История 5 8 6 8 10
Ритмика 4 4
Труд 4 3 2 1 4
Литература 4 6 4 4 7
ИЗО 3 3 1 3
Физическая культура 3 4 2 2 2
Экология 3 3 3 6 1
Музыка 2 1 1 1
Информатика 4 10 4 7 7
ОБЖ 1 2 3 3 3

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности) Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Физика 12 Информатика, Экономика 6
Геометрия, химия 11 История, Обществознание, МХК 5
Алгебра 10 Астрономия 4
Русский язык 9 География, Экология 3
Литература, иностранный язык 8 ОБЖ, Краеведение 2
Биология 7 Физическая культура 1

Аналитическая справка по соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-воспитательном процессе и обеспечению охраны жизни и здоровья

Аналитическая справка

по соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-воспитательном процессе и обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся КГУ «Днепропетровская средняя школа»

в 2018-2019уч. году

Цель: проверить качество работы по соблюдению санитарно-гигиенических норм и обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Сроки: 5-11 сентября 2018 года

Проверку осуществляли:

Искакова Г.Е. – заместитель директора по УВР;

Сахьяа А.А. – заместитель директора по ВР;

Ермакович Т.А. – заместитель директора по АХЧ.

В ходе проверки осуществлялся контроль за:

  • подготовкой кабинетов к новому учебному году;

  • санитарным состоянием учебных кабинетов и рекреаций, обеспечением влажной уборки кабинетов и рекреаций;

  • регулярностью проветривания учебных кабинетов и помещений;

  • обеспечением необходимого освещения, подбором школьной мебели в зависимости от возраста учащихся;

  • организацией работы педколлектива по предупреждению несчастных случаев и травматизма;

  • составлением расписания уроков, за соблюдением режима учебы и отдыха учащихся, наличием динамических пауз на уроках.

Выводы:

На момент проверки санитарное состояние помещений школы соответствует требованиям СанПиН. Кабинеты и рекреации ежедневно поддерживаются в чистоте и порядке, проводится ежедневная влажная уборка. Температура воздуха в классных кабинетах, спортивном зале, библиотеке, актовом зале, столовой, рекреациях, поддерживается в пределах 18 – 240С. Необходимый воздушно-тепловой режим классов не обеспечивается качественным проветриванием классов из-за отсутствия форточек, рекреационные помещения и коридоры обеспечиваются сквозным проветриванием. Для контроля температурного режима некоторые учебные кабинеты оснащены бытовыми термометрами.

Благоприятный световой режим способствует сохранению общей и зрительной работоспособности. Во всей школе освещение соответствует требованиям СанПиН. Одним из основных гигиенических требований к

учебному процессу является соответствие размеров мебели росту ребенка. Не во всех кабинетах это выполняется. Вся мебель в кабинетах промаркирована.

В целях обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического, теплового, светового и противопожарного режима в школе проводятся следующие мероприятия:

  • Инструктаж сотрудников и учащихся школы по технике безопасности и правилам пожарной безопасности.

  • Систематический контроль состояния теплового, светового и противопожарного режима школы.

  • Обеспечение школы противопожарным инвентарем в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности.

  • Обеспечение выполнения светового режима в соответствии с нормами СанПиН.

  • Обеспечение школы моющими средствами инвентарем для проведения уборок в школе.

  • Контроль администрации за деятельностью по поддержанию надлежащего санитарно-гигиенического состояния школы.

В целях сохранности имущества школы и поддержания его в надлежащем состоянии в школе систематически проводится инструктаж учащихся и рейды по проверке состояния учебных кабинетов. Проводится работа по поддержанию ТСО в рабочем и безопасном для окружающих состоянии.

В целях укрепления безопасности учащихся и сотрудников школы, а также в целях предотвращения террористических актов, в школе осуществляется круглосуточная охрана. Классными руководителями ежемесячно проводятся занятия по правилам дорожного движения.

Организация учебно-воспитательного процесса соответствует правилам и нормам СанПиНа. Строго соблюдаются нормативы максимальной аудиторной нагрузки и нормативы времени, отводимого на выполнение обязательной части домашней работы, а также иные гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса, установленного санитарными правилами.

В школе функционируют 10 учебных кабинетов:

— кабинет биологии

-кабинет физики

— кабинет географии

-кабинет русского языка и литературы

— кабинет математики

— кабинет ЛМК

-кабинет НВП

— кабинет казахского языка и литературы

— 3 кабинета начального звена

— кабинет предшкольного класса

— кабинет материальных технологий (мастерская)

— спортивный зал,

При расстановке мебели в учебных кабинетах соблюдены размеры проходов между рядами и расстояний от стены.

Из 10 учебных кабинетов 7 кабинетов оборудованы интерактивными досками, проекционным оборудованием.

Работают столовая, в которых организовано разовое горячее питание учащихся.

В школе работает медработник, которые организуют медицинский и мониторинг состояния здоровья детей. Психологическая служба отсутствует по причине отсутствия специалиста

Рекомендации:

1. Администрации школы отметить высокую ответственность по обеспечению санитарно-гигиенических условий для осуществления образовательного процесса учителей и классных руководителей: Долгополову Д.В., Коровко Н.А., Лысак Л.С., Зайцеву И.И.

2. Классным руководителям провести разъяснительную, санитарно-просветительскую работу среди учащихся, их родителей об организации противоэпидемиологических, профилактических мероприятий в связи с сезонным подъёмом заболеваемости гриппом.

3. Всем заведующим кабинетами усилить контроль за соблюдением техники безопасности в кабинетах.

Зам. директора по УВР: Искакова Г.Е.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *