Санитарно защитная зона железной дороги нормативы

Указанное вами противоречие требований пункта 8.20 свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Актуализированная редакция. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и пункта 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» имеет место.

Однако, требование эксперта о применении более жёсткого требования пункта 8.20 СП 42.13330.2011 правомерно именно потому, что этот пункт включён в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в данный перечень не включён и является лишь ссылочным документом, положения которого учитывались (но не дублировались) при подготовке СП 42.13330.2011(см. Приложение А), поэтому и должны применяться только в части, не противоречащей требованиям стандартов и сводов правил обязательного «Перечня..».

Более того, в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 года №232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в настоящее время органы Госсанэпиднадзора в процессе согласования проектной документации на объекты капитального строительства и объекты капитального ремонта не участвуют, а только осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор на стадии отвода земельного участка.

В действующей редакции статьи 44 Федерального закона № 52-ФЗ пункт 2 гласит:

«Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.»

По данному вопросу Роспотребнадзором письмом от 14 февраля 2007 г. № 0100/1541-07-32 даны соответствующие разъяснения, а именно:

«…Поскольку к полномочиям Роспотребнадзора и его территориальных органов Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) не отнесено осуществление деятельности по надзору за проектами строительства объектов, строящимися объектами и приемкой их в эксплуатацию, считаем целесообразным обратить особое внимание на осуществление санитарно-эпидемиологического надзора на стадии отвода земельного участка с целью исключения или минимизации неблагоприятных последствий в будущем.

На основании пункта 3 статьи 12 Закона предоставление земельных участков для строительства объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

Для целей отвода земельных участков под объекты различного функционального назначения рассмотрению подлежат материалы по оценке факторов среды обитания: инсоляции и освещенности, физическим факторам (шум, вибрация, электромагнитные излучения), загрязненности атмосферного воздуха, почвы, радиологические исследования, необходимые для оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в районе их размещения с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения в установленном порядке.

В связи с новой редакцией Кодекса и Закона, функции по экспертизе проектов строительства объектов (проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий) осуществляются органом исполнительной власти уполномоченным на проведение государственной экспертизы….»

Одновременно информирую, что особенности понятия «санитарный разрыв» в более расширенном виде обозначены разработчиком в предыдущей редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а именно пункт 2.12.1 гласит:

«2.12.1. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена устанавливаются санитарные разрывы. Санитарный разрыв определяется минимальным расстоянием от источника вредного воздействия до границы жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Санитарный разрыв имеет режим СЗЗ, но не требует разработки проекта его организации. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, ЭМП и др.)».

В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для каждого объекта хозяйственной деятельности, оказывающего химическое, физическое или биологическое воздействие на окружающую среду, должна быть установлена санитарно-защитная зона (СЗЗ). Главная задача СЗЗ – создать «подушку безопасности» между источником промышленного загрязнения или негативного физического воздействия и местом проживания людей.

Размеры этой зоны устанавливаются путем разработки специального проекта СЗЗ, который выступает обязательной частью проектной документации при строительстве и реконструкции промышленного предприятия. Уже после введения объекта в эксплуатацию законодательством предусмотрены конкретные основания, позволяющие пересмотреть размеры санитарно-защитной зоны.

Что такое сокращение СЗЗ?

Сокращение СЗЗ – это пересмотр размеров санитарно-защитной зоны предприятия, в соответствии с изменившимися технологиями и мощностями предприятия, природоохранными мероприятиями или установлением новых особенностей режима функционирования СЗЗ. Размер санитарно-защитной зоны будет пересмотрен в том случае, если руководству предприятия удастся доказать, что граница допустимых показателей загрязнения атмосферы и физического воздействия (шума, вибрации, электромагнитных излучений) по какой-либо причине приблизилась к источнику.

Сокращение размеров санитарно-защитной зоны может проводиться только при наличии весомых, подтвержденных документальными свидетельствами оснований. Для сокращения СЗЗ необходима разработка соответствующего проекта и его утверждение органами Роспотребнадзора и Главным санитарным врачом субъекта РФ или государства. При этом закон не устанавливает минимальный и максимальный порог сокращения СЗЗ, а значит отодвинуть границу зоны безопасности можно даже на несколько метров.

Когда необходимо сократить санитарно-защитную зону?

В соответствии с СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» пересмотр размеров СЗЗ обязательно производится при таких обстоятельствах:

  • Необходимость постройки объектов, размещение которых недопустимо на территории СЗЗ. Плотность городской застройки увеличивается с каждым годом, в связи с чем в наше время строительство жилых домов, спортивных объектов, образовательных и лечебно-профилактических учреждений нередко планируется в пределах СЗЗ, что недопустимо по закону. Если по результатам натурных измерений и проведения комплексного исследования удается установить, что санитарно-защитная зона может быть сокращена, это позволяет решить проблему городской застройки.
  • Изменение специфики предприятия, модернизация технологических процессов и оборудования, сокращение мощности производства. Развитие инновационных технологий и внедрение современных очистных систем позволяет существенно сократить вредоносное воздействие предприятия на окружающую среду и снизить риски для жизни и здоровья людей. Кроме того, с течением времени специфика предприятия может существенно меняться, технологический процесс корректироваться, а сырье становиться более безопасным. В связи с этим может быть пересмотрен класс опасности предприятия и соответственно размеры санитарно-защитной зоны.
  • Корректировка допустимых значений загрязнения по различным химическим веществам. В некоторых случаях на государственном уровне происходит пересмотр ПДУ (предельно допустимых уровней) и ПДК (предельно допустимых концентраций) по некоторым химическим веществам. Если деятельность предприятия связана с выбросом в окружающую среду конкретно этих химических веществ, санитарно-защитная зона должна быть пересмотрена в соответствии с новыми значениями ПДУ и ПДК.

Главным критерием пересмотра размера СЗЗ во всех описанных выше случаях остается официальное подтверждение безопасности для жизни и здоровья человека и окружающей среды на вновь установленное границе санитарно-защитной зоны.

Для чего нужен пересмотр размеров санитарно-защитной зоны?

Пересмотр границ СЗЗ необходим в первую очередь в связи с тем, что санитарно-защитная зона считается территорией с особенным режимом функционирования и эксплуатации. На территории СЗЗ не допускается строительство жилых построек и других объектов, используемых людьми, в силу высоких концентраций загрязняющих веществ или физических воздействий в виде акустических, вибрационных и электромагнитных факторов. В результате сокращения СЗЗ удается получить полезную площадь для застройки, что особенно важно в городских условиях.

Также следует понимать, что санитарно-защитная зона находится под ответственностью лиц, эксплуатирующих предприятие, и должна быть благоустроена в соответствии с проектной документацией. На территории СЗЗ должны постоянно проводиться мероприятия природоохранного характера, снижающие негативное воздействие объекта на окружающую среду. Все это связано с большими расходами для руководства предприятия. Сокращение санитарно-защитной зоны позволяет несколько снизить расходы на обслуживание этой территории особенного режима эксплуатации.

Этапы сокращения СЗЗ

В соответствии с положениями СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 пересмотреть размеры санитарно-защитной зоны можно только на основании проекта сокращения СЗЗ. Оформление этого проекта предполагает проведение таких этапов:

  1. Этап №1 – Анализ действующей проектной документации и новых обстоятельств. На начальном этапе необходимо изучить существующую проектную документацию, устанавливающую размеры санитарно-защитной зоны. Также следует проанализировать весомость вновь возникших обстоятельств и рассчитать вероятность снижения негативного воздействия предприятия на окружающую среду.
  2. Этап №2 – Разработка мер по снижению негативного воздействия объекта и их реализация. Снизить загрязнение атмосферного воздуха, почвы и водных ресурсов сегодня возможно путем использования современных очистных сооружений и конструкций. Уровень шума снижается посредством установки специальных экранов-отражателей. Также разработаны эффективные технологии снижения вибрационных и электромагнитных воздействий. Внедрив необходимые технологии, можно рассчитывать на существенное снижение негативного воздействия деятельности предприятия на окружающую среду, что является основанием для сокращения СЗЗ.
  3. Этап №3 – Повторное проведение замеров, исследований и экспертиз. Повторное проведение замеров и исследований может быть инициировано и организовано руководством предприятия. Для этого привлекаются аккредитованные государством лаборатории и компетентные специалисты. Этап повторных натурных исследований должен длиться не менее одного года, чтобы замеры проводились в разные сезонные периоды и точно отражали реальную картину экологической обстановки на территории СЗЗ.
  4. Этап №4 – Оформление проекта сокращения СЗЗ. Имея все необходимые справки и документальные свидетельства, составляется официальный проект сокращения СЗЗ, который по форме и содержанию схож с проектом первоначального расчета санитарно-защитной зоны. К проекту обязательно прилагаются все документальные свидетельства и подтверждения.
  5. Этап №5 – Утверждение и согласование проекта сокращения СЗЗ. Если речь идет о предприятиях III, IV или V класса опасности, оформленный в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 проект сокращения СЗЗ передается на рассмотрение непосредственно Главному санитарному врачу конкретного субъекта Российской Федерации. Для предприятий I или II класса опасности проект предварительно направляется на рассмотрение территориального органа Роспотребнадзора. Если специалисты этой организации дают положительное предварительное заключение, проект передается на рассмотрение и утверждение Главным государственным санитарным врачом.

Как мы работаем?

Специалисты компании «Экобезопасность» произведут все этапы оформления и утверждения проекта сокращения СЗЗ при наличии соответствующих весомых обстоятельств. В спектр наших услуг входят такие мероприятия.

Мероприятия Описание
Анализ оснований для пересмотра СЗЗ и оценка перспективности процедуры На первом этапе наши специалисты, на основании изучения документальных и натурных свидетельств и подтверждений, оценят перспективность инициирования процедуры по пересмотру площади санитарно-защитной зоны.
Разработка дополнительных природоохранных мер и их реализация Оценив текущее состояние экологии и благоустройства СЗЗ, опытные сотрудники компании «Экобезопасность» разработают перечень мероприятий и способов модернизации производства, с целью снижения выбросов и физического воздействия на окружающую среду. Реализация этих мер позволит получить положительные заключения лабораторных исследований и станет достаточным основанием для пересмотра размеров санитарно-защитной зоны.
Организация повторных натурных замеров, исследований и испытаний Мы привлечем аккредитованные государственными органами лаборатории и компетентных специалистов, которые проведут весь комплекс необходимых замеров по определению химического загрязнения окружающей среды и установки уровня физического воздействия.
Разработка проекта сокращения СЗЗ Используя все данные и документы, полученные на предыдущих этапах, сотрудники нашей компании составят и оформят проект сокращения СЗЗ, который будет полностью соответствовать установленной законодательством форме и не вызовет вопросов и отрицаний со стороны государственных органов.
Утверждение и согласование СЗЗ Мы самостоятельно подадим все необходимые документы для официального утверждения и согласования официальными органами власти, избавив заказчика от всех хлопот, связанных с бюрократическими процедурами.

Стоимость разработки проекта сокращения СЗЗ

Наша компания предлагает грамотную и быструю разработку проекта сокращения СЗЗ для предприятий любого класса опасности. Стоимость этой услуги стартует от 30 000 рублей. Также мы готовы взять на себя весь комплекс мероприятий по согласованию, утверждению и реализации пересмотра размеров санитарно-защитной зоны.

В цену услуги входят такие преимущества сотрудничества с нашей компанией:

  • большой опыт работы и высокая компетенция всех специалистов позволяет грамотно организовать и оформить процедуру сокращения СЗЗ;
  • проведение всего спектра мероприятий по пересмотру СЗЗ, с минимальными хлопотами для заказчика;
  • квалифицированный контроль над сотрудниками лабораторий и компетентными специалистами, привлеченными для повторного проведения замеров и натурных исследований;
  • максимально короткие сроки оформления документации;
  • доступные цены на качественные услуги.

Сроки

Анализ всех необходимых документов и разработка грамотного проекта сокращения санитарно-защитной зоны у специалистов компании «Экобезопасность» займет срок от двух недель.

Необходимые документы для процедуры сокращения санитарно-защитной зоны

Для сокращения СЗЗ в соответствующие органы кроме разработанного проекта сокращения СЗЗ необходимо предоставить такой пакет документов:

  • реквизиты и правоустанавливающие документы на предприятие (постановление администрации о праве на размещение, договор аренды земли или право собственности на землю, и т.д.);
  • справки о численности работников, режиме работы предприятия и приказы о назначении руководителей;
  • вся действующая проектная документация, включая раздел «Охрана окружающей среды к проекту размещения производства» и расчет первоначальной СЗЗ;
  • проект благоустройства территории и при наличии подтверждения его реализации;
  • договора на подведение и использование коммуникационных систем;
  • карта предприятия и схемы с указанием расположения источников вредоносных выбросов и создания физического воздействия;
  • ситуационный и генеральный план предприятия;
  • сведения о химическом составе сырья, материалов и продукции – сертификаты, паспорта и справочные данные;
  • данные о фоновой концентрации загрязняющих веществ, уровне шума, вибрации и электромагнитных излучений;
  • расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в соответствии с проектом пдв;
  • описание комплекса проведенных мероприятий по снижению негативного воздействия технологий на окружающую среду;
  • повторный расчет концентраций после проведенных мероприятий;
  • справки, протоколы и документальные подтверждения натурных измерений и данные лабораторных исследований по выбросам, акустическим и вибрационным воздействиям, электромагнитным излучениям и т.д.;
  • отчет по оценке риска для здоровья населения для предприятий I и II классов опасности;
  • копии аттестатов аккредитации лабораторий и специалистов, привлеченных для проведения замеров и исследований.

Особенности процедуры

Процедура пересмотра размеров санитарно-защитной зоны – достаточно сложная и длительная. Это связано с тем, что надзорным органам необходимо доказать факт изменения характера и объемов вредоносных выбросов в окружающую среду. Сделать это самостоятельно без привлечения специалистов невозможно, в связи со сложностью оформления и согласования проекта сокращения СЗЗ. При этом подавая документы, следует указывать только правдивые и достоверные данные, в связи с тем, что надзорные органы организуют проверку на базе государственных лабораторий.

Конфигурации и размеры СЗЗ

Размеры и конфигурации санитарно-защитной зоны определяются индивидуально для каждого предприятия и зависят не только от концентраций вредоносных выбросов, но и от расположения источников загрязнений и физических воздействий на карте предприятия. Нередко для крупных промышленных центров свойственно наличие нескольких источников загрязнений, акустических, вибрационных и электромагнитных воздействий. В связи с этим конфигурация санитарно-защитной зоны определяется по восьми направлениям – запад, восток, юг, север, северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток. Расстояние до границы СЗЗ по каждому из этих направлений определяется индивидуально.

Объекты, для которых определяются санитарно-защитные зоны

Определение санитарно-защитной зоны является необходимым условием для строительства, реконструкции или эксплуатации любого предприятия, оказывающего химическое, физическое и биологическое воздействие на окружающую среду. В этот перечень входят следующие объекты хозяйственной деятельности:

  • промышленные предприятия производственной и непроизводственной сферы;
  • все объекты, включенные в транспортную инфраструктуру;
  • предприятия и компании топливно-энергетической сферы;
  • предприятия животноводства и сельского хозяйства;
  • спортивные и торжественные сооружения, рассчитанные на высокую вместимость людей;
  • объекты общественного питания;
  • торговые центры и магазины и т.д.

Штрафы и ответственность

Нарушение экологического законодательства, в том числе и установки и соблюдения санитарно-защитных зон предприятий регламентируется и наказывается Административным кодексом правонарушений РФ. В соответствии со статьей 6.3 этого кодекса несоблюдение санитарных правил, противоэпидемических мер и гигиенических нормативов наказывается штрафом в размере от 5 до 20 минимальных размеров оплаты труда для должностных лиц и от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда для юридических лиц.

Если нарушения экологического законодательства происходят на стадии строительства, размещения, планирования и эксплуатации объектов промышленного спектра и установки санитарно-защитных зон, к нарушителю применяется статья 8.1 Административного кодекса РФ. По этой статье должностным лицам грозит штраф от 2 до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Компания «Экобезопасность» предоставляет профессиональные услуги в области разработки первичного проекта СЗЗ и проектов по сокращению размеров санитарно-защитных зон для предприятий любого класса опасности.

Как пишет «Коммерсант», Роспотребнадзор подготовил проект постановления правительства, регламентирующий правила установления санитарно-защитных зон (СЗЗ). Они вводятся в отношении «действующих, планируемых и реконструируемых объектов капитального и некапитального строительства, сооружений и групп производственных объектов», которые являются источниками «химического, физического и биологического воздействия на среду обитания человека». За пределами СЗЗ не должны нарушаться санитарно-эпидемиологические требования.

Законодательство В Госдуме поддержали штрафы за неучтенные выбросы

Проект раскритиковали в Российском союзе промышленников и предпринимателей, утверждая, что тот чреват «коррупциогенными рисками и ухудшением инвестиционного климата». Документ не содержит четких критериев для принятия решения о необходимости установления СЗЗ, сказано в письме вице-премьеру Дмитрию Козаку. В ряде случаев фоновое загрязнение воздуха «само по себе превышает гигиенические нормативы», причем виноваты не предприятия, а автодороги или иные источники.

Промышленники говорят также о возможных убытках для бизнеса: из-за необходимости отселять жителей домов, оказавшихся в границах зон. По словам одного из собеседников, сейчас у многих предприятий, расположенных в секторе жилой застройки, СЗЗ определены «по забору». Кроме того, бизнес считает избыточным требования вводить такие зоны для объектов, удаленных на значительное расстояние от населенных пунктов. Например, «Лукойл» оценивает расходы на СЗЗ для своих объектов в 1 млрд руб.

Пункт, допускающий ввод СЗЗ для автодорог и железнодорожных линий, не устраивает компанию «Российские железные дороги». Глава монополии Олег Белозеров пожаловался Козаку, что на разработку проектов зон для объектов РЖД потребуется около 103 млрд руб. Расходы на выкуп жилых и иных объектов недвижимости, а также возмещение затрат на прекращение прав на земельные участки, расположенные в пределах СЗЗ, могут «исчисляться триллионами рублей».

  • Право.ru

«Приаэродромная территория»

В соответствии с Требованиями Федерального закона от 01.07.2017 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» АО «Международный аэропорт «Внуково» проводится работа по подготовке Проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва «Внуково» (далее по тексту – Проект решения).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 01.07.2017 г. № 135-ФЗ и пунктом 7 постановления Правительства РФ от 02.12.2017 г. № 1460, Проект решения с дополнительными материалами 03.09.2018 г. был представлен для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии документации Проекта решения требованиям нормативных актов в области здоровья и благополучия населения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве.

«Санитарно-защитные зоны аэродрома Внуково»

В рамках выполнения работ по разработке «Проекта санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) для аэропортового комплекса «Внуково» (промышленного узла)» получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве на проектную документацию по установлению расчетной СЗЗ.
В настоящее время проводятся натурные исследования и измерения загрязнения атмосферного воздуха и уровней шума для подтверждения и окончательного установления размера СЗЗ.
После утверждения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве установленной границы СЗЗ, материалы будут размещены на сайте.

Санитарно-эпидемиологическое заключение — pdf.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *