Штатные нормативы в здравоохранении

Приказ Министерства здравоохранения Украины от 23 февраля 2012 года № 129 «Об утверждении Примерных штатных нормативов центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи» (утратил силу)

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Запомнить

Приказ Министерства здравоохранения Украины от 23 февраля 2012 года № 129 «Об утверждении Примерных штатных нормативов центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи» (утратил силу)

Для того, чтобы получить текст документа, вам нужно ввести логин и пароль.
Если у вас нет логина и пароля, зарегистрируйтесь.

Контактный телефон: +7 (495) 972-24-02, email: info@continent-online.com

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Приказ Министерства здравоохранения Украины от 23 февраля 2012 года № 129
Об утверждении Примерных штатных нормативов центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи

Утратил силу в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Украины от 21 августа 2014 года № 585

На выполнение Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», п. 3 решения Совета регионов от 15 сентября 2011 года и Концепции Общегосударственной программы «Здоровье 2020: украинское измерение» на 2012 — 2020 гг., утвержденной распоряжением Кабинета Министров Украины от 31 октября 2011 № 1164-р, с целью обеспечения формирования сети учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую (медико-санитарную) помощь, приказываю:

1. Утвердить Примерные штатные нормативы центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи, которые прилагаются.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Украины от 01.09.2011 № 556 «Об утверждении Примерных штатных нормативов центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве».

3. Директору Департамента лечебно-профилактической помощи (Хобзей Н.К.) довести этот приказ Министра здравоохранения Автономной Республики Крым, начальников управлений (главных управлений) здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

4. Министру здравоохранения Автономной Республики Крым, начальникам управлений (главных управлений) здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций обеспечить учет положений настоящего приказа в процессе формирования сети учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую (медико-санитарную) помощь.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Украины Толстанова О. К.

Вице-премьер-министр Украины —

Министр

Р.В. Богатырева

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Утверждено

Приказом Министерства здравоохранения Украины

23.02.2012 г. № 129

Примерные штатные нормативы центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи

Документ : Составление штатного расписания заведениями здравоохранения

Материал подготовлен специалистами издательства ООО «Баланс-Клуб»

Составление штатного расписания
заведениями здравоохранения

Сначала определим общие понятия и положения затронутой темы.

Расписание заведения — документ, определяющий структуру заведения и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и по заведению в целом.

Типовая форма штатного расписания заведения утверждается Министерством финансов Украины (п. 28 Постановления № 228 и Приказ № 57).

Штатное расписание формируется на основании организационно-нормативных документов и нормативно-правовых актов: действующей структуры, типовых штатов и штатных нормативов, положений по оплате труда, Классификатора профессий ДК 003-95 и т. п.

Профессиональные названия работ и должностей, включенных в штатное расписание, должны соответствовать названиям, определенным Классификатором профессий ДК 003-95. В соответствии с ними вносятся записи о работе в трудовые книжки.

Фактическая штатная численность работников заведения не может превышать утвержденную штатным расписанием (п. 18 Приказа № 440).

В штатное расписание заведения включаются также структурные подразделения, которые содержатся за счет собственных поступлений (п. 37 Постановления № 228).

А теперь перейдем к рассмотрению конкретных вопросов наших читателей.

ВОПРОС: 1. Как формируется штатное расписание заведений здравоохранения?

2. На основании каких данных определяется численность персонала заведения здравоохранения?

3. Как утверждается штатное расписание медицинского заведения?

4. Как определить среднегодовую численность штатных должностей?

5. Как определить общее количество штатных должностей?

6. Как формируются штаты заведений (структурных подразделений), для которых Приказом № 33 штатные нормативы не предусмотрены?

7. Как вносятся изменения в штатное расписание?

ОТВЕТ: 1. При формировании штатного расписания заведений здравоохранения за основу берутся:

— штатные нормативы и типовые штаты, утвержденные для соответствующего заведения (Приказ № 33);

— действующая номенклатура врачебных должностей и типовых штатов соответствующих межотраслевых и отраслевых норм;

— нормативы труда (для отдельных должностей специалистов и рабочих) в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на заработную плату.

Что касается общего количества должностей, включенных в штатное расписание заведения, то этот показатель:

— должен совпадать с количеством должностей, которые вошли в тарификационный список;

— не может быть больше количества должностей, предусмотренного расчетами к смете на конец планового бюджетного периода, с учетом изменений, которые планируется провести в течение года.

Формируя штатное расписание, следует учитывать и такой момент. Если в течение года не возникает оснований для увеличения (уменьшения) штатной численности, количество должностей в штатном расписании, которое представляется на утверждение, должно быть одно и то же, то есть соответствовать численности, включенной в смету на начало года, на конец года и среднегодовой (см. вариант 1 в табл. 1).

2. Для определения численности штатных должностей по заведению в целом необходимы следующие документы:

— справка о плановых показателях заведения, которая содержит данные относительно численности прикрепленного к заведению населения, количества коек, койко-дней, работы койки; количества врачебных посещений, физиотерапевтических единиц, исследований; количества населения, которое находится на диспансерном учете (по видам заболеваний); количества гардеробных номеров, сухого белья (в килограммах в год); кубатуры по внешнему обмеру, площади кровли, пола, количества осветительных и сантехнических точек и т. п.;

— действующие штатные нормативы;

— индивидуальные разрешения.

К штатному расписанию при этом прилагается ведомость замены должностей.

3. Штатное расписание медицинского заведения, включая его структурные подразделения, которые содержатся за счет собственных поступлений, утверждается одновременно с утверждением сметы заведения.

Таким образом, численность работников заведения, которая предлагается к утверждению по штатному расписанию, должна быть приведена в соответствие с фондом заработной платы, утвержденным сметой (п. 28 Постановления № 228).

На утверждение штатное расписание в двух экземплярах представляется руководителю учреждения, уполномоченного утверждать такие документы. Один экземпляр возвращается заведению, а второй остается в учреждении, которое его подписало. Подпись штатного расписания главный распорядитель средств скрепляет гербовой печатью с указанием даты утверждения (п. 37 и 38 Постановления № 228).

Штатные расписания, которые составляются на текущий год, утверждаются руководителем соответствующего вышестоящего учреждения по подчинению — главным распорядителем средств.

А штатные расписания таких заведений, как центральные городские, центральные районные больницы и т. п., утверждают райгосадминистрации или исполнительные органы соответствующих местных советов.

4. Порядок определения этого показателя подобен порядку расчета среднегодового количества коек. Поэтому предлагаем обратиться к консультации по этой теме от 07.06.05 г. А здесь мы приведем образец заполнения формы расчета численности работников к смете (данные — условные).

Таблица 1

Свод численности штатных должностей
по городской больнице на 2005 год

№ п/п Наименование должностей Число должностей
(без внесения изменений в течение года)
Вариант 1
Число должностей
(с изменениями коечного фонда с 01.08)
Вариант 2
На начало
года
На конец
года
Средне-
годовое
На начало
года
На конец
года
Средне-
годовое
1. Врачи 207 207 207 207 202 205
2. Специалисты с базовым и неполным
высшим медицинским образованием
283 283 283 283 268 277
3. Младшие медицинские сестры 149 149 149 149 137 144
4. Прочий персонал 107 107 107 107 105 106
Всего: 746 746 746 746 712 732

Следует сказать, что на сегодняшний день для формирования штатного расписания лечебно-профилактических заведений здравоохранения, которые имеют в своем составе амбулаторно-поликлинические заведения (подразделения), применяется структура, рекомендованная еще Министерством здравоохранения СССР. В нее вошли следующие подразделения:

— общеврачебный персонал;

— поликлиника;

— стационар;

— вспомогательные лечебно-диагностические подразделения;

— прочий персонал, который включает аппарат управления и хозяйственно-обслуживающий персонал.

Количество штатных должностей заведения и каждого его структурного подразделения суммируется по всем группам персонала и отражается: “Всего”, “В том числе”:

— врачи;

— специалисты с базовым и неполным высшим медицинским образованием;

— младшие медицинские сестры;

— фармацевтический, педагогический и другой персонал.

В штатном расписании указываются также размеры месячного и годового фондов заработной платы в соответствии с тарификационным списком, с учетом надбавок и доплат.

Для наглядности заполним форму типового штатного расписания (данные — условные).

Таблица 2

Типовое штатное расписание
на 2005 год городской больницы
____________________________________
(название учреждения)*


п/п
Название структурного подразделения
и должностей
Коли-
чество штат-
ных
долж-
нос-
тей
Долж-
ност-
ной оклад
(грн.)**
Надбавки (грн.) Доплаты (грн.) Фонд заработ-
ной платы в месяц
(грн.)
Фонд заработной платы на 2005
год (грн.)
Информационно-аналитический отдел
1. Заведующий отделом, врач-методист I ква-
лификационной категории — 12 тарифный
разряд
1,0 776 776 9312
2. Врач-статистик I квалифика-
ционной катего-
рии — 12 тариф-
ный разряд
1,0 641 641 7692
3. Врач-статистик II квалифика-
ционной кате-
гории — 11 тариф-
ный разряд
1,0 578 578 6 936
Статистик медицинский — без категории —
6 тарифный разряд
2,0 382 764 9 168
5. Регистратор медицинский — 5 тарифный разряд 2,0 372 744 8 928
Всего из них 7,0 3 503 42 036
— врачи 3,0 1 995 23 940
— специалисты с базовым и неполным выс-
шим медицин-
ским образо-
ванием
2,0 764 9168
— отдельные категории
работников
2,0 744 8 928

5. Штатная численность работников заведений здравоохранения, определенная с учетом штатных нормативов и типовых штатов, предусмотренных Приказом № 33, является предельной (п. 5.1 Приказа № 33). Поэтому на основании действующих штатных нормативов и типовых штатов заведением рассчитывается максимальное число должностей медицинского и другого персонала, которое может быть введено в штатное расписание этого заведения.

Форма расчета численности персонала структурного подразделения заведения заполняется следующим образом (данные — условные).

Таблица 3

Расчет численности персонала
городской больницы на 2005 год
_________________________________
(название заведения)

№ п
/
п
Наиме-
нование струк-
турных подраз-
делений
№ при-
каза или раз-
дела
Пункт при-
каза
Наи-
мено-
вание долж-
ностей
Нор-
ма-
тив
Уста-
нов-
лено к нор-
мативу
Уста-
новлено с учетом округ-
ления
Ут-
верж-
дено на 2005 год
От-
кло-
не-
ние:
+
От-
кло-
не-
ние:
При
ме-
ча-
ние
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. Инфор-
мацион-
но-ана
лити-
ческий отдел
При-
каз
№ 33
При-
ложе-
ние 2, пункт 81
1. Заве-
дующий отделом
1,0 1,0 1,0 1,0
2. Врач-статис-
тик
2,0 2,0 2,0 2,0
3. Ста-
тистик меди-
цинс-
кий
3,0 2,0 2,0 2,0 1,0
4. Регис-
тратор меди-
цинс-
кий
3,0 2,0 2,0 2,0 1,0
Всего 9,0 7,0 7,0 7,0 2,0

Заметим, что иногда действующими штатными нормативами предусматривается содержание по той или иной должности (профессии) неполной штатной единицы. Тогда в штатном расписании указывается ее соответствующая доля: 0,25, 0,5, 0,75.

Количество штатных единиц по каждой группе персонала в штатное расписание может быть введено такое, которое было получено в результате расчетов, осуществленных согласно штатным нормативам и типовым штатам.

Впрочем, не все заведения обеспечиваются штатными должностями на 100 % относительно рассчитанных по штатным нормативам. Это происходит из-за действия ограничения, установленного Приказом № 33 (п. 5.2): “…штатная численность работников, которая подлежит утверждению по штатному расписанию, не должна превышать количества штатных должностей по состоянию на 1 января 2001 года”.

Поэтому для исправления такого положения предлагаем прилагать к смете данные сравнительной таблицы, полученные в результате сравнения имеющейся в наличии и расчетной численности персонала (табл. 4).

Таблица 4

Сравнительная таблица
расчетного и утвержденного количества должностей на 2005 год
городской больницы
_________________________________________
(название учреждения)

№ п/п Наименование должности, категории персонала Число должностей Откло-
нение коли-
чества долж-
ностей (+, -)
Расчетно согласно Приказу Минздрава Украины № 33 Утверждено штатным расписанием на 2005 год
1. Врачебные должности, всего 254 221 -33
1.1 в том числе:
главный врач
1 1
1.2 врачи — заместители главного врача 2 2
1.3 Врачи — руководители структурных подразделений 21 21
1.4 Врачи (всех специальностей) 230 197 -33
2. Специалисты с базовым и неполным высшим медицинским образованием и т. д. 381 331 -50
Всего по заведению: 976 849 -127

6. Таким заведениям для формирования штата следует получать разрешения:

а) Министерства здравоохранения Украины — на утверждение штатных должностей в случае создания заведений (структурных подразделений);

б) вышестоящих органов здравоохранения — на утверждение штатных должностей, предусмотренных отдельными приложениями к Приказу № 33, а именно:

— должностей (профессий), предусмотренных п. 10 приложения 46 к этому Приказу;

— должностей медицинского персонала, обязанность которого — предоставление круглосуточной экстренной медицинской помощи (приложения 1, 2, 3 и 4);

— медицинского персонала отдельных отделений: онкологического, кардиологического, эндокринологического и т. п. (приложения 1 и 2);

— врачей-интернов (приложения 1 и 4);

— медицинского персонала круглосуточного травматологического пункта (приложение 26);

— работников отдела автоматизированных систем управления и специализированных центров (приложение 26);

— врачей и среднего медперсонала для оказания ам-булаторно-поликлинической помощи взрослому населению в городах с числом жителей более 25 тыс. (приложение 3);

— медицинских работников межрайонных медико-генетических кабинетов (приложение 3);

— медицинского персонала гериатрических отделений (приложение 3);

— врачей общей практики — семейных врачей (приложения 3 и 5);

— врачей отдельных специальностей в случае их привлечения к работе в комиссиях военкоматов (приложение 3) и т. п.

7. Изменения в штатное расписание могут вноситься в течение года в соответствии с приказом по заведению, в котором изложены основания таких изменений. Порядок внесения изменений такой же, как и предназначенный для утверждения штатных расписаний (п. 47 Постановления № 228; Письмо № 18-23).

Вместе с кардинальными изменениями в штатное расписание вносятся и незначительные. Обычно они касаются организационной структуры: введения (выведения) штатных единиц в штатное расписание, изменения должностного оклада при получении другой квалификационной категории или разряда и т. п.

Осуществляются такие изменения с разрешения вышестоящих органов на основании приказа по заведению с отражением в нем причин таких изменений. Штатное расписание в случае внесения таких изменений разрешается не переутверждать.

Но если в течение календарного года существенно меняются условия труда (названия должностей, размеры должностных окладов, разряды, категории и т. п.), то в таких случаях следует издавать приказ об утверждении штатного расписания в новой редакции (например, штатного расписания с новыми, повышенными, должностными окладами) и представлять его на утверждение в вышеизложенном порядке.

________________________

* Название учреждения должно соответствовать Перечню заведений здравоохранения.

** Должностные оклады по тарифным разрядам Единой тарифной сетки в соответствии с Условиями № 308/519.

Перечень документов

1. Постановление № 228 — постановление Кабинета Министров Украины от 28.02.02 г. № 228 “Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений”.

2. Классификатор профессий ДК 003-95 — приказ Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 27.07.95 г. № 257 “Об утверждении Государственного классификатора Украины”.

3. Приказ № 33 — приказ Министерства здравоохранения Украины от 23.02.2000 г. № 33 “О штатных нормативах и типовых штатах заведений здравоохранения”. —

4. Приказ № 57 — приказ Министерства финансов Украины от 28.01.02 г. № 57 “Об утверждении документов, которые применяются в процессе исполнения бюджета”.

5. Приказ № 440 — приказ Министерства здравоохранения Украины от 31.10.01 г. № 440 “Об утверждении Рекомендаций относительно рационального использования бюджетных средств в заведениях здравоохранения”.

6. Условия № 308/519 — Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные совместным приказом Министерства труда и социальной политики Украины и Министерства здравоохранения Украины от 05.10.05 г. № 308/519.

7.Письмо № 18-23 — письмо Министерства труда и социальной политики Украины от 20.01.05 г. № 18-23 “Относительно оплаты труда”.

Надежда Цыганова,
редактор

Материал получен из еженедельника «Баланс»
№ 23 , (13.12.2005), стр.26

Типові штатні нормативи закладів охорони здоров’я зазнали змін

Відповідно до Наказу втратили чинність, накази Міністерства охорони здоров’я України:

  • від 07.12.2012 N 1018 «Про затвердження примірних штатних нормативів центру екстреної медичної допомоги та медицини катастроф»;
  • від 21.08.2014 N 585 «Про затвердження Примірних штатних нормативів центру первинної медичної (медико-санітарної) допомоги та його структурних підрозділів».

ПІсля змін Наказ 33 визначає наступні примірні штатні нормативи закладів охорони здоров’я:

  • республіканської (АР Крим), обласних лікарень (додаток 1);
  • центральних міських і міських лікарень, (медико-санітарних частин), розташованих у містах з населенням понад 25 тис. чоловік (додаток 2);
  • центральних районних і районних лікарень сільських районів, центральних районних поліклінік сільських районів, міських лікарень і поліклінік (амбулаторій) міст та селищ міського типу з чисельністю населення до 25 тис. чоловік (додаток 3);
  • дитячих обласних, міських лікарень (додаток 4);
  • дільничних лікарень (додаток 5);
  • госпіталів для інвалідів та ветеранів війни (додаток 6);
  • інфекційних лікарень, дитячих інфекційних лікарень (додаток 7);
  • туберкульозних лікарень, дитячих туберкульозних лікарень (додаток 8);
  • бюро судово-медичної експертизи (додаток 9);
  • психіатричних лікарень (відділень, палат), у томучислі дитячих (додаток 10);
  • патологоанатомічних бюро (додаток 11);
  • станцій переливання крові (додаток 12);
  • міських лікарень швидкої медичної допомоги (додаток 13);
  • лікарень відновного лікування (додаток 14);
  • лікарень на водному транспорті та лікарень на залізничному транспорті (додаток 15);
  • спеціалізованих диспансерів радіаційного захисту населення (додаток 16);
  • психоневрологічних диспансерів (додаток 17);
  • протитуберкульозних диспансерів, відділень і кабінетів (додаток 18);
  • лепрозоріїв (додаток 19);
  • лікарсько-фізкультурних диспансерів, розташованих у містах з населенням понад 100 тис. чоловік (додаток 20);
  • кардіологічних диспансерів (додаток 21);
  • наркологічних лікарень та диспансерів (додаток 22);
  • ендокринологічних диспансерів (додаток 23);
  • онкологічних диспансерів, відділень, кабінетів (додаток 24);
  • шкірно-венерологічних диспансерів, відділень і кабінетів (додаток 25);
  • структурних підрозділів лікувально-профілактичних закладів, діагностичних центрів, центрів медичної статистики (додаток 26);
  • центрів здоров’я (додаток 27);
  • поліклінік (амбулаторій) міст і селищ міського типу (робітничих, курортних і міських) з чисельністю населення до 25 тис. чол., центральних районних поліклінік сільських районів, поліклінік на водному та залізничному транспорті (додаток 28);
  • поліклінік, розташованих у містах з населенням понад 25 тис. чол. (додаток 29);
  • дитячих міських поліклінік (поліклінічних відділень) у містах з населенням понад 25 тис. чол. (додаток 30);
  • станцій (відділень) швидкої медичної допомоги та територіальних центрів екстреної медичної допомоги (додаток 31);
  • будинків дитини (додаток 32);
  • пологових будинків (акушерських відділень (палат) і відділень (палат) для новонароджених) (додаток 33);
  • офтальмологічних лікарень (додаток 34);
  • дитячих спеціалізованих санаторіїв (крім туберкульозних) (додаток 35);
  • дитячих туберкульозних санаторіїв (додаток 36);
  • санаторіїв для дорослих (додаток 37);
  • санітарно-епідеміологічних станцій (додатки 38 — 44);
  • централізованих бухгалтерій при бюджетних закладах охорони здоров’я (додаток 45);
  • адміністративно-управлінського та господарсько-обслуговувального персоналу закладів охорони здоров’я (крім аптечних) (додаток 46);
  • працівників кухонь та їдалень лікувально-профілактичних закладів (додаток 47);
  • отоларингологічних лікарень (додаток 48);
  • медико-соціальних експертних комісій (додаток 49);
  • лікарень «Хоспіс» (додаток 50);
  • медичного, педагогічного, адміністративно-управлінського та господарсько-обслуговувального персоналу Центрів медико-соціальної реабілітації дітей з органічним ураженням нервової системи (додаток 51);
  • медичного персоналу центрів (відділень) з профілактики та боротьби зі СНІДом (додаток 52);
  • центрів первинної медичної (медико-санітарної) допомоги та їх структурних підрозділів (додаток 53);
  • центрів екстреної медичної допомоги та медицини катастроф (станції швидкої медичної допомоги (додаток 54);
  • кабінетів телемедицини у закладах охорони здоров’я (додаток 55).

Штатний розпис закладу охорони здоров’я визначається керівником такого закладу і затверджується за його поданням головним розпорядником бюджетних коштів. Штатний розпис формується залежно від обсягу медичної допомоги, що надається таким закладом охорони здоров’я.

Керівник закладу охорони здоров’я у разі виробничої необхідності має право у межах загальної штатної чисельності та фонду оплати праці закладу, доведеного лімітними довідками на відповідний період, змінювати штати окремих структурних підрозділів або вводити посади, не передбачені примірними штатними нормативами для даного закладу.

При цьому не допускати введення посад таких найменувань, що не передбачені Національним класифікатором професій України ДК 003:2010, затвердженим наказом Держспоживстандарту України від 28 липня 2010 року N 327, діючими номенклатурами лікарських посад та посад молодших спеціалістів з медичною освітою.

Наказ МОЗУ від 23.02.2000 N 33 «Про штатні нормативи та типові штати закладів охорони здоров’я» з останніми змінами

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *