Штраф за работу без патента

Содержание

Есть ли ответственность за трудовую деятельность иностранца в России без разрешения?

Согласно Статье 18.10 «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации» Федерального Закона от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 23.04.2018 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу 14.05.2018) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, безвизовый мигрант несёт административную ответственность в следующих ситуациях:

  • осуществление трудовой деятельности без патента;
  • работу не по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности) – в том случае, если таковая указана в патенте;
  • вступление в трудовые отношения вне пределов субъекта РФ, где выдан патент;
  • нарушение сроков предоставления сведений для внесения изменений в патент.

Справка. Отсутствием патента как официального разрешения на осуществление трудовой деятельности считаются также случаи, при которых имеющийся патент оказался подложным или аннулированным по истечению срока действия.

Отдельно рассматривается нарушение сроков обращения за оформлением патента на работу для мигрантов. Закон гласит, что иностранец обязан обратиться за оформлением указанного документа в течение 30 календарных дней после въезда на территорию РФ.

Предлагаем вам узнать о том, кому нужно оформлять патент, необходим ли он жителям Донбасса и ЛНР, а также иностранцам, с РВП, ВНЖ и временной регистрацией.

Какой штраф и другие наказания для иностранных граждан предусмотрены за отсутствие документа?

Какие санкции применяет государство по отношению к нелегальным безвизовым трудовым мигрантам?

  1. Прежде всего, иностранцу грозит штраф от 2000 до 5000 рублей.
  2. В случае с несвоевременным обращением в территориальные органы ГУВМ МВД РФ для предоставления информации сумма штрафа составит 4000 – 5000 рублей.
  3. Если иностранец нарушил тридцатидневный срок для подачи документов на патент и не обратился за его оформлением, последует штраф в размере 10000-15000 рублей.

Кроме того, может последовать административное выдворение за пределы Российской Федерации. В том случае, если мигрант допустил подобное нарушение впервые, представители государственной власти могут не применять механизм депортации. Также не выдворяют тех мигрантов, которые вовремя не предоставили сведения для внесения изменений в патент.

Внимание! Если иностранный гражданин нелегально трудился на территории Москвы или Санкт-Петербурга, а также в пределах Московской или Ленинградской области, сумма штрафа составит от 5000 до 7000 рублей. За нарушение трудового законодательства в этих регионах иностранца обязательно выдворят из страны.

Повторное нарушение чревато штрафом в сумме от 5000 до 7000 рублей, и гарантированной депортацией нелегального трудового мигранта. Причём в такой ситуации государство не прибегает к депортации в форме самостоятельного контролируемого выезда, а применяет механизм принудительного административного выдворения после помещения в СУВСИГ.

Какую ответственность несет работодатель?

В соответствии со Статьёй 18.15 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства» Федерального Закона от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 23.04.2018 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу 14.05.2018) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, работодатель несёт административную ответственность в таких случаях:

  1. приём на работу безвизовых иностранцев или лиц без гражданства без действующего патента;
  2. приём мигранта на должность, которая не соответствует сведениям, указанным в патенте (если соответствующая графа заполнена);
  3. трудоустройство иностранца с патентом, который выдан для работы в другом субъекте Российской Федерации;
  4. отсутствие разрешения на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан.

Перечисленные ситуации приведут к взысканию административного штрафа:

  • для граждан – от 2000 до 5000 руб. (Москва и Санкт-Петербург – от 5000 до 7000 руб.);
  • для должностных лиц – от 25000 до 50000 руб. (Москва и Санкт-Петербург – от 35000 до 70000 руб.);
  • для юридических лиц – от 250000 до 800000 руб. (Москва и Санкт-Петербург – от 400000 до 1000000 руб.).

Справка. Юридическим лицам помимо штрафа грозит приостановление хозяйственной деятельности на срок от двух недель до 3 месяцев.

Кроме того, в соответствии с федеральным законом, работодатель обязан в течение трёх рабочих дней и в установленной форме уведомить территориальные органы ГУВМ МВД РФ о заключении или расторжении трудовых отношений с иностранным гражданином. За нарушение этой нормы также взыскиваются внушительные штрафы.

Работодатель несёт отдельную ответственность за каждого (!) привлечённого к трудовой деятельности нелегального мигранта.

Под трудовой деятельностью понимается привлечение к выполнению работ или оказанию услуг (в любой форме) или иное использование труда.

Последствия незаконных трудовых отношений для обеих сторон

Трудовые отношения без патента приведут к неприятным последствиям в виде административной и уголовной ответственности как безвизового мигранта, так и безалаберного работодателя.

Иностранному гражданину, который устроился на работу при отсутствии патента, грозит штраф и выдворение за пределы Российской Федерации. Отметим, что аннулированный или просроченный документ приравнивается к отсутствию официальных оснований для трудоустройства, не говоря уже о поддельном патенте. В особо тяжёлых ситуациях иностранцу могут запретить въезд на территорию России.

Принимая на работу иностранного гражданина без патента, работодатель также рискует получить штраф, причём в более существенном размере. Каждый случай нелегального трудоустройства мигрантов рассматривается отдельно. Санкции применяются по каждому незаконному мигранту. Также государство может приостановить хозяйственную деятельность предприятия, что ещё больше осложняет ситуацию.

Отметим, что государство не возлагает на работодателя функций контроля срока действия и подлинности патентов сотрудников (как проверить патент на действительность?). При этом, организация несёт ответственность за незаконные трудовые отношения, поэтому просроченный, фальшивый или аннулированный патент – это повод для разрыва трудового договора с мигрантом.

Что делать после начисления штрафа или применения санкций?

После наложения штрафных или иных санкций иностранному гражданину и работодателю необходимо в предписанные сроки и в установленном законом порядке выполнить требования закона – то есть, оплатить штраф, покинуть территорию РФ или приостановить хозяйственную деятельность.

Что будет, если игнорировать предписания?

Обратимся к букве закона. В соответствии с упомянутой выше Статьёй 18.10. КОАП, нелегальный мигрант вторично будет подвергнут штрафным санкциям (от 5000 до 7000 рублей).

Если же ранее иностранный гражданин получил предписание на самостоятельный выезд, и проигнорировал решение суда, то в силу ступает Статья 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания», согласно которой нелегальный мигрант будет оштрафован на 3000-5000 рублей и выдворен за пределы Российской Федерации в административном порядке.

«Пойманного на горячем» гражданина поместят в СУВСИГ – Специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, приобретут билет и отправят на родину.

Можно ли смягчить наказание?

Отметим, что при трудоустройстве без патента мигрант часто нарушает не только трудовое, но миграционное законодательство. Если в качестве меры наказания суд избрал выдворение за пределы РФ, в роли смягчающего обстоятельства может выступить семейное положение нарушителя. Если в России проживает супруг/супруга, родные дети, родители, усыновители, усыновлённые, родные братья/сёстры, дедушка/бабушка, внуки (близкие родственники), то суд может избрать другую меру наказания.

В любом случае, административные санкции имеют высший и низший предел. Суд может склониться к назначению менее сурового наказания, если нарушитель раскаивается и признаёт вину.

Что касается работодателя, то помимо административных, ему грозят налоговые санкции. В качестве смягчающих суд может учесть следующие обстоятельства (ст. 112 НК РФ):

  • нарушение совершено в результате тяжёлой личной или семейной ситуации;
  • к нарушению привела угроза или принуждение;
  • ситуация сложилась вследствие материальной, служебной или иной зависимости нарушителя;
  • тяжёлое материальное положение;
  • иные убедительные обстоятельства.

Кто и как выясняет, что на организацию работает нелегальный мигрант?

В соответствии с миграционным законодательством РФ, вопросами, касающимися нелегальных мигрантов, занимается территориальное отделение по вопросам миграции ГУВМ МВД. У рядовых граждан, которые подозревают, что где-то живут или трудятся незаконно привлечённые к работе иностранные граждане, есть возможность сообщить об этом сотрудникам территориального отдела МВД.

Сотрудники миграционных отделов ГУВМ МВД РФ регулярно проводят проверки предприятий и организаций, в том числе по факту обращения или жалобы от гражданина России. В ходе проверки официальное лицо может обратиться к любому из предполагаемых сотрудников организации и выяснить, в каком качестве человек находится на территории предприятия. Если выяснится, что сотрудник не имеет патента, начнётся проверка, и последует разбирательство.

Для того чтобы избежать штрафов и других санкций за отсутствие патента, нужно заняться его оформлением. Для этого вам могут пригодится наши материалы, рассказывающие о том, сколько стоит получение документа и как узнать о его готовности.

Таким образом, нелегальное трудоустройство не несёт радужных перспектив кому-либо из участников незаконной договорённости. Любые возможные выгоды перекрываются суровым наказанием. Безвизовые мигранты и работодатели напрямую заинтересованы в наличии действующего патента на работу.

Новая редакция Ст. 18.10 КоАП РФ

1. Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

3. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

4. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, либо необращение иностранного гражданина или лица без гражданства за внесением указанных изменений, если такое обращение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

Комментарий к Статье 18.10 КоАП РФ

Трудовая деятельность иностранного гражданина — работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Физические или юридические лица, получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующие труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, являются работодателями, а использующие труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), являются заказчиками работ (услуг). Они имеют право привлекать и использовать иностранных работников, а те в свою очередь осуществлять трудовую деятельность только при наличии специальных разрешений.

Иностранный гражданин, временно проживающий в РФ, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в РФ новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), в обязательном порядке должны иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников; обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ, а также уведомить налоговый орган в течение 10 дней (п. 8 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Иностранный гражданин может получить разрешение на работу, если он зарегистрирован в РФ в качестве индивидуального предпринимателя и намерен осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо привлекается в качестве иностранного работника работодателем или заказчиком работ (услуг) по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Разрешение на работу выдается работодателю или заказчику работ (услуг) для каждого иностранного работника, а также иностранному гражданину, зарегистрированному в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.

Разрешение на работу выдается при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации.

Работодателем или заказчиком работ (услуг) может выступать иностранный гражданин, зарегистрированный в РФ в качестве индивидуального предпринимателя.

Если работодатель или заказчик работ (услуг) нарушил установленные правила, то МВД России или его территориальный орган могут приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений. В случае неустранения нарушений данное разрешение аннулируется. Однако иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем или заказчиком работ (услуг) на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 11 — 13 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Если же иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), то по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) его разрешение на работу также может быть аннулировано МВД России или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями, а влекущие административное выдворение за пределы РФ — судьями районных судов.

Другой комментарий к Ст. 18.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является порядок привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы.

2. Работодателями в контексте данной статьи являются: российские юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, действующие на территории РФ; иностранные юридические лица, реализующие на территории РФ заключенные ими контракты; отдельные российские и иностранные физические лица и лица без гражданства, проживающие на территории РФ и использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

3. Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г., установлен разрешительный порядок привлечения в РФ иностранной рабочей силы.

Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями для работы на территории субъектов РФ.

Для получения разрешения работодатель представляет:

заявление;

предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;

проект трудового контракта или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников.

Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.

Разрешение не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.

В разрешении указываются: наименование органа, выдавшего разрешение, наименование и адрес работодателя, которому выдано разрешение, и сведения о его государственной регистрации, территория, на которой действует разрешение, численность и профессиональный состав привлекаемых работников, страна их происхождения или обычного проживания, основание для выдачи разрешения, срок действия и другие данные по форме согласно приложению N 1 к Положению о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы.

В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.

4. Иностранный гражданин, въехавший в РФ с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории РФ только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения по форме согласно приложению N 2 к упомянутому Положению.

Привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности осуществляется без оформления разрешения в случаях найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории РФ, иностранных граждан на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий.

Перечень лиц, привлеченных на работу в РФ, на которых не распространяется описанный выше порядок, определен в п.16 и 18 Положения.

5. Объективную сторону правонарушения образует нарушение описанных правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы.

6. Субъектами правонарушения являются работодатели (ч.1 данной статьи) и иностранные граждане и лица без гражданства (ч.2 данной статьи), обязанные соблюдать правила привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы.

7. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1.

В современной России наем иностранных рабочих стал распространяться повсеместно. Организациям различного масштаба и индивидуальным предпринимателям необходимо знать, что приём иностранных работников отличается от трудоустройства российских граждан. Все отличия выявляются с помощью регламента трудового кодекса и миграционного законодательства, при несоблюдении которых с физического или юридического лица происходит взыскание штрафа за незаконный приём на работу иностранных граждан.

Подробно рассмотрим частые нарушения законодательства работодателем и возможные штрафы со стороны государства на организацию за принуждение иностранных граждан, нелегальных жителей страны к трудовой деятельности.

Распространенные случаи взыскания за незаконный приём на работу иностранцев и размер оплаты

Установленные законодательством права миграционного учета фиксируют размер штрафных санкций и иные способы наказания не только на работодателя для мигрантов, но и самих нелегалов. При чем, сумма денежных взысканий и другие меры накладываются и на физических, и на юридических лиц, в зависимости от того, кем трудоустроен гражданин другой страны.

Рассмотрим следующие причины, которые приводят работодателей к наказанию:

  1. Невозможность предоставить необходимый пакет документов, подтверждающие законное пребывание гражданина на территории РФ.
  2. Нарушение трудового права, законов.
  3. Трудоустройство без оформления договора, предоставления должностных обязанностей.
  4. Несоблюдение критериев, указанных в государственных нормативных требованиях охраны труда.
  5. Неустановленный порядок на рабочем месте, отсутствие его оценки.
  6. Трудоустройство иностранца без документов, подтверждающих личность, разрешающую трудовую деятельность.
  7. Отсутствие предоставления работодателем индивидуальной защиты, согласованной с регламентом охраны труда.

Данные факторы более популярны в применении штрафных санкций на нанимателей мигрантов. Соблюдая трудовое законодательство РФ, компании или предприниматели смогут избежать различных мер наказаний, и не допустить возможность трудоустройства лиц, нелегально проживающих на территории РФ (не имеющих гражданства).

Причины наложения штрафных санкций на работодателя в текущем году

Несоблюдение законодательства РФ в сфере миграции

  1. Штрафные санкции за приём на работу иностранного гражданина без патента/государственного разрешения.

Нелегальный труд подразумевает собой незаконную организацию трудовой деятельности мигрантом на территории жительства работодателя, без предварительного получения патента или государственного разрешения, гражданства. С компании/предпринимателя взимается штраф за наем нелегалов.

  1. Недействительность документов (истекший срок действия).

Официальное оформление мигранта на работу возлагает ответственность на работодателя за предоставленную документацию с разрешением на пребывание и работу на территории РФ. При истекшем сроке действия или незаконном оформлении документа на работодателя налагается штраф. Простыми словами – тот, кто предоставляет рабочее место для иностранца, должен следить за сроком годности его документации.

Пример 1: мигрант при приёме на работу предоставил весь необходимый пакет документов, после чего организация его официально трудоустроила. По истечению месяца разрешение на трудовую деятельность стало недействительным, за чем компания не следила. При плановой проверке организацию оштрафовали за нелегальный прием иностранца на работу.

Пример 2: иностранец был принят на работу по патенту. При наступлении даты оплаты налога по данному документу, трудоустроенный не внес необходимую оплату, после чего патент стал недействительным и полностью аннулировался.

Стоит отметить, что о данной проблеме не уведомляют ни работника, ни работодателя. Поэтому иностранец может работать без изменений, не уведомив руководство о пропущенном платеже. Нарушения выявляются только при проверке УФМС, после которой с компании производят взыскание за нелегальную трудовую деятельность иностранца.

Работодателю необходимо отслеживать регулярность оплаты налогов трудоустроенным иностранцем. Единственная просрочка может привести к недействительности патента, что привлечет за собой меру наказания для работодателя. Дополнительно важно отслеживать сроки действия всех документов, предоставленных иностранцем. При выявлении недействительного срока которых, возлагаются большие денежные взыскания не только с рабочего, но и с организации (физического лица).

  1. Трудовая деятельность, несовместимая с имеющейся профессиональной квалификацией.

Патентом/разрешением на работу оформляется допуск к определенному виду профессиональной деятельности. Если иностранный гражданин принят на должность, противоположную профессии, указанной в документе, на работодателя возлагают штраф за нелегальную работу иностранца. Поэтому работодатель вправе трудоустраивать мигранта только на те должности, которые прописаны в разрешении. При данном нарушении трудовая инспекция осуществляет крупное денежное взыскание за каждого устроенного иностранца-рабочего. Штрафные санкции накладываются на физические, юридические лица, исходя из того, кем был трудоустроен иностранный рабочий.

Текущие размеры штрафных санкций за осуществление нелегальной трудовой деятельности мигрантом:

  • Физическое лицо – от 5000 до 7000 рублей;
  • Юридическое лицо – от 400 000 до 1 000 000 рублей, дополнительно отстранение от труда на период от двух недель до 90 суток;
  • Должностное лицо – от 35 000 до 70 000 рублей.
  1. Незаконное применение рабочей силы.

Перед приёмом гражданина другого государства на работу, любой трудоустраивающий должен оформить разрешение на привлечение и трудоустройство иностранных граждан. В случае несоблюдения текущего законодательства и дальнейшей нелегальной деятельности, представители трудового законодательства взыскивают с работодателя денежные средства за нелегальное привлечение мигрантов к трудовой деятельности.

Размер платежа для должностного лица за нелегальное привлечение варьируется от 35 000 до 70 000 рублей, а для предпринимателя – 5000-7000 рублей. Для юр.лиц предусматриваются более ужесточенные меры — штраф до 1 000 000 рублей с отстранением от работы на 2 недели или 90 суток.

  1. Несогласованность с ФМС.

При трудовом оформлении иностранного гражданина, увольнения, переоформления физ.лицо, организация обязаны предупредить службу миграции о составлении (прекращении) трудового, гражданско-правового договора на трудовую деятельность иностранца. В случае если трудоустраивающий не уведомил ФМС о совершенных действиях, на него налагается штраф, соразмерный с санкциями за нелегальное использование рабочей силы.

Несоблюдение положений ТК РФ

  1. Неофициальное трудоустройство иностранца (лица без гражданства).

Гражданин другого государства трудоустраивается только при официальном его оформлении в имеющийся штат и составления трудового договора с оглашением необходимым трудовых обязанностей. При нарушении данного пункта трудоустраивающий будет оштрафован. Иностранного гражданина штрафуют на 5000 рублей и выдворяют за пределы России.

  1. Неправильно (фиктивно) составленный договор.

Если в трудовом договоре были допущены всевозможные ошибки: от неправильной даты до отсутствия подписи одной из сторон, трудовая инспекция вправе считать данный документ фиктивным/недействительным. После чего на компанию также налагается санкция за незаконное трудоустройство иностранца или неправильно составленный документ по факту нарушения нормативов ТК РФ.

Размер штрафной санкции в 2020 году:

  • Для физического лица – 5000-10 000 рублей;
  • Для юридического лица – 50 000 – 100 000 рублей;
  • Для должностного лица – 10 000 – 20 000 рублей.

Несоблюдение требований охраны труда, установленных государством

Если работодатель официально трудоустроил мигранта, правильно составил трудовой договор и уведомил об этом миграционную службу, на него возлагается ответственность за дальнейшее обеспечение охраны труда по трудовому кодексу РФ. При несоблюдении следующих нормативов инспекция вправе оштрафовать работодателя.

Причины штрафных взысканий:

  1. Несоблюдение государственных нормативных положений по охране труда приводит к предупреждению или штрафу: физ.лицо (предприниматель) – 2000-5000 рублей, организация – 50 000-80 000 рублей.
  2. Отсутствие проведенных оценочных актов рабочего места, предоставленных условий труда, также приводит работодателя к штрафным взысканиям: предприниматель – 5000-10 000 рублей или предупреждение, юридическое лицо – 60 000-80 000 рублей или предупреждение.
  3. Допуск иностранного работника без медицинского осмотра, заключения нарколога/психиатра, проверки профессиональной пригодности, обучения и с имеющимися медицинскими противопоказаниями на работодателя налагается штрафное взыскание или предупреждение: должностное лицо – 15 000-25 000 рублей, компания – 110 000-130 000 рублей.
  4. Отсутствие индивидуальной защиты рабочего при работе повышенной опасности налагается штраф 20 000-30 000 рублей, денежные взыскания для юридических лиц в размере 130 000-150 000 рублей.
  5. При повторном нарушении закона должностное лицо штрафуют на 30000-40000 рублей и отстраняют от работы на срок до трех лет. При повторных нарушениях юридическое лицо штрафуют на 100 000-200 000 рублей с возможностью отстранения от работы на 3 месяца.

Как проверить наличие штрафов у работодателей

Освидетельствование нарушений происходит после проверки миграционной службы и дальнейшего составления акта, в котором фиксируются все правонарушения и несоблюдения нормативов, прописанных в ТК РФ.

«Акт проверки» разделен на две части. Во вводном разделе указана вся информация о проверяющемся объекте: реквизиты работодателя (компании), адрес объекта, дата и время проверки. Во втором разделе (основном) описаны все выявленные нарушения с доказательствами, подтверждающими факт их основания. Один экземпляр акта отдают работодателю, второй – прикрепляется к делу УФМС, который в последующем передается законному представителю организации. В данных материалах дела указаны все выявленные правонарушения и наложение штрафных санкций на компанию.

Оспаривание всех нарушений и наложенных штрафов за нелегальный наём иностранца, после проведенной проверки миграционной службой, происходит только через суд.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 962-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Украины Ларь Валерии Васильевны на нарушение ее конституционных прав частями 1 и 2 статьи 18.10 и статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Украины В.В. Ларь оспаривает конституционность положений статьи 18.10 КоАП Российской Федерации, согласно которым осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (часть 1); нарушение, предусмотренное частью 1 данной статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации (часть 2).

Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2558-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Азербайджан Зейниева Сулеймана Бахруз оглы на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпунктом 2 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

С приведенными законоположениями соотносятся правила части 1 статьи 18.10 КоАП Российской Федерации, согласно которой административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства наступает за осуществление ими трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, а также правила оспариваемой заявителем части 2 той же статьи, предусматривающей, что совершение перечисленных нарушений в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Постановление Верховного Суда РФ от 20.04.2016 N 308-АД15-18165 по делу N А63-10973/2014 Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Решение: В удовлетворении требования отказано в связи с наличием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

Иностранный гражданин постановлением от 29.07.2014 привлечен к административной ответственности по статье 18.10 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

Установив факт привлечения обществом к трудовой деятельности иностранного гражданина Республики Узбекистан в отсутствие у этого лица разрешения на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации в нарушение положений Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», суд апелляционной инстанции и окружной суд пришли к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.

Постановление Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 18-АД15-45 Требование: О привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ. Решение: Требование удовлетворено, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.

Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1, 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Постановление Верховного Суда РФ от 28.12.2015 по делу N 18-АД15-46 Требование: Об отмене судебных актов о привлечении к ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ за осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в отсутствие разрешения на работу. Решение: Требование удовлетворено в части, судебные акты изменены, исключено указание на назначение иностранному гражданину административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, поскольку мотивы, свидетельствующие о действительной необходимости назначения иностранному гражданину данного наказания, в постановлении о привлечении к административной ответственности не приведены, при этом иностранный гражданин ранее к административной ответственности не привлекался, заключил брак с гражданкой РФ.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Барсегян Е.А., действующей в интересах Барсегяна В.Ш. на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление судьи Адлерского районного суда Краснодарского края от 09 октября 2013 г. N <…>, решение судьи Краснодарского краевого суда от 18 марта 2014 г., постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 20 ноября 2014 г., вынесенные в отношении гражданина Республики <…> Барсегяна В.Ш. (далее — Барсегян В.Ш.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановление Верховного Суда РФ от 12.01.2016 N 305-АД15-17411 по делу N А40-209862/2014 Требование: О признании незаконными и отмене постановления о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, а также решения, вынесенного по жалобе на постановление. Решение: В удовлетворении требования отказано в связи с наличием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

При рассмотрении спора суды исходили из объяснений иностранного гражданина, в которых он пояснил, что работает в обществе в качестве подсобного рабочего без заключения трудового договора, постановления Симоновского районного суда г. Москвы от 13.08.2014 о привлечении Эсенова М.И. к административной ответственности по статье 18.10 КоАП РФ за осуществление трудовой деятельности в вышеназванном обществе.

Любой иностранный гражданин, прибывший в РФ с целью трудоустройства, должен осуществлять свою деятельность на основании разрешительных документов, оформленных согласно действующему законодательству. Для иностранцев, прибывших на территорию РФ в порядке, требующем получения визы, для трудоустройства необходимо получение разрешения на работу. Для граждан стран с безвизовым режимом требуется получение патента. Данные требования продиктованы Федеральным Законом №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В случае нарушения правил осуществления трудовой деятельности законодательством предусматривается ответственность, которая возлагается не только на мигранта, но и на работодателя.

ПРОДЛЕНИЕ ПАТЕНТА НА РАБОТУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ НА РАЗРЕШЕНИЕ НА РАБОТУ

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает штраф за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина без патента или без разрешения на работу в размере от 2 до 5 тыс. рублей. При этом, юридическое лицо, привлекшее к работе гражданина, может быть наказано штрафом в размере от 250 до 800 тыс. руб., а ответственное должностное лицо – штрафом в размере от 25 до 50 тыс. руб.

Отдельно оговаривается возможность наложения штрафов за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется, при этом, размеры штрафов сохраняются.

Кодекс предусматривает и наказание для иностранного гражданина, если он работает без разрешения на работу или патента, а также, в случае осуществления деятельности, не соответствующей профессии, указанной в разрешительных документах, в виде наложения административного штрафа в размере от 2 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге штраф увеличивается от 5 до 7 тыс. рублей. Дополнительно оговаривается возможная ответственность за несоблюдение срока обращения за внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, либо необращение иностранного гражданина или лица без гражданства за внесением указанных изменений — наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

ПЕРЕОФОРМИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА РАБОТУ

В случае, если работодатель не получив специального разрешения на привлечение иностранцев принял на работу иностранного гражданина, на него может быть наложен штраф за привлечение и использование иностранной рабочей силы в размере от 35 000 до 70 000 рублей на должностное лицо, штраф за привлечение иностранной рабочей силы на юридическое лицо составит от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на срок от 14 до 90 суток. Размер же штрафа за использование иностранной рабочей силы на физическое лицо составит от 5000 до 7000 рублей.

ДЕЛОВАЯ ВИЗА В РОССИЮ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ


В случае, если работодатель не уведомил или нарушил сроки уведомления исполнительного органа в сфере миграции о факте заключения трудового договора с иностранным гражданином или расторжении договора и увольнении иностранца с работы, то будет наложен штраф работодателю за мигранта в размере от 5000 до 7000 рублей на физ. лицо, от 35 000 — 70 000 рублей на должностное лицо и штраф за неуведомление об увольнении или найме иностранного работника на юр лицо — от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Таким образом, необходимо серьезно подходить к вопросу оформления трудовой деятельности иностранных граждан. Правильное оформление позволит избежать рисков как со стороны работодателя, так и со стороны иностранного работника.

ОФОРМЛЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА РАБОТУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

ПРОВЕРКА РАЗРЕШЕНИЯ НА РАБОТУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *