Штрафы за безбилетный проезд

Актуальная информация о размере штрафа за проезд без билета на общественном транспорте в Беларуси.

С безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом в размере:

  • – за безбилетный проезд в городском транспорте – автобусы
    – троллейбусы
    – трамваи
    – метро (прохождение турникета без оплаты)
    – маршрутки
    – поезда городских линий; часть 1 статьи 18.30 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  • – за безбилетный проезд в пригородном транспорте – поезда региональных линий
    – автобусы и маршрутные такси пригородного сообщения; часть 2 статьи 18.30 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  • – за безбилетный проезд в междугороднем транспорте – поезда межрегиональных и международных линий
    – автобусы и маршрутные такси междугородного сообщения; часть 3 статьи 18.30 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Справочно:

Если безбилетный пассажир признает себя виновным и согласен на уплату штрафа, то протокол об административном правонарушении не составляется. При уплате штрафа на месте такому пассажиру выдается квитанция. Штраф при этом должен быть установлен по нижнему пределу, а именно в размере (для городского транспорта). – часть 3 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
– части 6 и 7 статьи 6.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Если безбилетный пассажир отказывается от уплаты штрафа, а также если невозможно установить его личность из-за непредъявления им соответствующих документов, то контролирующее лицо должно обратиться в органы внутренних дел для установления личности и оформления протокола об административном правонарушении. – пункт 257 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972
– пункт 44 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 № 1088
– пункт 79 Правил перевозок пассажиров метрополитеном, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 № 1088

Кроме уплаты штрафа пассажир должен оплатить стоимость проезда. – пункт 255 и 256 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972
– пункт 42 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 № 1088
– пункт 78 Правил перевозок пассажиров метрополитеном, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 № 1088

Безбилетным проездом считается проезд: пункты 42 и 43 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 № 1088

  • без проездного билета (талончика);
  • с проездным билетом, не соответствующим выполняемой перевозке (например, поездка в троллейбусе с проездным билетом на трамвай);
  • с проездным билетом (талончиком) без отметки в валидаторе или компостере;
  • без документа, подтверждающего льготу по оплате проезда или на бесплатный проезд.

Протоколы об административном правонарушении могут составлять уполномоченные должностные лица: статья 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

  • Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;
  • органов железнодорожного транспорта;
  • органов пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта;
  • органов метрополитена.

Размер штрафа устанавливается исходя из базовой величины: статьи 18.30 и 18.31 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

  • за безбилетный проезд в городском транспорте – от 0,5 до 1 базовой величины;
  • за безбилетный проезд в пригородном транспорте – 0,7 базовой величины;
  • за безбилетный проезд в междугороднем транспорте – 1 базовая величина.

Штраф в размере 2,5 тыс. рублей будет грозить владельцам легковых автомобилей, а также водителям «легковушек», принадлежащих иностранным перевозчикам.

Более серьезно — на сумму в 5,5 тыс. рублей — оштрафуют собственника грузового транспортного средства или автобуса. Если речь об иностранном перевозчике, то финансовые санкции грозят опять же водителям.

Фиксация указанных правонарушений будет происходить в автоматическом режиме — при помощи камер на дорогах.

Однако водитель сможет избавиться от штрафа. Это произойдет, если он оплатит проезд по дороге до истечения предусмотренного КоАП РФ срока исполнения постановления. Это, согласно поправкам, «является основанием для освобождения от административной ответственности и прекращения производства по делу об административном правонарушении».

Отметим, что данный законопроект стал продолжением уже принятого парламентом закона. Документ, о котором идет речь, запретил движение по платным автодорогам и их участкам без оплаты. Было прописано, что при безбарьерном въезде пользователь вносит плату с помощью электронного средства регистрации (транспондера).

Также законом установлено, что власти утвердят методику расчета платы и определят предельную сумму. Для трасс федерального значения это сделает кабмин, для остальных — региональные или местные чиновники.

Украина, пожалуй, единственная страна, в которой была воспета профессиональная деятельность контролера. И не потому, что Верка Сердючка – беспрецедентное явление в шоу-бизнесе, а потому что сама профессия «контролер» в современном мире – явление беспрецедентное.

Безбилетный проезд

В Киеве в рамках реконструкции линии скоростного трамвая по случаю подготовки к Евро-2012 устанавливаются специальные турникеты. Вставляешь билет в отверстие, и автомат выбивает на нем время и дату, а на следующий день билет уже недействителен. Прогресс, как говорится, налицо, вот только не все станции пока оснащены турникетами. А на тех, которые оснащены, люди сначала проштамповывают билет в турникете, после чего еще и компостируют в салоне трамвая. Почему?

Украинское законодательство по части правил проезда в общественном транспорте являет собой довольно интересный пример победы буквы закона над духом права. Чего стоит только термин «безбилетный проезд», который является поводом для применения к пассажиру штрафных санкций! А вот еще перл: «Незакомпостированный талон права на проезд не дает». При этом поиск исправного компостера по салону зачастую занимает немало времени. Или следующая распространенная ситуация: салон переполнен, пассажир не в состоянии сунуть руку в карман, не говоря уж о том, чтобы извлечь оттуда деньги или талон и куда-то там передать, но не успеет толпа схлынуть, как контролер уже рад стараться исполнить свои служебные обязанности. И ему нет никакого дела до того, по какой причине пассажир не закомпостировал талон: он имеет право оштрафовать безбилетника в любом случае. А какое право имеет в данном случае безбилетник? Подать в суд иск на оператора перевозок в порядке регресса? Но, например, в Португалии штраф за безбилетный проезд достигает 500 евро, и за такую сумму судиться рационально. В Украине же речь идет о 30 грн. За эти деньги на работу можно приехать на такси. Видимо, нашему гражданину проще считать, что так и было – тогда не придется брать отгулы и бегать на судебные заседания, т. е. терять в деньгах ради торжества справедливости. Возникает закономерный вопрос: как защитить свою собственность и не остаться при этом в дураках?

Закон гласит

В абз. 2 п. 4 ст. 6 Правил пользования трамваем и троллейбусом в городах Украины, утвержденных приказом №329 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 09.10.2006 (далее – Правил), говорится, что в случае отказа пассажира оплатить штраф он может быть высажен на ближайшей остановке. В динамик об этом никто, конечно, не кричит (а следовало бы!), но если внимательно вчитаться в выдержку из правил, которую легко обнаружить забранной в рамку в салоне подвижного состава, можно даже ткнуть контролера носом в эту строку – для наглядности. Правда, в той же ст. 6 оговаривается, что в случае злостного сопротивления безбилетник может быть доставлен в ближайший орган внутренних дел для принятия мер, поэтому насильно к выдержке должностное лицо тащить крайне нежелательно. Лучше вообще не раздражаться, аргументируя свою позицию, ведь это может быть превратно истолковано – как то же злостное сопротивление, например.

Если вы сопротивления не оказывали, для доставки вас в компетентные органы оснований нет. Если вам угрожают чем-то подобным – это не более чем попытка взять на испуг. Не поддавайтесь на провокацию!

Лучше всего продемонстрировать свою юридическую грамотность и сразу предупредить, что подобные действия со стороны контролера подпадают под злоупотребление служебным положением – такое заявление, как правило, охлаждает пыл.

Если вы оказались в незавидном положении из-за неисправного компостера или нерасторопного кондуктора, контролеры вам непременно расскажут, что это – ваши проблемы, и будут неправы. В п. 13 ст. 4 Правил говорится, что абонементный талон, на котором код компостера неразличим по причине неисправности последнего, не может являться недействительным. На практике же попытки пассажира доказать свою законопослушность обычно выглядят весьма унизительно: робкий протест против категоричного заявления контролера о том, что талон закомпостирован не впервые, не заканчивается ничем, кроме обвинения пассажира во лжи.

Что же касается кондуктора, то, согласно абз. 2 п. 10 ст. 4 Правил, это должностное лицо обязуется продавать пассажирам абонементные талоны, а согласно п. 1 ст. 4 Правил – обеспечивать качественное обслуживание пассажиров и создавать для них необходимые удобства. Т. е. никто не обязан бегать за кондуктором по салону. Но попробуйте-ка использовать этот аргумент в качестве оправдания за безбилетный проезд при общении с контролером, на момент появления которого в салоне вы должны «обилетиться»!

Кстати, исключение из этого правила составляет пассажир, который не проехал одной остановки от места посадки, т. е. физически не имел возможности оплатить проезд. Именно эта оговорка и дает основания полагать, что наличие/отсутствие намерения оплатить проезд все-таки является приоритетным перед отсутствием/наличием билета, но это уже вопрос разъяснений Пленума Высшего административного суда (как вариант). И если кто-нибудь когда-нибудь нашел бы время добиться таковых разъяснений, возможно, термин «безбилетный проезд» утратил бы свою актуальность раз и навсегда. А заодно актуальность утратило бы и правовое искажение, сопровождающее столь опрометчивый термин.

Самозванцы

Прежде, чем сойти с контролером на ближайшей остановке, как того требуют Правила, убедитесь, что он действительно тот, за кого себя выдает. В СМИ неоднократно появлялись материалы о мошенниках, обманным путем вымогавших у пассажиров деньги в уплату штрафа. Кроме того, нередки случаи превышения полномочий, когда контролеры обвинялись в грабеже, нанесении телесных повреждений различной степени тяжести и даже в попытках изнасилования.

Контролер обязан иметь служебное удостоверение и нагрудный знак, прикрепленный к верхней одежде. Почему-то контролеры предпочитают носить свой знак отличия исключительно в кармане, что является прямым нарушением предписания министерства.

Также проверяющий обязан по первому требованию предъявить свое служебное удостоверение, сообщить место работы, телефон и местонахождение предприятия. Вы имеете полное право записать их на случай конфликта – на самозванцев такая бдительность произведет впечатление. Кроме того, контролер, согласно Правилам, должен сообщить водителю о начале проведения контроля, поэтому, если вы сомневаетесь в том, что перед вами действительно контролер, смело можете обратиться с вопросом к водителю.

Бывает и так, что контролер устраивает «облаву на зайцев» на чужом маршруте. Если ваш проездной документ проверяют не в первый раз, вы вправе усомниться в правомерности таких действий и потребовать предъявить маршрутный лист, в котором будут указаны номера маршрутов, на которых контролер имеет право осуществлять проверку проездных документов. Самозванцев такой вопрос повергает в замешательство – редкий из них удосужится подделать маршрутный лист. Однако этот документ – обязательный атрибут контролера, и отговорки о том, что подобные документы содержатся в трамвайно-троллейбусном управлении, являются обманом.

При взыскании штрафа не забудьте потребовать квитанцию (п. 4 ст. 6 Правил): в противном случае ваши деньги могут отправиться не в бюджет, а контролеру в карман. Кроме того, квитанция является документом строгой отчетности и может быть использована в качестве основания для возмещения понесенного убытка (в случае, если вы решите все же отправиться в суд).

И контролер, и кондуктор, согласно п. 1 ст. 4 Правил, должны быть аккуратно одетыми, вежливыми с пассажирами и одновременно требовать от них неукоснительного исполнения правил проезда в общественном транспорте. Т. е. если кондуктор вас не «обилетил», он тем самым нарушил свои должностные обязанности. Кстати, согласно п. 13 той же статьи, контролер имеет право проверять не только пассажира, но и кондуктора, однако в случае с кондуктором это право почему-то им не используется. Более того, ситуация, когда пассажир, находящийся на передней площадке, обделен вниманием кондуктора – далеко не редкость. И если он, не дай Бог, обратится к контролеру с жалобой на такого кондуктора, то узнает, что находится в непосредственной близости от водителя, у которого тоже может приобрести талон, еще и заплатит штраф за то, что сам до этого не додумался. В этом случае не стоит забывать, что пассажирам запрещается отвлекать внимание водителя во время движения приобретением абонементных талонов (п. 6 ст. 5 Правил). Покупка билета у водителя во время остановки не только создаст неудобства, прямо противоречащие вашему праву на качественный проезд (ваше место могут занять, а оставшиеся без присмотра вещи украсть), но и помешает другим пассажирам воспользоваться их правом на то же (п. 7 ст. 5 Правил).

Таким образом, то обстоятельство, что водитель имеет право «обилечивать» пассажиров, попросту противоречит здравому смыслу, точно так же, как и существование контролера, с учетом того, что кондуктор также наделен полномочиями проверять проездные документы и высаживать пассажиров. Однако это аргументы для суда, а не для диалога с контролером.

Зарубежный опыт

Контролеров либо нет вовсе, либо они ведут себя не в пример более цивилизованно

Если бы в Украине вдруг исчезли контролеры, число безработных в стране увеличилось бы, поэтому рассчитывать на государство в урегулировании этого вопроса бессмысленно. Особенно, если учесть, что время от времени эти специалисты все-таки выдают квитанции и пополняют бюджет. Однако уже сейчас ясно, что такая система контроля безнадежно устарела, ведь эти сотрудники получают заработную плату из того же бюджета. Установка автоматической системы контроля обойдется дешевле и выгоднее. Россияне уже поняли это: в Москве общественный транспорт оснащен турникетами, и необходимости в услугах контролеров не возникает. В белорусском общественном транспорте разовый проездной документ действителен исключительно в день покупки, что освобождает пассажира от необходимости доказывать его единовременное использование.

В Португалии контролеры до сих пор существуют. При входе в общественный транспорт пассажир прикладывает проездную карту к автомату, который считывает с нее штрих-код. Контролер же может удостовериться в том, что штрих-код был считан, при помощи специального устройства, сканирующего проездную карту на предмет такого считывания. И никто никому не обязан доказывать, что все сделал правильно – система всегда исправна (за этим тщательно следят), и обмануть ее невозможно.

Даже в Китае, культурные традиции которого частенько повергают украинцев в шок, с пассажирами обходятся более уважительно: тамошние контролеры проверяют наличие билетов на выходе. Если билета нет или он утерян, пассажир оплачивает стоимость проезда – и дело с концом.

По материалам: Судебно-юридическая газета
Просмотров: 572

В ГКУ «Организатор перевозок» подсчитали штрафы. Оказалось, что за прошедший год более полумиллиона пассажиров пытались проехать на городском общественном транспорте бесплатно, за что были оштрафованы на общую сумму 632 млн рублей. Менее 1% от всех перевезенных пассажиров, около 578 тыс. человек, попытались избежать оплаты проезда.

«С начала 2019 года контролеры ГКУ «Организатор перевозок» оштрафовали 543 тыс. пассажиров за безбилетный проезд в городском пассажирском транспорте Москвы и 35 тыс. пассажиров за использование чужих социальных карт», — сообщил руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Павел Павлов.

На текущий момент штраф за безбилетный проезд составляет 1 тыс. рублей и 2,5 тыс. рублей — за использование чужой социальной карты. «Выгоднее оплатить проезд и проехать 26 раз легально и законно, нежели один раз нарушить и получить штраф», — считает Павел Павлов.

Откровенно злостных неплательщиков не так уж и много. Добровольно оплачено 438 млн рублей штрафов, остальная сумма пришлась на взыскание через судебных приставов.

Кто такие зайцы

Принято считать, что зайцы — это молодежь, но на самом деле типичный безбилетник — чуть старше. «Если говорить без гендерной принадлежности, то это активная категория граждан, экономически активная. Возрастом от 26 до 32 лет», — отметил руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Павел Павлов.

Студенты и школьники чаще всего имеют право на бесплатный проезд, но и тут могут возникать проблемы: не прикладывают карту к валидатору или убирают ее, не дождавшись автоматической отметки. Среди пассажиров распространено мнение, что проезд можно оплачивать до первой остановки, поэтому некоторые упускают возможность приложить карту к валидатору на входе.

Благодаря данным ГКУ «Организатор перевозок», можно отметить, в каком районе живет больше всего нарушителей проезда. Автобусный маршрут «МЦ1», который курсирует между метро «Лесопарковая» и ММЦ УФМС, стал лидером по безбилетному проезду — здесь зафиксировано почти 17,5 тыс. зайцев.

На самом проблемном трамвайном маршруте № 17 Медведково–Останкино за неоплату проезда контролеры оштрафовали около 11,3 тыс. человек. На троллейбусе больше всего безбилетников обнаружено на маршруте № 72 Проезд Карамзина – метро «Варшавская»: здесь проезд не оплатило около 4,5 тыс. пассажиров.

Что делают контролеры

Контролер — профессия непростая. Ежедневно контролеры ГКУ «Организатор перевозок» совместно с контролерами ГУП «Мосгортранс» проверяют более 4,5 тыс. транспортных средств, максимально охватывая все маршруты городского транспорта. В первую очередь они идут на те маршруты, где фиксируется самое низкое количество валидаций, то есть, предположительно, больше всего зайцев.

Ежедневно на наземном транспорте работает более 250 контролеров ГКУ «Организатор перевозок». В этом году были усилены мобильные группы контролеров, которые не привязаны к конкретному маршруту, передвигаясь по разных маршрутам всего округа и создавая эффект тотального присутствия. Они выходят на маршруты в течение всего дня: на самые ранние и самые поздние маршруты, и даже ночные, то есть контроль осуществляется 24 часа в сутки семь дней в неделю.

Подобная схема работы приносит свои плоды. В этом году число задержанных за нарушение оплаты проезда почти в два раза больше чем в прошлом: 578 тыс. против 351 тыс. соответственно.

Контролер проверяет билет с помощью специального устройства. В случае если у пассажира отсутствует билет, социальная карта или время последней валидации не совпадает со временем поездки, контролер выписывает постановление об административном нарушении. При этом острые конфликтные ситуации происходят крайне редко. На вызов представителя ГКУ «Организатор перевозок» и «Мосгортранс» оперативно откликаются внутренние службы метрополитена или полиция через звонок в службу «112». Если конфликт усиливается до приезда полиции, контролер старается всеми способами успокоить пассажира и не провоцировать его на большую агрессию. Следует всегда помнить, что контролер — это должностное лицо и за любое противоправное действие пассажир понесет уголовную ответственность.

Зачем платить за проезд

Всем потенциальным зайцам стоит знать, что стоимость проезда в общественном транспорте покрывает множество расходов на его содержание. По сути, из наших билетов складываются зарплаты профессиональных водителей и машинистов, персонала, отвечающего за безопасность пассажиров и эксплуатацию транспортных средств, уборщиков. Также деньги, вырученные с продажи билетов, покрывают расходы на закупку новых автобусов, трамваев и электробусов.

Как можно понять, качество услуг на общественном транспорте находится в прямой зависимости от добросовестности оплаты проезда. Благодаря средствам, вырученным с проездных билетов, система общественного транспорта в Москве стремительно развивается. К примеру, перехватывающие парковки обустраиваются возле станций метро, МЦК и МЦД за пределами центра Москвы, чтобы дать возможность едущим с окраин или из области водителям оставить машину и пересесть на общественный транспорт. Более того, департамент транспорта предлагает пассажирам небольшие бонусы: если совершаешь две поездки на метро, МЦК или МЦД — парковка бесплатная. Со списком перехватывающих парковок можно ознакомиться на сайте parking.mos.ru или в приложении «Парковки Москвы»

К слову, административное наказание в виде штрафа, превышающего стоимость проезда в 26 раз, — не самое большое в Европе. К примеру, во Франции с регулярными неплательщиками борются тюремным наказанием: достаточно пять раз проехать зайцем, и вас ждет тюрьма на полгода. В Польше штраф не только в 78 раз больше стоимости проезда, но в случае его неуплаты начисляются проценты, а информация о неплательщике попадает в реестр должников, что отражается на кредитной истории гражданина.

28.07.2020 15:13

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Контролёры в поездах «Московского центрального кольца» в сопровождении полицейских начали выписывать штрафы пассажирам без масок и перчаток, рассказал «Открытым медиа» москвич, столкнувшийся с проверяющими в поезде МЦК на станции «Ботанический сад». Усилили контроль и в метро: на станциях «Савёловская» и «Электрозаводская» контролёры и полиция не пускают внутрь пассажиров без масок или даже штрафуют их, сообщал Telegram-канал «Московские новости».

Московская мэрия дала поручение контролёрам штрафовать пассажиров столичного транспорта за отсутствие масок и перчаток, подтвердил «Открытым медиа» чиновник мэрии. «Легко заметить, что люди расслабились, и в общественном транспорте почти все пассажиры без масок, не говоря уже о перчатках. При этом масочный режим в транспорте не отменен. Эпидемия хоть и пошла на спад, но не закончилась, так что очень важно соблюдать меры безопасности», — пояснил он.

Ещё 10 июля мэр Москвы Сергей Собянин исключил возможность второй волны коронавируса. Столичный градоначальник отметил, что пики заболеваемости пройдены и второй волны в ближайшее время ждать не стоит. По его словам, у жителей Москвы выработался коллективный иммунитет.

Однако в конце месяца в столице вновь начало расти количество новых случаев заражения коронавирусом. Так, 17 июля в Москве было выявлено 575 заболевших, 21 июля — 602, 22 июля — 638 случаев, 25 июля — 648 заболевших, 26 июля — уже 683, а 27 июля — 694 заболевших. Последние данные на утро вторника, 28 июля — 674 случая за сутки.

В метро контролем масочного режима занимаются сотрудники полиции, дежурящие на станции, а в наземном транспорте — контролёры, отметил собеседник ОМ в столичном правительстве. Право штрафовать пассажиров наземного транспорта за отсутствие масок есть у контролеров подчинённого мэрии Москвы ГКУ «Организатор перевозок», но не у управляющего транспортом в столице «Мосгортранса», объяснил «Открытым медиа» сотрудник горячей линии «Мосгортранса».

Оператор горячей линии «Организатора перевозок» подтвердил ОМ, что именно контролёры этой организации штрафуют за отсутствие масок. По нормативным документам мэрии, сотрудники этого учреждения вправе выписывать протоколы о штрафах не только за безбилетный проезд, но и за другие нарушения правил поведения на транспорте: за курение, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т. д., к которым теперь относится и проезд без масок, объяснил он.

«Рейды по проверке масок и перчаток в общественном транспорте не прекращались, они проходят с момента объявления масочно-перчаточного режима. Несмотря на отмену масочного режима на улицах, согласно указу мэра носить средства индивидуальной защиты в городском транспорте по-прежнему обязательно», — ответили в пресс-службе «Организатора перевозок» на запрос «Открытых медиа».

В ответе говорится, что контролеры, «в первую очередь, информируют пассажиров о необходимости использования масок и перчаток в общественном транспорте». За нарушение масочно-перчаточного режима предусмотрен штраф в размере 5000 рублей, однако рассказать, сколько людей в Москве были оштрафованы, к примеру, вчера, или в любой другой день за отсутствие маски, в пресс-службе отказались.

В середине июля столичные власти обсуждали планы ужесточить контроль за масочным режимом в транспорте, «чтобы пассажиры были в тонусе» и чтобы потом не потребовалось вновь вводить карантинные меры, знает источник ОМ, близкий к мэрии. По его словам, такие команды в середине месяца должны были поступить транспортному блоку правительства Москвы.

Дальнейшее ужесточение карантинного режима в Москве пока не планируется, сказал «Открытым медиа» сотрудник администрации президента. По его словам, ситуация с COVID-19 сейчас находится под контролем и усиление контроля за соблюдением московскими пассажирами масочного режима — это скорее «подстраховочная мера, чтобы люди не расслаблялись». Власти следят за динамикой развития эпидемии, у них есть планы действий на все случаи развития ситуации, отметил собеседник ОМ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *