Сколько стоит суррогатная мать в России цена?

В настоящее в мире проживают около 6 млн человек, «рожденных из пробирки», свидетельствуют данные Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ). При этом большинство из таких малышей родились благодаря экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО).

Реклама

В России, согласно статистике Совета Федерации, насчитывается порядка 6 млн женщин и 4 млн мужчин, страдающих бесплодием. Причем с проблемой сталкиваются не только простые граждане, но и звезды. К примеру, дочку из пробирки растит с супругой артист театра и кино Евгений Дятлов. Звезда КВН и телеведущая Елена Борщева также стала матерью только после обращения к специалистам по ЭКО.

https://www.instagram.com/p/B1V7G06gbJz/?utm_source=ig_web_copy_link

Между тем, процедура ЭКО не дешевая, она обходится родителям до 500 тыс. рублей.

Как рассказал «Газете.Ru» директор Европейского центра суррогатного материнства Владислав Мельников, стоимость проведения ЭКО в первый раз колеблется от 120 до 250 тыс. рублей в зависимости от уровня медицинского центра. Вдобавок при необходимости женщина может купить донорские клетки в специализированном банке. Цена услуги – от 30 до 80 тыс. рублей.

«Если с первой попытки положительного результата достичь не удается, то клиент идет на повторную процедуру. В этом случае пациентка платит уже только за перенос и разморозку ранее взятого биоматериала. Это стоит около 50-100 тыс. рублей»,

— добавляет эксперт.

Теоретически забеременеть при помощи ЭКО женщина может и бесплатно. С 2016 году эта дорогостоящая технология вошла в программу госгарантий и предоставляется гражданам в рамках ОМС. Чтобы получить услугу по страховке необходимо прикрепиться к женской консультации, пройти обследование, получить необходимые документы и обратиться в комиссию по отбору пациентов.

Впрочем, полис ОМС не предполагает хранение криоконсервированных эмбрионов, которые необходимы для проведения повторного оплодотворения. Также страховка не покрывает сопутствующих затрат: приезд в центр из другого города, оплату гостиницы и необходимых медикаментов, признают эксперты.

Суррогатная помощь

Те родители, у которых попытки забеременеть при помощи ЭКО оканчиваются неудачно, прибегают к суррогатному материнству. Особенно много таких пар встречается среди звезд. Так, при помощи подобной услуги родителями двойняшек стали Алла Пугачева и Максим Галкин. Также в прошлом году пополнение в семье отмечал певец Дмитрий Маликов. Хоть пара официально не подтвердила информацию о суррогатной матери, но окружение звезды подтвердили, что чета Маликовых обращалась в специализированный центр.

Суррогатные матери подарили детей также зарубежным звездам. Счастливыми родителями таким образом в последнее время стали певец Элтон Джон, Сара Джессика Паркер и Робби Уильям. Причем даже звезда Instagram Ким Кардашьян решила рожать третьего ребенка не сама, а с помощью суррогатной матери.

https://www.instagram.com/p/B1nPXIGga6X/?utm_source=ig_web_copy_link

При этом суррогатное материнство обходится значительно дороже ЭКО, добавляют аналитики.

Только за вынашивание ребенка женщина просит примерно 900-950 тыс. рублей.Также суррогатной матери положены ежемесячные выплаты на питание и улучшение жилищных условий.

На них уходит еще 20 тыс. в месяц. Вдобавок с женщиной, которая будет оказывать подобные услуги, необходимо заключить договор, составление и подтверждение которого стоит порядка 150 тыс. рублей.

«В итоге суммарные затраты составляют примерно 2-2,2 млн рублей. Но сумма может выйти еще больше, если девушку для оказания услуги искало специализированное агентство или возникли трудности уже после рождения ребенка», — заметил собеседник «Газета.Ru».

Проблемы могут возникнуть при передаче ребенка его биологическим родителям, признают юристы. Дело в том, что в России пока не существует отдельного закона, который бы регулировал суррогатное материнство, а отдельные положения о нем закреплены сразу в нескольких законодательных актах.

Чтобы обезопасить себя от возможных сложностей, родители заключают с роженицей договор, в котором прописаны условия передачи ребенка. По закону женщина, которая вынашивает ребенка, имеет на него приоритетное право, отмечает юрист, член РАРЧ Константин Свитнев. Генетические родители смогут получить младенца только в том случае, если женщина напишет согласие на отказ от ребенка.

«Несмотря на то, что кровеносные системы эмбриона и матери не сообщаются и плод не имеет с женщиной связи, некоторые роженицы не хотят отдавать ребенка, уповая на якобы на психологическую привязанность. На практике они не отдают малыша, чтобы вытянуть с заказчиков как можно больше денег», — указывает эксперт.

В похожей ситуации до сих пор оказываются тысячи россиян, признают юристы. Так, в начале 2010 года жительница Ульяновской области Зинаида Ракова заключила договор с генетическими родителями из Тульской области. После рождения ребенка роженица зарегистрировала ребенка на себя, отказав в этом праве своим заказчикам. По ее словам, она привязалась к малышу, а биологические родители не имеют к нему отношения. В ответ семейная пара обратилась с иском в суд, который после двухлетней тяжбы встал на сторону роженицы.

Впрочем, постепенно судебная практика меняется в пользу биологических родственников, добавляет Владислав Мельников. «Примерно 1,5 года назад в России суд высшей инстанции при похожем споре отдал ребенка биологическим родителям, после того, как они доказали родственную связь с малышом. Таким образом создался прецедент и теперь все больше семей получают своих детей уже по судебному постановлению», — подчеркнул эксперт.

Но россиян пугают не столько серьезные трудности в отношениях с суррогатной матерью, сколько денежный вопрос. По данным Росстата, среднемесячная зарплата работников составляет 47,7 тыс. рублей. В итоге, чтобы прибегнуть к заказу ребенка «из пробирки» россияне вынуждены брать кредиты, признают опрошенные «Газетой.Ru» аналитики.

В России банки не предоставляют льготные кредиты для оплаты суррогатного материнства или ЭКО, но в соседней Белоруссии такие программы имеются. Так, «Беларусбанк» выдает своим клиентам кредит на ЭКО по льготной ставке на пять лет.

Между тем россиянам зачастую не хватает средств на обеспечение уже имеющихся детей. По данным Минтруда, наиболее проблемными среди демографических и социальных групп являются семьи с детьми. Здесь уровень бедности превышает 22%. Кроме того, семьи с детьми составляют почти 80% от всех малообеспеченных домохозяйств. Похожая динамика наблюдается и среди многодетных родителей – бедными считаются 51% семей с тремя и более детьми.

Библиотека

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА

2012г., студент 5 курса группы ЮДС-09 юридического факультета КФ МГЭИ Кизина Оксана Сергеевна

Введение

Конституция Российской Федерации является основным законом нашего государства и базой для развития различных отраслей отечественного законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Вся проводимая государственная политика укрепления семьи, обеспечения охраны интересов матери и ребенка способствует формированию здоровой нации и укреплению семейных ценностей. Любое государство заинтересовано в формировании полноценной и здоровой личности, приносящей пользу обществу и стране.

В настоящее время деятельность российского государства направлена на повышение материального положения семей, оказание дополнительной социальной поддержки отдельным категориям граждан, создание благоприятных условий для рождения детей и др., что дает свои положительные результаты, но так же существуют проблемы, не позволяющие полностью достичь ожидаемых результатов.

Объект исследования — конституционное право на охрану материнства.

Предмет исследования – нормы отечественного законодательства, регулирующие конституционное право на охрану материнства.

Цель исследования – изучение законодательной регламентации мер государственной защиты материнства в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть понятия «государственная защита» и «материнство»;

— проанализировать материальные и нематериальные меры защиты

материнства в Российской Федерации.

Исследованию законодательной регламентации мер государственной защиты материнства и практике их реализации посвящены работы О. Самариной, О. А. Снежко, А. В. Артюхова и других авторов.

Глава 1. Государственная защита материнства

1.1 Понятие государственной защиты.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, детства и отцовства. Пункт 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство находятся под защитой государства. Эти конституционные основы защиты материнства и детства выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка.

Государственный механизм защиты материн­ства включает в себя комплекс мер, различных по своему содержанию, целевому назначению, срокам и объему проводимых мероприятий. Все они обеспечивают реализацию конституционной обязанности государства по защите материнства. Термин «защита» применительно к таким поня­тиям, как «материнство», «детство», «семья», в конституционном истолковании трактуется до­статочно широко. Конституция РФ подразумевает под «защитой» как деятельность, направленную на ликвидацию и противодействие нарушениям, так и меры по предупреждению этих нарушений, включающие установление гарантий. В наиболее общем виде «защита» есть противодействие не­законным действиям, предотвращение наруше­ний, а также возмещение вреда. Защита — это комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализа­ции права, включающая различные средства и мероприятия.

Под государственным механизмом защиты материнства понимается система мер, направленных на поощрение материнства, гарантирование интересов матери и ребенка, создание наиболее благоприятных условии, обеспечивающих полноценное развитие ребенка.

1.2 Понятие материнства.

Понятие «материнство» имеет чрезвычайно широкий ряд толкований в разных областях научного знания и практической деятельности человека.

В настоящее время в Конституции РФ отсутствует определение понятия материнства, что в дальнейшем не исключает возможных различий в толковании данного понятия. Во избежание этого требуется выработка единого понятийного аппарата.

Как известно, базовое понимание любого термина, наиболее общие варианты его употребления можно получить, обратившись к словарям. Так, словарь по общественным наукам «Глоссарий.ру» определяет материнство следующим образом: материнство – основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка. В словаре Д.Н. Ушакова материнство получает уже социальную окраску и определяется как родственная связь матери с детьми. Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой определяет материнство как особое состояние женщины — матери (преимущественно в период беременности и младенческих лет ребенка).

В российском законодательстве понятие «материнство» используется различными отраслями права. Вообще, понятие «материнство» упоминается в 223 нормативных актах и трактовка его различна: от свободы совершить искусственное прерывание беременности до определения одним из видов социальных страховых рисков.

Если рассмотреть существующие подходы и определения понятия «материнство», можно сделать вывод, что материнство в социальном плане – это охраняемое и защищаемое государством путем установления правовых гарантий сложное социальное явление, обозначающее родственную, устойчивую психо-эмоциональную или семейную связь женщины и воспитываемого ей ребенка, проявляющееся и реализующееся в процессах беременности, рождения, вскармливания и (или) заботы женщины о ребенке вплоть до его совершеннолетия.

Для правовых целей, с учетом сказанного необходимо дать следующее определение материнства: материнство – это сложный правовой феномен, сущность которого раскрывается в трех аспектах:

— конституционно-правовое состояние, обеспечиваемое закрепленными в нормах конституционного права условия реализации блока репродуктивных прав женщины (охрана материнства) и средства защиты ее законных прав и интересов (защита материнства);

— конституционно-правовой институт как обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения;

— субъективное право женщины, включающее в себя блок репродуктивных правомочий.

Глава 2. Законодательное регулирование мер государственной защиты материнства.

2.1 Материальные меры защиты.

В 2006 г. глава государства выразил озабоченность сокращением численности населения страны, угрожающим национальной безопасности всей российской государственности. Уже в 2007 г. Президент РФ поддержал инициативу — объявление Годом семьи 2008 года, указав на то, что «его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета поддержки института семьи, базовых семейных ценностей».

Сегодня защита материнства обеспечивается посредством целого комплекса правовых норм, относящихся к различным отраслям прав. Кроме того федеральное законодательство дополняется актами субъектов РФ, которые вправе повышать уровень гарантий для матерей и предусматривать дополнительные механизмы их защиты, так как координация вопросов материнства и детства отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «к” ч.1 ст.7 Конституции РФ).

Вопросы социальной защищенности семей с детьми наиболее остро стали перед государством в начале 90-х годов прошлого столетия. Причиной тому стало падение рождаемости, увеличение младенческой смертности, сокращение трудоспособного населения. Была поставлена задача – разработать единую систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, ее дохода и индекса стоимости жизни. В рамках решения проблемы было предложено определить порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых уходом за детьми раннего возраста (до 3 лет), детьми – инвалидами.

Содержание действующего законодательства позволяет выделить среди всех мер государственной поддержки, прежде всего, систему денежных выплат, включающую различные виды пособий, обеспечивающих государственную поддержку на различных этапах материнства.

Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. установлены следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Финансирование ежемесячных пособий на ребенка осуществляется из бюджета. После принятия Федерального закона от 22.08.04 №122-ФЗ выплаты ежемесячных пособий в большинстве своем осуществляются за счет бюджетных средств субъекта РФ. Пособия женщинам, проходящим военную службу по контракту, а так же проходящим иную государственную службу, выплачиваются из средств федерального бюджета. Все остальные пособия выплачиваются за счет средств обязательного социального страхования.

Данные пособия ежегодно индексируются с учетом инфляции, но большинство матерей считают, что уровень денежной поддержки со стороны государства недостаточен. В определении Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. отмечено, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты материнства и детства должно согласовываться имеющимися у него на данном этапе социально – экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями. Конституционная инстанция под­твердила допустимость ограничения максималь­ного размера пособия: «Установление максимального размера пособия по беременности и родам при соблюдении условия соотносимости его ве­личины и подлежащей налогообложению части совокупного заработка (дохода) работающей жен­щины не может рассматриваться как несоразмерное ограничение конституционных прав на госу­дарственную защиту материнства и детства и на социальное обеспечение для рождения и воспи­тания детей и не противоречит международным обязательствам Российской Федерации».

В современный период в России предусмотрены следующие виды материальных мер государственной защиты материнства и детства (Таблица 1).

Таблица 1. Обеспечение федеральными пособиями и компенсациями семей с детьми по состоянию на 1 января 2013 года

Виды пособий

Размер пособия

Нормативный правовой акт

1.Единовременное пособие при рождении ребенка

(обращение за пособием не позднее 6 мес. со дня рождения ребенка)

13087 руб.61 к.

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ)

2.Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

490 руб. 79 к.

3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет:

— по уходу за первым ребенком

— по уходу за вторым и последующими детьми

Макс. размер

2453 руб.93 к.

4907 руб.85 к.

9815 руб.70 к.

4. Пособие по беременности и родам

490 руб.79 к.

5. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву

20725 руб.60к.

6. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву

8882 руб. 40 к.

7. Ежемесячная компенсационная выплата лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет

50 руб.

Постановление Правительства РФ от 3.11.94 № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»

8. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших, пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы

1786 руб.48 к.

Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 481 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших, пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы»

9. Ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих по призыву и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти,погибших в связи с выполнением задач в условиях вооруж. конфликта в Чеченской Республике (на тер.Северного Кавказа)

17882 руб.

Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1051.

Кроме мер материальной помощи семьям с детьми федерального уровня в Российской Федерации органы государственной власти вправе установить региональные пособия и компенсации (Таблица 2).

Таблица 2. Обеспечение пособиями и компенсациями семей с детьми

органами социальной защиты населения Калужской области по состоянию на 1 января 2013 года (с учетом коэффициента индексации 1,055)

1. Ежемесячное пособие малообеспеченным семьям:

1) ежемесячное пособие на ребенка

2) пособие на детей одиноких матерей

3) пособие на детей разыскиваемых родителей

4) пособие на детей военнослужащих по призыву

5) пособие на детей-инвалидов

6) пособие на детей, один из родителей которых, входящий в состав семьи, является инвалидом

7) пособие на второго и последующих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет

200 руб.

400 руб.

400 руб.

600 руб.

2000 руб.

400 руб.

4000 руб.

Закон Калужской области от 30.12.2004 № 10-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» (в ред. Закона Калужской области от 29.06.2012

№ 307-ОЗ)

2. Ежемесячное пособие малообеспеченным многодетным семьям, имеющим 4-х и более детей

600 руб.

Закон Калужской области от 5.05.2000 № 8-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки»

3. Единовременное пособие при рождении второго и последующих детей (обращение за пособием не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка)

9222 руб.

10410 руб.

(при рождении ребенка с 01.01.2013)

Закон Калужской области от 7.05.2003 № 201-ОЗ «О единовременном пособии при рождении второго и последующих детей»

4. Ежемесячное пособие на ребенка (назначается и выплачивается детям военнослужащих и сотрудников органов специального назначения, погибших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике)

1000 руб.

Постановление Губернатора Калужской области от 06.06.2000 № 319 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников органов специального назначения, погибших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике»

5. Ежемесячная денежная выплата на содержание усыновленного ребенка (детей):

— на усыновленного ребенка-инвалида

— усыновителю, имеющему инвалидность

3000 руб.

6000 руб.

6000 руб.

Закон Калужской области от 20.10.1997 № 18–ОЗ «О социальных гарантиях приемным семьям в Калужской области»

6. Компенсация за проезд детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении и сопровождающим их лицам

100 %

стоимости проезда

Закон Калужской области от 14.07.2005 № 103-ОЗ «О предоставлении компенсации за проезд детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении».

7. Ежемесячная денежная компенсация на питание женщинам, состоящим на учете в медицинских учреждениях в связи с беременностью

800 руб.

Закон Калужской области от 06.05.2005 № 69-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет и установлении размера денежной компенсации на питание беременным женщинам и детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании»

8. Ежемесячная денежная компенсация одному из родителей либо лицу его заменяющему, имеющему ребенка первого года жизни, находящегося на естественном вскармливании

300 руб.

9. Материнский (семейный) капитал женщине, родившей (усыновившей) третьего или последующих детей, начиная с 1 января 2012 года.

50 000 руб.

Закон Калужской области от 27.12.2011 № 240-ОЗ «О материнском (семейном) капитале»

10. Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2013 года, до достижения ребенком возраста 3 лет

Величина прожиточного минимума для детей 0-6 лет

Закон Калужской области от 29.06.2012 № 301-ОЗ «О ежемесячной денежной выплате при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет»

Увеличение государственной материальной поддержки позволило повысить рождаемость в стране, т.е. количество женщин, решившихся стать матерями, увеличивается. Число родившихся детей в 2007 г. — самое высокое после 1991 г. Число рож­дений возросло со 123 тыс. детей в среднем за месяц в 2004 — 2006 гг. до 133 тыс. в среднем за месяц в 2007 г. Вместе с тем это создает для государства до­полнительные обязательства, связанные с оказанием помощи матери на различных этапах формирования полноценной личности. Однако в этой части социальных обязательств государство предоставляет все больше полномочий субъектам Федерации. Большинство из них должны само­стоятельно обеспечивать поддержку матерей с детьми путем: установления размера ежемесячно­го пособия на ребенка; регулирования работы ком­пенсационного механизма для матерей, чьи дети посещают детские сады; совершенствования со­ответствующей инфраструктуры (строительство детских садов, школ, спортивных сооружений и т.д.). С учетом того, что большая часть субъектов федерации — дотационная, можно сделать вывод, что опосредованно эти обязательства принимает на себя государство, хотя вся ответственность за нерешенность указанных проблем возложена на субъектов РФ. Такая диспро­порция должна быть устранена.

Увеличение материальной помощи со стороны государства выявило ещё одну проблему, которая требует пристального внимания — неблагопо­лучное материнство. Увеличение материальных гарантий матерям привело к увеличению количе­ства рождений детей женщинами, ведущими асо­циальный образ жизни, в расчете на получение определенных денежных выплат. Как следствие такие дети чаще рождаются с врожденными по­роками развития или заболеванием и остаются в медицинском учреждении как оставшиеся без по­печения родителей или родители забирают их, но в дальнейшем по инициативе органов опеки и по­печительства мать лишается родительских прав. В итоге ребенок остается сиротой на полном государственном обеспечении. Устройство в семьи детей с врожденными пороками — явле­ние редкое, поэтому медицинские работники предлагают законодательно закрепить обязатель­ную стерилизацию женщин, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими сред­ствами и др., ведущих асоциальный образ жизни.

Необходимо обратить пристальное внимание на современную молодежь, проводить соответствующую информационную политику, поддерживая и укрепляя семейные ценности и здоровый образ жизни, развивая сеть культурно — массовых мероприятий, доступных для боль­шинства граждан, и своевременно проводить профилактическую работу среди подростков и молодежи, что может эффективно противостоять асоциальному образу жизни матерей.

Среди мер защиты материнства можно выде­лить и меры смешанного характера. К таковым можно отнести введение материнского капитала. По данным Пенсионного фонда, с начала 2007 г. в России выдано 292 381 государственный серти­фикат на получение материнского капитала, что показывает положительную динамику рождаемо­сти вторых и последующих детей. В настоящий момент материн­ский капитал может быть реально использован для улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми) и формирования накопительной части трудовой пенсии для женщин. Вместе с тем можно предложить и иное целевое использование материнского капитала, например оплату дорого­стоящей операции или лечение ребенка. Необходимо разработать механизм пропор­ционального распределения суммы материнского капитала на части, которые мать может использо­вать по своему усмотрению на различные цели.

Наше внимание привлекла еще одна существенная проблема. В 2012 году в Законодательном Собрании Калужской области велись оживленные споры по вопросу ежемесячного пособия для матерей — одиночек. 21 июня 2012 года был принят закон, согласно которому данный вид пособия все же отменили. Право на получение данного пособия сохранено для лиц, родивших ребенка до вступления в силу данного закона, а также для женщин, вставших на учет в медицинском учреждении в связи с беременностью до вступления в силу данного закона при условии, что после рождения ребенка они имеют статус одиноких матерей и их среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум, установленный региональным законодательством. В дальнейшем единый размер ежемесячного пособия матерям – одиночкам на ребенка независимо от его возраста составил 400 рублей.

По информации министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области меры, принятые для поддержки данной категории населения оказались неэффективными и привели к обратному эффекту: количество детей одиноких матерей и самих мам-одиночек увеличилось, одновременно сократилось число установлений отцовства. В то же время улучшения демографической ситуации в 2011 году не произошло: рождаемость в 2011 году не просто не увеличилась, а по сравнению с 2010 годом даже уменьшилась. Несомненно, может среди таких матерей есть те, которые решили воспользоваться материальной поддержкой в своих корыстных целях, но ведь есть и действительно нуждающиеся. На наш взгляд, все такие необходимо повысить размер данного пособия и создать комитет, который будет проверять всех матерей нуждающихся в данном пособии.

2.2 Нематериальные меры защиты.

Среди нематериальных мер защиты материн­ства, введенных в последние годы, следует отметить введение родовых серти­фикатов, конечная цель которых заключается в том, чтобы женщина, уже решившая стать матерью, получила качественную медицинскую помощь и родила здорового ребенка. В России довольно высокая младенческая смертность — в возрасте до года умирают примерно 11 детей из каждой тысячи рожденных. По данным Минздравсоцразвития, за последние 10 лет пока­затель младенческой смертности уменьшился на 60%, однако до развитых стран нам еще очень и очень далеко. Дополнительные денежные средства к обычному бюджетному финансированию медуч­реждения получают за каждую конкретную пациентку и каждого рожденного ребенка только при условии, что роды завершились благополучно. Родовые сертификаты обеспечивают важнейшее право женщины — право выбора медицинского учреждения.

В настоящее время молодые мамы стремятся как можно быстрее начать трудовую деятельность в силу различных причин (финансовые трудности, желание сохра­нить работу, карьера и др.). Опрос, проведенный специалистами службы занятости среди женщин, которые имеют малышей и находятся в отпуске по уходу за ребенком или вообще не имеют ра­боты, показал, что примерно 80% из них готовы приступить к работе еще до того, как малышу ис­полнится три года. Главная причина, заставляю­щая как можно быстрее прервать свой отпуск, — это финансовые трудности.

В случае отсутствия работы беременной женщине или женщине с ребенком найти её не так просто. Зачастую работодатель, принимая на работу женщину, опасаясь возможных трудностей, которые могут возникнуть при её трудоустрой­стве (беременность, выход в декретный отпуск, уход за ребенком), старается максимальным об­разом застраховать риск возможных для него не­благоприятных последствий. Это могут быть раз­личные устные обязательства, требование выйти на работу из отпуска по уходу за ребенком ранее установленного законом срока под предлогом со­хранения места работы, невозможность восполь­зоваться больничным листком нетрудоспособно­сти. Все вышеперечисленные случаи нарушают гарантированные трудовые права матерей. Вме­сте с тем государственные механизмы защиты используются в таких ситуациях достаточно ред­ко. Связано это с тем, что предпочтение в защите трудовых прав законодатель отдает суду. Однако отказ в приеме на работу в судебном процессе сложно доказуем.

Государственная защита трудо­вых прав женщин находится в зависимости от законопослушности работодателя и своевремен­ной деятельности государственных контрольно­-надзорных органов, призванных предотвращать и пресекать нарушения трудовых прав. Так, ст. 352 Трудового кодекса РФ закрепляет в качестве основного способа защиты трудовых прав госу­дарственный надзор и контроль в сфере труда. По информации государственной инспекции труда, наиболее ча­стыми нарушениями, допускаемыми работодате­лями в отношении женщин, являются: несоблю­дение ст. 253 ТК РФ (применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и пере­мещением вручную тяжестей, превышающих пре­дельно допустимые для них нормы); нарушение ст. 254 ТК РФ (женщины в период беременности не переводятся на рабочие места, исключающие воздействие неблагоприятных производственных факторов); несоблюдение ст. 255 ТК РФ о сро­ках выплаты пособия по беременности и родам; нарушение ст. 256 ТК РФ (непредоставление по письменному заявлению женщины отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет, невыплата пособия по государственному социальному страхованию на период отпуска по уходу за ребенком); несоблюдение ст. 259 ТК РФ, запрещающей направление в служебные коман­дировки, привлечение к сверхурочным работам, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

На наш взгляд, деятельность контрольно-надзорных органов государства в сфере труда должна носить предупреждающий характер. Целесообразно проводить прежде всего мероприятия, направленные на выявление нарушений и недопущение их совершения.

Заключение

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности материнства и детства.

В ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государствах. Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

Государственный механизм защиты материнства – это система мер, направленных на поощрение материнства, гарантирование интересов матери и ребенка, создание наиболее благоприятных условии, обеспечивающих полноценное развитие ребенка.

Сегодня в Российской Федерации сформировалась законодательная база защиты материнства, но хочется надеяться, что соответствующие правовые нормы будут реализованы на практике, а законодательные органы попытаются закрепить новые механизмы, обеспечивающие эффективную защиту материнства.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. – М.: Омага-Л, 2013.-63 с.

2. Федеральный закон»О государственных пособиях гражданам, веющим детей» от 19 мая 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №21. Ст.1929.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О родовом сертификате» от 28 ноября 2005 г.// Росс.газ. 2006. 20 янв.

5. Закон Калужской области от 30 декабря 2004 года № 10-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка».

6.Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. //Росс.газ. 11 мая.

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. //Росс.газ. 27 апреля.

10. Вавильченкова С.Е. Некоторые меры по совершенствованию защиты материнства и детства в современных условиях // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 22-23.

16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: А ТЕМП, 2008. – 736 с.

17. Помощь будущей матери – вложение в будущее нации // Новое Обозрение, 2002. № 19. С. 247-249.

18. Самарина О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России // Вопросы экономики. 2000. № 3. С. 32-36.

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Услугами суррогатной матери могут воспользоваться как пары, так и одинокая женщина при наличии медицинских показаний к суррогатному материнству (ч. 9 ст. 55 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. 77 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 30.08.2012 N 107н).

Справка. Суррогатное материнство

Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям (ч. 9 ст. 55 Закона N 323-ФЗ).

Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от 20 до 35 лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством РФ, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки (ч. 10 ст. 55 Закона N 323-ФЗ).

Обратите внимание!

Противопоказанием для переноса эмбрионов суррогатной матери является наличие у нее заболеваний (состояний), включенных в Перечень противопоказаний, утв. Порядком. Участие суррогатной матери в лечении бесплодия ВИЧ-инфицированных потенциальных родителей допускается на основе ее информированного добровольного согласия, полученного после консультации врачом-инфекционистом Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями и предоставления ей полной информации о возможных рисках для ее здоровья (п. п. 80, 81 Порядка).

Для вынашивания и рождения ребенка между потенциальными родителями и суррогатной матерью заключается договор суррогатного материнства.

Договор суррогатного материнства является новым самостоятельным видом договора, отличным от иных гражданско-правовых договоров, предусмотренных гражданским законодательством. Наиболее близок данный вид договора к договору возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ).

Предмет договора

Предметом договора может являться оказание услуги суррогатной матери по вынашиванию и рождению ребенка. При этом предметом договора не может являться ребенок, рожденный по программе суррогатного материнства.

При заключении договора точно не известно, насколько благоприятно будет протекать беременность, и нет гарантии, что она завершится рождением здорового ребенка, в том числе и при надлежащем исполнении сторонами своих обязательств по договору. Однако если суррогатная мать прошла процедуру имплантации эмбриона, выносила его, обеспечила благоприятные условия для его внутриутробного развития, то договор следует в любом случае считать исполненным, так как сама «услуга» была оказана.

Цена договора

Договор может быть как возмездным, так и безвозмездным. В первом случае суррогатная мать получает вознаграждение независимо от рождения (нерождения) ребенка и его здоровья. Суррогатной матери могут быть возмещены расходы, связанные с потерей заработной платы, или выплачена компенсация за физические страдания, что должно быть предусмотрено договором.

Стороны договора

Это, прежде всего, суррогатная мать и биологические родители. Помимо них в состав участников договора могут быть включены медицинские учреждения и компании, которые оказывают юридическое и координационное сопровождение программ суррогатного материнства.

Иные условия договора

Договор необходим для урегулирования в том числе следующих вопросов:

1) какое участие должны принимать биологические родители в материальном обеспечении суррогатной матери во время вынашивания ребенка;

2) должен ли компенсироваться суррогатной матери ущерб здоровью, каким образом и в каком порядке;

3) каковы обязанности сторон в случае, если беременность не завершилась рождением здорового ребенка;

4) договоренность сторон о сохранении тайны отношений суррогатного материнства (если требуется).

Это далеко не полный перечень вопросов, возникающих в процессе реализации программы суррогатного материнства, поэтому в договоре суррогатного материнства желательно также предусмотреть следующие условия:

1) индивидуализацию сторон договора;

2) данные медицинской организации (организаций), где будут производиться искусственное оплодотворение, имплантация эмбриона, наблюдение за течением беременности и роды суррогатной матери;

3) срок начала и окончания действия договора;

4) стоимость услуг, оказываемых суррогатной матерью (при возмездном договоре);

5) права и обязанности сторон по договору;

6) порядок расчетов между сторонами;

7) порядок исполнения сторонами своих обязательств;

8) последствия самопроизвольного аборта, рождения неполноценного или мертвого ребенка;

9) ответственность суррогатной матери за прохождение операции по искусственному прерыванию беременности;

10) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых по договору обязательств;

11) основания и последствия расторжения договора;

12) иные условия, определяемые по соглашению сторон (в том числе форс-мажорные обстоятельства).

В Совете по права человека при президенте РФ в четверг, 25 июня, предложили изменить федеральное законодательство о суррогатном материнстве. Это произошло спустя несколько дней после того, как столичные оперативники изъяли из квартиры на северо-востоке города пятерых младенцев, рожденных суррогатными матерями для передачи за рубеж. В квартире, где обнаружили детей, находились документы на каждого из них, оформленные на китайском языке. Малышей направили в больницу, самому младшему на момент изъятия было всего несколько дней от роду. По предварительным данным, детей планировали передать биологическим родителям в Китае, но пандемия коронавируса повлияла на эти планы. Почему пять младенцев остались на попечении нянь и на основании чего возбуждено дело о торговле людьми — разбирались «Известия».

Квартира с грудничками

Пятерых младенцев в возрасте от шести дней до шести месяцев обнаружили после обхода медработника, сообщили в пресс-службе столичной прокуратуры. С детьми, которые, предположительно, были рождены суррогатными матерями находились две няни, гражданки Китая. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ст. 127 УК РФ «Торговля людьми».

Вскоре были установлены и личности суррогатных матерей, родивших младенцев: среди них три гражданки Китая, гражданка Казахстана и гражданка России.

«Прокурор Москвы Денис Попов поставил на контроль ход расследования уголовного дела, возбужденного следственными органами по факту обнаружения пятерых новорожденных детей», — рассказала представитель прокуратуры Москвы Людмила Нефедова.

Изъятых детей доставили в три детские городские больницы. Медики рассказали, что дети находились в удовлетворительном состоянии, следов насилия они не обнаружили. Ни у одного из детей не выявили каких-либо видимых патологий, рассказал главный педиатр столицы, главврач детской клинической больницы имени Башляевой Исмаил Османов.

Фото: ТАСС/ГСУ СК по Москве Квартира в Москве, где были обнаружены суррогатные дети

«И один ребенок доставлен в Морозовскую больницу, пять дней, новорожденный. У него тоже патологических видимых внешних отклонений нет, но есть физиологические изменения в виде небольшой желтухи, то, что бывает у новорожденных, и небольшой конъюнктивит», — цитирует Османова «РИА Новости».

В Совете по правам человека считают, что действующее законодательство в сфере суррогатного материнство следует изменить. Такое мнение высказала зампред СПЧ Ирина Киркора.

«Институт суррогатного материнства является в нашей стране одним из самых нуждающихся в детальном правовом регулировании. В связи с чем необходимо внесение изменений в действующее федеральное законодательство в целях урегулирования пробелов, — заявила Киркора. — Я полагаю, модель запрета суррогатного материнства неверна».

Изменения в законе должны коснуться условий правовой природы договора, а также ситуаций, когда суррогатная мать отказывается выполнять условия договора по передаче ребенка, равно как и трансграничного суррогатного материнства. Действующее законодательство о суррогатном материнстве Киркора назвала уникальным, однако добавила, что в нем есть пробелы, которые нуждаются в устранении.

Нет события преступления

Российское законодательство разрешает участие иностранных граждан в программах суррогатного материнства. Отдельными нормативными актами прописаны требования к осуществлению этой деятельности: возраст, наличие детей, состояние здоровья.

При этом иностранные граждане также могут быть родителями при рождении ребенка с помощью российской суррогатной матери, рассказал управляющий адвокатского бюро KALOY.RU Калой Ахильгов, представляющий интересы биологических родителей изъятых детей.

— Дело было возбуждено в отсутствие документов, которые объясняют происхождение детей. Сейчас следствие собирает все необходимые документы, начиная от обращения биологических родителей к агентству с желанием родить ребенка при помощи суррогатной матери. Мы все эти документы предоставляем и надеемся, что после этого следствие изменит свое мнение. На мой взгляд, здесь нет не только состава преступления, но и нет события преступления. Вопрос квалификации действий пока еще не решен, поэтому говорить о том, какие могут быть последствия и, уж тем более, кто может быть признан обвиняемым по делу, пока рано, — рассказал Ахильгов в беседе с «Известиями».

с3 Фото: ТАСС/EPA/SERGEY DOLZHENKO

Трудности у биологических родителей возникли из-за закрытия границ во время пандемии коронавируса. Некоторые из них уже полгода не могут увидеть рожденных в России кровных детей из-за вынужденных ограничений. При этом, несмотря на возникшую ситуацию, документы оформляются на представителя биологических родителей, который забирает детей для временного ухода за ними.

— В отсутствие ограничений на въезд и выезд из страны вопрос оформляется следующим образом. Документы выдаются на руки биологическим родителям еще в роддоме, среди них имеется и письменное согласие суррогатной матери на то, чтобы ребенка записали на имя биологических родителей. В течение 30 дней они обязаны получить свидетельство о рождении, а после этого могут забрать ребенка на родину. Сейчас у них нет физической возможности прилететь за детьми, поэтому они привлекли гражданку Китая для ухода за ними, — добавил юрист.

Куда их девать

Из-за внутренних инструкций российские роддома не могут держать здоровых детей в учреждении более пяти дней. В случае с детьми, рожденными в период COVD-19, чьими родителями являются иностранные граждане, существует два варианта решения проблемы: временное помещение под опеку государства или же доверенного лица, отметил директор Европейского центра суррогатного материнства Владислав Мельников.

— Судя по публикациям, в этой ситуации нет состава преступления: это дети, рожденные от биологических родителей-китайцев суррогатными мамами в России. В связи с тем что границы были закрыты, эти родители не смогли вовремя приехать, чтобы забрать детей. По закону суррогатная мама в родильном доме дает информированное согласие на запись биологических родителей этого ребенка. Это делается в присутствии юриста и главного врача. Как только она дала это согласие, она не имеет к ребенку никакого отношения. Но родители не приехали, и возник нюанс: выписать ребенка можно только на доверенное лицо, которым в этой ситуации стала няня. Криминала в этом я никакого не вижу: если приедут китайские семьи и подтвердится, что они действительно биологические родители этих детей, то это всё абсолютно в рамках закона. С учетом возбуждения уголовного дела самое простое и верное решение — генетическая экспертиза, которая устанавливает родство, — пояснил Мельников.

По его словам, по всей России в похожей ситуации находится около 100 детей, чьи родители из-за закрытия границ не могут увезти их на родину. А число иностранных клиентов, нуждающихся в услугах суррогатных матерей, составляет порядка 7–10% от общего.

с4 Фото: ТАСС/Александр Рюмин

— Большинство клиентов всё равно россияне. Есть, конечно, клиники на Дальнем Востоке, которые в основном специализируются на китайских клиентах. На сегодняшний день китайцы превалируют среди иностранных клиентов, хотя география очень большая: Аргентина, Чили, Австралия, Филиппины и Европа, — добавил эксперт.

Суррогатное материнство разрешено в достаточно ограниченном количестве стран, куда помимо России входят США, Белоруссия, Украина, Грузия и еще несколько стран. Частично суррогатное материнство разрешено в Израиле и Греции. Россию, как отмечает Мельников, выбирают благодаря фактору цены.

— В США эта процедура очень хорошо отлажена, но цена составляет от $120 тыс. (порядка 8–10 млн рублей). В России такая процедура обойдется в среднем в 3 млн рублей, то есть почти втрое дешевле, — подчеркнул директор Европейского центра суррогатного материнства.

Все неправильно поняли

Ситуация с изъятием детей, рожденных от китайских биологических родителей, могла возникнуть из-за отсутствия понимания у компетентных органов принципиальной разницы между суррогатным материнством, усыновлением и торговлей детьми, считает юрист, член Российской ассоциации репродукции человека Константин Свитнев.

— С биологической точки зрения суррогатная мать не имеет и не может иметь никакой генетической связи с ребенком, которого она вынашивает. Быть одновременно суррогатной мамой и донором яйцеклетки противозаконно. Договоры с женщинами, которые готовы стать сурмамой, заключаются официально, подпольно это сделать попросту невозможно. Каждый шаг при реализации данной программы документируется. После рождения ребенка, в случае если родители не имеют возможности приехать, суррогатная мать всё равно дает согласие на запись родителей в свидетельство о рождении. На основании этих документов можно зарегистрировать ребенка. На это отводится 30 дней. Изымать детей у доверенных лиц при наличии всех необходимых документов — просто дикость, — возмутился Свитнев.

Помимо согласия суррогатной матери к делу прикрепляется договор, заключенный между сторонами, а также акт из клиники репродукции. По словам юриста, проверить информацию о происхождении ребенка не составляет особого труда.

c1 Фото:

— По моему опыту нет никаких проблем в том, чтобы предоставить все необходимые правоустанавливающие документы, даже если ребенок по состоянию на сегодняшний день не зарегистрирован. Я не представлю, что сейчас происходит с родителями этих малышей. Биологические семьи приезжают в нашу страну не для того, чтобы купить чужого ребенка, а для того чтобы стать родителями родного им по крови ребенка и продолжить свой род. Люди, которые столкнулись с бесплодием, тратят многие годы на безуспешные попытки и находятся за гранью отчаяния. Суррогатное материнство — это своего рода инструмент мягкой силы и влияния. Сама семья, их родные и друзья, будут всю жизнь благословлять русскую женщину, благодаря которой они наконец-то стали родителями, — подчеркнул член Российской ассоциации репродукции человека.

В большинстве стран Европы суррогатное материнство находится под запретом или подпадает под строгие ограничения. Например, в Германии, Швейцарии и Италии действует тотальный запрет, во Франции нет прямого запрета, но фактически таких программ не существует. В Китае законодательство не запрещает, но и никак не регулирует сферу суррогатного материнства.

— Наше законодательство в этом отношении намного совершеннее законодательства других стран и практически любой человек, мечтающий стать родителем может эту мечту осуществить. Граждане стран, которые так гордятся ситуацией с правами человека, отравляются в Россию, чтобы стать родителям. Поэтому нужно поддерживать людей, которые к нам обращаются за помощью, а не устраивать из этого цирк. Люди и так обделены природой, они не увидели рождение своего малыша, не были рядом в первые месяцы его жизни, а его еще и берут и куда-то изымают, — резюмировал Свитнев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *