Случаи нарушения прав ребенка примеры из жизни

В Бердске тоже родители жалуются на поборы в детсадах

Генеральная прокуратура подвела итоги надзора за соблюдением законов в сфере дошкольного образования с начала 2015-го и до середины 2016 года. «Газета.Ru» отобрала наиболее яркие случаи нарушения прав детей и родителей, в которых последние вышли победителями.

Как сообщили «Газете.Ru» в Генеральной прокуратуре, за период с начала 2015-го и до середины 2016 года прокуроры выявили более 289 тыс. нарушений прав несовершеннолетних на образование.

Речь идет в первую очередь о незаконных действиях чиновников в отношении детей и их родителей, у которых возникли трудности с посещением детских садов.

Как показывает практика, в большинстве случаев прокуратура, вмешавшись, помогла родителям отстоять свои права, а заодно добилась наказания для виновных должностных лиц.

Так, согласно данным статистики, в суды за это время было предъявлено более 23 тыс. исков, внесено более 45 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 48,9 тыс. лиц, к административной — 3,8 тыс. лиц, предостережено 7,9 тыс. должностных лиц о недопустимости нарушения закона, а также возбуждено 124 уголовных дела.

«Газета.Ru» отобрала наиболее яркие эпизоды столкновения родителей и детей с беззаконием в детских садах, многие из которых могут оказаться знакомы тем из читателей, кто сталкивался с системой российского дошкольного образования.

«Добровольные» пожертвования

Прокурорами в республиках Башкортостан, Дагестан, Тыва, Хакасия, Вологодской, Кемеровской, Ярославской областях установлены нарушения образовательными организациями принципа бесплатности образования, предусмотренного ст. 5 закона №273-ФЗ.

Так, например, кызылским межрайонным прокурором Республики Тыва выявлено, что при устройстве детей в детский сад «Хензигбей» села Ээрбек Кызылского района родителями вносились так называемые добровольные пожертвования в размере 10 тыс. руб.

По данному факту председателю администрации района внесено представление, денежные средства возвращены родителям, к заведующему детским садом применено дисциплинарное взыскание.

Для вас нет мест

В Волгоградской, Воронежской областях, городе Севастополе прокурорами выявлялись нарушения при приеме детей в дошкольные образовательные организации. Так, в Воронежской области отказано в приеме на обучение в МКДОУ «Нижнемамоновский детский сад №3» малолетнего, 2009 года рождения, в связи с отсутствием свободных мест.

Однако в ходе проверки прокурором Верхнемамонского района области установлено наличие мест. По данному факту прокурором района внесено представление, ребенок принят в детский сад.

Плата за присмотр и уход

Практически во всех субъектах Российской Федерации прокурорами выявлялись нарушения ст. 65 закона №273-ФЗ, связанные с взиманием с родителей обучающихся платы за присмотр и уход в детских садах.

Прокурорскими проверками вскрыты случаи незаконного увеличения перечня затрат, включаемых в размер родительской платы.

Ачинским межрайонным прокурором Красноярского края в суд направлено 171 заявление о взыскании с управлений образованием администрации города Ачинска и Ачинского района задолженности по начисленной, но не выплаченной компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми. Из указанного количества дел производством прекращены 55 в связи с добровольным исполнением, 116 заявлений прокурора судом удовлетворено и фактически исполнено.

Прокуратурой Городищенского района Пензенской области выявлен факт отказа заведующим МБДОУ детским садом №4 ребенку в посещении образовательной организации из-за невнесения платы за присмотр и уход за ним.

По результатам проверки прокурором района внесено представление начальнику отдела образования Городищенского района, по результатам рассмотрения которого два лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Незаконное отчисление из детского садика

К примеру, сообщают в прокуратуре, в Удмуртской Республике, Красноярском крае, Вологодской, Омской, Пензенской областях в нарушение ст. 61 закона №273-ФЗ имели место случаи необоснованного отчисления из дошкольных образовательных организаций.

Прокурором Емельяновского района Красноярского края установлено, что из МБДОУ «Шуваевский детский сад «Звездочка» был отчислен малолетний воспитанник по причине длительного непосещения им образовательной организации, в связи с чем на незаконный приказ об отчислении подан протест, право ребенка на получение дошкольного образования восстановлено.

По представлению прокурора Центрального округа города Омска Омской области восстановлены права несовершеннолетней, незаконно отчисленной из БДОУ города Омска «Детский сад №279 общеразвивающего вида» в связи с увольнением ее матери, работающей в данной образовательной организации.

Прокуратурой Вытегорского района Вологодской области при проверке законности отчисления ребенка-инвалида из дошкольной группы Алмозерской основной общеобразовательной школы установлено, что по результатам медико-социальной экспертизы несовершеннолетняя, шестилетняя девочка, признана ребенком-инвалидом. Индивидуальной программой реабилитации рекомендованы мероприятия психолого-педагогической реабилитации в дошкольном специализированном (коррекционном) образовательном учреждении.

Однако приказом директора указанной школы малолетняя была отчислена из дошкольной группы школы на основании заявления матери, написанного вследствие введения в заблуждение администрацией школы о невозможности обучения ее дочери-инвалида в данной дошкольной группе.

По результатам проверки прокуратурой района в связи с нарушениями ст. 79 закона №273-ФЗ, ст. 19 федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» начальнику управления образования Вытегорского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, одно лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, девочка восстановлена в дошкольной группе.

Вымогательство платы с сирот и инвалидов

Проверки свидетельствуют, что дошкольными организациями Республики Дагестан, Удмуртской Республики, Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Омской, Оренбургской, Ростовской областей по-прежнему допускаются нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов.

По факту взимания МКДОУ «Кумылженский детский сад общеразвивающего вида №1» Волгоградской области в нарушение ст. 65 закона №273-ФЗ родительской платы с опекунов

прокурором Кумылженского района в суд предъявлено два исковых заявления к администрации Кумылженского муниципального района о возврате денежных средств.

Решениями Кумылженского районного суда требования прокурора удовлетворены, денежные средства возвращены опекунам. Кроме того, по инициативе прокурора района заведующий образовательной организацией привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ.

Нецелевое использование зданий детских садов

Прокурорами в Краснодарском крае, Волгоградской, Омской областях продолжена работа по возвращению зданий в систему дошкольного образования.

В Волгоградской области помещения МКДОУ «Кировский детский сад «Колокольчик» общей площадью 276,2 кв. м использовались Кировской амбулаторией ГБУЗ «Светлоярская ЦРБ», несмотря на то что очередь в указанный детский сад составляла 26 детей.

Прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области в Светлоярский районный суд предъявлено исковое заявление об обязании больницы освободить занимаемые помещения и обязании администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области привести освобожденные помещения в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологических правил.

Решением Светлоярского районного суда иск прокурора удовлетворен, названные помещения освобождены для использования дошкольной образовательной организацией.

Работа детского сада без лицензии

В республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Чеченской, Чувашской республиках, Алтайском, Камчатском, Красноярском, Пермском, Ставропольском, Хабаровском краях, Волгоградской, Курской, Ростовской, Тульской областях, Еврейской автономной области в нарушение ст. 91 закона №273-ФЗ имели место факты осуществления образовательной деятельности при отсутствии лицензий.

Так, прокуратурой города Нальчика Кабардино-Балкарской Республики выявлен факт осуществления образовательной деятельности МКДОУ «Детский сад №32» Нальчика без соответствующей лицензии по причине отсутствия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, хозпостройки и здание.

Главе администрации Нальчика внесено представление, по результатам рассмотрения которого детским садом лицензия получена, шесть должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики вскрыт факт осуществления МБДОО «Детский сад №7 «Ручеек» образовательной деятельности без лицензии. В отношении заведующего детским садом возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 Ко АП РФ, по результатам рассмотрения которого он привлечен к административной ответственности. В Вурнарский районный суд прокурором направлено исковое заявление об обязании детского сада получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, заявленные требования прокурора удовлетворены, лицензия детским садом получена.

Халатность, которая привела к трагедии

В Чарышском районе Алтайского края в МКДОУ «Детский сад «Березка» вследствие ненадлежащего отношения к своим обязанностям воспитатель, не имеющая специального образования, допустила попадание мелких частей игрушки в дыхательные пути ребенка, в результате чего малолетний погиб.

По материалам проверки, проведенной прокурором района, вынесено постановление в порядке ст. 37 УПК РФ, в отношении воспитателя возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. «б», «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ, судом вынесен обвинительный приговор. По представлению, внесенному председателю комитета по образованию района, воспитатель уволена, заведующий детским садом уволен по собственному желанию до момента рассмотрения представления.

При проведении игры на улице 6-летний воспитанник детского сада №7 города Белая Холуница «Аленушка» Кировской области споткнулся и упал на торчащий из бетонной плиты кусок арматуры, получив при этом тупую травму живота, открытую рану брюшной полости.

По представлению прокурора района виновные в допущенных нарушениях закона лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в отношении заведующего детским садом по инициативе прокурора возбуждено уголовное дело по ст. 293 УК РФ, по результатам рассмотрения которого судом вынесен обвинительный приговор.

Разделы:

  • История вопроса
  • Переход от прописки к регистрации
  • Регистрация по месту жительства
  • Регистрация по месту пребывания
  • Снятие с регистрационного учета
  • Инструкция по противодействию нарушениям прав граждан, не имеющих возможности оформить регистрацию по месту жительства (пребывания)
    • Нарушения права на свободу передвижения и выбор места жительства
    • Нарушение права на образование
    • Нарушение права на получение медицинской помощи

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации .

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не зарегистрированных на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

В соответствии с п. 15 Приказа, требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 «О правилах приема в ОУ» на вопрос об обязательности предоставления свидетельства о регистрации на закрепленной территории для приема в школу дан следующий ответ:

    ИЗ ДОКУМЕНТА

    В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

    Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

    Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

    Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет «несколько отсрочено»: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1 августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1 августа.

    При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1-й класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории.

«Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».

Статья 43 Конституции РФ

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях. Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории. Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Документы по теме:

  • Конституция Российской Федерации
  • Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения»
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 «О правилах приема в ОУ»

Новости по теме:

  • Детей не платящих налоги мигрантов предлагают не брать в школы и детские сады – ИА «ГАРАНТ», 3 октября 2013 г.

Исследования:

64% опрошенных поддерживают предложение о запрете приема в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов
3 октября текущего года в Госдуму поступил законопроект, устанавливающий запрет на прием в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов. Согласно проведенному опросу, большинство респондентов (64%) поддерживают этот законопроект, а 31% опрошенных выступают против его реализации.

В процессе воспитания своих детей родители прикладывают массу моральных и материальных усилий. Однако не все знают, что это входит в их прямые обязанности, выполнение которых контролируется государственными и социальными органами.

Законодательная база

Все права детей регламентируются правовыми актами Российской Федерации. Можно отметить такие основные документы, которые регулируют данный вопрос:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка.

Ряд глав Семейного Кодекса РФ также достаточно четко обосновывают имущественные и другие полномочия малышей. При вынесении наказаний провинившихся граждан в особо тяжких случаях применяется Уголовный кодекс.

Основные полномочия

В ст.5458СК РФ определяется такой ряд правовых позиций для лиц, не достигших восемнадцати лет:

  • общение с родственниками — даже в том случае, если они проживают отдельно. Исключение может составлять решение суда, которое ограничивает такие возможности;
  • получение фамилии (переходит от одного из родителей), имени и отчества (определяется по отцу);
  • проживание с комфортными жилищными условиями;
  • свобода в выборе религии;
  • выражение своих личных суждений, касательно его интересов — начиная с десятилетнего возраста мнение малыша берется во внимание во всех судебных заседаниях по выбору места проживания, усыновления;
  • защита его интересов — если по любым причинам родители отстранены от выполнения своих функций, то эти обязанности выполняют опекуны или усыновители;
  • воспитываться в семье — только так можно достигнуть полноценного развития;
  • ограждение от трудовой деятельности, которая несет опасность для здоровья;
  • получение необходимого образования;
  • недопущение незаконного выезда за пределы государства;
  • отсутствие участия в военных действиях до пятнадцати лет;
  • обеспечение необходимой одеждой, питанием и полноценным отдыхом;
  • пользование медицинскими и социальными услугами.

Это неполный перечень. Однако несоблюдение хоть одного из перечисленных пунктов влечет за собой ответственность взрослых за нарушение прав ребенка.

Внимание! Любой житель страны, который знает о происходящем по отношению к несовершеннолетнему гражданину, обязан поставить в известность соответствующие государственные органы.

Статья 54 Семейного кодекса РФ «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

Статья 55 Семейного кодекса РФ «Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками»

Статья 56 Семейного кодекса РФ «Право ребенка на защиту»

Статья 57 Семейного кодекса РФ «Право ребенка выражать свое мнение»

Статья 58 Семейного кодекса РФ «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

Примеры негативного воздействия

Зачастую взрослыми происходит ущемления интересов малолетних лиц страны. Однако они не всегда понимают, что это противозаконно и не знают какие действия можно к этому отнести.

Под понятием нарушения прав ребенка законом считаются такие случаи:

  • ограничение общения с отцом или матерью;
  • отказ в оказании своевременного лечения в случае болезни;
  • нахождение без присмотра самих дома малышей, что может угрожать их безопасности;
  • попытки реализации с целью получения дохода его законной собственности;
  • применение различного рода насилия;
  • запрет заниматься развивающими занятиями;
  • ограничение в передвижении;
  • отсутствие проявления заботы и обеспечения.

Это список часто встречающихся ситуаций, которые можно наблюдать. В жизни существует гораздо больше случаев, проявление которых нежелательно по отношению к детям.

Агрессорами могут быть наряду с близкими людьми и педагоги, посторонние граждане, ровесники.

Интересно! Закон допускает лишение родительских прав даже при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Даже после такого наказания обязанность содержать своего отпрыска за гражданином остается.

Насилие по отношению к детям

Такие действия по отношению к юным жителям страны зачастую проявляют самые близкие родственники. Столетиями это практиковалось, оправдывая свое поведение воспитательными целями. Однако, это крайне негативно сказывается на психике ребенка. Поэтому государство ставит своей целью оградить от неправильных поступков взрослых несовершеннолетних детей.

К фактам принуждения закон относит:

  • психологическое давление;
  • угрозы;
  • унижение;
  • наказание с употреблением физической силы;
  • моральное угнетение.

Важно! Страшным моментом в этом является то, что обидчики не осознают до конца свою вину, они убеждены, что их действия помогут улучшить процесс воспитания.

Запрет на общение с родственниками

После расторжения брака дети остаются жить с одним из родителей. Для того чтобы как-то воздействовать на нерадивого бывшего супруга, женщины запрещают видеться с ним отпрыскам. Бывает так, что таким образом они хотят наказать человека, который уклоняется от финансовой помощи.

Вынесенные решения судебных инстанций зачастую взрослые игнорируют. Они ограждают от общества не только отца или матери, но и их родственников. Это нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего малыша.

Игнорирование интересов

Согласно Российскому законодательству, дети старше десяти лет могут выражать свое мнение. Разумеется, что в сложных жизненных ситуациях они не смогут адекватно оценивать сложившуюся обстановку, но абсолютно не прислушиваться к их желаниям нельзя.

Это не распространяется на такие ситуации:

  • в медицинских вопросах;
  • в решении не посещать учебное заведение.

Однако, в вопросах выбора специфики развивающих занятий (секций, кружков) прислушиваться родителям стоит.

В выборе меню нужно брать во внимание предпочтения вкусов ребенка, но только так, чтобы это не противоречило здоровому питанию.

Эмоциональное насилие

Происходят в жизни часто случаи, когда родители, не контролируя свои эмоции, выплескивают свой гнев на ребенка, унижая и оскорбляя его.

Большой урон для психического состояния и развития малыша производят ситуации, при которых близкие люди игнорируют его. За любой неправильный проступок они отказываются разговаривать с ним. Это оставляет негативный след на дальнейшей жизни ребенка.

Формировать чувство одиночества и незащищенности помогает бездействие и равнодушие взрослых к нарушению прав ребенка.

А вот запрет произносить свои мысли, выражать мнение негативно проявляется на характере. Дети отстают в развитии, а во взрослой жизни не способны принять самостоятельно решение.

В учебных заведениях некоторые преподаватели могут запугивать, публично унижать, необоснованно критиковать. Это приводит к тому, что дети ненавидят своих учителей, возникает отвращение к учебе, интерес к познанию нового.

Физическая расправа

Телесные наказания, которые существовали еще в давние времена, имеют место в некоторых семьях и в наши дни. Взрослые объясняют это как один из методов воспитания. Выявить такое поведение можно случайно или при нанесении тяжелых травм малышу. Это делают чаще всего работники образовательных или медицинских учреждений.

Такой вид негативного воздействия может происходить со стороны посторонних лиц. Тогда расследованием занимаются правоохранительные органы, которое завершается привлечением к ответственности виновного за нарушение прав несовершеннолетних.

Сексуальное влияние

Большая часть полового унижения происходит в семье. Обидчиками могут стать:

  • близкие друзья родителей;
  • отцы;
  • отчимы;
  • преподаватели.

Такие ситуации трудно выявить и доказать. Иногда это происходит на протяжении нескольких лет.

Пренебрежение нуждами

Этот вид проявляется в недостаточном удовлетворении потребности в еде. Также нежелание приобретать необходимые сезонные вещи. Часто дети вырастают из них и вынуждены пользоваться некомфортной одеждой, так как новую покупать взрослые не хотят.

Большую опасность для жизни представляют случаи, когда не оказывается своевременная медицинская помощь. Из-за такого халатного отношения ребенок теряет здоровье.

Выявление случившегося

Для того чтобы вовремя остановить неправомерные действия нерадивых граждан, нужно обнаружить такое явление. А это делается не всегда легко и быстро.

Это могут осуществить:

  • родители или воспитатели;
  • попечители;
  • опекуны;
  • соседи, медицинские сотрудники;
  • друзья;
  • лично обиженный ребенок.

А также заявителем может выступать любой другой человек.

Нужно! Только после вынесения решения судом на основании доказательной базы могут к виновным задействоваться разные виды наказание.

Куда обращаться?

Вопросами факта нарушения прав несовершеннолетних детей в нашей стране занимаются в такие структуры:

  • органы опеки и попечительства — защищают малолетние лица, которые оказались в трудных жизненных ситуациях и нуждающихся в поддержке державы;
  • прокуратура — проводят анализ и выявляют негативные факты;
  • органы внутренних дел — профилактика беспризорности, семейного неблагополучия;
  • суд;
  • комиссия по делам несовершеннолетних — принимает меры общественного воздействия при обнаруженных случаях.

Обратите внимание! Сотрудники этих организаций обязаны в течение трех рабочих дней посетить семью, где проживает ребенок, и проверить ситуацию.

Органы опеки и попечительства

Это организация исполнительной власти, которая занимается правовой защитой граждан, над которыми установлена опека и людьми, заботящихся о недееспособных и малолетних лицах. Основными направлениями в работе являются:

  • подбор желающих взять на себя обязанности опекать детей, оставшихся без родителей;
  • лишение возможности заботиться о подопечных в случае выявленных нарушений;
  • представление интересов опекаемых лиц в органах правосудия при различных разбирательствах, защита их имущественных прав;
  • определение и ведение учета граждан, которые нуждаются в воспитании;
  • осуществление контроля за выполнением обязанностей взрослыми по отношению к своим подопечным и при необходимости оказание им помощи.

При поиске граждан, которые будут воспитывать малолетнего человека предпочтение отдается родственникам. Ведь в этом случае двум сторонам легче найти общий язык и комфортнее будет жизнь малыша.

Если такой возможности не представляется, то привлекаются посторонние лица. Их проверкой и подбором и занимаются данные органы.

Крайне нежелательно определять детей в государственные специализированные учреждения. К такой мере приходят в крайнем случае. Но и в этом случае они находятся под защитой органа попечительства до достижения восемнадцати лет.

Прокуратура

В полномочия такого юриста входит внесение предложения по поводу:

  • лишения родительских прав;
  • привлечение к уголовной ответственности за нарушение прав и законных интересов ребенка;
  • усыновления или его аннуляции;
  • защиты детей от негативной информации и распространяемых взглядов с целью формирования их взглядов.

Каждое обращение рассматривается и принимаются соответствующие меры.

Эта структура уполномочена вести наблюдение за правомерными действиями попечительских организаций. При первых замеченных нарушениях или злоупотреблением должностных полномочий сотрудниками социальной службы прокуратура может обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав и интересов ребенка.

Около 25% поданных в судебные инстанции исковых заявлений были выполнены работниками прокуратуры.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Такие организации создаются высшими и региональными органами власти. В их основные полномочия входят:

  • защита прав и интересов детей;
  • наблюдение за воспитание и развитием подрастающего поколения;
  • участие в судебных мероприятиях;
  • проведение профилактических мероприятий по детской преступности и беспризорности.

Обратившиеся могут быть уверены, что их претензии не останутся без внимания.

Способы наказания по закону

За несоблюдение норм предусмотрена такая ответственность:

  • уголовная — за подмену, привлечение в противозаконные деяния, разглашение тайны усыновления;
  • административная — отсутствие или не на должном уровне воспитание, приобщение к употреблению алкоголя и никотину.

Виновные могут быть наказаны вынесением предупреждения или лишением свободы. Принятие решения зависит от:

  • возраста ребенка;
  • доказательной базы обвинений;
  • анализа семейных отношений;
  • поведения и характеристики отца и матери.

Государство заинтересовано в сохранении целостности семьи, в которой проживает ребенок. Соответствующие органы прикладывают массу сил, чтобы остановить неправомерное поведение взрослых. При незначительных нарушениях выносятся выговоры, участники ставятся на учет и регулярно контролируются. Отводится некоторое время для исправления сложившейся ситуации.

Но в более сложных случаях детей забирают от родственников для ограждения от тяжких последствий.

Если обвинения касаются человека, который проявил нарушение, выполняя должностные обязанности, то к нему еще дополнительно применяется и дисциплинарное взыскание.

В ходе судебных разбирательств на ответчика может быть наложено возмещение морального ущерба.

Как осуществляется защита

В случае когда происходит нарушение прав несовершеннолетних детей, на их защиту становятся соответствующие органы. Ущемленный в своих интересах малолетний гражданин может сам обратиться туда за помощью. Однако в реальности этого практически не происходит.

После получения тревожного сигнала от третьих лиц уполномоченные организации начинают выполнять свои обязанности по отношению к ребенку.

В особо серьезных случаях несколько органов взаимодействуют между собой, включая правоохранительные. Предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.

Обратите внимание! Виновные могут лишиться свободы от трех лет и до пожизненного заключения.

Нарушение и гарантии несовершеннолетних

Согласно Семейному Кодексу Российской Федерации ребенок, достигший четырнадцати лет, вправе самостоятельно подать заявление в судебные инстанции для рассмотрения вопроса, касательно ущемления его интересов.

Органы опеки и попечительства рассматривают данное обращение. Если необходимо подключается прокурор, который инициирует судебное разбирательство.

Однако таких случаев очень мало из-за страха перед обидчиками или по незнанию своих прав.

Нарушения со стороны школы

Контроль за соблюдением законного отношения к учащимся совершает в учебном учреждении администрация. Во время пребывания на территории заведения дети иногда подвергаются давлению со стороны других ребят в виде физического воздействия или морального (насмешки, оскорбления).

Еще и педагоги могут также вносить свой негативный вклад в отношения. Это происходит в таком виде:

  • критика в присутствии других учащихся;
  • применение рукоприкладства;
  • лишение возможности присутствовать на уроке, чтобы не мешал другим;
  • отрицательные высказывания об уровне умственных способностей.

Неправильной позицией наставников является такая, при которой принудительно заставляют учеников убирать школьную территорию или аудиторию, где проходят занятия. Исключение составляют случаи, когда дети добровольно изъявляют желание помочь старшим.

В некоторых лицеях или гимназиях происходит ущемление интересов детей, когда дирекцией школы устанавливается единая форма или стандарты поведения.

В тех школах, где практикуют собирать деньги с родителей на текущие нужды, могут оказывать давление на детей, не сдавших их вовремя.

Рекомендация! Если преподаватели не допускают к урокам учеников, то нужно письменно обратиться в прокуратуру или Министерство образования.

Полномочия гражданам государство предоставляет с самого рождения. И так как причин нарушения прав детей в современном мире предостаточно, законодательство РФ контролирует данный вопрос, защищая интересы несовершеннолетних лиц. Развитие державы зависит от благополучия каждого его жителя.

Теория и практика управления образованием

УДК 341.231.14 DOI: 10.14529^180401

ББК Х404.53

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРАВ РЕБЕНКА И ЕГО ЗАЩИТЫ

Т.В. Осипова1, Ж.Г. Почивалова2, О.В. Коляда3

1 Аппарат Уполномоченных по правам человека, правам ребенка и защите прав предпринимателей в Челябинской области, г. Челябинск, Россия, 2Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Челябинск, Россия,

3Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия

Ребенок всегда нуждался, нуждается и будет нуждаться во всесторонней заботе и поддержке со стороны государства и общества. Данная статья посвящена одной из актуальных государственно-правовых проблем России — правам ребенка, гарантированным Конституцией РФ. Представлены статистические данные, подтверждающие актуальность указанной проблемы. Определены предмет и эмпирическая основа исследования, сформулированы задачи исследования. Выделены международные, российские нормативные документы, охарактеризованы исследования ученых по проблеме прав ребенка и его защиты, а также ключевые понятия «детство», «права ребенка», «защита прав ребенка». Описан педагогический опыт в решении проблемы правового образования несовершеннолетних. Определены перспективы дальнейшего исследования.

Ключевые слова: детство, права ребенка, защита прав ребенка.

Введение. Права ребенка — это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребенка и российскому закону — это лица, не достигшие 18 лет). В России во все времена существовала проблема прав ребенка, к сожалению, она неполностью решена и сегодня. Поэтому необходим комплекс мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими разностороннее его развитие, включающее правовое образование, и создающих систему правовых условий для реализации этих прав. На наш взгляд, комплекс указанных мер должен носить как юридический, так и педагогический характер.

Актуальность определяется тем, что правовые аспекты проблем защиты и поощрения прав ребенка, в том числе правового положения детей, нуждаются в определенном переосмыслении. Положения национального законодательства государств, в том числе нормативно-правовых актов, регулирующих правовое положение детей, неоднообразны.

Существуют различия в отношении определения понятий «ребенок», «детство», «права ребенка». Многие нормативно-правовые акты, регламентирующие правовое положение детей, регулирующие правовой статус ребенка, несогласованны, противоречивы. Тем не

менее интерес ученых к проблеме реализации прав ребенка подтверждает ее актуальность. Доказывается необходимость разрешения противоречий для создания эффективной системы защиты и поощрения прав ребенка; изучения отличительных признаков прав ребенка как несовершеннолетнего члена семьи.

Предметом исследования являются правовые нормы, призванные защитить права несовершеннолетних граждан, обеспечивающие их полноценное всестороннее развитие.

Цель исследования — доказать актуальность проблемы прав ребенка и выявить наиболее эффективные направления защиты прав ребенка.

Задачи исследования: определить проблемы правового воспитания и выявить педагогические условия, обеспечивающие защиту прав ребенка; изучить международные и конституционные основы, нормы действующего российского законодательства, определяющие правовой статус ребенка и регламентирующие вопросы обеспечения и защиты прав ребенка; рассмотреть систему органов власти, деятельность которых направлена на обеспечение и защиту прав ребенка; выделить исследования ученых по проблеме прав ребенка; определить перспективы дальнейшего исследования.

Методы исследования: анализ нормативных документов, аналитических материалов и исследований ученых, изучение и обобщение опыта работы Челябинской области по защите прав ребенка, метод перспективного анализа и метод актуализации.

Дети — общечеловеческая ценность, особая социально-демографическая группа, которая нуждается в заботе государства и общества. Будущее общества зависит от физического, интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения.

Состояние проблемы. Проблемы детства рассматриваются нами как совокупность различного рода трудностей, мешающих благоприятному гармоничному развитию личности подрастающего гражданина нашей страны. К проблемам детства относятся также рост заболеваемости детей социально обусловленными заболеваниями, бедность семей с детьми, рост социального сиротства, рост преступности, вооруженные конфликты, безработица, нравственная деградация, наркомания, токсикомания и алкоголизм среди детей; насилие по отношению к детям, различные формы эксплуатации детей, детская беспризорность и безнадзорность. Неблагоприятные тенденции, ухудшающие положение детей, создают угрозу будущему страны.

Подтверждение тому — официальная статистика. По данным Минобрнауки РФ на 30 июня 2017 года, в федеральном банке данных числилось 54,5 тыс. детей-сирот. На начало 2014 года количество детских домов оценивалось в 1520, причем за пять предыдущих лет эта цифра сократилась на 20 % . За первое полугодие 2018 года в Российской Федерации умерло 4244 ребенка в возрасте до 1 года . Младенческая смертность в 1-м полугодии 2018 года снизилась до 5,1 % .

В Челябинской области с начала 2018 года в результате преступных посягательств погибли 24 несовершеннолетних. Об этом на форуме по защите прав детей-сирот, организованном прокуратурой Челябинской области, сообщила начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи регионального надзорного ведомства Людмила Елчева. При этом всего с начала года жертвами преступлений стали 973 ребенка и подростка против 2053 пострадавших (47 погибших) в 2017 году. Кроме того, 736 детей сами совершили те или иные преступления .

Все эти аргументы свидетельствуют об актуальности проблемы исследования и под-

тверждают необходимость ее научной разработки с целью создания эффективной модели обеспечения и защиты прав ребенка.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, вызывают особую тревогу. Поэтому так важна проблема защиты прав, жизни и здоровья детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создание психолого-педагогических, социально-культурных условий для успешного развития, воспитания и обучения подрастающего поколения.

Человек с детства приобретает определенные права. Проблема прав ребенка и его защиты всегда была актуальной. Мария Мон-тессори сравнивает ребенка с рабом, отмечает, что ребенок должен иметь такие же права, как взрослый . Однако на протяжении всей истории права детей нарушались. И лишь в 1917 году впервые Генеральная ассамблея ООН провозгласила Международным годом ребенка, это было началом действий в защиту прав детей.

Несмотря на то, что существуют организации, которые занимаются защитой прав детей: международная Ассоциация заботы о детях, Союз спасения детей, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) и другие, положение детей в обществе оставляет желать лучшего и требует немедленных действий. Однако мы не можем не отметить значение единственной действовавшей Лиги спасения детей (создана в октябре 1918 года). В.Г. Короленко — инициатор создания Лиги спасения детей, сформулировал принципы: жизнь каждого ребенка есть абсолютная ценность; каждый ребенок имеет право на счастливое детство и условия для здорового роста.

Об актуальности проблемы прав ребенка свидетельствуют нормативные документы. Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека, ее отдельная статья посвящена детям. В Декларации прав ребенка , были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Особое значение имеет Конвенция о правах ребенка — юридический механизм (принята 20 ноября 1989 года), обеспечивающий защиту прав ребенка . В ст. 2 данного документа отмечается, что «государства — участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обя-

занности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону» . Реализация четырех идей должна обеспечить улучшение положения детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции все права детей одинаково значимы. Согласно Конвенции о правах ребенка, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т. п.

В 2002 году была принята декларация «Мир, пригодный для жизни детей», в которой определены основные принципы дальнейшего развития системы защиты прав детей во всем мире, а также план действий по ее реализации.

В Российской Федерацией разработаны и приняты более 100 законов, посвященных защите прав ребенка. Реализованы разнообразные государственные концепции и программы. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации , создает условия для реализации прав и законных интересов ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Президент России Владимир Путин в мае 2017 года подписал указ, согласно которому 2018-2027 годы станут в России Десятилетием детства. «В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, постановляю: объявить 2018-2027 годы в Российской Федерации Десятилетием детства», — говорится в указе. Данный стратегический документ определил основной приоритет государственной внешней и внутренней политики на ближайшие десять лет. За этот период вокруг представленной государственной идеи сплотятся неравнодушные, творческие, неординарные и профессиональные люди. Будут объединены усилия федеральных, региональных и местных властей, предпринимателей и общественных организаций. По инициативе Президента РФ создан Государственный Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ежегодно Фонд финансирует социальные проекты, направленные на профилактику семейного и детского неблаго-

получия, сокращение сиротства, адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, а также другие направления развития системы поддержки семьи и детства.

На официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Челябинской области представлены актуальные темы, направления работы, благотворительной деятельности. Так, например, в Челябинске прошла X Всероссийская выставка-форум «Вместе — ради детей!». Основная направленность секций — формы организации социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (сохранение семейного окружения ребенка, поддержка родителей детей-инвалидов, оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями, формирование позитивного социального опыта подростков и т. д.). На интерактивной площадке Челябинской области было представлено несколько десятков программ разной направленности. Среди них: проект социально-реабилитационного центра «Здоровье», который занимается проведением эффективной комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый год реабилитацию проходят 900 юных челя-бинцев с самыми разными заболеваниями от рождения и до 18 лет.

Кроме того, на Южном Урале стартовал межрегиональный медиафестиваль «Южный Урал. Россия без сирот!». Маргарита Павлова, Уполномоченный по правам человека Челябинской области пишет: «медиафестиваль отсчитывает свою историю с 2012 года, когда в Челябинской области прошел первый фестиваль видеороликов, сделанных в творческих студиях детских домов Челябинской области. Авторами работ стали воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Уполномоченный по правам ребенка Ирина Буторина отмечает: «В 2018 году, в год начала Десятилетия детства, мы расширили цели и задачи медиафести-валя, добавив проблематику безопасного детства, в частности, акцентировав внимание на информационной безопасности подрастающего поколения».

В Челябинске 7 сентября 2018 года завершила свою работу IX Всероссийская выставка-форум «Вместе — ради детей! Вместе 10 лет». Масштабное мероприятие, собравшее представителей из 57 регионов России, закончилось пленарной сессией, где были подведены

промежуточные итоги работы форума. Экспертный совет предложил Фонду поддержки детей начать работу еще по двум программам -«Безопасное детство» (предполагает сосредоточиться на комплексном охвате всех сторон жизни ребенка — от снижения детского неблагополучия и предотвращения жестокого обращения с детьми до кибербезопасности); «Город для детей» (предполагает участие в реализации нацпроекта РФ по развитию малых городов и сельских поселений страны). Награждены лидеры форума в номинациях -«Дружественная детям среда» (социализация и реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом), «Профессиональные ключи» (успешная реализация программ профессиональной стажировки), «Лучшее 1Т-решение» (эффективное применение современных технологий в поддержке семей с детьми) и «Мастер доверия» (лучшее представление детского телефона доверия в РФ).

14 южноуральцев награждены медалью «Спешите делать добро»: в номинации «Дважды победивший смерть» (Артем Запевалов, студент Копейского политехнического колледжа имени Хохрякова, за проявленный характер и мужество при спасении людей на пожаре); в номинации «Посвящаю свою жизнь людям» медалью награждена Наталья Тре-тинская — инициатор акции «Бесплатный хлеб пенсионерам», в номинации «Мужество и отвага» (Дим Гиндыш, ученик 9 «В» класса школы № 1 имени Гагарина», город Златоуст) -оказал помощь в задержании преступника; в номинации «Не сдаваться и верить!» медалью награждена Анна Широкова, председатель Снежинской городской общественной организации помощи детям и молодым людям с ограниченными возможностями здоровья «Бумеранг добра» и другие.

Анализу международных документов посвящено исследование Т. А. Титовой ; реа-

лизации прав детей в семье — работа С.А. Сорокина ; историко-цивилистический аспект проблем детства представлен в исследовании Л.Ю. Голышевой . Представляет интерес работа О.В. Бутько , в которой представлен комплексный анализ правового статуса ребенка в Российской Федерации, также принципы правового положения детей. В диссертации В.В. Ясеновой анализируются средства защиты прав ребенка. Еще Ювенал говорил о том, что «детству следует оказывать величайшее уважение» .

Д.И. Фельдштейн уделяет большое внимание феномену детства. «Детство — это особое, целостно представленное социальное явление, имеющее определенную временную протяженность. Как особый социальный феномен, детство исторично — на разных исторических этапах развития общества оно имеет разную емкость, разную структуру» .

Д.В. Суслова в научной статье «Права ребенка в современном мире» представляет факты, анализирует события, свидетельствующие о бесправном положении детей, нарушениях прав детей (каторжные работы, смертная казнь, вооруженные конфликты, природные и экологические бедствия, эксплуатация детского труда, жестокое обращение и т. д.).

Наиболее типичные нарушения прав детей-сирот — невыполнение государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» в отношении внеочередного обеспечения жильем. Нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей (алиментные выплаты).

Заслуживают особого внимания работы, посвященные сиротам, нарушениям их прав. Сироты часто не знают о своих правах, не знают, как защитить свои права. Критическая ситуация, в которой оказались дети, требует обращения к определенной системе ценностей, принципам гуманизма, демократизма, толерантности, индивидуализации и дифференциации, воспитания в коллективе и т. д.

Обратимся к понятию «права ребенка». Будем рассматривать данное понятие в контексте общечеловеческих ценностей. Личность ребенка — величайшая ценность. Он обладает такими же правами, как и взрослый

человек, но, к сожалению, он не может защитить свои права. Ребенок — самая незащищенная часть планеты. В то время как правовой статус ребенка вытекает из правового статуса человека и гражданина с учетом возрастных ограничений.

Права ребенка — «свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка». Отдельная статья Всеобщей декларации прав человека посвящена правам ребенка.

О. В. Бутько отмечает, что «каждое право ребенка представляет собой комплекс взаимообусловленных правомочий ребенка, родителей, воспитателей, органов государственной власти и местного самоуправления. Данная позиция утверждает сложную природу прав ребенка» . В.И. Абрамов кратко трактует понятие «права ребенка» как права человека применительно к детям. Это свидетельство того, что ребенок имеет такие же права как взрослый человек, только с учетом возраста.

Мнения ученых по вопросу классификации прав ребенка разные, но сходство в том, что все они справедливо считают, что личные права составляют базу для политических, социально-экономических, культурных прав гражданина.

Защита прав ребенка в России имеет актуальное значение. В.И. Абрамов под защитой прав ребенка понимает систему мер, которые применяются для обеспечения реализации субъективных прав ребенка . А механизм защиты прав ребенка, по его мнению, это «система взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав» .

Воспитание и проблема защиты прав ребенка. Важнейшими условиями реализации возможностей личности, успешности ребенка является сотрудничество, взаимодействие субъектов воспитания. Атмосфера взаимоуважения, доверия в социально-культурной среде рождает чувство защищенности в каждом ребенке. В современных образовательных учреждениях присутствуют явления, которые вызывают напряжение в отношениях с детьми. Это подтверждают итоги проведенного нами опроса «Самочувствие ребенка».

В опросе приняли участие 67 детей. Им было предложено оценить работу своего образовательного учреждения по 5-балльной системе, высказать мнение о том, что их удов-

Ориентация воспитателей на демократические идеалы требует значительной психологической перестройки. Необходим коллектив единомышленников для создания благоприятной социально-культурной, воспитательной среды, обеспечивающей атмосферу взаимопомощи, доброжелательности, соучастия.

Проблемы современного общества (экологическое неблагополучие, рост преступности, падение жизненного уровня, физическое насилие в семье, нервные заболевания и т. д.), несомненно, отражаются на детях.

Существенную роль в этих процессах играют механизмы защиты прав детей независимо от источника условий, способствующих их нарушению. Еще одним важным аспектом является проведение качественной оценки ситуации с соблюдением прав детей в конкретном регионе и в Российской Федерации в целом. Это позволяет своевременно учитывать новые социальные вызовы, оперативно реагировать и принимать адекватные профилактические меры.

Одним из эффективных путей означенной проблемы является обучение правам ребенка, содействующее воспитанию нравственности, гражданственности, патриотизма. Создание социально-культурной среды обеспечит защиту прав ребенка. Консолидация всех сил позволит решить проблему защиты прав ребенка. Перспективным направлением представляется концепция личностной или социальной безопасности, которая наиболее полно охватывает и обосновывает аспекты защиты прав человека и ребенка.

Соблюдение прав ребенка, на наш взгляд, является не только проблемой юридической, но и педагогической. Действительно, в современной России уделяется внимание юридической подготовке педагогических кадров. Это, несомненно, актуально и значимо. Но не менее серьезным остается вопрос овладения правовыми знаниями, включающими не только знание своих прав, но и обязанностей, несовершеннолетних граждан нашей страны, что особенно важно для детей группы социального риска (сироты, дети из неблагополучных семей, инвалиды детства и др.). На наш

взгляд, указанная категория детей и подростков в большей степени нуждается в правовых знаниях и умениях использовать их в сложных жизненных ситуациях.

Следовательно, проблема правовой подготовки несовершеннолетних должна стать междисциплинарной — юридико-педагоги-ческой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осознавая важность преодоления правового нигилизма среди молодежи, многие государственные, коммерческие и общественные организации выстраивают эффективное взаимодействие с детскими учреждениями различного типа.

Так, Уральский банк реконструкции и развития в рамках благотворительной программы «Дети верят в чудо» провел для старших воспитанников Социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних Курчатовского района города Челябинска мастер-класс по основам юридической грамотности. Мастер-класс виртуально столкнул детей с реальной ситуацией с недвижимостью, кредитами и трудоустройством. Каждый воспитанник после выпуска, не имея достаточного багажа знаний и опыта, в сложных ситуациях часто теряется и поддается на уловки мошенников. Поэтому мастер-класс чрезвычайно актуален и необходим для выпускников и старших воспитанников Центра.

В ведущих вузах Челябинска созданы и успешно функционируют юридические клиники, призванные осуществлять безвозмездную помощь гражданам России, в том числе и несовершеннолетним, по защите их прав.

Юридическая клиника в Уральском филиале ГОУ ВПО Российском государственном университете правосудия была создана в 2008 году и успешно функционирует в настоящее время.

Юридическая клиника УФ РГУП осуществляет деятельность по двум основным направлениям: 1) бесплатное консультирование граждан; 2) «Живое право».

За бесплатной юридической помощью в юридическую клинику УФ РГУП могут обратиться социально незащищенные категории граждан г. Челябинска и Челябинской области, в том числе дети-сироты и дети, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию.

Студенты 1-го и 2-го курсов занимаются направлением «Живое право», суть которого -правовое воспитание школьников. Студенты разрабатывают правовые уроки и выезжают в

школы и лицеи города, где в доступной форме разъясняют права детей.

Таким образом, реалии современного общества диктуют необходимость подхода к проблеме защиты прав ребенка с позиций междисциплинарного юридико-педагогиче-ского подхода, что, на наш взгляд, повысит эффективность защиты подрастающего поколения граждан России.

Литература

1. Абрамов, В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ доктор юридических наук. — Саратов, 2007. -455 с.

2. Антология гуманной педагогики. Мон-тессори / сост. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. — М, 1999. — С. 90-91.

4. Бутько, О.В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ: дис. … канд. юрид. наук. — Краснодар, 2004. — 241 с.

5. Голышева, Л.Ю. Правовое положение детей в России (исторический аспект): дис. … канд. юрид. наук. — Ставрополь: СГУ, 2003.

6. Гревцева, Г.Я. Социализация школьников средствами гражданского воспитания: моногр. / Г.Я. Гревцева. — Челябинск, 2011. -345 с.

8. Декларация о правах ребенка. 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека. -М. : Юрид. лит., 1990.

12. Король, И.Г. Личные неимущественные права ребенка: автореф. дис. … канд. юрид. наук /И.Г. Король. — М., 2008.

13. Мастыкина, И. Проблемы защиты прав детей в РоссНН /И. Мастыкина. — 2004. -26 июля. — htpp://www. hro.org/editions/child/ 2004/07/26. pphp.

март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. -С. 93-96. — https://moluch.ru/conf/ped/archive/ 101/5181/(дата обращения: 19.08.2018).

18. Статистика детских домов и сирот в России // Коммерсантъ. — https://www. kommersant.ru/doc/3414174.

19. Титова, Т.А. Конвенция о правах ребенка в системе общей регламентации прав человека / Т.А. Титова. — Екатеринбург, 2000. -181 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Ясеновая, В. В. Частноправовые средства реализации права на защиту здоровья детей в России / В.В. Ясеновая. — М., 2011. -188 с.

Осипова Татьяна Валентиновна, кандидат педагогических наук, руководитель аппарата Уполномоченных по правам человека, правам ребенка и защите прав предпринимателей в Челябинской области, г. Челябинск, osipova.osipova.74@mail.ru.

Почивалова Жанна Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории, Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Челябинск, J210708@mail.ru.

Коляда Олеся Владимировна, доцент кафедры театрального искусства, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, vokal74@mail.ru.

Поступила в редакцию 26 августа 2018 г.

DOI: 10.14529/ped180401

THE ISSUE OF PROTECTION OF CHILDREN’S RIGHTS

^V. Osipova1, osipova.osipova.74@mail.ru, Zh.G. Pochivalova2, J210708@mail.ru, O.V. Kolyada3, vokal74@mail.ru

Keywords: childhood, child’s rights, protection of child’s rights.

10. . Air Force of the USSR, 1990, no. 45, art. 955. (in Russ.)

11. . Russian Gazette, 1993, no. 237. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 26 August 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

При зачислении ребенка в первый класс образовательного учреждения, он автоматически наделяется рядом новых прав и обязанностей. Обычно незнание таковых или их нарушение со стороны администрации школы, приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик — родитель». В связи с этим возникает вопрос: как родителям, да и самим ученикам, отстаивать и защищать права в образовательных учреждениях? Итак, рассмотрим несколько примеров.

Возможным вариантом нарушения прав несовершеннолетних школьников может быть принуждение обучающихся убирать территорию образовательного учреждения или пришкольный участок. В такой ситуации нарушается статья 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что принудительный труд запрещен. Кроме того, в таком случае не соблюдается часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – ФЗ № 273-ФЗ), которая определяет, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Данные нормы указывают на то, что школа не имеет права принуждать школьников брать швабры и мыть школьные помещения, убирать школьную территорию. И даже если ученики изъявили бы желание сами участвовать в трудовом десанте, то директор все равно не смог бы им этого позволить без письменного согласия родителей.

В случае если школа все-таки нарушает права школьников в данном вопросе, то родители могут обжаловать действия образовательного учреждения. Так, можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия педагога, который заставляет детей выполнять ту или иную уборку. Если директор откажется освободить ребенка от этого труда, жалобу можно будет написать в органы управления образованием и органы по защите прав ребенка, обратиться в суд.

Необходимо обратить внимание, что «самообслуживание» в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы руководству школы нужно вместе с учениками и их родителями, руководствуясь действующим законодательством, а не самовольно принуждать школьников к труду.

Обязательное для всех учеников посещение православного монастыря, как внеклассного мероприятия – это еще один пример нарушения прав обучающихся. Среди учеников могут быть не только христиане, но и приверженцы других религий. Этот момент в обязательном порядке должен учитываться, ведь посещение монастыря может противоречить религиозным взглядам и убеждениям таких детей.

Регулируя данную ситуацию, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, то есть каждый имеет право сам выбирать религию. В соответствии с этим ученики имеют полное право отказаться от посещения православного или иного монастыря, предлагаемого к посещению школой.

Если же администрация школы или классный руководитель принудительно привлекают школьников к участию в мероприятиях, имеющих отношение к религии, то родителям в таком случае следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в органы управления образованием, к уполномоченному по правам ребенка и другие органы. Если нарушением религиозных принципов ребенку причинены моральные страдания – можно требовать выплаты компенсации такого вреда.

Еще один пример нарушения прав обучающихся – принуждение со стороны руководства школы посещать дополнительные занятия. В этом случае стоит помнить, что в каждом образовательном учреждении есть свой учебный план, в котором строго прописаны предметы, изучаемые в конкретном классе, и количество часов, которое уделяется на эти предметы. Никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Все кружки, факультативы, секции могут быть только добровольными, и их школьник имеет полное право не посещать.

Восстановить нарушенные права можно теми же способами – обращением к руководству школы, в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд. Действенным способом решения проблемы в этом случае может стать вынесение вопроса на школьный родительских совет, так как при принуждении к факультативным занятиям одними педагогами, уместно поставить этот вопрос на особый родительских контроль, чтобы предотвратить подобные злоупотребления со стороны остальных педагогов.

Унижение учителем ребенка перед одноклассниками или вынесение на всеобщее обсуждение класса мнений или убеждений ученика без его согласия — в данном примере явно прослеживается нарушение норм законодательства, так как согласно части 1 статьи 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Если такая ситуация произошла, родителям ученика для начала необходимо выяснить всю суть конфликта. Не исключено, что ребенок, находясь в напряженном эмоциональном состоянии, мог искаженно воспринимать слова педагога. Но в случае, если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда.

Удаление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка. В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции. Если же поведение школьника не представляет никакой опасности и не требует вмешательства специалистов — учитель не имеет права ограничивать ребенка в посещении урока.

Таким образом, любой из школьников или их родители может столкнуться с вышеперечисленными или иными ситуациями, когда нарушаются их права. Большинство из вопросов можно решить уже на стадии обращения к руководству школы. Причем лучше, если обращение будет не устным, а письменным. При этом один экземпляр документа (с отметкой о принятии) нужно сохранить у себя. Он может пригодиться для дальнейших обращений, если руководство школы никак не отреагирует или откажет в требованиях.

Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Юлия ИСТОМИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *