Сокрытие статья УК

Заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником.

Комментарий к статье 316

Объектом преступления являются интересы правосудия.

Общественная опасность укрывательства состоит в том, что оно препятствуют своевременному раскрытию преступлений и привлечению виновных к уголовной ответственности, создает условия для безнаказанности этих лиц и продолжения ими преступной деятельности.

Укрывательство является видом прикосновенности к преступлению, т.е. деятельности, связанной с совершением преступления, но не являющейся содействием ему и не находящейся в причинной и виновной связи с преступным результатом укрываемого деяния. Таким образом, укрывательство не является соучастием в преступлении.

Объективная сторона укрывательства заключается в заранее не обещанном сокрытии преступника, совершившего особо тяжкое преступление, следов, орудий и средств такого преступления, а также предметов, добытых преступным путем. Преступление совершается путем действия.

По конструкции данный состав является формальным и считается оконченным с момента совершения любого действия, направленного на укрывательство преступления. Эти действия могут быть как одномоментными (например, уничтожение орудия преступления), так и длящимися (например, длительное хранение в своем жилище предметов, добытых преступным путем).

В диспозиции рассматриваемой статьи говорится об укрывательстве, заранее не обещанном. Термин «заранее» относится к моменту совершения преступления исполнителем. Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1962 г. N 11 «О судебной практике по делам о заранее не обещанном укрывательстве преступлений, приобретении и сбыте заведомо похищенного имущества» <1>: «Укрывательство преступления… может быть признано соучастием, если эти действия были обещаны исполнителю до или во время совершения преступления, либо по другим причинам (например, в силу систематического их совершения) давали основание исполнителю преступления рассчитывать на подобное содействие». Отсюда следует вывод, что укрывательство, обещанное исполнителю до или во время совершения преступления, признается соучастием (пособничеством) и ответственность за указанное деяние наступает по ч. 5 ст. 33 и соответствующей статье Особенной части УК РФ о преступлении, совершенном исполнителем. Соучастием также будет признаваться и прежнее поведение укрывателя, которое давало исполнителю основание рассчитывать на содействие в сокрытии данного преступления, несмотря на то что укрывательство не было обещано заранее, например когда укрыватель ранее уже прятал самого преступника или следы преступления.

Под укрывательством понимаются активные действия по сокрытию преступника либо преступления. Сокрытие преступника состоит, например, в предоставлении ему жилища или иного убежища, транспортных средств, документов, в изменении его внешнего вида, сообщении о нем ложных сведений и т.п. Под сокрытием преступления понимается помещение в укрытие, уничтожение, изменение, продажа, дарение и т.п. орудий преступления (т.е. предметов, использовавшихся для непосредственного совершения преступления, — оружия, воровских инструментов и др.), средств преступления (т.е. вещей, которые облегчали действия преступника, — фальшивая или настоящая униформа, маски, фальшивые документы и средства для их изготовления, фальшивые деньги и т.д.), следов преступления (т.е. получившихся в результате действий преступника отображений, которые могли быть использованы как вещественные доказательства, — пятна крови, отпечатки пальцев, вмятины от орудий взлома и т.п.), а также предметов, добытых преступным путем (т.е. вещей, которые были получены (например, похищенное имущество, документы) либо созданы противоправным способом (фальшивые деньги, подделанные документы).

Так называемое интеллектуальное укрывательство чаще всего предусмотрено самостоятельными составами, например ст. ст. 306 «Заведомо ложный донос», 307 «Заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод» и др. УК РФ, но в ряде случаев оно может быть квалифицировано и по ст. 316 УК РФ. Например, если субъект дает заведомо ложные объяснения в процессе доследственной проверки материалов и заявлений или если субъект направляет работников правоохранительных органов, преследующих преступника, в другую сторону. Способ совершения укрывательства не влияет на наличие рассматриваемого состава преступления.

В случаях, когда укрывательство выражается в сокрытии и хранении предметов, изъятых или ограниченных в гражданском обороте, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности ст. 316 УК РФ и статей, предусматривающих ответственность за хранение названных предметов, например: ст. ст. 191 «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга»; 220 «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами»; 222 «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», 228 «Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ», 234 «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта» и др. УК РФ.

Если сокрытие преступления совершается преступным путем (например, уничтожается имущество, причиняется вред здоровью, подделываются документы и т.п.), то содеянное также должно квалифицироваться по совокупности преступлений.

В случаях, когда способом сокрытия было убийство, содеянное полностью охватывается п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 316 УК РФ не требуется.

Особыми видами укрывательства являются ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» и ст. 175 «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем» УК РФ. В указанных случаях дополнительной квалификации по ст. 316 УК РФ также не требуется.

Во всех случаях при отграничении составов следует помнить, что наступление уголовной ответственности по ст. 316 УК РФ основывается на двух критериях: объективном — совершении лицом активных действий по сокрытию, и субъективном — осведомленности виновного в том, что он действительно укрывает особо тяжкое уголовно наказуемое деяние.

Если лицу, укрывающему преступление, не было известно, какое конкретное преступление оно укрывает, ответственность по ст. 316 УК РФ не наступает.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема квалификации заранее не обещанного укрывательства особо тяжкого преступления, совершенного из страха мести со стороны преступника, например под угрозой лишения жизни как самого укрывателя, так и его близких родственников. Если в момент совершения укрывательства имелись все условия крайней необходимости, предусмотренные ст. 39 УК РФ, то в данном случае лицо не должно привлекаться к уголовной ответственности за укрывательство. Если же угроза смертью могла быть реализована в отношении укрывателя только в будущем, то необходима квалификация по ст. 316 УК РФ.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1962 г. N 11 «О судебной практике по делам о заранее не обещанном укрывательстве преступлений, приобретении и сбыте заведомо похищенного имущества» <1>, «заранее не обещанное укрывательство преступления… совершенного должностным лицом путем использования своего служебного положения, надлежит квалифицировать по статьям УК… предусматривающим ответственность за указанные преступления, и по совокупности как злоупотребление служебным положением» (т.е. по ст. 285 УК РФ).

Не образует рассматриваемого состава преступления укрывательство, совершенное и в отношении собственных преступных действий и действий другого лица. Так, если виновные совершили ограбление потерпевшего, а затем один из соучастников убивает его, что не охватывалось общим умыслом, то действия по сокрытию трупа не могут быть признаны укрывательством в аспекте ст. 316 УК РФ, поскольку в таком случае виновный укрывает не только действия лица, совершившего убийство, но и свои действия в отношении потерпевшего (см. Определения Верховного Суда РФ от 22 февраля 2007 г. N 69-о07-2, от 22 декабря 2006 г. N 69-о06-37).

С субъективной стороны укрывательство преступлений характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что укрывает конкретное преступление, и желает этого. Сознанием лица должен охватываться характер совершаемых исполнителем действий, а также то, что он своими действиями способствует сокрытию преступления.

Мотивы преступления разнообразны: корысть, страх перед преступником, дружеские отношения с виновным и др. Они лежат за пределами состава преступления и учитываются судом при назначении наказания.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее шестнадцати лет (субъект общий).

Сокрытие следов самим исполнителем или участником преступления не содержит признаков состава преступления, предусмотренного ст. 316 УК РФ (укрывательство преступлений).

Согласно примечанию к ст. 316 УК РФ освобождаются от уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений супруги или близкие родственники совершившего преступление лица. Но при специальных видах укрывательства супруги и близкие родственники отвечают на общих основаниях (например, п. «к» ч. 2 ст. 105, ст. ст. 174, 175, 306, 307 УК РФ).

УГОЛОВНОЕ ПРАВО ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УК РФ

М. А. ЛЮБАВИНА

Статья 237 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией.

Диспозиция ст. 237 УК РФ носит бланкетный характер, но в отличие от ряда других правовых норм с бланкетными диспозициями практически все признаки данного состава преступления раскрываются в соответствующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах в сферах информации и общественной безопасности.

Стр.20

В том числе это касается предмета преступления, каковым является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды.

Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления(1). Информация, о которой идет речь в ст. 237 УК РФ, должна содержать сведения о фактах, событиях или явлениях. Упоминание в диспозиции статьи не только о событиях и явлениях, но и о фактах, на наш взгляд, является излишним, поскольку факт (от лат. faktum — сделанное) — действительное, вполне реальное событие, явление(2).

Опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды могут представлять события или явления, которые либо фактически уже происходят, либо имеется реальная опасность их возникновения и риск негативных последствий. Своевременное информирование населения, а также органов, уполномоченных на принятие мер по устранению опасности, снижает риск гибели людей или причинения вреда их здоровью, а также позволяет снизить вред, причиняемый окружающей среде.

События или явления, представляющие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, могут быть связаны с природными явлениями либо деятельностью человека.

Безопасность жизни и здоровья граждан зависит от многих факторов, но в первую очередь от состояния среды обитания — совокупности объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека. Факторы среды обитания — биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений(3).

Опасность для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды возникает в тех случаях, когда нарушаются нормативы качества окружающей среды, к которым относятся:
нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
иные нормативы качества окружающей среды.

Доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничен(4).

В первую очередь это касается информации о чрезвычайной ситуации, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде,

Стр.21

значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей(1).

По характеру источников возникновения чрезвычайные ситуации классифицируются на техногенные, природные и биолого-социальные(2).

К возникновению техногенных чрезвычайных ситуаций приводят аварии — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде(3).

Особую опасность представляют радиационные аварии, чему ярким примером служит авария на Чернобыльской АЭС. Поражающие факторы были связаны не только с непосредственным причинением физического вреда здоровью, но и с нарушениями психического здоровья людей, которые явились следствием отсутствия своевременной объективной информации сразу после аварии, стресса и травм от принудительного переселения в менее загрязненные районы, разрыва социальных связей, а также страха, что облучение является опасным и может нанести вред здоровью людей и их детей в будущем(4).

Значительную социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства. В связи с усложнением процесса добычи углеводородов возрастает риск возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, связанными с добычей, транспортировкой и переработкой нефтепродуктов, угля и природного газа(5).

Объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво- и пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, относятся к объектам повышенной опасности(6). В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на потенциально опасных объектах проживает свыше 90 млн жителей страны (60%).

По состоянию на 31 декабря 2009 г. под надзором межрегиональных, территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (управлений) находились 2271 организация, предприятие и учреждение, осуществлявшие свою деятельность в области использования атомной энергии и имевшие в своем составе 4738 радиационных источников стационарных, 1438 пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, где проводились работы с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и радионуклидными источниками.

К числу химически опасных поднадзорных производств и объектов относятся: объекты, связанные с производством или использованием сжиженного аммиака, других хладагентов и криопродуктов;

Стр.22

объекты, связанные с производством хлора, хлорсодержащих веществ; объекты, связанные с производством и использованием концентрированных кислот и щелочей, а также объекты по производству минеральных удобрений, на которых сосредоточены в изотермических резервуарах постоянные запасы сжиженного аммиака от 10 до 30 тыс. тонн и более; водоочистные сооружения городов, на которых содержится до сотен тонн сжиженного хлора; объекты по хранению и уничтожению химического оружия, а также специальные химические производства и объекты ракетно-космической деятельности, на которых хранятся и используются химически опасные вещества.

На указанных объектах в 2009 году произошло семь аварий, в том числе четыре взрыва и три выброса опасных веществ.

В 2009 году в области обращения с взрывчатыми материалами осуществляли деятельность 1338 организаций, в том числе 1178 организаций, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов; 5185 опасных производственных объектов, связанных с взрывчатыми материалами, в том числе 1165 складов взрывчатых материалов, погребков и других оборудованных мест хранения.

По данным территориальных органов Ростехнадзора, общее количество поднадзорных организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности по вопросам транспортирования опасных веществ, составило в 2009 году 6841, из которых 6536 эксплуатируют опасные производственные объекты(1).

Приведенные данные свидетельствуют о том, насколько велик риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями.

Природная чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей(2).

Значительные риски чрезвычайных ситуаций обусловлены глобальным изменением климата, изменением границ областей вечной мерзлоты и другими природными процессами, представляющими опасное природное явление — событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду(3).

К опасным природным явлениям относятся опасные геологические явления и процессы, в том числе землетрясения. Сейсмическая опасность представляет значительную угрозу для населения, так как более 25 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 млн человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, а также планируются к реализации крупные экономические и инфраструктурные проекты, что в случае сильного землетрясения может привести к серьезным разрушениям опасных объектов и усилить поражающий эффект для населения(4).

К опасным природным явлениям относятся также гидрологические явления (наводнение, половодье, цунами, сель, лавина и др.); опасные метеорологические явления (ураган, циклон, шторм, смерч, шквал, продолжительный дождь, ливень, град, сильный снегопад и др.).

Опасными природными явлениями являются природные пожары.

Стр.23

Так, в связи с аномально высокой температурой воздуха в ряде субъектов Российской Федерации в 2010 году сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с обеспечением пожарной безопасности: горели леса и торфяники. Пожары привели к гибели людей, утрате жилья и имущества граждан, в связи с чем Указом Президента Российской Федерации была объявлена чрезвычайная ситуация в Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях(1).

Опасное природное явление может приобрести характер стихийного бедствия, под которым понимается разрушительное природное и (или) природно-антропо-генное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды, либо характер природно-техногенной катастрофы — разрушительного процесса, развивающегося в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящего к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды(2).

Жизни или здоровью людей либо окружающей среде может угрожать возникновение биолого-социальной чрезвычайной ситуации, под которой понимается состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.

Источником биосоциальной чрезвычайной ситуации является особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате которой на определенной территории произошла или может возникнуть биолого-социальная чрезвычайная ситуация(3).

В Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, ее содержание составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения

Стр.24

и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации(1).

В соответствии с Положением о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, установлен порядок предоставления Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. Эту информацию получают на территории Российской Федерации, включая внутренние морские воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, а также в пределах исключительной экономической зоны, на континентальном шельфе Российской Федерации, в ионосфере и околоземном космическом пространстве с использованием различных средств сбора информации.

Информацию в соответствии с Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ обязаны предоставлять юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Сбор информации осуществляется, в том числе, в целях своевременного выявления и прогнозирования загрязнения окружающей природной среды, развития опасных природных явлений и резких изменений погоды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения, безопасности полетов авиации, мореплаванию и наносить ущерб окружающей среде и отраслям экономики.

Перечень информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также перечень территориальных органов, которым эта информация предоставляется, определяются Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, незамедлительно предоставляется территориальным органам Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды(2).

Существенное влияние на состояние здоровья населения оказывает также санитарно-эпидемиологическая обстановка.

Граждане Российской Федерации имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих

Стр.25

федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке (санитарно-эпидемиологичес-кая обстановка — состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время), состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Право на информацию имеют также индивидуальные предприниматели и юридические лица(1). Опасность для здоровья населения могут представлять и некоторые заболевания животных, поэтому государственный орган ветеринарного надзора и государственный орган санитарно-эпидемиологи-ческого надзора осуществляют контроль над возникновением и распространением заболеваний объектов животного мира, регистрацию всех выявленных случаев заболеваний объектов животного мира и предпринимают необходимые меры по предотвращению возникновения и распространения заболеваний и их ликвидации. В случае возникновения заболеваний объектов животного мира, опасных для здоровья человека и домашних животных, государственные органы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания обязаны оповещать об этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население через средства массовой информации(2).

Таким образом, исследование признаков предмета преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ, требует тщательного изучения нормативных правовых актов иных отраслей права в целях установления, что, во-первых, имело место определенное событие или явление, во-вторых, это событие или явление на законодательном уровне признается представляющим опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, и в-третьих, предоставление информации специальными субъектами является их правовой обязанностью.

Стр.26

27 апреля 2018

Статьей 316 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений.

Под укрывательством понимаются активные действия по сокрытию преступника либо преступления. Сокрытие преступника состоит, например, в предоставлении ему жилища или иного убежища, транспортных средств, документов, в изменении его внешнего вида, сообщении о нем ложных сведений и т.п. Под сокрытием преступления понимается помещение в укрытие, уничтожение, изменение, продажа, дарение и иные способы сокрытия орудий преступления (т.е. предметов, использовавшихся для непосредственного совершения преступления, — оружия, воровских инструментов и др.), средств преступления (т.е. вещей, которые облегчали действия преступника, — фальшивая или настоящая униформа, маски, фальшивые документы и средства для их изготовления, фальшивые деньги и т.д.), следов преступления (т.е. получившихся в результате действий преступника отображений, которые могли быть использованы как вещественные доказательства, — пятна крови, отпечатки пальцев, вмятины от орудий взлома и т.п.), а также предметов, добытых преступным путем (т.е. вещей, которые были получены (например, похищенное имущество, документы) либо созданы противоправным способом (фальшивые деньги, подделанные документы).

Эти действия могут быть как одномоментными (например, уничтожение орудия преступления), так и длящимися (например, длительное хранение в своем жилище предметов, добытых преступным путем).

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Заранее не обещанное укрывательство преступления не является формой соучастия в нем. Вместе с тем, если же действия по укрывательству преступления были обещаны исполнителю до или во время совершения преступления либо по другим причинам (например, в силу систематического их совершения) давали основание исполнителю преступления рассчитывать на подобное содействие, то лицо становиться соучастником преступления и несет ответственность наряду с исполнителем за совершение особо тяжкого преступления.

Согласно примечанию к статье 316 УК РФ лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником.

Не образует состава данного преступления укрывательство, совершенное и в отношении собственных преступных действий и действий другого лица.

За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 3 (48). С. 208-212.

УДК 343

КВАЛИФИКАЦИЯ СОКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОТ УЧЁТА

QUALIFICATION OF CONCEALMENT OF CRIMES FROM REGISTRATION

А. И. КОНДИН (A. I. KONDIN)

Обосновывается необходимость дополнения УК РФ ст. 285.4 «Сокрытие преступлений от учёта». В пользу этого приводятся следующие факты и соображения: незаконные отказы от принятия заявлений граждан о преступлении в дежурных частях правоохранительных органов приобрели массовый характер; распространенная практика сокрытия преступлений от учёта путём незаконного отказа в возбуждении уголовного дела не может быть пресечена мерами административного воздействия; защита прав граждан на обращение в государственные органы, установленная законодательством РФ, должна быть дополнительно гарантирована в критических ситуациях, к которым относится совершение преступлений.

Ключевые слова: сокрытие преступлений от учёта; фальсификация доказательств; должностное преступление; незаконный отказ в возбуждении уголовного дела.

Квалификация преступлений состоит в установлении соответствия данного конкретного деяния признакам того или иного состава преступления, предусмотренного уголовным законом . Следовательно, самым первым вопросом квалификации является: относится ли данное деяние к преступлению или иному правонарушению либо казусу? Здесь возможны три проблемные ситуации, связанные с: а) умышленным непризнанием преступления таковым; б) провокацией преступления; в) юридической оценкой преступления. Первые две ситуации, как правило, имеют отношение к служебной деятельности.

О распространённости ситуаций первого рода свидетельствуют результаты надзорной практики Генеральной прокуратуры. В докладе Генерального прокурора РФ на заседании Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации 29 апреля 2014 г. сказано: «Уже шестой год сокращение полу-

чивших учёт преступных посягательств отмечается на фоне роста поступающих сообщений об их совершении (+6 %), что убеждает в обоснованности позиции криминологов о большом массиве латентных преступлений и сохранении проблем, связанных с их выявлением и учётом. Поэтому в 2013 г. значительные усилия прокуроров вновь потребовались для обеспечения законности на начальной стадии уголовного судопроизводства. Отменено более 2,5 млн незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, выявлено свыше 158 тыс. преступлений, не получивших своевременного учёта. Состояние законности в данной сфере рассмотрено на заседании коллегии Генпрокуратуры. Обсуждение показало, что всё чаще допускаются факты неправомерного вынесения постановлений об отказе в возбуж дении уголовного дела, в том числе вопреки позиции прокурора о наличии достаточных

© Кондин А. И., 2016

признаков преступления. Многочисленны примеры отмены прокурорами незаконных решений по одному и тому же заявлению пять и более раз. В масштабах России они исчисляются тысячами. Установлено 4 тыс. прямых отказов в приёме заявлений о преступлениях и случаев их нерегистрации при наличии бесспорных оснований для проверки и возбуждения дел» .

В докладе Генерального прокурора РФ на заседании Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации 29 апреля 2015 г. отмечено: «Результаты надзора за следствием и дознанием свидетельствуют об увеличении в истекшем году на 22 % выявленных нарушений законов в деятельности всех правоохранительных органов (всего почти 6 млн). Большинство нарушений (4 млн 100 тыс.) допущено органами дознания. 80 % из них зафиксировано на начальной стадии уголовного судопроизводства. А в органах дознания наркоконтроля и ФТС России в прошлом году в сфере уголовно-правовой регистрации по сравнению с 2013 г. зафиксирован рост нарушений более чем вдвое. К сожалению, соблюдение законности не улучшилось и в работе следователей. Причём нарушения множатся не только на стадии регистрации и разрешения сообщений о преступлениях (+15 %), но и в ходе всего дальнейшего расследования (+12 %)» .

В практику внедрено множество способов умышленного непризнания преступлений таковыми . Типичным является отказ от принятия заявления от потерпевшего под предлогом, что заявление в соответствии с указаниями руководства вначале должен изучить специальный сотрудник, который в данный момент находится на выезде . По данным работников прокуратуры, наиболее распространенным способом укрытия преступлений от учёта является необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава или события преступления (п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Большей частью соответствующие постановления об отказе выносятся по общеуголовным преступлениям (кражам, грабежам, мошенничествам) .

Должностное укрывательство преступлений, как правило, оценивается как дисциплинарный проступок и редко — как преступление, предусмотренное ст. 285, 286, 292

УК РФ. По оценке М. В. Колесова, количество уголовных дел рассматриваемых категорий в Российской Федерации не превышает 100 в течение одного года . «В судебной практике, — отмечает судья Иркутского областного суда С. Макаров, — к ответственности за должностное укрывательство преступлений чаще привлекаются сотрудники органов внутренних дел. В основном за укрывательство преступлений общеуголовной направленности: краж, грабежей, разбоев. О сложности дел об укрывательстве говорит тот факт, что по ним чаще всего выносились оправдательные приговоры (33 % из числа рассмотренных)» . Обычно речь идёт о квалификации их действий по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление служебными полномочиями».

Злоупотребление служебными полномочиями П. С. Яни считает частным случаем превышения служебных полномочий . Сложность применения ст. 285 УК РФ по отношению к лицам, совершившим должностное укрывательство преступлений, заключается в установлении мотива корыстной или иной личной заинтересованности. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» сказано: «При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) подсудимого состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать:

корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путём совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т. п.);

иную личную заинтересованность -стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить

действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности» .

В какой степени мотив укрытия преступлений от учёта личный, в свете данного разъяснения не совсем ясно. Опросы сотрудников полиции показали, что, укрывая преступления от учёта, они, как правило, руководствуются не личными мотивами, а неофициальными указаниями руководства. Поэтому личный мотив, например, в виде карьеристских соображений, встречается крайне редко. К тому же, действуя из ложно понятых интересов службы, лицо стремится совершить полезное (по его мнению) действие, хотя очевидно незаконным путём — снизить нагрузку на орган полиции и повысить раскрываемость преступлений.

Массовость укрытия преступлений от учёта указывает на необходимость совершенствования законодательства в части защиты прав граждан от служебных злоупотреблений. В этой связи предлагается внести комплекс новелл в уголовно-процессуальное законодательство (изменение названия раздела VII УПК РФ и изложение его в следующей редакции: «Рассмотрение сообщения о преступлении и возбуждение уголовного дела»; дополнение п. 25 ст. 5 УПК РФ положением о том, что постановлением является решение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, дознавателя, вынесенное при рассмотрении сообщения о преступлении; дополнение ч. 1 ст. 144 УПК РФ нормативным правилом о том, что о проведении проверки сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа выносит постановление и др.) .

В этой связи А. М. Байрамкулов предлагает новую редакцию ст. 300 «Незаконное освобождение от уголовной ответственности»:

«Статья 300. Незаконный отказ в возбуждении уголовного дела либо в осуществлении уголовного преследования.

1. Заведомо незаконный отказ в возбуждении уголовного дела, совершенный сотрудником правоохранительного органа, либо фальсификация данных, полученных при проверке сообщения (заявления) о преступлении, с целью его укрытия, а равно заведомо незаконное прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от двух до трёх лет» .

Полагаем, что уголовно-правовое регулирование в данном случае должно преследовать достижение более широкой цели: пресечение незаконной практики сокрытия преступлений от учёта.

М. В. Колесов полагает целесообразным дополнить гл. 30 УК РФ двумя новыми статьями: 285.4 (устанавливающей уголовную ответственность за сокрытие преступления (сообщения о преступлении) от учёта должностным лицом правоохранительного органа) и 285.5 (устанавливающей уголовную ответственность за сокрытие информации о преступлении от учёта) . Второе предложение входит в явное противоречие с теорией и практикой оперативно-розыскной деятельности и поэтому неприемлемо. Что же касается первого предложения, то оно заслуживает внимания. Правда, на наш взгляд, следует одобрить саму идею установления специальной уголовной ответственности за сокрытие преступления от учёта, а не редакцию диспозиции ст. 285.4, сформулированную процессуалистом М. В. Колесовым .

В Уголовном кодексе Республики Казахстан в гл. 17 «Уголовные правонарушения против правосудия и порядка исполнения наказаний» содержится ст. 433 «Укрытие уголовного правонарушения» в следующей редакции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«1. Умышленное укрытие уголовного проступка или преступления небольшой или средней тяжести от регистрации, совершенное уполномоченным должностным лицом путём обмана, уговора, угрозы или иных не-

правомерных действий в отношении лица, обратившегося с заявлением или сообщением о достоверно готовящемся или совершенном уголовном правонарушении, либо путём уничтожения или сокрытия любым иным способом обращения указанного лица —

наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчётных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

2. То же деяние, повлекшее укрытие тяжкого преступления, —

наказывается штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчётных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи:

1) повлекшие укрытие особо тяжкого преступления либо тяжкие последствия;

2) совершённые группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются ограничением свободы на срок от трех до семи лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность, или руководителем уполномоченного государственного органа либо по указанию этих лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от четырёх до десяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет».

На наш взгляд, конструкция статьи излишне усложнена, но в данном случае примечателен сам факт установления уголовной ответственности за соответствующее деяние,

и это обстоятельство заслуживает одобрения и внедрения в УК РФ.

Нами предлагается следующая редакция диспозиций ст. 285.4 «Сокрытие преступлений от учёта»:

«1. Незаконный отказ от приема и регистрации заявления о преступлении, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом уполномоченного органа полномочий и обязанностей по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях — наказывается…

2. Незаконный отказ в возбуждении уголовного дела, связанный с фальсификацией материалов проверок, — наказывается.»

В пользу целесообразности принятия ст. 285.4 в предложенной редакции свидетельствуют следующие факты и соображения:

— незаконные отказы от принятия заявлений граждан о преступлении в дежурных частях правоохранительных органов, организующих прием сообщений о преступлениях, приобрели массовый характер;

— распространённая практика сокрытия преступлений от учёта путём незаконного отказа в возбуждении уголовного дела не может быть пресечена мерами административного воздействия;

— защита прав граждан на обращение в государственные органы, установленная законодательством РФ , должна быть дополнительно гарантирована в критических ситуациях, к которым относится совершение преступлений;

— исключение из диспозиции статьи мотивов и целей сокрытия преступлений от учёта будет способствовать её эффективному применению.

По нашему глубокому убеждению, пресечение порочной практики сокрытия преступлений от учёта возможно только с помощью угрозы уголовной ответственности в отношении лиц, совершающих такое служебное преступление.

1. Герцензон А. А. Квалификация преступлений.

— М., 1947. — С. 5 ; Кудрявцев В. Н. Теоретические основы квалификации преступлений.

— М., 1972. — С. 7-8.

2. Доклад Генерального прокурора РФ на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 29 апреля 2014 г. — URL: http://www.genproc.gov.ru.

3. Доклад Генерального прокурора РФ на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 29 апреля 2015 г.

4. Скобликов П. Неправомерное противодействие правоохранителей. 12 типичных способов отказать заявителю в возбуждении уголовного дела // Юрист спешит на помощь. — 2015. -№ 3. — С. 24-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Макаров С. Должностное укрывательство преступлений // Законность. — 2007. — № 4. -С. 22.

9. Яни П. С. Должностное злоупотребление -частный случай превышения полномочий // Законность. — 2011. — № 12. — С. 12-16.

10. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 // Российская газета. — 2009. — 30 окт.

11. Яни П. С. Указ. соч. — С. 14.

14. Колесов М. В. Указ. соч. — С. 16.

15. Там же. — С. 26.

Госдуму просят разрешить привлечение к уголовной ответственности граждан за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного супругом или близким родственником. Кроме того, предлагается ввести уголовную ответственность за заранее не обещанное укрывательство не только особо тяжких, но и тяжких преступлений. С такой инициативой выступил Парламент Кабардино-Балкарской Республики.

Соответствующий законопроект № 529354-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» внесен в нижнюю палату парламента Парламентом Кабардино-Балкарской Республики. Авторы законопроекта вносят изменения в статью 316 УК РФ (Укрывательство преступлений).

В частности, в статье 316 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство тяжких преступлений. Авторы законопроекта предлагают за это преступление наказание в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо ареста на срок до трех месяцев, либо лишения свободы на срок до трех лет.

«Уголовное законодательство России, существовавшее до принятия Уголовного кодекса Российской Федерации 1996, года предусматривало ответственность за такие деяния (статья 15 Уложения 1885 года, статья 18 УК РСФСР 1922 года, статья 19 Основ уголовного законодательства СССР, статья 190 УК РСФСР 1960 года). Действующий УК РФ не предусматривает уголовной ответственности за данные деяния, прервав тем самым историческую связь между всем ранее существовавшим уголовным законодательством России и не учитывая современное законодательство большинства зарубежных демократических государств», — говорится в пояснительной записке к документу.

Одновременно предлагается ужесточить наказание за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений. По мнению разработчиков документа, такое преступление должно наказываться штрафом в размере до 800 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 36 месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до десяти лет.

При этом одним из важных новшеств, которые предлагает Парламент Кабардино-Балкарской Республики, является отмена запрета на привлечение к уголовной ответственности граждан за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником. Сейчас данный запрет прописан в примечаниях к действующей статье 316 УК РФ.

Как отмечают авторы законопроекта, «закрепленный в этом примечании иммунитет основан на части 1 статьи 51 Конституции РФ, закрепившей право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Вместе с тем объективная сторона заранее не обещанного укрывательства значительно шире и состоит в сокрытии преступника, орудий и средств совершения преступления, следов преступления, предметов, добытых преступным путем».

Также статью 316 предлагается дополнить пунктом «Недонесение о преступлениях», согласно которому «недонесение об известных готовящихся или совершенных тяжких и особо тяжких преступлениях» будет караться «лишением свободы на срок до пяти лет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *