Сообщают ли на работу о ВИЧ инфекции?

Лечение

Какое лечение положено человеку с ВИЧ в России?

Любой ВИЧ-положительный гражданин России имеет право на бесплатную антиретровирусную терапию (комбинация лекарств, останавливающих развитие ВИЧ-инфекции, снижающих вирусную нагрузку и, наконец, позволяющих жить долго и полноценно) и другие услуги региональных и городских центров СПИД (например, на анализ для определения вирусной нагрузки). Порядок оказания медицинской помощи ВИЧ-положительным людям прописан в национальных клинических рекомендациях. Именно на них должен ориентироваться врач-инфекционист, назначая лекарства и процедуры.

Например, по актуальным стандартам антиретровирусная терапия должна назначаться незамедлительно. Но до недавнего времени во многих региональных центрах СПИД, в частности, из-за неинформированности конкретных врачей пациентам прописывали лекарства спустя годы после постановки диагноза. Старые препараты были слишком токсичны и часто вызывали нежелательные реакции, поэтому в 1990-е и 2000-е годы их назначение откладывали до катастрофического ухудшения работы иммунной системы, наступающего на поздних стадиях заболевания.

Современные лекарства не так опасны и должны назначаться незамедлительно.

Где можно получить антиретровирусную терапию?

Чтобы получать антиретровирусную терапию, нужно встать на учет в центр СПИД по месту жительства. Для этого необходимо иметь прописку или оформить временную регистрацию. В большинстве регионов временной регистрации достаточно, однако в московском центре СПИД регулярно отказывают в постановке на учет приезжим из других регионов с временной регистрацией. Им предлагают получать лекарства по месту прописки (они выдаются на шесть месяцев).

Несмотря на многочисленные попытки повлиять на московский центр СПИД, его политика остается прежней из-за отсутствия прямых указаний в законе. Например, в 2017 году Росздравнадзор наложил штраф на московский департамент здравоохранения за отказ лечить иногородних, но московский депздрав оспорил это в суде. В 2018 году Министерство здравоохранения предлагало принять закон, который бы обязал центры СПИД оказывать помощь приезжим из других регионов. Но с тех пор об этом не было слышно.

Можно ли поменять схему лечения, если от нынешней есть побочные эффекты?

Да, если человек столкнулся с неприемлемыми для него побочными эффектами, врач должен заменить лекарство или сразу несколько препаратов. Если он отказывается это делать, стоит обратиться к главврачу, в местный минздрав/депздрав или в Росздравнадзор. Образцы жалоб можно найти на сайте «Пациентского контроля».

Врач-инфекционист назначает пациенту не «оригинальный» или «дженерический» препарат, а действующее вещество. То есть в рецепте значится не торговое наименование лекарства, а его непатентованное международное наименование. Соответственно, выдать могут препарат любого происхождения, и чаще всего это дженерик.

Формально дженерический препарат ничем не отличается от оригинального. Но, как утверждает часть врачей и пациентов, копия с большей вероятностью спровоцирует нежелательные реакции. В любом случае требовать непременно оригинальный препарат у пациента нет возможности — это возможно только в том случае, если все дженерики вызвали непереносимость. Как показывает практика, в случае ВИЧ-инфекции это не так принципиально, в отличие от ситуации с онкологическими или орфанными заболеваниями.

Гораздо важнее, что в России ежегодно наблюдаются перебои даже с самыми простыми препаратами от ВИЧ-инфекции. Так, в 2019 году во многих регионах страны пропал ламивудин (входит в большее число схем терапии первой линии) из-за того, что Минздрав вовремя не заключил контракты ни с одним из 11 производителей лекарства. Из-за заниженной закупочной цены на аукцион не вышел ни один из поставщиков — участвовать в торгах отказались и российские, и зарубежные производители.

И что делать в такой ситуации?

Либо переходить на более токсичные препараты — других на складах просто нет, так что врачи вынуждены назначать лекарства, которые есть в наличии. Либо покупать лекарства самостоятельно — врачи готовы выписать рецепт и даже подсказать, где их купить. Однако нужные препараты есть далеко не во всех аптеках России. Образцы жалоб на перебои в поставках лекарств в Росздравнадзор и Министерство здравоохранения можно . Также можно обратиться в суд.

ВИЧ, права человека и законодательство

24.02.2015

ПЛАН КУРСА

Лия Утяшева

8 декабря 2014 года

1. НАЗВАНИЕ КУРСА: ВИЧ, права человека и законодательство

2. ИНФОРМАЦИЯ О КУРСЕ

Продолжительность обучения: 28 часов, 14 занятий (альтернативный вариант 42 часа, 14 занятий, каждое занятие 3 часа)

Задачи обучения: Этот курс разработан с целью обзора правовых аспектов, касающихся права на здоровье и ВИЧ СПИД для изучающих право, социальные и гуманитарные науки. Он ознакомит обучающихся с общей информацией по национальному, региональному и международному праву по вопросам ВИЧ и его связи с международными правовыми принципами и стандартами в сфере прав человека. Целью этого курса является предоставление студентам базового понимания различий между карательной и благоприятной правововой средой в отношении ВИЧ и важности благоприятной среды для эффективного государственного реагирования на ВИЧ и улучшения политики в области охраны здоровья.
Курс предоставит вводную информацию по медицинским аспектам ВИЧ и даст представление о существующих препятствиях и помехах для достижения всеобщего доступа к профилактике, лечению и уходу, которые могут создаваться законодательством и правоприменительной практикой.
Будут обсуждаться системы правового регулирования в отношении ключевых групп повышенного риска ВИЧ (например, лица, употребляющие наркотики, осужденные, мужчины, имеющие секс с мужчинами) и уделено особое внимание тому, как закон может стать причиной их повышенной уязвимости и рискованного поведения. Что ксается механизмов толкования и применения норм в области прав человека на международном уровне, акцент будет сделан на системе Организации Объединенных Наций, однако также будут охвачены такие региональные системы, как Европейский Суд по Правам Человека. Обучающимся, заинтересованным в изучении национального законодательства, касающегося ВИЧ, будет предоставлена такая возможность. В связи с этим особое внимание будет уделено законодательству стран Восточной Европы и Центральной Азии.

3. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ КУРСА

Занятие 1: ВИЧ, права человека и закон: общий обзор.
Медицинские аспекты ВИЧ/ Сводка о (обзор) ВИЧ. История, определение, понятия и термины. Почему право и права человека важны в дискуссиях о ВИЧ?

Практические занятия: Контрольный опрос по медицинским аспектам ВИЧ.

Литература: Руководство ЮНЭЙДС по терминологии. Глобальная комиссия по ВИЧ и законодательству, Отчет, Риски, права и здоровье, 2012.

Занятие 2: ВИЧ и законодательство в сфере охраны здоровья
Наблюдение, массовое обследование, тестирование на ВИЧ. Профилактика и лечение. Раскрытие информации о ВИЧ, уведомление партнера. Изоляция и карантин, ограничения в передвижении, донорская кровь, постконтактная профилактика, тестирование и консультирование.

Практические занятия (практикум): Видео и обсуждения
Литература: Глобальный Отчет по СПИД UNAIDS

Занятие 3: Международные нормы в области прав человека и ВИЧ
Международные и региональные инструменты, относящиеся к праву на здоровье. Что такое право на здоровье? Международные инструменты, касающиеся ВИЧ.

Практические занятия (Пактикум): Право на здоровье в моей стране.

Литература: Международные руководства по ВИЧ и правам человека; Всеобщая Декларация, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Общие комментарии 14, Доклады специального докладчика ООН по праву на здоровье. Права человека: сейчас более чем когда либо.

Занятие 4: Защита от дискриминации и стигматизации людей, живущих с ВИЧ

Что такое стигма? Как это относится к дискриминации? Почему это важно для защиты ЛЖВ от стигматизации и дискриминации? Дискриминация: защита от дискриминации по признаку состояния здоровья; ВИЧ-статус в соответствии с законодательством о лицах с инвалидностью.

Практические занятия (Практикум): Обсуждение дел

Практические занятия (Практикум): Судебный процесс в моем государстве (моей стране)

Литература: Судебная защита прав: анализ судебной практики, связанной с защитой прав человека в отношении людей, живущих с ВИЧ, Коллекция ЮНЭЙДС «Лучшая практика» (2006). Другие новейшие дела.

Занятие 5: ВИЧ, ключевые группы повышенного риска и право (закон)
Кто относится к ключевым группам повышенного риска? Обсуждение уязвимости и рискованного поведения.

Обсуждения: Ключевые группы в моей стране (моем государстве).
Упражнения: Определение законов, криминализирующих ключевые группы

Литература: Глобальная комиссия по ВИЧ и законодательству, Доклад, риски права и здоровье. Национальные оклады по СПИД.

Занятие 6: Наркополитика и ВИЧ
Использование инъекционных наркотиков и ВИЧ; Международные конвенции о наркотиках. Доступ к чистым шприцам и законодательство о принадлежностях для потребления наркотиков. Программы снижения вреда, программы ЗПТ. Защита лиц, употребляющих наркотики, от дискриминации. Будущее контроля за наркотиками?

Практические занятия (Практикум): Дело из России: «Город без наркотиков».
Видео

Литература: ПРООН, Региональное издание по ВИЧ и законодательству, UNDP, Regional Issues Paper on HIV and the Law: ВЕЦА

Занятие 7: Секс-работники и ВИЧ
Административное и уголовное законодательство о секс-услугах. Запрет секс-услуг, запрет на предоставление сексуальных услуг (криминализация клиента), подстрекательство, получение доходов от проституции, организация борделя и др. Предоставление сексуальных услуг против торговли людьми для оказания секс-услуг.

Обсуждения: Нормативное регулирование предоставления секс-услуг (Работа, здоровье, занятость).
Практические занятия (Практикум): Примеры правовых систем, в которых секс-услуги легализованы.
Практические занятия (Практикум): Примеры правовых систем, в которых секс-услуги криминализированы.

Литература: UNDP, Regional Issues Paper on HIV and the Law: EECA; World Bank, Правовые аспекты ВИЧ/СПИД: Руководство по государственной политике и правовым реформам (2007).

Занятие 8: Мужчины, практикующие секс с мужчинами (МСМ) и ВИЧ, а также ЛГБТ-группы
Гендерная идентичность и сексуальная ориентация в законодательстве. Примеры законодательства, запрещающего консенсуальные сексуальные контакты между лицами одного пола. Право на объединение и выражение своего мнения.
Полицейское преследование и другая негативная правоприменительная практика.

Обсуждения: Меры государственной политики, направленные на решение проблем стигматизации и дискриминации МСМ.
Видео.

Литература: Глобальная комиссия по вопросам ВИЧ и права, Доклад, Риски, права и здоровье, 2012. ЮНЭЙДС, Краткий документ по вопросам политики: ВИЧ и секс между мужчинами.

Занятие 9: Женщины и девочки и ВИЧ
Гендерные аспекты ВИЧ. Гендерные аспекты при профилактике ВИЧ. Доступ к профилактике ВИЧ женщин, употребляющих наркотики. Сексуальные и репродуктивные права, домашнее насилие и ВИЧ.
Право собственности и наследование.

Обсуждения: Традиционные практики, причиняющие вред, и ВИЧ.
Обсуждения: Домашнее насилие и ВИЧ.
Практические занятия (Практикум).

Литература: ЮНЭЙДС, ЮНОДК, Краткий документ по вопросам политики, Женщины, употребляющие наркотики и ВИЧ: обеспечение специфических потребностей. OSI, Женщины, программы снижения вреда и ВИЧ (2008).

Занятие 10: 1) Дети
Уязвимость детей к ВИЧ, принадлежность детей к ключевым группам, дети, страдающие ВИЧ, беспризорные дети. Возраст для вступления в брак, детский брак. Усыновление и ВИЧ. Дискриминация в образовательном процессе. Сексуальная и экономическая эксплуатация.

Литература: UNAIDS, Изложение фактов: Дети и ВИЧ (2014).

2) Передвижения, миграции и ВИЧ
ВИЧ в вопросах передвижения и миграции: ограничения на въезд и пребывание ЛЖВ, беженцы и политическое убежище.

Обсуждения: Право и политика в России. Правовая практика в отношении въезда и пребывания ЛЖВ на территории государства.

Литература: ЮНЭЙДС, ВОЗ, ПРООН, Краткий документ по вопросам политики, ВИЧ и мигранты. Юнэйдс, UNHCR, и ВОЗ, Краткий документ по вопросам политики, ВИЧ и внутренне перемещенные лица. ЮНЭЙДС. Краткий документ по вопросам политики, ВИЧ и международная трудовая миграция. Международное руководство по ВИЧ и правам человека

Занятие 11: Доступ к медицинской помощи и ВИЧ:
Патентованные препараты и воспроизведенные (генериковые),соглашение ВТО и ТРИПС, параллельный импорт, исчерпание патентных прав и установление дифференцированных цен. Соглашения о свободной торговле.

Литература: ЮНЭЙДС, ВОЗ, ПРООН, Использование гибких положений, содержащихся в Соглашении по ТРИПС, для улучшения доступа к лечению в связи с ВИЧ

Занятие 12: Криминализация ВИЧ-инфицирования и подверганию риска.

Разглашение ВИЧ-статуса и передача ВИЧ: законы, касающиеся неумышленного заражения и передачи ВИЧ между странами. Обязанность известить партнера о своем ВИЧ-статусе. Является ли это хорошей государственной политикой?

Обсуждения: Примеры криминализации передачи ВИЧ.
Примеры, когда передача ВИЧ криминализирована
Почему это плохая здравоохранительная практика?

Литература: ЮНЭЙДС, ПРООН, Концептуальная записка: Криминализация передачи ВИЧ(2008).

Занятие 13: 1) ВИЧ на рабочем месте
ВИЧ на месте работы: дискриминация на месте работы. Тестирование на ВИЧ при принятии на работу и обязательное тестирование во время трудовых отношений. Отказ в приеме на работу, дифференциальная политика; разглашение информации и конфиденциальность. ВИЧ и страхование.

Литература: Всемирный Банк, правовые аспекты ВИЧ/СПИД: Руководство по политике и правовым реформам (2007). Международное руководство по ВИЧ по ВИЧ и правам человека.

2) Инвалидность и ВИЧ: Защита людей с инвалидностью в теории и практике права. Конвенция о защите прав людей с инвалидностью. Определяются ли ВИЧ и СПИД как инвалидность? Правоприменительные примеры в отношении инвалидности и ВИЧ.

Обсуждения: Определяются ли ВИЧ и СПИД, как инвалидность?

Литература: Конвенция ООН о правах лиц с инвалидностью. ЮНЭЙДС, ВОЗ, Концептуальная записка, Инвалидность и ВИЧ,»ВИЧ, инвалидность и права человека, перспективы включения ВИЧ, как инвалидности в Конвенцию ООН о правах лиц с инвалидностью» (Эллиот, Утяшева).

Занятие 14: 1) Другие случаи дискриминации: внутренняя дискриминация, дискриминация в образовательном процессе. ВИЧ и люди в пенитенциарных учреждениях.

2) Медицинское право и ВИЧ: Отказ в лечении, разглашение конфиденциальной информации (в подробностях), универсальные меры безопасности, ВИЧ-инфицирование в медицинских учреждениях и обязанности медицинского персонала.
ВИЧ как социально опасный статус.

Литература: Всемирный банк: Правовые аспекты ВИЧ/СПИД:Руководство для политических мер и правовых реформ (2007).Международное руководство по ВИЧ и правам человек. World Prison Population List.

Занятие 15: Обзор национального законодательства в отношении ВИЧ. Карательную или благоприятную правовую среду оно создает?

Заключение. Как принимать позитивную государственную и правовую политику для обеспечения эффективного противодействия ВИЧ? Важность благоприятной правовой среды.Решение проблем стигматизации и дискриминации.

Обсуждение: Что мы узнали? Что мы можем сделать для улучшения государственной политики в отношении ВИЧ?

Оценка занятий: участие в занятиях (40%), презентации (40%) и посещение (20%)

План 2:

Занятие 1: Почему права человека важны при обсуждении вопросов, связанных с ВИЧ? В чем особенность ВИЧ? Медицинские аспекты ВИЧ/ Общее представление о ВИЧ

Занятие 2: ВИЧ и общественное здоровье

Занятие 3: Международные нормы в области прав человека и ВИЧ: международные и региональные инструменты, касающиеся ВИЧ.

Занятие 4: Наркополитика и ВИЧ
Занятие 5: Конституционное право и защита от дискриминации
Занятие 6: Уголовное право и ВИЧ
Занятие 7: Административное право и ВИЧ
Занятие 8: Трудоустройство и ВИЧ
Занятие 9: Правовое регулирование по вопросам инвалидности и ВИЧ
Занятие 10: Семейное право и ВИЧ
Занятие 11: Иммиграционное (Миграционное?) право и ВИЧ
Занятие 12: Медицинское право и ВИЧ
Занятие 13: Доступ к коммунальным услугам и проживанию
Занятие 14: Обеспечение жильем и ВИЧ; Образование и ВИЧ
Занятие 15: Заключение: ВИЧ и общественное здоровье

Утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 сентября 1997 года N 507 ПРАВИЛА медицинского освидетельствования на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека и наблюдения за ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом в Кыргызской Республике 1. Настоящие Правила разработаны на основании Закона Кыргызской Республики «О профилактике СПИДа в Кыргызской Республике» и устанавливают единый порядок медицинского освидетельствования граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории республики, на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека (заболевание СПИД). 2. Обязательному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию подлежат граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие и постоянно либо временно проживающие на территории Кыргызской Республики: а) доноры крови, спермы, других биологических жидкостей и тканей при каждом взятии донорского материала; б) лица, подлежащие освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию по эпидемиологическим показаниям: — имевшие половые контакты с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными — 1 раз в 3 месяца в течение года; — выявленные при эпидемиологическом расследовании; — наркоманы с внутривенным введением наркотиков — при выявлении и далее один раз в год до снятия с учета; — лица с беспорядочными половыми связями — при выявлении и далее 1 раз в год до снятия с учета; — лица, поступающие в следственные изоляторы, находящиеся в исправительно-трудовых, а также в других специальных учреждениях; — дети, родившиеся от ВИЧ-инфицированных матерей — при рождении, через 6 и 12 месяцев после рождения, далее 1 раз в год до достижения 3-летнего возраста; — медицинские работники, работающие с вирусом СПИДа или обеспечивающие диагностику, лечение и непосредственное обслуживание больных СПИДом. Сотрудники лечебно-профилактических учреждений, имеющие непосредственный контакт с кровью: оперирующие хирурги всех профилей, травматологи, патологоанатомы, судмедэксперты, акушеры- гинекологи, акушерки, персонал стоматологических, гематологических отделений, отделений искусственной почки, учреждений службы крови, клинико-диагностических и биохимических лабораторий, операционные, процедурные медицинские сестры и другие — при приеме на работу и далее 1 раз в год; — работники транспортных предприятий, выезжающие за рубеж, — 1 раз в год; в) освидетельствованию на ВИЧ методом дозорного эпидемиологического надзора путем несвязанного анонимного скрининга подлежат следующие граждане Кыргызской Республики: — беременные женщины, в том числе направляемые на искусственное прерывание беременности; — другие категории лиц, определяемые Министерством здравоохранения Кыргызской Республики; г) подлежат освидетельствованию на ВИЧ по клиническим показаниям: — лица с клиническими проявлениями: лихорадящие более 1 месяца; имеющие увеличение лимфоузлов двух или более групп свыше 1 месяца; с диареей, длящейся более 1 месяца; с необъяснимой потерей массы тела на 10 и более процентов; с затяжными и рецидивирующими пневмониями или пневмониями, не поддающимися обычной терапии; с затяжными и рецидивирующими гнойно-бактериальными, паразитарными заболеваниями,сепсисом; с подострым энцефалитом и слабоумием у ранее здоровых лиц; с волосистой лейкоплакией языка; с рецидивирующей, торпидной к лечению пиодермией; с хроническими воспалительными заболеваниями женской репродуктивной системы; — лица с предположительным или подтвержденным диагнозом — при выявлении: саркомы Капоши; лимфомы мозга; Т-клеточного лейкоза; активной формы легочного и внелегочного туберкулеза — при выявлении и далее 1 раз в год; гепатита B, C, HB8-антигеноносительства — при постановке диагноза и через 6 месяцев; заболевания, обусловленного цитомегаловирусом; генерализованной или хронической формы инфекции, обусловленной вирусом простого герпеса; рецидивирующего опоясывающего лишая у лиц моложе 60 лет; мононуклеоза; пневмоцистоза (пневмонии); токсоплазмоза центральной нервной системы; кандидоза пищевода, трахеи, бронхов или легких; глубоких микозов; криптококкоза (внелегочного); криптоспоридиоза; изоспороза; стронгалоидоза; гистоплазмоза; генерализованной формы сальмонеллеза; атипичных микобактериозов; прогрессирующей многоочаговой лейкоэнцефалопатии; гемофилии, болезни Верльгофа, болезни Виллебранда и другие, получившие неоднократное переливание крови в течение года — через 3 месяца и через год после последнего переливания крови; — лица, страдающие болезнями, передающимися половым путем, — при взятии на учет, через 6 месяцев и при снятии с учета; — трупный материал от умерших с признаками, характерными для заболеваний, перечисленных в подпункте «б» пункта 2 и подпунктах «а», «б» и «в» настоящего пункта; д) иностранные граждане, прибывшие либо находящиеся в Кыргызской Республике, проходят обязательное освидетельствование на СПИД либо предъявляют сертификат об освидетельствовании, если такое предусмотрено межправительственными договорами Кыргызской Республики и страной постоянного их пребывания. При длительных сроках проживания в республике такие лица проходят также освидетельствование на ВИЧ- инфицирование при ежегодных профилактических медицинских осмотрах. 3. Добровольному медицинскому освидетельствованию подлежат граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства: — изъявившие желание пройти медицинское освидетельствование, в том числе анонимное, либо повторное освидетельствование в том же или другом учреждении системы здравоохранения; — граждане Кыргызской Республики, выезжающие в страны, по требованиям которых необходим сертификат о прохождении освидетельствования на заражение вирусом иммунодефицита человека (заболевание СПИД). 4. Всем освидетельствуемым на ВИЧ-инфекцию лицам обеспечивается предтестовое психо-социальное консультирование. 5. Дипломатические представительства или консульские учреждения Министерства иностранных дел Кыргызской Республики за рубежом выдают визу на въезд в Кыргызскую Республику иностранным гражданам и лицам без гражданства при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если такое предусмотрено межправительственными договорами Кыргызской Республики. Министерство внутренних дел Кыргызской Республики (отдел виз и разрешений) при постановке на учет таких граждан контролирует наличие сертификата об обследовании на антитела к ВИЧ, а при отсутствии сертификата обеспечивает контроль за проведением медицинского освидетельствования на ВИЧ в срок не более 10 дней после прибытия. 6. Сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, пользующиеся на территории республики дипломатическим иммунитетом и привилегиями, могут быть освидетельствованы на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека (заболевание СПИД) с их согласия. Вопрос об освидетельствовании указанных лиц Министерство здравоохранения Кыргызской Республики предварительно согласовывает с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики. 7. Медицинское освидетельствование на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека (заболевание СПИД) проводится в государственных, муниципальных (городских — коммунальных для городов Бишкек и Ош) или частных учреждениях системы здравоохранения, имеющих лицензию на проведение такого освидетельствования. Отдельные контингенты, в том числе лица, выезжающие за рубеж, могут проходить платное медицинское освидетельствование в соответствии с прейскурантом цен и положением, утвержденным Министерством здравоохранения Кыргызской Республики. 8. Основным методом медицинского освидетельствования на СПИД является лабораторное исследование сыворотки крови методом иммуноферментного анализа (ИФА). При получении положительного результата в ИФА результат исследования подтверждается методом иммунного блотинга (ИБ). 9. Диагноз ВИЧ-инфекции устанавливается только при подтверждении результата исследования в иммунном блотинге. Серопозитивные лица в ИФА подлежат диспансерному учету в учреждениях службы СПИД, кабинетах инфекционных заболеваний (КИЗ), дерматовенерологических учреждениях и обследуются на ВИЧ повторно через 6 месяцев. При отрицательном результате снимаются с учета. 10. ВИЧ-инфицированные/больные СПИДом (положительный результат в ИБ) — подлежат пожизненному диспансерному учету в учреждениях службы СПИД и лечебно-профилактических учреждениях республики. 11. На каждый случай ВИЧ-инфекции или заболевания СПИД выявившее учреждение подает экстренное извещение (УФ N 058-у) в течение 24 часов со времени получения положительного результата в иммунном блотинге в территориальные санитарно-эпидемиологические станции, оперативное донесение в вышестоящие инстанции, составляет план противоэпидемических мероприятий и проводит эпидемиологическое расследование с заполнением карты совместно с заинтересованными службами. 12. ВИЧ-инфицированные лица уведомляются немедленно под роспись по форме, представленной в приложении 2, об установлении им диагноза и о необходимости соблюдения мер, предотвращающих дальнейшее распространение инфекции. 13. Граждане других государств, инфицированные ВИЧ/больные СПИДом, подлежат депортации за пределы республики в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 14. Контактные лица с ВИЧ-инфицированным/больным СПИДом подлежат диспансерному учету в учреждениях службы СПИД либо в кабинетах инфекционных заболеваний и дерматовенерологических учреждениях. Они подлежат обследованию на ВИЧ-инфекцию один раз в 3 месяца в течение года. При отрицательном результате анализов — снимаются с учета. 15. Серопозитивные лица в ИФА, ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом, а также контактные лица с ВИЧ-инфицированными/больными СПИДом отстраняются от всех видов донорства пожизненно. 16. Медицинские работники, работники системы Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, образования и другие лица, которым в связи с выполнением служебных обязанностей стали известны сведения о проведении освидетельствования на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека (заболевание СПИД) и его результаты, обязаны сохранять эти сведения в тайне. Медицинские и другие лица, разгласившие сведения, ставшие им известными в связи с выполнением ими профессиональных обязанностей, о проведении медосвидетельствования на заражение ВИЧ-инфекцией и его результатах, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 17. Выдача официального документа по требованию граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства о наличии или отсутствии у них ВИЧ-инфекции осуществляется только государственными или муниципальными (городскими — коммунальными для городов Бишкек и Ош) учреждениями системы здравоохранения. Срок действия сертификата три месяца. 18. Министерства, административные ведомства, учреждения и организации независимо от форм собственности не имеют права требовать от сотрудников и граждан представления сертификата об освидетельствовании на ВИЧ-инфекцию, если такое не предусмотрено настоящими Правилами.

Основным руководящим документом, деклари­рующим права больных ВИЧ-инфекцией, является Федеральный закон «О предупреждении распро­странения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)» от 30 марта 1995 г. № 38 ФЗ (с изменениями от 18.07.1996 г. № П2-ФЗ, от 07.01.1997 г. № 8-ФЗ).

В соответствии с данным законом, государством гарантируются:

доступность медицинского освидетельство­вания для выявления ВИЧ инфекции, в т. ч. и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечением такого ме­дицинского освидетельствования, как для осивидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование;

бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации, бесплатное получение ими медикаментов при лечении в амбулаторных и стационарных условиях, а также их бесплатный проезд к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации;

регулярное информирование населения о доступных мерах предупре­ждения ВИЧ- инфекции;

эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции;

— производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-
инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препара­тов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностиче­ских, лечебных и научных целях;

ВИЧ-инфицированные — граждане Российской Федерации обла­дают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанно­сти в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законо­дательством субъектов Российской Федерации.

Не допускается увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказы­вающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и за­конных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

ВИЧ-инфицированный ребенок должен быть принят в любое учеб­ное заведение на общих основаниях. Если по состоянию здоровья ему трудно посещать школу, то органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обуче­ние ребенка по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Правительство РФ должно определить порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударствен­ных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели.

Родители ВИЧ-инфицированных детей имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и если ВИЧ-инфицированный – несовершеннолетний в возрасте до 18 лет проживает ними. Одним из оснований признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий является отсутствие у ВИЧ-инфицированного ребенка отдельной комнаты.

Родители или их законные представители ВИЧ-инфицированных детей имеют право на сохранение непрерывного трудового ста­жа за одним из родителей в случае ухода за ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, бесплатный проезд од­ного из родителей при сопровождении ВИЧ-инфицированного ре­бенка в возрасте до 18 лет на лечение, совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре, внеочередное получение жилых помещений при проживании в семье ВИЧ-инфицированного ребенка в возрасте до 18 лет (ст. 18),

предоставление ВИЧ-инфицированному несовершеннолетнему в возрасте до 18 лет социальной пенсии, пособия и льгот, установленных
для детей-инвалидов (ст. 19),

работающим родителям для ухода за ВИЧ-инфицированными детьми до достижении детьми возраста 18 лет предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (ФЗ от 24 но­ября 1995 г№181-ФЗ, ст.27. Права инвалидов);

обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ беременных как потенциальных доноров крови и биологических тканей
(плацента) (ст. 9.1);

искусственное прерывание беременности по медицинским показа­ниям проводится только с согласия женщины (приказ Минздрава
России №302от 28.12.93). Наличие ВИЧ-инфекции у беременной
женщины является основанием для прерывания беременности по
медицинским показаниям при сроке беременности свыше 12 недель.

Медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию проводится доб­ровольно, за исключением случаев, предусмотренной статьей 9 Федерально­го закона №38 от 30.03.95, когда такое освидетельствование является обяза­тельным.

Медицинское освидетельствование несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, может проводиться по просьбе или с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать при медицинском освидетельствовании. Меди­цинское освидетельствование проводится с предварительным и последую­щим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

В статье 13 п.1. Федерального Закона №38 от 30.03.95 предусматри­вается уголовная ответственность за распространение ВИЧ-инфекции.

Кроме того, 122 статья Уголовного кодекса РФ («Заражение ВИЧ-инфекцией») в ноябре 2003 года была дополнена примечанием, на основании кото­рого человек, поставивший партнера в опасность заражения либо заразивший его ВИЧ-инфекцией, освобождается от уголовной ответственности, если «другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ-инфекцией, было своевре­менно предупреждено о наличии у первого этой болезни и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения». Такое дополнение освобождает людей, признанных ВИЧ положительными, от угрозы наказания, которая довлеет даже над супружескими парами, если один из них имеет такой статус, а другой считается здоровым.

Правовые основы организации сопровождения ВИЧ-инфицированных

Система социально-психологического сопровождения несовершеннолетних ВИЧ-инфицированных в образовательных учреждениях организуется на основе действующего законодательства Российской Федерации. К числу основных документов, регулирующих ее функционирование, следует отнести:

Конституцию РФ;

Конвенцию о правах ребенка;

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1;

Закон Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах от 10.12.1997 г.;

Закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ;

Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» от 22.10.1999 г. № 636;

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» от 31.07.1998 г. № 867.

Согласно Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, Закону «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, называемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (статья 17), а также остальным перечисленным документам, законодательством не предусмотрены ограничения посещения образовательных учреждений ВИЧ-инфицированными детьми и подростками, злоупотребляющими ПАВ. Кроме того, статья 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан указывает на то, что информация о самом факте обращения за медицинской помощью, о диагнозе заболевания, равно как и любая другая медицинская информация, а также сведения о личной жизни лица и его семьи является врачебной (медицинской) тайной. Помимо медицинских служб, субъектами медицинской тайны являются и сотрудники немедицинских служб, которым при выполнении профессиональных функций стали известны сведения о состоянии здоровья лица, не зависимо от того, являются или не являются они медицинскими работниками. В этой же статье четко обозначены случаи, когда сведения, представляющие врачебную (медицинскую) тайну, могут быть переданы третьим лицам без согласия ища, к которому эти сведения относятся, либо без согласия его законного представителя, если таковой у лица имеется. Предоставление третьим лицам таких сведений допускается: 1) в целях обследования или лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством: 4) в случае помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причи­нен в результате противоправных действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *