Социальная программа для инвалидов

Содержание

Законодательная база

Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006.

Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды.

Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  • Распоряжение от 21.07.2014 № 1365;
  • Постановление от 01.12.2015 № 1297;
  • Распоряжение Правительства РФ от 23.02.2018 г. № 308-р

Указанные правительственные акты регулируют деятельность органов местного и федерального уровня по созданию доступной среды для инвалидов.

В регионах создаются собственные программы, имеющие ту же цель. Их финансирование происходит из бюджета субъекта федерации.Скачать для просмотра и печати

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г.

Распоряжение Правительства РФ №1365-Р

Постановление Правительства Российской Федерации (ПП РФ) № 1297 от 01.12.15 г.

Этапы программы

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций — исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда РФ. На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

  • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
  • остальные люди воспринимали их таковыми.

То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цели мероприятий правительство видит в следующем:

Основная

  1. Создание законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями:
    • в социальной сфере;
    • на основании самостоятельной экономической активности.

Дополнительные:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • лечебных и оздоровительных;
    • образовательных.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по вопросам взаимодействия с инвалидами в процессе жизнедеятельности.
  3. 2.3. Увеличение количества социальных объектов, деятельность которых направлена на улучшение жизни таких граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями, в муниципалитетах.
  4. 2.4. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  5. 2.5. Привлечение граждан с физическими ограничениями к взаимодействию с государственными органами.
  6. 2.6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. 2.7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями.

Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Задачи ФЦП

Разработчики мероприятий поставили перед властными структурами и обществом такие задачи:

  1. Сделать доступ к объектам сферы обслуживания одинаковым для всех граждан, в том числе и с ограниченными возможностями.
  2. Создать условия для бесплатного медицинского обслуживания инвалидов равный с остальным населением.
  3. Обеспечение рабочими местами граждан с ограничениями по здоровью, в том числе путем:
    • их обучения;
    • переквалификации и повышения профессионального уровня;
    • создания специальных условий на производстве (или специализированных предприятий).
  4. Повышение уровня объективности медицинской экспертизы.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и местных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие — не больше 70%.

В 2017 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 52 919 205,8 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Усовершенствование предоставления гражданам с ограничениями по здоровью государственных услуг. В том числе:
    • создание им свободного доступа в здания органов власти;
    • повышение качества обслуживания;
    • выявление проблем таких людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
  2. Повышение уровня адаптации и абилитации. А именно:
    • развитие производства предметов и оборудования для них;
    • внедрение соответствующих законов.
  3. Совершенствование медицинского обслуживания граждан с ограниченными возможностями:
    • выработка объективных критериев медэкспертизы;
    • контроль за своевременностью предоставления им помощи.

К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. — 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Мероприятия по реализации подпрограмм

Для достижения поставленных целей разработаны и внедряются следующие мероприятия:

Подпрограмма № 1:

  1. Создание и внедрение архитектурных проектов общественных зданий с учетом нужд граждан с ограничениями по здоровью. Например, школы, кинотеатры, торговые центры.
  2. Обеспечение улиц городов специальными наглядными пособиями:
    • картами;
    • баннерами;
    • указателями.

3. Проведение культурных и массовых мероприятий с привлечением инвалидов и стимулированием их активности.

4. Строительство нового жилья под потребности лиц с ограничениями.

Подпрограмма № 2:

  1. Создание и внедрение национальных шаблонов, направленных на нормальное восприятие в обществе физических ограничений некоторых его членов. Например, проведение специальных уроков в школах.
  2. Стимулирование предпринимателей с целью трудоустройства инвалидов.
  3. Организация мероприятий для детей-инвалидов с целью их адаптации в общественную среду.

Подпрограмма № 3:

  1. Создание и внедрение единой модели для взаимодействия медучреждений.
  2. Формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями.
  3. Совершенствование критериев медицинской экспертизы.
  4. Создание единой электронной базы для медучреждений.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте.

Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач.Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.

Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обстроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой квартал для людей с ограниченными возможностями. Он включает:
    • жилые здания;
    • спортивные сооружения;
    • магазины и поликлинику;
    • производственные предприятия.

Каждое из зданий адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Законодательная база программы

Утверждение программы «Доступная среда» произошло в соответствии с распоряжением правительства РФ 17.11.2008 года.

Этот документ подтвердил факт того, что Россия готова бороться за права людей с ограниченными возможностями и финансировать их реабилитацию и абилитацию в соответствии с международным договором – конвенцией о правах инвалидов от 13.12.2006 г.

Первоначальный срок данной федеральной программы – с 2011 по 2015 год. Но, в дальнейшем было принято решение о продлении ее действия до 2020 года.

В настоящее время весь комплекс мероприятий поделен на 4 части:

  1. В течение 2011 – 2012 гг. формировалась нормативная база, разрабатывались основные задачи и принималось решение об источниках финансирования.
  2. В 2013 – 2015 гг. за счет средств, выделенных из федерального бюджета, создавались и оснащались реабилитационные центры, а также укомплектовывались специальным оборудованием медицинские и образовательные учреждения.
  3. В 2016 – 2018 гг. все основные задачи должны быть завершены под контролем органов власти субъектов РФ.
  4. В 2019 – 2020 гг. планируется подвести итоги и опросить население об оставшихся проблемах среди инвалидов. В завершении ответственные члены Правительства должны сообщить о проведенной работе, достигнутых результатах, а также о нерешенных проблемах.

Ответственным исполнителем программы «Доступная среда» является Министерство труда и социальной защиты РФ. Участники – целый ряд государственных учреждений и ведомств, например, Министерство строительства, образования, связи, промышленности, а также Пенсионный и Фонд социального страхования.

Нормативные акты, регламентирующие программу «Доступная среда», в течение 2018 – 2020 гг.:

  • Постановление Правительства от 01 декабря 2015 г. № 1297.
  • Распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2014 г.
  • Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г.

Информацию о том, как реализуются пункты программы, можно узнать из ежегодных отчетов, которые содержат в себе: статистические данные, а также сведения о достигнутых результатах и потраченных финансах.

Существующие подпрограммы

Государственная программа «Доступная среда» предполагает реализацию следующих подпрограмм:

  1. Доступность объектов и услуг в тех сферах жизнедеятельности, которые являются приоритетными для инвалида или маломобильного человека. Для этого необходимо реализовать следующие мероприятия:
    • скрытое субтитрование любой телевизионной программы, трансляция которой производится на каком-либо общероссийском обязательном общедоступном телеканале;
    • помощь финансового характера спортивным учреждениям, одним из направлений которых является адаптивная физическая культура и спорт;
    • организация учебы для специалистов, входящих в состав психолого-медико-педагогической комиссии в образовательном учреждении, которая принимает решение относительно получения ребенком-инвалидом образования в обычной школе;
    • установка в образовательном учреждении специального, в том числе учебного, реабилитационного и компьютерного оборудования, а также приобретение соответствующего автотранспорта для того, чтобы ребенок, у которого нарушена работа зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата, мог учиться наравне со всеми;
    • приведение существующего здания или сооружения в соответствие с требованиями строительной нормы и правил, определяющих доступность для инвалидов;
    • приспособление входа, лестницы, пандусного съезда, зоны оказания услуг, санитарно-гигиенического помещения и прилегающей территории;
    • оборудование здания или сооружения лифтом или другим подъемным устройством, оснащенным в свою очередь голосовым оповещением и пространственно-рельефным указателем и многое другое.
  2. Совершенствование механизма, в соответствии с которым предоставляются услуги в таких сферах, как реабилитация и государственная медико-социальная экспертиза. В этих целях необходимо:
    • пересмотреть классификацию и критерии, используемые при проведении освидетельствования гражданина;
    • повысить качество мероприятий, которые проводятся в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов);
    • разработать и внедрить независимую оценку качества услуг, осуществляемых во время медико-социальных экспертиз.

Ввиду того, что повсеместно появляются новые методы диагностирования и лечения, нужно по-новому посмотреть на обоснование инвалидности.

Так, должны быть разработаны отдельные, более подробные классификации и критерии установления группы ограниченности ребенку. Нельзя оставлять без внимания и клинико-функциональные особенности на любом возрастном этапе его развития. Чтобы устранить какой-либо социальный риск, 2 региона страны запланировали пилотную апробацию на 2017 год, доработку на 2018 год, а внедрение лишь на 2019 год.

В 2017 году разработаны новые классификации и критерии, в соответствии с которыми определяется, насколько утрачена профессиональная трудоспособность в процентах в результате произошедшего несчастного случая или профессионального заболевания. Апробация и внедрение будут осуществляться поэтапно.

Повышение качества предоставления услуг медико-социальной экспертизы предполагает реализацию следующих положений:

  • обеспечение кадрового состава;
  • открытость деятельности данных учреждений;
  • этике и служебному поведению будет уделяться особе внимание, например, любое принятое решение должно быть разъяснено гражданину;
  • профилактические меры в отношении нарушений коррупционного характера.

Сферы жизнедеятельности

В первую очередь преобразования коснутся внешнего вида городов – начиная с пресловутого пандуса и заканчивая новым универсальным дизайном, позволяющим слепому или глухому человеку ориентироваться на улице наравне с обычным прохожим.

Внутри здания оснащаются светящимися табло и табличками с точечно-рельефным шрифтом (шрифт Брайля). В каждом учреждении общественного характера планируется организация мест для инвалидов, а также установка специальных касс, таксофонов и систем синхронного выводы информации в речевом и текстовом формате.

«Доступная среда» – это база, способствующая объединению инвалидов и общества. Реализация комплекса предусмотренных мероприятий позволяет превратить человека с ограниченными возможностями в субъект, способный стать полноценным участником таких сфер деятельности, как: культурно-массовая, социальная, политическая и многих других. Таким образом, люди данной категории смогут реализовать свои конституционные права, собственный потенциал и развить государство в целом.

Региональные особенности

Программа «Доступная среда» реализуется на территории каждого региона страны.

Так, в Москве наиболее ярким примером выполненной работы является «Теннис парк», расположенный на Рязанском проспекте – спортивное сооружение, оборудованное безбарьерной средой. Именно здесь проходят занятия паралимпийцев по теннису на колясках. Спортсмены пользуются адаптированными санитарными комнатами и автомобильной парковкой, кроме того, в здании расположены тактильные схемы движения, обеспечивающие доступность посещения спортивного комплекса.

С 2012 года школы, детские сады и психолого-медико-социальные центры активно дооборудуются рядом технических устройств и вспомогательных средств. Во многих учебных заведениях появились: «бегущая строка» и электронное табло, телескопический пандус, мобильный лестничный подъемник и информационный терминал. Все эти приспособления позволяют обучать детей с разным уровнем здоровья.

Тверская область активно оснащает техническим оборудованием центры, осуществляющие трудоустройство населения, и учреждения культуры. В основном было приобретено следующее оборудование: система вызова персонала, мнемосхемы, звукоусиливающее оборудование и ряд других технических средств, помогающих людям с ограниченными возможностями почувствовать себя увереннее.

В Санкт-Петербурге социальная поддержка инвалидов – это приоритетное направление деятельности, способствующее улучшению их социального положения и уровня качества жизни.

В соответствии с государственной программой «Доступная среда» в северной столице постепенно обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам социальной структуры, которые являются приоритетными для инвалидов.

Санкт-Петербург активно развивает систему организации обучения детей с нарушениями развития, которые носят тяжелый или множественный характер (самостоятельно не передвигаются). Специальные (коррекционные) школы расположены в Адмиралтейском, Выборгском, Приморском, Петроградском и Калининском районах.

Комитет по транспорту осуществляет внедрение подвижного состава городского транспорта, для которого характерен пониженный уровень пола, выдвижные аппарели для посадки и высадки малоподвижной группы населения. Также ведутся работы, направленные на обеспечение доступности метрополитена.

О реализации данной программы рассказано в следующем видеоматериале:

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2018 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Подпрограмма №1

Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.

В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.

  1. Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
  2. Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
  3. Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
  4. Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
  5. Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
  6. Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
  7. Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.

На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.

Подпрограмма №2

Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.

Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.

  1. Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
  2. Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
  3. Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
  4. Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
  5. Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.

На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.

Подпрограмма №3

Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.

  1. Разработка новых методик проведения экспертизы.
  2. Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
  3. Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
  4. Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
  5. Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
  6. Повышение квалификации сотрудников.
  7. Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
  8. Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.

На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.

Промежуточные итоги программы

По итогам 2017 года в сфере повышения качества жизни инвалидов удалось достигнуть следующих результатов.

  1. С 1 января 2017 года начал функционировать федеральный реестр инвалидов. Он представляет собой информационный сервис, в котором каждый участник имеет доступ к личному кабинету с информацией по всем полагающимся ему выплатам и льготам. Система позволяет получать доступ к государственным услугам в электронной форме без посещения ведомств.
  2. Доля общественного транспорта, дооборудованного специализированными устройствами для инвалидов, составила 11,1%. На начало реализации программы показатель был равен 8,3%.
  3. В 5 раз увеличилось количество субтитрированных телевизионных передач.
  4. Доступность медицинских учреждений для маломобильных граждан повысилась до 50,9%.
  5. Доля доступных учреждений культуры достигла 41,4%.
  6. Среди спортивных объектов для инвалидов стали доступны 54,4%.
  7. В сфере образования 21,5% школ адаптировано под потребности детей-инвалидов. На начало реализации программы этот показатель составлял всего 2%.
  8. В 2017 году началась реализация пилотного проекта по внедрению системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Свердловской области и Пермском крае. На его реализацию за год потрачено порядка 300 млн рублей.
  9. На обеспечение нуждающихся граждан вспомогательными техническими средствами за год выделено 32,84 млрд рублей, что позволило охватить 1,6 млн человек.
  10. В ноябре 2017 года депутаты в третьем чтении приняли проект по внесению изменений в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Его цель – привести российское трудовое законодательство в соответствие с конвенцией ООН «О правах инвалидов». Законопроект предполагает взаимодействие учреждений МСЭ с центрами занятости в плане повышения доли трудоустроенных инвалидов. На настоящий момент только 25% от трудоспособных граждан с ограниченными возможностями имеет постоянное место работы. В Европе этот показатель достигает 40%.

Масштаб реализации госпрограммы в тех или иных субъектах РФ также зависит от активности и финансовых возможностей региональных властей. Некоторые из них добились значительных результатов в улучшении качества жизни инвалидов. Так, в столице Бурятии для людей с ограниченными возможностями спроектирован целый жилой квартал. Помимо жилого фонда, он включает в себя медицинские учреждения, магазины, спортивные объекты. Адаптированные под нужды колясочников дома также активно строятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Реализация программы «Доступная среда» осуществляется уже на протяжении 7 лет. За это время удалось добиться серьезных улучшений в качестве жизни инвалидов и их положении в российском обществе. Первые значительные результаты подтверждают правильность избранного направления, в связи с чем правительством рассматривается возможность о продлении госпрограммы до 2025 года.

Кто является инвалидом

На соцподдержку за бюджетные средства могут претендовать граждане с серьезными нарушениями функций организма. Их состояние фиксируется официально медико-социальной экспертизой — государственным органом, имеющим специальное разрешение на свою деятельность. Социальная поддержка инвалидов обусловлена двумя факторами:

  • степенью поражения организма, то есть группой инвалидности;
  • причинами утраты трудоспособности.
  1. Инвалидов делят на три группы, ориентируясь на возможности человека трудиться и себя обслуживать. Кроме того, выделяют инвалидов с детства. Это люди, получившие врожденные заболевания, увечья, травмы.
  2. Причины возникновения нарушений определяются факторами, повлиявшими на организм. Среди них выделяют:
    • общие заболевания;
    • травмы и увечья, полученные в ходе трудовой деятельности;
    • заболевания, возникшие под влиянием:
      • техногенных факторов;
      • взаимодействия с вредоносными факторами во время трудовой деятельности;
    • участие в боевых операциях.

Важно: статус инвалида необходимо подтверждать регулярно:

  • 2 и 3 группы — раз в год;
  • 1 группы — раз в два года;
  • инвалидам с детства — один раз.

Меры соцподдержки граждан с инвалидностью

Государственные преференции людям с ограничениями по здоровью разнятся. Зависят они не только от группы, но и от того, в каких условиях была утеряна трудоспособность.

Это означает, что группе граждан, пострадавших в результате аварии на ядерных объектах, могут быть установлены отдельные льготы, не распространяющиеся на других обладателей той же группы инвалидности.

Важно: кроме справки МСЭ, в которой официально указана группа, отдельные лица получают еще и льготное свидетельство, подтверждающее принадлежность к определенному слою льготников.

К примеру, инвалидам боевых действий государство предоставляет намного больше гарантий, чем инвалидам общего заболевания.

Социальная поддержка инвалидов 1 группы

К этой группе относят граждан с устойчивыми нарушениями функций организма. Им предоставляются такие виды помощи за счет бюджета:

  • зачисление вне конкурса в учебные заведения с государственной аккредитацией при условии успешной сдачи вступительных тестов;
  • обеспечение стипендией, размер которой в два раза превышает показатель для данного образовательного учреждения;
  • сокращение размера рабочей недели до 35 часов в случае трудоустройства;
  • работающим инвалидам администрация предприятия обязана предоставлять дополнительный неоплачиваемый отпуск до 60 суток по первому требованию;
  • бесплатное пользование любыми видами городского транспорта (кроме такси);
  • льготы на пользование транспортными линиями в пределах региона;
  • снижение платы за пользование коммунальными услугами;
  • освобождение от налогообложения недвижимого имущества инвалидов, а также наследуемой собственности.

Всем инвалидам положено пенсионное обеспечение. Его размер зависит от степени утраты трудоспособности (группы).

Кроме того, эти люди получают дополнительные выплаты за счет бюджета. Для инвалидов 1 группы они таковы:

  1. Пособие по инвалидности в 2017 году составляет 3357,23 руб.
  2. Ежемесячная денежная выплата 3538,52 руб.
  3. Размер социальной пенсии, назначаемой при отсутствии официального трудового стажа, варьируется в зависимости от наличия иждивенцев:
    • на самого инвалида 1 группы — 9919,73 руб.;
    • если есть один иждивенец — 10637,50 руб.;
    • два — 12157,13 руб.;
    • три и более — 13767,78 руб.

Важно: ЕДВ — это выплата, заменяющая набор социальных услуг от государства. Если гражданин решит воспользоваться ими в натуральном виде, то размер выплаты сократится.

Преференции инвалидам 2 группы

Данные граждане имеют право получить все те же льготы, что перечислены выше. Особых отличий в преференциях, предоставляемых на месте службы (при трудоустройстве), в сфере образования, компенсации расходов на транспорт, оплату коммунальных услуг нет. Однако большая часть граждан с инвалидностью 2 группы является трудоспособными. Это влияет на размер пенсионных и иных платежей. А именно:

  • доплата к пенсии составляет 2397,59 руб.;
  • ЕДВ — 2527,06 руб.
  • социальная пенсия (если нет стажа) — 4558,93 руб.;
  • при наличии иждивенцев:
    • одного — 6078,57 руб.;
    • двоих — 7598,21 руб.;
    • троих и более — 9117,85 руб.

Внимание: гражданам с поражением органов зрения и слуха положены отдельные виды помощи.

А именно услуги:

  • сурдопереводчика;
  • тифлопереводчика;
  • аудиокомментирование.

Меры поддержки инвалидов 3 группы

Данной группе граждан в целом предоставляются такие же преференции за некоторым исключением. А именно, они не имеют права:

  • на внеконкурсное зачисление в образовательные учреждения;
  • повышенную стипендия;
  • освобождение от налогообложения.

Выплаты гражданам с 3-й группой инвалидности тоже ниже:

  • доплата к пенсии — 1919,3 руб.;
  • ЕДВ — 2022,24 руб.;
  • социальная пенсия 2279,47 руб.;
    • 3799,11 руб. — если есть один иждивенец;
    • 5318,75 руб. — два;
    • 6838,39 руб. — три и более.

Важно: работающим инвалидам 3 группы компенсируют 50% затрат на приобретение лекарственных средств, приобретаемых по рецептам докторов.

Господдержка детей-инвалидов

В законодательстве РФ закреплены преференции для граждан с 0 лет, имеющих ограничения по здоровью. Они выражаются в следующем:

  1. Выплаты родителям детей-инвалидов, которые не в состоянии получать образование в обычных школах (садах). Данные деньги следует направлять на организацию индивидуального обучения.
  2. Компенсацию затрат на поездку к месту оздоровления раз в год ребенку с ограничениями и сопровождающему лицу.
  3. Услуги государственных больниц для лечения и реабилитации предоставляются бесплатно.
  4. Также родители не платят за лекарства, назначенные докторами этим детям, и средства технической реабилитации.

Дети-инвалиды получают в 2017 году ЕДВ в размере 2527,06 руб. Кроме того, их родителям оказывается поддержка из бюджета. В среднем ее размер составляет 13 тыс. руб.

Важно: опекуны детей с ограничениями по здоровью также имеют право на все выплаты и иные преференции, как биологические родители.

Социальная поддержка семей, воспитывающих ребенка-инвалида

Родители (опекуны) детей с ограниченными физическими возможностями тоже пользуются определенными преференциями от государства.

Законодательно закреплено несколько областей, в которых у этих людей есть льготы. А именно:

  1. На месте службы им по заявлению сокращают длительность рабочей недели, предоставляют дополнительное время отдыха без сохранения заработка.
  2. В области пенсионного обеспечения для них сокращен стаж обязательной выслуги на пять лет.
  3. Семейства, воспитывающие детей-инвалидов, обеспечиваются жилищными субсидиями, если нуждаются в улучшении условий проживания.
  4. Бесплатная медицина для ребенка, в том числе:
    • обеспечение средствами реабилитации по показаниям доктора;
    • скидки на приобретение медикаментов.
  5. Преференции в налоговой сфере заключаются в освобождении от некоторых платежей, а также предоставлении права на налоговый вычет (3000 руб. на одного ребенка-инвалида).

Важно: родителям, не имеющим возможности трудоустроится из-за необходимости постоянного ухода за больным ребенком, выплачивается пособие.

Меры по организации реабилитации и абилитации

В законодательной базе Российской Федерации в 2016 году произошли изменения, разграничившие термины «реабилитация» и «абилитация». Первый означает усилия, направленные на восстановление функций пораженного организма. Второй — работа с детьми, имеющими физические ограничения, направленная на формирование у них начальных навыков.

Внимание: все граждане с инвалидностью могут получить помощь по реабилитации.

В нее входят такие виды мероприятий:

  1. Медицинские процедуры, протезирование, санаторно-курортное лечение.
  2. Оказание помощи в получении подходящей профессии, трудоустройстве.
  3. Правовая поддержка на бесплатной основе.
  4. Психологическая помощь с целью организации нормального входа граждан в социальную среду.

Важно: в рамках указанных мероприятий гражданам предоставляются специальные технические устройства, в том числе, автомобили. Кроме того, им предоставляется информационная поддержка.

Абилитационные программы сводятся к:

  • медицинской поддержке с целью восстановления функций организма;
  • организации педагогического сопровождения детей;
  • созданию условий для получения необходимых знаний родителями.

Важно: в рамках государственной программы по обеспечению доступным жильем граждан Российской Федерации регионы разрабатывают мероприятия по созданию жилых комплексов для инвалидов. Посмотрите видео о социальной поддержке инвалидов

  • Льготы инвалидам 1 группы
  • Льготы инвалидам 2 группы
  • Льготы инвалидам 3 группы
  • Пенсия по инвалидности 1 группы
  • Пенсия по инвалидности 2 группы
  • Пенсия по инвалидности 3 группы
  • Пособие по уходу за инвалидом 1 группы
  • Пособие по уходу за инвалидом 2 группы
  • Пособие по инвалидности
  • Основные льготы инвалидам детства
  • Социальная пенсия по инвалидности
  • Выплата страховой пенсии по инвалидности
  • Размер страховой пенсии по инвалидности
  • Льготы работающим инвалидам
  • Льготы для инвалидов предпринимателей
  • Пенсия по инвалидности военнослужащим
  • Как оформить и сделать инвалидность ребенку?
  • Как получить квартиру ребенку-инвалиду?
  • Бесплатное питание в школе для детей-инвалидов
  • Материальная помощь и социальные выплаты студентам-инвалидам
  • Какие льготы предоставляются при поступлении в ВУЗ для абитуриентов-инвалидов
  • Программа «Доступная среда» для инвалидов
  • Список бесплатных лекарств для детей-инвалидов
  • Компенсация за отказ от лекарств инвалиду
  • Льготы на протезирование зубов инвалидам
  • Реабилитация и абилитация инвалидов
  • Льготные путевки для инвалидов в санатории
  • Субсидии на жилье инвалидам
  • Как получить квартиру инвалиду
  • Ипотека для инвалидов
  • Бесплатная парковка для инвалидов
  • Льготный автомобиль для инвалида
  • Социальное такси для инвалидов
  • Получение бесплатного земельного участка для инвалидов
  • Жилье для инвалидов и ветеранов боевых действий
  • Льготы на капитальный ремонт инвалидам
  • Субсидированные авиабилеты в Крым инвалидам
  • Льготы и пенсия больным туберкулезом в России
  • Льготы для больных сахарным диабетом
  • Налоговые льготы многодетным семьям с детьми-инвалидами
  • Выходное пособие при увольнении по инвалидности
  • Права и льготы положены ветеранам военной службы при инвалидности
  • Страховые выплаты военнослужащим и сотрудникам МВД по инвалидности
  • Льготы положены участникам боевых действий в Афганистане при инвалидности

Новости

  • 25 февраля 2019
    Подготовлен проект Указа Президента об увеличении размеров выплат по уходу за инвалидами
  • 04 декабря 2018
    Глава Минтруда рассказал о запланированных мерах поддержки инвалидов
  • 31 августа 2018
    России появились новые правила обеспечения инвалидов с ТС опознавательными знаками
  • 18 августа 2018
    Ростов — «говорящий город» для слабовидящих
  • 16 августа 2018
    Президент РФ поручил обеспечить инвалидов креслами-колясками
  • 16 августа 2018
    ВЦИОМ собирается представить исследования об основных проблемах инвалидов
  • 30 июля 2018
    С 2019 г. лица старше 70 лет не будут платить за капремонт
  • 04 июля 2018
    Упрощение медэкспертизы для инвалидов
  • 04 июля 2018
    ВС РФ разъяснил, можно ли взыскивать долги с инвалидного обеспечения
  • 09 июня 2018
    Инвалидам разрешили поступать по квоте одновременно в 5 ВУЗов
  • 25 мая 2018
    Утверждена программа по трудоустройству молодых инвалидов
  • 14 мая 2018
    Минфин предложил сократить расходы бюджета на пенсии и соцпомощь для инвалидов
  • 10 апреля 2018
    В России изменился порядок утверждения статуса инвалида
  • 17 марта 2018
    Утвержден новый перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов реабилитационными техсредствами
  • 02 марта 2018
    Госпрограмма «Доступная среда» продлена до 2025 г.
  • 01 марта 2018
    КС РФ защитил права инвалидов
  • 22 февраля 2018
    Минтруд предложил увеличить административную ответственность за неисполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов
  • 22 февраля 2018
    Надзор за квотированием рабочих мест для инвалидов планируют передать трудовой инспекции
  • 22 февраля 2018
    С предприятий, не оформляющих на работу инвалидов, предлагают взимать компенсацию
  • 21 февраля 2018
    В Минтруде заявили о продлении и модернизации программы «Доступная среда»
  • 29 января 2018
    ЕДВ российских льготников возрастут с февраля
  • 28 января 2018
    От обязанности внесения платы за капремонт могут освободить еще порядка 172 тыс. человек
  • 28 января 2018
    Минтруд хочет сделать инвалидность бессрочной по ряду заболеваний, начиная с первого обращения
  • 25 января 2018
    Минтруд отчитался о проделанной работе по трудоустройству инвалидов
  • 15 января 2018
    Внесены изменения в закон о соцзащите инвалидов в РФ
  • 11 декабря 2017
    Президент РФ поддержал идею введения «бессрочной инвалидности»
  • 06 декабря 2017
    Госпрограмма «Доступная среда» продлевается до 2025 г.
  • 27 ноября 2017
    Российское правительство выделило деньги на поддержку организаций инвалидов
  • 20 ноября 2017
    Принят новый регламент предоставления ПФР госуслуг по выдаче ЕДВ лицам, ухаживающим за детьми-инвалидами и несовершеннолетними инвалидами с детства 1 гр.
  • 17 ноября 2017
    Изменена госпрограмма «Доступная среда»
  • 17 ноября 2017
    Минтруд разработал новый законопроект для защиты инвалидов и пенсионеров от хамства и бездушия
  • 16 ноября 2017
    Законопроект об изменении порядка трудоустройства инвалидов в рамках соцпрограммы содействия их занятости
  • 08 ноября 2017
    Правительством РФ планируется увеличение объема оказываемых госуслуг по тифлосурдопереводу
  • 03 ноября 2017
    Пенсионный фонд информирует о запуске нового электронного сервиса

О программах помощи инвалидам в России



В Российской Федерации по статистике проживают около 13 млн инвалидов. Из них 65% пенсионного возраста, 30% трудоспособного возраста и около 5% детей.

Когда на должность министра здравоохранения вступила Татьяна Алексеевна Голикова, через некоторое время Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Это событие можно считать первым шагом на пути к изменению отношения к инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране. Еще одним серьезным шагом является внесения на рассмотрение Министерством здравоохранения и социального развития закона «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Процедура определения инвалидности и статус инвалида

Что же конкретно изменилось после принятия этого закона? Во-первых, были предприняты действия по усовершенствованию процедуры медико-социальной экспертизы. Результатом этого стало более простое прохождение инвалидами всех необходимых инстанций. И это действительно очень важно, потому что ранее, например, человеку с ампутированной ногой приходилось предъявлять соответствующие документы и регулярно проходить повторные обследования.

Пересмотр правовых актов, которые касаются инвалидов, начался еще в 2008 г. Тогда был затронут такой вопрос, как определение группы инвалидности. В первую очередь, это касалось тех, кто имеет необратимые заболевания или морфологические изменения, различные дефекты конечностей и костно-мышечной системы, аномалии нервной системы. По новым законам им не требуется регулярно проходить повторные обследования.

Кроме этого для детей, страдающих различными формами лейкоза, решено было продлить сроки переосведетельствования. Необходимо только пройти повторное обследование через год, а после достижения первой ремиссии устанавливается инвалидность сроком на пять лет. В случае осложнений и рецидивов при достижении шестилетнего возраста ребенок сразу получает инвалидность до 18 лет.

Определенные изменения нормативно-правовых актов позволили добиться реальных результатов: упростились процедуры определения статуса инвалидности и присвоения группы, получения необходимых документов для устройства на работу, если это необходимо инвалиду. И это реально упрощает жизнь многим инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья.

Используемые методы и средства реабилитации

Еще один важный вопрос — реабилитация. Татьяна Алексеевна Голикова на должности министра здравоохранения не раз высказывалась по поводу того, что необходимо предпринимать определенные шаги для улучшения условий реабилитации. Каждый инвалид нуждается в лекарствах и технических средствах. По статистике в этом вопросе заметен определенный прогресс. Важные изменения:

· увеличение финансирования на технические средства реабилитации (ТСР);

· заключение контрактов с различными компаниями, в том числе и европейскими, на поставку ТСР;

· ужесточение контроля качества ТСР.

Ранее на закупку технических средств реабилитации выделялось около 12 млрд руб. С 2010 г. эта сума выросла до 23 млрд руб., что позволило удовлетворить потребности в ТСР на 98%.

Министр здравоохранения выдвинула инициативу о заключении контрактов с немецкой компанией ОТТО БОКК ХелсКер, производящей высококачественные ТСР, для использования передового опыта ФРГ в медицине для решения российских проблем. При заключении данного контракта были обговорены условия о воспроизведении производства на базе «АвтоВАЗ».

Специальный законопроект, который выдвинуло на рассмотрение Министерство здравоохранения и социального развития, призван ограничить поставки некачественных ТСР. Были разработаны стандарты, которые учитывают все требования инвалидов. В это же время была принята программа, которая призвана обеспечить инвалидам бесплатный транспорт.

Обеспечение необходимых условий

С 2010 г. Министерство здравоохранения и социального развития и различные общества слепых начали разрабатывать программу «Доступная среда», которая рассчитана до 2015 г. Эта программа призвана помочь в решении такой проблемы, как интеграция инвалидов в современное общество. Ее основной девиз звучит так: «Учимся жить вместе». Конкретной задачей программы является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к наиболее важным объектам и услугам: медицина, транспорт, культура, информация и коммуникация, на что правительством было выделено порядка 47 млн руб.

Равные условия во всем

Первым шагом на пути создания равных условий является создание доступных школ для всех. В 2010 г. только 2,5% школ могли принять инвалидов, в 2011 г. их число возросло до 4,6%. К 2016 г. планируется увеличить это показатель до 20%. Правительством выделяется около 9 млн руб. на создание необходимой инфраструктуры.

Возможность работать — это еще один значимый фактор естественной социализации инвалидов. В целях помощи инвалидам в трудоустройстве были разработаны специальные программы. Различные общественные организации получили субсидии для создания рабочих мест для инвалидов. На данный момент каждый работодатель получает компенсацию в размере 50 тыс. руб. за создание и оснащение рабочего места для инвалида. Благодаря этому каждый год создаются несколько тысяч новых рабочих мест для инвалидов.

В рамках программы «Доступная среда» был создан интернет-портал «Учимся жить вместе» (http://zhit-vmeste.ru), на котором регулярно появляются новости о продвижении законопроектов, связанных с инвалидами, и результатах развития программы. Также на сайте представлены разнообразные полезные информационные статьи и материалы.

Министерство здравоохранения и социального развития для участия в программе «Доступная среда» привлекает разнообразные объединения инвалидов и общественные организации, выделяя соответствующие средства для их финансирования.

В 2011 г. были выделены средства в размере 490 млн руб. на финансирование:

· Всероссийского общества слепых;

· Центра реабилитации Всероссийского общества слепых;

· Центра восстановительной терапии им. М.А.Лиходея;

· Российской специализированной школы дрессировки собак-поводырей.

По материалам сайта «Национальные интересы»: http://www.niros.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *