Совет по профилактике в школе

Вера, расскажите, пожалуйста, немного о себе?

Я – бывший социальный педагог одной из столичных школ.

Расскажите, пожалуйста, о том, что произошло?

У нас не было отобрания, но нас совершенно необоснованно вызывали на совет профилактики, и там пытались поставить на учет как социально неблагополучную семью.

Как реагировал на все происходящее ребенок?

Это битва взрослых, поэтому дочь только передала, что нас вызывают на совет профилактики, а ее мы принципиально оставили дома.

А как вы и другие члены семьи реагировали?

Все были возмущены. У меня всё клокотало. Семья у нас была отработанная и слаженная. Классная руководительница это знала, а администрация школы, очевидно, – нет.

Вообще, про Совет профилактики мне бы хотелось подробнее рассказать. Мне кажется, институт семьи в нашей стране разваливается. Идет к тому, что за все будут отвечать классные руководители, воспитатели, а родителей отодвинут на второй план, как «непрофессионалов». Однако, «профессионалы» всю заботу превращают в бумажную работу – все эти «расписки» за пожароизвещатели, за уход детей на кружки. Действия из разряда «как бы чего не вышло», но реальной заботы о детях там днем с огнем не сыщешь. А мы, семьи, сами хотим планировать наши выходные дни, продумывать семейные традиции, походы, велопробежки. В конце концов, в школе работают такие же родители, которые, уверена, сами не в восторге от новшеств.

Например, в 2009 году вышло постановление №6 Министерства Образования «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Совет профилактики призван (вот процитирую)

«оказывать содействие в организации деятельности по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организации контроля за осуществлением воспитательной и профилактической работы в учреждении образования». И входят в него председатель (обычно, это директор школы), его заместитель, секретарь и члены совета профилактики (то есть учителя). СП нужен для того, чтобы:

– предупреждать безнадзорность, правонарушения, выявление и устранять причины;

– обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

– содействовать созданию условий для социальной, психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

– разрешать конфликтные ситуации в коллективе несовершеннолетних и их предупреждать.

На СП присутствуют десяток учителей, родители вызванного ученика и сам ученик. Происходит театральная постановка «А мы же говорили!», отчитывание ребенка в присутствии родителей, которые не всегда имеют смелость остановить это мракобесие. Кроме того, результат заседания СП – оформление протокола.

За нанесённые оскорбления и обиды несформировавшейся личности никто ответственности не несет. А потом происходят ужасные вещи – после одного такого СП ребенок, наслушавшийся о своих перспективах быть дрянью или попасть в колонию, просто покончил жизнь самоубийством.

Самое интересное, что в сегодняшних реалиях на СП может попасть абсолютно любой ребёнок. Даже из приличной семьи с двумя работающими непьющими родителями, ребёнок, посещающий музыкальную школу и спортивную секцию, и являющийся третьим в классе учеником по успеваемости.

Вызов на такой импровизированный СП может произойти, к примеру, по причине долгого отсутствия ученика в школе. Болел, к примеру, и вы, как родитель, решили просто оставить его дома. Вот, кровь из носа пошла, потом кончилась. Скорую вызывать глупо, но и в школу уже не пойдешь. Это оформляется через заявление родителей.

Или вы уезжаете в отпуск на 10 дней на Канары. Ребенка что, дома оставить? А 10 дней – это 60 уроков или около того. Вы честный родитель, пишете заявление, берете с собой стопку учебников, выполняете домашние задания, но претензия вас все равно ждет. Потому что есть процент обязательного посещения уроков. Сильно болеешь? Ты проблемный ребёнок.

И хотя в Кодексе об образовании эти числа не прописаны, а чётко указано, что учащиеся обязаны овладеть знаниями и навыками такими-то, а не отсидеть столько-то уроков, тем не менее, вас тоже могут вызвать на данное мероприятие. И пусть за время пропусков вы точно знали, что ваш ребёнок не ходил торговать под мост, не курил и не бомжевал, вас могут озадачить приглашением на СП.

В нашем случае педагоги и классный руководитель были адекватными здравомыслящими людьми, но кто им довел цифры сверху – сколько учеников вызвать и «пропесочить»? Я даже не хочу вникать в эти взятые с потолка чиновниками числа – 30 процентов, 20 процентов или, может, 90? Потому что я, как родитель имею право, закрепленное законодательно, на то, чтобы определять стратегию по воспитанию и образованию своего ребенка.

Просто знайте:

Ст 5 Закона РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» определяет категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится эта профилактика:

– беспризорных, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, содержащихся в приёмниках-распределителях для несовершеннолетних, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях;

– потребляющих наркотические или психотропные вещества, токсические или одурманивающие, употребляющих алкогольные и слабоалкогольные напитки, пиво;

– привлечённых к административной ответственности;

– совершивших деяния, содержащие признаки административных правонарушений;

– в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу, подозреваемых или совершивших преступление;

– осужденных с отсрочкой наказания;

– освобожденных из воспитательных колоний, арестных домов.

Относится ли ваш ребёнок к одной из этих категорий? Если нет, то на каком основании вас вызывают именно на СП? Все «внутренние» вопросы спокойно можно решить с глазу на глаз родителям и классному руководителю. Разве нет?

Далее.

Если ваш случай не относится к вышеописанным категориям, в отношении которых проводится профилактика, а вы получили повестку на СП, то знайте: нарушаются ваши права, провозглашённые в Кодексе РБ о семье и браке:

Ст. 68 Личные неимущественные права и обязанности родителей:

За семьёй признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей.

Ст. 75: Законные представители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом.

Изучив ст. 20 «Права и обязанности учреждений образования» из Кодекса об Образовании видим, что школа имеет право:

осуществлять образовательную деятельность, формировать расписание, осуществлять приносящую доходы деятельность, участвовать в научной, научно- технической деятельности и т.д.

И там же:

Учреждение образования обязано обеспечивать: качество образования, подбор и приём на работу кадров, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, создание безопасных условий и т.д.

Вывод: Нет у школы прав и обязанностей, которые бы лишили нормальную стреднестатистическую семью того, что закреплено Законом.

Думаю, поэтому глава государства спокойно без приглашений на СП позволяет своему младшему сыну сопровождать его в поездках во время учебного года. Потому что родители имеют право принимать решение и нести за него ответственность.

Как все закончилось? Происходит ли что-то сейчас?

Они поняли, что зря потратили своё и наше время. Но сейчас по-прежнему чуть что – пугают советом профилактики.

Что, по Вашему мнению, помогло Вам в этой ситуации?

Знание своих прав.

Что можно порекомендовать другим женщинам/семьям, попавшим в такую ситуацию?

Не водить ребёнка на судилище, это – раз. Быть в курсе жизни ребёнка. Если вы контактируете с ребёнком, знаете, чем он живёт, достаточно времени проводите, общаясь с ним, значит, вы взрослый человек, с которым произошло недоразумение и выяснять все недоразумения нужно без присутствия ребёнка. Поэтому советую не приводить детей на судилища. Выяснение ситуации, когда сидит десяток учителей, которые в принципе не знают твоего ребёнка, не способствует укреплению авторитета педагогов. Более того, это неправильно, это не гуманно. Потому что конструктивный диалог между тем, кого назначили «преступником» и теми, кто должен соблюсти формальности данного унизительного действа вмешательства в личную жизнь семьи, невозможен.

Интервьюировала Евгения Иванова,
«Наш Дом»

Очередное собрание Совета профилактики прошло в Колодищанской школе 27 января. После завершения текущей работы собрания, члены Совета ответили на несколько вопросов корреспондента Колодищи Инфо и рассказали о том, как обстоят дела в школе с дисциплиной среди учащихся.

Обычно учеников вместе с родителями вызывают на Совет профилактики по таким причинам как: нарушение школьного режима, пропуск занятий, курение на территории школы, ругательства матом и другое.

Как правило, первоначально ситуацию пробует урегулировать классный руководитель лично с учеником, если это не дает результатов, то вызываем родителей в школу, если и это не помогает, тогда уже совет профилактики, — поясняет председатель Совета.

На собрании Совета профилактики могут присутствовать также представители милиции и органов местной власти.

Когда присутствует человек в погонах, то конечно, на детей это очень хорошо влияет. Но надо сказать, что на неделю-месяц чуть успокаиваются, потом опять по новому кругу работаем. Но таких детей в школе не много, по пальцам можно пересчитать. Я хочу сказать, что у нас как-то это нормализовалось, раньше было очень много вопросов с теми кто хамит, устраивает непонятно что в школе, прогуливает — сейчас таких практически нет.

К примеру, на текущем совете профилактики «на ковер» был приглашен всего один учащийся школы: подрался с одноклассником и нецензурно выражался при классном руководителе. Правда явился школьник без родителей. Заключение Совета было следующим:

Явка в самое ближайшее время в школу с родителями, постановка на внутрешкольный контроль, если классный руководитель сочтет нужным, она напишет заявление за оскорбление и выражение матерными словами в учреждении образования, а это грозит штрафом в размере до 1,8 млн.

Далее продолжаем разговор по теме присутствуют ли в школе случаи употребления или распространения наркотиков?

Выяснилось, что на учете инспекции по делам несовершеннолетних состоит всего 4 ученика Колодищанской школы. Один из них по причине употребления наркотических веществ.

Пропускная система нам немного помогает со всеми этими гадостями наркотическими бороться и как-то вопросов таких уже не возникает. Еще лет 5 назад, так спасали тут пару раз кое-кого, а сейчас все тихо спокойно, слава богу. Также камеры все фиксируют и на входе и на улице. И надо сказать посторонние стали боятся сюда приходить. Раньше чаще ошивались, приезжали и «тусовались» возле школы, а в последнее время спокойнее. Мы даже как-то раз милицию вызывали года 3 назад и из-за этого тоже стали боятся приходить. Поэтому когда нам говорят у вас здесь цыгане, наркотики — мы это пресекаем. В этом плане, все очень положительно изменилось в школе — здесь нам есть чем гордится.

Из слов членов Совета профилактики, огромную работу приходится проделывать не связанную напрямую со школой и ее учениками.

Учреждение образования занимается ранним выявлением семейного неблагополучия. Мы должны ходить по домам, мы должны знать когда родился ребенок, в какой семье. Два раза в год у нас проходят в обязательном порядке всеобщий обход — т.е. наши педагоги обходят все дома. И таким образом, если в семье что-то плохо и сигналов от нас не было, а после милиция или кто-то выявил, то нам это ставят в недочет — школа не выявила, что там двухлетний ребенок проживает в пьющей семье. Это декрет номер 18, на наших плечах лежит. На сегодняшний день весь спрос, в первую очередь, с нас.

Социальная служба ведь работает и с населением, несмотря, что у нас здесь полторы ставки на школу выделено, но мы работаем на весь микрорайон. Микрорайон — это аг. Колодищи, поселок Сухорукие, Старина, Глебковичи, часть Юхновки — весь сельсовет. Вот поступил сигнал из милиции, мы должны отреагировать, проверить, составить акт ЖБУ. Вчера собрались девочки(сотрудники СППС) вдвоем и поехали в притон, там где пьяные, здоровые мужики.

В принципе они должны поехать с участковым инспектором, которого нет. А сроки поджимают, потому, что им звонят и говорят сегодня акт. А у нас нет таких рычагов, чтобы мы могли кого-то привлечь. Хорошо если они едут вдвоем, а если на больничном одна.. И причем ни транспорта ничего, на своем транспорте или ногами.

На учете в социально опасном положении в Колодищах состоит 24 ребенка из них 14 школьников и 10 дошкольников. Всего это 14 семей — которые время от времени навещают работники социальной службы, плюс те семьи по которым поступают сигналы из милиции, от соседей и из других источников.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 42

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район

Московской области

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  1. Общие положения

1.1. Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних создается в школе по решению педагогического совета для организации работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины среди учащихся, защиты законных прав и интересов несовершеннолетних.

1.2. Состав Совета профилактики утверждается педагогическим советом школы на срок до 2-х лет. В состав Совета профилактики входят: председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Совета. Прекращение полномочий председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Совета профилактики осуществляется по решению педагогического совета школы.

Председатель Совета профилактики выбирается из числа заместителей директора школы. Председатель осуществляет общее руководство и планирование работы Совета профилактики, проводит заседания Совета профилактики, докладывает директору школы и педагогическому совету о результатах работы Совета профилактики.

Заместитель председателя Совета профилактики выбирается из числа наиболее опытных педагогов школы и в отсутствие председателя исполняет его обязанности.

Секретарь Совета профилактики выбирается из числа педагогов школы. Осуществляет ведение документации, протоколирует Заседания и заполняет Журнал заседаний Совета профилактики.

Члены Совета профилактики выбираются из числа педагогов школы, организующих воспитательно-профилактическую и учебную работу (заместитель директора по воспитательной работе, учебно-воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, другие опытные педагоги образовательного учреждения); и из числа представителей общественных организаций, родительской общественности, сотрудников правоохранительных органов (в т.ч. инспектора подразделений по делам несовершеннолетних, закрепленные за образовательным учреждением, зональные инспектора ПДН УВД), других заинтересованных организаций и учреждений.

Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Совета профилактики в своей работе руководствуются федеральными, региональными и муниципальными нормативными документами, регламентирующими организацию воспитательно-профилактической и учебной работы в школе, настоящим Примерным положением, Конвенцией ООН о правах ребенка, другими нормативными и правовыми актами, а также соответствующими приказами, методическими рекомендациями и инструктивными письмами департамента образования.

Функциональные обязанности специалистов Совета профилактики:

Заместитель директора образовательного учреждения:

— контролирует ведущуюся документацию Совета профилактики в течение учебного года;

— оказывает необходимую методическую помощь педагогам — членам Совета профилактики;

— организует мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений;

— контролирует внедрение программ превентивного образования и отслеживает работу по выбранной программе;

— организует досуг и дополнительное образование (кружковую работу) учащихся;

— отслеживает работу по базе данных «группы риска».

Учителя:

— формируют педагогическое видение на разбираемые проблемы;

— участвуют в составлении базы данных учащихся «группы риска»;

— активно участвуют в реализации программ превентивного обучения;

— оказывают посильную помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений.

Педагог-психолог:

— ведет работу по пропаганде психолого-педагогических знаний в области превентивной психологии;

— осуществляет психологическую диагностику до начала комплексной помощи семье, а также после проведенной работы с целью отслеживания достигнутого результата;

— осуществляет консультативную помощь учащимся, родителям;

— способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

— определяет факторы, препятствующие развитию личности учащихся «группы риска», и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);

— консультирует по различным психологическим вопросам администрацию и педагогов образовательного учреждения;

— обеспечивает проведение различных форм профилактической работы с педагогами, родителями и учащимися.

Социальный педагог:

— изучает психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся «группы риска» и ее микросреды, условия жизни;

— обеспечивает базу данных «группы риска» новыми сведениями (если они появляются);

— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся группы риска и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

— выступает посредником между учащимися «группы риска» и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

— отслеживает социальные условия семей, с которыми работает Совет профилактики.

Медицинский работник:

— расширяет медицинскую базу знаний среди учащихся и их родителей;

— предоставляет данные о состоянии здоровья учащихся группы риска.

Представитель правоохранительных органов:

— расширяет юридическую базу знаний среди учащихся, родителей, а также педагогов;

— активно работает с учащимися «группы риска»;

— проводит встречи, занятия с учащимися, направленные на профилактику правонарушений;

— совершает совместные рейды в семьи учащихся «группы риска» с социальным педагогом.

1.3 Деятельность комиссии основывается на принципах:

1) законности

2) гуманного обращения с несовершеннолетними

3) сохранения конфиденциальности информации.

  1. Задачи и порядок деятельности Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2.1. Совет профилактики правонарушений:

2.1.1. Планирует и организует индивидуальную профилактическую работу с учащимися «группы риска», состоящими на профилактическом учете в школе, органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, у врача-нарколога.

2.1.2. Изучает и анализирует состояние правонарушений и преступности среди учащихся, состояние воспитательной и профилактической работы, направленной на их предупреждение.

2.1.3. Рассматривает персональные дела учащихся, требующих особого воспитательно-педагогического внимания.

2.1.4. Осуществляет контроль за поведением подростков, состоящих на внутришкольном учете, на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, в комиссии по делам несовершеннолетних, у нарколога.

2.1.5. Выявляет и ставит на внутришкольный учет трудновоспитуемых учащихся и родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и обучению детей.

2.1.6. Организует работу по вовлечению учащихся «группы риска», в спортивные секции, кружки художественной самодеятельности, прикладного и технического творчества.

2.1.7. Организует индивидуальное шефство над трудными учащимися, закрепляет за ними шефов — наставников из числа работников школы, представителей родительской общественности, представителей других заинтересованных учреждений и ведомств, общественных объединений и организаций.

2.1.8. Осуществляет профилактическую работу с неблагополучными семьями. Обсуждает поведение родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию и обучению детей. При необходимости ставит перед соответствующими государственными организациями вопрос о привлечении таких родителей к ответственности, установленной законодательством РФ.

2.1.9. Заслушивает на своих заседаниях отчеты закрепленных шефов — наставников о работе по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся, о выполнении рекомендаций и требований Совета профилактики.

2.1.10. Заслушивает классных руководителей о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся.

2.1.11. Выносит проблемные вопросы на обсуждение педсовета и для принятия решения руководством школы; принимает решение о снятии исправившихся учащихся с внутришкольного контроля.

2.1.12. Ходатайствует перед подразделением по делам несовершеннолетних УВД и комиссией по делам несовершеннолетних о снятии с учета исправившихся учащихся.

2.1.13. Оказывает помощь классным руководителям, шефам — наставникам, закрепленным за детьми и подростками «группы риска», правонарушителями, другими категориями подучетных учащихся в проведении с ними индивидуальной беседы воспитательно-профилактической работы.

2.1.14. Организует обучение педагогического коллектива школы, родительского актива, шефов — наставников современным формам и методам работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

2.1.15. Не реже одного раза в год отчитывается о проводимой работе и ее результатах перед педагогическим коллективом.

2.1.16. Информирует администрацию школы о состоянии правонарушений, преступлений, безнадзорности среди учащихся, проблемах и перспективах организации воспитательно-профилактической работы.

2.1.17. Планирует и организует проведение лекций, диспутов, массовых мероприятий, разъяснительных бесед с несовершеннолетними и их родителями других групповых и индивидуальных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних с привлечением представителей правоохранительных органов, других заинтересованных ведомств.

2.1.18. Рекомендует администрации школы информировать в соответствии с Федеральным Законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

  • Орган прокуратуры — о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
  • Комиссию по делам несовершеннолетних — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  • Орган управления социальной защиты населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
  • Орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
  • Орган управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
  • Орган управления образованием — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ — интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
  • Орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

2.2. Совет профилактики рассматривает вопросы, отнесенные к его компетенции, на своих заседаниях, которые проходят не реже одного раза в месяц.

2.3. При разборе персональных дел вместе с учащимися приглашаются закрепленный шеф-наставник, классный руководитель и родители учащегося, а при необходимости другие заинтересованные лица.

2.4. Работа Совета профилактики планируется на учебный год. План работы обсуждается на заседании Совета профилактики и утверждается директором школы.

2.5. Свою работу Совет профилактики проводит в тесном контакте с правоохранительными органами; комиссиями по делам несовершеннолетних; органами Госнаркоконтроля России; органами прокуратуры, здравоохранения, по делам молодежи, культуры; учреждениями дополнительного образования детей; наркологическими службами; администрациями предприятий по месту работы родителей; заинтересованными общественными организациями.

  1. Документация Совета профилактики

3.1. Решение педагогического совета школы о создании Совета профилактики.

3.2. Приказ директора школы о создании Совета профилактики (на основании решения педагогического совета)

3.3. План работы Совета профилактики (на учебный год)

3.4. Журнал заседаний Совета профилактики (заносится информация о дате и темах заседаний Совета профилактики).

3.5. Протоколы заседаний Совета профилактики.

3.6. Карты (учетно-профилактические карточки) учащихся, состоящих на внутришкольном учете.

3.7. Списки всех подучетных детей по группам учета (внутришкольный, ПДН, КДН и др.).

3.8. Списки семей «группы риска».

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга — мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

В школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим необходимо:

— создать уклад норм школьной жизни;

— помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

— помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

— помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;

— воспитать навыки правовой культуры.

«В профилактической деятельности с конкретным человеком, — как правильно отмечает Г. А. Аванесов, — важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех».

Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.

Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:

1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;

2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;

3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются:

  1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.
  2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.

Это направление предполагает:

— применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;

— изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;

— применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;

  1. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.

Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.

Цель их применения не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель — не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности;

  1. Здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.

Исходя из вышеизложенного социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи:

  • осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;
  • выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;
  • оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам
  • группы риска;
  • консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим;
  • методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.

Следовательно можно выделить следующие направления действия:

  1. Диагностическая деятельность

— выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

— изучение уровня развития и воспитанности учащихся;

— наблюдение за учащимися в различных ситуациях;

— определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

—проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;

— определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;

— выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;

— изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

— изучение особенностей характера и темперамента ребенка;

— определение мотивов поведения и общения;

— учет состояния здоровья ребенка;

— наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).

  1. Индивидуально-коррекционная работа

— индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

— изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;

— ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 4-го класса для дальнейшей последовательной работы;

— индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;

— создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

— вовлечение учащихся в активную общественную работу;

— ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;

— проведение тренингов общения;

— проведение тренингов психологической разгрузки;

— привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;

— индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.

  1. Работа с семьей

— изучение социального положения ребенка в семье;

— выступление учителей на родительских собраниях;

— посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;

— встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;

— индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;

—вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;

— привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;

— проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;

— привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);

— приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;

  1. Взаимодействие с заинтересованными организациями

— сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;

—сотрудничество с врачами: психологами, наркологами и др.;

— сотрудничество с городским Центром детского творчества.

  1. Информационная, организационно-методическая деятельность

— проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;

— взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);

— разработка комплексно-целевой программы «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»;

— разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;

— составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на контроле в ИДН;

— разработка материалов в помощь классному руководителю;

— составление психолого-педагогической характеристики класса;

— организация выставок литературы, плакатов;

— проведение социометрического исследования классов.

  1. Правовое просвещение учащихся

— изучение и обсуждение Правил для учащихся;

— изучение Закона «О правах ребенка»;

— изучение Уголовного кодекса РБ об ответственности несовершеннолетних;

— организация встреч с работниками РОВД, ИДН;

— проведение месячника правовых знаний;

— проведение тематических кинолекториев;

— проведение диспутов, конференций.

Особый упор необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школы.

Учебно-воспитательное направление деятельности — это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно — развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.

В начале каждого учебного года в нашей школе создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа.

На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков.

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.

В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД, о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, пропаганда правовых знаний».

Планирование и проведение комплекса мероприятий в рамках месячника по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.

Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, футболу, шахматам. В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

С 05.09.2011 в Беларуси вступило в силу постановление Совета министров, согласно которому подросткам в возрасте до 18 лет без сопровождения взрослых запрещено находиться на улице с 23.00 до 6.00.

Полезные ссылки:

  • gov.by — Интернет-портал Президента Республики Беларусь
  • gov.by — Министерство образования Республики Беларусь
  • by — Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
  • by — Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
  • pravo.by — Детский правовой сайт
  • by — Официальный сайт Республики Беларусь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *