Сп 3 оповещение

Содержание

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
СОДЕРЖАНИЕ

  1. 1. Область применения
  2. 2. Термины и определения
  3. 3. Требования пожарной безопасности к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
  4. 4. Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей
  5. 5. Требования пожарной безопасности к световому оповещению и управлению эвакуацией людей
  6. 6. Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях
  7. 7. Требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения сводов пра­вил — постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения сводов правил» от 19 ноября 2008 г. № 858

Сведения о cводе правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»

  • РАЗРАБОТАН ФГУ ВНИИПО МЧС России
  • ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»
  • УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 173
  • ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
  • ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного при­менения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее — здания).

1.2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.

система оповещения и управления эвакуацией – СП первая редакция

Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, а также коллегам по цеху! Сегодня мы обсудим новый документ, который даже еще не является нормативным документом, а пока еще новая редакция, разработанная специалистами ВНИИПО – первая редакция СП » система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре «. ВНИИПО до 17 ноября 2018 г. ждет от всех желающих замечаний и пожеланий к формулировкам в тексте данного документа. Ну что же, мы не раз писали о имеющихся «косяках» в формулировках нормативной базы, в том числе на страницах нашего сайта. До 17 ноября 2018 г. у нас всех есть прекрасная возможность не обсуждать все эти недочеты «в курилках и на кухнях», а написать прямо туда – нормотворителям, в кулуары ВНИИПО. Пусть думают.

Итак, начнем разбирать документ – первая редакция СП » система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре «. Особо важные изменения я выделю красным цветом, а свое мнение напишу синим – все как обычно в наших статьях. Части текста, не изменившие своего смыслового и написательного значения от формулировок «родительского документа» СП3.13130-2009, в целях экономии размера текста статьи, вообще приводить не буду.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил приняты следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 автоматическое управление: Приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей командным сигналом от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

3.2 вариант организации эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения: Один из возможных сценариев движения людей к эвакуационным выходам, зависящий от места возникновения пожара, схемы распространения опасных факторов пожара, объемно-планировочных и конструктивных решений здания.

3.3 зона пожарного оповещения: Часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

3.4 система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ): Комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

3.5 соединительные линии: Проводные и непроводные линии связи, обеспечивающие соединение между средствами пожарной автоматики.

3.6 эвакуационные знаки пожарной безопасности: Знаки пожарной безопасности, предназначенные для регулирования поведения людей при пожаре в целях обеспечения их безопасной эвакуации, в том числе световые пожарные оповещатели. Вот этот момент надо обязательно различать. Световые оповещатели ОТНОСЯТСЯ к знакам пожарной безопасности, и требования, предъявляемые к знакам пожарной безопасности, соответственно также предъявляются к световым оповещателям. Но знаки пожарной безопасности НЕ ОТНОСЯТСЯ к световым оповещателям, и соответственно, требования, предъявляемые к световым овещателям, нельзя предъявлять к знакам пожарной безопасности.

4 Требования пожарной безопасности к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

4.1 СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

Проектная документация на СОУЭ должна содержать алгоритм работы системы с учетом обеспечения безопасной эвакуации людей.

4.2 Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей.

4.3 В СОУЭ 4-го и 5-го типов размер зон пожарного оповещения, время начала оповещения в различных зонах пожарного оповещения должно определяться исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей, с учетом допустимого пожарного риска.

СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случая, приведенного ниже.

Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

4.4 Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.При выборе кабелей и проводов следует учитывать требования ГОСТ Р 53315. Насколько мы понимаем, на основании ГОСТ Р 53315, приказом №1097 Росстандарта, был разработан и введен в действие с 1 января 2014 года, ГОСТ 31565-2012. Так каким именно ГОСТ следует пользоваться?

Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности. А вот тут опять не совсем понятно. Ничего не изменилось от формулировки СП3.13130, несмотря на массу споров и обсуждений. А что, соединительные линии в СОУЭ со звуковым, а не речевым оповещеним уже не должны быть обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности? В чем различие? Управляющие цепи звукового оповещения пусть рвутся, никто об этом не узнает, а потом вдруг, во время пожара, выяснится, неожиданно, что цепи СОУЭ звукового оповещения не работоспособны и по этому, сирены не звенят. Задаете вопрос «ПОЧЕМУ?» собственнику, а собственник пожимает плечами и показывает пальцем на формулировку этого пункта. И подключать цепи сирен теперь, получается, можно к обычным, не контролируемым выходам «сухих» контактов.

4.5 Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям.

5 Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей

(настоящий раздел скопирован один к одному из СП3.13130.

Приводить его здесь смысла нет.)

6 Требования пожарной безопасности к световому оповещению и управлению эвакуацией людей

6.1 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, принцип действия которых основан на работе от электрической сети, должны постоянно быть включены. Именно этот пункт, который практически без изменений «перекочевал» в текст настоящего СП из СП3.13130, вызывал и вызывает много споров и писем с вопросами в различные инстанции, в том числе во ВНИИПО. Часть проектировщиков считает, что речь здесь идет исключительно о знаках пожарной безопасности (в том числе и световых оповещателей, с учетом п.3.6), которые работают от электрической сети 220В здания. Световых оповещателей, которые работают от специальных выходов ППКОП, этот пункт не касается. Другая часть проектировщиков, ссылаясь на формулировку из Википедии, считает, что электрическая сеть есть совокупность электроустановок, предназначенных для передачи и распределения электроэнергии от электростанции к потребителю. То есть, ППКОП с кабельной линией также сюда же входит, и по этому, световые оповещатели, подключенные в ППКОП, также обязаны светиться постоянно в дежурном режиме. И наконец, все вместе и те и другие, рассматривая режим работы световых оповещателей, управляемых радиоканалом, считают, что тут уж точно никакой электрической сети нет и они могут быть выключены в дежурном режиме и включаться только во время пожара. У нас на сайте также анализировались эти ситуации в статье, которую можно прочитать пройдя по ссылке http://www.norma-pb.ru/rezhim-raboty-svetovyx-opoveshhatelej/ — режим работы световых оповещателей.

Ну так что? Будет наконец сформулирован настоящий пункт норм ясно и понятно, так чтобы не было места двусмысленности и возможности самостоятельно что то домысливать и потом с пеной у рта отстаивать свои убеждения? Напишите, на конец, простым русским языком «Эвакуационные знаки пожарной безопасности, в том числе световые оповещатели, не зависимо от принципа их действия, в дежурном режиме должны быть постоянно включены и, при получении управляющего сигнала от систем ПС или АПТ должны переходить в мигающий режим». Если не так, то напишите по другому, но чтобы написано было ясно и доступно, в том числе обычному монтажнику.

В СОУЭ 4-го и 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности.

6.2 Световые оповещатели “Выход” в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания в них людей.

6.3 Световые оповещатели “Выход” следует устанавливать:

— в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек – над эвакуационными выходами;

— над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону;

— в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей “Выход”. Вот это место в пункте всегда вызывало непонимание у проектировщиков и заказчика проекта. Проектировщик нафугует табличек «Выход» над каждым проемом двери, в том числе и из вентиляционных и из щитовых и из туалетов. А на резонный вопрос Заказчика – зачем это нужно, ссылается на настоящий пункт. Мол, на усмотрение проектной организации написано – так вот мы вот так усматриваем. Вот и все объяснения. А на самом деле, цель тут не в обеспечении безопасности при пожаре, а просто смысл в удорожании проекта. Денег хотят больше содрать при монтаже, вот и все. Вместо того чтобы делегировать полномочия проектной организации, напишите действительно важный пункт, гласящий о требовании установить указатель эвакуационного выхода, указывающий верное направление движения эвакуации, в случае если из любого помещения, где могут находиться люди, ведут две и более двери, выходящие в иные помещения. Это необходимо для того, чтобы исключить движение эвакуационного потока в неверном направлении, учитывая, в том числе панику в ситуации «пожар» и обычный «человеческий фактор».

6.4 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать:

— в коридорах длиной более 50 м, а также в коридорах общежитий вместимостью более 50 человек на этаже. При этом эвакуационные знаки пожарной безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров;

— в незадымляемых лестничных клетках;

— в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка эвакуационных знаков пожарной безопасности. Комментарии см. к пункту 5.3.

6.5 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать на высоте не менее 2 м.

7 Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях

7.1 В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяются на пять типов, приведенных в таблице

Таблица 1.

Собственно, согласно табличке, система оповещения осталась прежней. Обязательное различие только в пункта 4 и 5 для СОУЭ 4 и 5 типа. Это терпимо.

7.2 Допускается использование звукового способа оповещения
для СОУЭ 3—5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

7.3 В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху или зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей, в том числе индивидуальные браслеты для инвалидов). Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией с учетом состояния здоровья находящихся в здании людей. При этом должна быть исключена возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы их жизнеобеспечения.

7.4 Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком. А почему убрали из списка фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, которые были включены в такой же пункт в СП3.13130? Это не хорошо. Кто-то побоится и не станет их проектировать, именно потому, что их убрали из списка дяди с красивыми погонами. А кто-то, обосновываясь фразой «другие эвакуационные знаки пожарной безопасности», будет и дальше их проектировать. Опять получается двусмысленность!

8 Требования пожарной безопасности по оснащению зданий и сооружений различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

8.1 Выбор типа СОУЭ для здания, сооружения или пожарного отсека должен осуществляться в соответствии с таблицей 2. Допускается использование СОУЭ более высокого типа для зданий, сооружений или пожарных отсеков при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

8.2 На объектах защиты, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4 -го или 5-го типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

8.3 В помещениях и зданиях, где находятся (работают,проживают, проводят досуг) люди с ограниченными возможностями по слуху или зрению, СОУЭ должна быть спроектирована с учетом этих особенностей.

8.4 Для зданий категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности, в которых предусмотрено устройство СОУЭ 3-го типа, в дополнение к речевым пожарным оповещателям, установленным внутри зданий, должна быть предусмотрена установка речевых пожарных оповещателей снаружи этих зданий. Способ прокладки соединительных линий СОУЭ и расстановка пожарных оповещателей снаружи зданий определяются проектной организацией.

Таблица 2

Ну в общем, в таблице мало что изменилось. Появились уточнения «включительно» и еще для пункта 20 изменился показатель с «6» на «5». Вот собственно и все.

8.5 В учреждениях, где требуется оповещение только обслуживающего персонала расстановку речевых оповещателей следует производить в соответствии с требованиями настоящего свода правил. Пункт правильный, но почему не написать его доступнее? Почему так и не написать «……..следует производить не только в помещениях обслуживающего персонала, но и во всех иных помещениях здания, с учетом раздела 5 настоящего СП». Суть ведь в том, что есть такие «хитрованы», которые считают возможным устанавливать речевые оповещатели только на административном этаже или в административном блоке, а в остальных помещениях совсем ничего не устанавливают. Причем, обосновывают свои действия, именно указанной формулировкой СП3.13130. Вот видите, к чему приводит двусмысленное написание нормативного пункта? И читая пункт в приведенной Вами редакции и в редакции СП3.13130, Вы никогда грамотному юристу и мировому судье не докажете, что Вы хотели этим пунктом сказать. Ну в соответствии и в соответствии, и пусть в соответствии – и что? Ни о чем выражение. Напишите абсолютно конкретно – кто Вам не разрешает!

8.6 Допускается не оснащать СОУЭ:

— надземные одноэтажные производственные и складские здания, состоящие из одного помещения без наличия в нем постоянных рабочих мест и постоянного присутствия обслуживающего персонала, при условии, что расстояние от наиболее удаленного места возможного пребывания людей до ближайшего эвакуационного выхода из здания не превышает 20 м;

— одноэтажные производственные здания и сооружения, состоящие из одного или двух помещений, общей площадью не более 100 м 2 без постоянных рабочих мест или постоянного присутствия людей. Послабление конечно серьезное и совсем не нужное. Зачем такие подарки дарить собственникам? Пусть бы оставалась система оповещения – помешала что ли?. Да и для злоупотреблений пункт подходящий. Про постоянные рабочие места или постоянное присутствие людей – это вообще написано «мутно». Постоянно – это сколько за сутки? Круглосуточно, что ли? Если пять часов, скажем, присутствуют люди – это постоянно или не постоянно? А если четыре часа? А если шесть часов? Сколько ограничение? А если сидит человек круглосуточно, но уходит на один час на обед – это ведь опять же не постоянное присутствие. Так нормативный пункт не формулируется.

8.7 Для оповещения людей о пожаре в одноквартирных жилых домах (класса функциональной пожарной опасности Ф1.4), а также в многоквартирных жилых домах секционного типа этажностью менее 10 этажей включительно (класса функциональной пожарной опасности Ф1.3) необходимо оборудовать все помещения указанных зданий (за исключением санитарных узлов и ванных комнат) автономными пожарными извещателями.

На этом мы завершаем сегодняшнюю статью – анализ нового документа, разработанного ВНИИПО и предлагаемого для обсуждения – первая редакция СП » система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре». В итоге, хотелось бы добавить следующие тезисы, как бы от себя.

Данное СП практически копирует СП3.13130, за исключением не больших уточнений. Ну плюс кое где пункты местами переставили. То есть разработка нового документа абсолютно формальна – достаточно было уточнения в СП3.13130 внести и все, не парить мозг с новым документом. Не корректные формулировки, примененные в СП3.13130 почти нигде не исправлены, о чем свидетельствует данная статья. Вот судите сами. И в СП3.13130 и в данной первой редакции СП есть следующий пункт.

5.4 Настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

Вы не хуже меня знаете, сколько раз, в том числе и во ВНИИПО задавали один и тот же вопрос – как именно устанавливать настенные звуковые и речевые оповещатели в помещениях, высотой менее 2,45 метров? Мы на страницах нашего сайта также не обошли стороной данную проблему и после (опять же) консультации с ВНИИПО, написали статью, прочитать которую можно, пройдя по ссылке http://www.norma-pb.ru/nastennye-zvukovye-opoveshhateli-v-pomeshheniyax-vysotoj-menee-245-m/ – настенные звуковые оповещатели в помещениях высотой менее 2,45 метров.

Ну вот действительно – 2,3 метра + 0,15 метров (это то самое расстояние которое надо отступить от пола и потолка, причем потолок запросто может быть подвесной, так как это ведь тоже потолок) = 2,45 метров. В России не меряно зданий с высотой потолков менее 2,45 метра, если кто не знает. В помещениях коридоров, как правило, монтируют под потолком воздуховоды и кабельные лотки. Все это хозяйство закрывают подвесными потолками. Высота до подвесного потолка от пола, в этом случае, почти всегда меньше 2,45 метров. А ведь именно в коридорах устанавливается большая часть звуковых и речевых оповещателей. И что? Какая реакция ВНИИПО на письма народа? Пункт старый изменили или добавили новый с руководствами к правилам проектирования и монтажа в указанной ситуации? Нет, этого, как видите, нет. Вот Вам и ответ.

Приглашаю наших Читателей и коллег по цеху комментировать данную статью, присылать свои вопросы и замечания к тексту «системы пожарной сигнализации и управления системами противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» – первая редакция СП

Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

>О внесении изменения в приложение N 2 к приказу МЧС России от 11.03.2013 N 173

О внесении изменения в приложение N 2 к приказу МЧС России от 11.03.2013 N 173

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 19 ноября 2014 года N 645

О внесении изменения в приложение N 2 к приказу МЧС России от 11 марта 2013 года N 173

Внести изменение в приложение N 2 к приказу МЧС России от 11.03.2013 N 173 «Об утверждении перечней учреждений, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров на специальных объектах, за прохождение службы в которых сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы выплачивается надбавка к должностному окладу за особые условия службы, и специальных видов работ (специальных заданий), за осуществление (выполнение) которых сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы выплачивается надбавка к должностному окладу за особые условия службы» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 апреля 2013 года, регистрационный N 28030), согласно приложению.

Министр
В.Пучков

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации

19 декабря 2014 года,

регистрационный N 35265

Изменение, вносимое в приложение N 2 к приказу МЧС России от 11 марта 2013 года N 173

Приложение

Внести изменение в приложение N 2 к приказу МЧС России от 11.03.2013 N 173 «Об утверждении перечней учреждений, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров на специальных объектах, за прохождение службы в которых сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы выплачивается надбавка к должностному окладу за особые условия службы, и специальных видов работ (специальных заданий), за осуществление (выполнение) которых сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы выплачивается надбавка к должностному окладу за особые условия службы» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 апреля 2013 года, регистрационный N 28030), дополнив его пунктами следующего содержания:
«3. Ведение радиационной и химической разведки при тушении пожаров.

4. Проведение работ по ограничению и приостановке выброса (вылива) аварийно химически опасных веществ.

5. Осуществление газоспасательных работ.

6. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на водных акваториях.

7. Извлечение пострадавших и погибших из колодцев и шахт (завалов) при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

8. Осуществление работ с применением инженерной техники и приспособленных технических средств мобильных средств пожаротушения при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

9. Осуществление заправки воздушных баллонов на месте тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ.».
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

Российская газета,
N 1, 12.01.2015

1 Область применения

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Системы противопожарной защиты

СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ

Требования пожарной безопасности

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения сводов правил — постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения сводов правил» от 19 ноября 2008 г. № 858.

Сведения о cводе правил

1 РАЗРАБОТАН ФГУ ВНИИПО МЧС России

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 173

4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СВОД ПРАВИЛ

Системы противопожарной защиты

СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ

Требования пожарной безопасности

Дата введения 2009-05-01

Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее — здания).

Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.

2 Термины и определения

В настоящем своде правил приняты следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 автоматическое управление: Приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей командным сигналом от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

2.2 вариант организации эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения: Один из возможных сценариев движения людей к эвакуационным выходам, зависящий от места возникновения пожара, схемы распространения опасных факторов пожара, объемно-планировочных и конструктивных решений здания.

2.3 зона пожарного оповещения: Часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

2.4 полуавтоматическое управление: Приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей диспетчером (оператором) при получении командного сигнала от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

2.5 система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ): Комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

2.6 соединительные линии: Проводные и не проводные линии связи, обеспечивающие соединение между средствами пожарной автоматики.

2.7 эвакуационные знаки пожарной безопасности: Знаки пожарной безопасности, предназначенные для регулирования поведения людей при пожаре в целях обеспечения их безопасной эвакуации, в том числе световые пожарные оповещатели.

3 Требования пожарной безопасности к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

3.1 СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.2 Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей.

3.3 СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже.

Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.4 Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.

3.5 Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям.

4 Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей

4.1 Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

4.2 Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

4.3 В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения должны проводиться на уровне головы спящего человека.

4.4 Настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

4.5 В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, а также в защищаемых помещениях с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми оповещателями. Допускается использование световых мигающих оповещателей.

4.6 Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать нормам настоящего свода правил применительно к звуковым пожарным оповещателям.

4.7 Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.

4.8 Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

5 Требования пожарной безопасности к световому оповещению и управлению эвакуацией людей

5.1 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, принцип действия которых основан на работе от электрической сети, должны включаться одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности.

5.2 Световые оповещатели «Выход» в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания в них людей.

5.3 Световые оповещатели «Выход» следует устанавливать:

в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек — над эвакуационными выходами;

над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону;

в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей «Выход».

5.4 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать:

в коридорах длиной более 50 м, а также в коридорах общежитий вместимостью более 50 человек на этаже. При этом эвакуационные знаки пожарной безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров;

в незадымляемых лестничных клетках;

в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка эвакуационных знаков пожарной безопасности.

5.5 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать на высоте не менее 2 м.

6 Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях

В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1 Способы оповещения:

звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.);

+

+

*

*

*

речевой (передача специальных текстов);

+

+

+

световой:

а) световые мигающие оповещатели;

*

*

*

*

*

б) световые оповещатели «Выход»;

*

+

+

+

+

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения;

*

*

+

*

г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением

*

+

2 Разделение здания на зоны пожарного оповещения

*

+

+

3 Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

*

+

+

4 Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения

*

+

5 Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

+

Примечания:

1 «+» — требуется; «*» — допускается; «-» — не требуется.

2 Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5 типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

3 В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей). Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.

4 Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.

7 Требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

Здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Таблица 2

Здания (наименование нормативного показателя)

Значение нормативного показателя

Наибольшее число этажей

Тип СОУЭ

Примечания

1 Детские дошкольные образовательные учреждения (число мест)

До 100

*

В дошкольных учреждениях при применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

*

*

2 Спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений (число мест в здании)

До 100

*

*

Более 200

*

3 Больницы, специализированные дома престарелых и инвалидов (число койко-мест)

До 60

*

При применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

60 и более

*

3.1 Психиатрические больницы

До 60

*

Оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

60 и более

*

*

4 Гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпинги, мотели и пансионаты (вместимость, чел.)

До 50

До 3

*

Более 50

*

Более 9

*

*

5 Жилые здания:

*

В СОУЭ со звуковыми оповещателями возможно применять нарастающий во времени звуковой сигнал, а также производить периодическое отключение звукового сигнала для «пауз тишины», которые не должны превышать 1 минуты

секционного типа

До 10

*

коридорного типа

*

6. Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным количеством посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях (вместимость зала, чел.)

До 100

*

*

*

Более 1500

*

*

6.1. Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами и другие подобные учреждения с расчетным количеством посадочных мест для посетителей на открытом воздухе (вместимость зала, чел.)

До 600

*

Более 600

*

7 Музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях (число посетителей)

До 500

*

Более 3

*

Более 1000

*

*

8 Организации торговли (площадь этажа пожарного отсека, м2)

До 500

*

*

Более 3500

*

*

8.1 Торговые залы без естественного освещения (площадь торгового зала, м2)

До 150

*

Более 150

*

9 Организации общественного питания (вместимость, чел.)

До 50

*

Более 2

*

*

Более 1000

*

*

9.1 Организации общественного питания, находящиеся в подвальном или цокольном этаже (вместимость, чел.)

До 50

*

Более 50

*

10 Вокзалы

*

Более 1

*

*

11 Поликлиники и амбулатории (посещения в смену, чел.)

До 90

*

90 и более

*

12 Организации бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным количеством посадочных мест для посетителей (площадь пожарного отсека, м2)

До 500

*

*

Более 1000

*

13. Физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани (число посетителей)

До 50

*

*

*

Более 500

*

*

14. Общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения дополнительного образования детей, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования (число мест)

До 270

*

*

*

Более 1600

Более 3

*

*

15. Образовательные учреждения высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования специалистов

До 4

*

*

Более 9

*

*

16. Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научные организации, банки, конторы, офисы

До 6

*

Более 6

*

17. Производственные и складские здания, стоянки для автомобилей, архивы, книгохранилища (категория здания по взрывопожарной и пожарной опасности)

А, Б, В, Г, Д

*

1-й тип СОУЭ допускается совмещать с селекторной связью. СОУЭ зданий с категориями А и Б должны быть сблокированы с технологической или пожарной автоматикой

А, Б

*

В

*

Г, Д

*

Примечания:

1 Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения, или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.

2 Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.

3 На объектах защиты, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4 или 5 типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

4 В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с пониженным слухом или зрением, СОУЭ должна учитывать эти особенности.

5 Для зданий категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности, в которых предусмотрено устройство СОУЭ 3-го типа, в дополнение к речевым пожарным оповещателям, установленным внутри зданий, должна быть предусмотрена установка речевых пожарных оповещателей снаружи этих зданий. Способ прокладки соединительных линий СОУЭ и расстановка пожарных оповещателей снаружи зданий определяется проектной организацией.

6 В учреждениях, где требуется оповещение только обслуживающего персонала, расстановку речевых оповещателей следует производить в соответствии с требованиями настоящего свода правил.

7 Одноэтажные складские и производственные здания, состоящие из одного помещения (категории по взрывопожарной и пожарной опасности В4, Г, Д) площадью не более 50 м2 без постоянных рабочих мест или постоянного присутствия людей, допускается не оснащать СОУЭ.

Ключевые слова: безопасная эвакуация, оповещение и управление эвакуацией, пожарные оповещатели, знаки пожарной безопасности

СП 3.13130.2009

СВОД ПРАВИЛ

Системы противопожарной защиты

СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ

Требования пожарной безопасности

ОКС 13.220.20
ОК ВЭД L 7523040

Дата введения 2009-05-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения сводов правил — постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения сводов правил» от 19 ноября 2008 г. N 858
Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН ФГУ ВНИИПО МЧС России

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 173

4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (ФГУ ВНИИПО МЧС России) в сети Интернет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *