Специальное водопользование

Общее и специальное водопользование

Общим водопользованием считается использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств; оно осуществляется без получения лицензии на водопользование. Специальное водопользование предполагает получение лицензии на водопользование.

Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных судах. Об этих запретах и иных подобного рода условиях, прежде всего природоохранных, общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.

Если условия общего водопользования или его запрещение не объявлены, то общее водопользование осуществляется свободно в соответствии с водным законодательством, т. е. без причинения вреда окружающей среде. При этом должны соблюдаться правила охраны жизни людей на воде и иные условия – они устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами МПР, Госкомэкологии, Госсанэпиднадзора и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов.

Как при общем, так и при специальном водопользовании водопользователи обязаны:

рационально использовать водные объекты, соблюдать установленные в лицензии условия и требования;

не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания животного и растительного мира;


содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;

информировать органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющихнасостояние водных объектов;

вести учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, систематические наблюдения за водными объектами;

своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;

осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов.

Таким образом, как при общем, так и при специальном водопользовании, приоритетными являются экологические требования.

Направления и способы охраны вод

Органы государственной власти принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению вод, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана вод осуществляется по различным направлениям и несколькими способами:

от загрязнения и засорения (сброса или иного поступления вредных веществ) – определением источников загрязнения, регулированием деятельности стационарных и других источников загрязнения;

от аварийного загрязнения (залпового сброса вредных веществ, причиняющего вред или создающего угрозу причинения вреда здоровью населения или нормальному осуществлению хозяйственной деятельности) – оповещением органов по чрезвычайным ситуациям нижележащей территории, введением и применением административных санкций, принятием мер для локализации аварийной ситуации, оценкой серьезности ущерба, организацией восстановительных работ и т. д.;

от ядохимикатов и других химических средств – разрешением применения их только при условии, если это не повлияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов, использованием химических средств в сельском хозяйстве с соблюдением специальных требований;

от загрязнения радиоактивными и токсичными веществами и материалами – поддержанием их в воде на уровне, не приводящем к причинению вреда здоровью населения, запрещением их захоронения в водные объекты, сбросом сточных радиационно-загрязненных вод только после их очистки, запрещением проведения взрывных работ, при которых используется ядерная и иные технологии, сопровождающиеся выделением радиоактивных и токсичных веществ.

Меры охраны водных объектов

Для реализации задач по охране вод принимаются следующие основные меры:

устанавливаются и соблюдаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты исходя из предельно допустимой антропогенной нагрузки, из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде, из условия целевого использования водного объекта (19 декабря 1996 г. принято постановление Правительства РФ «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты»);

осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски) и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод для поддержания надлежащего экологического состояния вод;

принимаются меры для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод – наводнения, затопления и подтопления; разрушения берегов, плотин, дамб; заболачивания и засоления земель; эрозии почв, образования оврагов, оползней и селевых потоков;

заключаются бассейновые соглашения для координации и объединения деятельности в пределах бассейна водного объекта с участием органов государственной власти Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений и водопользователей (такие договоры заключены и реализуются в масштабе рек Волга, Ока, Десна, Обь-Иртышского бассейна)*.

* См., например: Муртазалиев А. М. Правовая охрана окружающей среды в. бассейне Каспийского моря. Махачкала, 1997.

Водоохранные зоны

(выделение водоохранных зон; режим водоохранных зон; прибрежные защитные полосы)

Для поддержания водных объектов в надлежащем состоянии, для предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, для сохранения среды обитания животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны. Они являются способом, мерой охраны водных объектов,нопоскольку представляют особый интерес, актуальны для настоящего периода, подвергаются постоянным «вторжениям» и непосредственно связаны с регулированием экологических отношений, их рассмотрение выделяется в отдельный параграф.

Выделение водоохранных зон

Указанные зоны – это территория, примыкающая к акватории водного объекта (т. е. к ограниченному водному пространству), на которой устанавливается специальный режим. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос (имеющих более строгий охранительный режим) устанавливается Правительством РФ. 23 ноября 1996 г. Правительством РФ утверждено Положение о. водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах.*

* Российская газета. 1996. 11 дек.

В соответствии с ним зоны и полосы утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению бассейновых и других территориальных органов управления водным фондом МПР, согласованному с органами Госкомэкологии, санитарно-эпидемиологического надзора и пограничной службы.

Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока: до 10 км – 50 м, от 10 до 50 км – 100 м, от 50 до 100 км – 200 м, от 100 до 200 км – 300 м, от 200 до 500 км – 400 м, от 500 км и более – 500 м. Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 км – 300 м, от 2 км и более – 500 м. На территории городов и других поселений водоохранные зоны устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами.

Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население. Установление зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с землей: они обязаны соблюдать и обеспечивать установленный режим.

Режим водоохранных зон

В пределах водоохранных зон запрещается:

применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

использование навозных стоков для удобрения почв;

размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения отходов, кладбищ и скотомогильников;

складирование навоза и мусора, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей;

размещение стоянок транспортных средств, в том числена территориях дачных и садово-огородных участков;

проведение рубок главного пользования.

На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов. Наряду с водоохранными зонами могут быть установлены также зоны санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, запретные полосы лесов по берегам водных объектов, иные охранные зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земельные участки в водоохранных зонах предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством, но по согласованию со специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда (МПР РФ).

Прибрежные защитные полосы

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к вышеуказанным ограничениям запрещаются:

распашка земель;

применение удобрений;

складирование отвалов размываемых грунтов;

выпас и организация летних лагерейскота;

установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство;

движение автомобилей и тракторов.

Участки земель в прибрежных защитных полосах предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности в прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах осуществляется:

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (МПР РФ);

специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды (Госкомэкологии РФ и др.);

государственным органом управления использованием и охраной земель (Госкомземом);

специально уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством (Федеральной службой лесного хозяйства).

Таким образом, выделение водоохранных зон и прибрежных защитных полос является эффективной экологической мерой, а государственный контроль за их использованием и охраной осуществляется усиленно, что обусловлено их важной ролью в организации надлежащей охраны окружающей среды.

Статья 86. Общее и специальное водопользование

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 86 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 86. Общее и специальное водопользование

Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование.

Общее водопользование может осуществляться как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

ГАРАНТ:

О порядке выдачи разрешений на специальное водопользование природопользователям России см. письмо Минприроды РФ от 29 мая 1995 г. N 05-24/29-1613

Экология СПРАВОЧНИК

Особой разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления. Пользование водными объектами для сброса сточных вод регулируется ст. 144 Водного кодекса РФ, атмосферой — для выброса загрязняющих веществ предприятиями и иными стационарными источниками — ст. 15—22 Закона «Об охране атмосферного воздуха».

Особо отметим, что в отрасли начали появляться предприятия, имеющие настоящую замкнутую систему водопользования, т.е. оборудованные самыми сложными хвостовыми установками — выпарными и др. (комбинаты «Уралэлектромедь» — г. В. Пышма Свердловской обл., г. Кыштым Челябинской обл.) (рис. 6.9).

Следует особо отметить, что для контроля за качеством воды считается весьма перспективным применение биоиндикаторов (биологический анализ по составу организмов). В отличие от химических и физических методов измерений биоиндикаторы реагируют на все виды загрязняющих веществ. В то время как приборы измерительных станций определяют лишь те вещества, для которых они предназначены. Исследование индикаторных организмов в биоценозе водоема позволяет оце-тить его состояние и пригодность для различных видов водопользования. Биоиндикаторы — организмы, которые реагируют на загрязнение юдоема изменением видимых признаков, что позволяет прогнозировать •-итуацию с загрязнением на основе измерения этих изменений. Крупно-1асштабные исследования проще проводить с использованием биоинди-;аторов, так как они намного дешевле измерите.:п>ных приборов. Биоиндикат оры должны быть применены как дополнение к химичес-им и физическим методам измерения.

Малые реки особо чувствительны к различным видам загрязнения, имеют сравнительно низкую самоочищаюшую способность. Для использования этих рек в рекреационных цепях необходимы водоохранные мероприятия: установление предпочтительных для рекреации зон водопользования с поддержанием в них допустимого качества воды, охрана береговых ландшафтов, очистка русла и поймы реки и др.

Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст. 86 Водного кодекса РФ). При этом виды специального водопользования определяются в особом перечне специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Разновидностью специального водопользования является особое водопользование, регулируемое ст. 87 Водного кодекса РФ. Для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, по решению Правительства РФ могут предоставляться в особое пользование. Водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ, могут предоставляться для государственных и муниципальных нужд в особое пользование по решению органов исполнительной власти субъектов РФ. В решении о предоставлении водных объектов в особое пользование указываются цель и основные условия использования водных объектов.

Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в порядке, установленном ВК. Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования. Бечевник и общее водопользование могут устанавливаться на водных объектах особого пользования на условиях, предусмотренных ст. 20 и 88 ВК.

Целесообразность замкнутых систем водопользования должна основываться на балансе веществ, загрязняющих окружающую среду, в том числе и водную. При некоторых особых условиях географического или экономического характера возврат воды в производство может оказаться целесообразным даже в тех случаях, когда он будет вызывать удвоенное или утроенное загрязнение водной среды. Это особые случаи, выходящие за рамки экологического подхода. Но есть примеры безусловной экологической целесообразности замкнутых систем водопользования. В электронной, радиотехнической промышленности используют полученную ценой экологических и экономических затрат особо чистую воду, которая после ее применения в несколько раз чище дистиллированной и на два порядка чище исходной воды. В этом случае замкнутый цикл водопользования (доочистка и возврат .в производство) оправдан не только экономически, но и экологически благодаря .резкому сокращению вторичного загрязнения водной среды, так как на доочистку расходуется на 1 … 2 порядка меньше реагентов, чем на получение новых объемов особо чистой воды.

Однако центральным этапом процесса управления водопользованием является разработка капиталоемких долгосрочных планов по комплексному развитию ВХС и охране вод. Решение этой стратегической задачи базируется на комплексном анализе напряженности водохозяйственного баланса, долгосрочных прогнозных характеристиках стока, качества природных вод, а также экономической эффективности планируемых мероприятий. Особо важную роль при этом играет разноплановая нормативная информация. Использование укрупненных экономических нормативов позволяет оценить показатели предельно допустимых сбросов в водные объекты, определить конкретные ставки платежей, а также выработать механизмы экономического стимулирования водоохранной деятельности . Особую роль играют укрупненные нормативы водопотреб-ления, водоотведения и сброса ЗВ при планировании водопользования на региональном уровне, поскольку невозможно учесть все разнообразие конкретных локальных условий водопотребления, водоотведения, технологии очистки сточных вод и т. п. В свою очередь, результаты планирования могут служить основой для пересмотра нормативов водопотребления и водоотведения, (как правило, в сторону их «ужесточения»).

Пользование водами для отдыха и спорта допускается без особых на то разрешений. Государство содействует использованию природных объектов для массового отдыха и спорта. При необходимости запрещаются забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, определяются другие условия водопользования, необходимые для обеспечения права граждан на благоприятную природную среду.

Действующее законодательство определяет общий порядок водопользования для питья и хозяйственно-бытовых нужд населения, предусматривает обязательные меры санитарной охраны источников водоснабжения, запрещает эксплуатацию предприятий, загрязняющих эти источники промышленными сточными водами, предъявляет особые требования .к использованию подземных вод и т. п. Для оценки пригодности воды, используемой для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, .разработан и утвержден государственный стандарт «Вода питьевая», определяющий совокупность требований по качеству воды. Прит годность того или иного водоема для использования в качестве источника водоснабжения также определяется по государственно-1 му стандарту «Источники централизованного хозяйственно-питье ; вого водоснабжения. Правила выбора и оценки качества».

По техническим условиям существует общее, специальное и особое водопользование.

За рубежом применяют сбраживание иловой воды в метантенках. В особых случаях, например при замкнутых системах водопользования, иловую воду подвергают выпариванию.

На рыбохозяйственных водоемах или их отдельных участках, имеющих особо важное значение для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб и других объектов водного промысла, права водопользователей могут быть ограничены в интересах рыбного хозяйства. Перечень таких водоемов или их участков и виды ограничений водопользования определяются органами по регулированию использования и охране вод по представлению органов, осуществляющих охрану рыбных запасов.

Так как ниже выпуска сточных вод, кроме населенного пункта В (по второму виду водопользования), находится город М, для которого река Н намечается в качестве источника централизованного водоснабжения, следует произвести проверочный расчет, имея в виду лишь те показатели вредности, для которых установлены особые нормативы при первом виде водопользования (взвешенные вещества, запах и привкусы, окраска, минеральный состав) или те, значение которых меняется в зависимости от разбавления и времени, необходимого для протекания процесса самоочищения.

В Правилах сочетаются принципы дифференцированного выявления нормативных требований каждого вида водопользования и обязательности защиты интересов всех водопользователей. Это нашло отражение в том, что нормативы качества воды для водоемов санитарно-бытового водопользования и нормативы качества воды водоемов, используемых в рыбохозяйственных целях, подробно изложены в двух отдельных разделах Правил. И в то же время особо подчеркнуто (п. 4), что в случаях одновременного использования водоема или его участка для различных нужд народного хозяйства при определении условий спуска сточных вод следует исходить из более жестких требований в ряду одноименных нормативов качества поверхностных вод, т. е. условия спуска должны отвечать требованиям того вида водопользования, обеспечение которого возможно лишь при более высоких требованиях к качеству воды.

С учетом указанной структуры охраняемого района установлены требования к качеству морских вод, причем особо оговорен приоритет гигиенических интересов морского водопользования и обеспечения здоровья населения во всей системе охраны прибрежных вод (табл. 34).

Очевидно, что это неблагоприятное влияние в первую очередь и наиболее заметно должно сказаться на условия водопользования населенных пунктов, наиболее близко расположенных к месту выпуска ,сточных вод. Поэтому в санитарной охране водоемов особое внимание уделяется населенному месту, ближайшему к месту выпуска сточных вод (ближайшему пункту водопользования). Очевидно, если спуск сточных вод не оказал вредного влияния на условия водопользования и не создал опасной в санитарном отношения обстановки у ближайшего пункта, он, как правило, не может быть опасен для населенных пунктов, расположенных дальше по течению. А если неблагоприятное влияние уже сказалось или может сказаться у ближайшего пункта, то это уже является достаточным основанием для предъявления требований к выполнению мероприятий по очистке сточных вод вне зависимости от того, что санитарная обстановка у более отдаленных населенных пунктов может быть благоприятной.

Сброс очищенных производственных и бытовых сточных вод запрещается: ® в границах охраняемых прибрежных районов водопользования; ® в моря или прибрежные охраняемые районы, объявленные заповедными; ® в моря или прибрежные охраняемые районы, имеющие особое государственное значение либо особую научную и культурную ценность.

При решении задач по сокращению объемов водопотребления и сбросов ЗВ, а также при определении базовых характеристик систем водопользования особо важную роль играют математические модели оптимизации бассейнового уровня. Они позволяют оценить диапазоны и распределение затрат на охрану вод, платежи за водопотребление и сбросы ЗВ, размеры субсидий на строительство и реконструкцию, а также предельно допустимые сбросы ЗВ. В совокупности это раскрывает структуру механизма экономического стимулирования.

Правила распространяются на все виды пользования водными объектами. Использование водных объектов осуществляется в виде общего и специального водопользования. Водные объекты могут предоставляться в особое пользование. Перечень видов специального водопользования утверждается МПР России.

В результате многолетних исследований Ладожского озера его акватория была разбита на четыре лимнические зоны (Ладожское озеро…, 1992), каждая из которых играет особую роль в функционировании экосистемы в целом и имеет свою ценность с позиции водопользования (рис. 1).

В настоящей монографии обсуждаются основные аспекты планирования и управления водными ресурсами для разномасштабных водных объектов. Много внимания уделено проблемам водопользования в бассейнах крупных рек, где особую важность приобретает выделение приоритетных проблем, а также структуризация и постановка необходимых задач в системной взаимосвязи со всем комплексом вопросов. Совокупность компьютерных технологий ориентирована на уровень принимаемых решений и, следовательно, на специфику потенциальных пользователей. Это позволяет поддерживать решения, принимаемые не одним человеком (ЛПР), а коллективным иерархически организованным пользователем.

Категории биологических загрязнений сточных вод и их значение для оценки эпидемиологической опасности сточных вод. Передача некоторых инфекций водным путем приобретает особую актуальность вследствие всевозрастающей роли водоемов в жизни людей. Увеличение микробиологического загрязнения водоемов связано с поступлением большого количества сточных вод, возрастанием водопользования, использованием их для купания и проведения спортивных мероприятий. Ряд бактериальных инфекций (брюшной тиф, дизентерия, холера, туляремия) имеют водный путь передачи. Для вирусных инфекций (полиомиелита) тоже доказана возможность передачи через водную среду.

Использованию и охране водных объектов посвящен раздел IV (ст. 85—128). В этом разделе рассмотрены цели и способы использования водных объектов; вопросы общего и специального водопользования, особого пользования водными объектами; порядок осуществления общего водопользования; ограничения, приостановления или запрещения использования водных объектов; лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения); порядок предоставления водных объектов в пользование; права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов; антимонопольные требования в области использования водных объектов.

Водно-экологическая ситуация в России требует поиска выхода из нее, разработки принципиально новых подходов к водной политике. Значительно возрос интерес к малым рекам, что обусловлено их особой ландшафтообразующей и экологической ролью. Эти реки составляют основу гидрографической сети, специфическими природными системами являются и водосборы малых рек. Сложившееся природопользование затрагивает и разрушает прежде всего эти геосистемы. Интенсификация использования их ресурсов, усиливающееся загрязнение вод свидетельствуют об углублении водохозяйственного кризиса. Его преодоление является сложной задачей, решение которой лежит в интеграции научных направлений, активном развитии фундаментальных исследований в области наук о земле и воде, широком внедрении в практику хозяйствования рекомендаций по экологически безопасному водопользованию.

Однако в прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование. Водоохранные зоны водных объектов, являющиеся источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Контрольный створ — это поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды. На водном объекте рыбохозяйственного назначения контрольный створ устанавливается в каждом конкретном случае, но не далее 500 м от места сброса сточных вод. При отсутствии у водного объекта особого водоохранного статуса контрольный створ назначается в 1 км от пункта водопользования, на водоемах — в радиусе 1 км. Обоснование выбора контрольного створа — один из наиболее важных вопросов контроля и осуществления водоохранных мероприятий на водном объекте.

Книга посвящена принципам и методам компьютерного моделирования в управлении водными ресурсами. В комплексе рассматриваются методология построения моделей, их декомпозиция, вопросы информационного обеспечения. Оценивается значимость правовой и экономической среды принятия управляющих решений. Особое место отведено результатам, связанным с построением систем поддержки принятия решений в области рационального водопользования. Выбор состава водоохранных мероприятий иллюстрируется примерами решений задач на конкретных материалах, относящихся к бассейну р. Волги. Важное место занимает расширение традиционного представления экономико-математических моделей до уровня комплексных моделей, учитывающих также природные аспекты водохозяйственной деятельности.

Согласно действующему законодательству при заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов ставки платы для плательщиков в части такого превышения увеличиваются в 5 раз по сравнению с базовыми ставками платы. Кроме того, ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении водопользования на основании лицензии (разрешения), при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения). При этом в Федеральном законе «О плате за пользование водными объектами» особо указано, что оплата по повышенным ставкам безлицензионного или сверхлимитного водопользования не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующего разрешения, от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. В связи с этим отсутствие лицензии на водопользование или сверхлимитное водопотребление при экологическом аудите должно рассматриваться как серьезное несоответствие.

Для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование заявитель представляет в территориальный орган МПР России заявление с необходимыми обоснованиями, указанием местоположения объекта, цели, основных условий и срока пользования. К заявлению прилагаются документы, перечень которых установлен для каждого вида водопользования: особое пользование, для добычи полезных ископаемых, для забора воды, для целей гидроэнергетики и пр.

Пропуск высоких вод представляет собой многофакторную проблему. Здесь необходимо учитывать безопасность сооружений и затопляемых территорий, недостоверность прогнозов стока, противоречивость требований участников использования речного стока, трудности своевременной подготовки водохранилищ к пропуску паводков. Поскольку интересы водопользования ориентированы также на периоды после пропуска высоких вод, возникает стремление наполнить водохранилища в конце паводка, по возможности, близко к НПУ. Управление пропуском паводков системой водохранилищ в условиях комплексного использования стока оказывается особо сложной и ответственной задачей.

Вопросы охраны вод регулируются многими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ее субъектов, региональными актами. Российское водное законодательство регламентирует право долгосрочного, краткосрочного и ограниченного пользования, порядок заключения договоров пользования водными объектами, общее, специальное и особое водопользование, институт платности водопользования (водный налог, плату за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды). Нормативными правовыми актами, лицензиями и договорами на водопользование определяются объемы забираемых и сбрасываемых вод, сроки и другие условия, публичные и частные водные сервитуты, а решениями органов местного самоуправления — условия общего водопользования и некоторые другие вопросы.

Однако данные, которые имеются сегодня по нашей стране, не позволяют сделать надежного заключения о вкладе неточечных источников в загрязнение водных объектов России. Более того, по мнению одного из ведущих отечественных специалистов в области водных ресурсов академика М. Г. Хубларяна, директора Института водных проблем РАН, в России до сих пор сохраняется явно ущербная, экологически опасная структура отчетности по водопользованию, когда «невозможно получить исчерпывающее представление, откуда и как загрязняющие вещества поступают в водные объекты. Фактически не учитываются рассредоточенные источники загрязнения (сток с различных территорий, выпадение из атмосферы, загрязнение от водного транспорта и рекреаций), а также особо опасные аварийные и залповые сбросы.

Специальное природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением наряду с предоставлением права и обязанностей. Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей.

Для тех заводов, где биохимическая очистка сточных ¡вод, отводимых в водоемы, отсутствует, обесфеиоливание сернисто-щелочных я сульфидных сточных вод обязательно. Попадая в водоем, фенолы уничтожают его микрофлору и фауну, так как на их окисление, так же как н на окисление других органических соединений, расходуется кислород, содержащийся в водоеме, что приводит к нарушению кислородного баланса водоема. При концентрации фенола порядка тысячных долей миллиграмма на литр вода после хлорирования приобретает специфический неприятный запах и становится непригодной для питья. Предельно допустимая концентрация летучих фенолов в воде для водопользования не должна превышать 0,001 мг/л. Поэтому очистка сточных вод от фенолов имеет особо важное значение.

Европейские страны активно сотрудничают в деле охраны природы в рамках Европейской экономической комиссии ООН , Институт Старших советников по охране окружающей среды и водных ресурсов этой организации содействует развитию национальных программ охраны окружающей среды, выработке принципов региональной политики. Европейскими странами подписана Конвенция о защите Рейча от химических загрязнений. Приморские государства согласовали Конвенцию о предотвращении загрязнения морской воды с суши. При содействии ООН открыта для подписания Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, которая имеет большое значение для стран Европы. Особое значение Конвенция имеет для стран Ближнего Востока, где неурегулированность водопользования являлась одной из причин военных конфликтов.

В последние годы в теории управления водными ресурсами появилось немало новых идей и результатов, которые стимулировали авторов на дополнение, переосмысление и объединение собственных исследований в этой области, представленных в ранее опубликованных статьях и монографиях. Наиболее значительное из того, что произошло в этой области за прошедшие годы, было связано с изучением водохозяйственных систем (ВХС) х), как больших природно-экономических систем, обладающих иерархической структурой. Это обстоятельство означает постепенное перемещение центра тяжести методологии управления водными ресурсами в сторону исследования сложных комплексных ВХС. Их изучение имеет междисциплинарный характер, а иерархия управления обусловлена спецификой самих водохозяйственных объектов. Отметим, что развитие водопользования со временем приводит к дефициту водных ресурсов, а также к загрязнению рек и водоемов. В этих условиях значительно усложняются традиционные задачи планирования и управления ВХС, и особое значение приобретают проблемы, связанные как с оценкой воздействий хозяйственной деятельности на водные экосистемы, так и с обоснованием средств защиты водоисточников от истощения и загрязнения. Поэтому практически задачи планирования водопользования объединяются в единую систему с задачами обоснования технологий производственного цикла.

Понятия специального и особого водопользования

Специальное и (или) особое водопользование предусматривалось Водным кодексом РФ от 16.11.1995 № 167-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2007 года в связи с введением в действие нового Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

Согласно ст.86 ранее действовавшего Водного кодекса РФ специальным водопользованием признается использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется исключительно на основании лицензии на водопользование и заключенному на его основании договору водопользования, являющихся основанием для приобретения права на пользование водным объектом, кроме случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Также существует Перечень видов специального водопользования, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 23 марта 2005 г. № 70 «Об утверждении Перечня видов специального водопользования». К специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частью в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, лесного хозяйства, гидроэнергетики, рекреации, транспорта, строительства, рыбного хозяйства, охотничьего хозяйства, лесосплава, добычи подземных вод, полезных ископаемых, торфа и сапропеля, а также для иных целей, если указанные цели водопользования осуществляются с применением сооружений, технических средств и устройств, указанных в данном Перечне. В отношении видов специального водопользования подземными водными объектами существует официальное разъяснение в виде Письма Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19 марта 1998 г. № 11-2-19/55, определяющее следующий список таких видов.

Согласно ст.87 ранее действовавшего Водного кодекса РФ в особое водопользование водные объекты предоставляются для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных или муниципальных нужд по решению и в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В самом ранее действовавшем ВК РФ ничего не было сказано о лицензии на особое водопользование, однако необходимость ее получения была установлена Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» от 3 апреля 1997 г. № 383. С 1 января 2007 года Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. № 383 утратило силу (Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *