Справка 5 ок пенсионный фонд

Приложение 9 вместо ОК-7

Правильно определить страховой стаж (на момент наступления страхового случая) — проблема, в первую очередь, работодателя. Раньше правила его исчисления были такие:

1) за периоды работы застрахованного лица до 01.01.2011 г. стаж определяли по трудовой книжке работника;

2) с 01.01.2011 г. следующим образом:

— если работник после 01.01.2011 г. работал только у одного работодателя, а именно у того, который сейчас оплачивает ему больничный, то страховой стаж такого работника можно было определить на основании данных персонифицированного учета, а именно — ЕСВ-отчета или справки из Пенсионного фонда по ф. ОК-7 (работодатель либо получал ее самостоятельно, либо просил сделать это работника);

Минсоцполитики в письме от 27.04.2018 г. № 613/0/51-18/218 отмечало, что страховой стаж по соцстрахованию в связи с временной потерей трудоспособности за период до 2016 года может исчисляться по данным ф. ОК-7, а начиная с 2016 года — по данным ф. ОК-5 или ОК-7.

— если работник после 01.01.2011 г. работал еще и у других работодателей, то для подтверждения страхового стажа ему нужно было предоставить справку по ф. ОК-7. В этой ситуации нужно было обязательно «подключать» работника. Ему нужно было идти в Пенсионный фонд и получать такую справку.

Затем у страхователей и работников появилась возможность получать справки по ф. ОК-7 в электронной форме. Только работодателям это не сильно облегчило жизнь. Ведь они могли получить информацию только о лицах, состоящих с ними в трудовых отношениях и исключительно за период пребывания их в трудовых отношениях с этим страхователем.

Важно! Теперь же работодатель может получить данные о страховом стаже работника за весь нужный ему период, а не только за период пребывания в трудовых отношениях с работодателем. И такая возможность уже реализована. Для этих целей выдается справка «Дані про трудовий та страховий стаж» (приложение 9 к Положению о реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, утвержденному постановлением правления ПФУ от 18.06.2014 г. № 10-1, в редакции постановления правления ПФУ от 27.03.2018 г. № 8-1).

Чтобы получить приложение 9, не нужно лично посещать ПФУ . Все можно сделать в электронном виде. Достаточно зайти на портал https://portal.pfu.gov.ua.

Приложение 9 получить могут и сами работники на себя (при наличии ЭЦП).

Сервис очень удобный, но пока в его работе есть нюансы. О них чуть ниже.

Заметим, что справки по ф. ОК-5 и ОК-7 никто не отменял. Они подходят для подтверждения стажа так же, как и приложение 9.

Как получить приложение 9 работодателю

Для начала нужно авторизоваться на портале ПФУ https://portal.pfu.gov.ua/.

Далее выбрать «Запити на отримання електронних документів» и в меню выбрать «Довідка про трудовий та страховий стаж». Затем: заполнить Новый запрос на получение документов данными своего сотрудника / Подписать данные страхователя / Отправить в ПФУ запрос.

Для получения справки перейти в раздел «Звернення» и выбрать последнее выполненное задание**.

** Дополнительный «инструктаж» — по адресу https://buhgalter911.com/news/news-1039871.html.

Вот и все, готовая справка (приложение 9) уже у вас на руках.

Подводные камни и нюансы расчета стажа

На сегодняшний день система получения справки по форме приложения 9 еще содержит ряд недоработок .

Во-первых, бывают сбои. Не всегда удается получить необходимые данные о стаже. Кроме того, несмотря на то, что данные о страховом стаже лица должны быть предоставлены за весь период, когда им были уплачены страховые взносы (т. е. по всем годам и месяцам работы лица), в большинстве случаев в приложении 9 видно стаж работника только после 2004 года.

Еще такой момент. Имейте в виду: определенный в приложении 9 страховой стаж работника не всегда будет именно тем, который нужно применять при оплате больничного листа.

Дело в том, что данные приложения 9 формируются на основании данных об уплате страховых взносов, а страховой стаж для оплаты больничного включает в себя также и периоды, за которые страховые взносы не уплачивались.

Так, например, c 01.01.2004 г. по 01.07.2013 г. страховые взносы с пособия по беременности и родам не уплачивались. Поэтому в страховой стаж по данным приложения 9 в этот период отпуска в связи с беременностью и родами не вошел. Но он туда включается — и согласно действовавшему до 01.01.2015 г. Закона № 2240***, и согласно ныне действующему Закону №1105. Так что проверяйте!

*** Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Если вы ранее исчисляли страховой стаж работника и знаете, что он у него превышает 8 лет (есть справки ОК-7, ОК-5 и/или данные ПФ/ЕСВ-отчетности), то вам справка о страховом стаже не нужна. В таком случае в графе 21 Заявления-расчета вы должны поставить 96, и на этом проблемы с определением общего страхового стажа для вас закончены.

И еще один вопрос. Нужно ли каждый раз при заполнении Заявления- расчета на одного и того же работника по разным страховым случаям получать новую справку (приложение 9)?

Нет, делать это не обязательно. Если у вас уже есть на руках приложение 9, то можно на него же и опираться при следующем страховом случае (конечно же, с учетом отработанных работником впоследствии месяцев стажа, если они влияют на сумму пособия).

Індивідуальні відомості про застраховану особу

Подати електронний запит на отримання документів особисто через Портал електронних послуг Пенсійного фонду.

Довідка формується і надсилається автоматично в персональний кабінет

Безоплатно

Електронний документ форми ОК-5

Пенсійний фонд України

Закон України «Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування»

Маєте запитання?

В течение последнего года многие работники столкнулись с ситуацией, когда в бухгалтерии отказываются начислять пособие по временной нетрудоспособности без предоставления справки из пенсионного фонда по форме ОК-5.

В этой статье мы попробуем разобраться действительно ли при отсутствии справки невозможно рассчитать больничный.

Какие сведения содержит справка ОК-5

Справка ОК-5 «Индивидуальные сведения о застрахованном лице» дает возможность бухгалтерии осуществлять контроль за данными, влияющими на размер пособия по временной потере трудоспособности, а именно следить за наличием у работника страхового стажа.

В справке содержатся сведения о всех местах работы застрахованного лица за определенный период и приводится информация о сумме заработка за каждый месяц отдельно по каждому месту работы, о количестве дней страхового стажа и делается отметка об уплате страховых взносов.

В справке также приводятся данные о периодах, когда лицо не уплачивало взносы, но согласно действующего законодательства эти периоды засчитываются в страховой стаж.

Читайте также Расчет начислений и удержаний из заработной платы в 2016 году

Основания для требования справки ОК-5

Требования бухгалтеров предоставить справку не беспочвенны. Ведь согласно ч.2 ст.21 Закона Украины от 23.09.1999 г. № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании» в редакции ЗУ от 28.12.2014 г. № 77-VIII страховой стаж исчисляется по данным персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования. Но это не означает, что при каждом случае болезни работника нужно требовать справку из Пенсионного Фонда, подтверждающую наличие страхового стажа.

Случаи, в которых для определения страхового стажа справка ОК-5 является обязательной

Согласно части 4 статьи 19 ЗУ № 1105-XIV существуют определенные ограничения в размере пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам для лиц, которые в течение двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования имеют страховой стаж меньше шести месяцев.

Следует отметить, что действующим законодательством предусмотрено, что в страховой стаж засчитываются в полном объеме лишь те месяцы, в которых были уплачены взносы в размере не меньше минимального. Поскольку запись в трудовой еще не свидетельствует о наличии соответствующего количества страхового стажа, то для застрахованных лиц, работающих на предприятии менее полугода, предоставление справки по форме ОК-5 в случае болезни является обязательным.

Кроме того, справка нужна, чтобы определить общий страховой стаж у новых работников.

У бухгалтеров нет никаких оснований требовать справку из пенсионного фонда у работников, которые работают на предприятии более восьми лет, ведь для них больничные должны рассчитываться исходя из 100% среднего заработка.

Также нет необходимости предоставлять справку ОК-5 при каждом случае болезни. Ведь ежемесячно предприятие предоставляет отчеты в ПФУ, на основании которых формируются индивидуальные сведения о застрахованных лицах.

Как получить справку ОК-5

Справка ОК-5 выдается органами ПФУ по месту регистрации по личному обращению работника. Для получения справки необходимо предъявить паспорт, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (код ИНН) и написать заявление установленного образца. Выписка о начисленной заработной плате и стаже выдается из централизованной базы и содержит сведения о работе на всей территории Украины.

Читайте также Как учитывать компенсационные выплаты при начислении больничных по обновленному Порядку 1266

Как рассчитать больничный в случае если работник отказался предоставить справку ОК-5

Действующим законодательством не предусмотрено как должен поступить бухгалтер, в случае если работник не предоставил справку по форме ОК-5. Кроме того, ст.31 ЗУ № 1105-XIV предусмотрен перечень документов на основании которых начисляется пособие, среди которых отсутствует справка ОК-5.

Если работник отказывается предоставить справку ОК-5, а страховой стаж в его случае невозможно определить без данных с ПФУ, чтобы не нарушать сроки назначения пособия и с целью предотвращения штрафных санкций со стороны контролирующих органов, рекомендуем при начислении больничных учитывать только тот страховой стаж, который работник получил по последнему месту работы.

Ольга Бондаренко

Бухгалтер. Консультант по налоговому и бухгалтерскому учету.

БУХГАЛТЕР com ua

Для запобігання поширенню коронавірусної інфекції та убезпечення відвідувачів, Головне управління Пенсійного фонду України у Вінницькій області працює в режимі обмеженого доступу. Як в такому випадку швидко та якісно отримати послуги, не залишаючи домівок?

Вихід є! Користуйтесь можливостями вебпорталу Пенсійного фонду України. Тут, наприклад, можна отримати довідки за формою ОК-5 чи ОК-7 без відвідування Пенсійного фонду. Як це зробити?

✔️Зайти на вебпортал Пенсійного фонду за відповідним посиланням https://portal.pfu.gov.ua.

✔️Авторизуватись в особистому кабінеті вебпорталу електронних послуг ПФУ у зручний спосіб: використовуючи кваліфікований електронний підпис; через BankID (за номером банківської картки) або за допомогою мобільного додатку «Пенсійний фонд», який можна завантажити на Google Play.

✔️Обрати розділ «Запит на отримання електронних документів» – заповнити необхідні реквізити, після чого натиснути «Відправити до ПФУ».

✔️Отримати Довідку можна в розділі «Звернення», вибравши завдання зі статусом «Виконано».

✔️В отриманому документі знайти файл у pdf-форматі «Довідка про трудовий та страховий стаж». Цей документ можна зберегти або роздрукувати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *