Срок для устройства ребенка в семью

Понятие приемной семьи. Какими законодательными актами оно регулируется

Под определением “приемная семья” подразумевают граждан, которые зарегистрированы в официальном браке либо же одинокие лица, которые изъявили свое желание и при этом готовы взять на себя ответственность в воспитании несовершеннолетних детей либо же пожилых людей.

Стоит также отметить, что несовершеннолетний ребенок, который передан на попечительство, с точки зрения действующего законодательства РФ называется приемным ребенком.

Если говорить о самом законодательстве, то вопрос о формировании приемной семьи регламентируется такими законодательными актами, как:

  1. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №152, которая описывает четкий регламент реализации программы “приемная семья”;
  2. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №153, которая предусматривает возможность расторжения договора о приемной семье;
  3. Постановлением Правительства РФ, которое предусматривает условия для получения статуса приемной семьи.

Эта законодательная база является ключевой в этом вопросе. На самом деле, законодательных норм в вопросе о приемной семье на территории РФ существует немалое количество, но они лишь дополняют эти главные законопроекты.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что приемная семья формируется на базе подписания договора между будущими родителями и органами опеки и попечительства.

Процедура оформления

Необходимо понимать, что приемной семьей можно стать как для несовершеннолетних детей, так для пожилых граждан нашей страны.

По этой причине рассмотрим процедуру оформления приемной семьи для каждой категории по отдельности.

Для несовершеннолетнего ребенка

В первую очередь необходимо помнить о том факте, что для того чтобы стать приемной семьей необходимо обращаться в органы опеки и попечительства по месту своего проживания.

Алгоритм оформления приемной семьи для несовершеннолетнего ребенка заключается в следующем:

  1. Сбор необходимо пакета документов и передача их в ООП.
  2. ООП принимает решение по предоставленным документам и в течение 3 календарных дней осуществляют проверку этих документов. В эти дни ООП осуществляют выездную проверку условий будущего проживания и составляют соответствующий акт проверки.
  3. После проверки условий в течение 10 календарных дней сотрудники ООП принимают свое решение.
  4. В том случае, если решение принимается в положительную сторону, будущую приемную семью направляют к их будущему ребенку для их лучшего налаживания контакта. Помимо этого, ребенку в этот период могут назначить медицинское обследование.
  5. В том случае, если будущая приемная семья смогла найти общий язык с ребенком, они составляют заявление о желании взять себе этого ребенка. Заявление пишется при четком наблюдении органов опеки и попечительства во избежание ошибок.
  6. Сотрудники органов опеки и попечительства на основании поданного заявления составляют соответствующий акт о передачи ребенка в приемную семью.
  7. После этого подписывается договор между органами опеки и попечительства и приемной семьей и передача ребенка.
  8. После этого можно оформлять предусмотренные законодательством выплаты.

Для пожилого человека

Если говорить о процессе формирования приемной семьи для пожилого человека, то алгоритм заключается в следующем:

  1. Сбор документов.
  2. Обращение в органы социальной опеки и попечительства.
  3. Проверка органами опеки и попечительства условий будущего проживания престарелого человека и составление соответствующего акта.
  4. Принятие решения.
  5. Предоставление определенного времени на общение пожилого человека с его будущей приемной семьей.
  6. Принятие решения.
  7. Подписание договора о статусе приемной семьи.

Из этого алгоритма можно с уверенностью говорить о том, что процесс формирования приемной семьи полностью одинаковый, как и для несовершеннолетнего ребенка.

Как происходит сопровождение

Сопровождение приемной семьи осуществляется следующим образом: за приемной семьей закрепляется определенный социальный работник.

В свою очередь социальный работник:

  • оказывают всю необходимую помощь, которую могут попросить члены приемной семьи;
  • осуществляет в первые годы действия договора визиты с проверкой на предмет условий проживания и обращения со своим подопечным;
  • оказывает помощь в организации провождения свободного времени попечителя. Это может быть и помощь с приобретением билетов на концерт или же театр и так далее.

Стоит также отметить, что с периодичностью раз в полгода приемная семья проходит так называемые курсы, которые позволяют улучшить их понимание в вопросе оказания необходимой помощи для своих попечителей и адаптации их в обществе.

В том случае, если социальный сотрудник обнаружит факт наличия каких-либо неправомерных действий приемной семьи по отношению к своему подопечному, он вправе инициировать расторжение действующего договора и в таком случае может наступить уголовная либо же административная ответственность.

Пример создания приемной семьи смотрите в следующем видеоматериале:

Достоинства и недостатки

Достоинства

  • плавность работы;
  • бесшумность;
  • компенсация неточности установки шкивов редуктора, особенно по углу скрещивания между валами, вплоть до применения передачи между перемещаемыми валами;
  • компенсация перегрузок (за счёт проскальзывания);
  • сглаживание пульсаций как от двигателя (особенно ДВС), так и от нагрузки, поэтому упругая муфта в приводе может быть необязательна;
  • отсутствие необходимости в смазке;
  • низкая стоимость деталей (ремня и шкивов);
  • лёгкий монтаж;
  • возможность использования в качестве муфты сцепления (например, на мотоблоках)
  • (для ремней) возможность получения регулируемого передаточного отношения (вариатор)
  • достоинства в сравнении с цепной передачей:

— возможность работы на высоких окружных скоростях; — при обрыве ремня прочие элементы привода не повреждаются, и шкивы вращаются свободно (а при обрыве цепи она часто складывается, повреждая кожух и блокируя приводной вал)

  • достоинства в сравнении с зубчатой передачей:
    • возможность передачи движения между валами, находящимися на значительном расстоянии друг от друга;

Недостатки

  • большие размеры (для одинаковых условий нагружения диаметры шкивов должны быть почти в 5 раз больше, чем диаметры зубчатых колёс);;
  • малая несущая способность;
  • малый срок службы (в пределах 1000—5000 часов);
  • скольжение (не относится к зубчатым ремням), из-за чего непостоянство передаточного числа;
  • повышенная нагрузка на валы и их опоры, что связано с необходимостью достаточно высокого предварительного натяжения ремня;
  • наличие дополнительных элементов (всегда — для натяжения ремня и иногда — для гашения колебаний длинной ветви и удержания ремня на шкивах)

Зубчатые ремни включают в себя достоинства как ремённых передач (бесшумность, простота конструкции и обслуживания), так и цепных передач (постоянство передаточного отношения, большая нагрузочная способность по сравнению с «обычными» ременными передачами).

Литература

  • Под ред. Скороходова Е. А. Общетехнический справочник. — М.: «Машиностроение», 1982. — С. 416.
  • Гулиа Н. В., Клоков В. Г., Юрков С. А. Детали машин. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — С. 416. — ISBN 5-7695-1384-5.
  • Д. Н. Решетов. Детали машин. — 4-е, переработанное и дополненное. — М.: «Машиностроение», 1989. — С. 496. — ISBN 5-217-00335-9.

Вращательные

Прямолинейные

Ползун (крейцкопф) • Кривошипно-шатунный • Планшайба-стержни • Качающий подшипник • Шотландский • Реечная передача • Винтовая передача • Лебёдка (Ворот) • Саррюса • Липкина — Посселье

…приближённо

Ватта • Хойкена • Чебышёва • Кланна • Янсена

Поступательные

Сложное движение

Заключение по вопросам
российского семейного законодательства
по состоянию на 1 ноября 2015 года

Вопрос 1. Существуют ли правила передачи детей на содержание в государственных учреждениях по заявлению биологических родителей (далее «родительские дети»): на какой предельный срок может быть подано такое заявление, как часто родители могут продлевать действие заявления, каковы обязанности родителей по посещению детей?

Вопрос 2. Должны ли сведения о «родительских детях» передаваться в банк данных сведений о детях, лишенных родительского попечения?

Вопрос 3. Могут ли «родительские дети» быть переданы на воспитание в семью? На каких условиях?

Вопрос 4. Каков статус «родительских детей» на усыновление?

Вопрос 5. В случае передачи «родительских детей» на воспитание в семью, каков порядок общения детей с биородителями? Могут ли биородители потребовать возврата детей?

Вопрос 6. Каковы практические шаги решения проблемы устройства в семью «родительских детей»? — советы кандидатам

Исходя из содержания российского семейного законодательства и практики его применения, сообщаю следующее:

Вопрос 1. Существуют ли правила передачи детей на содержание в государственных учреждениях по заявлению биологических родителей (далее «родительские дети»): на какой предельный срок может быть подано такое заявление, как часто родители могут продлевать действие заявления, каковы обязанности родителей по посещению детей?

На практике речь идет о детях, помещенных в государственную организацию для детей-сирот по заявлению родителей «в связи со сложной жизненной ситуацией». С 1 сентября 2015 года порядок защиты прав этой категории детей на семейное воспитание регулируется пп. 12-16 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481. В частности, в нем установлено:

Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения. Форма соглашения устанавливается Минобразования и науки РФ.

В случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства.

В соответствии с п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, в случае неявки (оставлении) родителей ребенка в организацию для детей-сирот, в которой ребенок находился по заявлению о временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение по истечении срока, указанного в заявлении о временном помещении, руководитель организации для детей-сирот составляет акт об оставлении ребенка в организации.

Вопрос 2. Должны ли сведения о «родительских детях» передаваться в банк данных сведений о детях, лишенных родительского попечения?

Да. В соответствии п. 1 ст. 122 Семейного кодекса РФ и п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» органы опеки и попечительства по месту нахождения «родительского ребенка» не позднее месяца с момента поступления ребенка в госучреждение (по заявлению биологических родителей или иной причине) направляют информацию о нем региональному оператору для учета в региональном банке данных и одновременного направления информации о ребенке в федеральный банк данных.

Случаи отсутствия родительского попечения описаны в п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ, который гласит:

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

По мнению автора сайта, на время действия (и исполнения со стороны биородителей) соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, ребенок не считается лишенным родительского попечения.

Однако с момента составления акта об оставлении ребенка в организации, предусмотренного п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, (как рассказано выше, он составляется руководителем организации для детей-сирот в случае неявки (оставлении) родителей ребенка по истечении срока, указанного в заявлении о временном помещении), ребенок считается утратившим родительское попечение, поскольку имеет место задокументированный отказ родителей забрать ребенка из организации для детей-сирот. Соответственно, с момента составления акта об оставлении ребенка сведения о ребенке должны быть переданы в банк данных, органы опеки должны начать поиски замещающей семьи.

Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору банка данных не освобождает органы опеки по месту нахождения ребенка от обязанности по устройству его на воспитание в замещающую семью (п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»). Умышленное или ненамеренное нарушение сотрудником органов опеки порядка и/или сроков предоставления оператору банка данных сведений о детях, лишенных родительского попечения, влечет административную ответственность согласно ст. 5.36 КоАП РФ.

Вопрос 3. Могут ли «родительские дети» быть переданы на воспитание в семью? На каких условиях?

Да — с момента составления акта об оставлении ребенка в организации, предусмотренного п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, ребенок считается утратившим родительское попечение, поскольку имеет место задокументированный отказ родителей забрать ребенка из организации для детей-сирот. Соответственно, с этого момента у ребенка появляется статус на опеку или приемную семью.у «родительских детей» есть полный статус как минимум на опеку и приемную семью (кстати, именно поэтому сведения об этих детях должны быть переданы оператору банка данных – ведь закон специально оговаривает, что в банке данных могут находиться дети со статусом как на все, так и лишь на некоторые формы семейного устройства).

Важно отметить, что и до принятия акта об оставлении ребенка в организации для детей-сирот, ребенок может быть передан на семейные формы воспитания внутри организации, например, в семейно-воспитательную группу.

Вопрос 4. Каков статус «родительских детей» на усыновление?

Согласно п. 2 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275, усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:

  • умерли;

  • неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;

  • признаны судом недееспособными;

  • лишены судом родительских прав;

  • дали в установленном порядке согласие на усыновление;

  • по причинам, признанным судом (по усыновлению) неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания;

  • если ребенок найден (подкинут) и его родители неизвестны, то ребенок может быть усыновлен при наличии акта, выданного органами внутренних дел или органов опеки и попечительства;

  • если ребенок оставлен в родильном доме или иной медицинской организации, то он может быть усыновлен при наличии акта администрации соответствующего учреждения.

В отношении «родительских детей» могут быть применимы следующие основания:

  1. если родители прекратили посещения ребенка и их местонахождение неизвестно — на основании решения суда о признании родителей безвестно отсутствующими;

  2. на основании решения суда о лишении родительских прав (которое может быть принято с учетом акта об оставлении ребенка в организации);

  3. на основании акта об оставлении ребенка в организации, предусмотренного п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, — если ребенок находится в медицинской организации для детей-сирот (согласно разъяснениям в Письме Минобразования и науки РФ от 21.08.2013 № ВК-316/07 «Об организациях для детей-сирот» к медицинским организациям относятся дома ребенка).

Что касается признания судом по усыновлению, что более шести месяцев родители уклонялись от воспитания ребенка по неуважительными причинам, на практике в таких случаях суды по усыновлению предпочитают идти по пути признания родителей безвестно отсутствующими. Однако, если в отношении ребенка был составлен акт об оставлении ребенка в организации, он может быть использован как подтверждение, что родители уклонялись от воспитания ребенка по неуважительным причинам в течение полугода после составления акта.

В любом случае для получения ребенком статуса на усыновление решающую роль играет активность органов опеки по месту нахождения ребенка. Так, в регионах с высокими показателями усыновлений характерна активная позиция органов опеки по получению статуса на усыновление для детей, оказавшихся в государственном учреждении.

Вопрос 5. В случае передачи «родительских детей» на воспитание в семью, каков порядок общения детей с биородителями? Могут ли биородители потребовать возврата детей?

Ответ на этот вопрос зависит от формы семейного устройства ребенка. При усыновлении ребенка его формальная связь с биосемьей прекращается, а усыновители имеют право прервать общение с биородственниками. Возврат ребенка возможен лишь при отмене усыновления. Однако, при опеке или приемной семье ситуация складывается иначе.

Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его биородителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка (п. 5 ст. 148.1 Семейного кодекса РФ). К неурегулированным отношениям, возникающим из договора о приемной семье (а вопрос о контактах ребенка с биосемьей относится именно к таким), применяются положения Семейного кодекса РФ об опеке (п. 2 ст. 152 Семейного кодекса РФ), поэтому в общение воспитанника приемной семьи с кровными родственниками происходит по тем же правилам, что и ребенка под опекой, о которых рассказано выше.

Биородители вправе потребовать возвращения ребенка в семью (в реальности это случается крайне редко), и если органы опеки посчитают, что биородители действительно готовы к воспитанию ребенка на постоянной основе, они вправе в одностороннем порядке освободить опекуна от выполнения своих обязанностей или расторгнуть договор о создании приемной семьи и вернуть ребенка биородителям.

Вопрос 6. Каковы практические шаги решения проблемы устройства в семью «родительских детей»? — советы кандидатам.

Наиболее эффективно обращение заинтересованных кандидатов в органы опеки по месту нахождения «родительского ребенка» с письменным заявлением сообщить сведения о ребенке, его статусе и состоянии здоровья. В заявление следует включить выдержки из настоящего заключения с привязкой к истории появления ребенка в данном учреждении. Как показывает опыт, нередко убеждение сотрудника органов опеки в том, что «родительские дети» не могут быть переданы на воспитание в семью, основаны не на особом толковании закона, а на незнании этого закона и попытке применить бытовые представления о «справедливости» к подобной ситуации. Заявление, включающие элементы объяснения и толкования закона, нередко помогают сотрудникам органов опеки расширить свои знания и изменить точку зрения в сторону соблюдения действующего законодательства.

Таким образом, дети, проживающие долгое время и на постоянной основе в детском учреждении (по заявлению биородителей или без такового) и лишенные даже шанса обрести замещающую — опекунскую или приемную — семью (что, конечно, невозможно без передачи сведений о таких детях в банк данных) – это не столько трагедия конкретного ребенка или «заслуга» биородителей, а свидетельство несоблюдения органами опеки и попечительства базовых требований и положений семейного законодательства РФ в ущерб интересам самого ребенка, но в защиту «интересов» его биородителей.

Ольга Митирева
Юрист по семейному праву
www.olgamitireva.org
olgamitireva@gmail.com

► Об авторе заключения: Ольга Николаевна Митирева, практикующий юрист, живет и работает в г. Москве. В 1998 году закончила правовой факультет Московского государственного института международных отношений (МГИМО) с дипломом специалиста, в 2001 году — магистратуру права в Нью-Йоркском Университете. Юридической практикой занимается с 1998 года, по вопросам семейного устройства детей-сирот консультирует с 2005 года. Автор сайта бесплатной юридической помощи для приемных родителей www.adoptlaw.ru и правового портала для специалистов по семейному устройству www.namporadomoi.ru. Издатель книг о нарушении привязанности у детей-сирот на www.attach2me.ru. Регулярно ведет занятия в школах приемных родителей г. Москвы (Московской службы психологической помощи населению г. Москвы, Фонда «Дорога к дому», Центра социальной помощи «Планета семьи» и др.), консультирует программы по семейному устройству детей-сирот на телеканале «Подмосковье» и на «Радио России».

>УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Временная передача детей в семьи

    Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях).

    Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.

    Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев.

    При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 6 месяцев.

    Возраст, с которого возможна временная передача ребенка в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка.

    При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.

    Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

    Дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.

    Временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:

    лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

    лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

    бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

    лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

    лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления

    лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;

    лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

    Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства или пребывания соответствующее заявление и следующие документы:

    а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

    б) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

    в) утратил силу;

    г) справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина, желающего усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением.

    В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктом «в», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия.

    Документ, указанный в подпункте «б», принимается органом опеки и попечительства в течение 1 года с даты выдачи, документ, указанный в подпункте «г», — в течение 6 месяцев с даты выдачи.

    Кроме указанных документов гражданин вправе представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители.

    В случае личного обращения в орган опеки и попечительства гражданин при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность. В случае если гражданином не был представлен самостоятельно документ, предусмотренный подпунктом «б», указанный документ запрашивается органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этого документа гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.

    Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения документов:

    проводит проверку представленных документов и устанавливает отсутствие обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном (попечителем);

    проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина. В случае представления документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов. Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов на момент оформления заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина является основанием для отказа в выдаче заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина;

    оформляет заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, которое действительно в течение 2 лет со дня его подписания, или письменный отказ в его выдаче с указанием причин отказа.

    В случае если при проведении обследования условий жизни гражданина выявлены обстоятельства, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают или могут нарушать его права и охраняемые законом интересы, орган опеки и попечительства вправе дополнительно в письменной форме запросить у гражданина:

    а) копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности гражданина на жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок;

    б) справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у совместно проживающих с гражданином членов его семьи инфекционных заболеваний в открытой форме, психических расстройств и расстройств поведения до прекращения диспансерного наблюдения. Вместо справки члены семьи гражданина могут представить медицинское заключение по форме 164/у-96, выданное лечебно-профилактическим учреждением. Указанные документы принимаются органом опеки и попечительства в течение 6 месяцев с даты их выдачи;

    в) выписку из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи.

    В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктом «в», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия.

    В случае если жилое помещение по месту жительства гражданина не является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо пребывание ребенка в указанном жилом помещении создает угрозу его здоровью, физическому и нравственному развитию, орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина вправе оформить заключение о возможности временной передачи ребенка гражданину без пребывания в указанном жилом помещении.

    При этом гражданин может:

    брать ребенка в дневные часы в соответствии с распорядком дня организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    выехать с ребенком на отдых (оздоровление) с размещением на территории объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения с предъявлением туристической путевки в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    пребывать с ребенком в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина.

    Акт обследования условий жизни гражданина и письменный отказ в выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина могут быть обжалованы в судебном порядке.

    Вместе с заключением о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина (об отказе в выдаче заключения) заявителю возвращаются документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

    Гражданин, желающий временно принять ребенка в свою семью, представляет в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующие документы:

    заявление о временной передаче ребенка (детей) в свою семью (в свободной форме);

    копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

    заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке;

    согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме.

    Решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина или об отказе в такой передаче принимается руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 7 дней со дня представления гражданином документов

    Передача ребенка в семью гражданина не допускается, если:

    это противоречит желанию ребенка, либо может создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию, либо нарушает его права и охраняемые законом интересы;

    выявлены факты совместного проживания с гражданином, в семью которого временно передается ребенок, родителей этого ребенка, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах (кроме случаев, когда родителям, родительские права которых ограничены судом, разрешены контакты с ребенком (детьми) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

    Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе оказывать детям и гражданам, в семьи которых они временно передаются, услуги по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению.

    Гражданин, в семью которого временно передан ребенок, не вправе:

    осуществлять вывоз ребенка за пределы территории Российской Федерации;

    оставлять ребенка под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц), кроме случаев помещения ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

    Гражданин, в семью которого временно передан ребенок, обязан:

    нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период его временного пребывания в семье;

    получить письменное согласие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае перемены места нахождения ребенка;

    предоставить ребенку возможность связываться с руководителем или сотрудниками организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) органом опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту временного пребывания в семье гражданина;

    по окончании установленного срока временной передачи в семью незамедлительно возвратить ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    в течение 1 дня информировать организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка, а также о заболевании ребенка, получении им травмы, о помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *