Сроки по КоАП РФ

Виды административных правонарушений

Административное законодательство регулирует отношения в обществе, обеспечивая порядок и спокойствие. Все виды административных правонарушений и меры наказания за них прописаны в КоАП РФ. Подвергнуться наказанию может лицо старше 16 лет.

Важно! Отличие правонарушений от преступлений заключается в том, что административные нарушения не наносят значительного ущерба обществу и не представляют собой общественную опасность.

Административная ответственность наступает за совершение правонарушений, например, нарушение ПДД, нанесение побоев без последствий, подразумевающих уголовную ответственность, мелкое хулиганство. Условно все правонарушения делятся на группы — это деяния посягающие на:

  • права человека;
  • здоровье, нравственность и благополучие общества;
  • область защиты собственности;
  • сохранность окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • промышленные, строительные и энергетические сферы, сельское хозяйство и землепользование;
  • безопасность в транспорте и дорожного движения;
  • информационную, финансовую, предпринимательскую деятельность и таможенное дело;
  • институты правительства и норм управления, сохранность государственных границ;
  • безопасность общества.

Копия постановления по делу об административном правонарушении

Когда вступает в силу постановление об административном правонарушении

Сотрудник ОВД или ГИБДД по факту совершения правонарушения на месте выписывает протокол. Протокол, составленный инспектором, отражает детали, место, время и суть нарушения. Его предлагается подписать правонарушителю, после чего на месте или по почте приходит постановление о взыскании штрафа. Оно отправляется в течение трех дней по мету регистрации правонарушителя.

Протокол

Вступление в силу постановления об административном правонарушении — это завершающая часть судебного производства по делу об административном правонарушении. Если протокол просто фиксирует факт нарушения, то постановление — это заключительное решение о виновности или невиновности правонарушителя. После его вынесения человек привлекается к административной ответственности (штраф, общественные работы, лишение прав, арест).

Для вступления постановления в законную силу определен срок, который указан в статье 31.1 КоАП РФ. Оно вступает в силу по истечении времени:

  • Обжалования вынесенного решения. На обжалование дается 10 дней с момента получения правонарушителем копии документа.
  • Отведенного для оспаривания решения по жалобе, если данное решение не было оспорено или обжаловано.
  • Незамедлительно после вынесения решения, не подлежащего обжалованию, опротестованию. Исключение — вынесенное решение отменяет постановление.

Копия постановления вручается под расписку правонарушителю лично или его представителю. Датой получения копии считается число, когда она была получена на руки. Всегда подписывая документ о получении, нужно указывать дату. С этого дня начинается отсчет 10 дневного срока на обжалование.

Важно! Если копию не смогли вручить по почте, она отправляется назад к отправителю. Тогда письмо будет считаться принятым. Чтобы восстановить пропущенный срок, нужно написать соответствующее ходатайство с доказательствами и весомыми доводами.

Ходатайство

Если оспаривания не было, то после 10-дневного срока постановление вступает в силу. Решение, вынесенное в постановлении, должно быть исполнено. В зависимости от вида правонарушения административное взыскание может быть:

  • лишение на определенное время водительского удостоверения;
  • штрафные санкции;
  • предупреждение;
  • арест на 15 суток;
  • запрет на занимание определенных должностей в будущем.

Порядок взыскания штрафов:

  • штраф выплачивается в течение 60 дней со дня вступления в силу постановления либо с момента окончания отсрочки наказания;
  • если штраф наложен на лицо без личного источника дохода (подросток), то сумма взыскивается с его представителей (родителей или опекунов).

Важно! В зависимости от вида правонарушения могут быть изъяты специальные документы, разрешающие деятельность. Например, для водителей это права, за незаконную охоту конфискуют охотничий билет и так далее.

Когда срок лишения права пройдет, все конфискованные документы возвращаются правонарушителю. Если правонарушитель отказывается от сдачи конфискуемого документа, срок лишения права приостанавливается. Отсчет начнется с момента получения органами необходимого документа.

Распоряжение суда о назначении наказания через арест приводится в исполнение сотрудниками ОВД. Место содержания лица, подвергнутого наказанию, также определяется ОВД. Они, а иногда пограничные службы, могут заниматься выдворением иностранных граждан за пределы страны.

Решение об отстранении правонарушителя от занимаемой должности исполняется сразу после его принятия судом. Чтобы вести учет лиц, отстраненных от ведения определенной деятельности или занимания должности, Правительством создана и уполномочена специальная служба. Все заносимые сведения попадают в реестр, данные открыты для изучения.

Лишение водительских прав

Срок давности для административных постановлений

Если по каким-то причинам правонарушитель не был подвергнут наказанию, но истек срок давности для постановления, дело закрывается. Все производство и исполнение решения постановления прекращается.

По закону постановление, вынесенное больше 24 месяцев назад, не имеет законной силы и не должно быть исполнено. Если правонарушитель сознательно скрывается от исполнения наказания, то срок действия постановления приостанавливается. Возобновиться он может при обнаружении правонарушителя, его доходов, имущества. С собственности данного лица будет взыскана необходимая сумма.

На заметку!Исполнение может быть приостановлено или отсрочено до окончания времени отсрочки. Если лицу, подвергнутому наказанию, была представлена рассрочка, то срок давности продлевается на такое же время (статья 31.9 КоАП РФ).

Вступление в силу решений разнообразно, так как административные правонарушения имеют разную природу, особенности, форму наказания.

Нормы административного права должны сохранять порядок и безопасность в обществе. Попасть под административное наказание можно в любой момент. Нужно оставаться всегда внимательным и соблюдать правила поведения и законы. Нарушение норм приведет лишь к неприятной потере времени, средств и лишению права водить машину. Это также может причинить неудобства другим людям или угрожать их безопасности.

Статья 31.1. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу

Статья 31.1. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу

1. Анализ правил ст. 31.1 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) они посвящены вступлению в законную силу лишь постановлений по делу об административных правонарушениях (см. коммент. к ст. 29.10). Нельзя правила ст. 31.1 распространять на порядок вступления в законную силу:

а) определений, выносимых в ходе производства по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.4, 29.9, 29.10): они вступают в силу немедленно после вынесения;

б) решений по жалобам (протестам) на постановления по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 30.9). Они вступают в силу по прошествии 10 суток после вручения (или получения), см. коммент. к ст. 30.3, 30.9;

2) их следует применять с учетом положений:

а) ст. 31.5 (об отсрочке и рассрочке исполнения постановлений по делу об административном правонарушении, см. коммент. к ней);

б) ст. 31.6 (о приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания, см. коммент. к ней);

в) ст. 31.11 (об исполнении постановлений о назначении административного наказания лицу, проживающему или находящемуся за пределами Российской Федерации, см. коммент. к ней).

2. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) по истечении срока, установленного для его обжалования (т.е. 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по правилам ст. 30.3, см. коммент. к ней), если оно не было обжаловано или опротестовано;

2) по истечении срока, установленного для обжалования решения, вынесенного по жалобе на постановление об административном правонарушении (речь идет о случаях, когда такие жалобы имели место) либо по протесту. Если в пределах 10 суток со дня вручения (получения) решения оно не было обжаловано (опротестовано), то решение (и автоматически постановление по делу об административном правонарушении) вступает в законную силу. Однако данное правило не действует, если решением (упомянутым выше) вынесенное по делу постановление отменяется;

3) немедленно после того, как вынесено и оглашено решение по жалобе на постановление. Речь идет только о таком решении по жалобе (протесту), которым постановление по делу оставлено в силе.

>Сроки в административном процессе

Срок давности привлечения к административной ответственности
Давность привлечения к административной ответственности
Срок вынесения постановления по делу об административном правонарушении

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации … о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса) … по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения…

В соответствии с ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Моментом удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства является дата вынесения соответствующего определения.

Моментом поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, является дата регистрации входящей корреспонденции в журнале учета входящей корреспонденции с отметкой о регистрации непосредственно на обложке материалов дела (п. 2.2 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 года № 36 в последующих редакциях). Все дела, поступившие в суд, регистрируются в базе данных программного изделия «Судебное делопроизводство» (п. 3.1 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде). Согласно п. 2.7 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде после регистрации, но не позднее следующего рабочего дня, вся поступившая корреспонденция передается по назначению для рассмотрения в порядке, установленном председателем суда. В соответствии с п.п. 3.18 и 3.19 указанной выше Инструкции дела об административных правонарушениях, другие дела, материалы хранятся в обложке (форма № 20), на которой указывается номер дела, фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого рассматривалось дело, наименование дела, дата поступления дела в суд, дата его рассмотрения и дата сдачи в архив. Дата поступления дела (материала), указываемая на обложке, учетно-статистической карточке или в регистрационном журнале, должна отражать время фактического поступления дела в суд. По делам, присланным в суд по почте, дата их поступления указывается в соответствии с отметкой, сделанной отделом делопроизводства в день приема дела.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Согласно ч. 1, ч. 1.1 и ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст. 30.3 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ). Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений (ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ).

Исчисление срока обжалования предусмотрено частью 3 ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

В соответствии с ч. 1 и ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Сроки составления протокола об административном правонарушении

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен: 1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца; 3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ), либо немедленно передается на рассмотрение судье после составления протокола (вынесения постановления) в случае административного правонарушения, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).

>Каков порядок исчисления сроков в административном праве?

Общая информация

Согласно нормам законодательства, административной ответственности подвергаются лица, достигшие 16-летнего возраста. Объем мер для пресечения тех или иных противоправных нарушений представлен от минимального штрафа до максимального заключения под стражу сроком на 15 суток.

Но это не все промежутки времени, которые контролирует административный кодекс. Существует исчисление сроков в административном праве. Что же это? Следует детально разобрать суть этого понятия.

Исчисление сроков – это установленные законодательством правила для назначения промежутков времени какого-либо юридического процесса, а также их истечения.

Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях содержит статью, в которой описаны детали этой процедуры. Это статья 4.8 главы 4 раздела 1.

Все сроки, которые предусматривает административное право, делятся на три группы:

  1. Давность.

    Истечение срока давности играет весомую роль в изменении хода производства дела по конкретному правонарушению, а в некоторых случаях прекращает его.

    Сюда же можно отнести сроки обжалования, при истечении которых происходит вступление в силу того или иного постановления.

  2. Процессуальные сроки – это законно установленные сроки для проведения процессуальных действий. Нарушение этих сроков тянет за собой наказание для должностных лиц, которые их нарушили, но не приводит к таким последствиям, как при нарушении сроков давности.
  3. Принудительные сроки – это временные промежутки, во время которых можно применять инструменты контроля и принуждения. Истечение этих сроков сигнализирует о молниеносной отмене воздействия инструментов принуждения и контроля.

Порядок

Порядок исчисления сроков представлен в статье 4.8 КоАП.

Читайте полностью статью 4.8. КоАП РФ Исчисление сроков.

Порядок исчисления сроков происходит следующим образом. Сроки исчисления могут быть в часах, календарных днях, месяцах и годах.

Срок начинает протекать, когда наступает дата по календарю или события, которые назначены как день для начала течения срока.

Те сроки, которые рассчитываются количеством суток, заканчиваются, когда наступают 24 часа тех суток, которые считаются последними.

Для сроков, которые рассчитываются месяцами и имеют точную дату окончания, днем истечения считается день, когда указанная дата наступает. Если дата не указана, срок заканчивается в заключительный день заключительного месяца.

Если рассматривать исчисление сроков годами, то они заканчиваются в последний день заключительного месяца.

Если исчисление сроков происходит днями, окончанием его считается заключительный день.

Однако этот день обязательно должен быть будним.

Если это выходной или праздничный, днем окончания действия срока будет считаться первый будний день после официальной даты окончания.

Если заявление, жалоба, финансовые средства были отданы в организацию, учреждение заявлены или предъявлены в соответствующий орган или ответственному лицу в заключительные часы заключительных суток оговоренного срока, действия имеют силу и не являются нарушением срока.

Исковая давность

Исковая давность – промежуток времени с момента правонарушения, в который человек может подать исковое заявление о нарушении прав.

Исчисление сроков исковой давности (если не предусмотрено другое, что зависит от рода нарушения) равняется трем годам.

В зависимости от случаев, эта величина может быть как более продолжительной, так и менее. Распространены случаи, когда она составляет всего один год.

Чаще всего это применяется к следующим исковым требованиям:

  • требование о материальной санкции;
  • требование об отказе от ранее предоставленной неправдивой информации представителями средств массовой информации;
  • требований, идущих из заявления о нарушених преимущественного права на покупку;
  • различные компенсации из-за обнаружения брака товара после покупки;
  • требования к обжалованию действий нотариуса, выступившего в роли исполнителя завещания.

Исковая давность в 5 лет устанавливается в случае признания недействительной сделки, которая была проведена с помощью мошенничества или обмана.

Исковая давность в 10 лет применяется в случае ничтожной сделки. Изменение длительности исковой давности может изменяться при обоюдном согласии сторон. Исковая давность, установленная законодательством, не может изменяться по согласию сторон.

Рассмотрев аспекты исчисления сроков и детально изучив их, можно сделать вывод, что это очень важное понятие не только в юриспруденции, но и в жизни каждого законопослушного гражданина, который хочет и обязан знать нормы законодательства.

Процессуальные сроки в административном судопроизводстве.

Процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные главой 8 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ). В случае, если процессуальные сроки не установлены КАС РФ, они назначаются судом. Суд устанавливает процессуальные сроки с учетом принципа разумности.

Процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода.

Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Течение процессуального срока, исчисляемого часами, начинается с наступления даты или события, которыми определено его начало.

Если процессуальное действие должно совершиться немедленно, то течение процессуального срока начинается немедленно с наступления даты или события, которыми определено его начало.

Процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года установленного процессуального срока. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца.

В том случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.

Процессуальный срок, определяемый часами, оканчивается по истечении последнего часа установленного процессуального срока.

Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.

В случае, если процессуальное действие должно быть совершено непосредственно в суде или другой организации, процессуальный срок истекает в тот час, когда в этом суде или этой организации по установленным правилам заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции.


Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного КАС РФ или назначенного судом процессуального срока.

Поданные по истечении процессуального срока жалобы и представленные документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы или представлены.

Лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные).

В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки заявителя-организации на необходимость согласования с каким-либо лицом вопроса о подаче заявления о компенсации, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), а также на иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у юридического лица, обратившегося с административным исковым заявлением.

В случаях, предусмотренных КАС РФ, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. В частности, это касается сроков подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации


По иным категориям дел заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.

Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (поданы жалоба, заявление, представлены документы).

На определение суда о восстановлении пропущенного процессуального срока или об отказе в его восстановлении может быть подана частная жалоба.

Кто несёт ответственность по нормам КоАП

Субъектами ФЗ №195 являются:

  • физлица;
  • юрлица;
  • должностные лица.

В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.

В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.

В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:

  • выполнение властных функций;
  • властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
  • выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.

При этом, как следует из статьи 2.6, иностранцы и люди без гражданства несут ответственность наравне с гражданами РФ.

Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.

Как и за что наказывают

Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры. Оба кодекса делятся на две части. Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.

Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:

  • предупреждений;
  • штрафов;
  • лишения некоторых прав;
  • конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
  • ареста;
  • приостановления деятельности юрлица;
  • запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
  • обязательных работ.

В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:

  • защиты прав избирателей;
  • предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
  • защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
  • охраны собственности;
  • экологической безопасности;
  • строительства и промышленности;
  • сельскохозяйственного производства;
  • передвижений на разных видах транспорта.

Таким образом, КоАП РФ предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.

Функция Кодекса об административных правонарушениях

Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.

Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями. Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица. За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.

Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.

  • Раздел 1. Общие положения
    • Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях (Статьи 1.1-1.8)
    • Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (Статьи 2.1-2.10)
    • Глава 3. Административное наказание (Статьи 3.1-3.14)
    • Глава 4. Назначение административного наказания (Статьи 4.1-4.8)
  • Раздел 2. Особенная часть
    • Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (Статьи 5.1-5.69)
    • Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (Статьи 6.1-6.33)
    • Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности (Статьи 7.1-7.35)
    • Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (Статьи 8.1-8.46)
    • Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (Статьи 9.1-9.23)
    • Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (Статьи 10.1-10.14)
    • Глава 11. Административные правонарушения на транспорте (Статьи 11.1-11.33)
    • Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения (Статьи 12.1-12.37)
    • Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации (Статьи 13.1-13.39)
    • Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций (Статьи 14.1-14.64)
    • Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (Статьи 15.1-15.41)
    • Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) (Статьи 16.1-16.24)
    • Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (Статьи 17.1-17.17)
    • Глава 18. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (Статьи 18.1-18.20)
    • Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления (Статьи 19.1-19.37)
    • Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (Статьи 20.1-20.34)
    • Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета (Статьи 21.1-21.7)
  • Раздел 3. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
    • Глава 22. Общие положения (Статьи 22.1-22.3)
    • Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (Статьи 23.1-23.86)
  • Раздел 4. Производство по делам об административных правонарушениях
    • Глава 24. Общие положения (Статьи 24.1-24.7)
    • Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (Статьи 25.1-25.15)
    • Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств (Статьи 26.1-26.11)
    • Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (Статьи 27.1-27.19)
    • Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении (Статьи 28.1-28.9)
    • Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (Статьи 29.1-29.13)
    • Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях (Статьи 29.1.1-29.1.7)
    • Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (Статьи 30.1-30.19)
  • Раздел 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Глава 31. Общие положения (Статьи 31.1-31.11)
    • Глава 32. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний (Статьи 32.1-32.14)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *