Ст 120 ГК РФ

(Утратила силу с 1 сентября 2014 года — Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)

Комментарий к статье 120 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи определены условия, на которых учреждение может быть создано, а именно: 1) формирование имущества учреждения, в том числе его финансирование, осуществляет лицо, являющееся собственником передаваемого учреждению имущества; 2) учреждение создается как некоммерческая организация и должно осуществлять управленческие, социально-культурные или иные функции некоммерческого характера.

2. Учреждение может быть создано любыми собственниками, как юридическими, так и физическими лицами. Наиболее известны государственные учреждения, но учреждения могут быть созданы не только государством, но и муниципальными образованиями, общественными объединениями, религиозными организациями и другими собственниками.

ГК в комментируемой статье устанавливает общие положения об учреждениях. Особенности же создания и деятельности отдельных видов учреждений могут определяться специальным законодательством. Так, например, создание, правовой статус и деятельность общественных учреждений регулируются Законом об общественных объединениях; образовательных учреждений — Федеральным законом от 13.01.1996 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" <1>; религиозных образовательных учреждений — Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях"; благотворительных учреждений — Законом о благотворительной деятельности.

———————————
<1> СЗ РФ. 1996.

Статья 120 ГК РФ. Учреждения (действующая редакция)

N 3. Ст. 150.

Следует различать учреждения общественных объединений и общественные учреждения. Учреждения общественных объединений создаются собственниками — общественными объединениями. Общественные же учреждения являются одной из организационно-правовых форм общественных объединений и создаются, как и другие общественные объединения, на основании Закона об общественных объединениях. Их учредителями могут быть физические лица (не менее трех человек) и юридические лица — только общественные объединения. Как и другие общественные объединения, общественные учреждения вправе не проходить государственную регистрацию и не приобретать права юридического лица. Управление общественным учреждением осуществляется лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, который избирается участниками, но не учредителями и не потребителями услуг, оказываемых учреждением. Такой орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, но не вправе распоряжаться имуществом, если иное не установлено учредителями.

3. Учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества, а пользуется правом оперативного управления на это имущество (см. ст. ст. 296, 298 ГК). Оно не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Собственником этого имущества остается учредитель. Он вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество или перераспределить закрепленное за учреждением имущество. В то же время в соответствии со ст. 298 ГК если в учредительных документах учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. См. по данному вопросу коммент. к ст. 298 ГК.

Некоторые федеральные законы предусматривают возможность учреждениям быть собственниками определенного имущества. Такую возможность допускает и ст. 35 Закона об общественных объединениях. Данное положение Закона вступает в противоречие с п. 2 ст. 299 ГК (см. коммент. к этой статье).

Если право собственности на учреждение переходит к другому лицу, это учреждение сохраняет право оперативного управления на закрепленное за ним имущество.

На основании п. 2 комментируемой статьи учреждение, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. Особенность ответственности учреждения как юридического лица состоит в том, что при недостаточности у учреждения денежных средств по его обязательствам возникает субсидиарная (дополнительная) ответственность собственника, создавшего учреждение, т.е. его учредителя. На имущество учреждения может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения только в том случае, если у собственника не останется ни денежных средств, ни другого имущества.

Учреждение, зарегистрированное в качестве юридического лица, осуществляет права юридического лица в соответствии со ст. ст. 48, 49 ГК.

1. Учреждение является некоммерческой организацией со специальной правоспособностью, правовой статус которой определяется (1) уставом либо общим положением об организациях этого вида и (2) решением собственника о создании (которое, впрочем, не признается учредительным документом — см. ст. 52 ГК). Законодательство устанавливает особенности правового статуса отдельных видов учреждений — государственных, благотворительных, общественных, образовательных, музеев, библиотек, и т. д., который определяется не только федеральным законом, но и иными правовыми актами (п. 3 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

В случаях, установленных учредительными документами, учреждение вправе заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе предпринимательской деятельностью. В любом случае такая деятельность должна соответствовать определенным в учредительных документах целям. Сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности, являются недействительными.

2. Учредителями (собственниками имущества учреждения) по общему правилу могут выступать любые субъекты гражданского права. Закон содержит ряд исключений из этого правила. Так, собственником имущества (учредителем) благотворительного учреждения может быть только другая благотворительная организация (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности). Учредителями общественного учреждения могут быть только граждане и юридические лица — общественные организации.

3. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что учреждение может быть создано на базе имущества как одного, так и нескольких собственников (соучредителей). Во втором случае закрепляемое за учреждением имущество должно принадлежать этим лицам на праве общей собственности. При этом исключается ситуация, когда право собственности на отдельные объекты, входящие в состав имущества учреждения, принадлежат разным лицам. Отношения между соучредителями учреждения должны подчиняться правилам об общей долевой собственности. В случае же создания учреждения супругами отношения между соучредителями подчиняются правилам об общей совместной собственности.

Собственник учреждения может передать имущество учреждения в собственность третьим лицам, к которым переходят и соответствующие права и обязанности собственника как учредителя.

4. Переданное собственником и приобретенное за счет предоставленных собственником средств имущество учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Плоды и доходы от имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления (например, доходы от сдачи в аренду закрепленного за учреждением имущества), также поступают в оперативное управление учреждения.

В то же время приобретенное за счет собственных доходов учреждения имущество (ст. 298 ГК) находится в свободном распоряжении учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое "свободного распоряжение" является особым видом права оперативного управления и не должно отождествляться как с правом собственности, так и с правом хозяйственного ведения. Доходы и приобретенное на эти доходы имущество, учитываемые на отдельном балансе, не могут быть изъяты у учреждений по решениям собственника, в том числе и в тех случаях, когда они не используются или используются не по целевому назначению (п. 10 постановления Пленума ВАС N 8).

Следует признать не соответствующими ГК и, таким образом, не подлежащими применению, положения абз. 3 ст. 35 Закона об общественных объединениях; ст. 39 Закона об образовании и ст. 27 Закона о высшем образовании, которые предусматривают возможность наделения учреждений имуществом на праве собственности.

Закон не решает вопрос о режиме имущества, приобретенного учреждением по иным основаниям, в частности приобретательной давности, создания, получения в дар от третьих лиц и т. п. Права учреждения на такое имущество должны определяться учредительными документами, а при отсутствии в них таких положений — по аналогии закона, исходя из всей совокупности обстоятельств приобретения имущества (см. также коммент. к ст. 294-298 ГК).

5. По общему правилу при осуществлении учреждением сделки с имуществом, которое закреплено за ним на праве оперативного управления, стороной сделки выступает не само учреждение, а собственник его имущества. Например, стороной договора аренды имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления, выступают государственные органы. Однако эта норма не является императивной (п. 1 ст. 296 ГК). В случаях, предусмотренных законодательством, учредительными документами, решениями собственника, учреждение вправе самостоятельно распоряжаться таким имуществом. Так, высшее учебное заведение вправе самостоятельно сдавать в аренду закрепленное за ним имущество (п. 4 ст. 27 Закона о высшем образовании); аналогичные полномочия предоставлены учреждениям науки (п. 5 ст. 6 ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137). Если право государственного учреждения на распоряжение имуществом от своего имени обусловлено согласием собственника, то при совершении сделки обязательно проведение оценки такого имущества (ст. 8 Закона об оценочной деятельности).

Учитывая, что право оперативного управления является вещным, следует признать, что оно не распространяется на информацию; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; деловую репутацию. Учреждение самостоятельно реализует правомочия правообладателя и осуществляет защиту прав на указанные объекты.

В силу специальной правоспособности учреждения сделки по распоряжению любым его имуществом, в том числе самостоятельно полученным, а также имущественными правами должны соответствовать целям и задачам его деятельности.

6. Как правило, руководство текущей деятельностью учреждения осуществляет исполнительный орган. В то же время учредительные документы могут предусматривать создание и определять компетенцию иных органов, включая коллегиальные, или устанавливать, что все или часть функций по управлению осуществляются непосредственно собственником. Так, Закон об общественных организациях допускает возможность создания коллегиального выборного органа, компетентного определять содержание деятельности общественного учреждения, а также распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Следует учитывать, что по смыслу закона компетенция собственника аналогична компетенции высшего органа управления (ст. 29 Закона о некоммерческих организациях).

Статья 120. Учреждения

Некоторые положения данного Закона прямо указывают на решения, которые могут быть приняты исключительно собственником (напр., преобразование в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество — п. 5 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

7. Учреждение может участвовать в иных коммерческих и некоммерческих организациях, в частности создавать иные учреждения. Исключением является запрет на участие в полных товариществах и участие в качестве полных товарищей в товариществах на вере. Участие в хозяйственных обществах во всех случаях требует согласия собственника (п. 4 ст. 66 ГК), в том числе и тогда, когда вкладом учреждения являются доходы от его самостоятельной хозяйственной деятельности. Участие в иных организациях требует согласия собственника в случае, если в качестве вклада вносится имущество, принадлежащее учреждению на праве оперативного управления либо участие предполагает возможность выбытия такого имущества (например, ответственность по обязательствам создаваемой организации).

8. Учреждение отвечает по своим обязательствам (независимо от оснований возникновения) всеми находящимися в его распоряжении денежными средствами, включая денежные средства полученные от хозяйственной деятельности и по иным основаниям (пожертвования, дар третьих лиц) (см., напр., постановление Президиума ВАС от 24 ноября 1998 г. N 4268/98; постановление Президиума ВАС от 25 августа 1998 г. N 1551/98 // Вестник ВАС. 1998. N 11) Речь идет именно об имеющихся в наличии (на счетах и в кассе) средствах без учета возможных будущих поступлений. Буквальное толкование ГК позволяет сделать вывод, что от взыскания забронировано все имущество учреждения, в том числе принадлежащее учреждению на праве свободного распоряжения. Однако судебная практика в последнее время идет по иному пути (например, постановление Президиума ВАС от 23 мая 2000 г. N 4940/99 // Вестник ВАС. 2000. N 8; постановление Президиума ВАС от 7 декабря 1999 г. N 4488/99 // Вестник ВАС. 2000. N 2). По-видимому, такой подход, если он вообще допустим, должен быть ограничен случаями, когда соответствующие требования кредиторов возникают в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности учреждения.

9. Собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения денежных средств. Применительно к бюджетным учреждениям согласно ч. 10 ст. 158 БК от имени собственника по таким требованиям отвечает соответствующий главный распорядитель средств бюджета (на федеральном уровне таковыми, как правило, выступают органы государственной власти Российской Федерации, а субъектах РФ и муниципальных образованиях — также и иные бюджетные учреждения), в ведении которого находится соответствующее учреждение. Перечень распорядителей средств федерального бюджета определен ст. 12 и приложением 9 к ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3338), а также в ведомственной классификации расходов федерального бюджета — см. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ N 127н от 11 декабря 2002 г. // Финансовая газета. 2003. N 23).

Применительно к самофинансируемым учреждениям ответственность может быть возложена на указанный в учредительных документах отраслевой орган управления, в ведении которого находится организация-должник (т. е. на учредителя) (см., напр., постановление ФАС Московского округа от 13 мая 2002 г. N КГ-А40/2883-02).

По смыслу п. 10 ст. 158 БК взыскание по обязательствам подведомственных учреждений может быть обращено только на средства, выделенные главному распорядителю в пределах соответствующих лимитов (т. е. определенных ему бюджетных ассигнований).

В остальных случаях, в частности при: 1) недостаточности выделенных соответствующим органам лимитов; 2) ликвидации соответствующего отраслевого органа управления (см., напр., постановление ФАС Московского округа от 8 мая 2002 г. N КГ-А40/2676-02), требования о взыскании средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам государственных и муниципальных учреждений следует предъявлять непосредственно к соответствующему публично-правовому образованию, от имени которого в суде выступают, как правило, высшие органы исполнительной власти (администрация, правительство) или финансовые органы в пределах своей компетенции.

Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. N 143 утверждены Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 959). Однако указанный акт не является основанием для отказа в иске о привлечении собственника к субсидиарной ответственности (см., напр., постановление ФАС Московского округа от 19 июля 2001 г. N КГ-А40/3667-01).

10. Невыделение собственником имущества учреждения, денежных средств в объеме, необходимом для исполнения учреждением обязательств по договорам, суды не редко признают обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждений в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, и на этом основании освобождают их от ответственности, в частности от взыскания процентов (Письмо ВАС от 9 января 1997 г. N С1-3/ОП-10). В то же время объем ответственности собственника (субсидиарного должника) не может превышать размер ответственности учреждения (постановление Президиума ВАС от 4 февраля 1997 г. N 4944/96 // Вестник ВАС. 1997. N 5). Данная позиция судебной практики не бесспорна. В результате кредиторы учреждения оказываются, по существу, лишенными возможности взыскать проценты в случае просрочки платежа из-за недофинансирования учреждения. Представляется, что в такой ситуации проценты за время задержки платежа могут быть взысканы с собственника учреждения.

11. К отдельным видам учреждений, особенности правового положения которых регулируются специальными правовыми актами, относятся, в частности, благотворительные учреждения (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности), общественные учреждения (ст. 6 Закона об общественных объединениях), образовательные учреждения (ст. 47 Закона об образовании).

К иным правовым актам, упомянутым в п. 3 комм. ст., можно отнести общие положения об учреждениях отдельных видов, напр., Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ N 196 от 19 марта 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252.); Типовое положение об учреждении начального профессионального образования, утв. постановлением Правительства РФ N 650 от 5 июня 1994 г. (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 864); Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ N 160 от 3 марта 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1034.), и др.

12. Весьма специфично положение учреждений, которые полностью или частично финансируются за счет бюджета ("бюджетные учреждения"). Особенности правового положения этих организаций определяются в первую очередь БК, который устанавливает ряд серьезных ограничений в отношении их правоспособности и имущественных прав. Бюджетные учреждения не имеют права производить заимствования у кредитных организаций и других физических и юридических лиц (ст. 118 БК). Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 установленных федеральным законом МРОТ осуществляются учреждениями исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов, которые должны быть предусмотрены в расходах соответствующего бюджета и размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ (ст. 71, 72 БК). Сделки, совершенные с нарушением указанных требований, являются ничтожными.

Бюджетные средства могут быть изъяты у учреждений — получателей средств федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных БК (в частности, в связи с использованием бюджетных средств не по целевому назначению).

Признавая за бюджетным учреждением право самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников (ч. 6 ст. 161 БК), закон в то же время исключает из состава таких средств доходы, полученные от предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, так как эти средства считаются доходом соответствующего бюджета. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (а не на отдельном балансе, как это предусмотрено ст. 298 ГК) и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг (ст. 42 БК). Таким образом, бюджетные учреждения, по сути, лишены права самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

13. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого учреждения, включая имущественные права, а также имущество, принадлежащее учреждению на праве самостоятельного распоряжения, по общему правилу передается его собственнику (п. 3 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Закон и иные правовые акты могут определять иные правила (например, направление имущества на цели, предусмотренные уставом, — ст. 26 Закона об общественных объединениях). Исключения могут быть установлены и учредительными документами учреждения (уставом, положением об организациях этого вида, решением собственника о создании учреждения).

(Утратила силу с 1 сентября 2014 года — Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)

Комментарий к статье 120 Гражданского Кодекса РФ

1. Учреждения создаются для определенной деятельности некоммерческого характера собственником имущества, в т.ч. государством, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками (см., например, п. 1 ст. 11 Закона об образовании, ст. 29 Федерального закона от 26.05.96 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" — СЗ РФ, 1996, N 22, ст. 2591).

Круг лиц, обладающих правом создавать учреждения, функционирующие в особых сферах, ограничен. Так, благотворительное учреждение может быть создано только благотворительной организацией (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности); учреждение профессионального религиозного образования для подготовки служителей и религиозного персонала — только религиозными организациями (ст. 19 Закона о свободе совести); общественное учреждение — гражданами и юридическими лицами, являющимися общественными объединениями (ст. 7 Закона об общественных объединениях). Учредителем высшего учебного заведения, реализующего военные профессиональные образовательные программы, может быть исключительно Правительство РФ (ст. 10 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании).

2. Учредительным документом учреждения, как правило, является устав, утверждаемый собственником (при совместном учредительстве — всеми собственниками). Его содержание должно отвечать общим требованиям (п. 2 ст. 52 ГК) и тем, которые установлены специально для учреждений отдельных видов (см., например, п. 1 ст. 13 Закона об образовании). В случаях, когда планируется создание нескольких учреждений, выполняющих однородные функции, возможно утверждение примерного устава. Учреждение также может действовать на основании положения об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК). В настоящее время издано значительное количество таких положений. Так, Постановлением Правительства РФ от 25.03.99 N 329 утверждено Положение о театре в Российской Федерации, которое для государственных театров является обязательным, а для иных — примерным (СЗ РФ, 1999, N 13, ст. 1615). Многие образовательные учреждения действуют на основании типовых положений, среди которых положения о дошкольном образовательном учреждении (СЗ РФ, 1995, N 28, ст. 2694); об общеобразовательном учреждении (СЗ РФ, 2001, N 13, ст. 1252); об образовательном учреждении дополнительного образования детей (СЗ РФ, 1995, N 12, ст. 1053); о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (СЗ РФ, 1999, N 27, ст. 3361) и др. Помимо типовых, принимаются и действуют примерные положения, например об учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий (СЗ РФ, 1996, N 25, ст. 3025), о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (СЗ РФ, 2000, N 49, ст. 4822).

3. Деятельность учреждения полностью или частично финансируется собственником посредством передачи учреждению денежных средств или закрепления иного имущества на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом в соответствии с его назначением и заданиями собственника в пределах, установленных законом. Учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним, а также приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете (см. коммент. к ст. 296, 298). Вместе с тем из этого общего правила могут быть установлены исключения для учреждений отдельных видов. Так, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе сдавать в аренду закрепленное за ними имущество в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 27 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

4. Собственник может наделить учреждение правом заниматься деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев это в уставе (положении). Такие доходы и приобретенное за счет них имущество учитываются на самостоятельном балансе и поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 2 ст. 298 ГК). ГК прямо не указывает на характер вещного права, возникающего у учреждения на данное имущество, по сути же оно сходно с правом хозяйственного ведения. Вместе с тем некоторые законы предусматривают, что денежные средства, полученные от разрешенной деятельности, и приобретенное на них имущество поступают в собственность учреждения (см. п. 7 ст. 39 Закона об образовании, п. 2 ст. 27 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании). Однако данные нормы противоречат п. 2 ст.

ст 120 ГК РФ. Учреждения

48 ГК, согласно которому имущество учреждения принадлежит на праве собственности или ином вещном праве его учредителям. Вместе с тем, признавая образовательное учреждение собственником полученных доходов, Закон об образовании предоставляет учредителю право на их часть (п. 5 ст. 43).

5. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными от учредителей или из иных законных источников. В случае их недостаточности взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное собственником за учреждением на праве оперативного управления, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных по смете (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.07.99 N 45 "Об обращении взыскания на имущество учреждения" — Вестник ВАС РФ, 1999, N 11). Однако если учреждению предоставлено право заниматься хозяйственной деятельностью, приносящей доходы, на эти доходы и приобретенное на них имущество, не поступающее в оперативное управление, также может быть обращено взыскание по долгам учреждения.

Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения, за которым это имущество закреплено. Так, ответственность по обязательствам государственных и муниципальных учреждений несут соответствующие публично-правовые образования имуществом, составляющим их казну. Законом могут предусматриваться исключения из этого правила, поскольку п. 3 комментируемой статьи допускает установление особых норм, действующих в отношении учреждений отдельных категорий. Например, согласно ст. 11 Закона РФ от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Ведомости РФ, 1993, N 33, ст. 1316) при недостаточности у учреждений денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные и центральный органы управления уголовно-исполнительной системы.

По общей норме п. 1 ст. 399 ГК лицо, отвечающее субсидиарно, привлекается к ответственности, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или не ответил на него в разумный срок. Применительно к субсидиарной ответственности собственников учреждений п. 2 комментируемой статьи выдвигает еще одно возможное условие — недостаточность средств, находящихся в распоряжении учреждения.

6. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает возможность определения особенностей правового статуса отдельных учреждений специальными законами и иными правовыми актами. Так, образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом об образовании и Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Научные организации, созданные в форме учреждений, действуют в соответствии с Законом о науке и государственной научно-технической политике. Деятельность учреждений культуры регламентируется Основами законодательства РФ о культуре 09.10.92 (Ведомости РФ, 1992, N 46, ст. 2615), учреждений здравоохранения — Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 (Ведомости РФ, 1993, N 33, ст. 1318); учреждений социального обслуживания — Федеральным законом от 02.08.95 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (СЗ РФ, 1995, N 32, ст. 3198) и Федеральным законом от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 50, ст. 4872).

Другой комментарий к статье 120 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи определены условия, на которых учреждение может быть создано, а именно: 1) формирование имущества учреждения, в том числе его финансирование, осуществляет лицо, являющееся собственником передаваемого учреждению имущества; 2) учреждение создается как некоммерческая организация и должно осуществлять управленческие, социально-культурные или иные функции некоммерческого характера.

2. Учреждение может быть создано любыми собственниками, как юридическими, так и физическими лицами. Наиболее известны государственные учреждения, но учреждения могут быть созданы не только государством, но и муниципальными образованиями, общественными объединениями, религиозными организациями и другими собственниками.

ГК в комментируемой статье устанавливает общие положения об учреждениях. Особенности же создания и деятельности отдельных видов учреждений могут определяться специальным законодательством. Так, например, создание, правовой статус и деятельность общественных учреждений регулируются Законом об общественных объединениях; образовательных учреждений — Федеральным законом от 13.01.1996 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" <1>; религиозных образовательных учреждений — Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях"; благотворительных учреждений — Законом о благотворительной деятельности.

———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

Следует различать учреждения общественных объединений и общественные учреждения. Учреждения общественных объединений создаются собственниками — общественными объединениями. Общественные же учреждения являются одной из организационно-правовых форм общественных объединений и создаются, как и другие общественные объединения, на основании Закона об общественных объединениях. Их учредителями могут быть физические лица (не менее трех человек) и юридические лица — только общественные объединения. Как и другие общественные объединения, общественные учреждения вправе не проходить государственную регистрацию и не приобретать права юридического лица. Управление общественным учреждением осуществляется лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, который избирается участниками, но не учредителями и не потребителями услуг, оказываемых учреждением. Такой орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, но не вправе распоряжаться имуществом, если иное не установлено учредителями.

3. Учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества, а пользуется правом оперативного управления на это имущество (см. ст. ст. 296, 298 ГК). Оно не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Собственником этого имущества остается учредитель. Он вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество или перераспределить закрепленное за учреждением имущество. В то же время в соответствии со ст. 298 ГК если в учредительных документах учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. См. по данному вопросу коммент. к ст. 298 ГК.

Некоторые федеральные законы предусматривают возможность учреждениям быть собственниками определенного имущества. Такую возможность допускает и ст. 35 Закона об общественных объединениях. Данное положение Закона вступает в противоречие с п. 2 ст. 299 ГК (см. коммент. к этой статье).

Если право собственности на учреждение переходит к другому лицу, это учреждение сохраняет право оперативного управления на закрепленное за ним имущество.

На основании п. 2 комментируемой статьи учреждение, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. Особенность ответственности учреждения как юридического лица состоит в том, что при недостаточности у учреждения денежных средств по его обязательствам возникает субсидиарная (дополнительная) ответственность собственника, создавшего учреждение, т.е. его учредителя. На имущество учреждения может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения только в том случае, если у собственника не останется ни денежных средств, ни другого имущества.

Учреждение, зарегистрированное в качестве юридического лица, осуществляет права юридического лица в соответствии со ст. ст. 48, 49 ГК.

Гражданский кодекс Российской Федерации
Часть первая Гражданского кодекса РФ
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(представлена действующая редакция части первой ГК РФ на 02.11.2013)

Раздел I.

Статья 120. Утратила силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Подраздел 2. ЛИЦА

Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

§ 5. Некоммерческие организации

Статья 120. Учреждения

1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *